Берегись от бед пока их нет. Методическая разработка на тему: Берегись бед - пока их нет! Реализация проекта с детьми. Основной этап

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка

«Знайки»

детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Сенцова М.В.

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи программы.

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

4. Формы и методы занятий.

5. Техническое оснащение занятий.

6. Учебный план работы кружка

7. Предполагаемые результаты.

8. Литература

1. Пояснительная записка.

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Палочки Кюизенера – дидактический материал, который создал бельгийский математик, является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»…; понятие числовой последовательности, состава числа,; освоить сенсорные эталоны.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания, облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.

2. Цели и задачи программы

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

Обучающие: Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой,фиолетовый,

вишневый)

Формировать умение следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями:

Круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона,

высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше -

ниже, толще – тоньше.

Развивающие: Развивать у детей мыслительные операции. (анализ,

сравнение, классификация, обобщение).

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память,

воображение).

Мелкую моторику рук и глазомер.

Творческие способности и фантазию, способности к

моделированию и конструированию.

Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

Наглядность (наличие дидактических материалов).

Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур(в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).

3. Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 3 месяца (март-май, 13 занятий) по 1 занятию в неделю, длительностью 20 минут.

Численность детей в кружке – 10 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 5 лет.

4. Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

Фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

Групповой (работа в парах).

Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

5. Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

- «наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей.

Схемы для накладывания палочек при составлений

трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.

Для закрепления полученных знаний включать в последнюю часть в занятия с палочками Кюизенера дидактическую игру «цвет и форма», где дети находят предметы того оттенка, с которым познакомились.

6. Учебный план

работы интеллектуально-развивающего

кружка «…………» для детей

старшего дошкольного возраста.

Название темы

Дидактическая задача

Источник

«Цветные коврики», «Играем с цветом»

Знакомство с пособием. Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Конспект + презентация.

«Запомни», «Дополни»

Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера. Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.

Конспект

«Подбери цифру»

Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Конспект

«Составь число»

Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Конспект

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Конспект

«Больше-меньше»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

Конспект

«Слоненок»

Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.

Конспект

«Море волнуется»

Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.

Конспект

«Журавушка»

Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер.

Конспект

«Изменение конструкции дома»

Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.

Конспект

«Выставка собак»

Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.

Конспект

«Кораблик»

Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу.

Конспект

«Строим мост через реку»

Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом. Упражнять в счете.

Конспект

7. Предполагаемые результаты

В результате игровых занятий

дети научатся:- сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме.

Различать основные цвета и их оттенки.

Научатся следовать устным инструкциям

и работать по схемам.

Улучшат свои коммуникативные способности

8.Литература:

1. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).

2. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).

3. Б.Б. Финкельштейн, «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).

4. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников.


Сенцова Марина Васильевна

Берегись бед – пока их нет!

Цель мероприятия:
Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать основы безопасности жизнедеятельности. Важно не механическое заучивание детьми правил, а воспитание у них навыков безопасного поведения в различных ситуациях в игровой форме.

Задачи:
1. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
2. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил поведения.
3. Обогатить представление детей о здоровье: знакомить с основами безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте.

Ход меропирятия:

Ведущий: - Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об опасностях. А где вас могут встреть опасности? (дома, на улице, в садике, в магазине)

Ой кто-то идет.

Заходит Пуговка, напевая песенку. У нее оторвалась пуговица, она берет коробочку с нитками и иголками, начинает шить, укололась. Плачет. Берет ножницы. Играет с ними. И все разбрасывает. Начинает играть с куклой.

Ведущий: - Ребята, вы сейчас командой обсудите ситуации, которые мы увидели и расскажите, что Пуговка сделала не правильно.

Пуговка играет и услышала стук в дверь (пришла Шапокляк). Пуговка подбегает к дверям, открывает их и приглашает Шапокляк зайти в гости.

Ведущий : - Ребята, правильно все сделала Пуговка? (обсуждают и отвечают)

Ведущий: - Сейчас мы проверим, как вы знаете опасные предметы.

Игра «Опасные – не опасные предметы» (на экране появляются предметные картинки, если опасные – топаем. Если нет – хлопаем)

Ведущий: - Где должны хранится опасные предметы?

Ой. Я слышу еще кто-то к нам идет.

Заходит Буратино и плачет.

Ведущий: - Что случилось Буратино?

Буратино: - Я пошел в магазин и потерялся. Теперь стою плачу, жду, когда папа Карло придет и заберет меня.

Ведущий: - Ребетя, давайте подскажем Буратино, что нужно делать, если вы потерялись. (обсуждайте командами и один человек отвечает). (Знать домашний адрес, подойти к взрослому и сказать, что вы потерялись. Знать Ф, И, О. свое и родителей.)

Буратино: - Ой спасибо большое, ребята, ну тогда я пойду домой.

Тут заходит Шапокляк и предлагает Буратино конфетку, зовет прокатиться на машине. Буратино весело берет конфету, идет с ней.

Ведущий: - Ребята, правильно все сделал Буратино? (обсуждают и отвечают). (разговаривать с незнакомцами нельзя, ничего брать нельзя и идти с ними)

Воспитатель: - Ребята, что бы быть здоровыми, красивыми нужно заниматься физкультурой, Я Вас приглашаю на физкультминутку!

Физкультминутка: на экране

Если кто - то в дом стучится ,

Кто пришёл к тебе узнай .

Коль свои , впусти , конечно ,

А чужим не открывай !

Витамины и таблетки

Это , дети , не конфетки .

Назначают их врачи ,

Чтоб здоровы были вы !

Когда провод оголён ,

Больно бьётся током он .

Ты к нему не подходи ,

Сразу взрослому скажи !

Если дом дрожит , трясётся ,

Вещи тёплые хватай ,

И , не медля ни минуты ,