Значение слова карьеризм. Теодор драйзер - великий мастер американской реалистической литературы Карьеризм в литературе

Сочинение

Уо́ррен Роберт Пенн (1905-89), американский писатель, критик. В философско-психологическом романе «Вся королевская рать» (1946) - судьба политика-демагога. Прошлое и настоящее в его книгах постоянно взаимно пронизывают друга друга. История в них - не просто исторические сюжеты и не просто исторические персонажи, которые могут быть, а могут и не быть, но как раз историческое чувство, размыкающее всякий летучий миг в перспективу.

Гул Времени - вот постоянный звуковой фон прозы и поэзии Уоррена, начиная с ранних стихотворений и кончая работами самых последних лет. Взгляд на жизнь как на Бытие позволяет писателю пребывать в безграничном пространстве таких величин, как Вечность, Время, Истина.

Наиболее отчетливо особенности мировидения и поэтики Уоррена проступили в эпическом романе «Вся королевская рать» (1946). Прототипом одного из главных персонажей, губернатора Вилли Старка, является известный в свою пору американский политик, губернатор Луизианы и вероятный претендент на место в Овальном кабинете Белого дома Хьюи Лонг по прозвищу «Царь-Рыба» - личность с явно диктаторскими замашками, чья дешевая демагогия снискали ему необыкновенную популярность в толпе. Роман был написан сразу после окончания Второй мировой войны, так что сама дата публикации, помимо личности героя, в котором проглядывают черты фашистского свойства, могла способствовать восприятию книги как произведения на злободневную тему. Однако какой-либо ясной актуальности, а также биографизма «Вся королевская рать» лишена. События, происходящие здесь и сейчас, а также идеологическую доктрину и социальную практику, пусть самую ужасную и бесчеловечную, писатель растворяет в безбрежном пространстве человеческого опыта.

Наиболее существенная проблема романа, сообщающая ему высокий драматизм, это мера ответственности человека, который, быть может, того и не осознавая, неизменно держит ответ перед историей. На полюсах два персонажа: Вилли Старк с его полным имморализмом и наследник старинного южного семейства Адам Стентон, безупречный гуманист традиционной выучки. Выясняется, однако, что «человек идеи», готовый отвернуться от «страшной дисгармоничности века», не в состоянии, при всем своем благородстве, превозмочь зло. Адам Стентон убивает губернатора, но и сам гибнет, очищая таким образом повествовательное пространство герою, выступавшему до того момента скорее резонером и несколько отстраненным наблюдателем-комментатором происходящих событий.

От выработанных им теорий «исторических издержек» и «моральной нейтральности» истории Джек Берден тяжело приходит к мысли о неизбежном участии в мировых событиях, пусть даже обретают они форму случайных, незначительных эпизодов жизни. История выступает как бремя, от которого личности не уйти. И только тогда он действительно станет человеком, а не Шалтаем-Болтаем, которого, по известной песенке, подсказавшей автору название романа, не может собрать ни вся королевская конница, ни вся королевская рать.

Заинтересовало меня, как в литературных произведениях описывается карьера героев: этапы, уловки, технологии. Интересно было почитать именно художественное описание. И вот, что я нашла по теме:

Конечно, Артур Хейли «Аэропорт», «Отель», «Менялы», «Перегрузка». В каждой книги описывается механизм функционирования перечисленных объектов (в последнем - электростанции) через работу отдельных людей. Романы афористичны, интересны и техническими подробностями и художественной линией. Любимые герои Хейли - успешные наемные работники и основными слагаемыми успеха Хейли считает порядочность и компетентность. Те, кто не обладает, этими составляющими во всех романах этого автора в конце ждет сокрушительное поражение вплоть до самоубийства.

Вместе с тем, герои - живые люди и при всей своей компетентности могут быть супербабниками с двойной моралью (герой романа «Перегрузка»), иметь любовниц, проявлять слабость. Это и привлекает в романах, плюс масса полезных советов и афоризмов, например:

Лучший способ победить - поднять соперника на смех (рассказывается, как адвокат добилась повышения оплаты сантехникам аэропорта, после того, как они провели весь день, заняв все туалеты - «туалетную забастовку») - роман «Менялы»

Хотите, чтобы о Ваших деньгах позаботились правильно? Заботьтесь о них сами - роман «Менялы»;

Лучший способ помочь бедным и бездомным - не пополнить собой их ряды - «Перегрузка»;

Я получила эту должность не благодаря какой-то борьбе за права женщин, а благодаря тому, что пахала как лошадь - «Менялы».

Особенности женской карьеры, как ни странно, очень хорошо описаны в двух женских романах Рут Харрис «Мужья и любовники» и «Десятилетия». Не смотря на название первого, в романах мужья и любовники играют второстепенную роль. А главную роль играет карьера героинь в мире большого бизнеса, дизайна и паблик релейшенз. Опять же романы афористичны с многочисленными профессиональными подробностями, и опять же красной нитью в них проводится мысль, что только успешная в карьере женщина может построить нормальные отношения с мужчиной, в противном случае её ждет использование, манипуляции, унижения, в последнем романе дело даже доходит до самоубийства жены-домохозяйки и торжества любовницы-карьеристки.

Когда я попыталась найти отечественную литературу на эту тему, меня ждало жестокое разочарование. Работающие героини, в основном, решали не карьерные вопросы, а добивались внимания босса, работающие герои не делали карьеру, а думали о судьбах Отечества. Причем, как в современной, так и в классической русской литературе.

Единственное, что с большой натяжкой можно отнести к теме - это эпопею Александры Марининой об Анастасии Каменской. На мой взгляд, при всех шероховатостях сюжета очень хорошо показано, как можно сделать карьеру не скрывая недостатки (болезненность, лень, склонность к одиночеству), а акцентируя достоинства (ум, аналитические способности, профессионализм).

Ещё есть «Духлесс» Сергея Минаева, после прочтения описанного в нем результата удачной карьеры, хочется немедленно уволиться, уехать в деревню Гадюкино, где идут дожди и выращивать картошку.

А вот универсальным пособием для начинающих карьеристов можно назвать пьесу А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», герой которой решил делать карьеру при помощи лести, причем самой грубой. И достиг фантастических успехов.

Помнится в восьмом классе, я посмотрела постановку этой пьесы по телевизору с Юрием Яковлевым в главной роли и решила повторить эксперимент. Результат поразил мою тогда наивную детскую душу: мне вдвое увеличили деньги на карманные расходы без всяких просьб с моей стороны, я вообще перестала учить уроки, т.к. пятерки получала просто так. К сожалению, по техническим причинам (надоело) эксперимент прервался, но память осталась надолго.

А какие художественные произведения, хорошо описывающие технологии карьеры, знаете Вы?

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова карьеризм

карьеризм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

карьеризм

карьеризма, мн. нет, м. (книжн.). Внутреннее свойство карьериста, движущее его поступками. Карьеризм этого человека возмутителен.

Погоня за карьерой, личными успехами, как отрицательное общественное явление. Необходимо беспощадно бороться с карьеризмом и бюрократизмом.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

карьеризм

А, м. (неодобр.). Погоня за карьерой (во 2 знач.) стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

прил. карьеристский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

карьеризм

м. Стремление сделать карьеру (1), добиться личного успеха, продвижения в какой-л. сфере деятельности, не считаясь с интересами дела.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

карьеризм

беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности.

Примеры употребления слова карьеризм в литературе.

Красной армии, стремления части начсостава освободиться от партийного влияния и руководства в практических вопросах военного строительства, грубых дисциплинарных извращений, развития очковтирательства, карьеризма и прислужничества, замазывания недочетов и болезненных явлений, роста пьянства, идеологических извращений в литературных работах и т.

Между тем, такие факты, как наличие в рядах партии социально чуждых элементов, пытавшихся в хлебозаготовительной кампании противопоставить свое влияние партийным организациям, явления бюрократизма, замазывания недочетов, явного карьеризма и извращений в армейском аппарате -- настойчиво требуют усиления внимания партии к этим больным сторонам военного строительства.

Мне понятны душевные движения тех, кто в слова идея, идейность вкладывает иронический смысл, а идейное мужество считает чуть ли не карьеризмом .

Был открыт клапан дешевого карьеризма , наряду с оболваниванием легковерных.

Их трагедия мне понятна: хорошо знал Бориса Карловича, как по-своему цельного, преданного определенной идее человека, чуждого политиканства и карьеризма .

Пассивное послушание, механическое равнение по начальству, безличность, прислужничество, карьеризм -- из партии вон!

Почему такого славного малого, как я, не пускают играть в софтбол из соображений социального превосходства, а проще сказать - карьеризма ?

О том, что его интеллигентность, личное обаяние, бескорыстие, отсутствие карьеризма , его любовь к музыке и литературе, его отношение к соратникам, заслоняли суть большевизма, его опасность.

Плюс к тому для широких слоев населения становилось очевидным, что гораздо большего жизненного успеха добиваются не за счет героического труда и бескорыстного служения обществу, а за счет иных качеств -- подхалимства, карьеризма , обмана, демагогии, жульничества, очковтирательства и прочих морально порицавшихся феноменов поведения.

Осо бое негодование вызвало выступление Стэна тем, что тот, яко бы, оценивал подчинение комсомола партии как карьеризм , не дооценивал железную дисциплину в партии и вел дело к ее превращение в дискуссионный клуб.

Эгоиста эгоист обвиняет в эгоизме, обвиняет в карьеризме карьериста карьерист, педераста педераст обзывает педерастом, и цепляется к блохастым кто воистину блохаст, лилипута лилипут обвиняет в лилипутстве, обвиняет в проститутстве проститута проститут, а который никого никогда не обвиняет - пусть отсюдова линяет!

Духовное же общение людей высоких помыслов не обязательно предполагает даосский уход к одинокой жизни, и сановник, умеющий внутренне отвлечься от корыстолюбия, от жадного карьеризма и жестокости, окружающих его, находится в великом отшельничестве по сравнению с малым отшельничеством уединения в горах.

Исполняя обязанности одного из главных городских судей в то время, как Август и Тиберий были во Франции, отец не мог не видеть роста карьеризма и политических спекуляций, внушавших ему отвращение.

Свою жену в карьеризме обвиняешь, а сам о маньяческой карьере подумывать начал.

, 20.32kb.

  • Г. В. Плеханова Экономико-математический факультет, факультет Информатики Дисциплина: , 80.62kb.
  • Франчайзинг как форма связи крупного и малого бизнеса в сфере торговли , 291.67kb.
  • Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии международного бизнеса , 722.38kb.
  • Автореферат диссертационного исследования «проектное финансирование. Опыт и перспективы , 391.95kb.
  • Управленческая отчетность коммерческого банка , 427.42kb.
  • М. В. Ломоносова экономический факультет программа , 484.59kb.
  • Обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций в условиях кризиса , 302.34kb.
  • Жизненный уровень населения россии , 303.42kb.
  • Примерная рабочая программа по дисциплине: «теория вероятностей, математическая статистика , 83.07kb.
  • Дюруа как типичный представитель эпохи

    Жорж Дюруа не позитивный и не негативный персонаж, он просто типичный представитель своей эпохи . Это герой, испорченный временем, окружением и бедностью, в которых зарождается и развивается подобный характер. Милый друг прислушивается к инстинкту самосохранения: если он не будет топтать других, то его самого затопчут.

    В произведении можно увидеть отражение жизни Мопассана в истории его персонажа - Дюруа. Автор симпатизирует своему герою и поэтому дает ему свой интерес к женщинам, свой аппетит к наслаждениям во всех смыслах этого слова, свою любовь к Нормандии, свою страсть к обогащению. «Мы находим в брутальном Дюруа огромную силу темперамента, аппетит жизни» 1 .

    Автор делает из Милого друга подобие каррикатуры на себя самого . Лучшие литературные критики того времени в один голос убеждали публику, что в своем романе Мопассан наделил Дюруа всеми своими качествами. Это не так, ведь видны немалые различия. Например, Милый друг не умел писать, в то время как Мопассан великий писатель, Дюруа достигает всего благодаря помощи влиятельных женщин, а Мопассану от них ничего не нужно кроме их самих.

    Некоторые критики полагают, что Милый друг не может быть просто пародией на Мопассана. Он является олитцетворением отрицательной стороны автора . Также Дюруа это тот, кем хотел быть Мопассан с женщинами, тот, кем никогда не был автор из-за своих вечных неудач.

    Мопассан обращается к читателю, прибегая к взгдядам персонажей, окружающих героя на всем протяжении романа. Проститутка Рашель сказала о нем: « Какой красавец, если он захочет меня за 10 луиндоров,я не скажу нет» 2 . Она видела только привлекательную внешность Дюруа. Мадам де Марель говорит беспощадно: «Ты обманываешь весь мир, ты используешь весь мир, ты получаешь удовольствие и деньги везде » 3 . Она увидела то, что скрыто под привлекательной внешностью. Его начальник Вальтер, который знал его лучше других, скажет о нем в конце романа: « Он сильный. В смысле положения мы нашли бы и получше его, но по части ума и по части карьеры - сомневаюсь. У него блестящее будущее» 4 . Он понял лучше остальных сущность этого персонажа.

    Сравнение Дюруа с другими героями мировой литературы

    Жорж Дюруа не единственный пример карьериста в мировой литературе . Несмотря на то, что он во многом уникален, можно найти схожие черты у других литературных персонажей.

    Я считаю, что Милый друг схож с Печориным из «Героя нашего времени» Лермонтова как типичный представитель своей эпохи. Но Печорин не преследовал ни личных целей, ни целей к материальному обогащению, он не хотел из всего извлечь пользу для себя. Хотя Лермонтов как и Мопассан отождествлял себя со своим героем, он не показал через него критику всему обществу.

    В произведении также заметно влияние Бальзака, так как у Дюруа много общего с Растиньяком . Но Эжен - настоящий герой, который действует, следуя моральным нормам, который хочет изменить общество, а не припособиться к нему. Он не думает о материальных ценностях. Он преодолевает барьер между добром и злом с огромными противоречиями, в то время как Милый друг делает это с удивительной легкостью. Растиньяк, смотря в даль в конце «Отца Горио», хочет мстить обществу, вступить с ним в борьбу. А Дюруа хочет улучшить свои условия, адоптируясь в этом мире, подчиняясь его законам.

    Также можно сравнить Дюруа с Жюльеном Сорелем из произведения Стендаля «Красное и черное», который тоже хотел достигнуть вершины в карьере и стать успешным в жизни. Но для Жюльена победы над женщинами были победами плебея над богатым и аристократическим миром, победами ума и сердца над людьми высшего общества, для Дюруа эти связи имели одну цель - продаться и продаться как можно дороже.

    Если схожее между Милым другом, Растиньяком и Жюльеном Сорелем довольно очевидно, то общее между Дюруа и Ральфом де Брикассаром из известного романа Колина МакКаллоу «Поющие в терновнике» можно поискать. Всю жизнь у отца Ральфа была цель - стать священником в Ватикане, но в отличие от Дюруа, он добился ее без всякой помощи. Как и Дюруа, он был полон тщеславия с самого детства. Тщеславие было сложно преодолеть, к тому же перспективы удачной карьеры, возможность подняться выше по своему статусу, заставили отца Ральфа отказаться от любви Мэгги и от своего счастья. «Не понимаю откуда у тебя власть над моим несуществующим сердцем?». Его карьера не дала ему то, что он хотел, и в конце он понял, что сделал неправильный выбор.

    Все эти герои, выбравшие карьеру как основную цель в жизни, не добились счастья. Они поняли, что в мире существуют другие ценности, такие как любовь, что слава, деньги или признание не приносят удовлетворения и радости.

    Заключение

    История Дюруа не завершена в конце романа . На последней странице Мопассан показывает своего героя, выходящего из церкви Мадлен после церемонии бракосочетания и рассматривающего панораму Парижа. « Ему казалось, что он одним прыжком способен перескочить от дверей церкви Мадлен к дверям Бурбонского дворца» 1 . Перед ним открывается блестящее будущее: « он будет депутатом, министром» 2 . В конце романа, когда он становится одним из самых влиятельных людей Парижа, может возникнуть впечатление, что он счастлив, потому что достиг все, о чем мечтал: состояния и известности. Его цель достигнута, перед ним открываются все двери. Он сочетался браком с дочерью самого богатого человека, но я думаю, что автор специально оставил конец открытым, он не показал вершину карьеры Дюруа, потому что ее просто не будет.

    До коих пор он будет подниматься? Да он будет все выше и выше с каждым разом, но он никогда не достигнет идеала. Я считаю, что главное в характере Дюруа это ненасыщение. Он никогда не будет доволен тем, что имеет, он будет все более и более испорченным человеком. В детстве его не поставили на собственное место, поэтому он осмеливается замахнуться на чужое. К примеру можно вспомнить отрывок из книга Бернарда Вербера «Революция муравьев», где автор говорит о невозможности изменить свой социальный статус в обществе Инков, которые меняли форму черепа детей, чтобы уменьшить риск социальной мобильности и возниконовения личных амбиций. Например, голова царя становилась квадратной. Таким образом, общество Инков оставалось неизменным, ведь череп каждого говорил сам за себя.

    Дюруа всегда останется разочарованным своим положением, он всегда будет хотеть большего и поэтому никогда не будет счасливым и удовлетворенным жизнью .

    Милый друг в коце романа достиг всего, что хотел, но он остался несчастным, потому что не испытал в своей жизни ни любви, ни настоящей дружбы, ни истинного счастья. В погоне за деньгами и славой, он пропустил то хорошее, что может случиться с человеком.

    Под красивым прозвищем «Милый друг» Мопассан прячет чудовище, а под его успехом и победами - полную деградацию общества. Автор хочет показать читателю потерю моральных ценностей, которая ведет к потере и общества, и индивида. В таком мире нет настоящей любви, брак только по расчету, дружба только ради личных интересов, работа только как средство наживы. Мопассан разоблачает целую эпоху с ее интеллектуальной пустотой и пороками людей. Ведь наверно не случайно роман заканчивается словом постель.

    В итоге гипотеза о том, что благодаря успешной карьере можно добиться счастья в жизни, оказалась ошибочной. Это подтвержает и пример Жоржа Дюруа, и примеры других литературных персонажей.

    Тема карьеры и поиска счастья очень важна для каждого поколения. В ней остается много недосказанного и неизученного, ведь люди всегда будут искать счастье, также как и смысл жизни. Да и само понятие карьеры и карьеризма со временем изменится, но от этого не станает менее притягательным.

    В своем грандиозном романе «Идиот» Федор Михайлович Достоевский изобразил положительного и духовно обогащенного героя, который своей добротой и порядочностью пытается противостоять грязному и развратному миру, населенному хищниками и честолюбцами. Общество, окружающее князя Мышкина, погрязло в бесчеловечном отношении друг к другу, его заботят только меркантильные ценности.

    Центральный персонаж романа – искатель правды, герой, идеальный во всех отношениях и проявлениях. Такого человека изобразить, конечно, трудно. И Достоевский четко понимал всю сложность поставленной задачи. Писатель постоянно переживал по поводу обесценивания души, повсеместного духа наживы, цинизма. Это было его больной темой.

    Князь Лев Николаевич Мышкин наделен такими чертами, как доброта, жалость ко всему живому, сострадание и сочувствие, бескорыстие. Он настолько чист в нравственном отношении, что вызывает уважение у окружающих его людей. Причем не только у измученной женщины с тяжелой судьбой, Настасьи Филипповны Барашковой, но и у жестокого и бесцеремонного купца .

    Пытается во что бы то ни стало спасти Настасью Филипповну, пусть даже принеся в жертву собственное счастье, ведь он не любит эту женщину, ему ее попросту жаль. Он выступает против людской и общественной несправедливости, готов идти до конца, чтобы облегчить страдания. Этот светлый человек несет добро одним своим присутствием. Но вот только спасти Настасью Филипповну ему так и не удается, от чего он становится безумным. Женщина погибает от ножа ревнивца Рогожина.

    Барашкова – красивая женщина, способная перевернуть целый мир, вот только окружающее общество принесло ее в жертву. Она пострадала от бесчеловечности, жестокости и лицемерия. Только все же до конца остается гордой и благородной. Хотя страдает безмерно. В первую очередь от того, что поругано ее женское достоинство. Ее честь запятнана, и уже ничего нельзя изменить. Ей остается только откровенно и прямо выступить против этого общества.

    С презрением и ненавистью относится к людям, проходящим по головам ради собственной выгоды, видящих в прекрасном поле только предмет для удовлетворения своих низменных желаний. Только вот выхода она уже не видит. И, как ни печально, не находит. Она мечется и страдает, испытывая разные и диаметрально противоположные эмоции. В конечном итоге ее поглощает отчаяние и невозможность исправить случившееся.

    И ведь можно было спастись и стать выше этого жестокого мира, но Настасья Филипповна слишком горда, чтобы принять предложение Мышкина и сломать его судьбу. Она решительно отвергает жалость князя и возвращается к Рогожину, пытаясь спрятать все лучшее в своей натуре и уподобиться этому развратному и ревнивому дельцу.

    Князь Мышкин оказывается один на этом поприще борьбы с опустившимся человеческим обществом. Он не может изменить природу людей и не спасает ни Настасью Филипповну, ни Рогожина от неминуемой каторги.