Бронникова дневник интуитивного питания. Интуитивное питание - правила. Принципы интуитивного питания Светланы Бронниковой и результаты с отзывами. Ощелачивание и закисление


Лига выдающихся савантов: Ким Пик, Лесли Лемке

Лига выдающихся савантов

Ким Пик

Если бы не было Кима, Барри Морроу не вдохновился бы на создание сценария фильма «Человек дождя» ("Rain Man"), а Дастин Хоффман не получил бы своего «Оскара». Именно Ким со своими фантастическими способностями стал прототипом Реймонда-Рэйнмена.

Ким родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребенка большие проблемы. Голова у него была в два раза больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она еще была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч.

Внутри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга, как мозолистое тело и комиссуры, которые в норме соединяют правое и левое полушария. А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован.

Но вместо того, чтобы вести тихую жизнь покладистого растения, которую, казалось бы, уготовила для него судьба, Ким стал гением, которого родные и близкие дразнят Компьютером. Уже в 1,5 года Ким слово в слово запоминал книги, которые ему читали. Сейчас он каждый день ходит в городскую библиотеку и знает наизусть около 9000 произведений. Он проглатывает страницу за 7-10 секунд, причем правую половину разворота читает правым глазом, а левую - левым.

Мозг Кима содержит все известные человечеству сведения, касающиеся 15 интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка.
Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и теперь знает номера всех его обитателей. Если бы Киму дали автомобильные права, ему не нужно было бы тратиться на навигатор, так как он детально помнит карты всех городов Америки. Вот только прав ему не видать, потому что, невзирая на всю свою гениальность, Ким совершенно безнадежен в плане самостоятельного существования. Координация движений у него чудовищна, ему тяжело следить за своими конечностями. По улицам он может передвигаться только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну - кормит Кима, одевает и завязывает шнурки.

Кроме того, гений интеллекта безнадежно плох в абстрактных понятиях. Например, если спрашивают, что значит «он пошел по стопам отца», Ким, подумав, отвечает: «Он держал его за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».

Лесли Лемке

Лесли был долгожданным ребенком. Его родители мечтали о том, что у них будет красивый, веселый и здоровый малыш. И поэтому пришли в ужас, увидев сына с церебральным параличом. Кроме того у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни.
Родители Лесли тут же оформили отказ от родительских прав. Выхаживавшая Лесли медсестра официально усыновила малыша, обзаведясь шестым ребенком в добавок к пяти собственным.

Кое-как научившись есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно, долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией.
Однажды он услышал по телевизору запись Концерта №1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано и с первого же раза сыграл его. С тех пор Лесли - слепой, умственно отсталый, с церебральным параличом, не имевший ни одного урока музыки - может повторить любую мелодию, услышанную хотя бы раз.

Эллен Будро

Эллен - одна из немногих женщин-савантов. Слепая, с задержкой умственного развития, она, подобно Лесли Лемке, впервые услышав мелодию, может тут же сыграть ее на пианино или гитаре, правда обычно с ошибками и искажениями. Но зато Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека: она не хуже китов и летучих мышей пользуется эхолокацией.

Первыми ее способности заметили родители, потрясенные тем, что 4-х летняя слепая девочка прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков, обходит стулья и легко сбегает вниз по лестнице. Правда, всё время бубнит себе под нос какую-то странную не то песенку, не то бурчалку. Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнает об объектах на своём пути. Так что она не может потеряться. Причем не только в пространстве, но и во времени. Когда девочке было 5 лет, ее заинтересовал секундомер. Ей объяснили, что это такое, она несколько секунд послушала тиканье и с тех пор с точностью до секунды может сказать, сколько в данный момент времени.

У людей с подобным отклонением обнаруживаются исключительные феноменальные способности в какой-то одной области, контрастирующие с общей ограниченностью личности.

Синдром саванта не является официально признанным медицинским расстройством; он очень мало изучен, и учёные до сих пор пытаются выяснить, что происходит в умах этих удивительных людей.

1. Джедедайя Бакстон

Рождённый в 18 веке в графстве Дербишир (Англия) этот счётчик-виртуоз никогда не получал должного образования, однако с лёгкостью смог измерить площадь земель Элмтона (несколько тысяч акров), просто шагая по ним. Он не только посчитал акры и роды, но даже вычислил квадратные дюймы, сведя свои вычисления в одно число.

Сообщается, что Бакстон придумывал собственные названия для больших чисел, которые в его время нигде не использовались. Он применял слово «трайб» для миллиона в кубе, а «трамп» – для тысячи трайбов.

2. Орландо Серелл

Орландо Серелл является ярким примером «приобретённого савантизма». Он начал проявлять экстраординарные способности после того, как получил мячом по голове в возрасте 10 лет во время игры в бейсбол. Вскоре после этого случая Орландо обнаружил, что может выполнять сложные календарные расчёты, а также помнить погоду любого дня недели.

3. Тристан Мендоза

Тристан Мендоза по прозвищу «Тум-Тум» родился в Кесон-Сити на Филиппинах. Как только мальчик достиг того возраста, когда смог держать в руках палочки, он прославился на весь мир благодаря своему исключительному музыкальному таланту. В возрасте двух лет Тристан стал музыкантом-вундеркиндом, виртуозно играющим на маримбе (родственник ксилофона).

4. Мэтт Сэвидж

Несмотря на то, что этот одарённый музыкант-аутист так и не получил никакого официального образования, всё же с 6 лет он удивляет зрителей по всему миру своей бесподобной игрой на фортепиано и абсолютным слухом. Как опытный исполнитель он гастролирует по всему миру и исполняет джаз в составе трио «The Matt Savage Trio», а также выступает перед главами государств. К настоящему моменту у Мэтта Сэвиджа имеется огромное количество наград всевозможных музыкальных конкурсов. Он является единственным ребёнком, заключившим контракт с фирмой «Bösendorfer».

5. Джеймс Генри Паллен

Также известный как «гений Эрлсвудского приюта» Джеймс за всю свою жизнь не смог произнести или написать больше одного слога. Однако он стал первоклассным мастером по дереву и даже обставил больницу для умалишённых (где и проживал) мебелью собственного производства. Успех пришёл к Паллену, когда больница отправила мужу королевы Виктории, принцу Альберту, картину «Оборона Севастополя» кисти саванта-аутиста. Для всех оставалось загадкой, откуда одарённый безумец берёт сюжеты и знания: он не был способен ни читать, ни разговаривать, ни слышать.

Его шедевром считается модель корабля «TheGreatEastern», выполненная со скрупулёзной точностью, вплоть до 5,516 заклёпок на бортах судна и в деталях воссозданных внутренних интерьеров кают.

6. Лесли Лемке

Аутист-савант Лесли Лемке родился с серьёзными отклонениями, которые привели к полному удалению обоих глаз. Мать отказалась от мальчика, и в 6 месяцев его усыновила медсестра. Лесли понадобилось почти 15 лет, чтобы научиться ходить, и около 15 секунд, чтобы воспроизвести по памяти единожды услышанный по телевизору концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского. После этого случая Лесли начал исполнять музыку разных стилей, выступая по всему миру, от Японии до Скандинавии.

7. Жиль Трехин

В возрасте 5 лет Жиль научился рисовать, а в 12 лет основал собственный город. Конечно, этот город существовал не в реальности, а на бумаге и назывался Урвилль. Мальчик досконально и во всех деталях описал его историю, географию, культуру и экономику, создав при этом около 300 точных рисунков городских видов и пейзажей. Также он написал книгу, посвящённую воображаемому Урвиллю.

8. Алонзо Клемонс

В детстве Алонзо получил серьёзную травму головного мозга. Обладая IQ между 45 и 50 и будучи неспособным читать и писать, он с раннего возраста демонстрировал удивительный талант к скульптуре. Алонзо может быстро воспроизвести 3Dмодель любого существа или предмета, лишь мельком взглянув на него.

9. Стивен Уилтшир

Стивен Уилтшир стал известным благодаря своей способности рисовать сложные архитектурные пейзажи по памяти, за что получил прозвище «человек-камера». В 2005 году Стивен продемонстрировал всему миру возможности своей феноменальной памяти, совершив экскурсию на вертолёте над Токио и за последующие 7 дней нарисовав на 16-метровом листе бумаги его детализированную панораму. Невероятно, но факт: проделав то же самое и написав панораму Рима, художник даже изобразил точное число колонн в Пантеоне.

10. Джейсон Паджетт

Джейсон Паджетт является одним из немногих людей в мире, способных создавать математически точные фракталы от руки. Ему было диагностировано внезапное наступление синдрома саванта из-за полученного удара по затылку во время хулиганского нападения. У Джейсона была также выявлена синестезия – он видел математические формулы в виде геометрических фигур (фракталов) в обычных повседневных ситуациях. Он якобы придумал точное визуальное объяснение формулы E=mc2. (см. фото)

11. Эллен Будро

Одна из немногих женщин-савантов, которая, впервые услышав мелодию, могла тут же сыграть её на пианино или гитаре. Она также знает все созданные ранее песни наизусть.

Ещё Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека в мире: она не хуже китов или летучих мышей использует эхолокацию. Первыми её способности заметили родители, потрясённые тем, что их 4-летняя слепая дочь прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков и обходит любые препятствия. Правда при этом она бубнит себе под нос какую-то странную песенку. Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнаёт об объекте на своём пути.

Кроме того, когда девочке исполнилось 8 лет, её мать дала послушать ей запись «Время для леди», чтобы та смогла преодолеть страх телефонов. С того дня Эллен, которая ни разу в жизни не видела часов, могла определить, который сейчас час с точностью до секунды.

12. Дэниел Таммет

Смогли бы вы начать учить один из самых сложных языков на Земле (исландский) в понедельник утром, а уже вечером пятницы свободно разговаривать на нём? Этот британский высокоодарённый савант обладает поразительной памятью и кроме исландского знает 10 других языков, в том числе свой лично изобретённый язык мянти (грамматика которого сходна с финским и эстонским).

Ещё Дэниеля можно по праву назвать супервычислителем. Он побил рекорд Европы, воспроизведя 22,514 знаков после запятой числа Пи за 5 часов 9 минут. Дэниел утверждает, что «представляет цифры в виде визуальных образов, у которых есть цвет, структура и форма». Они предстают в его сознании как пейзажи.

Однако его уникальные способности не так совершенны, как это может показаться. В течение часа после расставания с собеседником Дэниел может вспомнить расстояние между его глазами, количество пуговиц на рубашке и любые другие детали, но он не узнает его при встрече на улице.

13. Ким Пик

Известный как «мегасавант» Ким стал прототипом героя Дастина Хоффмана в культовом фильме «Человек дождя». Его мозг был способен вспомнить всё, что когда-либо обрабатывал. Будучи ребёнком Ким много читал и мог пересказать полное содержание около 12 тысяч книг. Книжный разворот он поглощал за 10-15 секунд – весь текст одновременно, а не построчно. Он также помнил и мог зарисовать любую увиденную им карту и записать по нотам просмотренную партитуру любого музыкального произведения.

14. Вы?

Среди учёных, изучающих явление савантизма, до сих пор ведутся неутихающие споры по поводу того, могут или нет обычные люди (не перенёсшие черепно-мозговые травмы или заболевания, затрагивающие головной мозг) развить сверхчеловеческие способности как у Кима Пика или Дэниеля Таммета. Хотя маловероятно, что в ближайшем будущем медики будут выписывать таблетки, расширяющие границы умственных возможностей, всё же исследования, проводимые над савантами, дали миру некоторые представления о том, как функционирует их мозг. И кто знает? Может быть, однажды, мы все сможем назвать без запинки 20 тысяч знаков числа Пи.

Начиная с 2008 года, каждое 2 апреля ООН проводит Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. «Русская Семёрка» сегодня рассказывает читателям о гениях, которые страдали этим расстройством головного мозга, что не помешало им (а, может, и помогло) раскрыть собственные таланты.

Суперсила: художественные способности.

Когда Ричарду было три года, ему был поставлен диагноз «аутизм». Он не мог научиться говорить до 11-летнего возраста. У Ричарда рано проявились способности к жипописи. При этом он изображал не то, что видел перед собой, а то, что хотя бы однажды увидел в книге или телевизоре. У Воуро была катаракта и после операции он и вовсе был признан слепым, что никак не сказалось на его уникальном даре. Первая выставка Ричарда прошла, когда саванту было 17 лет.

В 1970 году выставку Воуро открывала сама Маргарет Тэтчер. В то время она была министром образования. Она не только отметила невероятный талант Ричарда, но и купила несколько его картин. Также картины Ричарда приобрел для своей коллекции Иоанн Павел II. Жизнь Ричарда Воуро и его работы стали сюжетом для нашумевшего документального фильма «С широко открытыми глазами», который вышел на экраны в 1983 году.

Ким Пик

Суперсила: память.

Друзья называли Кима «кимпьютер». Родился он уже уникальным. У младенца не было в мозгу мозолистого тела и комиссуры, соединяющих полушария, был деформирован мозжечок. Казалось бы, ему была уготована полурастительная жизнь, но поражать своими способностями Ким начал ещё в раннем детстве. Научился читать он в 16 месяцев, а до этого запоминал всё, что ему читали. К начальной школе Ким уже знал наизусть 9000 книг.

Ким Пик был настоящей энциклопедией. Помнил карты всех городов, атласы которых видел хотя бы раз, мог воспроизводить по памяти любые музыкальные произведения. После выхода на экраны фильма «Человек дождя», главный герой которого был «списан» с Кима, савант получил «Оскара». Со своей любимой статуэткой он после этого не расставался, постоянно носил её с собой.

При всех своих способностях, у Кима Пика абсолютно отсутствовало абстрактное мышление (он не был способен понимать простейшие поговорки), а также была не развита координация движений. Так, ходить Ким научился гораздо позднее, чем читать — в четыре года.

Дэниел Таммет

Суперсила: математические и языковые способности.

Даниэль Таммет не всегда был савантом. Он рос обычным ребенком, но потом у него начали случаться эппилептические припадки, после которых он и обнаружил в себе сверхспособности.

Таммет способен совершать в голове сложнейшие вычисления, в марте 2004 года он побил мировой рекорд, за пять часов и девять минут воспроизведя число П до 22 514 знаков после запятой. При этом Даниэль не считает числа, а чувствует их. Он признавался: «Я представляю цифры в виде визуальных образов. У них есть цвет, структура, форма. Числовые последовательности предстают в моём сознании как пейзажи. Как картины. В моей голове как будто возникает вселенная с её четвёртым измерением «.

Кроме этого, Даниэль знает 11 языков, новый язык он способен выучить всего за неделю. Также Таммет придумал и свой язык, который назвал mänti.

Суперсила: рисование.

Маленький Стивен долгое время не разговаривал. Его «языком» был карандаш. Когда он хотел есть — рисовал тарелку, хотел спать — кровать. К десяти годам он всё же обрел речевые способности. Неудивительно, что первыми его словами были «карандаш» и «бумага». Коэффициент его интеллекта не превышал 30 баллов.

Подростком Стивен «засветился» в телешоу «The Foolish Wise Ones». На нём он рассказал о своей удивительной способности зарисовывать любое здание по памяти. Стивен мог лишь мельком взглянуть на постройку, а затем досконально воспроизвести её на бумаге. Зрители канала BBC усомнились и специально для них журналисты провели эксперимент. Стивена «прокатили» над Лондоном на вертолёте, после чего он нарисовал более 200 построек так идеально, что на него сразу посыпались заказы. Стивен стал очень известен. Он зарисовал крупнейшие города мира. Книга с его иллюстрациями стала бестселлером. Королева Елизавета II наградила саванта орденом Британской империи.

Лесли Лемке

Суперсила: способность к подражанию и музыке.

Родители отказались о Лесли Лемке сразу после его рождения. Ребенок был болен церебральных параличом, с рождения имел повреждения мозга и глаукому на обоих глазах. Глаза Лесли удалили ещё в младенчестве.

Воспитала Лемке добросердечная медсестра. В её доме он и проявил свои уникальные способности. Всё началось с того, что он в совершенстве копировал разговоры других, передавая голос, тембр и интонацию чужой речи. Дальше — больше. Услышав первый концерт Чайковского, Лесли Лемке подошел к фортепиано и в точности повторил. Так у него обнаружилась уникальная способность подражать не только голосам, но и безошибочно воспроизводить любую услышанную когда-либо мелодию.

Эллен Будро

Суперсила: эхолокация.

Эллен Будро — слепая женщина с отставанием в умственном развитии, обладает даром игры на музыкальных инструментах, подбирая сложные произведения на слух. Это не удивительно — слух у неё не просто хороший, он у неё уникальный. Будро — единственная из всех савантов обладает редчайшей способностью к эхолокации. Слепая с детства, она передвигается, напевая себе под нос песенку. По распространению звука Эллен ориентируется в пространстве. Кроме того, она всегда знает, который час. Однажды в детстве услышав тиканье часов, она запомнила время с точностью до секунды.

Готфрид Майнд

Суперсила: «Кошачья живопись».

Готфрида Майнда, больного, слабого и умственно-осталого ребенка, родившегося в 1768 году, подростком отдали на обучение искусству акварели швейцарскому художнику Зигмунду Хенденбергеру. Мальчик, которого называли не иначе как «тупым кретином» рано стал проявлять способности к рисованию.

У Хенденбрегера его способности не только укрепились, но и приобрели свою неповторимую специфику. Как-то он наблюдал за маэстро, который рисовал пасторальную картину, на которой в числе других персонажей была изображена кошка. Мальчик подошел к художнику и заявил: «Это не кошка». Зигмунд Хенденбрегер вызов принял и сказал: «Нарисуй лучше».

Готфрид не только нарисовал лучше, но и сделал написание кошек своей профессией. Кошки у него выходили как живые. Он прославился, его называли «кошачий Рафаэль». Один из его рисунков даже приобрел король Георг IV.

С кошками у Майнда было абсолютное взаимопонимание: когда он рисовал, они гуляли рядом с ним, сидели на его плечах и коленях. Для них они был «свой».

Феномен савантизма всегда был в центре внимания ученых, но до сих пор вопросы, связанные с природой возникновения и механизмами этого редкого явления, остаются открытыми. Тем не менее, исследования в этой области могли бы не только помочь разработать новые эффективные методы реабилитации и интеграции детей с нарушениями психологического развития, но и обнаружить и развить скрытые способности у каждого человека.

Синдромом саванта (от фр. savant - «ученый») называют состояние, при котором люди, имеющие нарушения развития, обладают выдающимися способностями в одной или нескольких областях знаний на фоне общей умственной неполноценности.

История вопроса

Впервые термин «синдром саванта» был употреблен Д.Л. Дауном в 1887 г., ученый описал 10 пациентов-савантов, которые встречались ему за 30 лет работы в психиатрической больнице Ерлсвуда (Лондон, Великобритания). Он отверг некорректный и устаревший французский термин «idiot savant» - «ученый идиот», который предложил Э. Сеген, впервые описав савантов с научной точки зрения в 1866 г. в работе «Идиотия и ее лечение психологическими методами». С ХIX в. в научной и популярной литературе начинают встречаться упоминания о савантах.

Пожалуй, самым известным и уже ставшим исторической личностью был Том Уиггинс («Слепой Том») , описанный Сегеном, - чернокожий раб, живший в семье американского полковника Бетьюна с 1849 по 1908 гг. Том был слеп и его словарь состоял не более чем из 100 слов, а до 5 лет он не говорил вообще, но уже в 13 лет виртуозно исполнял тысячи музыкальных произведений, стоило ему лишь один раз их прослушать, и создавал свои собственные пьесы.

Его считали восьмым чудом света - Тома никогда не учили игре на фортепиано, но в детстве он часто слушал, как дочери полковника упражняются в игре на пианино, и в 4 года у него обнаружились феноменальные способности к музицированию, а в 6 он уже стал сочинять свои собственные произведения, к 8 заработал 100 тыс. долларов, к 11 давал концерты в Белом доме перед американским президентом.

Он не только безошибочно имитировал когда-либо слышанные произведения, но мог играть, повернувшись к роялю спиной или одновременно исполнять несколько музыкальных произведений на разных роялях, напевая третий мотив. Хотя Сеген считал, что Том умственно отсталый, современные исследователи высказывают мнения, что его поведение было характерным скорее для аутизма.

Американский психиатр, Д. Трефферт, занимающийся исследованиями этого явления, предложил, специфический термин для определения способностей савантов - так называемый остров гениальности, контрастирующий с общей несостоятельностью таких людей и являющийся вторичным образованием по отношению к нарушениям центральной нервной системы. Всего в научной литературе описано около 100 случаев савантизма, половина людей-савантов - наши современники.

У 50% известных савантов диагностирован аутизм, остальные же имеют другие нарушения психического развития, при этом савантизм не всегда врожденный - он может быть приобретен вследствие черепно-мозговых травм, энцефалита, эписиндрома и даже деменции. В той или иной форме феномен встречается у одного из 10 аутистов и у одного из 2 тыс. людей с другими нарушениями.

Гендерное соотношение частоты случаев также неравномерно - на одну женщину с синдромом саванта приходится от 4 до 6 савантов мужского пола. Коэффициент интеллекта таких людей редко выходит за пределы 40-70 баллов, однако в отдельных случаях интеллект остается сохранным (например, при высоко функциональном аутизме).

В тех случаях, когда синдром саванта вторичен по отношению к различным формам психического дизонтогенеза, гениальные способности проявляются еще в раннем детстве, минуя предварительные фазы развития. Например, большинство савантов-художников никогда не учились живописи, но они идеально владеют методами изображения предметов, в то время как их сверстники пребывают на стадии изображения каракуль и точек.

При этом сферы, в которых саванты демонстрируют свои умения, ограничены небольшой когнитивной областью: все они имеют феноменальную память, но обычно уже на ее фоне, до уровня гениальности, развиваются либо музыкальные, либо художественные способности, либо умения к сложным арифметическим подсчетам и вычислениям, реже - механические или способности к ориентации в пространстве, еще реже - лингвистические. Таланты савантов действительно непостижимы - они способны читать книги за считанные минуты, за секунду выдать результат умножения многозначных цифр, идеально исполнить симфонию Моцарта, услышав ее лишь однажды.

Память савантов прежде всего отличается возможностью запоминать детали и частности, она конкретно-ситуативна, что порождает нарушения способности к селекции информации - наряду с главными признаками явлений они выделяют и второстепенные, что не позволяет им осознать суть явления в целом и обобщить жизненный опыт.

Характерно, что память савантов, несмотря на безграничную глубину, лишена осмысляющего компонента - они могут запоминать огромные массивы информации, совершенно не понимания ее смысла, - этот симптом Даун назвал «вербальной адгезией» или словесным склеиванием. В пример он приводил одного из своих пациентов - мальчика, который прочитал и запомнил шеститомный труд «Закат и падение Римской империи», но при воспроизведении все время терял одну единственную строчку, даже не смотря на исправления врача.

Жизнь замечательных людей

Ким Пик - самый известный савант современности. Именно его жизнь вдохновила сценариста фильма «Человек дождя» на создание экранного образа аутиста, обладающего незаурядной способностью к счету. Впрочем, сам Ким имеет мало общего с экранным героем, блестяще сыгранным Дастином Хоффманом, прежде всего потому, что не страдает аутизмом. При рождении у Кима Пика обнаружили многочисленные аномалии развития головного мозга: черепно-мозговую грыжу, гидроцефалию, деформацию мозжечка, отсутствие мозолистого тела.

Диагноз, поставленный ему впоследствии, - «неспецифическое расстройство, обусловленное аномалиями развития»; исследователи пришли к выводу, что данная аномалия может быть связана с мутацией Х- хромосомы.

Феноменальные способности Кима относятся к трем областям: мнемонистике, счету и музыке. Его память действительно выдающаяся - он прочел и знал наизусть около 10 тыс. книг, мог с точностью воссоздать карту любого американского населенного пункта, помнил все почтовые индексы и телефонные коды США, прочитывал страницу за 10 секунд, досконально знал историю музыки, включая биографии музыкантов, и без труда мог сказать, на какой день недели выпадет празднование Нового года через пару сотен, а то и тысяч, лет.

Способности Ким демонстрировал с раннего возраста - научился читать в 1,5 года, а в 7 лет уже знал наизусть Библию. И вместе с тем дефициты психического развития не позволяют сомневаться, что полноценного функционирования в обществе он был лишен.

Ким научился ходить в 4-летнем возрасте, до конца жизни обладал шаткой походкой и низким мышечным тонусом (последствия патологии мозжечка), не мог обслуживать себя в быту. В общеобразовательную школу путь для него был закрыт, и за обучение Кима взялся его отец, который опекал и всячески поддерживал развитие способностей сына. Определить истинный уровень интеллекта Кима оказалось непосильным заданием для специалистов, так как при тестировании он каждый раз показывал разные результаты с широким разбросом - от почти нормального интеллекта до глубокого слабоумия (в среднем IQ был равен 87 баллам).

И все-таки способность Кима к абстрагированию была существенно сниженной - к примеру, переносный смысл пословиц остался за гранью его понимания, а мыслил он конкретными образами, что типично для людей с умственной отсталостью. Однажды, во время семейного обеда в ресторане, отец попросил Кима понизить голос, на что он в буквальном смысле сполз под стол, чтобы его голос звучал снизу.

Пристрастия Кима к чтению ограничивались определенными темами (таких всего насчитывалось полтора десятка - например, история, спорт, религия, кино и др.), а техника была весьма необычной - правую страницу он читал правым глазом, а левую левым, при этом сама книга могла быть расположена даже вверх ногами. В отличие от большинства савантов-эйдетиков, также схватывающих информацию за считанные секунды, Киму было доступно понимание смысла прочитанного во многих случаях.

Удивительно, что человек, казалось бы, лишенный способности к обучению, смог развивать свои таланты - к концу жизни теоретический интерес Кима Пика к музыке обрел практическое применение - он научился отлично играть на фортепиано, несмотря на проблемы с координацией движений, в том числе и партии других инструментов.

Неврологи предполагают, что секрет гениальности Кима связан с отсутствием мозолистого тела, соединяющего полушария мозга. Возможно, мозг Кима выработал резервные каналы связи между полушариями. Эта аномалия довольно редкая, однако большинство людей, у которых она врожденная, не обладают сверхспособностями, но и не имеют умственного дефекта, а вот при перерезании мозолистого тела в зрелом возрасте у людей возникает «синдром расщепленного мозга».

Джордж и Чарльз Финн , братья-близнецы, содержались в специальных учреждениях с 7-летнего возраста с различными диагнозами - от психотического расстройства до аутизма и тяжелой умственной отсталости - сопровождающимися стигмами дизонтогенеза: волчьей пастью, непропорциональным черепом, врожденной близорукостью, тиками. Братья как две капли воды походили друг на друга не только внешне, но и жестами, привычками, голосами, поведенческими проявлениями.

В 60-х гг. они прослыли «календарными калькуляторами» и успели поучаствовать в многочисленных шоу, демонстрируя свой талант. Близнецы обладали неограниченной числовой памятью и могли моментально назвать, на какой день недели придется любая дата в пределах 40 тыс. лет. При этом коэффициент интеллекта их был равен 60 баллам, и элементарные арифметические операции были им недоступны.

Считается, что их способность к вычислениям связана не с памятью, а с подсознательно выработанным алгоритмом календарных вычислений, основным механизмом которого было не оперирование с числами, а непосредственное их представление, визуализация (сами братья объясняли свои способности к вычислениям одной фразой: «Мы это видим»).

Тем не менее, они с бесстрастностью документалистов монотонными голосами, похожими на безжизненные звуки, издаваемые компьютерной программой, могли со всеми подробностями поведать о любом событии, происходившем с ними когда-либо, однако не имели общего представления ни о ходе истории, ни о прожитой ими жизни. Кстати, знаменитый эпизод из фильма «Человек дождя», в котором главный герой моментально подсчитывает рассыпавшиеся зубочистки, взят из жизни Джорджа и Чарльза, и описывается Оливером Саксом, исследовавшим их способности.

Братья любили играть в загадочную игру, называя друг другу попеременно простые числа (при том, что прямого способа вычисления простых чисел в природе не существует), смысл которой так и остался неразгаданным. В 37-летнем возрасте близнецов разлучили, посчитав, что их симбиотическая связь мешает приобретать новые навыки. Джордж и Чарльз действительно сумели обрести некоторую независимость и освоить выполнение простых работ, но, лишившись общения друг с другом и числами, они лишились и своих способностей.

Подобное приключилось и с Надией , аутичной девочкой, которая с 3-летнего возраста начала создавать графические рисунки лошадей с мастерством одаренного художника. Обычно в процессе развития способности ребенка к рисованию претерпевают изменения - все нормальные дети в своих рисунках проходят через стадию изображения каракулей, Надия же миновала этот этап - уже ее первые рисунки были созданы точными и уверенными линиями, по законам перспективы, с передачей игры светотени и индивидуальными чертами, которыми она наделяла всех персонажей своего творчества. В 7 лет девочку отдали в школу, где она начала проходить интенсивную речевую терапию. Надия действительно стала более социализированной, но ее способности к рисованию пропали.

Ригидная фиксированность на одной теме характерна для аутичных детей, в том числе и для аутистов-савантов. Так, если Надия была одержима изображением лошадей, то художница-аутистка Джессика Парк рисовала только звездное небо и природные аномалии, а скульптор Алонзо Клемонс создает только скульптуры животных - ему достаточно 20 минут просмотра передачи «В мире животных», чтобы с поразительной точностью и элегантностью создать слепки увиденных зверей.

Шотландский художник-аутист Ричард Вуоро специализировался на пейзажах, выполненных пастелью, которые он создавал по памяти, вспоминая когда-либо виденные уголки природы, морское побережье, дома и животных.

Он не разговаривал до 11 лет, но, едва начав ходить, проявил большой интерес к рисованию. Удивительно то, что после операции по удалению катаракты Ричард ослеп, но это никак не отразилось на качестве его работ. Картины Вуоро коллекционировали Иоанн Павел ІІ и Маргарет Тэтчер.

Замечательный художник из Великобритании Стивен Уилтшир , страдающий аутизмом, создает прекрасные зарисовки архитектурных сооружений, уличных сюжетов и панорам городов, в которых побывал. Стивен способен нарисовать точную панораму города после короткого полета на вертолете - он создал большие полотна с изображением Лондона, Нью-Йорка, Токио, Рима и других городов.

Хотя ему сейчас 37, его способности к рисованию остались на том же уровне развития, что и в детстве (стоит ли говорить, что уже в 10-летнем возрасте Стивен владел этим мастерством практически на профессиональном уровне). В три года Стивену был выставлен диагноз раннего детского аутизма, он медленно физически развивался, сторонился других детей, почти не разговаривал до 6 лет, был склонен к стереотипному поведению, а его IQ равен всего 52 баллам.

Впервые Стивен начал рисовать в 7 - тогда это были в основном машины (он и сейчас сохранил свое увлечение автомобилями, знает почти все марки и очень радуется, когда увидит на улице незнакомое авто), реже - животные и люди, но вскоре он переключился на архитектурную тематику. Обладая уникальной визуальной памятью, ему достаточно один раз взглянуть на здание, чтобы нарисовать его точную копию.

Рисунки Стивена лишены символичности - в отличие от других детей, которые фантазируют в своих рисунках, он всегда рисовал то, что видел. Вместе с тем, художник не лишен способности к импровизации - иногда он может дорисовать в здании какие-то детали от себя, потому что «так красивее» или «удобнее». Кроме того, он обладает отличной моторной памятью и может повторить любое подмеченное движение, а также абсолютным слухом - услышав один раз песню, может повторить ее без ошибок.

С детства Стивена не беспокоила сохранность его работ, и он запросто мог выкинуть только что нарисованный прекрасный вид одной из лондонских улиц. К похвалам он также абсолютно равнодушен, и лишь стараниями врачей и педагогов, которые всячески поддерживали талант юного художника, издатели смогли выпустить несколько альбомов его творчества.

Многие саванты наделены музыкальным даром. Например, американский музыкант Лесли Лемке был рожден раньше срока. После того, как врачи диагностировали органическое поражение головного мозга, церебральный паралич, ретинопатию и глаукому, что привело к удалению глазных яблок, мать отказалась от ребенка. Лесли был усыновлен медсестрой, работавшей в больнице, где он появился на свет. Будущий музыкант научился самостоятельно передвигаться только в подростковом возрасте, тогда же обнаружились и его способности. Услышав однажды, как по телевизору передавали концерт Чайковского № 1, он неожиданно для всех следующей ночью сыграл его на пианино с мастерством выпускника консерватории.

История англичанина Дерека Паравичини во многом схожа с историей Лесли Лемке. Он родился на сроке 25 недель, весил около 500 г и ослеп после кислородной терапии. Нарушения психического развития его столь серьезны, что он не в состоянии удовлетворить самостоятельно элементарные бытовые потребности, в 32 года его интеллект сравним с интеллектом 4-летнего ребенка.

Способности Дерека обнаружились в 2-летнем возрасте, а в 4 года он уже давал полноценные концерты наравне со взрослыми коллегами. Имея абсолютный слух и феноменальную музыкальную память, он может сыграть музыкальное произведение, услышав его лишь раз, а за мастерскую способность к импровизации критики считают его одним из выдающихся джазовых музыкантов современности.

Не многие знают, что сын нобелевского лауреата, японского писателя Оэ Кэндзабуро - тоже савант. Хикари Оэ родился с патологией развития головного мозга, подвергся серии операций по удалению черепно-мозговой грыжи, но ни умственная отсталость, ни эпилептические приступы, ни слабое зрение не помешали ему стать композитором. Хикари научился говорить лишь в 7-летнем возрасте (словарный запас его невелик и сейчас), в 11 начал заниматься музыкой и уже к 13 годам создал свое первое произведение. Рождение ребенка с особенными потребностями сильно повлияло и на творчество самого Оэ Кэндзабуро - образ сына неоднократно всплывает в его романах и всегда наполнен привязанностью и любовью.

К талантам, проявляемым детьми с нарушениями развития, следует относиться очень бережно. Так, активные попытки социализации и обучения таких детей часто приводили к потере необычных способностей (как это было в случае Надии или близнецов Финнов), но вместе с тем они становились более адаптированными в обществе.

Опыт же Кима Пика, Стивена Уилтшира и многих других савантов показывает, что при правильном отношении к таким детям, которое заключается в поддержке их одаренности, в течение жизни могут улучшиться не только творческие навыки, но и способности к общению, и даже развиться новые таланты. Дети-саванты, чувствующие поддержку родных и находящие признание своих талантов в обществе, мало похожи на обитателей специальных учреждений для инвалидов с печатью стигматизации на лице.

Нейробиология синдрома саванта

В современной нейронауке существует точка зрения, что возникновение способностей савантов связано с вмешательством экзо-эндогенных патологических процессов в морфологию полушарий, а именно в межполушарную асимметрию. Как известно, с функционированием левого, ведущего, полушария связано абстрактно-логическое, вербальное, дискретное мышление, в то время как правое отвечает за пространственно-образное, невербальное, симультанное мышление, имеющее решающее значение для творчества. По результатам исследований, у большинства савантов левое полушарие в большей либо меньшей степени повреждено.

Учитывая связь «правополушарного мышления» с эйдетизмом, музыкальными и художественными способностями, можно предположить, что правое полушарие компенсирует потери, которые понесла личность вследствие повреждения левого. Так, в ходе проведенных в 1975 г. пневмоэнцефалографических исследований были обнаружены повреждения левого полушария у 15 из 17 аутистов, 4 из которых обладали способностями савантов. Позднее данные о нарушениях функционирования левого полушария у аутистов по сравнению с более задействованным правым подтвердил Б. Римланд из Института исследования аутизма в Сан-Диего (США), проанализировав данные 34 тыс. людей с этим расстройством.

Поражением левого полушария гарвардские ученые Н. Гешвинд и А.М. Галабурда объясняют, почему у мужчин чаще, чем у женщин, возникает не только синдром саванта, но также нарушения речи, гиперактивность и аутизм. Известно, что левое полушарие мозга развивается несколько медленнее правого и дольше остается уязвимым для нежелательных пренатальных влияний, а у эмбриона мужского пола более высокий уровень тестостерона может оказывать токсическое воздействие на развивающуюся нервную ткань. Таким образом, агрессивный тестостерон тормозит развитие левого полушария и провоцирует большую выраженность межполушарной асимметрии у мужчин.

В связи с адаптационной теорией савантизма, особый интерес представляют клинические случаи возникновения сверхспособностей у людей, не имеющих нарушений развития, мозг которых подвергся воздействию различных постнатальных патологических факторов. Например, известны случаи развития художественных способностей у людей с различными формами лобно-височной деменции при которых в нейродегенеративный процесс оказывалось вовлеченным левое полушарие.

Интересно, что у таких пациентов ослабоумливающий процесс приостанавливался, и когнитивные нарушения развивались с меньшей скоростью. Психолог Т.Л. Бринк из калифорнийского колледжа Крафтон Хилс (США) в 1980 г. описал клинический случай 9-летнего мальчика, у которого после пулевого ранения в область левого полушария возникли правосторонний паралич, мутизм и глухота, но развились выдающиеся способности в механике.

Если развитие умственных способностей большинства детей зависит от действия множества факторов, в том числе и социальных, то таланты детей-савантов имеют биологический характер, их интеллект в той или иной степени изолирован и кристаллизован, что представляет значительный интерес для ученых, стремящихся найти биологические паттерны одаренности.

Тот факт, что способности савантов могут быть обусловлены не только генетическими аномалиями, ставит перед учеными серьезный вопрос о возможности раскрытия мощного творческого потенциала в каждом из нас.

Австралийские нейрофизиологи Б. Миллер и А. Снайдер при сканировании электромагнитной активности мозга нескольких савантов обнаружили, что у них была повышена электромагнитная активность левой височной доли. Здоровые люди при стимуляции левой височной доли обнаруживали кратковременное улучшение способностей к рисованию и математическим вычислениям, их креативность возрастала на 40%.

Разработка специальных методов, нейропсихологических упражнений, направленных на стимуляцию работы «зоны гениальности» и большее задействование в мыслительных процессах правого полушария - актуальная тема для научных исследований, ведь вполне вероятно, что в каждом из нас дремлет скрытый талант.

Ольга Устименко

От него ещё в больнице отказалась родная мать. Он был неразвит физически, скрючен, родился раньше срока, у него обнаружили глаукому, сразу несколько проблем с мозгом. В рамках операции по спасению его жизни ему вынуждены были извлечь оба глаза.


И вот такого детеныша через полгода с его рождения усыновила совсем уже немолодая пара, Мэй и Джо Лемке. У них было и своих пятеро, но, видимо, где пятеро, там и шестеро.

Первый год нужно было кормить маленького Лесли насильно. Учить его глотать. Он не выражал никаких эмоций, медленно и тяжело развивался. Он встал на ноги в двенадцать лет! Он сделал свой первый шаг в пятнадцать лет!

У меня не хватает воображения, чтобы представить себе, что это такое, поднять мальчишку с тяжёлыми умственными и физическими недостатками, слепого, растить его, терпеть, продвигать. Это какой-то невероятный подвиг, другого слова не подобрать.

И вот, когда уже Лесли исполнилось шестнадцать, в одну из ночей Мэй проснулась от звуков фортепиано, стоявшего в зале их дома. Кто может играть в столь поздний час? Oна поспешила взглянуть. За фортепиано сидел Лесли и играл Первый концерт Чайковского . Весь. Наизусть, само собой. И как играл!

Он услышал этот концерт по радио и решил попробовать, понимаете? Он не брал уроки игры на фортепиано, он просто сел и...

Обнаружилось, что мальчик способен, единожды услышав какую-либо мелодию, симфонию, концерт, воспроизвести их на клавишных или на гитаре. Через какое-то время он начинает выступать даже в известных концертных залах, он начинает со временем делать свои обработки, аранжировки известных произведений и на каком-то этапе даже пробует свои силы в сочинительстве!

А меня потрясла именно эта картина: стоит Мэй Лемке, в ночнушке, ей уже за шестьдесят, ночь, и она смотрит на слепого Лесли, в которого столько сил и терпения вложено, от которого никто ничего не ожидал и не мог ожидать, который не годится ни к женитьбе, ни к каким бы то ни было свершениям, ни даже к тому, чтобы убрать снег со двора. И этот мальчик сидит у фортепиано в темноте и играет Первый концерт целиком, и у пожилой женщины сами льются слёзы какого-то неземного счастья.



В июне 1980 года Лесли Лемке и его замечательная приёмная мать Мэй Лемке дали концерт в Фонд-дю-Лак, штат Висконсин, потом Лесли с успехом гастролировал в Норвегии, Японии и на всей территории Соединённых Штатов.

Лесли жив и здоров, и всё ещё прекрасно играет, он живёт с Мэри Паркер, дочерью Мей, которая с любовью взяла на себя роль опекуна после смерти матери в мае 1993 года. Лесли мог быть миллионером, но вместо этого Лесли и Мэри живут очень скромно, они считают что дар Лесли - это чудо, которым нужно бескорыстно делиться с другими, без выгоды или эксплуатации.

История Лесли это демонстрация силы музыки,

силы любви, веры, оптимизма и веры семьи, друзей и воспитателей

и иногда скрытой глубины человеческого потенциала!