Как российский посол сделал итальянца самым любимым художником в турции. Искусство турции

Первое турецкое княжество образовалось после вторжения монголов на земли Румского султаната, возглавляемого династией Сель-джукидов. Укрепившееся со временем новообразованное турецкое княжество вело множество завоевательных войн, в результате которых подчинило себе огромные территории в Малой Азии, Передней Азии, странах Северной Африки и Балканского полуострова, превратившись тем самым в могущественное государство, известное в истории как Османская империя.

Турецкая культура и искусство сложились на основе культурных традиций множества различных восточных стран, к которым относятся арабские страны, Закавказье, Византия и тех традиций, что достались им в наследство от сельджуков. Переняв традиции и опыт хеттов, арабов, греков и римлян, турки смогли развить свой собственный удивительный ни на что не похожий стиль. Основная часть турецкого населения являются мусульманами, хотя на территории государства ислам появился сравнительно поздно, но смог внести свою весомую лепту в формирование искусства этой страны.

Архитектура Турции

Архитектура Турции разнообразна. Строительство на территории страны велось в основном из камня. Рабочие создавали четкие линии на основе массивных блоков каменной кладки. Среди архитектурных сооружений в Турции можно встретить мечети, медресе, цитадели, дворцы, бани, крытые рынки и караван-сараи. Все строения щедро украшены ажурной орнаментальной резьбой, цветной керамической облицовкой и художественными изразцами, для сюжета которых чаще всего использовали растительные мотивы, геометрические фигуры и каллиграфические надписи. Снаружи турецкие здания украшены рельефным рисунком, вырезанным на поверхности камня. При этом мастера искусно использовали игру света и тени, придавая узору объемность и глубину. Вход в помещение и арки обрамляли пальметтами и розетками из растительных композиций образующих своеобразный фриз.

Мечети в Турции строили различных видов. Те, что являются наследием сельджукского монументального зодчества, представляют собой объемное единое пространство с большим куполом и высоким входным порталом. Нередко эти здания имеют треугольный парус, являющийся своеобразной интерпретацией купола, а также их украшают тонкие устремленные вверх минареты, придающие массивной конструкции некоторую легкость. Период османской архитектуры характеризуется использованием традиций византийского искусства. Купол, покрывающий большой молитвенный зал размещали на массивных столбах. Дворы окружали галереями с многочисленными арками, которые подпирают изящные колонны из белого или розового мрамора со сталактитовыми капителями. Сверху галереи покрыты небольшими куполами.

Мусульманские мечети отличаются от тех, что были возведены согласно византийским традициям. Они имеют более крутой профиль купола, плавный силуэт и изящные линии. Здания обычно строились в несколько ярусов, сужающихся кверху и плавно переходящих в купол, опирающийся на большие конхи. Внутреннее помещение мечети хорошо освещено за счет множества окон, сделанных на каждом ярусе. Стены его украшены цветным узором витражей и мраморными инкрустированными панелями.

Двери мечетей покрыты красивым резным узором, состоящим из нескольких симметрично расположенных полос, образующих ленты с геометрическим орнаментом, растительным узором и пятиконечными звездами. Дворцы в Турции имеют парковую планировку с множеством павильонов, расположенных среди садов. Фонтаны, расположенные в павильонах крытых куполом украшены резьбой по мрамору. Внутри помещений все стены сплошным ковром покрыты узором из стеблей растений и ярких цветков тюльпанов и гвоздик.

Скульптура Турции

Скульптурные фигуры в Турции сохранились со времен сельджукского господства. Ими украшены монументальные постройки. В основном это высокие рельефные изображения фигур, сильно выделяющиеся на плоскости по сравнению с ровной стеной, которую обязательно оставляли гладкой для того, чтоб подчеркнуть скульптурный характер рисунка. Скульптурные изваяния также располагали на углах и фронтонах ниш.

Живопись Турции

Об искусстве древней турецкой живописи можно судить по немногочисленным рукописям, украшенным миниатюрами, которые создавались под воздействием иранской и азербайджанской художественной школы. Позже когда окончательно сформировался особый стиль турецкой миниатюры, ее использовали при дворе для возвеличивания султана. Гамма цветов, которые применяли турецкие художники в своей работе, немного грубовата, и построена на резких контрастах. Фигуры у них получались угловатыми и жесткими, в картинах не было романтичности и лиричности. Но в целом их произведения отличались гармонией и красочностью образа. Современная турецкая живопись развивается под влияние европейской художественной школы.

Декоративно-прикладное искусство Турции

Прикладное искусство Турции представлено разнообразными керамическими изделиями, как бытового, так и облицовочного характера. Для их росписи используют разнообразные стилизованные растительные мотивы, а также иногда фигуры людей и животных. Нередко на них можно было встретить изображение лодки с парусом, букеты цветов, состоящие из тюльпанов, гиацинтов, гвоздик, ирисов и виноградной лозы. Роспись делают с использованием красно-коричневой, зеленой и голубой краски. К тому же турки делают прекрасные шелковые и парчовые ткани, покрытые красочным орнаментальным узором с растительным и геометрическим рисунком. Традиционными считаются турецкие красные ткани с серебряным или золотым узором. У турков развито ковроделие, ставшее для них народным ремеслом. Турецкие ковры и коврики для молитвы имеют сдержанный колорит и выразительную композицию. Также в Турции производят изделия из фаянса, деревянные резные предметы, изделия из металла – посуду и оружие.

Литература Турции

Древняя турецкая литература представлена произведениями, написанными во времена правления сельджуков, когда религиозные и научные труды писали на арабском языке, а придворные поэты писали свои стихи на персидском языке. С того времени до наших дней дошли произведения народного творчества – мифы, легенды, сказки, пословицы, частушки, песни, поговорки, загадки, анекдоты и исторические сказания. Все турецкие литературные произведения тогда были написаны в стихах, к примеру, это были рыцарские романы и произведения, восхваляющие правителя. Когда начался упадок Османской империи, поэты стали создавать сатирические произведения, повествующие о порочной жизни и пьянстве, взятничестве и казнокрадстве царивших в то время при дворе. Прозу в то время использовали лишь для написания книг по медицине, религии и истории. Авторы, писавшие прозу в Турции, появились гораздо позже. Они начали создавать произведения различных жанров не характерных для более ранней турецкой литературы, таких как новелла, приключенческий и социальный роман, а также патриотическая пьеса. В своих работах писатели значительно упростили турецкий литературный язык и приблизили его к народному.

Д. Еремеев

В 19 в. Османская империя, давно ставшая полуколонией западных держав, все больше приходит в упадок, теряя остатки экономической и политической независимости. В то же время, особенно с середины 19 в., в Турции усиливаются тенденции капиталистического развития, хотя засилье духовенства в жизни страны мешает освоить достижения науки, техники и культуры Запада. Поэтому наиболее дальновидные представители правящего класса начинают сознавать необходимость реформ. В «период танзимата» (период реформаторства 20-70-х гг. 19 в.) реформы в области экономики, культуры и просвещения приобретают довольно широкий размах, объективно расчищая путь.тенденциям капиталистического развития. Появляются зачатки светского образования. Переживает подъем турецкая литература и искусство. Растет тяга к знакомству с идеями, культурой и искусством буржуазного Запада. Султан Абдул-Азиз (1861-1876), меценатствующий монарх и любитель живописи, впервые посылает во Францию специально для изучения европейского искусства нескольких турецких художников.

В 1876 г. принимается первая турецкая конституция. Однако в 1878 г. силы реакции на время одерживают победу: султан Абдул-Хамид II отменяет конституцию. Все же и мрачные годы «зулюма» -абдул-хамидовского абсолютизма - турецкое искусство хоть и медленно, но продолжало развиваться. Функционировала открытая в 1877 г. Школа изящных искусств, выпускники которой совершенствовали свое мастерство в Европе. В 1908 г. буржуазная младотурецкая революция кладет конец «зулюму». Младотурки осуществляют прогрессивные реформы, но в целом их деятельность носит ограниченный характер, и страна остается во власти духовенства и феодалов.

Драматизм истории турецкого искусства состоял в том, что до 19 в. оно было отгорожено стеной религиозных предрассудков от достижений западного искусства- «богопротивного дела гяуров», парализовано догматикой суннитского ислама. На протяжении нескольких веков поиски художника, скованного запретом изображать людей и животных, замыкались в безликой красоте орнамента и декоративной каллиграфии. В турецком изобразительном искусстве не было таких блестящих достижений, какими отмечены архитектура, ковроделие и керамика Турции. Исключение составляли немногочисленные миниатюры.

Образовавшийся разрыв между традициями средневекового турецкого искусства и достижениями западноевропейских пластических искусств был огромен. Турецкий художник как бы неожиданно оказался перед богатством этих достижений, увидел, какие безграничные возможности таятся в искусстве, воспевающем человека, его духовную красоту, прекрасное многообразие природы. Кроме того, без всякого перехода от плоскостной трактовки форм и орнаментального декоративизма он должен был овладеть техникой живописи маслом, графикой, акварелью, темперой, гуашью, перспективой, светотенью, заново научиться ваянию и т. д. и т. п. Это был настоящий переворот в турецком изобразительном искусстве.



Еще в начале 19 в. в турецкой миниатюре отчетливо сказывается влияние европейской живописи: появляются элементы перспективы и светотень. А с середины 19 в. миниатюра окончательно уступает место западным жанрам - пейзажу, натюрморту, даже портрету. С этого времени в турецком искусстве начинается непрерывная борьба между подражанием западноевропейским образцам («европеисты») и исканием оригинальных национальных форм («регионалисты»),

В начале 20 в. борьба за самобытное национальное искусство пробудила внимание к средневековому искусству Турции и особенно к турецкому народному творчеству, национальное своеобразие которого было неоспоримо. В связи с этим возникла новая проблема, явившаяся до некоторой степени камнем преткновения. Это было ярко выраженное стремление соединить уже освоенные достижения западноевропейского искусства со своеобразием турецких средневековых и фольклорных произведений. Однако ни содержание, ни формы, ни даже техника последних не укладывались, естественно, в рамки новых задач. Как бы ни были искусны усилия многих талантливых художников, они часто порождали лишь эклектические работы, возникшие, казалось, в результате добросовестной компиляции. К тому же еще были живучи каноны ислама. Многие художники избегали изображать человека и животных. Их главная тема - природа, излюбленный жанр - пейзаж. В пейзажах и натюрмортах - любопытный сплав западных и восточных приемов передачи действительности: художники преодолели плоскостную трактовку форм, умело подчеркивали перспективу. В то же время для них характерна скрупулезная манера письма в традициях миниатюристов. Такое сочетание нередко приводило к слащавому натурализму.

Осман Хамди (1842-1910) уже смело начинает изображать людей. Широко известны его картины «У писца» (Турция, частное собрание), «У оружейника» (Лондон, Британский музей), «Женщины во дворе мечети» (Турция, собрание Махмуда Джелялэддина), «Женщины в гареме», в которых он сочетает реалистический метод с отдельными приемами миниатюры, в частности композицию строит на резком сопоставлении контрастных цветов и изолированности фигур. Осман Хамди - крупный портретист. Его «Автопортрет в костюме араба» написан в реалистической манере, с любовью к мельчайшим деталям. Но в портретах чувствуются отголоски миниатюры, особенно в сочетании цветовых планов.

В 1908-1910 гг. большая группа турецких художников по окончании Школы изящных искусств была послана в Париж и Мюнхен. Здесь художники познакомились с импрессионизмом, который произвел на них огромное впечатление. С этого момента ряд художников надолго попадает под влияние импрессионизма, совершенно подавившего у них попытки поисков национальных форм. Правда, выразительные средства импрессионистической техники хорошо передавали «турецкий колорит», в экзотике которого черпали вдохновение эти художники,- романтику старого Стамбула, патриархальную тишину кофеен, мечетей и полузаброшенных кладбищ. Но все-таки это было подражание, а не оригинальное искусство. Импрессионистическое течение возглавляли Назми Зия (1881-1937) и Авни Лифиж (1886-1927). Впоследствии часть «турецких импрессионистов» перешла на позиции реализма (Ибраим Чаллы (р. 1884), Намык Исмаиль (1890-1935) и другие, а само это течение постепенно исчезло.

В первой мировой войне Османская империя потерпела поражение и распалась. Над самой Турцией нависла угроза раздела между державами Антанты. Турецкий народ поднялся на борьбу. Антиимпериалистическое национально-освободительное движение 1919-1923 гг., опиравшееся на помощь Советской России, завершилось победой. В Турции произошла буржуазная кемалистская революция. Страна была объявлена республикой.

Буржуазные преобразования сильно ударили по власти духовенства, ликвидировали многие патриархальные и феодальные пережитки. Они окончательно освободили художника от запрета ислама изображать человека. Многие художники участвовали своим творчеством в национально-освободительной борьбе, создав первый в истории страны оригинальный турецкий плакат, отражавший победы на фронте и самоотверженный труд в тылу. В строгом смысле слова это не был плакат - в нем сочетались черты лубка, миниатюры, массовой полиграфической картины, станковой живописи и собственно плаката. В дальнейшем турецкий плакат пропагандировал буржуазные преобразования в быту, успехи культурной революции. По приемам он стал более графичным.

В 20-30-х гг. в турецком изобразительном искусстве противоречиво сочетались различные творческие направления. В связи с ростом национального самосознания усилилось стремление избавиться от иноземных воздействий, обрести свою национальную форму в искусстве. Тем не менее не прекращалось активное взаимодействие с различными, порой прямо противоположными по идейно-художественному содержанию направлениями зарубежного искусства. С одной стороны, турецкое искусство испытывало влияние сезаннизма, кубизма и других формалистических течений, вплоть до абстракционизма, поборниками которых была Стамбульская Академия художеств с ее преподавателями-иностранцами. С другой стороны, на творчество ряда художников в эти годы сильное и благотворное влияние оказывало советское реалистическое искусство и прогрессивное искусство Запада.

Влияние советского искусства объяснялось не только тем, что в те годы существовали дружеские отношения между СССР и Турцией и художники этих стран знакомились с достижениями друг друга, но в какой-то мере и перекличкой тематики. Подобно тому как многие советские полотна того периода воспевали героику гражданской войны, так и турецкие картины отражают преимущественно события национально-освободительной борьбы. «Партизаны» и «Артиллеристы» Ибраима Чалды привлекают внимание реализмом своих образов. В «Последнем снаряде» Намыка Исмаиля драматично, без ложного пафоса передан напряженнейший батальный момент на фоне сдержанно-сурового, полного беспокойства пейзажа. Халиль Ибраим (р. 1906) в картине «Женщина на фронте» показал женщину-бойца; такое изображение женщины как бы приравнивало ее к мужчине, а это отражало громадный сдвиг в общественной жизни Турции.

Реализм нашел воплощение не только в батальных сценах. Много прекрасных произведений вышло из-под кисти Намыка Исмаиля, вообще очень внимательно относящегося к реальному миру. Его «Молотьба» (1930-е гг.; Стамбул, Музей) почти эпическая сцена сельского труда. Он любит красочность и солнечность пейзажей родной страны. В «Анкарской крепости» (Стамбул, Музей) художник ярко передал свое глубокое ощущение турецкой природы. Красоту ландшафтов Анатолии воспевают и реалистические пейзажи интересного живописца Халиля Дикмена.

Намык Исмаиль. Молотьба. 1930-е гг. Стамбул, Музей.


Халиль Дикмен. Анатолийский пейзаж.

Развитие республики выдвинуло совершенно новые для турецких художников темы и задачи. Появились картины, отражающие процесс преобразования культуры: «Пишущий крестьянин», «Революция в письменности», «Женщина за учебой» художников Хасана Фахри и Шерефа. II хотя трактовка образов звучала еще подчас наивно-сентиментально, сама идея - новаторская для турецкого искусства - придавала свежесть творческим замыслам этих картин.

В 1928 г. турецкий художник и искусствовед Нуруллах Берк (р. 1904) создал «Союз независимых художников», переименованный в 1933 г. в «Группу Д». Первоначально целью группы была борьба за самобытность турецкого искусства, против «академистов» как проводников западного влияния. В поисках национальных форм «Группа Д» обратилась к старинным миниатюрам и росписям, к турецкому народному творчеству. Эти поиски дали ряд произведений, отмеченных своеобразной оригинальностью. Так, в работах Тургута Займа (р. 1906) сочетаются традиции декоративного плоскостного искусства с тенденциями реалистического проникновения в тему. Выразительна цветовая гамма. Но типаж несколько Эстетизирован (триптих «Крестьяне», картина «Ковровщицы»). Иногда же традиция у него совсем заслоняет реалистическое видение мира. Например, в «Театре на, открытом воздухе» подражание миниатюре выразилось в вертикальной композиции, расположении персонажей фризообразными рядами, в статичности и угловатости поз.

Этому художнику близок по форме Джеват Дерели (р. 1899; «Анатолийская композиция»). Другой член «Группы Д», Джемаль Толлу (р. 1899), пытается использовать в своем творчестве пластику хеттских барельефов и скульптур. Нарочито примитивными, огрубленными формами своих произведений он подражает тяжелым и шероховатым, но пластически великолепным образцам этого древнейшего искусства («Бог земли»).

В «Группу Д» входили также график Абидин Дино (р. 1913) и скульптор Зюхтю Мюридоглу (р. 1906), давшие ряд интересных работ.

«Группа Д» сыграла определенную положительную роль в развитии турецкого искусства, особенно на первом этапе. Однако в 40-50-х гг. многие ее участники стали на позиции формализма в искусстве (Пуруллах Берн, Абидин Дино), а некоторые пришли к абстракционизму - Сабри Беркель (р. 1908), Бедри Рахми Эйюбоглу (р. 1913). Этому способствовало усиление влияния американских и европейских модернистских течений, чему в свою очередь благоприятствовала политическая обстановка в Турции после второй мировой войны (усиление реакции, отход от кемализма, сближение с империалистическими державами).

В 50-60-е гг. турецкое искусство развивается крайне противоречиво, что выражает обострение борьбы двух культур - прогрессивной и реакционной идеологии. Одна часть художников совершенно подавлена буржуазным модернизмом и рабски подражает ему, другая - внимательно относится к достижениям демократического искусства Европы и Америки. «Европеисты», главным образом художники Стамбула, слепо увлекаются западным, в основном модернистским искусством, а «регионалисты», группирующиеся в Анкаре, упорно ищут национальные турецкие формы, заимствуя в то же время и некоторые черты современного европейского искусства. Лучшие художники из среды «регионалистов» стремятся найти органическое сочетание национальных традиций, достижений мирового искусства и живых образов современности. Они черпают вдохновение в повседневности, в суровой жизни простых людей Турции (например, «Ловцы губок» Салиха Аджара (р. 1927), «Рыбаки» Дурана Караджи и другие произведения). Такое сочетание оказалось наиболее удачным в графике.

Один из талантливейших графиков - Мустафа Аслыэр, гравюры которого завоевали известность даже за пределами Турции. Его любимая тема - сельский быт Анатолии. Гравюры Аслыэра просты и впечатляющи по форме. В них преобладают резкие контуры, лаконичные, порой геометризированные фигуры, смело, ритмично, иногда симметрично расположенные. Художник опирается на народное творчество, широко используя четкий и контрастный рисунок турецких ковров и вышивок. Но при этом всегда для него на первом месте реальное содержание, живой образ.


Мустафа Аслыэр. Гравюра. 1950-е гг.


Невзат Акорал. Буйволы в воде. Гравюра. 1950-е гг.

Творческой манере Аслыэра близок стиль графики Невзата Акорала, Дурана Караджи, Салиха Аджара. Интересна графика Эрдогана Муииса. Ему присущи броские, смелые, как бы небрежно сделанные штрихи. Он живо откликается на все события внутри страны. Его рисунки на общественно-гражданские темы звучат как призывы к борьбе за прогресс, они плакатны в лучшем смысле этого слова. Например, в «Прогрессе и отсталости» символически показана борьба между старым и новым, реакционным и прогрессивным. В «Песнях свободы» изображены демонстранты, падающие под пулями, но не сломленные.

Турецкие художники прогрессивного реалистического направления своим творчеством борются против космополитической безликости абстракционизма и других формалистических течений, нивелирующих национальные особенности искусства. Они борются за самобытное турецкое искусство, отражающее жизнь народа и использующее богатые традиции народного творчества. Этим они вносят свой вклад в мировую культуру.

В архитектуре Турции в первые два десятилетия 20 в. наблюдались робкие попытки «турецкого ренессанса», не выходившие, однако, за рамки возврата к старым формам. Здания банков, министерств, правительственных учреждений строились в виде мечетей и дворцов. Их интерьеры приспосабливались к новым потребностям, а внешний вид воспроизводил старые формы.

После кемалистской революции начались поиски новых форм, которые сочетали бы национальное турецкое своеобразие с достижениями современной западноевропейской и американской архитектуры. При строительстве новой столицы Турции - Анкары впервые была произведена общая планировка города. Однако, несмотря на это, город был застроен разнохарактерно, так как в условиях буржуазного общества оказалось трудно противостоять стихийному потоку строительства. Среди хибар и лачуг, которых особенно много в старой части Анкары, разбросаны новые дома, в большинстве одноэтажные. Зданий в 5-8 этажей мало, а более высоких вообще нет.

Лучшие турецкие архитекторы имеют свой творческий почерк; в своих работах они сочетают конструктивизм с национальными и историческими традициями, увлекаются строгостью форм сельджукской архитектуры. Новые здания имеют скромный и простой облик: гладкие стены, оштукатуренные цементной крошкой, широкие окна и большие лоджии, удобные в южном климате, традиционные плоские крыши. Широко распространены балконы и эркеры. Умело используется декоративная керамика. Особняки украшены гладкими колоннами без баз и капителей, отделаны поливной глазированной мозаикой традиционных цветов - голубого, зеленого» бирюзового, изумрудного.

Бесспорным достижением турецких зодчих Эмина Оната и Орхана Арды является мавзолей Ататюрка - строгий, торжественный, впечатляющий по своей архитектуре.

) прошел в Париже курс обучения портретной живописи, основанный на классическом понимании фигуры, рисунка и анатомии. Но он был художником, картины которого говорят о том, что он был живописцем, предпочитающим пейзаж и натюрморт.

Шекер Ахмет Паша, натюрморт “Айва и гранаты”, 1902

Художник вместо того, чтобы углубляться в детали и отображать реалистичность объектов, предпочитал интерпретировать своё понимание формы и света, экспериментировал на контрастных цветах, использовал для передачи формы резкие переходы светотени, варьировал разными кистями. Объекты ассиметрично располагаясь на холсте, обретали сказочный, романтический и магический отблеск.

Шекер Ахмет Паша “Лесник в лесу”

Хотя автопортрет и был написан согласно канонам французской школы живописи, всё же работа считается выполненной в соответствии с традициями живописцев Османской империи.

Осман Хамди Бей (1842-1910) Девочка с раскосыми глазами, 1882

Осман Хамди Бей, “Девочка с раскосыми глазами”

Намик Исмаил “Медиха Ханым”, 1920

Ибрагим Чаллы “Портрет Фатьмы Джимджоз”, 1933

Авни Лифиж “Портрет великолепной жены Сирель Лифиж”

Шереф Акдик “Портрет отца Кемаль Акдика”

Получив навык каллиграфии от своего отца, знаменитого каллиграфа Камиля Акдика (Kamil Akdik ), в этом деле Шереф (Şeref Akdik ) не просто научился красиво выводить линии, но даже стал мастером. Но призвание и талант привели его в искусство, и он выбрал профессию художника несмотря на то, что быть в то время каллиграфом считалось более престижным. Он создавал крупномасштабные композиции, состоящие из портретных сюжетов, натюрмортов, пейзажей и разных фигур. Темой его картин была жизнь людей Анатолии; в портретах он придерживался академического реалистичного понимания искусства. Однако в его пейзажах разных уголков Анатолии и Стамбула, выполненных техникой акварельной живописи, прослеживался импрессионистский стиль.

Фейхаман Дуран (1886-1970) Портрет супруги Гюзин Дуран, 1921

Фейхеман Дуран “Портрет Гюзин Дуран”, 1921

Портреты Фейхаман Дурана (Feyhaman Duran ) привлекают особенностью – что, имея бросающийся в глаза интерьер, выводят на первый план фигуру модели и делают в картине выразительным лицо.
В картинах раннего периода Фейхаман Дюран уделяет больше внимания деталям: детали одежды, форма волос, аксессуары, выражение лица. В более поздних видно, что он выводит на первый план сущность портрета, используя для этого подробные описательные способы добавленных деталей.

Симпатия в период учёбы между Гюзин Ханым и Фейхаманом Дураном завершилась браком в 1922 году. Картины с образом жены, создаваемые с большой любовью, были символом живописца как портретиста. Фейхаман Дуран в своих портретах задавался целью выразить образ личности и передать состояние внутреннего мира модели. Он говорил: «В портрете есть форма, а есть смысл. Одного из них недостаточно. Сила портрета в этом.»

Если говорить о современной турецкой живописи, то Фейхаман Дуран один из самых сильных мастеров этого направления. Искусство владения кистью, острая чувствительность к добру и злу, чувство цвета, умение с полной силой передавать эмоции человеческого лица можно обозначить его словами: «По-моему, цвет что-то такое же сладкое как конфета. Из глаз светится сладость!»

Нури Ийем (1915-2005) Портрет женщины, 1975

Нури Йем “Портрет женщины”, 1975

Фахрелниса Зейд “Портрет мадам Карон”

Сабри Беркель “Автопортрет”, 1931

Турецкий художник Сабри Беркель (Sabri Berkel ) последователь модернистского направления в живописи, некоторое время увлекался кубизмом, мастер гравюры.

В картинах Сабри Беркеля предметы, даже не проявляя жизни и эмоций на пути к совершенству со всем реализмом противостоят своей природе, а при необходимости превращаются в индивидуальные объекты. Он один из тех художников, в автопортретах которых наблюдается вот эта способность абстрагироваться от реальности и это свойство передает состояние внутреннего мира автора. В этом автопортрете, мы видим в зеркале мужчину с сумасшедшим взглядом. Он запечатлел себя застывшим в одной позе, задержавшим дыхание, сфокусировавшись на одну точку, так, как будто рисунок это всего лишь действие фотографа, который щёлкнул свой кадр и выдал моментальное изображение. Этот автопортрет может напомнить один из автопортретов Ваг Гога. Однако связывать Беркеля с другими художниками не стоит. В этой картине отсутствует эмоциональная составляющая, в ней нет никакого личного сообщения, в ней не передается переживаний, печалей или радостей. По авторской задумке никакие человеческие эмоции не должны перевешивать силу красоты.

Сабри Беркель “Рыбаки”

Хасан Веджихи Берекетоглу (1835-1971) Портрет жены Лейлы Берекетоглу

Хасан Веджихи Берекетоглу

Наджи Калмукоглу “Женский портрет”

Так же в это время он начал подписывать свои картины под псевдонимом Наджи Калмукоглу. Никола сдружился с другими иностранными художниками, волею судьбы оказавшихся в Турции.

Выставка Наджи прошла как фейерверк. Когда он в Анкаре на бульваре им.Ататюрка в бывшей кондитерской Кутлу «Kutlu Pastanesi » выставил 12.02.1942 года 80 своих работ, весь город ахнул. До того времени Анкара такой огромной галереи просто не видела.

Наджи был три раза женат. Все три жены были гречанки. У него один сын от второго брака. Эрол совсем не имеет отношения к искусству. Он переехал жить в Америку.

О смерти Наджи Калмукоглу ходят разные слухи. Он разбился 2 февраля 1951 года, упав с пятого этажа дома на Истекляль Джаддеси, расположенного в центре Стамбула.

Есть несколько версий его нелепой смерти:

  • Наджи убила русская разведка.
  • Его выкинули с балкона члены неизвестной русской мафиозной группировки.
  • Он выбросился сам, увидев кого-то, кого он сильно опасался.
  • Он покончил жизнь самоубийством.
  • Его выкинул человек, который принадлежал к турецкой разведке.
  • Он упал, когда лез через балкон к соседке, с которой он тайно встречался и проникал к ней якобы для того, чтобы рисовать её портрет. Тогда был дождь, и он, говорят, поскользнулся и упал.
  • Настоящую причину смерти так никто и не узнал.

) как одного из главных столпов нашего искусства, выбравшего за образец простую и неприхотливую жизнь, приближает его к импрессионистам». Однако сам Эшреф Юрен говорил примерно то, что «сходство между мной и импрессионистами может быть только в том плане, где есть соответствие и принятие цвета. Однако этого не хватает для того, чтобы стать импрессионистом. Луч света в перспективе неба и солнца меня переносит в другое место, и приближает меня к самому себе.»
Эшреф оставил немного портретов. Он больше находил себя в жанре пейзажа, в основном отдавая своё сердце Анкаре. Он отображал город и его окрестности, закаты, снежные мотивы, бульвары и улицы, парки, сверкающий вид фермы под Анкарой.

Джемал Толлу (1899-1968) – Женщина в черном платье, 1930

Джемал Толлу “Портрет женщины в черном”

Джемаль Толлу () в самом начале пути своего творчества работал больше над выполнением фигуры (1932-33). При выполнении своих картин, Джемал Толлу, анализируя портретные модели, создал свой стиль, основанный на понимании деформации фигуры. Видно, что мастер, который хорошо владеет серой палитрой, задает чёткие контуры и светотень для фигуры.

В 1937 году, работая в качестве ассистента в Академии изобразительного искусства под началом профессора искусств Леопольда Леви, художник больше концентрируется на пейзажах.

Hakkı Anlı ). В 1936 году он экспериментировал с фотографией, чтобы понять природу восприятия объектов. Он наполнил свои картины мистизмом, образы его произведений были окутаны таинственностью. Как бы он ни выступал против кубистов, в 1940 примкнул к группе направления кубизма, после чего стал всё больше погружаться в этот жанр, балансируя где-то на грани орфизма.

Фикрет Отьям (1926 -2015) Портрет женщины, 2014

Фикрет Отьям Портрет, 2014

Фикрет Отьям (Fikret Otyam ) один из самых разносторонних людей своего времени. Он работал журналистом, увлекался фотографией, издал несколько книг. Его картины, фотографии и книги - это душевные рассказы о людях юго-восточной Анатолии.

Фикрет Отьям

Из воспоминаний Фикрет Отьяма:
«Моё детство прошло в Анатолии. Поэтому я очень хорошо знаю, кто такие сельские жители. Кстати, когда я поступил в Академию, то и начал рисовать сельских женщин. Даже однажды Халикарнас Балыкчи (Halikarnas Balıkçı известный турецкий писатель), увидев на картинах женщин, воскликнул: “Это что?!!! Как черти!” Конечно, Балычки из Бодрума. Он не знает Малой Азии. «Наши женщины из Анатолии надевают шаровары, скроенные из 8 метров ткани. Вы не можете их знать»,- сказал я. После этого мы подружились. В первой картине я специально акцентировал внимание на глаза. Глаза восточных женщин красивы как глаза маленьких детёнышей ишаков, как глаза прекрасной антилопы. Я их знаю достаточно хорошо, поэтому, друг, не могу сделать другими.»

Илке Кутлуй (Ilke Kutlay) - турецкий художник. Родился в Измире, в 1982 году. Учился в высшей школе изобразительных искусств в городе Измир. В 2001 году выиграл конкурс и получил стипендию для поступления в университет Мимар Синан на факультет изобразительных искусств. После окончания университета продолжил образование в мастерской Деврим Эрбиль, во главе с известными турецкими художниками Ялчин Караягиз и Айдын Аян.


Постигал основы живописи в мастерской Эрбиле 2 года, закончил обучение в 2007 году, после чего работал в частной студии. Показывал свои работы в провинции, в художественной галерее Casa Dell Arte, провёл две персональные выставки. В настоящее время живёт в городе Кутлуй и работает в собственной мастерской.

Турецкий художник. Ilke Kutlay

Портреты, как торжество человеческой формы. Mertim Gokalp

Мертим Гокалп (Mertim Gokalp) современный турецкий художник, родился в 1981 году, в Стамбуле и прожил там большую часть своей жизни. После окончания (с отличием) Академии изобразительных искусств Мимара Синана, он переехал в Австралию. В настоящее время живет в Сиднее и работает в студии "OnePlus 2 Studios".

"Для меня живопись - это синтез моих чувств, озарений, реакций и внутренней борьбы, это способ вдыхать и выдыхать... Мои картины, чаще всего, отражают различные психологические состояния людей. Живопись вообще и портретная живопись в частности, является одной из моих страстей, так как это отличный способ изучить основы человеческой психологии. Мои портреты, торжество человеческой формы. Как художник, я обучался в академии изобразительных искусств и всегда ценю и стараюсь жить в соответствии с научными стандартами, установленными мастерами живописи прошлого.

Я побывал во многих крупных музеях по всему миру, таких как Метрополитен в Соединенных Штатах, Уффици в Турции и Лувр во Франции и нигде не упускал возможности детально изучить великие шедевры. В течении многих лет живя в Стамбуле, городе, где Западные художественные идеи встречаются с Восточными, я в в равной степени проявлял интерес к восточному и западному изобразительному искусству, я изучил множество величайших произведений искусства Востока, в таких странах, как Египет, Корея или Сингапур. Вдохновение, полученное от этих работ стало, наряду с моими наблюдениями причиной рождения моего неповторимого стиля".

Портреты, как торжество человеческой формы. Mertim Gokalp

Современные художники Турции. Mustafa Orkun Muftuoglu

"В своих картинах, в качестве основной формы, я использую человеческую фигуру. Больше всего меня интересует сложение человека, детали его тела. Я пытаюсь увидеть реалии жизни и показать их публике, познакомить людей с окружающим миром, взяв человека как основу.
В моей живописи он проявляется иногда как определение, иногда в качестве эталона, а иногда и просто как сторонний наблюдатель".

Родился Мустафа Оркун Мафтуоглу (Mustafa Orkun Muftuoglu) в Турции, в 1973 году. В 1995 получил степень бакалавра на кафедре живописи факультета изобразительных искусств в университете Мимара Синана. Затем учился на факультет живописи в университете Мимар Синан, в окончил его в 1997 году со степенью магистра в области социологии. В настоящее время художник живет и работает в Стамбуле, Турция.

Современные художники Турции. Mustafa Orkun Muftuoglu

Фото-реалистичные картины. Comert Dogru

Мустафа Озбакир, талантливый турецкий художник , родился в Адане. Окончил мастерскую Джебраил Отгана на факультете изящных искусств в университете Мерсине в 2005 году. В том же году он выиграл приз на 66-ом государственном конкурсе живописи и скульптуры. В 2006 году он получил первую премию на втором конкурсе живописи имени мэра Умрание. В 2008 году он получил премию на 69-ом конкурсе живописи и скульптуры. В настоящее время Озбакир продолжает писать в своей мастерской в родном городе Адане.

Туна родился в 1976 году, в настоящее время живет в Кайсери, Турция. Работает на факультете графического дизайна университета Erciyes в городе Кайсери в качестве инструктора, передает студентам свои знания об иллюстрации. Также последние 5 лет работает внештатным медицинским иллюстратором. Взгляните на его потрясающие рисунки , выполненные карандашом .

Махир Атес талантливый турецкий художник , который работает в сюрреалистической манере, но с отпечатком высокой степени реализма, накладываемым на свои произведения. Трудно поверить, что когда-то он изучал химию и несколько лет проработал инженером, прежде чем окончательно решил посвятить свою жизнь живописи.

Совершенство природы, таинство мира и торжество красок можно передать с помощью живописи на воде, которую именуют эбру. Организация ЮНЕСКО признала ценность этой удивительной турецкой техники, включив её в список культурного наследия.

Эбру называют танцем ярких красок и неповторимых узоров. И это неслучайно, ведь каждая картина – уникальна, никому не удастся создать её точную копию снова.

История возникновения оригинального вида искусства

Когда точно появилось мраморирование, или эбру, неизвестно. Первая из найденных работ датируется XI столетием. Однако многие искусствоведы убеждены, что картина была создана в период, когда техника уникальной живописи была практически совершенной. Этот факт лишь свидетельствует о том, что эбру появилось значительно раньше.

Никто не может точно определить, где же зародилось искусство. Бытует утверждение, что его родиной является Индия, Бухарское ханство или Персия. История возникновения по-прежнему остается загадкой и окутана некой тайной.

Не вызывает сомнений, что эбру – эта прекрасная живопись, характерные особенности которой плавность, тонкость линий, а также медитативность. Восточное искусство не терпит спешки, а его шедевры создаются с необычайным вдохновением.

Развивалось мраморирование стремительными темпами в Турции, поэтому её и считают родиной эбру.

Техника живописи

Умение рисовать на воде является достаточно непростым занятием. Каждая выполненная работа словно фотография мгновения, в котором незримо присутствует человек, вселенная и вода. Уникальное искусство стало популярным способом самовыражения чувств художника.

Для выполнения рисунка на воде понадобятся следующие компоненты:

  • Экстракт растения гевен, используемый в качестве загустителя.
  • Краски, изготовленные из воды, желчи и натурального пигмента.
  • Кисти, сделанные из волоса конского хвоста.
  • Шило.
  • Специальный гребень, необходимый для заполнения пространства и создания фона.

После добавления загустителя, краски заполняют поверхность воды, но при этом они не растворяются. Каждую секунду меняют свои очертания, переплетаясь в замысловатые узоры. Кажется, что невозможно создать настоящий шедевр с помощью красок и воды. Однако волей талантливых художников бесформенные капли преображаются в неповторимую картину.

Затем к рисунку мастер прикладывает лист бумаги, который впитывает краски с жидкой поверхности, после чего изображение с узором останется на нём. Тем, кто решит попробовать себя в искусстве эбру, рекомендую поискать компоненты в специализированных магазинах для художников.

Эбру сегодня

Не так давно техника мраморирования находилась под угрозой исчезновения. Со временем забыли об этой уникальной технологии и наслаждались только шедеврами прошлого. Однако сегодня искусство снискало популярность. В наши дни занимаются его развитием и популяризуют эбру не только в Турции, но и во всем мире. Все чаще проводятся мастер-классы, открываются школы, а также проходят выставки.

Поистине эбру – это не достояние прошлого, а современное искусство с изящными линиями, в котором отражаются сокровенные чувства и мысли мастера.

Светлана Пономарёва