Театральный декоратор. Виды и особенности театральных декораций

Вам понадобится

  • -полотно;
  • -деревянный брус;
  • -монтажный степлер;
  • -гуашь;
  • -водоэмульсионная краска;
  • -шпагат;
  • -нитки;
  • -иголка;
  • -ножницы;
  • -ножовка;
  • -ватман;
  • -линейка;
  • -карандаш;
  • -гвозди;
  • -дверные петли;
  • -проволока;
  • -карабины;
  • -молоток.

Инструкция

Боковые панели изготовьте из деревянного бруса в виде каркасов. Они могут стыковаться друг с другом с помощью дверных петель, что позволяет складывать их для транспортировки. Деревянные рамы могут иметь сложную конструкцию - форму домов с учетом окон, дополнительные двери и прочее. Двери делаются так, чтобы обеспечить уход актера за кулисы или выход его на сцену.

Рамы обтяните тканью, используя монтажный степлер. Загрунтуйте ткань водоэмульсионной краской. Точно так же, как и задник, распишите гуашью.

Боковые панели должны быть хорошо закреплены за конструкции сцены во избежании их падения или смещения во время действия. Для крепления используются веревки, шпагат или проволока. Если планируется смена декораций в ходе спектакля, необходимо применять быстроразъемные соединения. В этом случае вместо веревок используйте проволоку и карабины.

В качестве центральной декорации применяют реальные предметы, с которыми непосредственно действуют . Это может быть мебель, механизмы и другие вещи, отвечающие режиссерскому замыслу. Необходимо, чтобы они подходили по

Слово «декорация» чаще всего употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте.

Главные составные части каждой театральной декорации -- завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги -- куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли -- различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т.д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя.

Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

декорация спектакль эскиз драматургия


Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460--420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам.

Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы -- Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) -- вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства -- декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров -- составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля -- декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.


Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX--XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.).

Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).


Литература

Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

Работа над декорацией начинается с составления эскиза. Вначале готовятся общие эскизы основных сцен, где художник-сценограф определяет внешний облик спектакля. Затем прорабатывается последовательность отдельных картин. Наконец, на основании общего эскиза художник строит объемный макет оформления сцены, а также разрабатывает эскизы отдельных частей оформления - задника, объемной части, кулисных декораций. На макете отрабатывается расстановка отдельных элементов и их будущие размеры и объемные соотношения.

Обычно над макетом художник работает вместе с режиссером спектакля. Только после того, как определится режиссерский образ постановки, начинается проработка отдельных частей декорации. Одновременно с макетом идет проработка эскиза задника и кулисных полотен. Изготовляются масштабные копии с точным соблюдением всех соотношений.

На их основе в декорационном цехе изготовляют реальные декорации. Вначале строятся объемные конструкции и задник. Как правило, художник устраивает несколько просмотров, части декораций монтируются на сцене, чтобы проверить объемные соотношения и выбор размеров. В результате предварительных монтировок вносятся изменения. Иногда приходится укрупнять рисунок задника или вводить на нем определенные цветовые детали.

Когда завершается процесс создания основных объемных деталей, начинается оформление сцены. По эскизам художника-декоратора изготавливаются ковры, гардины, люстры, предметы мебели. На данном этапе сценограф работает с художником по костюмам. Во время предварительных монтировок проверяется соотношение цветового решения всех элементов оформления, на заключительном этапе подготовки в работе начинает участвовать и художник по свету.

Он расставляет стационарный и передвижной свет, высвечивая одни элементы декорации и притеняя другие.

Компания ЭкоДекор - производитель декораций на заказ. Мы производим декорации разных типов: студийные, театральные, концертные, выставочные стенды, инреактивные полотна и интерактиыне декорации.

Мы умеем работать с различными материалами: металлоконструкции, конструкции из дерева и фанеры, декорации из пластика. Также мы делаем динамические декорации, работаем с электроникой, делаем спецэффекты. У нас большой опыт производства: от механики до электроники.

Декорации в магазин. Открытие магазина? Оригинальное декорирование витрины привлечет внимание. Новая коллекция? Декорации помогут сфокусировать внимание посетителей именно на том, что хотите именно вы.

Декорации в помещение . Мы можем произвести оригинальные декорации в помещение, например, в офис, квартиру или гостиницу. Стилизация комнаты под пещеру, сказочные мотивы или тематика космоса? Все это реализуемо и доступно. Использую технологии от простой интерьерной печати до производства объемных фигур.

Декорации на открытые площадки . Если вы проводите корпоративный тренинг, презентацию или день рождения на открытом воздухе, то здесь мы тоже сможем вам помочь: открытые сцены, подиумы, декорации и дополнительные украшения для них.

Декорации в парк . Декорации для парковых спектаклей или мероприятий, проводимых на улице. Может быть в вашем парке проходит специализированная арт-выставка? Мы сможем изготовить уникальные и необычные декорации по вашему заказу.

Декорации в театр . Классические театральные декорации не требуют дополнительных комментариев.

Декорации для выставок (выставочные стенды). Ваша компания хочет выделить свой стенд из одинаковой серой массы? Мы сможем вам в этом помочь. Украсим ваш стенд с помощью различных фигур, световых, звуковых и видео эффектов.

Декорации для концертов, презентаций, праздников, вечеринок и корпоративных мероприятий . Каждое мероприятие - это уникальное событие, которое просто необходимо выделить. Можно пойти по простому пути - сделать баннерные декорации (широкоформатная печать на баннере), помимо этого на сцену можно добавить объемные буквы: название группы, компании, семинара. Если пойти еще дальше, то можно добавить объемные фигуры: сердца для дня святого Валентина, фигуру статуэтки «Оскар», если речь идет о вручении наград или объемный логотип компании. Здесь ограничение - это ваша фантазия.

Декорации для фотосессий . Здесь могут быть реализованы абсолютно любые задумки. Можем сделать бутафорию, как естественного размера, так и увеличенные или уменьшенные копии. Делаем увеличенные копии объектов, как при помощи пенопласта и пластика, так и при помощи силикона.

Декорации для торговых центров (ТЦ) . В современном мире без оригинальных тематических декораций торговому центру не привлечь посетителей, поэтому мы предлагаем различные праздничные украшения: новогодние декорации, декорации для хэллоуина, зимние/весенние/летние и осенние декорации, а также декорации, приуроченные к различным спортивным событиям. Поющие фонтаны, подсветка интерьера и экстрерьера, управление подсветкой -- все это составные части работы с декорациями.

Декорации для кино . Делаем различную бутафорию и реквизит на заказ. Работаем со спецэффектами, динамическими декорациями. Любая бутафория, копии элементов (по описанию или по фотографии). Динамические объекты, электроника, движущиеся эффекты и декорации.

Мы фокусируемся на создании оригинальных и сложных решений!