Лабораторная работа по информатике ворд. Лабораторная работа по информатике "работа в ворд"

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования

«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» «Институт информационных технологий»

Кафедра микропроцессорных систем и сетей

КУРС ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Пособие для слушателей курсов

повышения квалификации по дисциплине «Основы компьютерной грамотности»

Если вы хотите попрактиковаться, прежде чем сдавать экзамен по компетенции, пожалуйста, заполните нижеприведенную инструкцию. Компьютерные термины и учебная информация для экзамена по компьютерной компетентности. Пожалуйста, следуйте ссылкам для файлов, необходимых для практического теста.

Скопируйте следующие файлы в соответствующие папки. А. и в папку электронных таблиц. Б. и в папку «Проект». Исправьте ошибки орфографии или грамматики. Проверьте другие ошибки, например, слова, написанные правильно, но используются вне контекста. Измените правое поле на 5 дюймов, а левое поле - на 2 дюйма.

Минск БГУИР 2011

УДК 004.912(076)

ББК 32.973.26-018.2я73 М51

В. А. Полубок, А. А. Косак, Е. В. Николаенко, Н. А. Прянишников

Рецензенты:

профессор кафедры «Вычислительные методы и программирование» учреждения образования

«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,

доктор физико-математических наук С. В. Колосов;

Отформатируйте четыре абзаца ниже «Знаете ли вы?» Как маркированный список. Перетащите третью пулю, чтобы она стала первой маркой в ​​маркированном списке. Отформатируйте первую строку документа, используя шрифт, размер шрифта и выравнивание по вашему выбору. Для выделения используйте жирный или курсив.

Отформатируйте весь документ с использованием 5 межстрочного интервала. Измените ориентацию страницы на альбомную. Вставьте разделение раздела после номера телефона в последнем абзаце документа. Создайте заголовок для раздела 2, который выравнивает ваше имя и номер страницы по правому краю. Закройте панель инструментов «Верхний и нижний колонтитулы» и сохраните свою работу.

доцент кафедры «Прикладная информатика» учреждения образования «Белорусский государственный аграрно-технический университет», кандидат технических наук А. И. Шакирин

М51 MS Word 2007. Курс практических занятий: пособие для слушателей курсов повышения квалификации по дисц. «Основы компьютерной грамотности» / В. А. Полубок [и др.]. – Минск: БГУИР, 2011. – 52 с. : ил.

Отобразите панель инструментов «Таблицы и границы». Сортируйте таблицу по первому столбцу. Вариант устранения неполадок: обучение на месте. Выберите строку заголовка и полужирный шрифт и центрируйте заголовки. Внесите необходимые корректировки, чтобы разрыв страницы был в логическом месте; сохранить и распечатать документ.

Примените шаблон дизайна под названием «Командная работа», а затем замените субтитры в слайде 1 на свое имя. На слайде 2 измените макет слайда, чтобы вы могли разместить клипарт справа от маркированного списка. Найдите клип, который имеет дело с деньгами, а затем вставьте клип, который показывает знак доллара в оранжевом круге.

ISBN 978-985-488-716-6.

В пособии приведены основные теоретические положения работы с текстовым редактором Microsoft Word 2007. Описаны основные приемы работы с текстовым редактором. К каждой теме приведены практические задания и контрольные вопросы.

Практическое занятие №1 Интерфейс Microsoft Word 2007. Создание

Перекрасьте клип, чтобы он был зеленым. Измените размер клипа, чтобы он правильно помещался на слайде, а затем по мере необходимости измените размер текстового поля маркированного списка, чтобы текст был как можно большим, без перекрытия клипа. Вы можете использовать кнопку «Размер шрифта» на панели инструментов «Форматирование».

Примените шаблон дизайна совместной работы к этому слайду. Настройте анимацию как минимум на три слайда. Распечатайте презентацию в оттенках серого в виде раздаточных материалов с шестью слайдами на странице. Лаборатория: 3 часа в неделю; охватывает установку и оптимизацию операционных систем, утилит управления системой, приложений, включая текстовую обработку, электронные таблицы и базы данных, антивирусные программы и шпионские программы.

и редактирование текстового документа в MS WORD......................................

Практическое занятие №2 Создание и редактирование списков и стилей.

Более глубокое изучение принципов операционной системы, сетевой архитектуры и управления ресурсами, включая общие ресурсы. Роль интегративного программирования в информационных технологиях: операционные системы, системное управление, повторное использование приложений. Сценарии разработки сценариев. Роль сценариев в установке и управлении системой.

Не открыта для специалистов в области вычислительной техники. Введение в использование, концепции, методы и терминологию вычислений. Помещает возможности и проблемы использования компьютеров в историческом, экономическом и социальном контексте. Показывает, как компьютеры могут помочь в широком спектре личных, коммерческих и организационных мероприятий.

Создание шаблонов и резюме……………………………………………………... 18

Теоретические сведения.....................................................................................

Методические указания к выполнению работы..............................................

Самостоятельная работа.....................................................................................

Не обязательно курс в майоре. Рекомендуется для поступающих специалистов в области вычислительной техники с ограниченным опытом работы с компьютерами, а также для тех, кто рассматривает крупную специализацию в области компьютерных наук. Введение в крупную и профессиональную специализацию в области компьютерных наук.

Введение в алгоритмы, их представление, проектирование, структурирование, анализ и оптимизация. Расширение базовых концепций адресации до более продвинутой адресности, например, базового регистра и самоограниченной адресации. Сравнительная компьютерная архитектура, ориентированная на такие организации, как многопроцессорные процессоры и стековые машины. Основы ввода-вывода виртуальной памяти. Введение в концепцию микропрограммируемых систем.

Вопросы для самоконтроля................................................................................

Практическое занятие №3 Создание и редактирование таблиц.

Вычисляемые таблицы. Формулы …………………………………………… 26

Теоретические сведения.....................................................................................

Изучение дискретных математических структур и методов доказательства, используемых в информатике. Дискретные структуры, такие как функции, отношения, множества, графы и деревья. Доказательные методы, такие как доказательство по индукции, доказательство от противного и доказательство делами.

Введение в расширенные структуры данных с использованием объектно-ориентированного проектирования. Основные структуры памяти, хеш-таблицы и деревья. Архитектурные основы для файлов. Хэш-устойчивые структуры. Предварительное условие: Завершение требования о записи нижнего раздела. Не предоставляет кредит в области компьютерных наук. Изучение фундаментальных компьютерных концепций, связанных с: информационной технологией, данными и ее цифровым представлением, технологической мощью, вычислительными ограничениями и социальным воздействием.

Методические указания к выполнению работы..............................................

Самостоятельная работа.....................................................................................

Вопросы для самоконтроля................................................................................

Практическое занятие №4 Графические объекты MS Word 2007.

Обзор основных и расширенных приложений, предназначенных для обработки различных форм информации, отличных от текста. Изучение отношения языков и машин для обработки этих языков с уделением особого внимания классам языков и соответствующим классам машин. Языки фразовой структуры и грамматика. Типы грамматики и классы языков. Регулярные языки и автоматы с конечным состоянием. Контекстно-ориентированные языки и автоматы сжимания.

Изучение основных типов систем, включая пакетное, мультипрограммирование и распределение времени. Обсуждение вопросов при разработке, внедрении и использовании языков программирования высокого уровня через историческую структуру, в том числе о том, как языки отражают различные концепции дизайна и требования к использованию, а также технические проблемы при разработке основных конструкций абстракции языков программирования.

Создание и редактирование графических объектов ……………..…….…..…37

Теоретические сведения.....................................................................................

Методические указания к выполнению работы..............................................

Самостоятельная работа.....................................................................................

Концепции и методы проектирования систем, анализа требований, проектирования, внедрения и тестирования крупномасштабных компьютерных систем. Принципы разработки программного обеспечения для производства надежных, поддерживаемых и портативных программных продуктов. Акцент на объектно-ориентированном анализе и методах проектирования.

Таблицы, последовательности, разрешения и другие процедуры принятия решений. Закрытие отношений, теория неподвижных точек, механизмы управления, связь с функциональным программированием. Анализ необходимости обеспечения безопасности компьютерной системы и методов безопасности в операционных системах, базах данных и компьютерных сетях. Обсуждаются методы поддержки, такие как аудит, анализ рисков и компромиссы с затратами и выгодами.

Вопросы для самоконтроля................................................................................

Практическое занятие №5 Редактирование, рецензирование и сложное

форматирование в Microsoft Word 2007. Подготовка

документа к печати ……………………………...……………………………… 45

Изучение требований к надежности в вычислительной технике и основных принципов надежности и отказоустойчивости на уровне системы. Программная реализация отказоустойчивости в распределенных системах. Отказоустойчивое программное обеспечение и базы данных: моделирование надежности, методы отказоустойчивости и подходы к проектированию.

Основные соображения проектирования и анализа программного обеспечения в сетевых компьютерах в согласованные, взаимодействующие системы, способные распределять вычислительные задачи распределенным образом. Сетевая топология, процедуры маршрутизации, мультиплексирование сообщений и методы планирования процесса.

Теоретические сведения.....................................................................................

Методические указания к выполнению работы..............................................

Самостоятельная работа.....................................................................................

Вопросы для самоконтроля................................................................................

Структура базы данных, включая: определение структуры, модели данных, семантику отношений и работу на моделях данных. Схемы базы данных, включая определение элемента и использование и манипулирование схемой. Алгебра отношений по базе данных. Опрос о роли цифрового компьютера в современном обществе. Обсуждаются опасности неправильного использования компьютеров, а также правильное и разумное использование машин. Недоступно для выпускников.

Основные понятия компьютерной графики. Графические устройства; графические языки; интерактивные системы. Приложения к искусству, науке, технике и бизнесу. Компромисс между аппаратными устройствами и поддержкой программного обеспечения. Изучение основ хранения, обработки, передачи, представления и отображения мультимедиа цифровыми средствами с акцентом на аудио, неподвижные изображения и видеоматериалы. Включает в себя теорию выборки, методы сжатия и синхронизацию. Обсуждение проблем гипермедиа и методологии.

Список используемой литературы ……………………………………............ 52

Практическое занятие №1

Интерфейс Microsoft Word 2007.

Создание и редактирование текстового документа в MS WORD

1.1 Теоретические сведения

1.1.1 Общие сведения

Стартовое окно текстового редактора Word 2007 имеет следующий вид (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Общий вид окна Microsoft Word 2007

Мультимедийное программирование; программные средства для создания мультимедийных приложений и интерфейсов. Изучение использования компьютеров для выполнения вычислений, обычно связанных с интеллектом. К ним относятся игра, доказательство теоремы, решение проблем, ответы на вопросы и визуальное восприятие. Темы включают языки, системные архитектуры и эвристические стратегии для продвинутых высокоуровневых вычислений.

Интернет-инфраструктура и основные сетевые технологии. Изучение системных и программных архитектур для веб-приложений, систем электронного бизнеса и электронной коммерции. Достижения в области технологий веб-разработки. Принципы обработки транзакций на основе Интернета.

В новой версии раскрывающиеся меню представлено кнопкой Office (рисунок 1.2), иконка которой расположена в левом верхнем углу окна.

Всю верхнюю часть окна занимает лента главного меню. Выбрав какой-либо его пункт, получаем в свое распоряжение необходимые инструменты, представленные в виде значков.

Кнопки меню сгруппиро- Рисунок 1.2 – Кнопка Office ваны по функциональным при-

Изучает обмен информацией между людьми и компьютерными системами. Темы включают текстовый и графический дисплей; моделирование пользователей; дизайн программы, отладка, сложность и понимание; и текущие исследования и методологии. Ориентированный на проект курс, позволяющий студентам применять свои знания в области разработки программного обеспечения для разработки и внедрения системы для решения реальной проблемы.

Предварительные требования: младший или выше среднего; Экзамен по сдаче экзамена на высшее отделение; Предварительное одобрение отдела; Хорошая репутация студента. Академическая стажировка. Контролирует внеклассный опыт работы с компьютером для избранных студентов информатики. Академические стажировки не учитываются в единицах общего образования или основных требованиях.

знакам. Например, Главная состоит из следующих групп:

– Буфер обмена;

– Шрифт;

– Абзац;

– Стили;

– Редактирование.


вынесены

наиболее

Изучение концепций, принципов, методов и приложений интеллектуального анализа данных. Обширное введение в концепции и методы экспертных систем. Обоснование таких систем, включая оценку перспективных доменов. Изучает существующие системы, разрабатываемые и, возможно, будущие районы. Базовая архитектура демонстрируется с использованием как примерных, так и основанных на правилах систем. Коммерческие инструменты для построения экспертных систем обследуются и оцениваются.

Этот курс будет охватывать теорию, дизайн, реализацию и применение современных сред компьютерной графики. Введение в концепции, принципы и приложения для разработки программного обеспечения с открытым исходным кодом. Глубокое исследование ранних этапов жизненного цикла разработки программного обеспечения, обычно называемое анализом и спецификацией требований к программному обеспечению.

часто используемые

кнопки. Если нужной кнопки не

оказывается на панели, то ее

можно найти, нажав на не-

большую стрелочку в правом

нижнем углу определенной груп-

пы . При этом изначально пока-

зывается всплывающая подсказка

Рисунок 1.3 – Всплывающая подсказка

(рисунок 1.3), она информирует о

предназначении инструментов.

В нижней части окна програм-

мы находится строка состояния . По

умолчанию в этой строке (в левой

указываются количество

страниц и номер текущей страницы,

количество слов, язык ввода текста;

(в правой части) – режим просмотра

документа, масштаб. Чтобы изме-

нить набор отображаемых элемен-

тов, необходимо щелкнуть правой

кнопкой мыши на строке состояния

(рисунок 1.4). Снимая или устанав-

флажки соответствующих Рисунок 1.4 – Настройка строки состояния

пунктов меню, можно настроить вид строки состояния по своему желанию.

1.1.2 Форматирование

Основные инструменты форматирования размещены на ленте вкладки

Главная:

– Буфер обмена;

– Шрифт;

– Абзац;

– Стили;

– Редактирование.

1.1.2.1 Буфер обмена

На панели расположены четыре основные кнопки:


– Вставить;

– Вырезать;

– Копировать;

Формат по образцу.

Кнопка Вставить активна лишь в том случае, если в буфере обмена есть какой-то объект. КнопкиВырезать иКопировать активны, если есть какойлибо выделенный фрагмент текста, рисунок, диаграмма и т.д.

Кнопка Формат по образцу переносит параметры форматирования указанного объекта на выделяемый фрагмент.

Чтобы перенести все параметры форматирования на новый абзац, необходимо выполнить следующие операции:

1 Установить курсор в любом месте абзаца, параметры форматирования которого мы хотим использовать.

2 Нажать кнопку Формат по образцу.

3 Выделить текст, на который надо перенести форматирование.

1.1.2.2 Шрифт

Рисунок 1.5 – Окно инструментов

группы Шрифт

С помощью

инструментов

группы Шрифт (рисунок 1.5) мож-

но изменять размер, тип и начерта-

ние шрифта. При применении эф-

фекта подчеркивания можно сразу

указать вид линии. Здесь же нахо-

Рисунок 1.6 – Окно Шрифт

дятся кнопки, позволяющие увели-

чить/уменьшить

размер шрифта; применить эффект надстрочно-

го/подстрочного начертания; изменить регистр текста; его цвет; цвет выделенного фрагмента. Кнопка Очистить формат позволяет удалять измененные параметры форматирования.

Если указанных кнопок форматирования недостаточно для выполнения задачи, при помощи окна Шрифт (рисунок 1.6) можно настроить дополнитель ные параметры форматирования.

Рисунок 1.9 – Окно Абзац

Абзац

Рисунок 1.8 – Группа кнопок панели

Word 2007 предоставляет удобную возможность быстрого форматирования текста. Когда выделяется какой-либо

фрагмент текста, рядом появляется про- Рисунок 1.7 – Окно форматирования зрачное окно форматирования (рисунок 1.7).

При наведении курсора на это окно оно приобретает нормальный цвет. Окно содержит наиболее часто встречающиеся команды форматирования.

1.1.2.3 Абзац

Группа кнопок панели Абзац (рисунок 1.8) предназначена для абзацного форматирования. Здесь же находятся и кнопки для работы с таблицами.

Первые три выпадающих списка в верхнем ряду предназначены для работы с

маркированными, нумерованными и много-

уровневыми списками. Далее идут кнопки увеличения/уменьшения абзацного отступа (так называемая «красная строка»). Следующая кнопка используется для сортировки табличных значений по алфавиту. Последняя кнопка в верхнем ряду включает/выключает непечатаемые символы. Иногда они очень полезны для выявления разнообразных погрешностей форматирования.

В нижнем ряду находятся кнопки выравнивания текста в абзаце (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине). За ними идет выпадающий список установки межстрочного интервала. Последние два выпадающих списка относятся

большей частью к работе с таблицами: заливка ячеек и установка видимых границ. Кнопка вызова окна Абзац (рисунок 1.9) позволяет производить более тонкие настройки форматирования абзаца.

Рисунок 1.11 – Настройка колонок

1.1.3 Параметры страницы

Для изменения параметров страницы необходимо перейти в за-

кладку Разметка страницы/ Па-

раметры страницы

Кнопка Поля служит для установки значений полей документа. Если из предложенных стандартных вариантов ни один не подходит, необходимо воспользоваться пунктом ме-

ню Настраиваемые поля. В по-

явившемся окне можно произвести более тонкие настройки полей документа (рисунок 1.10).

Кнопка Ориентация задает расрасположение текста на листе:

Книжная, Альбомная.

Рисунок 1.10 – Настройка полей документа Кнопка Размер задает размер бумаги при выводе на печать. Для выбора нестандартного размера служит опция

Другие размеры страниц.

Кнопка Колонки (рисунок 1.11) служит для разбивки текста страницы на несколько колонок (подобно газетной верстке). ОпцияДругие колонки служит для гибкой настройки колонок.

1.1.4 Разрывы страницы и раздела

При работе с документами зачастую возникает необходимость начать новую страницу, в то время как предыдущая еще не заполнена полностью текстом.

Чтобы начать новую страницу, в

MS Word есть специальная опция – Разрывы (рисунок 1.12).

На этой вкладке собрано довольно много разнообразных вариантов разрыва не только страниц, но и разделов.

Рисунок 1.12 – Меню вариантов разрыва страниц и разделов

Иногда возникает необходимость использовать различные параметры форматирования для разных страниц документа (например, один из листов документа должен иметь альбомную ориентацию). В этом случае документ необходимо разбить на разделы. Каждый раздел можно будет форматировать совершенно независимо от других разделов.

При удалении разрыва раздела предшествующий текст становится частью следующего раздела и принимает соответствующее форматирование, а последний знак абзаца в документе определяет форматирование последнего раздела в документе.

MS Word предоставляет че-

тыре варианта разрыва разделов: Следующая страница; Текущая; Четная страница; Нечетная страница. Чтобы видеть разрывы разделов (как, впрочем,

и страниц), нужно включить опцию Отображения непечатных символов .

По умолчанию MS Word работает в режиме автоматического размещения текста: если слово не помещается в строке, оно переносится на следующую, но программа умеет расставлять и переносы слов. Для этой цели служит опция

Расстановка переносов . Возможны два варианта:Автоматическая настройка ;Ручная настройка .

Для создания графической подложки надо установить переключатель в положение Рисунок и нажать кнопкуВыбрать . Затем указать место размещения нужного файла изображения.

Кнопка Цвет страницы позволяет установить изменить цвет страницы. КнопкаГраницы страниц устанавливает

видимыми печатные границы страницы.

На панели Абзац расположены две опции форматирования абзаца:Отступ иИнтервал (рисунок 1.15), которые регулируют свободное поле по горизонтали и вертикали соответственно.

1.2 Методические указания к выполнению работы

1.2.1 Подготовка документа

Для установки полей в документе выполните команду Разметка страницы /

Поля / Настраиваемые поля; появится окно диалога « Параметры страницы » со следующими вкладками: Поля , Размер бумаги , Источник бумаги . Выбираем вкладку Поля и устанавливаем размеры полей.

Для сохранения текста в виде файла нужно выполнить команду Office / Со-

хранить как… . (Следует обратить внимание на то, что MS Word 2007 по умолчанию сохраняет файлы в формате.docx. Этот формат не могут читать старые версии программы. Поэтому для того, чтобы документ был совместим с предыдущими версиями Word, необходимо сохранять файл в «режиме ограниченной функциональности», т. е. в формате документ Word 97-2003), появляется окно Сохранение документа, где указано имя текущей папки, c полем имен файлов, в котором указаны имена файлов текущей папки, ниже – два поля Имя фай-

ла иТип файла , а также кнопкиСохранить ,Сервис иОтмена . Если хотите

Лабораторная работа №1. Создание и форматирование документа

1 . Откройте окно приложения MS WORD 2007.

2 . Установите параметры страницы (вкладка Разметка страницы ):

Поля: верхнее – 2,5, см левое – 3,5 см, нижнее – 3,5 см, правое – 2,5 см,

переплет – 0,6 см, положение переплета – слева.

Применить: ко всему документу.

Измените, общий вид всего документа, выбрав тему «Изящная», цвет для фона страницы – способ заливки «два цвета», укажите направление штриховки «от центра», подложка страницы – «Образец». Тип размера бумаги – тень, укажите произвольный тип и цвет линии, применить ко всему документу.

3 . Наберите 3 абзаца произвольного текста, выбрав тип шрифта Comic Sans MS, размер – 14.

4. Для первого абзаца установите параметры: выравнивание – по левому краю; Уровень – основной текст; Отступ слева – 1,5 см; Отступ справа – 1см, первая строка – нет отступа; интервал перед – 24 пт;. интервал после – 5пт, междустрочный интервал – одинарный.

Для второго абзаца : выравнивание – по центру; уровень – основной текст; отступ слева – 5 см; отступ справа – 2см, первая строка – отступ на 1,27 см; интервал перед – 5пт; интервал после – 5пт, межстрочный интервал – полуторный.

Для третьего абзаца : выравнивание – по ширине; уровень – основной текст; отступ слева – 0 см; отступ справа – 6 см, первая строка – выступ на 3 см; интервал перед – 12 пт; интервал после – 12 пт, междустрочный интервал – двойной.

5 . Установите размер бумаги А5 , ориентацию альбомную, измените мас

штаб документа так, чтобы в окне приложения отобразилось полностью две страницы.

6 . Установите верхний колонтитул, содержащий фамилию студента и дату выполнения работы.

7. Вставьте номера страниц внизу страницы, начиная со второй.

8 . Сохраните созданный документ с именем «Текст1».

Лабораторная работа №2. Создание стилей, работа со сносками

1. Создайте новый документ MS Word 2007, присвойте имя «Мой стиль».

2. Скопируйте текст из Приложения № 1 и поместите его в ваш документ, используя буфер обмена.

3. Создайте свой стиль: Главная Стили → открытие окна стилей.

→создать стиль .

4. Укажите для стиля следующие параметры:

Имя стиля: Ф.И.О. студента

Основан на стиле: красная строка

Форматирование: шрифт – TimesNewRoman, размер –14, интервал – полуторный, выравнивание – по ширине, цвет текста – лиловый.

Использовать только в этом документе.

5 . Примените созданный стиль к первому абзацу.

6 . Измените форматирование в вашем стиле, присвойте имя «Ф.И.О. студента_изменен», примените измененный стиль к остальному тексту. Поместите измененный стиль на панель быстрого доступа.

7. Установите в тексте следующие сноски: к словам «информация» и «полнота» - обычные сноски, к заголовку – концевую сноску:


Рис. 2. Сноски

8. Продемонстрируйте работу преподавателю. (Созданный стиль удалите).

.Лабораторная работа №3. Создание многоуровневого списка, добавление оглавления

1 . Откройте файл «Мой стиль».

2 . Создайте многоуровневый список следующего вида:


Рис. 3. Многоуровневый список

Для этого: выделите заголовки, которые будут пронумерованы → вкладка Главная → группа Абзац → кнопка «многоуровневый список» → Определить новый многоуровневый список…. В открывшемся окне в столбце Уровень выберите 1. После перейдите в строку Начать с и поставьте там 5 (поскольку первый уровень номера начинается с 5). Далее в столбце Уровень выберите 2. Потом снова перейдите в строку Начать с и поставьте там 1 (т.к. второй уровень номера начинается с 1). После нажмите ОК . Весь выделенный текст превратится в нумерованный список, в котором все абзацы перенумерованы подряд. Для перемещения элемента списка на соответствующий уровень нумерации выполните одно из следующих действий: чтобы переместить элемент на более низкий уровень нумерации, щелкните на нужном абза- це и нажмите кнопку – Увеличить отступ на панели инструментов Фор-

матирования, чтобы переместить элемент на более высокий уровень нумера-

ции, щелкните на необходимом абзаце и нажмите кнопку – Уменьшить отступ.


Рис. 4. Диалоговое окно многоуровневого списка

3. Свойства информации представьте в виде маркированного списка (Главная → Абзац → маркированный список):


Рис. 5. Маркированный список

4 . Вставьте в документ текст из Приложения № 2, измените многоуровневый список, присвоив пунктам нумерацию 5.3.1 и 5.3.2 соответственно.

5 . Измените стиль многоуровневого списка, присвойте файлу имя «Список» и продемонстрируйте работу преподавателю.


Лабораторная работа №4. Работа с объектами SmartArt

1. Создайте новый документ MS Word 2007.

2. Вставьте объект «Воронка» галереи рисунков SmartArt:


Рис. 6. Объект SmartArt «Воронка»

3. Наберите текст, отформатируйте по следующим параметрам:

для текста«Арифметико-логическое устройство»: шрифт – полужирный,

цвет – любой, заливка – градиентная, цвет заливки – на выбор;

для текста«Устройства ввода-вывода»: шрифт – обычный, цвет – на выбор, направление текста – поворот на 270о (выделить объект форматирования → правой кнопкой мыши → параметры анимации или формат фигуры), преоб- разовать окружность в овал, задать произвольный угол поворота; заливка – градиентная (выберете произвольный тип, направление заливки, цветовую гамму);

для«Устройства управления»: шрифт – обычный, цвет – на выбор, эффект тени для текста, цвет тени – на выбор;

для текста «Процессор»: шрифт – полужирный курсив, цвет – на выбор, эффект тени для текста, цвет тени выбрать контрастным по отношению к тексту.

4 . Добавить стрелки к рисунку, отформатировать по указанному на примере шаблону:

Рис. 7. Окончательный вид


Лабораторная работа №5. Рисунки в Word 2007

1. Запустите приложение MS Word 2007. Создайте новый документ.

2. Новый документ отформатируйте по следующим параметрам:

Ориентация – альбомная;

Цвет страницы – лиловый, фон 2;

Границы страницы – с эффектом тени, цвет границы выбрать темнее цвета страницы;

Тема – изящная.


Для этого вставьте новое полотно (Вставка → Фигуры ), для полотна задайте следующий формат:

· цвет заливки – золотистый, акцент 4, более светлый оттенок 60%,

· контур фигуры – лиловый, цвет 2, более темный оттенок 25%,

· изменить форму полотна на скругленный прямоугольник.

На полотне необходимо создать надписи (Вставка → Надпись → Нарисо- вать надпись ), вставить рисунки (из коллекции клипов MS Office), декоративный текст в документ (кнопка ), рисунок «Мой компьютер» скопировать с рабочего стола.

4. Сохраните указанное форматирование объектов. Создайте нижний колонти- тул с фамилией и именем студента, выполнившего работу, вставьте в колон- титул дату создания рекламного объявления.

6. Продемонстрируйте работу преподавателю.


Лабораторная работа №6. Работа с текстом и графикой

1. Запустите приложение MS Word 2007. Создайте новый документ, присвойте имя «Колонки».

2. Для созданного документа установите следующие параметры страницы:

Верхнее поле – 2 см, левое поле – 3 см, нижнее поле – 2 см,правое поле – 1,5 см, переплет – 0 см, положение переплета – слева

Применить : ко всему документу.

3. Наберите следующий текст (рис. 9):


Рис. 9. Текст

Параметры абзаца:

отступ первой строки на 1 см,
междустрочный интервал – одинарный,
интервалы перед/после – авто,
отступы слева/справа – 0 см.
шрифт : TimesNewRoman, размер – 14,
начертание – обычное,
цвет – любой.

Установите автоматическую расстановку переносов.

4. Разбейте текст на две колонки так, чтобы вторая колонка начиналась со слов «Для записи».

5. Заголовок к тексту оформите в виде объекта WordArt. Установите для заго

ловка: цвет основного шрифта – лиловый, цвет тени – синий.

6. В область второго предложения первого абзаца вставьте картинку из Прило- жения № 3. Оформите сноску к слову «ассемблер». Создайте рамку вокруг со- ставленного текста, отформатируйте как показано на рисунке 10, добавьте к рисунку подпись «Результат выполненной работы»:



Рис. 10. Результат выполненной работы

7. Добавьте в документ страницу. Создайте, используя вкладку Вставка, рисунок «Высшее образование в МИТСО».

8. Добавьте к рисунку подпись «Высшее образование в МИТСО».

9. Продемонстрируйте работу преподавателю.


Лабораторная работа №7. Работа с таблицами в MS Word

1. Запустите приложение MS Word 2007. Создайте новый документ, присвойте имя «Таблица».

2. Создайте таблицу, содержащую данные успеваемости студентов 1-ого курса

МИТСО, сохраняя указанное форматирование:


Рис. 12. Данные успеваемости студентов

3. Вставьте дополнительно 5 строк, заполнив их данными. Добавьте также стол бец «Экономика», поместив его между столбцами «Математика» и «Физкуль- тура». Поместите столбец «Средний балл в конец таблицы. Используя опцию Формула пункта Макет (вкладка Работа с таблицами ), заполните столбецданными, посчитав средний балл для каждого студента:

Рис. 13. Диалоговое окно «Формула»

4. Расположите фамилии студентов в алфавитном порядке.

5. Для созданной таблицы установите: внешние границы – двойные, цвет – зеленый, внутренние границы – пунктирная линия, цвет – красный.

6. Посчитайте максимальное и минимальное значения среднего балла, укажите результат в таблице:


Рис. 14. Итоговая таблица

7. Продемонстрируйте работу преподавателю.


Лабораторная работа №8. Работа с диаграммами в приложении MS Word

1. Откройте документ «Таблица».

2. Для данных в таблице постройте столбиковую диаграмму, где категориями будут фамилии студентов, рядами – наименования дисциплин (используйте неболее 5 фамилий студентов и не более 4-х наименований дисциплин).

3. Вставьте заголовок диаграммы, подпишите оси, отформатируйте стенку и основание диаграммы, используя заливку по умолчанию.

4. Измените цвета столбцов. Примерный вид получившейся диаграммы:


Рис. 15. Диаграмма

5. Измените форму столбцов, задав каждому столбцу свой формат фигуры, вставьте подписи для каждой оси, измените формат стенки и основания диа- граммы, задав произвольные цвета и типологию заливки, установите границу для диаграммы с закругленными краями, добавьте эффект тени, цвет границы и тени сделайте контрастными (кнопка поворот объемной фигуры пункта Макет вкладки Работа с диаграммами ):




Рис. 16. Диаграмма успеваемости студентов

6. Измените диапазон данных в диаграмме, добавив несколько фамилий и названия дисциплин. Отформатируйте измененную диаграмму, придав различные формы и цвет столбцам.

8. Продемонстрируйте работу преподавателю.


Приложение 1

Информация, информатика, информационные технологии

В жизни современного человека слово «информация» очень распространено и часто используется в разных контекстах. Информацией обычно называют любые сведения, которые кого-либо интересуют, которые мы получаем или передаем.

Информация

Понятие информации

Термин «информация» используется во многих науках и во многих сферах че- ловеческой деятельности. Он происходит от латинского слова «information», что оз- начает «сведения, разъяснения, изложение».

Свойства информации

Понятие «информация», как уже было сказано ранее, используется многими научными дисциплинами, имеет большое количество разнообразных свойств, но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства информации, которые ей наиболее важны.

Полнота информации характеризует степень достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся.

Достоверность информации – это свойство, характеризующее степень соответствия информации реальному объему с необходимой точностью.

Адекватность информации выражает степень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу, явлению.

Доступность информации – это возможность получения информации при необходимости.

Актуальность информации – это возможность получения информации при необходимости

Предмет и структура информатики

Термин информатика получил распространение с середины 80-ых гг. прошлого века. Он состоит из корня inform – «информация» и суффикса matics – «наука о …». таким образом, информатика – это наука об информации. В англоязычных странах термин не прижился, информатика там называется Computer Science – наука о компьютерах.

Представление (кодирование) данных

Чтобы работать с данными различных видов, необходимо унифицировать форму их представления, а это можно сделать с помощью кодирования. Кодированием мы занимаемся довольно часто, например, человек мыслит весьма расплывчатыми понятиями, и, чтобы донести мысль то одного человека к другому, применяется язык. Язык – это система кодирования понятий. Чтобы записать слова языка, применяется опять же кодирование – азбука.