Какое название имела первая в мире фотография. Самые первые фотографии

Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» восклицал Фауст, герой знаменитой трагедии Гёте. Сохранить для потомков прекрасные мгновения быстротекущей жизни люди пытались с глубокой древности. Но любое произведение искусства было лишь преломлением действительности сквозь личность творца, а сходство рисунка с изображаемыми предметами слишком сильно зависело от способностей художника и его рабочего метода. К тому же труд художника вовсе не был простым и быстрым. А людям хотелось получать изображения моментально и чтобы они ничем не отличались от действительности. Однако, чтобы добиться этого, потребовалось не одно тысячелетие.

Прародительницей современного фотоаппарата была камера-обскура (лат. camera obscura «темная комната») достаточно примитивное устройство, позволяющее тем не менее получить оптическое изображение предмета. Она появилась, когда было замечено, что проникающий в темное помещение через крошечное отверстие луч света рисует на противоположной стене изображение внешних предметов абсолютно в точных пропорциях и свете, но только уменьшенное и перевернутое. Такое приспособление в виде светонепроницаемого ящика или небольшого помещения с отверстием в одной стене и светлым экраном на противоположной описано в китайских трактатах IV в. до н. э. Примерно в то же время о подобном устройстве упоминал и греческий ученый Аристотель.

В X в. принцип действия камеры-обскуры объяснил арабский физик и математик Абу Али аль-Хасан. Первым для зарисовок с натуры камеру-обскуру использовал Леонардо да Винчи, подробно описавший ее в своем «Трактате о живописи». В 1686 г. Иоганн Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащенную зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу.

Позднее обычно использовалась камера-обскура с объективом (обычно это была одиночная линза) вместо простого отверстия, что значительно увеличивало резкость и яркость получаемого изображения. С помощью такой камеры, изготовленной в виде походной палатки, в XVIII в. в России были документально запечатлены виды Петербурга и других городов. Называлась она «махина для снимания перспектив». И все же камера-обскура лишь облегчала труд художника, а вовсе не делала изображения самостоятельно.

О том, что солнечные лучи обладают химической активностью, люди знали еще в глубокой древности. Трудно было не заметить, что человеческая кожа темнеет на солнце, а цвет многих плодов, созревших в тени и на солнце, заметно отличается. Если бы экран камеры-обскуры был покрыт веществом, реагирующим на свет, изображение вполне могло бы на нем сохраниться. В 1725 г. русский химик-любитель, впоследствии известный государственный деятель Алексей Петрович Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Спустя два года профессор Галльского университета в Германии Иоганн Шульце опубликовал результаты экспериментов, в ходе которых он обнаружил чувствительность к свету у нитрата серебра.

За столетие, которое предшествовало началу эры фотографии, было проведено множество научных исследований и сделано немало открытий, подготовивших это событие. В 1770 г. шведский химик Карл Шееле открыл светочувствительность хлорида серебра. В самом конце XVIII столетия английский студент-химик Томас Веджвуд и французские изобретатели братья Клод и Жозеф Нисефор Ньепс провели многочисленные эксперименты, пытаясь с помощью химических веществ зафиксировать изображения, полученные при помощи камеры-обскуры. А в 1814 г. английский химик Хэмфри Дэви открыл йодид серебра еще одно светочувствительное вещество на основе солей серебра.

Камера для фотопластинок формата 13 х 18 см. Конец XIX в.

В 1816 г. Жозеф Ньепс при помощи камеры собственной конструкции получил на пластине, покрытой солью серебра, достаточно четкое изображение, которое, однако, почернело после того, как пластина была извлечена из камеры. Спустя два года английский астроном Джон Гершель обнаружил свойство тиосульфата натрия (гипосульфита) прекращать потемнение на свету йодистого серебра, т. е. закреплять изображение. К сожалению, Ньепс не знал об этом открытии, иначе фотография пришла бы к людям несколькими годами раньше.

В течение следующих шести лет Ньепс провел множество экспериментов как с солями серебра, так и с асфальтовым лаком, который имеет свойство терять растворимость под действием света. Изобретатель накладывал промасленный лист с гравюрой на покрытую слоем асфальта стеклянную или металлическую пластину и оставлял на несколько часов на солнце, после чего помещал пластину в смесь керосина и лавандового масла. В результате асфальт в тех местах, на которые не попал свет, растворялся, а на пластине после промывки водой оставалось рельефное изображение, с которого можно было делать отпечатки. После опытов с гравюрами Ньепс продолжил эксперименты с камерой-обскурой.

В 1822 г. Ньепсу наконец удалось получить более или менее стойкое изображение, но, поскольку оно не сохранилось, первым в истории фотографическим снимком считается «Вид из окна», сделанный Ньепсом четырьмя годами позднее с помощью покрытой слоем асфальта цинковой пластины, которая экспонировалась в камере-обскуре в течение восьми часов. Свой метод Ньепс назвал гелиографией. Нуждаясь в средствах, он заключил договор с владельцем Парижской диорамы Луи Дагером, согласно которому стороны продолжали работу над изобретением Ньепса самостоятельно.

Ньепс больше ничего эпохального не придумал, а Дагер достиг результата лишь через 11 лет. Полированную металлическую или стеклянную пластину покрытую йодидом серебра, он помещал в камеру-обскуру а после экспонирования проявлял изображение парами ртути. Еще два года ушло на поиск фиксатора. В 1839 г. Дагер заменил раствор поваренной соли гипосульфитом и в том же году получил патент на свое изобретение, названное им дагеротипией. Оборудование, да и сами снимки, были громоздкими, дагеротипы существовали в единственном экземпляре, но это были именно фотоснимки, а не фотогравюры, как у Ньепса.

«Вид из окна» старейшая из сохранившихся фотографий Ж. Ньепса. Около 1826 г.

Параллельно исследованию Дагера англичанин Уильям Фокс Тальбот разработал другой метод получения фотографического изображения, названный им калотипией. Для фиксации изображения он использовал пропитанную хлористым серебром бумагу. После экспозиции на ней проявлялось негативное изображение. Если к негативу прикладывали такой же лист бумаги и засвечивали их, получался позитивный отпечаток. Позднее Тальбот усовершенствовал этот способ, используя нитрат серебра для проявки негатива и гипосульфит для фиксации, затем снимок натирали воском для прозрачности. И хотя качество изображения у таких снимков было ниже, чем у дагеротипов, невысокая себестоимость и возможность изготовления копий делали этот метод более перспективным.

Луи Дагер. Дагеротипный снимок. 1844 г.

Самая старая в мире фотокамера была продана на аукционе в Вене в 2007 г. Она стала и самой дорогой фотокамерой, когда-либо проданной на аукционе. Раритет под названием «Дагеротип братьев Сюсс» был продан почти за 800 тыс. долларов. Стартовая цена составляла 100 тыс. евро.

Фотография (этот термин был предложен Джоном Гершелем в 1839 г.) из диковинки постепенно превращалась в обиходное явление. В 1841 г. в Лондоне было открыто портретное ателье. Спустя год Герман Боив и Фердинанд Штельцнер сделали первые фоторепортажи. В 1844 г. Тальбот выпустил книгу с фотоиллюстрациями. В методы фотопечати и в устройство фотокамер постоянно вносились усовершенствования. В начале 1950-х годов дагеротипия и калотипия полностью были вытеснены более совершенным коллодионным процессом, изобретенным англичанином Фредериком Скоттом Арчером. Этот способ подразумевал использование для получения негативов стеклянных пластинок, покрытых коллодионной эмульсией йодистого серебра. Еще через 20 лет Ричард Мэддокс предложил способ съемки на сухих броможелатиновых пластинках.

В 1882 г. фотограф из Витебска Сигизмунд Юрковский изобрел «моментальный» шторно-щелевой затвор фотокамеры. Спустя несколько лет появилась фотопленка на целлулоидной основе, а в массовую продажу поступила первая простая в использовании фотокамера американской компании Eastman Kodak.

В то время как черно-белая фотография уже уверенно стояла на ногах, цветная только делала первые шаги. Английский физик Джеймс Максвелл смог получить цветные фотоснимки еще в 1861 г. Для этого он использовал одновременно три фотокамеры с цветными светофильтрами красным, зеленым и синим. Получившиеся снимки при проекции (а позднее и при печати) позволяли воссоздать цветное изображение. Позднее химики Герман Вильгельм Фогель, Адольф Мите и Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработали менее громоздкий способ получения цветных снимков с использованием открытых ими сенсибилизаторов, которые повышают чувствительность соединений серебра к лучам света с различной длиной волны.

Довольно долгое время развитие фотографии шло без особых потрясений, пока в начале 1980-х годов не произошел по-настоящему революционный прорыв: появилось цифровое фото. Компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica, записывающую снимки на диск. Строго говоря, этот аппарат еще не был цифровым, поскольку записывал аналоговый сигнал, но уже позволил отказаться от фотопленки. Первая настоящая цифровая камера DCS 100 была выпущена на рынок компанией Kodak в 1990 г. В процессе работы цифровой фотоаппарат фиксирует световой поток при помощи матрицы (аналоговой или цифро-аналоговой интегральной микросхемы, состоящей из светочувствительных фотодиодов) и преобразует эту информацию в цифровую форму.


П. Даньян-Буве. Свадебная фотография. 1878-1879 гг.

В последние десятилетия цифровая фотография штурмует все новые и новые высоты: трехмерные изображения и квантовая фиксация невидимых объектов, недосягаемое прежде качество снимков и «улучшение» действительности другими словами, ей доступно гораздо больше того, о чем мечтали наши предки.

Россия в цвете

Благодаря таланту и усилиям изобретателя и фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского до нас дошли удивительно четкие и ясные изображения давно не существующей России городов, людей, их быта... Используя уникальную авторскую технологию цветной съемки (с применением цветных светофильтров) Прокудин-Горский в 1909-1912 гг. сделал множество снимков, большая часть которых вошла в так называемую «Коллекцию достопримечательностей Российской империи». Для создания «Коллекции» фотограф предпринял ряд длительных путешествий: на Урал и Кавказ, на волжские просторы и в степи Туркестана... Помимо пейзажей, промышленных объектов, бытовых зарисовок, Прокудин-Горский снимал портреты как обычных людей, так и знаменитостей: Льва Толстого, Федора Шаляпина. Всего для «Коллекции» было сделано около 3 тыс. снимков. Поскольку вскоре после революции фотограф эмигрировал, практически весь его архив был вывезен из России и теперь хранится в библиотеке Конгресса США.


25.09.2017

Искусство фотографии, в отличие от живописи, скульптуры, архитектуры, появилось относительно недавно и многим интересно - с чего всё начиналось. После создания первой фотографии прошло почти 200 лет. С тех пор многое изменилось, а фотоаппаратура стала невероятно качественной и разнообразной, но те - самые-самые первые снимки до сих пор вызывают большой интерес и возбуждают воображение.

Самая первая фотография в мире , которая была сделана в 1826 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Joseph Niepce). Его изобретение стало тем самым первым шагом к возможности делать фотографии, а впоследствии и к телевидению, кино и так далее. Снимок носит название: «Вид из окна на Le Gras». Для создания этого изображения Жозеф Ньепс намазал тонким слоем асфальта металлическую пластину и выставил на восемь часов на солнце в камере-обскуре. После восьмичасовой выдержки, на пластине появилось изображение видимого пейзажа из окна. Так появилась самая первая фотография в мире.

Первая фотография человека. Снимок сделал Louis Daguerre в 1838 году. Фотография называется: Boulevard du Temple. Вид из окна на оживленную улицу. Из-за того, что выдержка составляла 10 минут, все люди на улицах смазались и исчезли, кроме одного человека, который стоял неподвижно и стал виден в левой нижней части фотографии.

В 1858 году, спустя 32 года после первой фотографии, Henry Peach Robinson сделал первый фотомонтаж. Fading Away - это скомбинированная из пяти негативов фотография. На снимке изображена девочка, умершая от туберкулёза, и собравшиеся вокруг родные.


Первая цветная фотография появилась в 1861 году. Создал её шотландский математик и физик James Clerk Maxwell.


Первый автопортрет (что принято сейчас называть модным словом - селфи) был создан в 1875 году. На фотографии автор фотопортрета Mathew B. Brady. Именно ему первому пришла в голову мысль сфотографировать самого себя.

Первая фотография с воздуха. Была сделана в 1903 году. Изобретателем такого способа стал Julius Neubronner. Для этой цели он прикрепил к голубям камеры с таймером.


В 1926 году была сделана первая цветная подводная фотография. Снимок сделал Dr. William Longley Charles Martin в Мексиканском заливе.


Первый снимок из космоса был сделан 24 октября 1946 года. Фотография была сделана на 35-миллиметровую камеру, которая была размещена на ракете, и сработавшая на высоте 65 миль над Землёй.


В 1972 году появилась первая фотография полностью освещённой земли. Фотография считается очень известной и носит название The Blue Marble (Голубой шар). Была сделана командой «Аполлон-17» 7 декабря 1972 года.

Первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687 - 1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором - получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce). В 1816 Ньепс начал работать над получением фотографического изображения. Изначально использовалась серебряная соль, которая чернеет при контакте с дневным светом. Ньепс смог получить негатив, однако при высвобождении серебряной соли из камеры снимок весь зачернел. В дальнейшем Ньепс пытался использовать медную, или известняковую пластинку покрытую асфальтом. Впервые Ньепс получает зафиксированное изображение около 1822 года - «Накрытый стол», но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-оскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́ Жак Манде́ Даге́рр (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагерр перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагерр использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества - хорошо проработанные детали как в светах, так и в тенях, однако копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагерр назвал «дагерротипия».

Этапы процесса Дагерра были следующими:

  1. Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу меди.
  2. Серебряная поверхность полировалась до блеска.
  3. Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и становилась чувствительной к свету.
  4. Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру.
  5. Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем.
  6. Объектив открывался на время от 15 до 30 минут.
  7. Скрытое изображение проявлялось и закреплялось в следующем порядке:

a. Пластина помещалась в небольшую кабину под углом 45 градусов над контейнером с ртутью, которую спиртовая лампа нагревала до 150 градусов (по Фаренгейту).

b. За пластиной велось внимательное наблюдение до тех пор, пока изображение не становилось видимым благодаря проникновению частиц ртути на экспонированную часть серебра.

c. Пластина помещалась в холодную воду, чтобы поверхность стала твердой.

d. Пластина помещалась в раствор обыкновенной соли (после 1839 года заменена гипосульфитом натрия - фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем и немедленно взятым для использования Дагером).

e. Затем пластина тщательно промывалась, чтобы прекратилось действие фиксажа.

В результате получалась единственная фотография, позитив. Видеть ее можно было только при определенном освещении - под прямыми лучами солнца она становилась просто блестящей пластинкой металла. Изображение получалось зеркальным. Невозможно было сделать несколько таких пластинок или напечатать неограниченное количество экземпляров, как можно напечатать позитивы с одного негатива.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (William Talbot) изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотопией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Он сделал свой первый снимок -это был снимок решетчатого окна его дома (экспозиция длилась около часа). В 1840 году Тальбот открыл способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого можно создать любое количество последующих копий. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Тальбот назвал эту технологию «калотипией», а неофициально её окрестили «толботипией».

Его метод фактически создал современную фотографию, поскольку при использовавшейся прежде дагерротипии съёмка позволяла получать только одно, сразу позитивное изображение.

В 1858 году Надар (фр. Nadar; настоящее имя - Гаспар Феликс Турнашон, фр. Gaspard-Félix Tournachon) сделал первую в мире фотографию с воздуха, поднявшись над Парижем на воздушном шаре. Необыкновенной репутации Надара как фотографа способствовало то, что по просьбе великого французского художника-классициста Энгра он снимал каждого, чью фотографию хотел иметь художник. По свидетельству его биографа, Е. де Мирекура, Энгр рисовал свои замечательные портреты по этим фотографиям, не испытывая необходимости в том, чтобы ему позировали. Художники называли Надара «Тицианом фотографии».

Надар открыл свою фото студию на бульваре Капуцинов. Известные писатели, художники и композиторы нашли в этой студии такую сердечную атмосферу, что стали встречаться там регулярно. Надар фотографировал их всех: Мане, Коро, Дюма, Моне, Бодлера, Жорж Санд, Делакруа, Сару Бернар, Домье, Доре, Берлиоза, Вагнера и многих, многих других. Он каждый раз подписывал свои отпечатки, как художники подписывали свои гравюры или литографии.

Надар в 1874 году предоставил свою студию для проведения первой выставки импрессионистов. Нужны были мужество и смелость, чтобы противостоять официальному Салону и прессе, но это было типично для радикального республиканца Надара, который за пятнадцать лет до этого отказался следовать за Наполеоном III, так как не поддерживал кампанию императора против Австрии.

Надар был первый фотограф, успешно делавший снимки с воздушного шара в 1856 году. Его первая попытка окончилась неудачей, так как газ, выходивший из шара, повредил коллодий на его пластинах. Поднимаясь на воздушном шаре, проявляя мокроколлодионные пластины, сжавшись в маленькой проявочной, оборудованной в качавшейся и кренившейся корзине, Надар снял с высоты больше десятка видов Парижа.

Надар был также одним из первых фотографов, делавших снимки при искусственном свете. Еще в 1860 году при электрическом свете с экспозицией примерно в 20 минут он снимал в Париже катакомбы и канализационные трубы. Организовав интервью с фотографиями (снимал его сын) со 100-летним ученым Мишелем Эженом Шеврелем, он положил начало фотожурналистике.

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Клерк Максвеллом (англ. James Clerk Maxwell) по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Для получения цветного снимка по этому использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зеленым и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Херманом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав чувствительный к зелёному участку спектра. Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 году.

Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трехцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский , разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также открыл в 1905 г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении Мите.

К сожалению, ни чертежей, ни достоверного технического описания камеры, которой снимал Прокудин-Горский, не сохранилось. Судя по всему, это была конструкция, сходная с той, которую использовал Мите: в небольшую складную камеру помещалась стеклянная пластинка шириной 84-88 мм и длиной 232 мм. Всего производились 3 последовательные экспозиции длительностью 1-3 секунды через один из трех фильтров, соответствующих красному, зеленому и синему цветам. При таких длительных экспозициях невозможно получить изображение движущихся объектов, поэтому на этих снимках можно видеть в основном пейзажи и архитектуру.

Известно, что Прокудин-Горский использовал пластины «с красными этикетками» английской фирмы «Илфорд» как наиболее подходящие. Кроме того, он подвергал их гиперсенсибилизации (таким образом удалось добиться одинаковой чувствительности во всех частях спектра). Полученные негативные изображения (по 3 на каждой пластинке) переводились в позитив контактным способом. Чтобы получить качественное цветное изображение на бумаге, требовались немалая точность и аккуратность: с негативов изготавливались 3 отдельных клише для последующей полиграфической печати. Считая существовавшие методы печати несовершенными, Прокудин-Горский предпочитал демонстрировать свои «триплеты» в виде цветных слайдов на экране. Каждое изображение просвечивалось через свой фильтр (красный, синий или зеленый), затем они совмещались на экране.

В дальнейшем, уже будучи в Англии в 1922 году, Прокудин-Горский запатентовал камеру, способную создавать с помощью призм и фильтров 3 цветоделенных негатива за одну экспозицию. А двумя годами ранее он продемонстрировал в Лондоне снятый подобным образом цветной кинофильм. Необходимость в трех отдельных снимках отпала только с изобретением трехслойных фотографических материалов.

Многие работы Прокудина-Горского можно найти тут: http://www.ps-spb2008.narod.ru/

Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер , позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.

Шарль-Амеди-Филипп ван Лоо. Волшебная лампа. Холст. Масло. На картине семья художника с камерой-обскурой.



Альберт Дюрер (1471-1528) Гравюра 1525 года, показывающая приспособление с использованием света, разработанное немецким художником для черчения и изучения перспективы.



Первая опубликованная иллюстрация камеры-обскуры, которая регистрирует солнечное затмение 24 января 1544 года. Рисунок сделан голландским ученым шестнадцатого века Рейнером Гемма-Фрисиусом.



Большая камера-обскура, сооруженная в Киме Атанасиусом Кирчером в 1646 году, показана без верхней и боковой стенок. Это было небольшое передвижное помещение, которое легко переносилось художником на место, где он хотел рисовать. Художник забирался в это помещение через люк. На гравюре он очерчивает, с обратной стороны, изображение на прозрачной бумаге, которая висит напротив одной из линз.


Иоханн Гейнрих Шульце. (1687-1744) Немецкий физик, который получил первые изображения в 1727 году от воздействия света на смесь белого мела и серебра.



Закрытое кресло - камера-обскура. 1711 год.



Переносная камера-обскура начала девятнадцатого века.

Обычно полагают, что фотографию изобрел один человек. Когда в 1839 году фотографический процесс стал широко известен, то его имя было тесно связано с этим изобретением. Но этот «один человек», Дагер, в действительности не был тем, кто сделал первую фотографию. Ее сделал другой человек - Жозеф Нисефор Ньепс - за семнадцать лет до того, как Дагер опубликовал свое важное сообщение в 1839 году. А за четыре года до сообщения Дагера Фокс Тальбот получил негативное изображение на бумаге (размером в один квадратный дюйм), которая была помещена в фотографической камере. В том же 1839 году Ипполит Байар продемонстрировал в Париже позитивные отпечатки, а Джон Гершель прочитал в Королевском обществе (Академия наук в Англии) свой доклад об изобретенном им способе фиксирования фотографий с помощью гипосульфита соды, того самого гипосульфита, которым и сейчас пользуются в каждой фотолаборатории.

Первым человеком, кто доказал, что свет, а не тепло делает серебряную соль темной, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687-1744), физик, профессор Галльского университета в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворенного серебра. Он обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась темной, в то время как смесь, защищенная от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провел несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, - получались фотографические отпечатки на посеребренном меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые с помощью камеры-обскуры спустя немногим более столетия привели к открытию фотографии.

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый десятого века Алхазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевернутого изображения. Он видел это перевернутое изображение на белых стенах затемненных комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, - изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Алхазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

Перевернутое изображение камеры-обскуры объясняется просто: свет прямыми линиями проходит через небольшое отверстие, сделанное в центре. Линии света, отраженные от основания освещенного солнцем пейзажа, проникают в отверстие и проецируются по прямой линии к верху стены затемненной комнаты. Подобным же образом линии света, отраженные от верхней части пейзажа, идут к основанию стены, и все линии соответственно проходят через центр, образуя перевернутое изображение.

В первые годы пятнадцатого столетия художники стали стремиться к тому, чтобы воспроизвести на своих полотнах свет.

На которой художник относится к свету как к видимому элементу, равно как к форме и цвету - маленькая ночная сцена из «Рождества Христова», выполненная итальянским художником Джентиле да Фабриано в 1423 году. Все выглядит именно так потому, как бы говорит нам Джентиле, что все зависит от света, попадающего на предметы. Он этого не понимал, конечно, но сделал большой шаг к сегодняшнему фотографическому видению. Фламандский художник Ян ван Эйк десятилетием позже пошел дальше Джентиле в изучении света, как это видно по его картине «Джованни Арнольфини и его невеста». Здесь не только великолепно передана игра света на формах, но и отлично передано соотношение света и цвета на расстоянии. Мы называем это явление «воздушной перспективой».

Живой интерес к оптике в шестнадцатом столетии заложил основы научных открытий следующего века. В 1604 году Кеплер определил физические и математические законы отражения зеркал. В 1609 году Галилей изобрел сложный телескоп. В 1611 году Иоганн Кеплер разработал теорию линз, которые стали надежными научными инструментами. Интерес к оптическим явлениям охватил всю Европу, словно лихорадка. Художники, так же как и ученые, оказались под сильным влиянием этих научных изысканий.

Если художники продемонстрировали ученым, как нужно видеть мир, то теперь ученые платили им за эту услугу. Изобразительное искусство шестнадцатого столетия, особенно в Венеции и Северной Италии, отразило огромный интерес к оптическим явлениям и в семнадцатом столетии он стал почти всеобщим. Архитекторы, художники сцены, скульпторы стали жертвами любви к иллюзии. Фантазия видения художников была безгранична. Некоторые голландцы - Карел Фабрициус, Ян Вермеер, Сэмуэль ван Хугстратен - и испанец Веласкес шли даже дальше воспринимаемых возможностей невооруженного глаза и рисовали явления, которые можно было видеть лишь с помощью зеркала или линз. Картина Вермеера «Девушка в красной шляпе», например, представляется нам так, будто сделана фотокамерой, которая дает «беспорядочные круги» вокруг ярко освещенных мест, когда не каждый луч в потоке света четко сфокусирован.

Для художников семнадцатого, восемнадцатого и начала девятнадцатого веков камера-обскура стала приносить большую практическую пользу, хотя размер камеры все время уменьшался. Стало возможным пользоваться камерой-обскурой на природе, и для этой цели в семнадцатом веке были модифицированы закрытые кресла и тенты. В 1620 году Кеплер, великий астроном и физик-оптик, ставил темную палатку в поле, устанавливал линзу в прорезь палатки и наблюдал за изображением, которое появилось на белой бумаге, прикрепленной к противоположной стенке палатки, напротив линзы. Размеры камеры-обскуры вскоре стали два фута в длину и меньше фута в высоту, линза устанавливалась с одной стороны, а у основания другой - зеркало.

Рефлексный тип камеры-обскуры создал Иоханн Цан в 1685 году. Его ящик имел то преимущество, что зеркало помещалось внутри под углом 45 градусов к линзе и изображение отражалось в верхней части ящика. Здесь он помещал матовое стекло, покрытое калькой, и легко мог обводить изображение. Цан изобрел также еще меньшую по размерам рефлексную камеру-обскуру с вмонтированной линзой. Она очень напоминала камеры, которыми пользовался Ньепс сто пятьдесят лет спустя.

Возросшее число людей со средним достатком в восемнадцатом веке вызвало спрос на портреты за умеренную цену. Раньше портреты были лишь привилегией богатых. Первым ответом на этот спрос было создание «силуэта», способа, при котором просто обводили контуры или тени, проецируемые на бумагу, а затем эту бумагу вырезали и наклеивали.

«Обводка лица», изобретенная Жиль-Луи Кретьеном в 1786 году, была в принципе тем же самым, что и «силуэт», но с небольшим преимуществом: обведенный контур гравировался на медной пластинке. С этой пластинки можно было сделать несколько отпечатков.

В восемнадцатом веке возник реальный спрос на фотокамеру, что было почти осуществлено в 1800 году Томом Веджвудом, которому удалось получить надежное изображение, но он не смог закрепить его, сделать постоянным. В 1796 году он экспериментировал со светочувствительными серебряными солями, чтобы получить изображения ботанических образцов: копировал волокно листьев либо крылья насекомых, которые он помещал на бумагу или кожу, пропитанные серебряной солью, а затем выставлял на солнце. Если бы он использовал аммиак как фиксатор (открытие, сделанное Карлом В. Шиле в Швеции на двадцать лет раньше) или промывал полученное изображение в сильном растворе обычной соли, то он смог бы остановить последующее воздействие света на светочувствительные серебряные соли. Вместо этого он промывал негатив мылом либо покрывал изображение глянцем. Его попытки рассмотреть изображение при слабом свете свечи ни к чему не приводили, так как изображение постепенно становилось темным.

Нисефор Ньепс из Франции был первым человеком, который успешно получил изображение с помощью солнца. В 1827 году он пытался представить свой доклад Королевскому обществу в Лондоне, когда посетил в Англии своего брата Клода. Но так как Ньепс держал свой процесс в секрете, отказываясь описать его в докладе, Королевское общество не приняло его предложение. К докладу, тем не менее, были приложены несколько фотографий, сделанных как на металле, так и на стекле. В 1853 году Роберт Хант, один из первых историков фотографии, сообщил, что некоторые из этих фотопластинок находились в коллекции Королевского (Британского) музея. Р. Хант пишет: «Они доказывают, что Н. Ньепс знает метод создания изображений, с помощью которого свет, полутона и тени передаются столь же естественно, как это наблюдается в природе; он преуспел также в создании своих гелиографии, которые не подвергаются дальнейшему воздействию солнечных лучей. Некоторые из этих образцов очень хорошо отгравированы».

Нас не должно удивлять то, что эти фотопластинки напоминали гравюры, так как Ньепс в действительности изобрел фотогравюру, а те образцы, которые видел Р. Хант, были приняты именно за гелиогравюры, а не фотографии, сделанные с помощью камеры-обскуры.

Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка.

Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.

История фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения.

Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Как пишет сайт mixphoto.net , самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем».

Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

Чёрно-белая фотография

В 1726 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693—1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Генрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет.

В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что, когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле.

Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.

В 1818 г. немецкий ученый X. И. Гротгус (1785—1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Jacques Daguerre опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами йода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем йодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в светах, так и в тенях, однако копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков. Экспозиция длилась около часа.

В 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.

Цветная фотография

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трёхцветной фотографии. Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра.

Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трёхцветной съемки и трёхлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 году.

Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трёхцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также открыл в 1905 году свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении А. Мите.

Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие методы цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки метод быстро завоевал популярность и до 1935 года в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.

Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963.

Моментальная фотография

Термин «моментальная фотография» в разное время понимался по разному. Современные цифровые снимки де-факто являются моментальными, но де-юре не причисляются к таковым. Первый патент на фотоаппарат, пригодный для моментальной фотографии, был получен в 1923 году Самуэлем Шлафроком. Устройство представляло собой громоздкую комбинацию съёмочной камеры и портативной фотолаборатории, лишь незначительно уменьшающую время получения готового негатива.

Решением проблемы стали фотоматериалы сложной конструкции с интегрированными фотореактивами и возможностью немедленного получения позитива. Их разработка была начата фирмой Agfa в конце 1930-х годов, но массовый выпуск налажен компанией Polaroid лишь в ноябре 1948 года одновременно с появлением фотоаппарата «Polaroid Land 95».

Патент на фотопроцесс с переносом изображения зарегистрирован основателем компании Эдвином Лэндом в 1947 году.

В дальнейшем название компании Polaroid, обладавшей почти монопольными правами на производство фотоматериалов одноступенного фотопроцесса, стало синонимом моментальной фотографии. В СССР осуществлялись попытки производства аналогичных фотокомплектов «Момент», которые закончились неудачей.

Одноступенный процесс получил широкое распространение в до появления цифровых технологий. Более низкое качество изображения по сравнению с традиционным фотопроцессом ограничило сферу использования, которая была, в основном, прикладной: фото на документы, медицина и научные исследования. Однако некоторые особенности технологии оказали большое влияние на фотоискусство.

Цифровая фотография

Цифровая фотография — относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск.

Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки.

Первая полноценная цифровая камера — DCS 100 — была выпущена в 1990 году компанией Kodak. Принцип работы цифровой камеры заключается в фиксации светового потока матрицей и преобразования этой информации в цифровую форму.

В настоящее время цифровая фотография повсеместно вытесняет плёночную в большинстве отраслей.


Обсуждение (комментариев 0) :

Порой случается так, что возникает необходимость докричаться до другого человека, находящегося на большом расстоянии, а мобильного телефона под рукой нет. Или он находится вне зоны доступа сети. Обычно приходится складывать руки рупором и надрывать голосовые связки, чтобы таким образом пытаться докричаться до удалённого собеседника или даже до целой группы людей.

Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Отдельные черты факторинга можно найти ещё в Древней Месопотамии эпохи царя Хаммурапи - около 2000 лет до нашей эры, и в Древнем Риме, когда торговцы применяли его в своей деятельности. Определённый этап в развитии факторинга связан с появлением в Англии в XVII веке «Дома факторов», когда многие крупные европейские торговые дома имели своих представителей в колониях-факториях. Бурное развитие факторинговой деятельности наблюдалось в Северной Америке во второй половине XIX века.

Срубами на Руси назывались деревянные сооружения, стены которых собирались из обработанных брёвен. Так строились избы, храмы, башни деревянных кремлей и другие сооружения деревянного зодчества. Строится дом-сруб и различные ограждения из дерева для террасы из брёвен хвойных и лиственных пород. Такая древесина должна быть сухой, без гнили, трещин, грибка и не заражёна жуком-древоедом.

Прошли времена, когда в СССР гражданам выделялись участки земли от 4 до 6 соток под огороды, на которых разрешалось строить одноэтажный домик размером не более 3 на 5 метров - своеобразный хозблок дачный для хранения садового инвентаря и другой дачной утвари круглогодично. Зато ещё тогда ко многим огородным участкам подводилось электричество, а водоснабжение на огородах обеспечивалось подведением труб с водой или рытьём колодцев.