Сообщение о художнике эдуард мане. Эдуард Мане: импрессионизм как метод переосмысления классики

Имя: Эдуард Мане (Edouard Manet)

Возраст: 51 год

Деятельность: художник, один из родоначальников импрессионизма

Семейное положение: был женат

Эдуард Мане: биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.


Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Фредерик Базиль и , ознаменовалась провалом.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.


В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.

Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.


Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.

Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.


Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности. Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст. Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.

После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.


Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – , и .

Живопись

В самом начале творческого пути каждый художник, желающий обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но то было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

В 1859 году вместе с друзьями он пытался выставить свои полотна в проходящем раз в два года Салоне. Тогда его творение «Любитель абсента» было отвергнуто. Однако в 1861 году критики благосклонно приняли два других произведения Эдуарда – «Портрет родителей» и «Гитареро».


В начале 60-х в работах Мане преобладали морские и испанские мотивы («Лола из Валенсии», «Кирсаджа», «Испанский балет», «Алабамы»), пленэрные сцены («Бега в Лонг-шане»), темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана»), а также религиозные сюжеты («Мертвый Христос»).

В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название «Салон отверженных». Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда «Завтрак на траве».


За ней последовала «Олимпия», на которой натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати.

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его.


В 70-х годах живописец создал самые светлые свои работы: «Железная дорога», «В лодке» и «Аржантей». Отражением его тяжелых мыслей, навеянных болезнью, является написанная в 1881 году картина «Самоубийство».

Личная жизнь

В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).

В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.


Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине "Мадам Мане на голубом диване"

На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.

Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.


Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.

Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.


Сын Эдуарда Мане на картине "Портрет Леона Леенхоффа"

Известно, что Манерегулярно изменял супруге, которая, к слову сказать, была в курсе его частых интрижек. Еще до свадьбы влюбленные заключили между собой негласное соглашение: Сюзанна не закатывала избраннику истерик по поводу его романов, а Эдуард, в свою очередь, не оставался на ночь у любовниц и каждый вечер возвращался домой, продолжая играть роль верного мужа и любящего отца.

В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.


Берта Моризо на картине Эдуарда Мане "Балкон"

В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»). Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака. Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.

Смерть

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии – болезни, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений. Официальное признание Эдуардполучил за год до своей смерти. В 1882-ом живописец закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х–80-х годов прошлого века – «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона.


Мане скончался через одиннадцать дней после ампутации пораженной гангреной ноги 30 апреля 1883 года. Могила создателя картины, написанной под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса, – «Музыка в Тюильри» – располагается на кладбище Пасси в Париже.


На траурной церемонии прощания, помимо родственников, присутствовали друзья импрессиониста – , Эдгар Дега и Пьер Ренуар.

Произведения

  • 1859 – «Мальчик с вишнями»
  • 1864 – «Скачки в Лоншане»
  • 1864 – «Срезанные белые пионы и секатор»
  • 1867 – «Олимпия»
  • 1868 – «Расстрел императора Максимилиана»
  • 1869 – «Балкон»
  • 1874 – «Аржантей»
  • 1874 – «Берег Сены близ Аржантея»
  • 1877 – «Самоубийца»
  • 1878 – «Кабаре Райхсхоффена»
  • 1880 – «В кафе-шантан»
  • 1882 – «Бар в Фоли-Бержер»
  • 1881 – «Весна»
  • 1882 – «Портрет мадам Мишель-Леви»
  • 1883 – «Букет сирени»

Все кто начинают знакомиться с миром искусства, рано или поздно испытывают когнитивный диссонанс по поводу фонетического происшествия у двух французских художников. Сказать что этих мастеров часто путают — ничего не сказать, их просто не различают, а многие думают что это вообще один человек. Этих людей можно понять, ведь Моне и Мане жили в одно время, родились в одном городе и даже дружили.

О ком рассказать в первую очередь? История известности их настолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, поэтому справедливо начать с Мане. По мере знакомства с этими художниками, вы поймете, что они очень разные и абсолютно индивидуальные личности. Сложно сказать чей вклад в живопись был весомее, но сейчас Клод Моне является более популярным и узнаваемым художником, чем его друг. Стоит заметить, что как только Моне приехал в Париж из Гавра, он искал встречи и знакомства с Мане, Ренуаром, Базилем и другими уже именитыми импрессионистами на то время.

Эдуард Мане (Édouard Manet)

1832 - 1883 (51 год)

Эдуард Мане, автопортрет.

Родился в приличной семье, его отец занимал крупный чин в министерстве юстиций, а мать была дочкой французского дипломата и консула. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Провалив тесты, он не отчаивался, и отправился в учебные плаванья при морской школе. Но уже тогда он сильно сомневался в том, что ему нужно море, его все сильнее тянуло к краскам и холсту. Естественно его родители были против, но отец дал ему шанс, чтобы Мане за время учебного путешествия практиковался с рисовании. По прибытию в Париж, Эдуард показал отцу свои работы и на удивление, родня их приняла очень тепло. Таким образом, он поступил в школу изящных искусств, потом были мастерские различных художников, одним словом закончил своё обучение ровно через декаду, в возрасте двадцати семи лет.

Эдуард Мане, «В лодке»

В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Эдуард отличается тем, что он рисовал более реалистичные картины, с правильными контурами и цветами. Он любил изображать людей, и у него это хорошо получалось, в отличии от своего визави. Мане входил в Батиньольскую группа, в ней было множество деятелей искусств того времени, в основном художники-импрессионисты. Дега, Ренуар, Моне, Писсарро - все они состояли в этой группе, уважали и считались с мнением Эдуарда. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в „Фоли-Бержер“» , после которой его мастерство было признано официально в Салоне 1882 года. Спустя год ему ампутировали ногу, и через несколько дней он умер в агонии от боли.

«Бар в „Фоли-Бержер“»

Клод Моне (Oscar-Claude Monet)

1840 - 1926 (86 лет)

Клод Моне, автопортрет.

Родился в семье бакалейщика, его отец мечтал о том, чтобы Клод продолжил его дело и хотел передать ему свою бакалейную лавку. Копеечка на жизнь его семье давалась непросто, а свою юность Моне отмечает практически бродяжной и очень непростой. Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Если он и появлялся в школе на уроках, то он больше разрисовывал тетрадки, вместо того, чтобы вести конспект. К 15-ти годам он уже был известен на всю округу, все знали его как молодого карикатуриста и остроумного парня. Ему поступало много заказов, ему пришлось сделать волевое решение, он выставил очень внушительный ценник на свои работы, это придало ему некой скандальности. Но ожидаемо, что карикатуры быстро ему надоели, и он начал рисовать то что он действительно любит - природу во всей её красе. Вскоре его работы признала вся Франция, он отличался от художников тем, что его плохое зрение позволило рисовать картины совершенно невообразимыми цветами красок. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм».

Клод Моне, «Антиб, послеполуденный эффект»

Слава и признание позволило ему переехать в городок Живерни, где он создал свои легендарные сады, которые цвели круглый год. Он сделал это специально, причина понятна сразу - чтобы было что рисовать, и на что посмотреть независимо от поры года. Сейчас это место является музеем под открытым небом и культовым культурным местом Франции. Дополнительно вы можете прочитать про сады Живерни в материале

Искусство и дизайн

14746

23.01.15 11:24

Строгий отец (недаром он возглавлял департамент французского министерства юстиции) Огюст Мане запрещал своему сыну заниматься живописью – он хотел, чтобы отпрыск продолжил его дело и стал юристом. Но вопреки желанию семейного деспота Эдуард стал-таки известным художником, одним из ярких представителей импрессионизма. Самые известные картины Мане украшают Лувр, музеи Берлина и другие прославленные собрания полотен.

Натюрморты мастера

В Лувре хранится один из таких шедевров с простым названием «Белые пионы». Уже в этой работе проявляется характерная манера француза – широкие мазки, сдержанная палитра. Пара пышных цветов на темном фоне – и ничего больше, но как же живо!

В начале карьеры, после обогатившего внутренний мир будущего гения кисти путешествия в Бразилию, Эдуард Мане писал, в основном, пейзажи и натюрморты. К ним он вернулся и в конце жизни. «Натюрморт с лососем» относится к 1969-му году. Живописец был известным гурманом – как и многие его соотечественники. Глядишь на подобные работы – и слюнки текут!

Эти манящие женские образы

Не только «мертвая натура» привлекала мастера, но и портреты. Один из них – «Мадам Мане на голубом диване». Голландка Сюзанна Леенхоф была учительницей музыки у младших братьев художника. Говорят, что девушкой увлекся глава семьи Огюст. Сам Эдуард тоже был без ума от Сюзанны, их роман длился почти десятилетие. После смерти батюшки Мане смог жениться на избраннице. Она – мать его сына Леона и любимая натурщица.

«Лола из Валенсии» – еще одна из самых известных картин Мане. Приземистая испанка изображена Мане на фоне кулисы. Здесь он очень тщательно выписывает все детали – как облик самой позирующей, так и ее затейливый наряд. Каждая складочка одежды, узорный изгиб и блеск украшений – все в этом портрете играет свою особую роль.

Совсем другое настроение передано в изображении одевающейся дамы полусвета – «Нана». Утро представительницы древнейшей профессии начинается с привычного туалета, она пока в неглиже (в корсете и сорочке). До шумного вечера еще далеко, и на лице чертовки бродит неясная улыбка. Позировала художнику некая Генриетта, прославившаяся своими любовными похождениями.

Любимые уголки Парижа

Жанровые сценки постепенно вытеснили прежние художнические привязанности парижанина. Он черпал вдохновение в самых разных местах любимого города. Одним из таких мест стал сад Тюильри – в нем по воскресеньям любили прогуливаться представители богемы. На картине «Музыка в саду Тюильри» изображена масса персонажей, но лица размыты – это полотно надо рассматривать с достаточно большого расстояния, иначе увидите лишь расплывчатые пятна.

При словах «Железная дорога» вам, наверное, представляется пыхтящий могучий паровоз или стремительный современный поезд, мчащийся по рельсам вдаль. Но не так прост Эдуард Мане! Картины мастера порой весьма условны. Вот на прославленной работе француза «Железная дорога» стальная магистраль лишь угадывается – там, за чугунной тяжелой решеткой, к которой приникла малышка. А ее мама (или гувернантка?) сидит рядом, держа в руках книгу и песика.

Среди цветов и за накрытым столом

Другие жанровые сцены тоже словно бы выхвачены зоркой фотокамерой – вот парочка наслаждается ароматом цветущих растений («В оранжерее»).

А вот еще одна пара – они заняты неторопливой беседой за накрытым столом, а на заднем плане на этих двоих засмотрелся официант, несущий кому-то заказ. Картина так и называется – «В кабачке папаши Латюиля».

Шедевры Мане – картины, вызвавшие споры

Все та же Викторина Мёран (женщина с полотна «Железная дорога»), совершенно голая, предстает перед зрителем скандально известного «Завтрака на траве». Автора упрекали в декаденстве и бесстыдстве. Интересно, о чем думал художник, когда изображал обнаженную даму, смотрящую прямо на вас, в компании мужчин (которые, в отличие от спутницы, одеты)? Кстати, позировали родственнику брат живописца и будущий шурин.

Еще больше споров вызвала в свое время (1863-й год) «Олимпия». Француз писал ее для Парижского салона, где изображение было освистано публикой. Будто бы Мане стал первым автором, выставившим напоказ женское тело! Ренессанс славится своими шедеврами в стиле «ню», а как же рембрандтовская «Даная»?.. Сейчас шедевр хранится в коллекции парижского музея «Орсе».

Лебединая песня маэстро

Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Прямо там живописец начинал работу над своим творением. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально! В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.

Хотя сам Мане никогда не стремился к тому, чтобы совершить революционный переворот в европейской живописи, судьбе было угодно сделать его «отцом импрессионизма».

Автопортрет с палитрой. 1878.


Биография и творчество Эдуарда Мане (1832 — 1883)


Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане. 1860. Музей Орсе, Париж
Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в доме № 5 по улице Малых Августинцев. Эдуард Мане был сыном Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата и крестницы маршала Бернадотта. Выходец из знатной буржуазии, изысканной, образованной, но консервативной, он небрежно учился и, при всем уважении к родителям, ожесточенно сопротивлялся желаниям отца, прочившего ему карьеру юриста

Бой "Кирсаджа" и "Алабамы". 1864

9 декабря 1848 года в качестве юнги молодой Эдуард Мане поднимается на борт корабля "Гавр-и-Гваделупа". Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.

Бой быков. 1865 - 1866

Он, родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в чинной и скучноватой среде, впервые открыл для себя красоту солнечных просторов, сияние красок. Конечно, и то удивительное личное ощущение моря, которое впоследствии отличало Мане-мариниста, родилось в его душе именно во время этого плавания в заэкваториальные страны. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.


Матадор. 1866 - 1867

Тогда он поступает в ученики к художнику и хорошему педагогу Тома Куперу, автору нашумевшей в Салоне 1847 года картины "Римляне эпохи упадка". Однако через некоторое время восстает против его обучения, ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции "школы здравого смысла" или "золотой середины". После 5 с лишним лет учебы у Тома Кутюра, 24-х летний Мане вступил на путь самостоятельных исканий, где опорой и вехами для него были музеи Франции, Италии, Германии, Голландии, Австрии, Испании и Англии.


Испанский певец (Гитареро) - 1860

В 1859 году вместе с друзьями он пытается выставить свои картины в Салоне, который проходил тогда раз в два года. Несмотря на одобрение и поддержку Делакруа, его картина "Любитель абсента" была отвергнута. Однако в 1861 году благосклонно принимаются два его других произведения, отмеченные даже как "почтенные": "Портрет родителей" и "Гитареро".


Любитель абсента. 1858 -1859. Новая глиптотека Карлсберга
В начале 60-х Мане пишет самые разные композиции: испанские мотивы ("Лола из Валенсии", 1862; "Испанский балет", 1863; "Мертвый тореро"), марины ("Бой "Кирсаджа" и "Алабамы", 1864), пленэрные сцены ("Бега в Лонг-шане", 1864), картины на темы современной истории ("Расстрел императора Максимилиана", 1867), натюрморты и картины на религиозные сюжеты ("Мертвый Христос", 1864).


Lola de Valence. 1862


"Испанский балет", 1863; "


"Мертвый тореро"


"Бега в Лонг-шане", 1864


"Расстрел императора Максимилиана", 1867

"Мертвый Христос", 1864


Бой быков. 1865
В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом с Салоном Дворце промышленности. Эта параллельная выставка и получила название "Салон отверженных". Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане "Завтрак на траве".


Завтрак на траве. 1863

Вскоре Мане закончил другую картину, вновь разрушившую традиционное восприятие, подобно "Завтраку на траве", и опять бурно ославленную. Теперь речь шла об изображении лежащей на постели молодой женщины. Серьги, браслеты и бархотка на шее составляли все ее одеяние. Мане назвал свою картину "Олимпия" как дань уважения ее классическому образцу.


Олимпия. 1863

В 1865 году картина была принята в Салон, и во второй раз произведение Мане потрясло французское общество. "Олимпия" привлекла еще больше зрителей, чем "Завтрак па траве". Она была единственной картиной, которую все хотели видеть. Возле нее собирались огромные толпы, и два дюжих охранника были вынуждены призывать всех к порядку. В 1866 жюри Салона отвергает "Трагического актера" и "Флейтиста" Мане. Золя в газете "Evenement" встает на защиту художника, однако его вынуждают прекратить свои публикации.

Портрет Эмиля Золя. 1868

Трагический актер (Рувьер в роли Гамлета) .

"Флейтист"
В 1860-e годы Мане усиленно занимался портретом. Главными героями его произведений были современники. Фигуры в человеческий рост выступали на полотнах Мане, поражая естественной простотой движений и поз, запечатленных быстрыми решительными мазками.

Портрет мадам Бруне. 1860 - 1867


Portrait of Zacharie Astruc. 1866

Ряд портретов посвящены Берте Моризо, Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Берта стала женой брата Эдуарда - Эжена Мане

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его. Работая на пленэре, художник добился блестящего успеха ("Моне в лодке у берегов Сены", 1874). Высветление своей палитры характерно для работ Мане 70-х годов; в те годы он пишет самые светлые свои работы: "Железная дорога" (1873), "В лодке" (1874), "Аржантёй" (1874).


Железная дорога. 1873


В лодке. 1874

Аржантёй (Argenteuil). 1874


Семья Моне в саду. 1874
Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения за Клодом Моне. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом "Официантка в пивной" (1878), "В кабачке папаши Латюиля" (1879), "Бар в "Фоли-Бержер" (1881-1882).

Официантка в пивной. 1878


В кабачке папаши Латюиля. 1879


Бар в "Фоли-Бержер. 1881 - 1882

В "Баре в "Фоли-Бержер", выставленном в Салоне 1882, художник достигает синтеза меланхолии и очарования жизни Монмартра, к которому он долгое время был привязан.
В 1874 году Мане посетил Венецию и запечатлел этот город короткими и энергичными мазками светящихся красок

Большой канал. Венеция. 1874

Большой канал или голубая Венеция. 1874

В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона.
В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся.

«В кафе». 1878 г.

Мужская голова (доктор Матерн?) 1878


Мать в саду
Бельвью
1880г


Эдуард мане дама в мехах 1880.


Роза и тюльпан
1882г

Сирень и розы
1883
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж.

http://art-tourism.livejournal.com/25493.html

Эдуа́рд (Эдуа́р) Мане́ (фр. Édouard Manet ; 23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, Париж) - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма .

Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гётеборге. Шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине абсолютного равнодушия к учёбе был переведён отцом «на полный пансион» в колле́ж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов.

Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, пророчивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Уроки рисования, как ни странно, не вызвали у Мане ожидаемого интереса, во многом из-за академичности преподавания, и мальчик копированию гипсовых изваяний предпочитал рисование портретов своих товарищей, что вскоре стало примером для многих его одноклассников.

В 1848 году, после окончания учёбы, молодой Мане столкнулся с решительным противодействием отца его планам стать художником. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847 году, однако с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Тем не менее, в качестве подготовки к повторным экзаменам ему было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Экзотика и богатство красок тропических стран лишь усилили желание Мане обучаться живописному искусству - из поездки Эдуард привёз большое количество рисунков, набросков и этюдов. В качестве моделей он часто использовал членов команды.

От этого путешествия остались многочисленные письма Мане к родственникам, в которых он описал свои впечатления от карнавала в Рио и экзотическую красоту бразильских женщин. С другой стороны, он критическим взглядом оценивал рабство и возможную реставрацию монархии во Франции. Последующие работы Мане на одну десятую часть состоят из морских пейзажей, и в этом не последнюю роль сыграло его морское путешествие в Бразилию.

В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. На этот раз отец, оценив многочисленные рисунки, привезённые из путешествия, уже не сомневался в художественном призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра , который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».

Именно тогда начинает назревать конфликт Мане и классико-романтической традиции живописи, господствовавшей в то время во Франции. Резкое неприятие буржуазной направленности господствовавшего стиля, в конечном итоге, вылилось в явный разрыв Мане с Кутюром - молодой художник покинул мастерскую учителя. Однако, по настоянию отца Мане был вынужден принести извинения и вернуться, хотя своё неприятие строгого академизма Кутюра он сохранил.

Положение юного художника усугублялось нежелательной беременностью его давней возлюбленной Сюзанны Леенхоф. Отцовство ребёнка, во избежание дурной славы и гнева отца Эдуарда, было приписано вымышленному Коэлла, и то лишь для мэрии. Распространялась и иная версия, что новорождённый является не сыном, а братом Сюзанны.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →