Значение сказок в жизни человека. Проблема роли сказки в жизни человека Барабаш (ЕГЭ по русскому) Проблема роли сказок в жизни человека аргументы

Кинева Ирина Владимировна,

Воспитатель ГБДОУ №18 Кировского района города Санкт-Петербурга

«Блестящее, лучшее в мире золото – то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

К.Андерсен

Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

Как устроен этот мир;

Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

Как приобретать и ценить дружбу;

Какими ценностями руководствоваться в жизни;

Как строить отношения с родителями;

Как бороться и прощать.

Сказки являются основой «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» -способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Привлекательностью сказок для развития личности ребёнка заключается в следующем:

отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

отсутствие чётких персонификаций.

Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

образность и метафоричность языка.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыс­лов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая; сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребе­нок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимос­ти от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

психологическая защищённость.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заклю­чается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

наличие тайны и волшебства.

Эти качества свойственны волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент любой предмет - даже камень - может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место друго­го. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, отличающееся от него самого, позволяет ему ощутить многогран­ность Мира и свое Единство с ним.

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Можно выделить несколько разновидностей народных сказок:

бытовые (например, «Лиса и журавель»);

сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хит­реца);

сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму;

сказки-страшилки, истории о нечисти;

сказки-притчи;

сказки о взаимодействии людей и животных;

сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка» и т. д.).

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудито­рия. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о живот­ных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрас­те дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоп­лощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен­но с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удо­вольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В процессе целенаправленной работы со сказками, во время обсуждения литературного произведения, сравнения сказочных ситуаций с реальными, основанными на личных наблюдениях и опыте детей, происходит формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей. Развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, а, подчас, и взрослых; формируется умение понимать: что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя.

Таким образом, разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу; дает первые понятия о добре, зле, справедливости, Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет!

Сказки - незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. Они не только являются средством увлечь ребенка, но и способны развивать его, воспитывать и решать его психологические проблемы.

помогите написать сочинение. Тема: Какую роль играют сказки в жизни человека и получил лучший ответ

Ответ от Александр[гуру]
очень выручают, особенно когда их умеешь рассказывать.. Когда пьяный домой приползаешь и супруге рассказываешь сказки-о том что напали десять человек держали и насильно напоили: -)

Ответ от Елена Новиченко [гуру]
«Всем хорошим я обязан сказкам» , - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна. Я считаю, что сказки играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без сказки? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А сказка– это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» .
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Согласитесь глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба» , а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого.
Я считаю, что смогла убедить вас в том, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат, дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.


Ответ от Tomei [гуру]
Максим! Тебе в детстве читали сказки? Вспомни, что ты представлял, когда слушал?
Они развивают воображение, заставляют мечтать, сопереживать, понимать, где добро,
где зло. Ну, а дальше сам.... Удачи!


Ответ от ™?????????™» ™????????????™»9 [новичек]
сказки играют очень важную роль в жизни человека. они развивают кругозор, фантазию, учат добру, разделять хороших героев от плохих, совершать благородные поступки. без сказок жизнь была бы скучна и неинтересна. сказки это ценность искуства и культуры.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: помогите написать сочинение. Тема: Какую роль играют сказки в жизни человека

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки -- конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос -- какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них -- характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма-териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка -- образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

Значение сказок в жизни человека

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?
В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.
Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.
Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.
На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.
Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.
Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:
1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.
2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.
3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.
Как итог:
- Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка...
- Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!
- Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря: «Я сам!»
Рекомендации родителям
- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.
- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.
- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите с ребенком, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

У каждого человека от рождения свой путь. Даже у близнецов судьбы часто совсем разные. Почему происходит именно так? Конечно, однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Кто-то думает, что всё зависит от планеты, под знаменем которой родился, кто-то от дня или даже часа рождения, а кто-то и вовсе об этом никогда не задумывался.

По большому счету, судьба – это своего рода сценарий, по которому мы живём. Формироваться он начинает в 6-7 лет. Это возраст, в котором мы начинаем ближе узнавать и осознавать сказки. Поведение и поступки сказочных героев могут повлиять на нашу жизнь. Звучит не совсем правдоподобно? А вы на минутку представьте себя маленьким ребенком. Вы вот-вот пришли в этот мир. Он абсолютно новый и неизвестный для вас. Вы такой маленький, а он такой огромный. Знать многое вы пока еще не можете, но вы знаете сказки, которые каждый вечер читает вам мама, папа или бабушка. Вникая в сказку, вы выбираете для себя наилучшие роли, с помощью которых вы в дальнейшем будете создавать сценарий своей жизни – именно так сказка влияет на судьбу. Сценарий может быть разным, однако существуют механизмы его формирования. В основном это внешние факторы, плюс решения ребенка на эмоциональном уровне. Внешние факторы могут быть в лице родителей или учителей, а также подкрепленные мультфильмами и сказками. Кто-то повторяет судьбу своих родителей, кто-то идёт своим путем. В основном, жизненный путь
создается неосознанными действиями родителей: интонации во время прочтения сказки, акценты на определенных событиях, высказывания, отношение к некоторым героям. Иногда родители, таким образом, помогают своим детям построить свою судьбу. Но в любом случае это выбор происходит в детстве, наполненном сказками, сказочными героями, их действиями и характерами.

Какую роль играет сказка в жизни ребенка? Тут стоит упомянуть психологические инструменты влияния сказки на развитие ребенка:

Механизм идентификации;

Обучение моральным нормам поведения;

Решение личностных проблем малыша примером их неуникальности;

Получение нового опыта от сказки;

Устранение психоэмоционального напряжения;

Решение задач возраста с помощью сказки.

Роль сказки в жизни человека имеет огромное значение. Любимая сказка может задать
течение нашей жизни, когда мы сравниваем себя с героем и повторяем его действия в жизни. Взрослея, мы закрываемся от детства и уже во взрослой жизни совершаем те же действия и поступки, что и наш любимый сказочный персонаж. Часто мы не осознаем, что сказка является моделью выстраивания нашей жизни, и именно она закладывает нашу судьбу. Мы отождествляем себя со своими любимыми героями. Если вы помните, какие сказки вам читали в детстве, то должны знать, что они бывают как с позитивными программами, так и наоборот. Важно, что вы можете сами выбирать, что читать своим детям. Делайте лучший выбор: читайте о добре, успехе и взаимопомощи. Обязательно выделяйте позитивных героев. Тогда вы запрограммируете своего малыша на счастливую и успешную жизнь.

Приглашаю вас на сказкотерапию для родителей «В гостях у сказки»! На тренинге вы узнаете, что такое сказка и как она может повлиять на ход всей вашей жизни. В любой истории зашифрован код, который помогает нам бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам и найти ответы на важные вопросы. Оставить заявку на мероприятие можно по ссылке: