Жизненный путь куприна. О прозе и биографии писателя. Скитания и учеба

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. В автобиографии писателя приведён поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром: был репортером, управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, подвизался на сцене, изучал зубоврачебное дело, хотел было даже постричься в монахи, служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и т. д. Сумбурные, лихорадочные метания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч - все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений, - требовалось художественно обобщить их.

В приведенном списке первым стоит: репортер. И это не случайно. Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов, передовиц и даже «корреспонденций из Парижа» - была главной литературной школой Куприна. К амплуа репортера он сохранил навсегда теплое отношение.

Стоит ли поэтому удивляться, с какими поразительными подробностями запечатлены в прозе Куприна военные всех рангов - от рядового до генерала, - артисты цирка, босяки, квартирные хозяйки, студенты, певчие, лжесвидетели, воры. Примечательно, что в этих произведениях Куприна, передающих его живой опыт, интерес писателя направлен не на исключительное событие, а на явление, многократно повторяющееся, на подробности быта, воссоздание среды во всех её незаметных мелочах, воспроизведение величественной и безостановочной «реки жизни». Писатель не ограничивает свою задачу меткими, но незамысловатыми «зарисовками с натуры». В отличие от популярных газетных очеркистов конца XIX века он художественно обобщает действительность. И когда в тысяче восемьсот девяносто шестом году, поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской (на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна), Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения-повести «Молох».



В прозе Куприна второй половины 90-х годов «Молох» выделяется как страстное, прямое обвинение капитализма. Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с её, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков едва ли не все самые значительные свои произведения. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешёвой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский», «Олеся» и затем, уже в начале XX столетия, - «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель» и повесть «Поединок».

В тысяча девятьсот первом году Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. В Петербурге перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов - «Русского богатства» и «Мира Божьего». В тысяча восемьсот девяносто седьмом году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее - с А. П. Чеховым, а в ноябре тысяча девятьсот второго года - с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Наезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д. Телешовым литературное объединение «Среда», сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство «Знание» выпускает в тысяча девятьсот третьем году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.

Среди петербургской интеллигенции особенно сближается Куприн с руководителями журнала «Мир Божий» - редактором его, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В тысяча девятьсот втором году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне. Некоторое время он деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: «В цирке», «Болото», «Корь», «С улицы», но к чисто редакторской работе, мешавшей его творчеству, скоро охладевает.

В творчестве Куприна в эту пору всё громче звучат обличительные ноты. Новый демократический подъём в стране вызывает у него прилив творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому средоточию тупости, невежества, бесчеловечности, праздно-изнурительного существования. Так накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя - повесть «Поединок», над которой он начал работать весной тысяча девятьсот второго года. Работа над «Поединком», по свидетельству М. К. Куприной-Иорданской, протекала с наибольшей интенсивностью зимой тысяча девятьсот пятого года, в грозовой атмосфере революции. Ход общественных событий торопил писателя.

Уверенность в себе, в своих силах Куприн, человек крайне мнительный и неуравновешенный, находил в дружеской поддержке М. Горького. Именно к этим годам (1904 - 1905) относится пора их наибольшего сближения. «Теперь, наконец, когда уже все окончено, - писал Куприн Горькому 5 мая 1905 года, после завершения «Поединка», - я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

Куприн был очевидцем Очаковского восстания. На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя подожгли революционный крейсер, а каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля. Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу вице-адмирала Чухнина с восставшим гневным очерком «События в Севастополе», опубликованным в петербургской газете «Наша жизнь» первого декабря тысяча девятьсот пятого года. После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа. Одновременно вице-адмирал возбудил против писателя судебное преследование; после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург.

Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с «Очакова». В судьбе этих измученных усталостью и преследованием людей Куприн принял самое горячее участие: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию. Частично эпизод со спасением матросов отражен в рассказе «Гусеница», но там «заводилой» выведена простая русская женщина Ирина Платоновна, а «писатель» оставлен в тени. В воспоминаниях Аспиза есть существенное уточнение: «Честь спасения этих матросов-очаковцев принадлежит исключительно Куприну».

Бодростью, верой в будущее России, художественной зрелостью проникнуто творчество Куприна этой поры. Он пишет рассказы «Штабс-капитан Рыбников», «Сны», «Тост», начинает работу над очерками «Листригоны». В ряде произведений и прежде всего и рассказе «Гамбринус» запечатлена революция, ее «выпрямляющая» атмосфера. За Куприным устанавливается постоянный полицейский надзор. Как никогда, высока общественная активность писателя: он выступает на вечерах с чтением отрывков из «Поединка», выставляет свою кандидатуру в выборщики в первую Государственную думу. Он открыто заявляет в притче «Искусство» о благотворности воздействия революции на творчество художника. Однако, приветствуя «пролетарскую весну». Куприн видел в ней путь к утопическому и смутному строю, «всемирному анархическому союзу свободных людей» («Тост»), осуществление которого отдалено целой тысячью лет. Его революционность - это революционность мелкобуржуазного писателя в пору общедемократического подъёма.

В течение первого десятилетия 900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В тысяча девятьсот девятом году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В тысяча девятьсот двенадцатом году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нина». В противовес всё сильнее свирепствовавшему декадансу, талант Куприна остается и в эту пору реалистическим, в высшей степени «земным» художническим даром.

Однако годы реакции не прошли бесследно для писателя. После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах - арцыбашевской «Жизни», символистском «Шиповнике», эклектичных сборниках Московского книгоиздательства писателей «Земля». Если говорить об известности Куприна - писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки. По существу же, в его творчестве 910-х годов уже заметны тревожные симптомы кризиса. Произведения Куприна этих лет отличаются крайней неравноценностью. После проникнутого активным гуманизмом «Гамбринуса» и поэтичной «Суламифи» он выступает с рассказом «Морская болезнь», вызвавшим протест демократической общественности. Рядом с «Гранатовым браслетом», где воспевается самоотверженное, святое чувство, он создает блеклую утопию «Королевский парк», в которой надежда на добровольный отказ правителей от власти звучит особенно фальшиво, так как появилась она вскоре после жестокого подавления революции 1905 -1907 годов. Вслед за полнокровно - реалистическим циклом очерков «Листригоны», проникнутым жизнерадостным чувством и напоенным ароматами Черного моря, появляется фантастическая повесть «Жидкое солнце», несколько необычная для Куприна по экзотичности материала, в которой звучит отчаяние перед всемогущей властью капитала, неверие в будущее человечества, сомнения в возможности социального переустройства общества.

Атмосфера, в которой жил Куприн в эти годы, мало способствовала серьёзному литературному труду. Современники с неодобрением рассказывают о бурных кутежах Куприна в «литературных» ресторанах «Вена» и «Капернаум», возмущаются упоминанием его имени в бульварном альбомчике, изданном рестораном «Вена». А дешёвый литературный кабачок «Давыдка», по словам Е. М. Аспиза, одно время и вовсе «стал резиденцией Куприна... куда, как говорили, направляли даже корреспонденцию на его имя». К популярному писателю льнули подозрительные личности, репортёры жёлтой прессы, ресторанные завсегдатаи. Время от времени Куприн замыкался для работы в Гатчине, либо Ф. Батюшков приглашал его в своё имение Даниловское, или сам писатель «спасался» от петербургских «друзей» в Балаклаве.

Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в тысяча девятьсот седьмом году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. Растёт семья, а вместе с ней - долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времён своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести «Яма».

Противоречивость творчества Куприна 910-х годов отражала растерянность писателя, его неуверенность и непонимание происходящего. И когда началась русско-германская война, он оказался в числе тех литераторов, которые восприняли её как «отечественную» и «освободительную». В патриотическом угаре Куприн вновь надевает мундир поручика. Призванный в армию, писатель, по словам корреспондента, «накупил уставов, собрал все циркуляры, мечтает попасть со своей дружиной в дело». Приподнятое душевное состояние, ожидание благотворных последствий «очистительной» войны продолжается у Куприна до конца тысяча девятьсот пятнадцатого года. Демобилизовавшись по состоянию здоровья, он организует на личные средства в своём гатчинском доме военный госпиталь. В эту пору Куприн пишет ряд патриотических статей, художественное же его творчество почти иссякает, причем в немногочисленных его произведениях этих лет знакомые по прежнему творчеству темы утрачивают социальную остроту.

Так в предреволюционную пору, в обстановке творческого кризиса, завершается главный период писательской деятельности Куприна, когда были созданы самые значительные его произведения.

В обширном литературном наследии Куприна то оригинальное, купринское, что принес с собой писатель, лежит на поверхности. По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жиани. Такое мнение, бесспорно, имело основание. Через всё творчество Куприна проходит гимн природе, «натуральной» красоте и естественности. Отсюда его тяга к цельным, простым и сильным натурам. При этом культ внешней, физической красоты становится для писателя средством обличения той недостойной действительности, в которой эта красота гибнет.

И всё же, несмотря на обилие драматических ситуаций, в произведениях Куприна бьют ключом жизненные соки, преобладают светлые, оптимистические тона. Он радуется бытию детски непосредственно, «как кадет на каникулах», по меткому замечанию В. Львова-Рогачевского. Таким же здоровым жизнелюбцем, что и в творчестве, предстаёт и в своей личной жизни этот крепкий, приземистый человек с узенькими зоркими серо-синими глазками на татарском лице, которое кажется не таким круглым из-за небольшой каштановой бородки. Впечатление Л. Н. Толстого от знакомства с Куприным: «Мускулистый, приятный... силач». И в самом деле, с какой страстью отдастся Куприн всему, что связано с испытанием крепости собственных мускулов, воли, что сопряжено с азартом и риском. Он словно стремится растратить запас не израсходованных в пору его бедного детства жизненных сил. Организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Опускается в водолазном костюме на морское дно. Летит с Иваном Заикиным на самолете «Фарман». Сорока трех лет вдруг всерьёз начинает учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Л. Романенко. Страстный любитель лошадей, цирк предпочитает опере.

Во всех этих увлечениях что-то азартно-детское. Вот, живя в деревне, он получает из Петербурга охотничье ружье. Тут же заброшена работа над новым крупным произведением - романом «Нищие». «...Присылка ружья, - с тревогой сообщает Мария Карловна двадцать второго июня тысяча девятьсот шестого года Батюшкову, - произвела неожиданный перерыв в рабочем настроении Александра Ивановича, и он целыми днями бродит по окрестностям с ружьем». Его друзья: борцы Иван Поддубный и Заикин, спортсмен Уточкин, знаменитый дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, рыбак Коля Костанди. Живя из года в год в Балаклаве, Куприн сразу «сдружился с некоторыми рыбацкими «атаманами», которые славились своей отвагой, удачливостью и храбростью. Он охотнее работает на баркасе веслом или сидит среди рыбаков в кофейне, чем встречается с местной интеллигенцией, жаждущей поговорить о «высоких материях».

Но есть что-то лихорадочное, напряженное в поспешной смене всех этих увлечений - французской борьбой и погружением в скафандре под воду, охотой и стилем «кросс», тяжёлой атлетикой и свободным воздухоплаванием. Словно в Куприне жило два человека, мало друг на друга похожие, а современники, поддавшие», впечатлению одной, наиболее явной стороны его личности, оставили о нём неполную истину. Лишь наиболее близкие писателю люди, вроде Ф. Д. Батюшкова, сумели разглядеть эту двойственность.

Февральская революция, которую Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В его художественных произведениях этой поры (рассказы «Храбрые беглецы», «Сашка и Яшка», «Гусеница», «Звезда Соломона») нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Сочувственно встретив Октябрьскую революцию, Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах «Эра», «Петроградский листок», «Эхо», «Вечернее слово», где выступает с политическими статьями «Пророчество», «Сенсация», «У могилы» (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), «Памятники» и т. д. В этих статьях сказывается противоречивая позиция писателя. Сочувствуя грандиозной программе преобразования старой России, разработанной В. И. Лениным, он сомневается в своевременности проведения этой программы в жизнь.

Стечение случайных обстоятельств приводит Куприна в тысяча девятьсот девятнадцатом году в стан эмиграции. В эмиграции он пишет роман «Жанет». Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман «Юнкера».

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Куприн А. И. (1870 – 1938)
Творческий дар Куприна проявился в реалистическом воспроизведении всей полноты внешнего мира, в яркой, острой и точной передаче пестрых и многообразных впечатлений бытия.
Выдающийся мастер русской художественной прозы Александр Иванович Куприн прошел сложный и трудный жизненный путь. Родился он 26 августа 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии в небогатой чиновничьей семье. Отец писателя умер, когда мальчику исполнился год; после этого был сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус и юнкерское училище.
В 1890 году Куприн был зачислен в 40-й Днепровский пехотный полк, квартировавший в Каменец-Подольской губернии.
В 1893 году он попытался поступить в Академию Генерального штаба, но из-за конфликта с генералом Драгомировым был не допущен к сдаче экзаменов и отправлен в свой полк.
Эта неудача в известной мере определила дальнейший жизненный путь Куприна. Он выходит в отставку и полностью отдается писательскому делу.
Куприн в девяностые годы переменил много рабочих мест: газетный репортер, конторщик на заводе, организатор атлетического общества в Киеве, управляющий имением, землемер и другие. В это время он объездил вдоль и поперек страну, особенно ее южные районы. Эти скитания обогатили писателя большим жизненным опытом.
В 1901 году Куприн переехал в Петербург, где печатался в журнале «Мир божий» и в горьковских сборниках «Знание», группирующих вокруг себя писателей реалистического направления. Подлинную славу, как в России, так и за границей, принесла ему повесть «Поединок», написанная в 1904 году. До этого Куприным были опубликованы: в «Русском сатирическом листке» (1889) рассказ «Последний дебют», во время работы на Украине газетным репортером – небольшие рассказы, стихи, передовицы, «корреспонденции из Парижа». Период написания «Поединка», был самым наивысшим расцветом творчества Куприна.
«Поединок» Куприна считается военной повестью, но проблемы, которые поднял в ней автор, выходят за пределы военного повествования. В этом произведении автор рассуждает о причинах общественного неравенства людей, о путях освобождения человечества от духовного гнета, о взаимоотношениях человека и общества. В основе сюжета повести – судьба офицера, ощутившего всю несправедливость человеческих отношений в условиях казарменной жизни. Герои повести, Шурочка Николаева и Ромашов, понимают неизбежность разочарования в таком существовании, и стремятся найти выход из этой ситуации, но их пути – противоположны. Шурочке необходимо «большое настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники». Такая жизнь кажется ей светлой и прекрасной. Ромашов, мечтавший о блестящей карьере, столкнувшись с реальной действительностью, чувствует только разочарование и постепенно погружается в серую беспросветную обыденность, выхода из которого найти практически невозможно. Шурочка обещает помочь Ромашову сделать карьеру, считая, что в ней есть что-то особенное: «Я всюду найдусь, ко всему сумею приспособиться…». Но если Ромашовым движет благородство, то Шурочкой – расчетливый эгоизм. Ради своих желаний и стремлений она готова пожертвовать своим чувством, и, главное, - любовью и жизнью Ромашова. Вот этот страшный эгоизм навсегда отделяет ее от других героинь Куприна.
После встречи с солдатом Хлебниковым, в котором Ромашов увидел не безликую «солдатскую единицу» а живого человека, заставляет его задуматься не только о своей судьбе, но и о судьбе народа. Ромашов вступает в неравный поединок с миром, но поединок чести превращается в убийство на дуэли.
К теме любви Куприн относится целомудренно; этим почти священным трепетом полон прекрасный рассказ – «Гранатовый браслет». Писатель сумел показать великий дар любви в обыденной жизни. В сердце героя рассказа, бедного чиновника Желткова, вспыхнуло прекрасное, но безответное чувство – любви. Этот маленький, безвестный и смешной телеграфист Желтков, вырастает благодаря этому чувству в трагического героя.
«Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» звучат не только как гимн любви, но и как песнь всему светлому, ликующему и прекрасному, что несет в себе жизнь. Эта радость жизни не была у Куприна результатом бездумного отношения к действительности; один из постоянных мотивов его творчества был контраст между самым совершенным проявлением этой радости жизни – любви – и тяжелой нелепой окружающей действительностью.
В «Олесе» чистую, беззаветную и великодушную любовь губит мрачное суеверие. Зависть и злоба разрушают любовную идиллию царя Соломона и губят Суламмифь. Жизненные условия враждебны человеческому счастью, которое решительно борется за свое существование, так показывает Куприн в своих произведениях.
Куприн был убежден, что человек рожден для творчества, для широкой свободной, разумной деятельности. В рассказе «Гамбринус» (1907) он раскрывает такой образ – Сашки, скрипача, «еврей – кроткий веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет» - главная достопримечательность пивной под названием Гамбринус. На судьбе этого героя Куприн показал драматические исторические события в России: русско-японская война, революция 1905 г., последовавшие за ней реакция и погромы. Основа рассказа показана в словах Куприна: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
Первым среди русских писателей Куприн раскрывает в повести «Яма» тему проституции, тему продажной любви, где он сумел показать и внутренний мир человека попавшего в эти сети. Некоторые литературоведы считают, что эта повесть, особенно ее первая часть, носит характер идеализации, и, что сам ее стиль пропитан некоторой слащавостью.
К творчеству Куприна литературоведы относились не однозначно. Одни, считают, что все его произведения – это просто подражание более успешным писателям: Мопассану, Д. Лондону, Чехову, Горькому, Толстому. Может, в ранних его произведениях и было это заимствование, но всегда читатель видел в его работах глубокие и разнообразные связи с традициями классической литературы. Другие исследователи считают, что его герои слишком идеализированы и оторваны от реальной жизни. Это касается и Ромашова и Желткова, которые не понимают особенности своей жизни. Да, почти во всех его произведениях видна эта детская непосредственность, которая и привлекает, и раздражает читателя.
Если рассматривать направления, к которым примыкал Куприн, то здесь главное место занимает реализм (критический и традиционный), за ним следуют веяния декаданса («Бриллианты», «Белые ночи»). Романтическая приподнятость характерна многим его рассказам.
Творчество Куприна-очеркиста характеризует – тонкая наблюдательность, повышенный интерес и внимание к маленьким, незаметным людям. Некоторые очерки интересны тем, что являются, как бы эскизами к более поздним произведениям писателя («Босяк», «Доктор», «Вор»).
Сила Куприна-художника всегда обнаруживается в раскрытии психологии людей, поставленных в различные жизненные обстоятельства, особенно такие, в которых проявляется благородство, самоотверженность, сила духа.
Куприн не принял социалистической революции, эмигрировал за границу, но в 1937 году вернулся в Россию, чтобы в 1938 году «умереть на земле, где родился».

ЛИТЕРАТУРА.
1. Куприн А. И. Избранные произведения. М., 1965.
2. Волков А. А. Творчество Куприна. М., 1981.
3. Кулешов Ф. Творческий путь Куприна. М., 1987.

Жизненный опыт и творчество А. И. Куприна чрезвычайно тесно связаны друг с другом. В книгах писателя важное место занимает автобиографический элемент. Большей частью автор писал о том, что видел собственными глазами, пережил душой, но не как наблюдатель, а как непосредственный участник жизненных драм и комедий. Пережитое и увиденное по-разному трансформировалось в творчестве – это были и беглые зарисовки, и точное описание конкретных ситуаций, и глубокий социально-психологический анализ.

В начале своей литературной деятельности классик много внимания уделял бытовому колориту. Но уже и тогда проявлял склонность к социальному анализу. В его занимательной книге «Киевские типы» есть не только живописная бытовая экзотика, но и намёк на всероссийскую социальную среду. В то же время Куприн не углубляется в психологию людей. Лишь по прошествии лет он начал тщательно и скрупулёзно изучать разнообразный человеческий материал.

Особенно это ярко проявилось в такой теме его творчества, как армейская среда. Именно с армией связано первое реалистическое произведение писателя – рассказ «Дознание» (1894). В нём он описал тип человека, страдающего при виде несправедливости, но духовно неприкаянного, лишённого волевых качеств и неспособного бороться со злом. И такой нерешительный правдоискатель начинает сопровождать всё творчество Куприна.

Армейские рассказы примечательны верой писателя в русского солдата. Она делает такие произведения как «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Ночлег» по-настоящему одухотворёнными. Куприн показывает солдата как неунывающего, с грубоватым, но здоровым юмором, умного, наблюдательного, склонного к самобытному философствованию.

Завершающим этапом творческих исканий на раннем этапе литературной деятельности стала повесть «Молох» (1896), принёсшая настоящую известность молодому писателю. В этой повести в центре действия находится человек гуманный, добрый, впечатлительный, размышляющий о жизни. Само же общество показано в виде переходной формации, то есть такой, в которой назревают перемены, неясные не только действующим лицам, но и автору.

Большое место в творчестве А. И. Куприна занимала любовь. Писателя даже можно назвать певцом любви. Примером тому служит рассказ «На разъезде» (1894). Начало рассказа не предвещает ничего возвышенного. Поезд, купе, супружеская чета – пожилой скучный чиновник, его молодая красивая жена и случайно оказавшийся с ними молодой художник. Он заинтересовывается женой чиновника, а она заинтересовывается им.

На первый взгляд, история банального романа и супружеской измены. Но нет, мастерство писателя тривиальную завязку превращает в серьёзную тему. В рассказе показано, как случайная встреча озаряет жизнь двух хороших, с честными душами людей. Куприн так психологически выверено построил маленькое произведение, что сумел сказать в нём очень многое.

Но самым замечательным произведением, посвящённым теме любви, является повесть «Олеся». Её можно назвать лесной сказкой, нарисованной с достоверностью и точностью деталей, присущих реалистическому искусству. Сама девушка – натура цельная, серьёзная, глубокая, в ней много искренности и непосредственности. А герой повести – обычный человек с аморфным характером. Но под влиянием загадочной лесной девушки он светлеет душой и, кажется, готов стать благородной и цельной личностью.

Творчество А. И. Куприна передаёт не только конкретное, бытовое, зримое, но и поднимается до символики, подразумевающей сам дух тех или иных явлений. Таковым, например, является рассказ «Болото». Общий колорит рассказа тяжёлый и мрачный, похожий на тот болотный туман, в котором и происходит действие. В этом почти бессюжетном произведении показано медленное умирание крестьянской семьи в лесной сторожке.

Художественные средства, используемые классиком, таковы, что возникает ощущение гибельного кошмара. А сам образ лесного, тёмного и зловещего болота приобретает расширенный смысл, создаёт впечатление какой-то ненормальной болотной жизни, тлеющей в угрюмых уголках огромной страны.

В 1905 году была напечатана повесть «Поединок», в котором приёмы психологического анализа указывают на связь Куприна с традициями русской классики XIX века. В этом произведении писатель показал себя первоклассным мастером слова. Он лишний раз доказал своё умение постигать диалектику души и мысли, художественно рисовать типичные характеры и типичные обстоятельства.

Следует также сказать несколько слов о рассказе «Штабс-капитан Рыбников». До Куприна никто в русской и зарубежной литературе не создавал такого психологического детектива. Увлекательность рассказа заключается в живописном двухплановом образе Рыбникова и психологической дуэли между ним и журналистом Щавинским, а также в трагедийной развязке, наступающей при необычных обстоятельствах.

Поэзией труда и ароматом моря овеяны рассказы «Листригоны», повествующие о балаклавских рыбаках-греках. В этом цикле классик показал во всей своей красоте оригинальный уголок Российской империи. В рассказах конкретность описаний соединяется со своеобразной эпичностью и простодушной сказочностью.

В 1908 году появилась повесть «Суламифь», которую назвали гимном женской красоте и молодости. Это поэма в прозе, соединяющая в себе чувственность и одухотворённость. В поэме много смелого, дерзкого, откровенного, но нет фальши. Произведение рассказывает о поэтической любви царя и простой девушки, завершающейся трагически. Суламифь становится жертвой тёмных сил. Меч убийцы сражает её, но ему не по силам уничтожить память о ней и о её любви.

Надо сказать, что классик всегда относился с интересом к «маленьким», «простым людям». Такого человека он сделал героем в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Смысл этого блестящего рассказа заключается в том, что любовь сильна, как смерть. Своеобразность произведения заключается в постепенном и почти незаметном нарастании трагической темы. А ещё присутствует некая шекспировская нота. Она пробивается сквозь причуды смешного чиновника и покоряет читателя.

По-своему интересен рассказ «Чёрная молния» (1912). В нём творчество А. И. Куприна открывается с ещё одной стороны. В данном произведении изображена провинциальная захолустная Россия с её апатией и невежеством. Но также показаны те духовные силы, которые таятся в провинциальных городах и время от времени дают о себе знать.

В годы Первой мировой войны из-под пера классика вышло такое произведение как «Фиалки», воспевающее весеннюю пору в жизни человека. А продолжением стал социальный критицизм, воплощённый в рассказе «Канталупы». В нём писатель рисует образ хитрого дельца и лицемера, наживающегося на военных поставках.

Ещё до войны Куприн начал работать над мощным и глубоким социальным полотном, которое назвал мрачно и кратко – «Яма». Первая часть данной повести была опубликована в 1909 году, а в 1915 году публикация «Ямы» была закончена. В произведении были созданы правдивые образы женщин, оказавшихся на дне жизни. Классик мастерски изобразил индивидуальные черты характеров и мрачные закоулки большого города.

Оказавшись в эмиграции после Октябрьского переворота и Гражданской войны, Куприн начал писать о старой России, как об удивительном прошлом, которое всегда радовало и веселило его. Главная суть его произведений этого периода заключалась в раскрытии внутреннего мира своих героев. При этом писатель часто обращался к воспоминаниям своей юности. Так появился роман «Юнкера», который внёс заметный вклад в русскую прозу.

Классик описывает верноподданнические настроения будущих пехотных офицеров, юношескую любовь, и такую вечную тему как материнскую любовь. Ну и конечно же, писатель не забывает природу. Именно общение с природой наполняет юношескую душу радостью и даёт импульс к первым философским размышлениям.

В «Юнкерах» мастерски и со знанием дела описан быт училища, при этом он представляет собой не только познавательную, но и историческую информацию. Интересен роман и поэтапным формированием юной души. Перед читателем развёртывается хроника духовного становления одного из русских юношей конца XIX – начала XX века. Данное произведение можно назвать элегией в прозе обладающей большими художественными и познавательными достоинствами.

Мастерство художника-реалиста, симпатия к рядовому гражданину с его повседневными житейскими заботами чрезвычайно ярко проявились в очерках-миниатюрах, посвящённых Парижу. Писатель объединил их одним названием – «Париж домашний». Когда творчество А. И. Куприна находилось в стадии становления, он создал цикл очерков о Киеве. И через много лет в эмиграции классик вернулся к жанру городских этюдов, только место Киева теперь занял Париж.

Французские впечатления своеобразно воссоединились с ностальгическими воспоминаниями о России в романе «Жанета». В нём было проникновенно передано состояние неприкаянности, душевного одиночества, неутолённой жажды найти близкую душу. Роман «Жанета» – одно из самых мастерских и психологически тонких произведений и, пожалуй, самое печальное творение классика.

Остроумным и оригинальным по своей сути предстаёт перед читателями сказочно-легендарное произведение «Синяя звезда». В этой романтической сказке главной темой является любовь. Действие сюжета разворачивается в неведомой фантастической стране, где живёт неведомый народ со своей культурой, обычаями, нравами. И в эту неведомую страну проникает смелый путешественник – французский принц. И конечно же, он встречает сказочную принцессу.

И она, и путешественник прекрасны. Они полюбили друг друга, но девушка считает себя дурнушкой, и весь народ считает её некрасивой, хотя и любит за доброе сердце. А дело заключалось в том, что люди, населявшие страну, были настоящими уродами, но считали себя красавцами. Принцесса не походила на своих соотечественников, и её воспринимали как дурнушку.

Отважный путешественник увозит девушку во Францию, и там она осознаёт, что прекрасна, и спасший её принц тоже прекрасен. А ведь она считала его уродом, как и себя, и очень жалела. У этого произведения занимательный добродушный юмор, а сюжет чем-то напоминает старые добрые сказки. Всё это сделало «Синюю звезду» значительным явлением русской литературы.

В эмиграции творчество А. И. Куприна продолжало служить России. Сам писатель жиль интенсивной плодотворной жизнью. Но с каждым годом ему становилось всё труднее и труднее. Иссякал запас русских впечатлений, а слиться с зарубежной действительностью классик не мог. Немаловажной являлась и забота о куске хлеба. А поэтому нельзя не отдать должное талантливому автору. Несмотря на тяжёлые для себя годы, он сумел внести значительный вклад в русскую литературу .

В литературе с именем Александра Ивановича Куприна связан важный переходный этап на рубеже двух столетий. Не последнюю роль в этом сыграл исторический надлом в политической и общественной жизни России. Данный фактор, несомненно, самым сильным образом повлиял на творчество писателя. А. И. Куприн — человек необычной судьбы и крепкого нрава. Почти все его произведения основаны на реальных событиях. Ярый борец за справедливость остро, дерзко и вместе с тем лирично создавал свои шедевры, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Родился Куприн в 1870 году в городке Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий помещик, скоропостижно скончался, когда будущему писателю был всего год. Оставшись с матерью и двумя сестрами, он рос, претерпевая голод и всевозможные лишения. Испытывая серьезные финансовые трудности, связанные со смертью мужа, мать пристроила дочерей в казенный пансион, и вместе с маленьким Сашей перебралась в Москву.

Мама Куприна, Любовь Алексеевна, была гордой женщиной, так как являлась потомком знатного татарского рода, а также коренной москвичкой. Но ей пришлось принять непростое для себя решение — отдать сына на воспитание в сиротское училище.

Детские годы Куприна, проведенные в стенах пансиона, были безрадостными, а внутреннее состояние всегда казалось подавленным. Он ощущал себя не на своем месте, чувствовал горечь от постоянного угнетения его личности. Ведь, учитывая происхождение матери, которым мальчик всегда очень гордился, будущий писатель по мере взросления и становления проявлял себя как эмоциональный, активный и харизматичный человек.

Юность и образование

После окончания сиротского училища Куприн поступил в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус.

Это событие во многом повлияло на дальнейшую судьбу Александра Ивановича и, в первую очередь, на его творчество. Ведь именно с начала учебы в гимназии он впервые выявил в себе интерес к писательству, а образ подпоручика Ромашова из знаменитой повести «Поединок» является прототипом самого автора.

Служба в пехотном полку позволила Куприну побывать во многих отдаленных городах и губерниях России, изучить военное дело, основы армейской дисциплины и муштры. Тема офицерских будней заняла прочные позиции во многих художественных произведениях автора, которые впоследствии вызывали неоднозначные диспуты в обществе.

Казалось бы, военная карьера — судьба Александра Ивановича. Но его бунтарский нрав не позволил этому осуществиться. К слову, служба была совсем чужда ему. Бытует версия, что Куприн, находясь под воздействием алкоголя, сбросил с моста в воду служащего полиции. В связи с этим происшествием он вскоре ушел в отставку и навсегда оставил военное дело.

История успеха

Оставив службу, Куприн испытал острую необходимость в получении всесторонних знаний. Поэтому он стал активно путешествовать по России, знакомиться с людьми, черпать из общения с ними массу нового и полезного для себя. Вместе с тем Александр Иванович стремился попробовать свои силы в разных профессиях. Он приобрел опыт на поприще землемеров, цирковых артистов, рыболовов, даже летчиков. Однако один из полетов чуть не окончился трагедией: вследствие крушения самолета Куприн едва не погиб.

Также он с интересом работал журналистом в различных печатных изданиях, писал заметки очерки, статьи. Жилка авантюриста позволяла ему с успехом развивать все начатое. Он был открыт всему новому и впитывал происходящее вокруг, как губка. Куприн был исследователем по натуре: он жадно изучал человеческую природу, хотел прочувствовать все грани межличностного общения на себе. Поэтому за время военной службы, столкнувшись с явной офицерской распущенностью, дедовщиной и унижением человеческого достоинства, творец в изобличающей манере сформировал основу для написания известнейших своих произведений, таких как «Поединок», «Юнкера», «На переломе (Кадеты)».

Сюжеты всех своих произведений писатель строил, опираясь исключительно на личный опыт и воспоминания, полученные им за время службы и путешествий по России. Открытость, простота, душевность изложения мыслей, а также достоверность описания образов персонажей стали залогом успеха автора в литературной стезе.

Творчество

Куприн всей душой рвался к своему народу, а его взрывной и честный характер, обусловленный татарским происхождением матери, не позволил бы искажать на письме те факты о жизни людей, свидетелем которых он стал лично.

Однако не всех своих персонажей Александр Иванович осуждал, даже выводя на поверхность их темные стороны. Будучи гуманистом и отчаянным борцом за справедливость, Куприн образно продемонстрировал эту свою особенность в произведении «Яма». В нем повествуется о жизни обитательниц публичных домов. Но писатель не заостряет внимание на героинях как падших женщинах, напротив, он предлагает читателям разобраться в предпосылках их падения, в терзаниях их сердец и душ, предлагает разглядеть в каждой распутнице, прежде всего, человека.

Темой любви пропитано не одно произведение Куприна. Наиболее ярким из них является повесть « «. В ней, как и в «Яме», присутствует образ рассказчика, явного или неявного участника описываемых событий. Но рассказчик в «Олесе» — один из двух основных персонажей. Это повесть о благородной любви, отчасти ее недостойной считает себя героиня, которую все принимают за ведьму. Однако ничего общего девушка с ней не имеет. Напротив, ее образ воплощает в себе все возможные женские добродетели. Финал повести нельзя назвать счастливым, ведь герои не воссоединяются в своем искреннем порыве, а вынуждены утратить друг друга. Но счастье заключается для них в том, что им довелось в жизни испытать силу всепоглощающей взаимной любви.

Конечно, отдельного внимания заслуживает повесть «Поединок» как отражение всех ужасов армейских нравов, царивших тогда в царской России. Это яркое подтверждение черт реализма в творчестве Куприна. Возможно, именно поэтому повесть вызвала шквал негативных отзывов критиков и общественности. Герой Ромашова в том же звании подпоручика, что и сам Куприн, ушедший некогда в отставку, подобно автору, предстает перед читателями в свете неординарной личности, чей психологический рост мы имеем возможность наблюдать от страницы к странице. Эта книга принесла широкую известность своему создателю и по праву занимает одно из центральных мест в его библиографии.

Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд. В частности, Александр Иванович любил писать и для детей. Некоторые его рассказы («Белый пудель», « «, «Скворцы»), несомненно, заслуживают внимания целевой аудитории.

Личная жизнь

Александр Иванович Куприн был женат дважды. Первой супругой писателя стала Мария Давыдова, дочь известного музыканта-виолончелиста. В браке родилась дочь Лидия, скончавшаяся в дальнейшем во время своих родов. Появившийся на свет единственный внук Куприна погиб от ран, полученных в ходе Второй Мировой Войны.

Второй раз писатель женился на Елизавете Гейнрих, с которой он прожил до конца своих дней. В браке родились две дочери, Зинаида и Ксения. Но первая умерла в раннем детстве от воспаления легких, а вторая стала известной актрисой. Однако продолжения рода Куприных не последовало, и на сегодняшний день у него не осталось прямых потомков.

Вторая супруга Куприна пережила его всего на четыре года и, не выдержав тяжелого испытания голодом во время блокады Ленинграда, покончила с собой.

  1. Куприн гордился своим татарским происхождением, поэтому часто надевал национальный кафтан и тюбетейку, выходя в таком облаченье на люди, ходил в гости.
  2. Отчасти благодаря знакомству с И. А. Буниным, Куприн стал писателем. Бунин однажды обратился к нему с просьбой написать на интересующую его тему заметку, что и положило начало литературной деятельности Александра Ивановича.
  3. Автор славился своим обонянием. Однажды в гостях у Федора Шаляпина он поверг всех присутствующих в шок, затмив приглашенного парфюмера своим уникальным чутьем, безошибочно распознав все компоненты нового аромата. Иногда при знакомстве с новыми людьми Александр Иванович обнюхивал их, тем самым ставя всех в неловкое положение. Говорили, что это помогало ему лучше понять сущность того человека, который перед ним.
  4. За всю свою жизнь Куприн сменил около двадцати профессий.
  5. После знакомства в Одессе с А. П Чеховым писатель поехал по его приглашению в Петербург для работы в известном журнале. С той поры автор приобрел репутацию дебошира и пьяницы, так как часто принимал участие в увеселительных мероприятиях в новой для себя среде.
  6. Первая жена, Мария Давыдова пыталась искоренить некую неорганизованность, присущую Александру Ивановичу. Если тот засыпал во время работы, она лишала его завтрака, либо запрещала входить в дом, если не были готовы новые главы произведения, над которым он в то время трудился.
  7. Первый памятник А. И. Куприну был установлен лишь в 2009 году в Балаклаве в Крыму. Связано это с тем, что в 1905 году во время Очаковского восстания матросов писатель помог им спрятаться, тем самым сохранив их жизни.
  8. Про пьянство литератора ходили легенды. В частности, остряки повторяли известную поговорку: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Смерть

Литератор вернулся из эмиграции в СССР в 1937 году, но уже с подорванным здоровьем. Он питал надежды на то, что на Родине откроется второе дыхание, он поправит состояние и сможет снова писать. В то время зрение Куприна стремительно ухудшалось.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Иванович Куприн – талантливый и самобытный русский писатель конца XIX - начала XX века. Личность Куприна, как и его творчество – это взрывоопасная смесь дворянина, благородного разбойника и нищего странника. Огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния.

Биография Куприна кратко

Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в Пензенской губернии. Отец его был мелким чиновником дворянского происхождения, а родословная матери имела татарские корни. Мальчик рано осиротел и почти семнадцать лет находился в военных казенных учреждениях – сиротский дом, гимназия, кадетское, а позже, юнкерское училища. Интеллектуальные задатки пробились сквозь панцирь военной муштры, и у юного Александра появилась и окрепла мечта стать поэтом или писателем. Вначале были юношеские стихи, но после военной службы в провинциальных гарнизонах, появляются первые рассказы и повести. Сюжет этих произведений начинающий писатель берет из собственной жизни. С рассказа "Дознание”, написанного в 1894 году, начинается творческая жизнь Куприна. В этом же году он уходит в отставку и отправляется странствовать по югу России. Кем только не был Куприн за время странствия – разгружал баржи на киевских пристанях, принимал участие в спортивных состязаниях атлетов, работал на заводе в Донбассе, служил лесным объездчиком на Волыни, учился на зубного техника, играл в провинциальном театре и в цирке, работал землемером. Эти странствия обогатили его жизненный и писательский опыт. Постепенно Куприн становится профессиональным литератором, печатая свои произведения в провинциальных газетах.Не приняв октябрьскую революцию, Куприн эмигрирует и до 1937 года живет за границей. Ностальгия по родине отозвалась не только творческим спадом, но и физическим нездоровьем. Всего только год прожил в России Куприн, после возвращения, и в августе 1938 года он умер.

Творчество Куприна

В 1896 году Куприн пишет и публикует повесть "Молох”, которая является началом нового этапа в творческой жизни начинающего писателя и совершенно новым произведением для русской литературы. Капитализм, не смотря на его прогрессивность – это безжалостный молох, пожирающий жизни и судьбы людей для получения материальной прибыли. В 1898 году он печатает повесть "Олеся”, первую из его немногочисленных произведений о любви. Наивная и прекрасная в своей наивности, чистая любовь лесной девушки, или как ее зовут в округе "колдуньи” Олеси, разбивается о робость и нерешительность ее возлюбленного. Человек иного круга и мировоззрения смог разбудить любовь, но не сумел защитить свою возлюбленную. С начала нового, 20 века, Куприн начинает печататься в петербургских журналах. Герои его произведений – простые люди, умеющие сохранить честь и достоинство, не предать дружбу. В 1905 году выходит повесть "Поединок”, которую автор посвящает Максиму Горькому. О любви и человеческой преданности пишет Александр Иванович в рассказе "Суламифь” и повести "Гранатовый браслет”. Не так уж много найдется произведений в мировой литературе, где описывают так тонко безнадежное, безответное, и одновременно, самоотверженное чувство любви, как это делает Куприн в "Гранатовом браслете”.

  • Александр Куприн и сам большой романтик, даже в чем-то авантюрист. В 1910 году он поднимается на воздушном шаре.
  • В этом же году, но чуть позже, совершает одним из первых в России полет на аэроплане.
  • Опускается на морское дно, изучая водолазное дело, и дружит с Балаклавскими рыбаками. И потом все, кого он встречает в жизни, появляются на страницах его произведений – от капиталиста–миллионера до нищего попрошайки.