Биография врубеля художника. Михаил врубель биография врубеля. Текст подготовил Андрей Гончаров

Автопортрет. 1905 г.

Предки Михаила Александровича Врубеля за рубежом и в Российской империи

Дальние корни Врубеля лежат вне России. Гражданином Российской империи первым из Врубелей стал прадед Михаила – Антон Антонович. Он служил судьей в Белостоке, польском городе, который находился в составе Восточной Пруссии. В 1807 году по Тильзитскому миру Белосток был передан России и стал центром Белостокского уезда Гродненской области.

Его сын Михаил Антонович – тёзка и дед художника, стал первым российским дворянином из этого рода. Был военным и по долгу службы оказался в Астраханской губернии. Здесь один из его сыновей – Александр Михайлович, тоже офицер, женился на Анне Григорьевне Басаргиной, дочери астраханского губернатора. Невеста была из более аристократичной и родовитой семьи, истоки которой уходят к ордынским и датским предкам.

Детские годы Врубеля

Будущие родители художника Александр Михайлович и Анна Григорьевна поженились в Астрахани. Но Михаил на свет появился в Сибири по месту новой службы отца в городе Омске 17 марта 1856 года. Он был вторым ребёнком из четырёх, которых за 6 лет родила Анна. Мише было всего 3 годика, когда его мама умерла. Отца перевели снова в Астрахань, ближе к родственникам, которые могли помочь по уходу за малолетними детьми.

Столь горькое начало жизни Врубеля словно задало тон всей последующей. К тому же от рождения он был слабого здоровья, а по характеру тихим, неразговорчивым и вдумчивым ребенком. В семилетнем возрасте получил домашнее прозвище «молчун и философ». Он любил рассматривать книжные иллюстрации. Благо с давних пор сохранилась часть немецкой библиотеки белостокского прадеда.

Из-за передвижений отца по службе семья неоднократно меняла место жительства. Астрахань, Омск, Саратов, Петербург, Харьков, Одесса – переезд в некоторые города был неоднократным. Биография Врубеля пестрит географическими названиями с самого детства. В 1863 году в Харькове у детей появилась мачеха Елизавета Христиановна Вессель. По воспоминаниям сестры Анны, семилетний Михаил завороженно вслушивался в звуки музыки во время игры Елизаветы Христиановны, которая была хорошей пианисткой.

Образование и место живописи в детской и юношеской биографии Михаила Врубеля

Поначалу рисование привлекало Михаила на том же уровне, что и другие виды искусств. Способности проявлялись, но особенно горячего желания заниматься только живописью в ребёнке не наблюдалось.

В Саратове с 1864 года мальчик получал уроки начального образования у политического ссыльного Николая Пескова. Он водил Мишу изучать естественные науки на природу в окрестностях города. А Андрей Сергеевич Годин давал ему частные уроки рисования с натуры.

Старшая сестра Анна вспоминала о брате: «Он зарисовывал с большой живостью сцены из семейного быта». В 1865 году с ним произошло удивительное событие:

С переездом семьи Врубелей в Петербург в 1867 году Миша начал учебу в Пятой гимназии и Рисовальной школе Общества поощрения художников.

В 1870 году очередной переезд на место нового назначения отца. На этот раз в южную Одессу. Общеобразовательное обучение Михаил продолжил в Ришельевском лицее. А художественное в Одесской рисовальной школе. Учился везде успешно, увлекался театром, чтением латинской классики, музыкой.

1874 год – год окончания гимназии с золотой медалью. Затем семья переехала из Одессы в Вильно. А Михаил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Вечерами занимается в классах Академии художеств. Оканчивает университет в январе 1880 года.

Наконец будущий гениальный живописец в 24-летнем возрасте от любительского рисования переходит к профессиональному обучению: осенью 1880 года Михаил Врубель поступает в Академии художеств. Он попадает к Павлу Чистякова, у которого своя методика создания на полотне объема, подобно тому как то делают архитекторы. По воскресеньям Врубель берет уроки акварели у Ильи Репина.

Киевско-итальянский этап в биографии Врубеля

Искусствоведу профессору Адриану Прахову понадобился специалист для художественных работ по восстановлению Кирилловской церкви. Павел Чистяков предлагает Врубеля. И тот в 1884 году едет в Киев, где начинается важный этап не только в его биографии как художника, но и в личной жизни. По мнению некоторых современников он был влюблён в жену своего заказчика Эмилию Львовну Прахову.

Считается, что она стала прототипом иконы «Богоматерь с Младенцем» для алтаря Кирилловской церкви. А когда Врубель уезжает в Италию для изучения средневековых мозаик и живописи эпохи раннего Возрождения, между ними ведётся активная переписка, которая по просьбе Эмилии была уничтожена её дочерью Ольгой, о чём свидетельствует внучка Праховой.

1. Богоматерь с младенцем, 1885 г. 2. Эмилия Прахова.

В Венеции Врубель написал три иконы - «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

В апреле 1885 года Врубель возвращается из Италии, а в мае уезжает в Одессу. Однако в конце года возвращается в Киев. Он активно работает, но живёт в бедности, во многом из-за его неумения здраво распоряжаться деньгами.

Творчество и Демоны Врубеля

В 1889 году Михаил Врубель приезжает в Москву. Здесь он знакомится с промышленником и щедрым меценатом Саввой Мамонтовым и становится участником его кружка художников в Абрамцево.

Он создает панно, оформляет оперы, занимается майоликой, пишет картины, иллюстрирует произведения литературы. Участвует в иллюстрировании юбилейного двухтомника Лермонтова, в т.ч. делает рисунки к поэме «Демон». Рецензенты нещадно раскритиковали иллюстрации Врубеля.

Свидание Тамары и Демона. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон». 1890-е годы.

Но в итоге Демон становится главной темой в его творчестве. В 1890 году он создает «Демона сидящего», а в 1902 «Демона поверженного». «Летящего Демона» художник не завершил.

Демон в обычном понимании – это какая-то сверхъестественная и злая сила. Но Врубель видел в нем страдающий человеческий дух, обуреваемый думами и разрываемый страстями, существующий между небом и землёй.

В 1896 году по просьбе Саввы Мамонтова Михаил Врубель исполняет два панно для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Но их жестко раскритиковала профессура Академии художеств и оба панно сняли с выставки, а художника подвергли травле. Предприимчивый Мамонтов построил собственный павильон и выставил в них огромные полотна Врубеля. Они пользовались большим интересом публики, а имя Врубеля получило широкую известность.

Любовь и семейная драма Михаила Врубеля

Врубелю было почти 40 лет, когда его посетила глубокая и мгновенная любовь. Сначала его покорил незнакомый красивый голос. Он ринулся на его звук, когда услышал на репетиции оперы в Панаевском театре Петербурга. Так он встретил свою будущую жену оперную певицу Надежду Забелу. Эта любовь была взаимной. 28 июля 1896 года они повенчались в Женеве. Супруга стала его идеалом, музой, героиней его произведений и преданной спутницей до конца его дней.

1 сентября 1901 года у них родился сын Савва, и Надежда Забела ушла со сцены. Материальное благополучие семьи тяжелым грузом легло на плечи Врубеля. Ему было сложно добывать хлеб насущный. Он нервничал, переживал, боялся, что не сможет обеспечить семью, страдал неврозом и бессонницей. Но главное страдание было от того, что мальчик родился с дефектом лица. У Саввушки была «заячья губа» и Врубель считал, что это по его вине. Наказание за его грехи. Это выводило его из равновесия и сводило с ума. Всё чаще он вёл себя неадекватно.

Угасание и смерть Врубеля

Он одержимо работал над «Демоном поверженным». Закончил его в 1902 году. И в этом же году попал в психиатрическую лечебницу. Психиатр Владимир Бехтеров поставил Врубелю неутешительный диагноз.

Друг Врубелей Владимир фон Мекк пригласил их на все лето отдохнуть и набраться сил в его имении в Киевской губернии. С маленьким сыном они отправились в поездку. Там они потеряли своего единственного сына. 3 мая 1903 г. обожаемый Саввушка скоропалительно умирает от крупозного воспаления легких.

Психическое угасание Михаила Врубеля убыстряется. Он много времени проводит в лечебницах. Живет в мире бреда и галлюцинаций. А в моменты просветления пытается писать. В этот тяжелый период он смог создать свой шедевр «Роза в стакане», написал «Шестикрылый серафим», «Жемчужина». Но не смог закончить портрет поэта Валерия Брюсова. К концу 1905 года живописец начал быстро слепнуть.

Несколько последних лет своей жизни он провел в психиатрической лечебнице. Жена Надежда и старшая сестра Анна опекали его до конца.

Они покоятся рядом на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Жизнь после жизни

Врубель написал более 200 произведений. В 1995 году на родине Михаила Александровича Врубеля Омскому государственному музею изобразительных искусств присвоено его имя.

Михаил Александрович Врубель (5 марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя - 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Биография Михаила Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Выдающееся дарование Врубеля было замечено, и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в.). Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в.), связанных со средневековой традицией, и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С.И. Мамонтова. Врубель жил в его доме и работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений.

Творчество Врубеля

Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту.

Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан».

Pan

Искусствовед Н.М. Тарабукин писал об умении Врубеля «сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность», а цвет порождал форму.

И. Грабарь полагал, что Врубель «в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей».

Последней работой Врубеля стал «Портрет В.Я. Брюсова. (1906), необычайно выразительный. Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер.

А. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.

Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.

Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.

Блок на могиле Врубеля скажет: «Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением…»

Врубель вообще любил такие лица – задумчивые, с печатью обреченности, или же экстатические, одурманенные трансом. При этом, создавая свои шедевры – полотна, декоративные панно, скульптуры, фрески, Врубель редко бывал доволен ими. Зато духовным содержанием своих картин художник был не удовлетворен.

Перфекционист по природе, он возлагал на искусство большие надежды. У живописи должна быть высокая миссия, считал Врубель.

В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет.

Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.

Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. А стоило прислушаться к его вроде бы бессвязным речам, и в них начинала проглядывать логика, смысл и чувство.

Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.

Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: «Сколько у нас красоты на Руси!», пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. Он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1891 году.

Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.

«…Врубель идеально выражал свою мысль; он был идеален по своей природе. Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал»

(А.Я.Головин)

М.Врубель. Панно «Суд Париса»

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)- одна из самых сложных и неоднозначных фигур в русской культуре рубежа XIX-XX века.

Он проявлял своё мастерство в различных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и в архитектуре, стремясь приблизиться к мастерам Ренессанса

Врубель — у истоков русского символизма и модерна

Художественный язык Врубеля формировался в изобразительной системе стиля модерн , а также основывался на предметности и осязательной ценности формы, заимствованной художником у традиции русского академического искусства, а в частности у его учителя П.П.Чистякова.

В его творчестве соединяются две тенденции и , на основе данного соединения возникает семантическая двузначность образов. Символ у мастера – это знак с бесконечным множеством трактовок. Созданные им образы многогранны, это символы, вызывающие у зрителя многочисленные ассоциации.

Живописец через символический образ создаёт изображение мирового бытия. Все персонажи художника – это многозначные образы-символы, что заключают в себе авторское понимание мира, отражение авторского «я».

Основные темы картин художника Врубеля

Религиозная тема

Произведения на религиозную тему у Врубеля наиболее полно воплотились в ранний период его деятельности. Тогда он занимается реставрацией росписей в Кирилловской церкви в Киеве («Оплакивание»), а впоследствии создаёт эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве («Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем»), которые так и остались на бумаге.

Центральная тема творчества мастера — это образ Демона

Эта тематика стала для художника целым миром сложных переживаний. Впервые этот образ привлёк внимание художника при создании эскизов для Владимирского собора в Киеве, он написал его, но впоследствии эту работу уничтожил.

М.Врубель иллюстрации к «Демону» Лермонтова

В 1890 году художник рисует задумчивый образ «Демона сидящего» — первое произведение, созданное из демонического цикла, включающего в себя живописные произведения, рисунки и скульптуру. Позже мастер сделал скульптурную голову «Демона», где этот же образ показан более жестоким.

В 1891 году художник принимается за иллюстрации к поэме «Демон», которую в то время больше никто не пытался иллюстрировать.

М.Врубель «Демон поверженный»

В 1898 году он возвращается к «демонической» теме, после долгих колебаний он берётся за создание «Демона летящего», но, к сожалению, так и не заканчивает его. Берется за образ «Демона поверженного». Демон на этой картине выглядит сломленным безумием. После долгого перерыва художник в 1904 году возвращается к этому циклу и создает картину «Азраил» (демон смерти).

Сказочная тема

М.Врубель «Царевна-Лебедь»

Немаловажное место в творчестве Врубеля играла тема сказочного эпоса и русской оперного искусства. Он создаёт многочисленные живописные полотна, среди которых известны ««Царевна лебедь», панно «Богатырь», театральные декорации к операм Римского-Корсакова.

Самой последней темой художника стал образ «пророка», начавшийся с иллюстраций к известному стихотворению стал лебединой песней мастера, он работал над ним до конца жизни, эта была тема посвящена трагической миссии творца. Последнюю вариацию этой темы художник назвал «Видение Иезекииля»

Врубель как универсальный мастер

Художник, как было сказано выше, стремился оставить след во всех областях изобразительного искусства, походя на художников эпохи Возрождения. Мастер пробовал себя в различных жанрах: портрет («Женская голова. Э.Л. Прахова»), фантастика («Демон сидящий»), пейзаж («Куст сирени») и т.д., работая в различных техниках.

Он создавал:

  • монументально-декоративные панно («Фауст»),
  • произведения театральной живописи (декорации к «Садко») и декоративно-прикладного искусства (возрождение майолики),
  • декоративную скульптуру («Маска льва») и т.д.

Художественные средства Врубеля

М.Врубель «Богоматерь с младенцем»

Основу колорита живописца составляют три цвета:

  • золотистый;
  • пурпурный (цвет зари)
  • сине-лиловый (цвет ночи и неба).

Это цветовое сочетание – характерно для его творчества.

Цветовая гамма художника меняется с определённым этапом его творчества. Зрелый мастер использует более тёмные, насыщенные, мрачные оттенки его цветовой гаммы.

Например,

  • у самого сильного эскиза к росписи Владимирского собора «Надгробный плач», созданного в ранний период, цветовое решение состоит из светло-жёлтого, розового, небесного тонов;
  • в созданных в поздний период «Демонах», он использует блестяще-золотистые, сиреневые и жемчужный оттенки.

М.Врубель «Голова пророка»

У Врубеля колористическое решение всегда совпадает с образно-символическими и стилистически поставленными задачами. Метафоричность цветового содержания картины характерна для живописи этого художника. Очень узкий выбор красок и невероятное количество их сочетаний направлены у художника на создание персональной символической системы.

Антидинамичные композиции мастера – это крупные изображения на общем фоне, в них нет взаимодействия объектов произведения. Мозаичность, гранённость форм, стирающие границы фигур и предметов, также характерны для врубелевских полотен. Глубина и пространство картин – плоскостны.

В последних работах мастера намечается тяготение к экспрессионизму, его живопись становится более пессимистичной, а колорит становится более тёмным и мрачным, усиливая напряжённость полотен. Хотя экспрессия была свойственна его картинам изначально, в ранних работах более следовал романтическим тенденциям.

Всю свою творческую жизнь художник посвятил служению красоте. Его девизом было — «Истина в красоте».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Предвестник кубизма, яркий представитель символизма, человек, который отлично совмещал в себе талант к графике и живописи в равной степени.

Детство

Михаил Александрович родился в Омске в 1856 году в этом же городе были рождены его младшие брат и сестра которые не дожили до юности. По причине частых родов и ослабленного здоровья в 1859 году скончалась мать мальчика. Пока овдовевший отец пытался справиться со всеми хлопотами, которые лежали на его плечах, мальчик проводил свои будни за рассматриванием картинок в детских книжках.

В 1863 году отец Михаила взял в жены Е. Х. Вессель которая была из знатного рода, что помогло ему в продвижении по службе. Новая мама для семейства оказалась настоящим сокровищем, она целыми днями занималась воспитанием всех детей.

В 1867 году семейство переехало в Саратов где у отца мальчика было новое назначение по службе. Вопреки любящей атмосфере, которая царила в доме Михаил и его сестра Анна всегда проводили время вместе и не были особо заинтересованы в дружбе с новыми родственниками.

Юность

Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Это произведение настолько запало в душу юному дарованию что он позже исполнил его точную копию по памяти, со всеми мельчайшими деталями и нюансами. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. После перевода отца в Одессу и смены учебного учреждения Врубель на время прекратил активную творческую деятельность и больше уделял внимания естественным наукам. Обучение в целом, у юноши не отнимало много времени, он был лучшим учеником пока это было ему интересно. В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.

Юридический университет

Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Обучение шло медленно и трудно, в конечном итоге юноша больше заинтересовался философией и совершенно забросил юридическое дело. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. В период обучения в университете им были нарисованы несколько иллюстраций к популярным в то время литературным произведениям. Начиная с 1875 года Врубель активно начал развивать актерские таланты, но это требовало больших капиталовложений и ему приходилось подрабатывать репетитором. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела.

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля. Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре. Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

Творческие эксперименты

Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих давних знакомых Пампелей он нашел заказчика, который предложил гонорар в 200 рублей за любое его полотно на выбор. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась, и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке. После окончания картины его пригласили в Киев для работы над восстановлением фресок Кирилловской церкви. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Последнее путешествие в Италию

После завершения работы над этим проектом художник отправился в Италию для пополнения своих творческих знаний. Во время его проживания в Венеции город так сильно вдохновил его что Врубель закрылся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. После выхода из творческого наплыва художник начал ощущать жажду общения и недостаток любви. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. Однако женщина высмеяла его чувства и указала на очевидное обстоятельство отказа, ее замужество. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если и начинает полотно, то забрасывает его. Единственное завершенное произведение - это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и сделал множество ярких заказов для богатых домовладений России. Вплоть до 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных гончарных мастерских. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Это полотно примечательно тем что художник создал его за сутки, на холсте, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение довольно символичным. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.

Последние годы жизни

Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.

  • Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
  • В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
  • Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
  • На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Награды:

  • Золотая медаль Парижской всемирной выставки (1900 год)
  • Вторая серебряная медаль Академии художеств (1883 год)

17 марта 1856 года в Омске родился русский художник Михаил Александрович Врубель, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах, и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Богоматерь с младенцем, 1884


Слева: законченный вариант. Справа: эскиз итальянским карандашом, 1884 год

Икона была создана в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и необычность.

Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля», и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме», и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».

Девочка на фоне персидского ковра, 1886


На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платье, на фоне персидского ковра, руки девочки положены ладонями на розу и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями.

К нашему времени краски картины заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время картина экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства.

Демон летящий, 1899

Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Он не закончил работу по неизвестной причине.

Демон поверженный, 1902

В 1900 году Врубель опять обращается к теме «Демона». Ещё не окончив полотно «Демон летящий», в 1901 году художник начал писать предварительные эскизы к картине «Демон поверженный». Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. Несмотря на в основном отрицательные отзывы критики того времени, его популярность среди ценителей живописи росла.

Картина выполнена на холсте маслом. Фоном ее является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Демон сидящий, 1890

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

В 1891 году Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», о которой мы уже упоминали выше. Эскиз это картины был создан в 1890 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Пан, 1899

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего

Картина написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» и считается его вершиной. Написана во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния ). Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир».

Портрет К. Д. Арцыбушева, 1897



О портрете Константина Дмитриевича Арцыбушева, написанном Михаилом Александровичем Врубелем, можно сказать, что это портрет русского интеллигента времени становления в России капитализма.

Герой портрета — человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. Поэтому и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева и чуть сборенного ковра на полу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. Но этот портрет не был бы врубелевским, если бы в образе Арцыбушева не чувствовалась внутренняя динамика, подобная скрученной пружине. Резковатый наклон головы, изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей — мысли героя далеки от созерцательности. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».

Принцесса Грёза, 1896


Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики.

Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

Царевна-Лебедь, 1900



Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».