Жостовская фабрика где находится. История

Деревня Жостово Мытищинского района славится своим традиционным промыслом — подносами. Сейчас они производятся промышленным способом на фабрике. Здесь проводят экскурсию по музею (200 рублей в 2011 году) и мастер-классы (500 рублей). Также при фабрике работает магазин с продукцией. Экскурсии проводятся по предварительной записи, за пару дней нужно позвонить и уточнить время.

Путь в деревню лежит через Пироговское водохранилище, куда мы и заехали, чтобы перекусить у воды. На пляже были свалены новогодние ели и зимовал катер «Вадим».

Оранжевый объект, видимо, домик для рыбаков.

Перекусили бутербродами. По дороге мы купили ветчину Бородинского мясокомбината, который тоже находится в Мытищинском районе. Ветчина нам не понравилось, вспомнили добрым словом Раменский мясокомбинат . Ребенок обрадовался такому количеству песка на пляже и немного поиграл (у нас в машине всегда для таких случаев есть лопатка и ведерко).

Приехали на фабрику. Жостовский промысел возник не очень давно. С предприятия Петра Вишнякова.

В советское время, когда мелкосерийное производство казалось старомодным и пережитком царизма, промысел перекочевал в фабричное здание.

Жостово довольно богатая деревня, сказывается близость к Москве.

В музее всем нужно одевать бахилы. Наша дочь был в восторге, что и ей тоже. При поездках на экскурсии с ребенком мы обычно делим роли — один следит за ребенком, другой слушает экскурсовода.

Жостовский промысел — наследник федоскинского . Изначально, подносы, как и шкатулки, делали из папье-маше, но они не выдерживали конкуренции с уральскими и тогда жостовцы перешли на жесть. Своего училища, как в Гжели , в Жостово нет. Художники учатся в соседнем Федоскино, поэтому сюжеты и картины кочуют с подносов на шкатулки и обратно.

На одной из колонн музея поселился кот.

Один из самых старых сохранившихся подносов.

Фабричные мастера способны расписать что угодно, мебель, холодильники, машины…

Первая стадия в расписывании подготовленного подноса — замалевок. Используются масляные краски. После замалевка добавляют детали, затем подносы сушат в печи.

Хочется отметить отличные интерьеры в музее. Никакой разрухи, свежий и стильный интерьер. Особенно шикарно выглядит туалет.

Изделия в магазине продаются по довольно демократичным ценам. Поднос на первой фотографии стоил 500 рублей.

История жостовской росписи

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных - «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила - поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса - шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся - по прежнему - ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап - нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы - круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками - все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой - от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть - это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи - «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других - совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру - орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

Деревня в Мытищинском районе Московской области.
В административном подчинении гор. пос. Пироговский.

Ранее в черте Жостовского сельского округа.

Исторически сложившаяся часть деревни застроена преимущественно деревянными одноэтажными жилыми домами. Священник церкви села Осташково Александр Дмитриевич Троицкий открыл в Жостово церковно-приходскую школу в 1904 году, он же состоял в 1906-1909 годах ее заведующим и законоучителем. В старинном доме-мастерской И. М. Пыжова, где раньше были чайная и потребительская лавка, сейчас находится детский сад.

В 1979 году в одном из альбомов по искусству можно было встретить такое описание деревни: «По сторонам длинной улицы расположилось сто пятьдесят домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже более полутора веков».

В 1810 годах в деревне Жостово Троицкой волости Московской губернии возникли мастерские по производству лакированных изделий из папье-маше, к 1850 годам таких мастерских в Жостово и окрестных деревнях было около 12 . Первой мастерской считается открытая крепостным графа Шереметьева Филиппом Никитичем Вишняковым в 1807 году для изготовления изделий из папье-маше. На протяжении всего XIX века вишняковские лаки конкурируют с лаками из знаменитой федоскинской мастерской Лукутиных.

Вместе с тем произошло выделение росписи металлических подносов в отдельное производство – Жостовский подносный промысел. Условной датой основания промысла стал 1825 год, когда была открыта самостоятельная мастерская Осипа Филипповича Вишнякова, которая с 1865 года ставила на продукцию своей мастерской в качестве клейма золотые и серебряные медали, полученные на художественно-промышленных выставках. На полученные доходы выстроили специальное здание для мастерской.

После 1836 года мастерская переходит на изготовление подносов из металла, по примеру нижнетагильских. В 1825 году в Жостово работала мастерская И. М. Митрофанова, в 1830 годах возникли и другие крестьянские мастерские: Е. Ф. Беляева, Т. М. Беляева, В. Л. Леонтьева. Сюжеты повторяли миниатюры расположенного рядом Федоскинского промысла: тройки, чаепития, копии известных живописных работ, но постепенно появилась и простая цветочная роспись.

В 1862 г. Жостово - владельческая деревня при пруде и колодцах, в 25 вер. от Москвы, на Ольшанском тракте, дворов - 63.

К 1870- 1880 годам жостовские подносы вытеснили с рынков своих конкурентов. Главным местом сбыта была Москва, ярмарки в Нижнем Новгороде, юг России и Средняя Азия. Лучшие подносы везли в Петербург, В XX веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в искусстве Жостова. Но спрос на подносы не был постоянным, начался кризис, дробление мастерских, сокращение производства.

В 1912 г. в Жостове имелось 103 двора, земское училище и церковно-приходская школа.

К 1917 году в деревне было 14 мелких кустарных заведений. Возрождение промысла относится к 1924 году, когда вернувшиеся после Гражданской войны мастера-живописцы А. П. Гогин, Н. С. Кледов, М. Р. Митрофанов и другие организовали несколько артелей живописцев, которые в 1928 году слились в одну – «Металлоподнос».

В конце 1930 годов для мастеров выстроили специальное здание,где работало уже около 200 человек, из них 70 – живописцы: П. Г. Савельев, А. И. Лезнов, П. И. Плахов и другие. Выдающаяся роль в истории Жостова принадлежит заслуженному деятелю искусств, лауреату Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина А. П. Гогину, который с 1948 по 1961 год был художественным руководителем и главным художником промысла.

В 1960 году артель стала фабрикой декоративной росписи. Были расширены производственные площади, увеличилось число живописцев, улучшилось качество продукции, расширился ассортимент. Сейчас при всемирно известной Жостовской ордена «Знака Почёта» фабрике декоративной росписи (Жостовском промысле) действует музей художественных образцов продукции.

Традиционно в Жостово отмечают День деревни в престольный праздник – день Ильи Пророка. Своей церкви здесь нет, деревенская община приписана к храму Рождества Христова в селе Осташкове.

К 380-летию Мытищ в Жостово был построен Дом культуры. Его открывали Глава Мытищинского района А. Е. Мурашов и Почётный гражданин Мытищинского района Л. В. Графова.

17 марта 1992 г. Правительством Москвы и Администрацией Московской области было принято Постановление (№138-90) "Об установлении зон охраны Жостовского народного промысла".
На государственный учёт в качестве памятников истории и культуры местного значения приняты:
1. Здание бывшей подносной фабрики Е. Ф. и Д. Е. Беляевых (вторая половина XIX в. (до 1880 г.))
2. Здание бывшей подносной мастерской И. М. Пыжова (конец XIX - начало XX в.) (№ 85)
3. Здание церковно-приходской школы (1904 г. постройки) (№ 83)

Согласно Приложению № 2 "Режим использования зон охраны Жостовского народного промысла", в качестве необходимых для сохранения и благоустройства объектов истории и культуры были отмечены:
1. Жилой дом крестьянина А. И. Леонтьева (нач. XX в.)
2. Дом мастера Г. Л. Вишнякова (Артель "Спецкустарь") (нач. 1902 г.)
3. Дом художника М. Р. Митрофанова (XIX-XX вв.)
4. Дом художника Н. С. Кледова
5. Дом владельца мастерской Д. Г. Валялина
6. Дом коваля И. И. Гогина
7. Жилой дом крестьянина М. М. Жихарева (1928 г.)
8. Жилой крестьянский дом (№ 68).

Численность зарегистрированного населения на 2006 г. - 557 человек. В 2010 г. 505 человек (232 мужчины, 273 женщины).

Почтовый индекс - 141036.

Чем впечатляет: Деревня Жостово знаменита своими расписными подносами. Любопытно, что секрет подносов привезли в Жостово из Нижнего Тагила. Но мало кто знает о Тагильском подносе, тогда как Жостово известно даже за границей. Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...

По сторонам длинной улицы расположились 150 домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству - так упоминается Жостово в справочнике конца 1970-х.
А история жостовского промысла началась совсем не с подносов. В XVII веке в Москве Коробов открыл заведение по изготовлению разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово. А еще раньше подобное заведение устроил Филипп Вишняков (крестьянин графа Шереметева). Говорят, что он был настолько увлечен этим делом, что часто не спал ночами, пытаясь усовершенствовать свой товар. А его сын Осип в 1825 году приехал в деревню Жостово и устроил там свое собственное производство.
Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами изготавливали из папье-маше и подносы. Они были довольно непрочными, и поэтому на первой же выставке проиграли тагильским железным. Но Жостовцы не пали духом и быстро переняли у сибирян секреты работы с металлом.
И поэтому когда в Жостово из Нижнего Тагила стали завозить кровельное железо, именно оно превратилось в первые подносы. И спрос на них рос как на дрожжах! Но подносчикам давали заказы и на другие изделия. Если цена была выгодной, то мастера нередко осваивали новое ремесло.
Мастерские в Жостово были только семейными, и даже дети активно участвовали в производстве подносов. При этом свои работники торговали и руководили, а пришлые работали по 14 часов, а накануне ярмарок и по 18-20 часов в сутки.
Но огромное значение для жостовского промысла имело соседство с центром русской лаковой миниатюры в Федоскино . Так, после временного закрытия Федоскинской мануфактуры группа живописцев, чтобы не остаться без гроша, пошла на поклон к Вишнякову.
А 90 лет назад Владимир Ленин приказал построить в Жостово фабрику. Художники, до этого работавшие поодиночке, заняли большой цех в новом здании. Это дало новый толчок промыслу: прогуливаясь по залу, мастера подглядывали и учились друг у друга.
Сейчас процесс изготовления жостовских подносов включает пять шагов.
1. Изготовление самого подноса.
Стандартные подносы сейчас штампует машина. Сначала листы металла кроят на заготовки определенного размера. Затем на электрическом прессе в заготовке вырубается и вытягивается поднос. И наконец, он бортуется, то есть закатываются его края. Машина изготавливает 32 стандартные формы. Официально они называются А-1, А-2, А-3, …, А-32. Но у многих форм есть нестандартные названия: «цветочек», «ладошка», «телевизор», «кудрявый». Все остальные «нестандартные» формы куются вручную по старинной кустарной традиции. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла. Нарезанное железо выбивается деревянным молотком на чугунной плите по форме и размеру будущего подноса: прямоугольные, круглые, овальные, «гитарные», восьмиугольные, размером с «блюдечко», «тазик» или «скатертные». Бортик выбивается зубилом и может быть «простым» или волнистым («крылатым»). А в края подноса для прочности закатывается проволока. Сейчас ковалей в Жостово двое, и один из них (Геннадий Топтыгин) прославился тем, что на его подносах на Олимпиаде-80 подносили медали победителям.
2. Подготовка под роспись.
На этом этапе поднос обжигают, обезжиривают, грунтуют, покрывают в 2-3 слоя черной эмалью с промежуточной сушкой каждого слоя при температуре 60-80˚.
3. Художественная роспись.
Жостовские мастера, как и федоскинские, пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. При этом жостовская роспись требует всего два этапа: замалевка и выправка.
На замалевке художник широкой кистью набрасывает композицию на подносе без предварительного рисунка. При этом поднос лежит на коленях и мастер может вращать его, подставляя под кисть нужный участок. Замалевок сушат в сушильных шкафах в течение 12 часов.
Выправка состоит из серии операций: «тенежка» (наложение теней по сухому замалевку лессировочными красками), «прокладка» (прописывание светлых мест красками с добавлением белил), «бликовка» (наложение бликов, которые выявляют объем), «чертежка» (очерчивание тоненьким кончиком мягкой беличьей кисточки лепестков, листьев, жилок, тычинок, пестиков, крошечных семян в чашечках цветов) и «привязка» (создание узоров-завитков из «усиков» и трав на свободных местах фона между цветами и листьями букета).
Обычно над одним подносом мастер работает 14 дней (хотя уникальные авторские изделия могут создаваться годами). А «изюминкой» жостовской росписи является сам мазок - густой, округлый и упругий.
4. Нанесение орнамента.
На этом этапе борт подносов украшают легким ажурным растительным орнаментом.
5. Отделка.
Наконец, на изделие с живописью наносят 2-3 слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах.
Поднос готов!
Лак - главный секрет Жостово. Его состав до конца не разгадан до сих пор. Но, известно, что главная загадка в одном из основных ингредиентов - копала, природная смола африканского или азиатского происхождения. Покупали ее на ярмарках у заезжих купцов. Это был особый масляный лак, «который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Ко всему прочему этот лак, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то, как зерцало становится». То есть от лака зависело, потемнеет ли роспись или сохранит свой цветущий вид и зеркальную поверхность.
Конечно, можно заметить, что в большинстве случаев на подносе изображают цветы. При этом в Жостово есть несколько стандартных цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла».
Почему именно цветы? На это повлияло время, когда подносный промысел завоевывал Россию. Уже тогда в моде был фарфор с цветочными композициями. Как рассказывают экскурсоводы в Жостово: Это была диктатура чашечек и тирания блюдечек. На чашечках - цветочки, на блюдечках - цветочки, на чайничках - цветочки, подносам ничего не остается, как прогнуться морально, и он становится подносом с цветочками.
Но конечно, кроме букетов на подносах пишут пейзажи, натюрморты, русские тройки, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. А раньше по особому заказу на подносах рисовали чаепития купцов, а иногда даже портреты их жен и любовниц. Но это уже не совсем традиционное Жостово, и делаются такие работы на заказ.
На одной из выставок-продаж жостовских подносов появился поднос, на котором были нарисованы золотом по черному два павлина. Покупатели сбивали с ног представителя фабрики с вопросом «Почем павлинья живопись?». Чтобы прекратить ненужный ажиотаж вокруг «Павлинов» к нему прикрепили ценник с отпугивающей ценой в 95 000 рублей. Покупатели выстроились в очередь. Пришлось поднос убрать.
А о том, что жостовская роспись хорошо известна и за границей, говорят архивные записи. В начале XX века на одной из всемирных выставок в Брюсселе на подносы был такой спрос, что организаторам даже пришлось просить о дополнительных партиях. Мастера дважды досылали свой товар, чтобы хватило всем желающим.
Сегодня жостовская роспись наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу. Ей украшают дорогие автомобили и респектабельные дома. Но все это уже нетрадиционное ремесло.
А увидеть примеры исконно жостовского промысла можно в музее при фабрике. И, хотя вместо двух сотен художников на фабрике теперь работают около сорока, в фабричном магазине всегда можно найти поднос по вкусу.
А еще, если заказать в музее мастер-класс, можно почувствовать себя художником и понять, как непросто рисовать эти сказочные цветы!