Художник репин и его картины. Детские годы мастера. Картина "Иван Грозный убивает сына", Илья Репин

Автопортрет

Сын отставного солдата, иконописец, талантливый студент, всемирно известный художник, педагог и большой труженик. Всё это – Илья Репин.

О художнике написаны большие и очень интересные книги, и у меня нет желания состязаться с действительно знающими талантливыми авторами. Я расскажу вам о художнике очень мало. Практически ничего не расскажу. Репин – это целая вселенная, которая требует глубокого изучения и осмысления. И его биография, и его работы – всё это, даже в самом кратком изложении, невозможно втиснуть в один пост.

Поэтому я предлагаю вашему вниманию только эскиз, только робкий намек на тему «Илья Репин. Жизнь и творчество».

Биография художника Ильи Репина

Художник Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве, в семье отставного солдата, который перегонял лошадей на продажу, скопил небольшую сумму денег и построил дом на берегу Северного Донца.

Мать художника, Татьяна Степановна, была женщиной грамотной и деятельной – она не только занималась образованием своих детей, но и организовала небольшую школу, в которой учились и взрослые, и дети. Однако, просветительская деятельность отнимала много времени, но совсем не давала доходов. И Татьяна Степановна шила шубы из заячьего меха на продажу.

Однажды двоюродный брат Ильи – Трофим, принёс в дом акварельные краски. И в этот момент жизнь маленького Ильи изменилась навсегда – он увидел, как черно-белый арбуз из детской азбуки вдруг ожил, обрел сочность и яркость. Вот как это событие описывал впоследствии сам художника:

Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни.

Когда Илье исполнилось 11 лет, его отдали в школу топографов – в те времена профессия топографа считалась очень престижной и выгодной. Илья проучился в школе два года и учебное заведение было упразднено. Репин нашел себе место в иконописной мастерской художника Бунакова. Прошло совсем немного времени, и весть о талантливом художнике-иконописце распространилась далеко за пределы маленького городка. В Чугуев начали приезжать подрядчики и заказчики со всей губернии.

В 1860 году Репин оставил иконописную мастерскую и родительский доммолодого художника пригласили в передвижную (кочевую) иконописную мастерскую с окладом 25 рублей в месяц. Мастерская кочевала из города в город и в 1863 году оказалась в Воронежской губернии, неподалеку от городка Острогожска, в котором родился Иван Крамской. Кто-то из местных жителей рассказал Илье о талантливом земляке, который покинул малую родину, уехал в Петербург, поступил в Академию и даже получил золотую медаль за одну из своих картин.

Эта история настолько поразила Репина, что он начал копить деньги и через три месяца уже был в Петербурге.

Первый визит в Академию огорчил Илью Ефимовича – его работы раскритиковали, таланта у молодого художника не выявили. Неудача не охладила желания Репина – он снял комнату и устроился в вечернюю школу, где очень скоро был назван лучшим учеником школы.

Молодой художник успешно сдал вступительные экзамены в Академию и получил право присутствовать на занятиях в качестве вольнослушателя с обязанностью оплатить за обучение 25 рублей. Таких денег у Репина не было и он обратился за помощью к Фёдору Прянишникову (руководителю почтового департамента). И Прянишников помог.

Годы учёбы в Академии принесли молодому художнику несколько наград, звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу за государственный счет.

Воскрешение дочери Иаира

К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1 500 рублей. Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25 000. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.

В июне 1872 года «Славянский базар» открылся для публики. Центральная картина экспозиции «Собрание русских, чешских и польских композиторов» принесла автору не только деньги, но и массу поздравлений и комплиментов.

Но, были и недовольные. Вот что о картине написал Иван Тургенев:

холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова.

В 1872 году Репин женился на Вере Шевцовой, сестре товарища по рисовальному классу. Молодые супруги уехали в свадебное путешествие на этюды в Нижний Новгород. Вскоре у молодоженов родилась дочь.

Как только дочь немного подросла, Репин воспользовался своим правом на заграничную поездку и отправился, вместе с семьей, В Европу. Семейство совершило вояж по европейским городам (Рим и Неаполь, Вена, Флоренция и Венеция) и остановилось в Париже.

Парижское кафе

В письме Стасову он жаловался, что Рим его совсем разочаровал, а Рафаэль показался скучным и устаревшим.

Это письмо непонятным образом попало в руки журналистов и журнал «Развлечение» опубликовал ужасную карикатуру, которую сопровождали стихи:

Не правда ли, читатель мой

Что для судей таких, как Стасов

И репа лучше ананасов

Художник тяжело привыкал к французской столице, с трудом признал импрессионистов и даже увлекся творчеством Мане (поговаривают, что «Парижское кафе» написано именно под влиянием Мане).

Тем не менее, современники упрекали художника в том, что он не понимает красоты импрессионизма. Желая доказать обратное Репин написал картину «Садко». Однако, поиски денег на написание этого полотна заняли очень много времени и художник несколько «остыл». Однако, деньги случайным образом нашлись вместе с заказчиком. Картину пришлось писать. И художник, впоследствии сильно сожалел о содеянном.

Бурлаки на Волге

В 1876 за картину «Садко» Репину присвоили звание академика. Однако, всеобщее признание не закрывает рта критикам. Вот что написал о работе художника критик Андрей Прахов

Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме!»… Желаю ему счастливо проснуться…

По возвращению в Россию семейство Репиных поселилось в Чугуеве. Долгие месяцы Поленов звал художника в Москву и, наконец, Репин решился на переезд. А переезд был очень сложным – художник вёз с собой огромное количество художественного добра. Сразу после переезда Илья Ефимович заболел малярией. Болезнь была тяжелой и продолжительной, а после выздоровления, подавшись уговорам Крамского, Репин решил вступить Товарищество передвижников.

В 1882 году семейство Репиных переезжает в Петербург – Москва утомила художника. Он везет в столицу наброски «Запорожцев», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Иван Грозный», а ещё сотни рисунков и эскизов.

Супруги прожили вместе 15 лет, родили ещё троих детей. Их брак был счастливым, но Веру Ивановну постоянно тяготила «салонная жизнь» жены известного художника. И произошёл разрыв, который стал потрясением для Ильи Ефимовича. Стасов (друг Репина) писал:

Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?

Как во времена счастливого супружества, так и после развода, Репин много писал членов своей семьи, близких и друзей.

В 1894 году Илья Ефимович Репин поступает в Академию живописи в качестве руководителя живописной мастерской. Это был очень сложный период в жизни художника – его нещадно критиковали, как педагога и как руководителя. Кроме того, среди преподавателей и студентов началось «революционное брожение». От автора полотен о революционерах ожидали поддержки, но Репин встал на защиту власти. Дважды он писал прошение об отставке, и в 1907 году покинул Академию окончательно и бесповоротно.

Вскоре скончалась его вторая супруга.

Крестный ход в Курской губернии

Художник поселился в Финляндии и после Октябрьской революции не по своей воле оказался в иммиграции. Много раз хотел вернуться в Россию, но всё как-то не получалось. Художник медленно угасал и в сентябре 1930 года Ильи Ефимовича Репина не стало. Перед смертью он написал прощальное письмо:

Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим.

Картины художника Ильи Репина

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Летний пейзаж

Вечорницi

Иван Грозный и его сын Иван

Возвращение с войны

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

М.И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила

Портрет поэта С. М. Городецкого с женой

Портрет поэта А.А. Фета

Купец Калашников

Абрамцево

Обнажённая натурщица

Осенний букет

Родился в начале августа 1844 года, на Украине, в небольшом городке Чугуево. Отец его был военным.

Обучение будущий художник получил у местного дьяка, который научил Репина грамоте и математике. В 13 лет, обнаружив у мальчика любовь к рисованию, и некие задатки, Илью отдали на обучение к художнику - Бунакову. У него он получил первые навыки владению карандашом и кистью.

Что и говорить, а жизнь, Репин прожил очень интересную и удачную. Провинциальный иконописец приезжает в столицу и успешно держит экзамен в Академии Художеств.

Обучение началось в 1863 году. Учился будущий автор картины « Бурлаки на Волге » очень хорошо, и в 1869 его старание и усердие были отмечены малой золотой медалью, которую художник получил за картину «Иов и его друзья».

Репин, был гениальным художником, заслужившим народное признание. Однако сам он называл себя - «посредственным тружеником», и не верил в свою исключительность, талант и индивидуальность.

В 1870 году Илья Ефимович отправляется в путешествие на Волгу. Путешествие произвело на него большое впечатление, которое отразилось на холсте. В 1873 году он закончил написание своей, пожалуй, самой знаменитой картины - «Бурлаки на Волге».

Картина произвела настоящий фурор в обществе, и долгое время была одной из главных тем разговоров. Рассмотрим картину ближе. Каждый бурлак - портретная индивидуальность. Это делает картину более убедительной и натуральной. Художник разбил наших героев на группы, сопоставляя индивидуальные человеческие качества, типы.

В 1873 году Репин отправляется в путешествия по Европейским странам, в качестве пенсионера Академии Художеств. В заграничном турне пишет несколько картин, самая известная из которых - «Парижское кафе».

В 1879 году, он познакомился с историком из Украины, который поведал ему рассказ о, том, как турецкий султан требовал покорности от запорожских казаков, на что те, дали смелый и дерзкий ответ. История произвела на Репина большое впечатление. Более десяти лет он работал над новой картиной. В 1891 году новый шедевр художественного искусства от русского художника был готов. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - действительно картина - шедевр, с потрясающим сюжетом.

Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Репин был способен в одно и то же время вести работу над картинами совершено различных жанров. Вот, например, Илья Ефимович пишет сцену из Евангелия, потом воплощает на полотне сцены из народных былин, а потом обыгрывает модные нынче в народе темы. Такой подход к творчеству оценил не каждый. Репин писал и портреты, образ на многих его картинах, был выполнен настолько классно, что создавалось острое ощущение на реалистичности картины.

Умер Репин в Финляндии в 1930 году. Илья Ефимович Репин не жаловал , но во много больше раз, он ненавидел большевиков. Репин написал антисоветскую картину «Большевики», где боец красной армии, отбирает последний кусок хлеба у ребенка. До последних дней своей жизни художник не впускал кисть из своих рук. Последние годы творчества Ильи Репина обозначены религиозным творчеством.

Видео файлы про Великого русского художника Илью Репина.

работа продажи - лучшие объявления тут!

Биография и эпизоды жизни Ильи Репина. Когда родился и умер Илья Репин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника , изображения и видео.

Годы жизни Ильи Репина:

родился 24 июля 1844, умер 29 сентября 1930

Эпитафия

«Репин, мы любим тебя,
Как любит Волгу Россия!»
Из стихотворения финского писателя Эйно Лейно

Биография

Величайший художник России, оставивший после себя огромное наследие работ, Илья Репин родился в маленьком украинском городке. Удивительные способности мальчика к рисованию были заметны с детства, и его отправили в обучение к местному живописцу. На первом этапе своего творчества Репин работал в сельских церквях, занимался иконописью. Затем он отправился в Петербург, где наставником молодого художника стал И. Крамской, и поступил в Академию художеств.

Несмотря на высшие отметки в учёбе, Репин не считал себя особенно талантливым. Он был уверен, что только тяжёлым трудом можно достичь мастерства. Превыше всего Репин ставил работу и ежедневно, помногу часов, рисовал. В работе Репин забывал обо всём; он до последних дней жизни не расставался с кистью.

За свой долгий и плодотворный творческий путь Репин создал огромное множество портретов, в том числе величайших своих современников - Менделеева, Пирогова, Толстого, Андреева, Листа, Мусоргского, Глинки. Но художник никогда не сосредотачивался на одной тематике. За это его даже упрекали: одну за другой Репин мог писать картины по мотивам былин, сцену из народной жизни, портрет светской барышни и сюжет из Евангелия. Но никто не мог спорить с тем, что каждый персонаж, каждое лицо на картинах Репина - это личность, яркая и характерная. Особенно это заметно в работах наиболее значительного периода в репинском творчестве, который начался в 1880-х гг. и длился лет десять.


Репин не стремился к богатой жизни и отличался простыми привычками: любил спать на воздухе (иногда даже зимой - в спальном мешке), путешествовать, лично занимался раскопками археологического характера. Во время его знаменитых обедов по средам, на которые в «Пенаты» приезжали друзья художника, знаменитые писатели, художники, артисты, гостям подавали вегетарианскую еду из травы и сена. Средства Репина на его счетах в Госбанке были национализированы после революции, и художник, оставшись в Куоккале почти без гроша, не постеснялся завести огород и козу, за которыми ухаживал сам.

Смерть любимой от туберкулёза подкосила здоровье художника, которое и без того в силу возраста было уже не очень крепким. Илья Репин скончался от остановки сердца и был похоронен недалеко от «Пенатов», в месте, которое выбрал сам. На его похоронах присутствовали множество людей, включая официальных представителей финляндского правительства и финской академии художеств.

Во время Второй мировой войны «Пенаты» были стёрты с лица земли советскими войсками: в 1944 г. здесь располагался штаб финского командования. Дом был уничтожен, а могила Репина - утеряна. Сегодня место последнего упокоения художника определено условно. А вот дом был отреставрирован и наполнен оригинальными экспонатами, которые удалось вывезти в Ленинград перед войной.

Линия жизни

24 июля 1844 г. Дата рождения Ильи Ефимовича Репина.
1857 г. Начало обучения в школе топографов и живописи у И. Бунакова. Создание самой ранней акварели.
1859 г. Работа в качестве иконописца в сельских церквях.
1863 г. Переезд в Петербург. Поступление в рисовальную школу Общества поощрения художников. Знакомство с И. Крамским.
1864 г. Поступление в Академию художеств.
1865 г. Получение звания свободного художника.
1869 г. Получение малой золотой медали за картину «Иов и его друзья».
1870 г. Первая поездка на Волгу, работа над этюдами.
1872 г. Женитьба на Вере Алексеевне Швецовой. Рождение дочери Веры.
1873 г. Создание по заказу великого князя Владимира Александровича картины «Бурлаки на Волге». Поездка в Италию и Францию на обучение.
1873-1876 гг. Жизнь во Франции.
1874 г. Рождение второй дочери, Надежды.
1876 г. Возвращение в Чугуев.
1877 г. Рождение сына Юрия.
1880 г. Поездка на Украину. Рождение дочери Татьяны.
1882 г. Переезд из Москвы в Петербург.
1883 г. Вторая поездка по Европе.
1885 г. Завершение двухлетней работы над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.».
1887 г. Развод с первой женой.
1891 г. Завершение более чем десятилетней работы над картиной «Ответ запорожцев».
1892 г. Персональная выставка в Историческом музее в Москве. Покупка имения в Здравнево.
1893 г. Репин становится действительным членом Петербургской Академии художеств.
1894-1907 гг. Преподавательская работа.
1898 г. Назначение ректором Академии художеств. Паломничество в Иерусалим.
1899 г. Неофициальная женитьба на Наталье Нордман, приобретение участка земли в Куоккале (будущие «Пенаты»).
1908 г. Выход в печать первых глав воспоминаний Репина «Далёкое близкое».
1911 г. Персональная выставка в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Риме.
29 сентября 1930 г. Дата смерти Ильи Репина.
5 октября 1930 г. Отпевание Репина в Куоккаловской православной церкви и похороны неподалёку от неё, в «Пенатах».

Памятные места

1. Императорская Академия художеств в Петербурге (Университетская наб., 17), где учился Репин (ныне - институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина).
2. Саратов, в окрестностях которого Репин работал на Волге в 1870 г.
3. Дом № 8 по ул. Р. Люксембург (ранее - Никитинской улице) в Чугуеве, где Репин жил у родителей и где родился его сын. Ныне - Художественно-мемориальный музей И. Репина.
4. Дом № 15 по ул. Тимура Фрунзе (ранее - Тёплый переулок) в Москве, где Репин жил с 1877 г.
5. Дом № 135 по наб. канала Грибоедова (ранее - Екатеринского канала) в Петербурге (доходный дом К. Григорьева), где Репин жил в квартире № 1 с 1882 г. по 1887 г. и держал мастерскую с 1887 г. по 1895 г. Ныне - памятник истории федерального значения.
6. Дом № 1 по 4-й линии ВО в Петербурге, где в квартире № 12 Репин жил с 1895 г. по 1903 г.
7. Музей-усадьба Репина «Здравнёво» под Витебском.
8. Могила Ильи Репина рядом с его домом в «Пенатах» (ныне - пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411), где художник жил с 1903 г. и до самой смерти.

Эпизоды жизни

На собственную свадьбу Репин пришёл в церковь прямо из студии, сунув в карман карандаш. По окончании церемонии он немедленно вернулся к работе.

Знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» категорически не понравилась императору Александру III, и в 1885 г. её запретили к показу. Таким образом она стала первой картиной в России, подвергшейся цензуре. А в 1913 г. лица на картине исполосовали ножом, после чего художнику пришлось перерисовывать их заново.

Репина считали замечательным преподавателем. В разное время он учил Б. Кустодиева, А. Остроумову-Лебедеву, В. Серова.

После революции Куоккала (ныне - Репино), где находились репинские «Пенаты», оказалась на территории Финляндии, но художник отказался переезжать в Россию. Он любил Финляндию и называл Хельсинки «кусочком Парижа».

В 1930-е гг., сразу после смерти художника, он стал настоящей культовой фигурой в России. Его творчество считали образцом социалистического реализма. Репин стал одним из немногих эмигрантов, на кого не возводили хулу советские власти.

Заветы

«Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

«Бoльшинcтвy людeй нyжнa жизнь мaтepиaльнaя, paдocти ocязaтeльныe, иcкyccтвa изящныe, дoбpoдeтeли пocильныe, зaбaвы вeceлыe. И вeликoдyшeн, милocтив твopeц - пocылaeт им и зaбaвы, и зaбaвникoв, и нayки, и иcкyccтвo».

«Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших».

«Нacтoящeмy xyдoжникy нeoбxoдимo кoлoccaльнoe paзвитиe, ecли oн coзнaeт cвoй дoлг - быть дocтoйным cвoeгo пpизвaния».

«Ещe в юнocти мы yчили, чтo тpи вeликиe идeи зaлoжeны в дyшy чeлoвeкa: иcтинa, дoбpo и кpacoтa. Я дyмaю, идeи эти paвнocильны пo cвoeмy мoгyщecтвy и влиянию нa людeй».


Картины Ильи Репина

Соболезнования

«Умер большой русский человек, но сейчас трудно осознать эту потерю во всем ее объеме…Картины Репина будут ярко и с изумительным красноречием говорить о тех же чаяниях, о тех же порывах, а его портреты явятся подлинной нашей галереей предков, в которой каждый предок будет нам если не всегда мил и почтенен, то все же близок и понятен».
Александр Бенуа, художник, историк искусства

«В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, …спросите его сразу, врасплох: «Кто знаменитейший из русских художников?», ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. … Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв».
Абрам Эфрос, руский и советский искусствовед

«Репин не был бы русским гением, если бы даже в изображении наиболее патетических чувств не оставался предельно простым, ненапыщенным, чуждым всякой позе и фразе».

«…если вспомнить о его феноменальной, всегда изумляющей скромности, о его страсти к работе, о его спартанской суровости к себе, к своему дарованию, о его влюбленности в искусство, о демократичности его быта, его мыслей и чувств, станет ясно, что это был не только гениальный художник, но и человек гениальный, не только мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни».
Корней Чуковский, писатель и друг Репина

Илья Ефимович Репин - русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Ведь некоторые герои полотен известны, а фамилии, социальный статус других позволяет узнать наименование картины.

«Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.)

К этой своей монументальной работе художник шел несколько лет. Как-то, находясь на берегу Невы, он увидел бурлаков, тянущих баржу. Недалеко от этого места прогуливались господа в праздничных нарядах. Контраст был столь велик, что живописец решил передать на полотне свои впечатления от увиденного.

Сначала он хотел построить сюжет на контрасте - богатые господа и тянущие непосильную ношу бурлаки. Мастер сделал множество этюдов. В окончательном варианте Илья Ефимович решил запечатлеть реку Волгу, по берегу которой идут уставшие бурлаки, выполняющие свою тяжелую работу.

Они тянут лямки, которые привязаны к барже. По отмели самостоятельно судно не могло пройти, поэтому люди тащили его таким образом. Видно, что за такой труд они очень мало получают, так как одежда бурлаков давно уже превратилась в лохмотья. Лица людей черные от загара и тяжелой работы.

Немного развеивают грусть от созерцания безрадостной жизни бурлаков радужные краски, которыми изображено небо и море.

Но не все картины Репина с названиями столь печальны, иллюстрации к сказке «Садко» более оптимистичны.

«Садко в Подводном царстве» (1876 г.)

В 1871 году художник написал этюд к сказке «Садко», назвав его «Женщина с кинжалом». На нем изображена гордая восточная красавица в полупрофиль. На девушке национальный головной убор и одежда. Длинные темные волосы ниспадают на плечи. Девушка держит ножны, она напряжена и сосредоточена - при малейшей опасности достанет кинжал и будет использовать его как оружие защиты.

В 1875-1876 годах появляются и другие картины Репина с названиями на данную тему. В 1875 году он создает эскиз к полотну «Садко». Но лица девушек, живущих в подводном царстве, здесь едва различимы. Но на уже готовой картине просматриваются даже мельчайшие черты лиц морских красавиц. Подводный царь хотел женить Садко на одной из них, и перед юношей предстало несколько сотен юных прелестниц.

Художнику удалось передать даже отблески воды, достоверно изобразить пузырьки воздуха. При рассматривании этого произведения искусства зрителю может показаться, что и он вместе с главным героем находится в подводном мире.

«Нищая» (Девочка-рыбачка) (1874 г.)

Творения великого русского живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, других музеях страны и мира. Чтобы не отправляться так далеко, можно посмотреть фотографии, сделанные с оригиналов полотен.

Репин реалистично изображал то, что видел. На его полотнах навеки остались образы не только знатных господ, но и людей, не имеющих почти ничего. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.

Нищая девочка, видимо, жила недалеко от реки и была рыбачкой. Из истории написания этого шедевра становится ясно, что ребенок жил во французском городе Вёле. Девочка позировала художникам и этим зарабатывала себе на хлеб. По словам Ильи Ефимовича, рисовать ее было непросто, так как девочка кривлялась и постоянно вертелась. Но за час мастер смог уловить ее мысли, чувства, внутреннее состояние.

Природа на полотне изображена как бы неживыми красками, все внимание привлекает ребенок: выгоревшие на солнце ресницы, брови, волосы, обветренные руки. Репину удалось передать даже мельчайшие детали нищенской одежды девчушки.

Многие художники, искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.

Картины Репина (фото) с названиями

Однако художник продолжает трудиться в разных жанрах. В этом же году появляются и другие Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.

В Париже

Живя во Франции, испытал порыв творческого вдохновения Илья Репин. Картины с названиями, которые он написал здесь, это не только «Нищенка» и «Садко в подводном царстве», но и «Дорога на Монмартр в Париже», «Парижское кафе» и другие.

В «Парижском кафе» (1875 г.) мы видим богато и стильно одетых людей. Если параллельно смотреть еще и на изображение нищей девочки, то контраст будет значительным. В кафе дамы и мужчины вкусно едят, выпивают, отдыхают.

На переднем плане изображена в черном платье. Видно, что она очень уверена в себе, так как знает о своей привлекательности. За соседним столиком сидит мужчина, он так засмотрелся на красотку, что не внемлет просьбам своей дочери. Пожалуй, только у этой девочки, сидящей рядом с нею няней с красной лентой в волосах и у молодого человека, читающего газету, настоящие, живые лица. Все остальные похожи на восковые фигуры, у которых нет подлинных человеческих чувств.

«Не ждали»

Зато много эмоций просматривается на полотне, созданном живописцем в 1884-1888 годах. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями, известными всем, невозможно не вспомнить об этой.

Сначала художник хотел передать момент возвращения в семью с учебы девушки-курсистки. Этот вариант, написанный в 1883 году, также остался, полотно имеет небольшой размер.

В 1884 году художник написал основной вариант картины. На нем изображен ссыльный, который вернулся в свою семью. Пожилая женщина на переднем плане встала с кресла навстречу сыну. Мальчик, сидящий за столом, обрадовался приезду отца. Девочка смотрит настороженно, так как не узнала в этом человеке своего папу. Быть может, она была еще совсем маленькой, когда отца сослали в Сибирь, поэтому забыла черты его лица. Женщина за роялем, видимо жена прибывшего, смотрит на него удивленно и радостно.

Картина наполнена воздухом и светом, которые подчеркивают ее позитивное содержание. Как и другие полотна великого Репина, она очень реалистично и правдиво передает все происходящее.

Илья Репин, будущий выдающийся русский живописец, появился на свет 5 августа 1844 года в небольшом городке Чугуеве, Харьковская область, в семье военного поселенца. С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова. Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития? Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. Илья Репин переезжает в город на Неве и учится в Рисовальной школе на Бирже, где знакомится с И. Н. Крамским, который становится его наставником. В 1863 он исполняет своё заветное желание и поступает в Академию художеств, где с самого начала обучения делает серьёзные успехи. Сказывается практический опыт, приобретённый в Чугуеве. Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду — Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья».

Репин Илья Ефимович, автопортрет 1878 год

В 1870 году отправляется в путешествие по реке Волге, делает зарисовки и эскизы, на основе которых создаёт картину «Бурлаки на Волге», по заказу великого князя В. Александровича. Картина имеет колоссальный успех, впечатляет своей выразительностью, проработкой персонажей и удивительной убедительностью. Работа над картиной длилась три года.

Следующая награда художника — Большая золотая медаль, за картину «Воскрешение дочери Иаира». Помимо медали Репин получает право на шестилетнее обучение за границей, в Италии и Франции. Данный этап является завершающим в его художественном образовании. Возвращение в Россию, сначала в свой родной город, а через год — в Москву происходит в 1876 году.

В 1878 году Репин от украинского историка услышал рассказ о том, о том, как турецкий султан написал запорожским казакам требование к покорности и признание его власти. Казаки же в своём ответе султана отлично затроллили. История эта Репину безумно понравилась, тут же был сделан карандашный набросок, но сама работа над картиной длилась в течение 10 лет.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

В 1882 году художник переезжает в Санкт-Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок и, по сути, является лидером реалистичной школы живописи. Но в 1887 году покидает товарищество, так как считает не правильным, то, что передвижники зациклены на себе и не хотят видеть в своих рядах новых участников. В этом же году он разводится со своей женой В. А. Шевцовой. Этот брак подарил ему 4 детей (сына и трёх дочерей).

Далее начинается педагогический этап жизни. В 1893 г. Репин становится действительным членом Академии художеств. В 1894-1907 годах он — профессор-руководитель мастерской, а в 1898-1899 гг. — ректор Академии.

В 1899 году Илья Ефимович второй раз женится на Н. Б. Нордман, покупает земельный участок в посёлке Куоккала (Финляндия), строит усадьбу и называет её «Пенаты». В этой усадьбе он проводит свои последние 30 лет жизни.

Интересны политические взгляды Репина. Он негативно относился к царскому режиму, но и советская власть его не радовала. В Советский союз возвращаться он не пожелал. Умер Илья Ефимович 29 сентября 1930 года в своей усадьбе. Всю жизнь он занимался тем, что любит — рисовал. Наверное, это и есть счастье.