Алла чередниченко статьи. Эмма бахмацкая. Кто платит, тому служат музы

Компания «Русский кролик» — один из ведущих производителей мяса кролика в России. Сегодня молодое амбициозное предприятие ставит перед собой сразу несколько задач. Первая связана с увеличением объемов производства и обеспечением рынка высококачественной продукцией, вторая — с развитием отрасли кролиководства в России в целом и повышением уровня продовольственной безопасности страны. О том, как «Русский кролик» намерен достичь намеченных целей, рассказывает его гендиректор Алексей Киселев.

— Компания «Русский кролик» является разработчиком передовых технологий промышленного выращивания мясных пород кроликов. Расскажите, пожалуйста, о каких инновациях идет речь? Используете ли вы европейский опыт?

— Да, на европейский опыт опираться приходится. В основном принципе технология аналогична образцам европейского промышленного кролиководства. Главным отличием является система микроклимата. У них производство приспособлено для диапазонов температур от 0 до плюс 40 градусов, а нас он составляет от минус 40 до плюс 40 градусов. Поэтому системы микроклимата и навозоудаления претерпели некоторые изменения и были приспособлены к российским условиям. Также прошло доработку клеточное оборудование в соответствии с пожеланиями людей, которые работают с ним непосредственно, то есть самих кролиководов. Клетка стала удобнее в использовании и, конечно, в обслуживании.

— Известно, что ваша компания разработала рецептуру оптимального комбикорма и организовала его производство. Из каких компонентов производится комбикорм? Какие проблемы решило собственное производство корма для кроликов?

— Важно оценивать комбикорм не по его рецептуре, а по качественным показателям. Французы и итальянцы дали нам качественные показатели, которым должен соответствовать комбикорм, и, конечно же, дали его рецептуру. В их комбикормах присутствуют компоненты, которых у нас не всегда найдешь. Например, сухая яблочная кожура или жом виноградных косточек. Но у нас можно найти компоненты, которыми можно заменить столь экзотические составляющие. К сожалению, производители сырья для комбикормов не всегда поставляют продукцию, соответствующую заявленным качественным показателям, поэтому приходится для каждой выработки менять рецептуру. Для производства корма мы используем традиционные компоненты, соответствующие гостовскому комбикорму, и, безусловно, у нас есть свои ноу-хау, благодаря которым мы добиваемся отличных качественных показателей без существенного увеличения стоимости. Так как мы сами контролируем производство комбикорма, то можем и управлять качеством выпускаемой продукции. Перед началом производства каждый компонент из сырья проходит лабораторные испытания, а потом уже готовый комбикорм перед отгрузкой на нашу ферму и нашим покупателям также поступает на исследование в лабораторию.

— Ваша компания, помимо основной деятельности, также занимается производством биогумуса. С чем связано решение развивать данное направление?

— Производство пока не начали, поскольку ни одна кролиководческая ферма еще не работает на полную мощность. Нужно ежемесячно не менее 150 тонн кроличьего навоза, а пока его образуется около 50 тонн. Но уже следующим летом мы планируем запустить производство биогумуса, так как ремонт помещения закончен, и сейчас мы всеми силами выводим кроликоферму на полную производственную мощность.

— Как строится процесс производства удобрения (настолько он сложен, требует ли специального оборудования и пр.)? Кому вы предполагаете сбывать биогумус?

— Процесс производства не так прост, как многие считают. Сначала готовится компост, который является кормом для червей. При помощи специального оборудования для экспресс-компостирования происходит смешивание компонентов и их ферментация. Для приготовления компоста используется собственно кроличий навоз, сухие листья и отходы пищевых производств, а также некоторые другие компоненты. После этого компост подается на корм червям, которые его перерабатывают, при этом их плотность превышает 3000 червей на квадратный метр. После просушки биогумус готов к использованию. Мы планируем производить биоконтейнеры для точечного засевания полей и поставлять биогумус насыпью агропромышленным растениеводческим компаниям.

— Русский кролик — это производство полного цикла: от выращивания до упаковки готовой продукции. Сколько крольчатины вы производите ежегодно?

— В 2013 году было отгружено около 100 тонн мяса кролика. На середину ноября 2014 произведено уже около 250 тонн, и, думаю, ближе к 300 тоннам мы выйдем к концу года. В 2015 году планируется произвести до 600 тонн мяса кролика и около 50 тонн продукции из мяса кролика.

— Как правило, многие предприятия агропромышленного комплекса испытывают трудности со сбытом. Как вы реализуете свою продукцию, сталкивается ли ваша компания с подобными проблемами?

— К сожалению, в настоящее время рынок мяса кролика в России просто отсутствует. Проблема в том, что российский потребитель пока еще не воспринимает вкусную, диетическую и полезную крольчатину как часть обычного рациона. Сказать, кто виноват, сложно. Но можно задаться вопросами — что делать и как делать? Безусловно, мы стараемся внести вклад в популяризацию крольчатины в России. Для этого ведем переговоры и сотрудничаем с розничными сетями — и со своими региональными, и с федеральными. Проблема заключается не в нежелании покупать, а в незнании свойств продукта. Но настроен я очень оптимистично, так как имею благоприятный опыт работы, а он показывает, что крольчатина — продукт перспективный и востребованный. К сожалению, культура потребления утеряна, выросло два или три поколения, вообще не видевших крольчатины. Но когда мы приступаем к работе с новым покупателем, который начинает осторожно брать по 10 кг в неделю на 1 магазин, а потом за три месяца эта цифра вырастает до 100-150 кг, становится ясно, что мясо кролика может быть очень востребованным на рынке. Нам приходится заключать контракты с магазинами, ограничивая объемы верхней планкой. То есть определен обязательный объем, который мы поставим, но сверх него уже только по возможности и никакими штрафами отказ от этих поставок сверх лимита облагаться не будет. На сегодня объем заказов по текущим контрактам в несколько раз превышает объем нашего производства.

— На вашем официальном сайте говорится, что «Русский кролик» ставит задачу развития кролиководства в России. Какие шаги уже сделаны в данном направлении? Оказывают ли российские власти поддержку в реализации проекта?

— В сложившихся политических и экономических условиях наша главная задача заключается в развитии рынка буквально с нуля. В России пока нет кролиководческой отрасли в традиционном ее виде, а также развитой инфраструктуры, ее обслуживающей. Кролиководство, конечно, имеет свои нюансы, но мы видим интерес к нему и у компаний-производителей, занимающихся производством мяса, и у самих потребителей. Мясо кролика — отличная альтернатива привычным для россиян мясным продуктам. Именно поэтому мы занимаемся его производством, так как видим большие перспективы, хотя, я допускаю это, даже мы можем недооценивать объемы внутрироссийского потребления в будущем.

Что касается государственной поддержки, то, наверное, редкая отрасль российского АПК в настоящее время может похвастаться избыточным вниманием государства. Но до 2020 года Минсельхоз запросил у правительства дополнительные средства на развитие сельского хозяйства, а мы, в свою очередь, стараемся привлечь внимание властей к проблемам отрасли и доказать острую необходимость ее развития.

Непосредственный опыт взаимодействия с Минсельхозом у кролиководства уже есть. Например, правительственные программы по поддержке фермеров в 2012-2014 годах позволяли начинающим аграриям-кролиководам получить гранты на развитие фермы в размере до 1750 тысяч рублей и разовое социальное пособие до 250 тысяч рублей. Программа поддержки кролиководов действует сегодня в Подмосковье и Костромской области, разрабатывается в Пензе. Большой плюс кролиководства — возможность адаптации к климатическим и природным условиям практически любого региона. Поэтому, и я очень на это надеюсь, в скором времени «эстафету» примут и другие субъекты РФ.

На Северо–Западе начинается строительство сразу трех крупных ферм по производству мяса кролика. Их совокупная мощность составит 7,4 тыс. т в год, что покроет половину потребности россиян в этом диетическом продукте. Интерес инвесторов к кролиководству связан с тем, что в ближайшей перспективе потребление мяса кролика в России может вырасти втрое. Инвесторами проектов, которые обойдутся в 3,5 млрд рублей, выступают федеральный продовольственный холдинг "АФГ "Националь" и местное ООО "АПК "Веста".

По данным экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ–Центр", объем рынка мяса кролика в России в 2015 году составил 17,5 тыс. т против 16,6 тыс. т годом ранее. Рост рынка сдерживает то, что в основном крольчатину поставляют на рынок мелкие фермерские хозяйства - на их долю приходится 13,5 тыс. т. До недавнего времени значительную часть рынка занимал импорт из Китая и Венгрии - в 2014 году они поставили на российский рынок 4,4 тыс. т. Однако после девальвации рубля объем импорта резко сократился и сейчас не превышает 1,6 тыс. т.

Крупнейшими промышленными производителями мяса кролика на данный момент являются компании "Российский кроликъ" (650 т) из Татарстана, а также "Русский кролик" и "Кролъ и К", мощности которых расположены в Центральной России, а объем производства каждой не превышает 400 т в год. Всего промышленным способом в России производится не более 2,4 тыс. т крольчатины в год. Так что проекты, реализация которых начинается на Северо–Западе, можно считать беспрецедентными по масштабам. Три новые фермы смогут производить 7,4 тыс. т мяса в год.

Мясо - к рису

Два из трех заявленных проектов реализует агроходинг "АФГ "Националь" Дмитрия Аржанова, созданный в 2013 году в результате слияния компании по выращиванию и переработке риса AF–Group и компании по продаже фасованных круп ГК " ". Выручка холдинга в 2015 году составила около 9 млрд рублей.

Как рассказал руководитель направления "кролиководство" "АФГ "Националь" Сергей Гонтарь, предполагается строительство двух ферм: в Новгородской области и в Лужском районе Ленобласти. Общий объем производства на этих фермах составит 2,4 тыс. т мяса в год.

Предприятия будут строиться на участках 30 га каждый, которые находятся в собственности у холдинга. Инвестиции в комплекс в Новгородской области - 1 млрд рублей, в Ленинградской - 1,2 млрд рублей: здесь помимо фермы будут построены комбикормовый завод и убойный цех. А в перспективе - производство полуфабрикатов из мяса кролика. Строительство начнется летом или осенью 2016 года, выход на полную мощность планируется к 2017–2018 годам. Срок окупаемости - 5 лет.

"Мы сначала планировали производство утиного мяса, но затем остановили выбор на кроликах. Промышленное кролиководство в России не развито, есть возможность занять сильные рыночные позиции", - поясняет Сергей Гонтарь.

Больше крольчатины

Второй проект реализует ООО "АПК "Веста". Его учредители - группа петербургских предпринимателей, которые несколько лет назад развивали продуктовую торговую сеть "Веста", а сейчас занимаются сдачей в аренду недвижимости. "Мы занимались продуктовым ретейлом, теперь хотим работать в смежной отрасли", - говорит директор по развитию и инвестициям ООО "АПК "Веста" Дмитрий Бурков.

Партнером "Весты" выступает компания "Русский кролик". "Веста" является заказчиком проекта, а мы - исполнителем", - говорит генеральный директор компании "Русский кролик" Алексей Киселев.

ООО "АПК "Веста" уже взяло в аренду земельный участок в Волосовском районе. Здесь планируется построить ферму проектной мощностью 5 тыс. т мяса в год. В первую очередь предполагается вложить 1 млрд рублей. Оба игрока планируют поставлять свою продукцию в торговые сети, на полках которых крольчатина пока занимает не много места.

Пока не распробовали

В среднем один россиянин съедает всего 100–130 г мяса кролика в год. При этом, по оценкам аналитиков, в ближайшие годы емкость рынка может вырасти как минимум в 3 раза. Эксперты связывают это как с интересом россиян к здоровому питанию, так и с растущим числом аллергиков.

"Рост потребления мяса кролика в сочетании с импортозамещением делает проекты в сфере кролиководства выгодными. Эксперты прогнозируют насыщение внутреннего рынка через 5–7 лет", - отмечают специалисты аналитической компании "Агриконсалт".

Другие эксперты напоминают, что еще 7–10 лет назад россияне практически не ели мяса индейки. Но за счет активного продвижения этого продукта со стороны производителей и оптовиков потребление этого мяса за 10 лет выросло со 100 г до 1,5 кг на душу населения.

Алексей Плугов, руководитель "АБ–Центра", считает, что сейчас подходящее время для инвестирования в кролиководство. Падение импортных поставок этого мяса высвобождает долю рынка для российских предприятий, говорит он.

Но есть и скептики. "Мясо кролика останется нишевым продуктом и не сможет конкурировать с традиционными видами мяса", - считает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Даниил Хотько. Директор по сбыту компании "Кролъ и К" Людмила Ужегова тоже считает, что пока объем 7,4 тыс. т может не найти своего покупателя. Ведь в России культура потребления мяса кролика не развита, говорит она.

Тем не менее "Кролъ и К" рассчитывает в 2016–2017 годах выйти на мощность 600–700 т мяса в год.

Невысокая рентабельность

В Ленобласти кроликов выращивают такие хозяйства, как "Белый великан", КФХ "Игорь Столбов", ООО "Ферма" и ферма Астахова. В настоящее время цена на мясо кролика в магазинах составляет 400–450 рублей за 1 кг, это сопоставимо со стоимостью привычной россиянам индейки - около 400 рублей за 1 кг.

При этом себестоимость производства крольчатины выше. По оценке владельца фермерского хозяйства в Ленобласти Игоря Столбова, рентабельность производства мяса кролика составляет 15%. Себестоимость 1 кг - около 250 рублей за 1 кг. До 70% занимают расходы на комбикорма. Для сравнения: себестоимость мяса индейки составляет 140–170 рублей за 1 кг.

К тому же у всех производителей сейчас возникают проблемы с реализацией кроличьего меха. Раньше шкурки замораживали и экспортировали в Китай.

Но сейчас из–за низкой цены на кроличий мех экспортировать его невыгодно, поэтому его приходится сжигать, сетует Алексей Киселев.

Впрочем, если цены на этот мех повысятся, экспорт можно будет возобновить, говорит он.

Фермеры опасаются, что приход крупных игроков может привести к снижению цен реализации. Но рассчитывают, что в итоге за ними останется ниша экологичной фермерской продукции. "Конечно, часть ферм может закрыться после появления крупных предприятий. Но мы работаем в разных нишах. Мы продаем кроликов в основном на рынках, а крупные компании - в сетях", - говорит Игорь Столбов.

Диетическое мясо очень популярно. Это мясо подходит для питания детей, пожилых людей, спортсменов. Продажи индейки у местных производителей растут. За индейкой по уровню спроса идет мясо кролика. Наша компания за 2015 год продала 0,5 тыс. т мяса индейки, и это только начало, потому что мы открылись буквально в прошлом году. Сейчас многие инвесторы заинтересованы в этом направлении и готовы вкладывать средства. При этом позитивно сказалось эмбарго, у нас практически нет иностранных конкурентов, которые ранее завозили дешевое и не всегда качественное мясо на наш рынок.

Текст: Екатерина Саломатина, маркетинговый аналитик IntescoResearchGroup

Сейчас исследование рынка мяса кроликов особенно актуально, из-за возросшего спроса на этот продукт. Уверенный вход на этот рынок должен начаться со знакомства с его особенностями или модернизации уже существующей деятельности в данной отрасли. Анализ текущей ситуации в этой сфере и перспектив развития на ближайшие годы позволит выстроить бизнес в соответствии с современными тенденциями развития данного сегмента.

Мясо кроликов с каждым годом набирает большую популярность среди потребителей. Высокий спрос обусловлен увеличением рекомендаций потребления этого мяса в качестве диетического продукта. Оно особенно полезно детям, людям престарелого возраста и страдающим заболеваниями печени, желудка и сердечно-сосудистой системы.

Поэтому кролиководческий бизнес в России выглядит крайне перспективным занятием. Ежегодно в нашей стране увеличивается число зарегистрированных компаний, занимающихся разведением кроликов мясных пород. Кроме того, существует определенное количество незарегистрированных ферм, занимающихся производством и сбытом небольшого, в сравнении с промышленными масштабами количества крольчатины. Объем рынка за последние два года вырос в пять раз. Далеко не все отрасли могут похвастаться такими показателями.

Противостояние сил

Несмотря на радужные перспективы, положение российских производителей на рынке крольчатины довольно шаткие. Причина кроется в ожесточенной конкуренции со стороны зарубежных фирм, занимающих значительную долю на отечественном рынке. В результате чрезмерного объема импорта, призванного насытить наш внутренний рынок достаточным количеством продукции, он оборачивается настоящим противостоянием.

Даже при попытках ограничить импорт крольчатины, уровень отечественного производства сегодня недостаточен для того, чтобы справиться с все возрастающим потребительским спросом. Именно поэтому зависимость российского рынка крольчатины от импорта становится важной проблемой, которую необходимо учитывать при развитии кролиководческого бизнеса в нашей стране.

Безусловный конкурент

Зависимость российского рынка мяса кроликов от импортной продукции своеобразно прослеживается в динамике последних лет. С 2009 г. Министерством сельского хозяйства РФ были введены ограничения на ввозимую крольчатину из Китая, в связи с обнаружением в мясе вредных бактерий группы кишечной палочки. В результате этого поставки данной продукции на российский рынок были ограничены. В 2010 и 2011 гг. большая часть мяса кроликов, реализуемая на территории России, была отечественного производства. Но предоставленная возможность развития собственного производства на территории страны так и не была использована.

За два года стремительного снижения объемов экспорта крольчатины в Россию ситуация на рынке среди наших производителей мало изменилась. Поэтому резкий скачок в объеме импортных поставок кроликов в Россию в 2012 г. был обусловлен неспособностью отечественных производителей удовлетворить растущий спрос на их мясо.

Главным результатом чрезмерной зависимости рынка крольчатины от импортных поставок — серьезная конкуренция среди российских и зарубежных компаний. Так, основными оппонентами наших производителей являются Китай, Венгрия и Чехия. На эти три страны приходится 90 процентов экспорта. Кроме того, на прилавках можно увидеть продукцию из Италии и Франции.

Наибольшее влияние на сектор кролиководства оказывает Китай, доля которого в российском импорте более 60 процентов. Сегодня эта страна мировой лидер по разведению «ушастых», что обусловливает столь значительное его присутствие на отечественном рынке. При этом более 90 процентов китайского экспорта приходится на поставки именно в РФ. Продукция восточных соседей является более дешевой и конкурентоспособной, в отличие от российской. Потребительские цены русской крольчатины, согласно различным интернет порталам товаров и услуг, в среднем в полтора раза превышают цены на китайскую.

С учетом прогнозируемого увеличения доли импорта на российском рынке мяса кроликов, после снятия временных ограничений с ввозимой продукции из Китая, в ближайшем будущем следует ожидать увеличения объемов крольчатины из этой страны на прилавках.

Закон развития

Сегодня законодательное регулирование отрасли кролиководства и поддержка предприятий, занятых в данной сфере — обязательный фактор дальнейшего развития производства этого мяса в России. Как показала практика, целенаправленное уменьшение объема импорта и специальные протекционистские меры, с учетом современных рыночных тенденций, пока еще не способны произвести должный эффект. Это приводит лишь к разрывному превышению спроса над предложением.

Наиболее важными тенденциями развития данной отрасли является поддержка отечественных производителей с помощью федеральных и региональных целевых программ, предполагающих определенные льготы и субсидии предприятиям и фермам, занятым в сфере кролиководства. Особо важная роль в рамках государственного регулирования отрасли отведена федеральной целевой программе «Развитие и увеличение производства продукции кролиководства в РФ на 2014-2020 гг.», проект которой был представлен в конце 2013 г.

Результатом данной политики должно стать увеличение в обозримом будущем числа кролиководческих предприятий, производящих мясо кроликов в промышленных масштабах, снижение цен и насыщение рынка собственной, конкурентоспособной продукцией.

Замена импорта

Рынок крольчатины в России только начинает реализовывать свой потенциал и достаточно перспективен. Несмотря на пока еще слабый уровень развития этой отрасли и превалирование импортной продукции над отечественной, производство крольчатины постепенно набирает обороты.

Обостряющаяся конкуренция с Китаем вынуждает российских производителей наращивать собственный объем выпуска и стремиться к снижению производственных издержек и, соответственно, цен на продукцию. Таким образом, замещение импортной крольчатины является сегодня главной тенденцией развития этого сектора в России.

Государственное содействие и поддержка кролиководческих предприятий — важный фактор развития отрасли в нашей стране. Поэтому ключевыми показателями потенциальной эффективности такого бизнеса в том или ином регионе — оценка текущего состояния отрасли в регионе и наличие целевых программ по развитию кролиководства. Рост потребительского спроса и укрепление отечественного производителя представляют собой хорошие перспективы для развития внутреннего российского рынка.