Человек в отечественной и мировой литературе. Образ природы в отечественной и мировой литературе (Программа). «Причудливый» образ природы в детской литературе

эссе

Чем является для меня педагогика.

Чем является для меня педагогика? Это живой процесс. Процесс поиска ребенком самого себя, обращения к внутреннему миру, к своим чувствам, эмоциям. Современному ученику, который спотыкаясь, путается в сегодняшней свободе мысли, сложно найти себя, свое место в социуме. И лишь опираясь на плечо педагога, способного провести по начерченной, как на детском рисунке, сказочной дороге к знаниям, к жизненным принципам, он способен сделать правильный выбор -стать человеком.

Каждый день, идя к детям, я думаю о том, что смогу дать им сегодня. Вспоминаю кадры из фильма «Ирония судьбы»: главная героиня, работающая учителем, точно подмечает, что ошибки врачей дорого обходятся людям, и, хотя, ошибки учителей не столь заметны, но, в конечном счете, они обходятся не менее дорого. Потому я должна видеть наперед результат своих действий, прогнозировать исход.

А еще надо быть самим собой - не одевать пафосные маски «всезнайки», быть соучастником урока. Уметь удивляться детским открытиям, радоваться новому совместно с ребятами. Только будучи искренней можно получить в награду признание учеников, так как дети как никто другой чувствуют фальшь и равнодушие.

Для того чтобы построить дом знаний, нужно возвести его на крепком фундаменте. И если научить ребенка самому возводить стены, впоследствии он выстроит уникальный город. Умение анализировать, синтезировать, прислушиваться к другим мнениям, быть гибким, искать возможные пути решения – вот тот фундамент, который важно заложить в самом начале. Только вовлекая детей в учебный процесс, заставляя их кропотливо собирать информацию, при этом не забыв заинтересовать их в этом поиске, можем воспитать пытливый ум, потребность в поиске знаний, в поиске нового наполнения себя. Задача учителя не в том, что бы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. (Константин Кушнер)

Иногда я размышляю о том, что нужно брать от жизни и что отдавать взамен. Мы все хотим встречать на своем пути добро, любовь, дружбу, понимание… Однако, чтобы это получить, мы должны преподнести взамен те же дары. Сам учитель должен быть духовно щедрым, он должен уметь одаривать окружающих. Ведь научить принимать не менее важно, чем отдавать. Совершенствуясь в добродетели, нам необходимы те, кто нуждается в ней, и лишь тогда, пропустив это знание через себя, ребенок сможет делиться с окружающими теплом, добром – «Человечностью».

Как нельзя верно отражает эту мысль высказывание Дориса Ноу Ноулта: «Если ребенок окружён критицизмом, он учится обвинять. Если ребёнок видит враждебность, он учится драться. Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности. Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким. Если ребёнка постоянно стыдят, он учится быть виноватым. Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе. Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире».

Для меня, прежде всего, важно быть педагогом, который понимает и чувствует идущего рядом ученика.

Блокада Ленинграда

Женщина на войне

Война без прикрас (документальная литература)

А. Адамович, Д.Гранин, «Блокадная книга» (эпизоды)

На большом фактическом материале - документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, - авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В книге звучат живые голоса переживших ужасы войны. Это правда войны, без прикрас, без глянца, именно поэтому книга «продиралась» через жесткую советскую цензуру, её первое издание невозможно было найти в библиотеках.

Собранные вместе, эти свидетельства обретают особую силу и, по словам, А.Адамовича, «народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, сводят в фокус…»

С.Алексиевич «У войны не женское лицо» (эпизоды)

Вслед за авторами упомянутой выше книги живые свидетельства людей, прошедших сквозь огонь войны, записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – бывшим саперам и летчицам, медсестрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны - не женское лицо», обладающая силой особого эмоционального воздействия, вызывающая чувство величайшей благодарности и одновременно неизбывной вины перед ними – сестрами, невестами, женами, которые прошли через войну.

Ф. Абрамов «Потомок Джима».

Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова».

(Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы)

Общие тезисы по теме:

Русская классическая литература представляет благодатный материал для воспитания в человеке любовного отношения к природе. Трудно найти в мире другую национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». Описания природы в русской классической литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие, они имеют важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается и внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

Английский писатель Ч.Сноу, говоря об отличии английской литературы от русской, заметил: «Почти во всех произведениях русской литературы и прежде всего Толстого английский читатель ощущает дыхание необъятных пространств, бескрайних русских равнин».



1.Тезис: «Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть».

И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»

И.С.Тургенев в историю русской литературы вошел как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком. Хорошо известны его слова: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячами нерасторжимых нитей». Ощущение своего единства со всем живым на земле определяет нравственные свойства многих его героев.

Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней.

М.Пришвин «Кладовая солнца»

В произведении «Кладовая солнца» Пришвин высказал в нем свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

«Слово о полку Игореве»

В.Астафьев «Царь-рыба»

В «Царь-рыбе» Виктор Астафьев пишет о животворящем начале соединения человека и природы. Отношения человека и природы, по мысли Астафьева, должны строиться на принципах гармонии. Попытки «покорения» природы способны привести к гибели всего.

Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

Тезис: Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.

В.Шукшин «Старик, солнце и девушка»

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Девушке-художнице, которая находится рядом с ним, он ежеминутно комментирует меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и для героини открытие, что дед, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!

Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство"

«...Баба Маня встала. Встала, с трудом добралась до дома и слегла: у нее началось двустороннее воспаление легких. Больше месяца не поднималась с постели баба Маня, и врачи не сомневались: умрет старуха. Нет на свете такого лекарства, чтобы старого человека воскресить из мертвых. Есть, есть такое лекарство! Его бабе Мане принесли скворцы...»

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями».

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

В.Шукшин «Залетный»

Саня Неверов, герой рассказа В. М. Шукшина «Залетный», по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, ему вдруг страстно захотелось жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит он.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб».

Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л.Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания девушки, очарованной красотой ночи, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…

Тезис: Необходимо бережно относиться к природе.

Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Б.Ш. Окуджава «Мышка»

Тезис:«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Н.Д. Телешов «Белая цапля».

Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.

Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Формулировка «Чем люди живы?» подразумевает, что люди живы духовными ценностями: любовью к ближнему, верой в Бога, мечтой, верой в справедливость, в дружбу…

Тема любви.

nА.Н. Островский «Гроза»

Пьеса «Гроза» - социально-нравственная драма. Тема любви в пьесе А.Н.Островского не является главной. Писатель утверждает (идея), что любить по-настоящему – значит жертвовать ради любимого человека всем, что у тебя есть.

Любовь Катерины – Основа ее жизни – любовь к Богу, к матери, к любимому человеку. Катерина любит не так, как окружающие её женщины. Она готова на жертву ради любимого человека. Героиня нарушает даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для неё священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.

Любовь Тихона Кабанова – любовь раба. Тихон по-своему любит Катерину, но боится её чувства. Он не защищает её, а только молча жалеет.

Любовь Бориса – любовь рабская. Человек безвольный, не способный на решительные действия, не готов взять ответственность за любимую женщину. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Борис советует Катерине покориться судьбе и терпеть.

Любовь Варвары – любовь легкомысленной женщины. Она не способна на большую любовь, несмотря на то что сбегает с Ваней Кудряшом. Не верится, что Варвара и Кудряш смогут создать крепкую семью, ведь они одинаково смотрят на отношения мужчины и женщины.

nИ.С.Тургенев «Отцы и дети»

nВ.А. Жуковский «Светлана»

nА.С.Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Дубровский», «Евгений Онегин» и т.д.

nМ.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Герой нашего времени»

nЛ.Н.Толстой «Война и мир»

nФ.М.Достоевский «Преступление и наказание»

nА.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева

nМ.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.

nБунин «Лапти», «Чистый понедельник»

nПлатонов «Юшка»

nПушкин «Капитанская дочка»

nСолженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»

nТолстой «После бала»

nШолохов «Тихий Дон»

nШукшин «Калина красная»

Чем люди живы?

Что составляет основу, саму сущность жизни людей?

Думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты истории, в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. Они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. Они озабочены благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. Они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. Не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. Независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния. Важно отметить и то, что человек всегда стремился определить своё место в жизни, понять своё предназначение. Размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. Такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. И тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. Пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует литература – как мировая, так и наша родная – русская.

Размышляя над вопросами, чем наполнить свою жизнь, чему её посвятить, бьётся тревожная мысль Евгения Базарова – главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он анализирует различные варианты человеческой судьбы, уклады жизни. «Напичкать день всякими занятиями, ахами да охами»… так, «что и опомниться некогда»? (Базаров о жизни своей матери). Вести «глухую жизнь, какую ведут здесь отцы»? Жить легко, «провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь», как Анна Сергеевна Одинцова? Посвятить свою жизнь борьбе за то, чтобы «у последнего мужика» была «славная, белая изба»? «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» В сцене «Под стогом сена» поставлены конечные вопросы бытия, неразрешимые по своей сути: что такое человек и что такое жизнь человека? Зачем нужна жизнь, если она не вечна? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? В чем смысл человеческой жизни, если он лишь песчинка, некая «математическая точка» по сравнению с вечностью? Как должен распорядиться своей жизнью человек? Какой цели себя посвятить?

Л.Н. Толстой, великий знаток человеческой натуры, в романе «Война и мир» тоже показывает разные уклады жизни. Суть жизни одних людей (светское общество в салоне Шерер) составляют карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость. Внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». Этих людей он относит к партии « войны». Им Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. Всех Болконских связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм. Ростовы живут сердцем – любовью, дружбой. Эти две семьи, когда придёт необходимость, проявят себя подлинными патриотами и будут защищать свою страну, свой дом, свой образ жизни.

Эти традиции наследуют Турбины - герои романа М. Булгакова «Белая гвардия», воспитанные на книгах Пушкина и Толстого. Их дом сотрясает «дикий, чёрный ветер» гражданской войны. И они готовы защищать Город, Дом, дворянские понятия о чести и долге. Защищая Дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны русской классической литературой. За окнами дома - холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. Всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. «Бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и домашний уют. В борьбе мирного света домашней лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном».

Здесь «лучшие на свете книги с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Многое пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918-1919 года. Но в финале романа в их доме за общей трапезой вновь собираются все. «И всё было по-прежнему…Содружество людей и вещей выстояло», и это главное. Булгаков и его герои уверены: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…” Дом и звёзды как вечные нравственные ценности, как первооснова жизни - вот чем жив человек.

Так чем же живы люди? Интересами мира, дружбы, любви, поисками своего места в мире, стремлением наполнить жизнь смыслом и участвовать в общей жизни людей, борьбой за жизнь и то, что составляет её суть.

Надежда Геннадьевна Горох

Чем люди живы? (На материале произведений М.Горького)

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Рассказ «Челкаш»

Тезис: «Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей – все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче» (Е.Б.Тагер)

Что больше всего ценит в жизни Челкаш? О какой жизни мечтает?

Найдите описание портрета героя. С какой птицей сравнивает Челкаша автор? Почему?

Какие представления о свободе у Гаврилы? Совпадают ли они с представлением о свободе Челкаша?

Что движет поступками Гаврилы? Почему в голове религиозного парня зреет замысел убийства?

Кто из героев, на ваш взгляд, духовно выше?

_______________________

Тезис: «М.Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший жизнь с мрачных и неприглядных сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу, возможности». (А.А.Волков)

Каков идеал человека, по М.Горькому? Докажите примерами из его произведений.

В каких горьковских образах утверждается идея беззаветной любви к людям?

____________________________

Тезис: «В своем творчестве Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей» (А.Н.Семенов)

Присутствуют ли эти вопросы в «Песне о Соколе», рассказах «Челкаш»? Как на них отвечает автор?

Творческая работа:

Поразмышляйте в эссе над вопросом об истинных ценностях человека.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Тезис: «Жизнь - нетающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». (Б. Шоу)

Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»? Над чем заставил вас задуматься рассказ?

В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?

«В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Какую память оставил о себе Данко? (голубые искры).

Творческая работа:

Голубые искры попадают в сердца людей и заставляют их пылать такой же любовью к людям, какая жила в Данко. Одни люди с пылающими сердцами совершают подвиги, другие всю свою жизнь превращают в подвиг. Напишите эссе на тему «Люди с пылающими сердцами».

Список произведений

Пожалуй, нет такого произведения, где бы описанию природы не отводилась определённая роль. Но при написании сочинения на данную тему следует рассуждать о взаимодействии человека и природы . Поэтому надо будет вспомнить произведения, в которых это взаимодействие каким-то образом проявляется.


  1. «Слово о полку Игореве…» (Князь Игорь, Ярославна – и природа)

  2. В.А. Жуковский. Элегия «Море» (Что значит морская бездна для лирического героя?)

  3. А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Бесы», «Туча», «На холмах Грузии…», «К морю», «Погасло дневное светило…», «Осень», поэмы «Кавказский пленник», «Медный всадник», главы из р. «Евгений Онегин»

  4. М.Ю. Лермонтов. «Тучи», «Парус», «Листок», «Три пальмы», «Родина», поэмы «Мцыри», «Демон», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу», роман «Герой нашего времени»

  5. А.Н. Островский. «Гроза» (Что значит природа для Катерины?)

  6. И.А. Гончаров. «Обломов» («Сон Обломова»)

  7. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Отцы и дети» (Что значит природа для Базарова, для Н.П. Кирсанова?)

  8. Лирика о природе Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого

  9. Л.Н. Толстой. «Война и мир» (Что значит природа для любимых героев автора?)

  10. И.А. Бунин. Лирика о природе.

  11. А.И. Куприн. «Олеся» (Что значит природа для главной героини?)

  12. А.М. Горький. «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)

  13. Лирика о природе К.Д. Бальмонта, А.А. Блока.

  14. Лирика о Родине и природе С.А. Есенина, М.И. Цветаевой

  15. М.А. Шолохов. «Тихий Дон» (Что значит природа для Григория Мелехова и других казаков?)

  16. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Заключительные главы, эпилог)

  17. Лирика о природе Б.Л. Пастернака, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого.

  18. Б.Л. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»

  19. В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»

  20. В.П. Астафьев. «Царь-рыба»

  21. А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
В поэтических произведениях следует обратить внимание на то, что значит природа для лирического героя. Не забывайте, что ответить на этот вопрос поможет анализ изобразительно-выразительных средств языка.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ
XIX - XX ВЕКОВ

Егорова Г.П., Попикова В.В.

В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!

В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Один из основоположников классической русской прозы Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что "богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности". Аксаков с раннего детства всей душой полюбил природу. Прогулки в лес, охота и рыбная ловля заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы и годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения.

Первым произведением Аксакова был природоведческий очерк "Буран", занимающий и по сей день достойное место в области пейзажной словесности.

Огромный успех имели и написанные позднее "Записки об уженье рыбы". Этот успех побудил Аксакова продолжить их "записками ружейного охотника Оренбургской губернии". Обе эти книги имели популярность далеко за пределами специального интереса охотников и рыболовов. Они выдержали несколько изданий еще при жизни автора.

Литературный язык Аксакова чист, правдив и ясен. " Я ничего не могу выдумывать: к выдуманному у меня душа не лежит , я не могу принимать в нем живого участия, мне даже кажется это смешно, и я уверен, что выдуманная мною повесть будет пошлее, чем у наших повествователей. Это моя особенность и в моих глазах показывает крайнюю односторонность моего дарования..." - незадолго перед смертью писал Аксаков своему сыну.

Значение творчества С.Т. Аксакова очень велико. Все его произведения посвящены большой любви к природе, бережному вниманию к ней, к ее полям и лугам, лесам и паркам, к рекам и озерам. Мастерство Аксакова ценили Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Знали и восхищались им Толстой, Гоголь, Тургенев. Последний так писал об Аксакове: "... Всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии, во всей ее красоте и силе, всякий, кому дорого проявление жизни всеобщей, среди которой сам человек стоит, как звено живое, высшее, но тесно связанное с другими звеньями, не оторвется от сочинений господина Аксакова...".

В творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые "Записки охотника".

В рассказе "Бежин луг" заблудившийся охотник не только переживает страх вместе с собакой, но и чувствует свою вину перед уставшим животным. Тургеневский охотник очень чуток к проявлениям взаимного родства и общения между человеком и животным.

Рассказ "Бежин луг" посвящен русской природе. В начале рассказа изображаются особенности изменения природы в течение одного июльского дня. Потом мы видим и наступление вечера, закат солнца. Утомленные охотники и собака сбиваются с дороги, испытывают чувство потерянности. Загадочна жизнь ночной природы, перед которой человек не всесилен. Но тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она еще и прекрасна "темным и чистым небом", которое "торжественно и высоко" стоит над людьми. Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: " Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь... Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...".

Ночная природа наталкивает детей у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, предлагает одну загадку за другой и сама же рассказывает возможное их разрешение. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, полетом падающей звезды (по крестьянским поверьям души человеческой). На смех и плач русалки откликается в рассказе Тургенева ночная природы: " Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом и слабый, шипящий свист промчался по реке".

Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. От мифических существ, русалок, домовых в начале рассказа воображение ребят переключается на судьбы людей, к утонувшему мальчику Васе, несчастной Акулине и др. ... Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.

Так формируется в "Записках охотника" тургеневская философия природы. Вслед за кратковременными страхами летняя ночь несет людям мирный сон и покой. Всесильная по отношению к человеку, сама по себе ночь - лишь миг. " Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро начиналось...".

Перед читателями поэзии Николая Алексеевича Некрасова постоянно возникают картины русской природы, которые можно назвать пейзажами.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед, неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар, лежит;
Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор! -

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер!


Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И ночи,

И моховые болота, и пни -


Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

В стихотворении Некрасова "Железная дорога" в природе все поэтизировано: и пни, и моховые кочи, и лед, словно тающий сахар. Стихи передают почти физическое ощущение приобщения к природе - " ... около леса, как в мягкой постели, выспаться можно..."

Взаимоотношения человека с природой передано в поэме "Саша". Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы.

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

Когда же вырубка завершилась:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом...

Не было пощады и лесной фауне:

Звонко кукушка вдали куковала,

Да, как безумная, галка кричала,
Шумно летая над лесом... но ей

Не отыскать неразумных детей!


С дерева комом галчата упали ,

Желтые рты широко разевали,

Прыгая, злились. Наскучил их крик -

И придавил их ногою мужик.

Некрасов - критик - открыл Тютчева для читателя. "Тютчев принадлежит к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии". Некрасов первым в русской критике сказал о Тютчеве, как о великом поэте.

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.

В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул. пыль летит,

Повисли перлы дождевые.

И солнце нити золотит.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной бороде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

В другом стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, от зимы к весне:

Еще зимы печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышит,

И елей ветви шевелит...

Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку:

Не то, что мните Вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Стремясь показать зримые и незримые связи человека и природы, Фет создает циклы стихотворений: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и др. Романтический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой :

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Писатели ХХ века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, какими должны быть отношения человека в бурный век научно-технической революции к природе. Потребности человечества в природных ресурсах возрастают, и особенно остро встают вопросы бережного отношения к природе, т.к. экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой наносит неисправный урон окружающей среде.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке. То же самое стирание границ между природой и человеком в стихотворении "Песни, песни, о чем вы кричите? ...":

Хорошо ивняком при дороге

Сторожить задремавшую Русь...

И в стихотворении "Закружилась листва золотая... " :

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод..."

Но в поэзии Есенина есть и произведения, говорящие о дисгармонии между человеком и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может послужить "Песнь о собаке". Это одно из самых трагических стихов Есенина. Жестокость человека в житейской ситуации (у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира Эта же тема звучит в другом есенинском стихотворении - "Корова".

Другой известный русский писатель Бунин Иван Алексеевич вступил в литературу поэтом. Он писал о гармонии природы. В его произведениях звучит неподдельный восторг перед природой. Поэт хочет воссоединиться с ней. В 16 лет он пишет:

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Лучшее стихотворное произведение Бунина - поэма "Листопад" занимает почетное место в мировой пейзажной лирике.

Но широкой известности Бунин достиг благодаря прозе. Рассказ "Антоновские яблоки" - это гимн природе, наполненный неудержимой радостью.

В рассказе "Эпитафия" Бунин с горечью пишет об опустевшей деревне. Перестала жить лежащая вокруг степь, замерла вся природа.

В рассказе "Новая дорога" столкнулись две силы: природа и грохочущий по рельсам поезд. Природа отступает перед изобретением человечества: "Иди, иди, мы расступаемся перед тобою", - говорят вечные деревья. - "Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищите людей прибавишь нищету природы?". Тревожные мысли о том, к чему может привести завоевание природы, мучают Бунина, и произносит он их от имени природы. Молчаливые деревья обрели возможность заговорить с человечеством на страницах произведений И.А.Бунина.

В повести "Суходол" Бунин рассказал о процессе возникновения оврагов. От описаний картин XYIII века, когда вокруг речки Каменки стояли густые леса, писатель переходит к тому, что наблюдалось после вырубки леса: появились "каменистые овраги за избами с белизной голышей и щебня по их днищам", давно пересохла речка Каменка, и "мужики суходольские копали пруды в каменистом ложе". Эта повесть дает прекрасный пример того, что все взаимосвязано в мире природы. Стоило лишить почву защитного слоя лесов, и создались условия для возникновения оврагов, бороться с которыми гораздо сложнее, чем вырубать лес...

Творчество современника И.А. Бунина Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.

Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Еще в первом произведении "В краю непуганых птиц" Пришвин тревожится отношением человека к лесам "...Только и слышишь слово "лес", но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и т.д.". Но это пол-беды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное "... бросается в лесу и гниет. Гниет также и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес..."

Об этой же проблеме идет речь в книге очерков "Северный лес" и в "Корабельной чаще". Бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.

В "Лесной капели" Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. Ветки черемухи в домах простоят день - два и отправятся в мусорные бачки, а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения.

А иногда, казалось бы, совсем безобидным способом, невежественный охотник может привести дерево к гибели. Такой пример приводит Пришвин: "Вот охотник, желая взбудить белку, стучит топором по стволу и, достав зверька, уходит. А могучая ель губится от этих ударов, и вдоль сердца начинается гниль".

Много книг Пришвина посвящены животному миру. Это и сборник очерков "Дорогие звери", рассказывающий о хищниках, пушных зверях, пернатых и рыбах. Писатель во всех подробностях хочет рассказать читателю о живой природе, чтобы показать тесную связь всех звеньев, ее составляющих, и предупредить, что исчезновение хотя бы одного из этих звеньев обернется необратимыми нежелательными изменениями во всей биосфере.

В повести "Жень-шень" писатель рассказывает о встрече охотника с редким животным - пятнистой оленихой. Эта встреча породила в душе охотника борьбу двух противоположных чувств. "Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда я не думал, не знал... что красота, или что там еще, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: "Упустишь мгновение, никогда оно тебе не возвратиться, и ты вечно будешь о нем тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка самого красивого в мире животного". Другой голос говорил: "Сиди смирно! Прекрасное мгновение можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками". Красота животного побудила в человеке охотника...

В повести "Неодетая весна" Пришвин рассказывает о спасении людьми зверей во время весеннего половодья. И тут же приводит удивительный пример взаимовыручки среди зверей: охотничьи утки стали островками суши для насекомых, оказавшихся в воде из-за бурного разлива. Таких примеров помощи животных друг другу у Пришвина много. Через них он учит читателя быть внимательным и подмечать сложные взаимоотношения в мире природы. Понимание природы, чувство прекрасного неразрывно связано с правильным подходом человечества к использованию щедрых даров природы.

На протяжении всей своей литературной деятельности М.М. Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: "Пишу - значит люблю", - говорил Пришвин.

Одним из продолжателей пришвинских традиций в литературе стал Константин Георгиевич Паустовский.

Рассказ Паустовского "Телеграмма" начинается так: "Октябрь был на редкость холодный, ненасытный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла. и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за речки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо".

Подсолнечник в этом эпизоде символизирует одиночество Катерины Петровны. Умерли все ее сверстники, а она, как маленький подсолнечник у забора, пережила всех. Из последних сил пишет Катерина Петровна письмо любимой дочери: "Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день... Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень". Через весь рассказ проходит параллель - человек и родная природа, Катерина Петровна "остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно..., а сейчас он стал облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой беспристрастной ветреной ночи". Другой рассказ Паустовского "Дождливый рассвет" переполнен гордостью, восхищением красотой родной земли, вниманием к людям, влюбленным в эту красоту, тонко и сильно чувствующим ее прелесть.

Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда глубоко лиричны. Особенностью писателя является его манера недоговаривать, недорисовывать, он предоставляет читателю завершить в своем воображении ту или иную картину.

Паустовский прекрасно владел словом, являясь подлинным знатоком русского языка. Одним из источников этих знаний он считал природу: "Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувства этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под куста лещины".

Вот какую историю пересказал Паустовский со слов знакомого лесника: " Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется - течет через всю нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой..."

"Простые эти слова, - утверждает Паустовский, - открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах".

Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что "родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа".

Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость.

Нельзя не отметить произведение Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей", в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе.

Главный герой Егор Полушкин - лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Будучи человеком простым, незатейливым, всю красоту и богатство своей души он проявляет в своей работе. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Так, например, правила поведения для туристов Егор вместе с сыном Колей написали в стихах:

Стой турист, ты в лес вошел,

Не шути в лесу с огнем,

Лес - наш дом,

Если будет в нем беда,

Где мы будем жить тогда?

Как много мог бы сделать этот человек для своей земли, если бы не его трагическая гибель. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами.
Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: "Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то... Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку."

Мы рассказали далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Единство жизни человека и природы в произведениях Бунина

Они сами по себе составляют в произведениях Бунина главное : все подробности рассказа, кажущаяся несвязанность его эпизодов и картин призваны создать у читателя одно ощущение - единства жизни человека и природы. В «Жизни Арсеньева», книге, за которую Бунин получил в 1933 г. Нобелевскую премию, герой возмущается, услышав мнение, что в произведениях Фета слишком много описаний природы: «Я негодовал: описаний - пускался доказывать, что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни!» Такое мироощущение вообще составляет основу творчества Бунина. Вот почему все живое, земное, раздробленное на отдельные запахи, звуки, краски, составляет у него самостоятельный предмет изображения. Вот ощущения крепостной Натальи, которая возвращается на хутор после двухлетней ссылки: «Во всем, во всем - и особенно в запахе цветов - чувствовалась часть ее собственной души, ее детства, отрочества, первой любви» («Суходол»).

Легкое дыхание Оли Мещерской после ее смерти «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре» («Легкое дыхание»). В эмиграции память звуков, красок, запахов родной земли питала все его творчество. Чувство полноты жизни для героя повести «Митина любовь» вырастет из знакомых запахов, как в «Антоновских яблоках»: «...эти пахучие курные избы, теплый, сладостный, душистый дождь... ночь, весна, запах дождя, запах распаханной, готовой к оплодотворению земли, запах лошадиного пота и воспоминание о запахе лайковой перчатки...»

Подводя итоги прожитой жизни, Бунин вспомнит «ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве...» - и скажет: «Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и в листве, я и умирая вспомню...» («Жизнь Арсеньева»). Внимание Бунина к деталям жизни - краскам, запахам, звукам - носит, таким образом, глубоко содержательный характер. И свидетельствуют они в «Антоновских ^блоках» не только о единстве жизни человека и природы. Этой мыслью замысел рассказа не исчерпывается. Замысел раскрывается полнее, если понять жанр «Антоновских яблок». Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. «Помню», «бывало», «на моей памяти», «как сейчас вижу»-эти фразы постоянно встречаются в тексте, напоминая о ходе времени и о мемуарном характере повествования. Обилие повторов, ассоциативный принцип повествования, ярко обозначенная роль автора, переживающего то, о чем повествуется, эмоциональный синтаксис - все это говорит о том, что «Антоновские яблоки» - это лирическая проза, проза поэта.

Родство с лирической поэзией можно увидеть прежде всего в том, как ведется развитие темы. В четырех главах, составляющих «Антоновские яблоки», постоянно меняются эпизоды и картины деревенской жизни, их смену сопровождает упоминание о переменах в природе - от бабьего лета до первого снега и наступления зимы. И постепенному угасанию природы соответствует описание угасания поместной жизни. «Вспоминается мне ранняя погожая осень»,- так начинается рассказ. И завершается первая глава, в которой повествуется о богатом плодоносящем саде в усадьбе, свежести, энергичным восклицанием: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» Вторая глава повествует о «крепкой» жизни в усадьбе тетки Анны Герасимовны, и ничто как будто не предвещает перемен в ней, в том числе и концовка главы : «Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой». Но постепенно интонация бодрости, свежести уступает место интонации грусти. Как напоминание о тревожном будущем звучит в начале третьей главы фраза: «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков - охота». Охота в этой главе описана такой, какой она была прежде, на широкую ногу, но незначительными деталями герой рассказа дает понять, что на самом деле этот обычай тоже идет к угасанию, вырождается. И не случайно уносится куда-то вдаль бешеная тройка, и рассказчик остается один - в безмолвии леса, а затем - в тишине усадебной библиотеки.

«Насмешливо-грустно» кукует кукушка в кабинетных часах, «сладкая и странная тоска» возникает при чтении дедовых книг, «печальные и нежные глаза» глядят с портретов красавиц, живших когда-то в дворянских усадьбах, -- с такой интонацией подходит Бунин к рассказу о том. А в параллельном сюжете, в описаниях природы - глубокая осень, почерневшие от мороза листья «в березовой аллее, вырубленной уже наполовину». Бодрые восклицания есть и в этой главе: «Хороша и мелкопоместная жизнь!..», но они редки в элегическом тоне завершающей главы.

О ПРИРОДЕ

Природа никогда не создает шума. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». Милостиво о блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…


А человек шумит. Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, - это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать на нечто величественное. Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего духовного. Он «говорит», не имея, что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности , раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Говоря языком современной психологии,он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
И снова… И снова… Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. Благодаря шуму внешний мир становится значимым. Он оглушает человека, поглощает его. Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
Робка также и муза. Как легко спугнуть ее шумом!.. Нежна ее сущность, голос ее нежен. А шум – дерзкий парень. Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
От этого бедствия я не знаю утешения. Есть только одно: побороть шум…
(По И.Ильину).

Сочинение по тексту Ильина:

В тексте, предложенном для анализа, только одна, но вселенская боль гениального (именно такой эпитет ему высекло время) философа И.А.Ильина. А значит и одна (вечная!) проблема – различение духовного и бездуховного. Это приобщение (страстное!) ко всеобщему бесконечному стремлению к правде, добру и красоте, т. е. «побороть шум».
Что же делает автор, чтобы воздействовать на наш мозг, сознание, душу? Я бы назвала его обращение к современникам (да и к потомкам!) не просто раздумьем, а самым настоящим криком души, потрясенной искореженным человеком мира.
Именно отсюда его изображение шума (грохот, треск, рев, визг, свистение, жужжание, гудение) как грохот металлического рока, отключающий сознание, уродующий психику, опустошающий душу. И это, убеждает автор, не свойство отдельного человека, это примета вселенской бездуховности (даже признаки апокалипсиса). Вот откуда у современного человека столь велика тяга к развлечениям, и, я бы даже сказала, к отвлечениям («шум перекрывает все»).
Каждый абзац текста – это даже не логическая цепочка в рассуждении, это целая философия, которая прозревает душу, наполняет жизнь человеческую особым смыслом.
Так к чему же так страстно ведет нас философ (я бы даже сказала «пророк»)? Эта фраза: «Шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто», - аксиома, духовная установка. И вдруг: «От этого бедствия я не знаю утешения». И все-таки путь – «Есть только одно (утешение): побороть шум» Это и позиция, и «свет в конце туннеля», и ободряющий совет.
Боже, на какие мысли настроил автор, как о многом заставил задуматься и, может быть, совсем другими глазами заставил посмотреть на окружающий мир и оценить свое место в нем.Как я понимаю, «шум» - ведь это не только примета нашего времени (хотя написано это И.А.Ильиным в первой половине 20 века), это образ, это знаковое предупреждение. Вот и «разрывается» от дикого хохота («шума») телевизор, гудит-ревет в экстазе подросток от всепоглощающего рока. Природа не терпит пустоты – заполняет ее безликость («всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум»). Пройдите по книжным рядам, «целофанированная» современная литература заполняет все (Донцова, Шилова, Хрусталева…до бесконечности…) Все на злобу дня – и уйдет вместе с ней, «со злобой», ибо (уверена!) не померкнет свет, пока жив человек.
Идите к высокому, что возвышает и облагораживает душу, к настоящему искусству, которое укрепит вашу веру в добро, правду и красоту. Идите к А.С.Пушкину – и выйдите из лабиринта затмения. Читайте – и прозреете, сумеете отличить ложное от истинного. Вникните в смысл его откровений, созданных им образов русской трагедии, где обволакивающим, путающим все выступает грозная стихия («метель»). Здесь бессчетный ряд знаковых произведений, просветляющих душу, выводящих на светлую дорогу к Храму.
2014 -> Сабақ Сабақтың тақырыбы: 0-ден 10-ға дейінгі сандар. Толық ондықтар (салыстыру, сандарды қосу және азайту). 10 көлеміндегі сандардың құрамы

Конференция организуется кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького и проводится в рамках государственного проекта «Год экологии в России (2017)».

Конференция состоится в здании Литинститута 7 декабря 2017 года. Материалы конференции будут опубликованы в одном из сборников научных трудов Литинститута.

Программа конференции

(четверг)

день пленарных заседаний

Пленарное заседание (утреннее)

Регламент выступлений: 10-15 минут

Приветственное слово ректора Литературного института имени А.М. Горького д.ф.н. профессора Варламова Алексея Николаевича

Приветственное слово проектора по творческой и научной работе Литературного института имени А.М. Горького к.ф.н. доцента Дмитренко Сергея Федоровича

Халтрин-Халтурина Елена Владимировна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

Мысленный пейзаж работы Вордсворта: о методах и приемах создания

Гачева Анастасия Георгиевна, д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН

Образ природы в философском наследии Н.Ф. Федорова: религиозно-философский и литературный контекст

Морозова Ирина Васильевна д.ф.н., профессор РГГУ, Институт филологии и истории, кафедра сравнительной истории литератур

Природа в женском тексте Старого Юга

Баркова Элеонора Владиленова, д.филос. наук, профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова Экофилософия и художественная литература в перспективах развития мировой культуры

Чекалов Кирилл Александрович, д.ф.н., заведующий отделом классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ РАН

Дунай в романах Жюля Верна

Лунина Ирина Евгеньевна, д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой истории зарубежных литератур МГОУ

Природа и человек в книге Мэри Хантер Остин «Страна маленького дождя» (Mary Hunter Austin«The Land of Little Rain»)

Левина Вера Николаевна, д.ф.н., доцент РУДН

Пейзаж как экологический маркёр художественного текста

Эванс Джеймс, старший преподаватель кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького (Англия)

«Причудливый» образ природы в детской литературе

Папян Юрий Михайлович, к.ф.н., доцент кафедры русского языка и стилистики Литературного института имени А.М. Горького

Об анализе образа и о том, «как образ входит в образ»

Саленко Ольга Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры русской классической литературы и славистики Литературного института имени А.М. Горького

Изобразительный образ и индивидуальный стиль в любовной лирике А. Апухтина, А. Фета, К. Фофанова, А.Блока

Завгородняя Галина Юрьевна, д.ф.н., профессор кафедры русской классической литературы и славистики Литературного института имени А.М. Горького

Символика пейзажной детали в стихотворениях А. Теннисона

Пленарное заседание (дневное)

Ведущие: зав. кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького, профессор Тарасов Борис Николаевич, доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Попов Михаил Николаевич

Казнина Ольга Анатольевна, д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького, профессор литературного института имени А.М. Горького

«Природа как метафизическая среда в творчестве С.Т.Кольдриджа

Тарасов Борис Николаевич, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Пантеизм или христианство? (образ природы в лирике Тютчева)

Гладков Александр Константинович, к.и.н., старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук

Поэтика природы между язычеством и христианством: натурфилософские аспекты западноевропейской латинской литературы эпохи Средневековья

Федоров Алексей Владимирович, к.ф.н., руководитель Филологического центра издательства "Русское слово"

Охота в жизни и в творчестве А.К. Толстого

Гвоздева Татьяна Борисовна, к.и.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Образ Олимпии в античной литературе

Лебедева Виктория Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

К вопросу о «болотной теме» в русскоязычном дискурсе В. Набокова

Арутюнов Сергей Сергеевич, поэт, доцент Литинститут им. А.М.Горького

О переводах Роберта Фроста Николаем Работновым и об иллюзиях 2001 года

Филин Андрей, поэт, драматург

Роль природы в аналитической психологии К.Г. Юнга

Зайцева Елена Александровна, к.иск.н, проф. МГИМ имени А.Г. Шнитке

Предсказательные обряды в русском календарном фольклоре

Дубах Татьяна Михайловна, к.ф.н., доцент кафедры немецкой филологии Уральского государственного педагогического университета

Образ природы в прозе Артура Шницлера

Завершинская Елена Александровна к.ф.н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета

Диалог с Ш. Бодлером в стихотворении «Природа» М. Уэльбека

Литвиненко Нинель Анисимовна, профессор МГОУ, доктор филологических наук Жанровый модус романтического образа природы в романистике Жорж Санд 1830-1840- гг.

Джамбеков Шарани, д.ф.н.профессор Чеченского государственного педагогического университета, член союза писателей России

Мир природы в романе-дилогии Шимы Акуева «Красные цветы на снегу» (к 80летию со дня рождения чеченского поэта и прозаика)

Бочкарёва Светлана Владимировна, к.филос.наук, учитель английского языка, Кованова Г.И., учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №19» г. Кургана

Диалог Человека и Природы с точки зрения литературы разных народов

Бузская Ольга Маратовна, к.филос.наук, доцент

Экология планеты в романе Фрэнка Герберта «Дюна»

Байроновское общество при Литературном институте имени А.М. Горького

Ведущие секции: ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Халтрин-Халтурина Елена Владимировна, доцент кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького Муратова Ярослава Юрьевна

Шишкова Ирина Алексеевна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького

Зигфрид Сассун как байронический герой

Кешокова Елена Алимовна, к.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Образ природы в поэзии английского сентиментализма XVIII века

Никола Марина Ивановна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой всемирной литературы МПГУ

Символика топоса Колона в прозе XX века: Э.М. Форстер и А. Бошо

Черноземова Елена Николаевна, д.ф.н., профессор МПГУ

«Садовые чары» Сарры Аллен и традиции женской прозы

Муратова Ярослава Юрьевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков Литературного института имени А.М. Горького

Точка созерцания природы в современной британской литературе: Кэтлин Джейми поэтический сборник «The Bonniest Company» и сборники очерков «Sightlines», «Findings»

Добросклонская Татьяна Георгиевна, д.ф.н. профессор МГУ

«Национально-культурная специфика ландшафта в контексте литературно-художественного творчества».

Лаштабова Наталия Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета

Природа Ирландии в романе Б. Стокера «Ущелье Змеи»

Редина Ольга Николаевна к.ф.н., доцент МГОУ

«Философия пейзажа в романах О. Хаксли»

день секционных заседаний

Секция аспирантов

Ведущие секции доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Кешокова Елена Алимовна, аспирант Альбрехт Ольга Викторовна

Смолянская Александра Алексеевна (студентка магистратуры СПбГУ)

«Не-антропоморфный взгляд на общество в литературе: текстовая омонимия» (в контексте произведений «Холстомер» Л.Толстого, «Путешествия Гулливера…» (4-я часть) Дж. Свифта, «Скотный двор» Дж. Оруэлла, «Скотский бунт» Н.Костомарова и «Бунт» В. Реймонта

Альбрехт Ольга Викторовна (Литературный институт им. А.М. Горького)

Образ сада в романе Э. Золя «Проступок аббата Муре»

Соколов-Пурусин Роман Сергеевич (Литинститут им. А.М.Горького)

Поэтическая концепция природы в поэмах А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Цветаевой

Ратникова Екатерина Николаевна (ИМЛИ имени А.М. Горького)

Образы сакрального и профанного пространств в повести братьев Стругацких и «Пикник на обочине»

Кулик Наталья Михайловна (МГОУ)

Образ природы в романе Джека Керуака «Бродяги Дхармы»

Гладунов Игорь Константинович (МГОУ)

Образ сада в романе Л. Норфолка «Пир Джона Сатурналла»

Гурова Мария Юрьевна (Литературный институт имени А.М. Горького)

Образы эдельвейса в военной истории

Карпова Анна Вадимовна (МГПУ)

Функции пейзажа в творчестве Ж. Грака

Семенец Антонина Валерьевна (Украина) (Литинститут имени А.М. Горького)

Символичность образа пустыни в романах А. Картер

Богатырева Ксения Рамзановна (Литературный институт имени А.М. Горького)

"О многофункциональности образа природы в романе Джона Фаулза "Волхв"

Шуваева-Петросян Елена Алексеевна (Армения) (Литературный институт имени А.М. Горького)

Андрей Битов в пейзаже

Висаитова Диана Рамзановна (МГИМ имени А.Г. Шнитке)

Тема испанской природы в творческих поисках renacimiento

Бевз Иван (Литературный институт имени А.М. Горького)

Городское пространство в романе В. Каминера "Руссендиско"

Хэ Син (Китай) (Литературный институт им. А.М.Горького)

Функции пейзажа в китайской классической литературе

Иванов Юрий Юрьевич (Литературный институт им. А.М.Горького)

Образ города в творчестве Стивена Кинга

Клюева Анжела Николаевна (ЮФУ)

К проблеме выявления визуальных образов природы в ранних рассказах Дж. Апдайка

Шевченко Светлана Николаевна (МГЛУ)

Картины природы в поэтических произведениях У.К. Брайанта

Завгородний Алексей Михайлович (Литературный институт им. А.М.Горького)

Пейзаж в прозе Н.В. Гоголя: специфика перевода на французский язык

Секция студентов

Ауд. 32, с 16:00 ауд. 46

Ведущие: доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького Попов Михаил Николаевич, профессор кафедры философии и религиоведения МГПУ Бессонов Борис Николаевич, аспирант Соколов-Пурусин Роман Сергеевич.

Бессонов Борис Николаевич, д.филос.н., профессор

Коэволюция природы, общества и человека – путь решения экологических проблем

Попов Михаил Николаевич, к.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького

Метафизика природы в произведениях немецких экспрессионистов

Нуруллаев Алекс Давлатович (Лесосибирский педагогический институт)

Образ природы в творчестве В.П. Астафьева

Бондарчук Анастасия Андреевна (Лесосибирский педагогический институт)

Образ леса в повестях Н.Волокитина

Дыкан Александра Аленовна (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет)

Образ сада в лирике Б. Л. Пастернака и в контексте традиций живописи модерна

Балхина Анастасия Зауровна (МГУ)

Проблема взаимоотношений человека и природы в творчестве Джека Лондона

Русецкая Елизавета Сергеевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Мыскин Роман Юрьевич (Литературный институт им. А.М.Горького)

Город и природа в романе «Путешествие Лао Цена» Лю Э.

Царева Анастасия Владимировна, Королева Мария Сергеевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Роль природы в концепции романа Эмилии Бронте «Грозовой перевал

Полина Андреевна Лубнина, Кристина Денисовна Гришина (Литературный институт им. А.М.Горького)

Символика пейзажа в «Саломее» О.Уайльда.

Иванова Валерия Сергеевна, Орлова Василиса Владиславовна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Художественная школа и школа слова у прерафаэлитов

Казарян Луиза Казаросовна, Марголина Софья Семеновна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Метафизика природы в поэзии проклятых поэтов

Гареева Гульнара Равильевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Изображение природы в прозе Генриха Гейне

Мироненко Алла Андреевна (Литературный институт им. А.М.Горького))

Роль пейзажа в пьесе Юджина О’Нила «За горизонтом»

Громова Анастасия Александровна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Традиция изображения в персидской средневековой поэзии

Киченко Елизавета Николаевна (Литературный институт им. А.М.Горького)

Природа в поэзии Ф. Г. Лорки

Арутюнова Анна Сергеевна (РЭУ им. Плеханова)

Экофилософский и экзистенциально-гуманистический смысл стихотворения Б. Пастернака «Снег идет».

Вахрилина Александра Сергеевна (РЭУ им. Плеханова)

Проблемы человеческой глупости, жадности, тщеславия и их противопоставление ответственности, самоотверженности и борьбе за справедливость в масштабах Вселенной в научно-фантастическом романе Айзека Азимова «Сами Боги»

Сукора Ангелина Александровна (РЭУ им. Плеханова)

Философский смысл образов природы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Кожевникова Юлия Олеговна (РЭУ им. Плеханова)

Эффект бабочки» как проблема экофилософии (на примере рассказа Рея Брэдбери «И грянул гром»).

Тарасьева Анастасия Ивановна и Нечаев Алексей Алексеевич (РЭУ им. Плеханова)

Проблемы связи человека и природы в новеллах Эрнеста Хемингуэя

Савельева Юлия Александровна, Медетова Ильмира Адистуллаевна (Астраханский государственный архитектурно-строительный университет)

Человек и природа в отечественной литературе

Абелян Вячеслав и Князькова Галина (Литературный институт им. А.М.Горького)

Образ моря и леса в цикле романов «Тристан и Изольда»

Природа как источник красоты

(эстетическое воздействие на человека)

а/ Примерное вступление

Человек и природа… Это одна из «вечных» тем в истории отечественной и мировой литературы. Природа всегда служила источником красоты, способным оказать благотворное влияние на человека, наполняла его душу умиротворением и покоем, помогала статьчище. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей Вселенной. (56 слов)


б/ Примерное рассуждение

Многие п оэты и писатели понимали, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В произведениях талантливых авторов картины природы открываю нам восхитительный мир, волнуют своей неповторимостью, напоминают читателям: не губите красоту вокруг себя. (46 слов)

в/ Аргументация (примеры из литературы – развёрнутые, указываем точно авторов и названия произведений в кавычках!)

Обратимся к произведениям русской литературы . Одним из замечательных произведений, где показано эстетическое воздействие природы на человека, является стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Стихотворение открывается риторическим восклицанием, передающим радостное настроение лирического героя: «Мороз и солнце; день чудесный!» И, действительно, благодаря поэтическому таланту А.С.Пушкина, мы попадаем в мир зимней сказки, видим картину чудесного утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Поэт создаёт очень зримую картину природы. В этом ему помогаютцветовые эпитеты: «голубыми небесами», «янтарным блеском», глаголы со значением цвета: «чернеет» (лес), «зеленеет» (ель). Нам понятно состояние поэта, который любуется красотой зимнего утра, предает свое восхищениекартиной родной природы. (103 слова)

Приведу другой пример . В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть эпизод «Ночь в Отрадном». По дороге в рязанское имение сына главный герой князь Андрей Болконский останавливается на ночлег в имении Ростовых. Ночью он слышит разговор Наташи Ростовой и Сони. Наташу восхищает красота лунной весенней ночи, она высовывается из окна, смеется, будит Соню: «Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало» . Светлый, счастливый, поэтический мир любимой героини Л.Толстого, её умение видеть красоту природы, восхищаться ею передает автор в этой сцене.

Восторженное состояние героини передается и князю Андрею, вызывая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», заставляет другими глазами посмотреть на окружающий мир, на самого себя.Лунная весенняя ночь в Отрадном пробуждает в душе героя желание жить, радоваться, любить. (116 слов)

Возможные аргументы:

  1. Николай Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети»
  2. Олеся в повести А.И.Куприна
  3. Стихотворение Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..» В стихотворении Е.Баратынский встречает весну ликующим, радостным гимном. Поэт восторженно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и у поэта пробуждает порыв к идеалу, желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней… (И другие лирические стихи русских поэтов о природе)

Примерное заключение

Даже на примере двух этих произведений можно судить о том, что

жизнь природы оказывает огромное влияние на человека, меняет его внутренне, делает лучше. (23 слова)

Итог - 344 слова

Http://mmoruli.rusedu.net/post/7146/98428