Человек раб рабом быть легче. Меняй себя из любви. Современное рабство

Перед вами — цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про бессонницу . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин мудрости» на данную тему. Здесь собраны занимательные остроты и изречения, умные мысли философов и меткие фразы мастеров разговорного жанра, гениальные слова великих мыслителей и оригинальные статусы из соцсетей, а так же многое другое…

Совы ложатся в два часа ночи и спят до полудня.
Жаворонки ложатся в десять, встают в шесть утра и спят до полудня.
Максим Звонарев.

Не залеживайся, если не можешь делать деньги в постели.
Джордж Бернс.

Бессонница — это разглядывание собственного нутра в черном зеркале ночи.
Халина Аудерская.

Спи скорей, твоя подушка нужна другому.
Михаил Зощенко.

Усталость — лучшая подушка.
Бенджамин Франклин
Время, необходимое любому человеку, чтобы по-настоящему выспаться, — это на пять минут больше.
Макс Кауфман.


Дон-Аминадо.

Брак — это союз между мужчиной, который не может спать при закрытом окне, и женщиной, которая не может спать при открытом окне.
Джордж Бернард Шоу.

Бессонница — это когда не можешь спать даже на службе.

Мне столько всего надо сделать, что лучше я пойду спать.
Роберт Бенчли.

Счастливые овец не считают.
Ян Добжаньский.


В. Шкардун.

Быстрее спит тот, кто спит один.
Ричард Эйвден.

Мы умираем каждый вечер. Но мы — мертвецы, наделенные памятью.
Жозе Кабанис.

Приветствуй день вставанием!
Станислав Ежи Лец.


Мария Конопницкая.

Тот, кто храпит, засыпает первым.
Артур Блох.

Жизнь — сон? Не чаще ли бессонница.
Григорий Ландау.

Жизнь — это сон.
Кальдерон.

Ни один человек на свете не признает право любого другого человека находиться в постели, когда сам он уже встал.
Роберт Линд.

Те, кто хвалится, что спят как младенцы, обычно не имеют младенцев.
Лео Берк.

Лучшее средство от бессонницы — спать.
Эмиль Кроткий.

Если бы можно было отоспать смерть в рассрочку!
Станислав Ежи Лец.

Если вы не можете спать, когда пора просыпаться, вам нужно серьёзно заняться своим здоровьем.

Мало встать рано утром, надо ещё перестать спать.
Янина Ипохорская.

Он спал глубоким сном неправедного человека.
Герберт Бирбом Три.

Бессонница — это когда не можешь спать, даже когда уже пора просыпаться.
Из книги «Азимов продолжает шутить.»


Бертран Рассел.

Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении.
Марсель Ашар.


Эмиль Кроткий.


Хоймар фон Дитфурт.

Всякий сон кончается тем, что нужно вставать с постели.

parfumclub.org

Цитаты и афоризмы про сон

Чтобы проснуться доброй и ласковой, нужно заснуть счастливой и удовлетворенной!

А заснуть счастливой и удовлетворенной можно только с любимым человеком!

Время, необходимое любому человеку, чтобы по-настоящему выспаться, - это на пять минут больше.

Ну, это, конечно, если он лег не в 5 утра, а то не 5 минут а еще 5 часов понадобиться…)

Здоровый сон удлиняет жизнь и сокращает рабочее время.

Ночь дана для того, чтобы спать, а не работать.

Качество сна зависит не столько от того, на чем спим, сколько от того, с кем бодрствуем…

Главное, чтобы вечернее бодрствование было не с бумагами на работе…)

Кто рано лег спать и рано встал утром, тот будет здоровым, богатым и мудрым.

Все, сегодня ложусь пораньше спать!

Сон - состояние всемогущества.

Во сне мы можем все, даже Вселенной умудряемся править…)

Сон - это маленький отпуск.

Только отпуск раз в год, а сон - каждый день.

Если спать, обнявшись, неудобно, то рядом просто не тот человек!

С любимым человеком вам и на односпальной кровати будет удобно!

Отсутствие сна – не проблема. Проблема, когда ты не знаешь ради чего просыпаешься по утрам.

Недостаточно просто проснуться, нужно знать, ради чего ты это делаешь…

Сон - единственный отрезок времени, когда мы свободны. Во сне мы позволяем нашим мыслям делать, что им хочется.

Цитаты про бессонницу

Беспредельная усталость рождала бессонницу, а бессонница рождала тоску.

Ночью, когда не можешь уснуть, тебя преодолевают страхи и грустные мысли…

Кто бы мог подумать, что бессонница порождает гениев?

А у меня ночные открытия не вызывают доверия, на то, чтобы мыслить, существует день…

Не сплю сутками, чтобы затем спать сутками, а, проснувшись, вновь не спать сутками.

А потом, наверное, ходишь злой и бросаешься на всех?)

Не спится… пойду открою его страницу, посчитаю овец…

Смотри, а то еще расстроишься, овцы могут оказаться красивыми…)

Бессонница не столько мешает спать, сколько заставляет думать…

Днем думать не хочется, зато, когда приходит время сна - здравствуй тысячи мыслей…)

Бессонную ночь провели вдвоем - Я и КОМАР. Он всю ночь пил и пел, а я ему аплодировала…

Комары всемогущие: они хоть и маленькие, а могут заставить не спать даже самых больших людей…)

Бессонница, видимо, в дружбе с законом подлости…)))

Главное в диете - это сон… Вовремя не уснула - все…. обожралась!

Так вот, почему все, кто худеет, ложатся спать в 6 вечера?)))

Хорошо, что не могла уснуть именно бабушка…

Всё-таки бессонница - довольно бессовестная дама! Ни себе - ни людям!

Ну, почему сразу бессовестная, днем же тебе некогда было думать, вот она и дает тебе ночью время на размышления.

Бессонница – это созерцание звезд в ночной глубине своей души.

Когда ты не можешь уснуть, ты начинаешь разбираться в себе.

frazy.su

Бессонница – это издевательство ночи над человеком.
Виктор Гюго

Бессонница – это когда не можешь спать даже при включенном телевизоре.

Я напевал себе колыбельную по турецки, но не мог заснуть, потому что не знаю турецкого.
Станислав Ежи Лец

Трудно заснуть, считая овец, если ты волк.
Лешек Кумор

Вся беда в том, что я ложусь спать рано, а мои огорчения – поздно.
Лешек Кумор

Вечерние новости стали так интересны, что без валерьянки невозможно открыть пузырек со снотворным.
Дмитрий Пашков

Жизнь – сон? Не чаще ли бессонница?
Григорий Ландау

Бессонница – это разглядывание собственного нутра в черном зеркале ночи.
Халина Аудерская

Кто не страдал бессонницей, тот не знает своей биографии.
Дон Аминадо

Бессонница – это когда не можешь спать даже на службе.

Бессонница – это когда не можешь спать, даже когда уже пора просыпаться.
Из книги «Азимов продолжает шутить»

Едва ли случайно, что электрическая лампочка и таблетки от бессонницы были изобретены одним и тем же поколением.
Хоймар фон Дитфурт

Счастливые овец не считают.
Ян Добжаньский

Заснул, забыв принять снотворное.
Эмиль Кроткий

Лучшее средство от бессонницы – спать.
Эмиль Кроткий

Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться.
Бертран Рассел

А я говорю вам, что Богу тоже знакомы бессонные ночи.
Мария Конопницкая

Бессонные ночи сокращают дни.
Фрэнсис Бэкон

Отгоняй от твоего сердца ненависть, которая препятствует всякому добру, портит аппетит, производит бессонницу и мешает сосредоточению внимания при молитве.
Талмуд

Долг - честному бессонница, бесчестному - приобретение.
А. С. Козлянинов

Смерть - это мирный сон, отдохновенье плоти,
А жизнь - бессонница, пристрастная к заботе.
Алъ-Маарри

Идеальный читатель страдает идеальной бессонницей.
Джеймс Джойс

citaty.su

***
Бессонница - это неумение заткнуть свой мозг…

***
Здравствуй, бессонница…

В сотый раз я смотрю на часы.
Долго тянутся ночи минуты.
Это время пустой темноты.
Одиночество гложет так жутко…

***
Блин почему когда злой нифига не спиться!(((

***
Когда наступает ночь, всегда есть о чём подумать…

***
Вы знали, что когда ты крутишься на кровати и не можешь заснуть подолгу - это ты кому-то снишься?

***
Очередная бессонная ночь… темные круги под глазами, вялость,усталость,полное безразличие, но во всем этом ты… странное ощущение ненависти и любви…

***
Бессонница крыльями машет в окне, не спится, не спится… не спиться бы мне.

***
Любовь, лишает человека сна, но так же, лишает и любви, потому что он, перестает себе принадлежать!

***
У шведов появилось новое средство для страдающих бессонницей. Это СD с записью счета - от одного до ста. Казалось бы, чего тут нового? Ан нет! Запись-то на финском языке! Лежишь себе - а тебе в темноте шепотом на ушко - «Юкси, кякси… «

***
Мучает бессонница? Займись с*ксом!

***
Стервы в момент бессонницы представляют не прыгающих через забор овечек, а бегущих козлов, в которых они стреляют из любого доступного им предмета…

***
Одиночество, как пророчество, как бессонница в мои глазах…

***
Возжелал спокойной ночи и… ушёл в бессонницу.

***
Не спится… пойду открою его страницу, посчитаю овец…)))

***
Надо срочно заводить друзей на Камчатке-как у меня бессонница-весь виртуальный мир вымер.

***
Пытаешься заснуть? Привет, ТЫСЯЧА И ОДНА мысль…

***
Каждую ночь, к часу, из моей тумбочки вылезает бессонница, и начинает вести со мной какие-то нелепые монологи.

***
Бессонница не столько мешает спать, сколько заставляет думать.

***
Сердце так боится расставания. По ночам — проклятую бессонница… Быть с тобой — всего одно желание… Но я — никто…всего твоя ЛЮБОВНИЦА…

***
А спонсор моей бессонницы - х*ня в голове. Х*ня в голове - всегда со мной!!!)))

***
Самый глубокий сон у человеческой совести, постоянная бессонница – у глупости.

***
Ни в чём не провинился, а замучила бессонница.

***
Говорите бессонница… а Я вам так скажу… Бутылка виски под язык… и спишь… как убитая!!!:)))

***
Бессонницей делись с соседом!

***
Бессонница - это лень, кофе, интернет и вон тот еще сериал надо досмотреть.)))

***
Бессонница - генератор мыслей.

***
Ночью я сплю с открытыми глазами, это не бессонница- это вычисление твоего дыхания.

***
Кто такая «сна» и почему ее нет в моем глазу?

***
Проклятая бессонница, ужасная головная боль, + душевная, нервы не к черту и просто жизненный п*здец!

***
Если не спать трое суток подряд, можно увидеть сны наяву…

***
Если завтра у тебя важный день и необходимо как следует выспаться, чтобы быть свежей, как майская роза, - бессонница тебе обеспечена!

***
Бессонница терзала упыря…

***
Бессонница вредит здоровью, а сонливость жизни.

***
Придумал себе описание состояния на утро после бессонницы - ездил в Хер сон…

***
Он – твоя иллюзия, он – бессонница Не начавшись, эта история и закончится!

***
- Ты мне снишься…
- … А ты моя бессонница.

***
Я как волчица, одна, наедине с луной…

***
Я долго страдала бессонницей, пока не узнала, что такое ИНТЕРНЕТ, теперь у меня хроническое недосыпание.

***
А я говорю вам, что Богу тоже знакомы бессонные ночи.

***
Бабушка не могла уснуть в поезде, и соседи по купе проснулись в вязаных носочках и шапочках.

***
Бессонница… Кто такая? И за чем она пришла, на ночь глядя?

***
Привет, я - ночь, и мы тут с твоим прошлым подумали… В общем, ты не будешь сегодня спать

***
По субботам после двенадцати у меня бывают только два состояния — бессонница и бесстыдница.

***
Бессонница – затяжной прыжок в бездну ночи)

***
Каждую ночь, к двенадцати, из моей тумбочки вылезает бессонница, и начинает вести со мной какие-то нелепые монологи.

***
Жизнь - сон? Не чаще ли бессонница?

***
Одной иллюзией меньше - одной морщинкой больше.

***
— Детка, ты почему не спишь? – Зло не дремлет!

***
В крови – коньяк и никотин. В голове – мысли и бессонница. Обещаю, скоро все закончится.

Статусы про бессонницу

www.sotsstatus.ru

Почему современный человек раб? Расскажите, что означает судьба, характер?

Современный человек является рабом своей работы в современном значении слова. Более всего против этого протестуют женщины, потому что если муж - раб своей работы, то жена, помимо всего прочего, является рабыней мужа. То есть рабыней вдвойне. Почему?

В своем развитии мы уже давно преодолели рабовладельческий строй, однако не сумели отрешиться от прошлого. Мы носим его в душе, чувствуем его, пытаемся от него отделаться, но поскольку оно является чувством, то и определяет нашу жизнь. Мы знаем, что мы не рабы, однако ощущаем себя рабами. Поэтому ведём себя как рабы, покуда не лопается терпение. Тогда мы начинаем бороться против собственного порабощения и требовать равноправия. Ведь раб не ощущает себя равноправным с другими. В итоге этой борьбы достигается полный ноль, потому что материальная борьба не может дать духовной свободы.

Характерным признаком раба является желание доказать, что он лучше, чем есть. Раб - это машина, которая желает доказать, что она - человек, однако это не удаётся, поскольку машина сильнее человека. В услужении у хозяина раб является хорошим орудием труда - лопатой, в услужении у барина ещё более хорошим орудием - машиной, в услужении у господина прекрасным орудием - компьютером. Для работы на компьютере и для зарабатывания бешеных денег не требуется иного, нежели наличия у человека мозгов и умения нажимать пальцем на клавиши. Работа на компьютере - замечательное дело, но если компьютерщик попадает в зависимость от компьютера, это уже бегство от действительности. Это означает, что человек ощущает в себе отсутствие прочих человеческих навыков. Он умеет использовать компьютер, но не умеет делать что-либо своими руками и этот стыд скрывает от окружающих.

С триумфальным шествием компьютеров растёт число людей, разбирающихся в компьютере, но не желающих на нём работать. Если они вынуждены пользоваться компьютером по роду работы, у них через какое-то время возникает аллергия на компьютер. Почему? Это протест человека против окончательного превращения в машину. Человек обнаруживает, что люди перестали быть людьми, впадает в панику и начинает протестовать против превращения себя в машину. У него возникает аллергия на компьютер, поскольку протест остается нереализованным.

Компьютерный фанат способен выдумывать чудеса, однако вскоре выяснится, что кто-то изобрел анти чудо - компьютерный вирус, уничтоживший его работу. Почему возникает подобная целенаправленная недоброжелательность, она же злоба? Потому что кому-то осточертело быть машиной, и он принялся уничтожать машину, которая превращала его в раба. Ему же угодно быть человеком. Как и большинство людей с материальными воззрениями, он стремится изничтожить то, что губит его самого. Он желает свободы. Истребляя материальное, человек надеется обрести духовную свободу. Разрушая семью, он надеется освободиться от собственных проблем, в том числе от своего порабощения.

Раб на своём низком уровне развития должен делать определённое количество работы для развития. Работа ведь развивает человека. А чем выше уровень развития, тем больше нужно заботиться, чтобы было время. А если у вас возможность есть, а кругом всё кое-как висит и торчит, и вы каждый день идёте мимо, вы выращиваете свой стресс. Каждый раз вы, проходя мимо, раздражаетесь, сердитесь из-за того, что видите - везде что-то не в порядке. Стресс убивает комфорт. И нет комфорта. И когда плачем, возможности есть, но ума нет.

Все эти стрессы, что я называла, у нас у всех есть. Они все от сжатия и подавления суммируются в следующую тяжёлую ступень чувства вины, которая называется депрессия .

У кого из вас нет депрессии? Я не спрашивала, кто в депрессии? Запомните: если вы видите, слышите, ощущаете, читаете, узнаёте, всё равно из какой информации, о чём-то, что в мире есть, значит, это у всех у вас есть. И нам нужно заботиться, чтобы то, что у кого-то есть, у меня не выросло больше. Вот это и есть каждодневная работа с собой. Заботиться, чтобы стрессы были маленькими.

Если вы осознали и признали наличие у себя основных стрессов, значит, возникла потребность их высвобождения, и вы не ощутили, что кто-то вас к этому принуждает. Поэтому всё более усложняющиеся знания о стрессах, содержащиеся в моих книгах, воспринимались вами как нечто совершенно естественное, и вы стали эти стрессы высвобождать, потому что поняли, насколько тем самым облегчается жизненная ноша. Возможно, вы и сами пришли к мысли, что у стрессов свой язык. Ведь язык является средством самовыражения, а выражение - это вывод вовне, или высвобождение, скопившейся энергии.

Разговаривая с другим человеком, я даю ему необходимую информацию о том, что нужно мне , и в итоге он даёт то, что мне нужно, будь то материальное либо нематериальное. Осознанно или неосознанно, я это принимаю. Разговаривая со стрессом, я даю ему свободу, а он даёт свободу мне, то есть то, без чего невозможно обойтись. Теперь я с благодарностью принимаю то, что мне дают. Тем временем я отдала уже всё и со своей стороны и потому с благодарностью принимаю то, что дают мне. Я доставила радость ему, он осчастливил меня, и у меня не возникает вопроса: «Почему я первой должна начать?» - т. к. твёрдо знаю, что моя жизнь начинается с меня самой, и поэтому естественно, что я сама должна браться за то, что мне предстоит сделать в жизни.

Знание языка стрессов важнее знания любого иностранного языка, потому что НА ЯЗЫКЕ СТРЕССОВ С ЧЕЛОВЕКОМ ГОВОРИТ ЕГО СОБСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ.

Многие спрашивают: «Действительно ли такое мышление помогает всем людям?» - «Помогает, - отвечаю я, - если они люди. Но если они - хорошие люди, которые желают лишь добра и не отказываются от своего мнения, то не помогает». Труднее всего для человека - отказаться от устаревших, отживших свой век представлений, однако такой отказ является ключом к счастью.

Ведь стрессы - как волна, всякая энергия - это волна. Волна с маленькой амплитудой поместится в коридор нормы. Тогда это - нормальная жизнь. Всё везде есть. А если мы не заботимся о себе, а бегаем переживать за других, то незаметно всё больше и больше увеличиваем амплитуду волны, и она уже не поместится в коридор нормы, не поместится во мне, в моей (как у мяча) оболочке. Не поместится стресс внутри, а выскочит, как игла ежа. Такие энергии, которые больше меня, не помещаются во мне, называются чертами характера, которые командуют мной. Пока я забочусь о себе и все эти стрессы помещаются во мне, я руковожу ими. А если я не заботилась о себе и они выросли уже в черту характера, то эти черты характера - это большие стрессы, они командуют мной, имеют власть надо мною.

Мы привыкли говорить: такова судьба. Простите, это оправдание. Жизнь от нас оправданий не ждёт. Жизнь говорит: «Если ты в прошлой жизни делал то, что делал, и не исправил, хотя бы за две минуты до смерти, свои ошибки (не признал их и этим не исправил), тогда пришёл в эту жизнь с тобою же созданной судьбой. Это определённая куча стрессов, которые нужно прожить, чтобы выучить, чтобы исправлять свою ошибку, которая говорит: человек, когда ты собираешь энергию в себе, ты ведь не ведёшь себя по-человечески».

И есть такое понятие, как характер. Этим мы тоже оправдываемся: у меня такой характер. А у меня другой характер. Что вы будете делать, воевать? То есть наши характеры должны уничтожать друг друга? А кто тогда мы? Мы люди, смотрим со стороны и даём возможность заключенным в нас энергиям убивать друг друга. Разве это по-человечески? Разве мы счастливы, когда другой убит? Нет, мы радостные, оттого что доказали, что мы лучше. На самом деле мы не лучше, мы сильнее.

6. Рабство человека у самого себя и прельщение индивидуализма

Последней истиной о рабстве человека является то, что человек есть раб у самого себя. Он попадает в рабство у объектного мира, но это есть рабство у собственных экстериоризаций. Человек находится в рабстве у разного рода идолов, но это идолы, им созданные. Человек всегда является рабом того, что находится как бы вне его, что отчуждено от него, но источник рабства внутренний. Борьба свободы и рабства разыгрывается во внешнем, объективированном, экстериоризированном мире. Но с экзистенциальной точки зрения это есть внутренняя духовная борьба. Это следует уже из того, что человек есть микрокосм. В универсальном, заключенном в личности, происходит борьба свободы и рабства, и борьба эта проецируется в объективном мире. Рабство человека заключается не только в том, что внешняя сила порабощает его, но ещё глубже, в том, что он соглашается быть рабом, что он по-рабски принимает действие порабощающей его силы. Рабство характеризуется как социальное положение людей в объективном мире. Так, например, в тоталитарном государстве все люди рабы. Но это не есть последняя истина феноменологии рабства. Было уже сказано, что рабство есть прежде всего структура сознания и известного рода объективная структура сознания. «Сознание» определяет «бытие», и лишь во вторичном процессе «сознание» попадает в рабство к «бытию». Рабье общество есть порождение внутреннего рабства человека. Человек живет во власти иллюзии, которая так сильна, что представляется нормальным сознанием. Иллюзия эта выражается в обычном сознании, что человек находится в рабстве у внешней силы, в то время как он находится в рабстве у самого себя. Иллюзия сознания иная, чем та, которую разоблачили Маркс и Фрейд. Человек рабски определяет своё отношение к «не-я» прежде всего потому, что определяет рабски своё отношение к «я». Отсюда совсем не вытекает той рабьей социальной философии, согласно которой человек должен терпеть внешнее социальное рабство и лишь внутренне освобождать себя. Это есть совершенно ложное понимание отношения между «внутренним» и «внешним». Внутреннее освобождение непременно требует и внешнего освобождения, разрушения рабьей зависимости от социальной тирании. Свободный не может терпеть социального рабства, но он в духе остается свободным и в том случае, если не в силах победить внешнего, социального рабства. Это есть борьба, которая может быть очень трудной и длительной. Свобода предполагает преодолеваемое сопротивление.

Эгоцентризм есть первородный грех человека, нарушение истинного отношения между «я» и его другим, Богом, миром с людьми, между личностью и универсумом. Эгоцентризм есть иллюзорный, извращенный универсализм. Он дает ложную перспективу на мир и на всякую реальность в мире, есть потеря способности истинного восприятия реальностей. Эгоцентрик находится во власти объективации, которую хочет превратить в орудие самоутверждения, и это самое зависимое существо, находящееся в вечном рабстве. Тут скрыта величайшая тайна человеческого существования. Человек – раб окружающего внешнего мира, потому что он раб самого себя, своего эгоцентризма. Человек рабски подчиняется внешнему рабству, исходящему от объекта, именно потому, что он эгоцентрически самоутверждается. Эгоцентрики обыкновенно бывают конформистами. Тот, кто раб самого себя, теряет самого себя. Рабству противоположна личность, но эгоцентризм есть разложение личности. Рабство человека у самого себя есть не только рабство у своей низшей, животной природы. Это грубая форма эгоцентризма. Человек бывает рабом и своей возвышенной природы, и это гораздо важнее и беспокойнее. Человек бывает рабом своего рафинированного «я», очень отошедшего от «я» животного, он бывает рабом своих высших идей, высших чувств, своих талантов. Человек может совсем не замечать, не сознавать, что он и высшие ценности превращает в орудие эгоцентрического самоутверждения. Фанатизм есть именно такого рода эгоцентрическое самоутверждение. В книгах о духовной жизни рассказывается, что смирение может превратиться в величайшую гордость. Нет ничего более безвыходного, чем гордость смиренных. Тип фарисея есть тип человека, у которого преданность закону добра и чистоты, возвышенной идее превратилась в эгоцентрическое самоутверждение и самодовольство. Даже святость может превратиться в форму эгоцентризма и самоутверждения и сделаться лжесвятостью. Возвышенный идеальный эгоцентризм есть всегда идолотворение и ложное отношение к идеям, подменяющее отношение к живому Богу. Все формы эгоцентризма, от самых низменных до самых возвышенных, всегда означают рабство человека, рабство человека у самого себя, а через это и рабство и окружающего мира. Эгоцентрик есть существо порабощенное и порабощающее. Существует порабощающая диалектика идей в человеческом существовании, это есть диалектика экзистенциальная, а не логическая. Нет ничего страшнее человека, одержимого ложными идеями и самоутверждающегося на почве этих идей, это тиран и самого себя и других людей. Эта тирания идей может стать основой государственного и социального строя. Религиозные, национальные, социальные идеи могут играть такую роль поработителей, одинаково идеи реакционные и революционные. Странным образом идеи поступают на службу эгоцентрических инстинктов, и эгоцентрические инстинкты отдаются на службу попирающих человека идей. И всегда торжествует рабство внутреннее и внешнее. Эгоцентрик всегда попадает во власть объективации. Эгоцентрик, рассматривающий мир как своё средство, всегда выбрасывается во внешний мир и зависит от него. Но чаще всего рабство человека у самого себя принимает форму прельщения индивидуализма.

Индивидуализм есть явление сложное, которое нельзя просто оценивать. Индивидуализм может иметь и положительное и отрицательное значение. Часто индивидуализмом называют персонализм, вследствие терминологической неточности. Человека называют индивидуалистом по характеру или потому, что он независим, самобытен, свободен в своих суждениях, не смешивается с окружающей средой и возвышается над ней, или потому, что он изолирован в себе, неспособен к общению, презирает людей, эгоцентричен. Но в строгом смысле слова индивидуализм происходит от слова «индивидуум», а не «личность». Утверждение верховной ценности личности, защита её свободы и права реализовать жизненные возможности, стремление её к полноте не есть индивидуализм. О различии между индивидуумом и личностью было достаточно сказано. У Ибсена в «Пер Гюнте» раскрывается гениальная экзистенциальная диалектика индивидуализма. Ибсен ставит проблему, что значит быть самим собой, быть верным самому себе? Пер Гюнт хотел быть самим собой, быть оригинальным индивидуумом, и он совершенно потерял и загубил свою личность. Он именно был рабом самого себя. Эстетизирующий индивидуализм культурной элиты, который раскрывается в современном романе, есть разложение личности, распадение целостной личности на разорванные состояния и рабство человека у этих своих разорванных состояний. Личность и есть внутренняя целостность и единство, овладение самим собой, победа над рабством. Разложение личности есть распадение на отдельные самоутверждающиеся интеллектуальные, эмоциональные, чувственные элементы. Разлагается сердечный центр человека. Только духовное начало поддерживает единство душевной жизни и созидает личность. Человек попадает в самые разнообразные формы рабства, когда он может противопоставлять порабощающей силе лишь разорванные элементы, а не целостную личность. Внутренний источник рабства человека связан с автономией разодранных частей человека, с утратой внутреннего центра. Разорванный на части человек легко поддается аффекту страха, а страх и есть то, что более всего держит человека в рабстве. Страх побеждается целостной, централизованной личностью, напряженным переживанием достоинства личности, его не могут победить интеллектуальные, эмоциональные, чувственные элементы человека. Личность есть целое, противостоящий же ей объективированный мир частичен. Но сознавать себя, как целое, противящееся со всех сторон объективированному миру, может только целостная личность, образ высшего бытия. Рабство человека у самого себя, делающее его рабом «не-я», всегда означает разорванность и раздробленность. Всякая одержимость, низкой ли страстью или высокой идеей, означает утерю духовного центра человека. Ложна старая атомистическая теория душевной жизни, которая выводит единство душевного процесса из особого рода психической химии. Единство душевного процесса относительно и легко опрокидывается. Синтезирует и приводит к единству душевный процесс активное духовное начало. Это и есть выработка личности. Центральное значение имеет не идея души, а идея целостного человека, объемлющего духовное, душевное и телесное начало. Напряженный витальный процесс может разрушить личность. Воля к могуществу опасна не только для тех, на кого она направлена, но и для самого субъекта этой воли, она действует разрушительно и порабощает человека, допустившего себя до этого одержания волей к могуществу. У Ницше истина создается витальным процессом, волей к могуществу. Но это есть самая антиперсоналистическая точка зрения. Воля к могуществу не дает возможности узнать истину. Истина никаких услуг не оказывает стремящимся к могуществу, т. е. к порабощению. В воле к могуществу действуют центробежные силы в человеке, обнаруживается неспособность владеть собой и противиться власти объектного мира. Рабство у самого себя и рабство у объективного мира есть одно и то же рабство. Стремление к господству, к могуществу, к успеху, к славе, к наслаждению жизнью всегда есть рабство, рабье отношение к себе и рабье отношение к миру, ставшему предметом вожделения, похоти. Похоть власти есть рабий инстинкт.

Одна из человеческих иллюзий есть уверенность, что индивидуализм есть противоположение индивидуального человека и его свободы окружающему миру, всегда стремящемуся его насиловать. В действительности индивидуализм есть объективация и связан с экстериоризацией человеческого существования. Это очень прикрыто и не сразу видно. Индивидуум есть часть общества, часть рода, часть мира. Индивидуализм есть изоляция части от целого или восстание части против целого. Но быть частью какого-либо целого, хотя бы восстав против этого целого, – значит уже быть экстериоризированным. Лишь в мире объективации, т. е. в мире отчужденности, безличности и детерминизма, существует то отношение части и целого, которое обнаруживается в индивидуализме. Индивидуалист изолируется и самоутверждается в отношении к универсуму, он воспринимает универсум исключительно как насилие над ним. В известном смысле индивидуализм есть обратная сторона коллективизма. Утонченный индивидуализм нового времени, которое, впрочем, стало очень старым, индивидуализм, идущий от Петрарки и Ренессанса, был бегством от мира и общества к самому себе, к собственной душе, в лирику, поэзию, музыку. Душевная жизнь человека очень обогатилась, но подготовлялись и процессы диссоциации личности. Совершенно другое значит персонализм. Личность включает в себя универсум, но это включение универсума происходит не в плане объектности, а в плане субъектности, т. е. экзистенциальности. Личность сознает себя вкорененной в царство свободы, т. е. в царство духа, и оттуда черпает свои силы для борьбы и активности. Это и значит быть личностью, быть свободным. Индивидуалист же, в сущности, вкоренен в объективированном мире, социальном и природном, и при этой вкорененности хочет себя изолировать и противопоставить себя тому миру, к которому принадлежит. Индивидуалист есть, в сущности, человек социализированный, но переживающий эту социализированность как насилие, страдающий от нее, изолирующий себя и бессильно восстающий. Это есть парадокс индивидуализма. Например, ложный индивидуализм обнаруживается в либеральном социальном строе. В этом строе, который фактически был строем капиталистическим, индивидуум был раздавлен игрой экономических сил и интересов, он раздавлен сам и раздавливал других. Персонализм имеет тенденцию коммюнотарную, хочет установить братские отношения между людьми. Индивидуализм же в социальной жизни устанавливает волчьи отношения между людьми. Замечательно, что великие творческие люди в сущности никогда не были индивидуалистами. Они бывали одинокими и непризнанными, бывали в остром конфликте с окружающей средой, с установленными коллективными мнениями и суждениями. Но они всегда сознавали свою призванность к служению, они имели универсальную миссию. Нет ничего более ложного, чем сознание своего дара, своего гения, как привилегии и как оправдания индивидуалистической изоляции. Есть два разных типа одиночества – одиночество творческой личности, переживающей конфликт внутреннего универсализма с объективированным универсализмом, и одиночество индивидуалиста, противополагающего этому объективированному универсализму, к которому он, в сущности, принадлежит, свою опустошенность и бессилие. Есть одиночество внутренней полноты и одиночество внутренней пустоты. Есть одиночество героизма и одиночество пораженности, одиночество как сила и одиночество как бессилие. Одиночество, находящее себе лишь пассивное эстетическое утешение, принадлежит обыкновенно ко второму типу. Лев Толстой чувствовал себя очень одиноким, одиноким даже среди своих последователей, но он принадлежал к первому типу. К первому типу принадлежит всякое профетическое одиночество. Поразительно, что одиночество и отчужденность, свойственные индивидуалисту, обыкновенно приводят к подчинению ложным общностям. Индивидуалист очень легко делается конформистом и подчиняется чужому миру, которому ничего не может противопоставить. Примеры этому даны в революциях и контрреволюциях, в тоталитарных государствах. Индивидуалист – раб самого себя, он прельщен рабством у собственного «я», и потому он не может противостоять рабству, идущему от «не-я». Личность же есть освобождение и от рабства «я» и от рабства «не-я». Человек всегда есть раб «не-я» через «я», через состояние, в котором «я» находится. Порабощающая сила объектного мира может сделать личность мучеником, но не может сделать конформистом. Конформизм, который есть форма рабства, всегда пользуется теми или иными соблазнами и инстинктами человека, теми или иными порабощениями у собственного «я».

Юнг устанавливает два психологических типа – интервертированный, обращенный внутрь, и экстервертированный, обращенный вовне. Это различие относительно и условно, как и все классификации. В действительности в одном и том же человеке может быть и интервертированность и экстервертированность. Но меня интересует сейчас другой вопрос. В какой мере интервертированность может означать эгоцентризм, а экстервертированность – отчуждение и экстериоризацию? Извращенная, т. е. утерявшая личность, интервертированность есть эгоцентризм, а извращенная экстервертированность есть отчуждение и экстериоризация. Но интервертированность сама по себе может означать углубление в самого себя, в раскрывающийся в глубине духовный мир, как экстервертированность может означать творческую активность, направленную на мир и людей. Экстервертированность может означать также выбрасывание человеческого существования вовне и значит объективацию. Эта объективация создается известной направленностью субъекта. Замечательно, что рабство человека одинаково может быть результатом того, что человек исключительно поглощен своим «я» и сосредоточен на своих состояниях, не замечая мира и людей, и тем, что человек выброшен исключительно вовне, в объективность мира и теряет сознание своего «я». И то и другое есть результат разрыва между субъективным и объективным. «Объективное» или целиком поглощает и порабощает человеческую субъективность, или вызывает отталкивание и отвращение, изолируя и замыкая в себе человеческую субъективность. Но такое отчуждение, экстериоризация объекта в отношении к субъекту и есть то, что я называю объективацией. Поглощенный исключительно своим «я», субъект есть раб, как раб субъект, целиком выброшенный в объект. И в том и в другом случае личность разлагается или она ещё не формировалась. На первичных стадиях цивилизации преобладает выброшенность субъекта в объект, в социальную группу, в среду, в клан, на вершинах цивилизаций преобладает поглощенность субъекта своим «я». Но на вершинах цивилизации происходит и возврат к первобытной орде. Свободная личность есть редкий цветок мировой жизни. Огромное большинство людей не состоит из личностей, личность у этого большинства или ещё в потенции, или уже разлагается. Индивидуализм совсем не значит, что личность подымается, или означает это лишь вследствие неточного употребления слов. Индивидуализм есть натуралистическая философия, персонализм же есть философия духа. Освобождение человека от рабства у мира, от порабощенности его внеположными силами есть освобождение от рабства у самого себя, у порабощающих сил его «я», т. е. от эгоцентризма. Человек разом должен быть духовно интервертированным, интериоризированным и экстервертированным, в творческой активности выходящим к миру и людям.

Из книги О рабстве и свободе человека автора Бердяев Николай

3. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы Самый факт существования рабства человека у бытия и у Бога может вызывать сомнения и возражения. Но все согласны в том, что существует рабство человека у природы. Победа над рабством у природы, у

Из книги Сократ автора Нерсесянц Владик Сумбатович

4. Общество и свобода. Социальное прельщение и рабство человека у общества Из всех форм рабства человека наибольшее значение имеет рабство человека у общества. Человек есть существо социализированное на протяжении долгих тысячелетий цивилизации. И социологическое

Из книги Картезианские размышления автора Гуссерль Эдмунд

5. Цивилизация и свобода. Рабство человека у цивилизации и прельщение культурных ценностей Человек находится в рабстве не только у природы и общества, но и у цивилизации. Употребляю сейчас слово «цивилизация» в распространенном смысле, который связывает её с процессом

Из книги Огненный Подвиг. часть I автора Уранов Николай Александрович

b) Прельщение войны и рабство человека у войны Государство в своей воле к могуществу и в своей экспансии создает войны. Война есть фатум государства. И история обществ-государств наполнена войнами. История человечества есть в значительной степени история войн, и она

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

с) Прельщение и рабство национализма. Народ и нация Прельщение и рабство национализма есть более глубокая форма рабства, чем рабство этатическое. Из всех «сверхличных» ценностей легче всего человек соглашается подчинить себе ценности национального, он легче всего

Из книги автора

d) Прельщение и рабство аристократизма. Двойной образ аристократизма Существует особое прельщение аристократизма, сладость принадлежности к аристократическому слою. Аристократизм есть очень сложное явление и требует сложной оценки. Самое слово аристократизм означает

Из книги автора

е) Прельщение буржуазности. Рабство у собственности и денег Существует прельщение и рабство аристократизма. Но ещё более существует прельщение и рабство буржуазности. Буржуазность не есть только социальная категория, связанная с классовой структурой общества, но также

Из книги автора

а) Прельщение и рабство революции. Двойной образ революции Революция есть вечное явление в судьбах человеческих обществ. Революции бывали во все времена, они бывали в древнем мире. В древнем Египте было много революций, и лишь на огромном расстоянии он кажется цельным и

Из книги автора

b) Прельщение и рабство коллективизма. Соблазн утопий. Двойственный образ социализма Человек в своей беспомощности и покинутости, естественно, ищет спасения в коллективах. Человек согласен отказаться от своей личности, чтобы жизнь его была более обеспеченной, он ищет

Из книги автора

а) Прельщение и рабство эротическое. Пол, личность и свобода Прельщение эротическое есть наиболее распространенное прельщение, и рабство у пола есть один из самых глубоких источников рабства человека. Физиологическая половая потребность редко является у человека в

Из книги автора

b) Прельщение и рабство эстетическое. Красота, искусство и природа Прельщение и рабство эстетическое, напоминающее магию, не захватывает слишком широких масс человечества, оно обнаруживается, главным образом, среди культурной элиты. Есть люди, живущие под чарами красоты

Из книги автора

2. Прельщение и рабство истории. Двойственное понимание конца истории. Активно-творческий эсхатологизм Самое большое прельщение и рабство человека связано с историей. Массивность истории и кажущееся величие происходящих в истории процессов необыкновенно импонируют

Из книги автора

"ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ" Автором этого изречения, начертанного на храме Аполлона в Дельфах, по традиции считался спартанец Хилон, один из семи греческих мудрецов.Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов. Считалось, что устами дельфийского

Из книги автора

§ 45. Трансцендентальное ego и редуцированное к собственной сфере восприятие себя самого как психофизического человека Наши последние размышления, как и все предыдущие, мы осуществляли в установке трансцендентальной редукции, т. е. я, размышляющий, осуществлял их как

Из книги автора

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ 1.Мы уже знаем, что психическая энергия существует. Мы уже чувствует, что в овладении этой энергией все наше счастье и будущее. Мы часто говорим о психической энергии; она уже вошла в обиход нашей жизни. Мы уже знаем, когда ее много или мало в нас. Мы даже

Из книги автора

Внести мир в самого себя Залог нашего внутреннего мира – в том, чтобы ослабить свои недостатки силой собственных достоинств, сократить свои негативные аспекты и оставить место аспектам позитивным, но пока скрытым.Это мир с самим собой и с другими.Это мир, рождающийся из