Александр Сергеевич Грибоедов. (1795-1829).
Личность и судьба.
Цели: познакомить с личностью и творчеством А.С. Грибоедова, проследить творческую историю комедии «Горе от ума».
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Целевая установка. Среди гениальных художников немногие остались авторами одного-единственного произведения , которое бы обессмертило имя писателя и стало бесконечно близким и дорогим не только для современников и соотечественников... Такова судьба Александра Сергеевича Грибоедова и его знаменитой комедии «Горе от ума».
Слово о драматурге.
Родился в Москве , в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно ранее и стремительное умственное развитие . В 13 лет он уже окончил Московский университет со степенью кандидата .
В возрасте 7-8 лет Грибоедов был зачислен в Московский университетский благородный пансион - одно из лучших в ту пору средних учебных заведений.
Состав воспитанников был также чрезвычайно удачный: в конце Х V III и начале ХIХ в. через пансион прошли В.А. Жуковский, кн. В.Ф. Одоевский, Грибоедов, позднее Лермонтов, вереница поэтов, ученых, государственных деятелей... Воспитанники издавали свои собственные журналы и сборники. Кроме того, в пансионе издавна существовал хорошо оборудованный театр ... Поступив в пансион, Грибоедов быстро выдвинулся там благодаря своим дарованиям и хорошей домашней подготовке.
В пансионе Грибоедов пробыл около трех лет . 30 января 1806 г. он уже поступил в Московский университет . Александру Сергеевичу было тогда одиннадцать лет. Объяснить это можно только блестящими дарованиями Грибоедова и его прекрасной предварительной подготовкой.
Склонность к литературе сказалась рано, и Грибоедов при поступлении выбрал словесное отделение тогдашнего философского факультета. Через два с половиною года, 3 июня 1808 г., Александр Сергеевич уже был произведен в кандидаты словесных наук , а в аттестате были отмечены прекрасные успехи молодого студента. Такого аттестата тогда было достаточно, чтобы считать образование законченным и искать успехов на государственной службе. Но Грибоедов остался в университете и продолжал свое образование теперь уже на юридическом факультете . Прошло еще два года, и 15 июня 1810 г. он получил степень кандидата. Грибоедов «учился страстно», как засвидетельствовал один современник. Он снова остался в университете и пробыл в нем вплоть до закрытия в 1812 г., изучая еще математику и естественные науки . В 1812 г. он был уже готов к испытанию для поступления в чин доктора. Порыв патриотизма увлек поэта на военную службу, и поприще науки уже навсегда было оставлено .
Итак, Грибоедов проучился в университете шесть с половиной лет, получил два диплома, прошел науки трех факультетов и только случайно не получил высшей ученой степени. К этому следует еще прибавить, что он владел французским, немецким, английским и итальянским языками (впоследствии изучил еще 5 языков). Ко всему этому Грибоедов обладал даром музыканта: превосходно играл на фортепиано, органе, флейте, занимался теорией музыки, сам сочинял (сохранились два вальса Грибоедова ). Эта поистине исключительная разносторонность прямо-таки потрясает.
В студенческие годы началось увлечение Грибоедова театром и литературой.
В период пребывания в университете формируются передовые взгляды Грибоедова : вместе с другими студентами он читает произведения Радищева, Фонвизина, изучает отечественную историю, знакомится с французской просветительской философией Х V III в., увлекается освободительными идеями. А.С. Пушкин позднее отзовется о нем как об одном «из самых умных людей в России».
Учение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в Грибоедове пламенную любовь к Родине . В первые дни Отечественной войны 1812 г. он поступает добровольцем в гусарский полк . Непосредственно в военных действиях Грибоедов не участвовал, но рассказы о великих событиях - о Бородинской битве и разгроме армии Наполеона - не могли не волновать молодого офицера.
В конце 1815 г. Грибоедов подал просьбу об отставке и, получив ее в 1916 г., переехал в Петербург . Он решил служить в Коллегии иностранных дел. В ожидании службы Грибоедов ведет в столице вольную жизнь в среде литераторов, актеров, друзей. В июне 1817 г. Грибоедов поступил на службу в Коллегию иностранных дел (одновременно с Пушкиным и Кюхельбекером). В это время Грибоедов совмещает дипломатическую службу с литературной деятельностью (пишет пьесы совместно с другими авторами, статьи, стихи).
В конце августа 1818 г. Грибоедов был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии и выехал из Петербурга на Восток . В Персии Грибоедов изучает персидский и арабский языки. «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству», - так считает поэт.
В 1822 г. Грибоедова переводят по службе в Тифлис на должность секретаря по дипломатической части при генерале А.П. Ермолове . Грибоедов попадает в благоприятную для себя политическую среду и начинает плодотворно работать над первыми двумя актами «Горя от ума».
В 1824 г. он заканчивает комедию . Однако надежды Грибоедова на публикацию не сбылись: ни литературная, ни театральная цензура полный текст произведения не пропустила . Напечатать удалось лишь отрывки из комедии. Но, официально запрещенная царской цензурой к печатанию и постановке, комедия Грибоедова быстро распространилась в списках по всей России.
Литературные деятели Северного тайного общества воспользовались предстоящими отпусками офицеров для распространения в рукописи комедии Грибоедова «Горе от ума», не надеясь никаким образом на дозволение напечатать ее. Несколько дней подряд они собирались у Одоевского, у которого жил Грибоедов, чтобы в несколько рук списывать комедию под диктовку. Лишь в 1862 г. комедия была полностью напечатана.
Пушкин познакомился с комедией «Горе от ума» через И.И. Пущина, который привез ему в Михайловское в подарок один из рукописных списков. Пушкин остался очень доволен комедией.
В журнальном обзоре русской литературы Бестужев писал, пренебрегая тем, что комедия еще не напечатана: «Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».
В конце 1825 г. Грибоедов возвращается на Кавказ. Здесь его и застают декабрьские события. В канцелярию Ермолова поступает предписание об аресте Грибоедова. Ермолов предупреждает об этом Грибоедова, и тот успевает уничтожить компрометирующие его письма, бумаги. В течение четырех месяцев он находится в Петербурге на гауптвахте Главного штаба под следствием. Но доказать его принадлежность к какому-либо из тайных обществ власти не смогли, поэтому Грибоедов был освобожден из-под ареста . Однако царская полиция уже не упускала из виду автора «Горя от ума».
В 1828 г. Туркманчайским мирным договором, выгодным для России, заканчивается война с Персией , большая доля заслуги в этом принадлежит Грибоедову. Царь внешне оценил его старания, наградил и назначил полномочным министром в Персию , но Грибоедов ясно понимал истинную цену царской награды: вместо свободы для себя и творчества ему предстоит вести наблюдение за исполнением туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию и освободить российских пленных для отправки домой . Деятельность осложнялась крайней бедностью страны после войны, ростом антирусских и антиправославных настроений, фанатизмом суеверной толпы и интригами англичан, препятствующих установлению мира между Россией и Персией.
По пути в Персию Грибоедов задерживается на некоторое время в Тифлисе, где в августе 1828 г. венчается с Ниной Чавчавадзе - дочерью своего друга, известного грузинского поэта и общественного деятеля Александра Чавчавадзе.
А в декабре он выехал в Тегеран для встречи с шахом. Он уже собирался в обратный путь, когда к нему за помощью обратились две армянки и евнух. Они попросили убежище, затем чтобы их переправили на родину. Как русский посол Грибоедов не мог отказать им. Но фанатичное духовенство сочло поступок русского министра осквернением мусульманских законов и оскорблением шаха . Это сумело воспламенить толпу, которая ворвалась в русскую миссию и устроила погром. Все, кроме секретаря миссии, были перебиты. Грибоедова тоже убили . Его тело, привязанное за ноги к повозке, таскали по городу несколько дней. Он был обезображен до неузнаваемости. Труп опознали только по простреленной в молодости на дуэли руке.
Так погиб выдающийся дипломат, автор знаменитой комедии «Горе от ума».
История замысла.
История создания комедии даже для современников оставалась загадкой. Нет точной даты, связанной с появлением ее замысла. По свидетельству С.Н. Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 г., но работать над ней драматург начал только в 1820 г.
В 1820 г. в Персии, Грибоедову приснился Петербург, дом князя А. А. Шаховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал поклоны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.
Во сне Грибоедов видит себя рядом с князем, слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом переходит в наступление:
- Дайте мне обещание, что напишете.
- Что же вам угодно?
- Сами знаете.
- Когда же должно быть готово?
- Через год непременно.
- Обязываюсь.
- Через год, клятву дайте...
Пробудившись, Грибоедов поклялся: «Во сне дано, наяву исполнится...»
И он сдержал слово, правда, с некоторым опозданием: не через год, а через четыре. В 1924 г. он привез в Петербург «Горе от ума».
Грибоедов хотел увидеть свою комедию на сцене, но на нее был наложен запрет. Комедия дошла до читателей в рукописном виде. И даже в таком виде она имела ошеломительный успех. Поставлена была уже после смерти Грибоедова.
История замысла комедии «Горе от ума» чтение учебника стр. 147.
Как вы понимаете эпиграф к комедии?
Какое первое название дал Грибоедов своей комедии? Почему он сменил название? (Просветители обожествляли ум и разум, а у Грибоедова ум – это причина несчастий)
К какому литературному направлению тяготеет «Горе от ума»? (классицизм).
V . Домашнее задание.
Творчество поэтов-декабристов.
Грибоедов был участником Отечественной войны 1812 г.: он вступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал.
После выхода в отставку в 1816 г. Грибоедов живет в Петербурге. Служба в Коллегии иностранных дел сближает его с А. С. Пушкиным и В. К- Кюхельбекером. Грибоедов расширяет круг знакомых, среди которых А. И. Одоевский, С. П. Трубецкой, П. Г. Каховский, М. Ф. Орлов. Он знакомится с театральным миром: артистами Сосницким, Семеновой, Вальберховой, позднее - с Каратыгиным. Грибоедов много пишет для сцены, участвует в литературной полемике. Жизнь бурлила вокруг Грибоедова, и он не оставался безучастным к ней. И близость к декабристам, и возникший около этого времени замысел комедии «Горе от ума» свидетельствовали о том, что, уезжая в 1818 г. на службу в Персию в качестве секретаря русской дипломатической миссии в Тегеране, Грибоедов уже понял общественно-политическую коллизию своего времени. В Петербурге Грибоедов наблюдал зарождение революционного движения.
С 1822 г. Грибоедов служит в Тифлисе при генерале А. П. Ермолове. И здесь его окружали друзья и единомышленники. В дружеской атмосфере общения с Ермоловым и Кюхельбекером Грибоедов начал усиленную работу над давним замыслом «Горя от ума» и написал в Тифлисе первые два действия комедии.
Наиболее важными были московский и петербургский периоды жизни Грибоедова с весны 1823 по май 1825 г. Писатель вернулся из Тифлиса в долгосрочный отпуск и с головой окунулся в бурную общественную и литературную жизнь. Здесь Грибоедов имел возможность на балах и раутах еще раз столкнуться с нравами реакционной фаму-совской Москвы, холодного, официального Петербурга и всем сердцем и умом осознать благородную миссию молодых поборников свободы, таких, как его Чацкий.
Летом 1823 г. Грибоедов уехал в тульскую деревню своего приятеля С. Н. Бегичева, где с исключительным творческим подъемом работал над третьим и четвертым действиями «Горя от ума». В июне 1824 г. Грибоедов уже читает комедию в литературных салонах Петербурга и приятельских кружках. В это время в Петербурге готовится революционное выступление декабристов, в котором примут участие почти все друзья Грибоедова. Он познакомился здесь с К. Ф- Рылеевым, А. А. Бестужевым, долгое время жил в одной квартире с А. И. Одоевским, где под диктовку переписывалось во множестве экземпляров «Горе от ума» для распространения по всей России.
Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали все более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и все более отчетливое осознание исторической роли народа.
Литературно-критические взгляды А. С. Грибоедова в значительной степени предопределяли реалистический художественный метод «Горя от ума». Вместе с тем столь целостное по своей основной мысли и настроению, согретое неподдельным авторским лиризмом, гениальное творение имело сложную творческую предысторию. Оно связано с ранними драматургическими опытами писателя.
В 1815 г. Грибоедов написал комедию в стихах «Молодые супруги», являющуюся переделкой пьесы французского драматурга Крезе де Лессера «Семейная тайна». В 1817 г. совместно с П. А. Катениным он написал комедию-памфлет «Студент», а с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким - комедию «Своя семья, или Замужняя невеста». Несколько позднее совместно с А. А. Жандром он перевел с французского языка комедию Барта «Притворная неверность». Конечно, «Горе от ума» резко отличается от этих пьес. Но и в них проявился талант драматурга. Характерной особенностью уже ранней драма- (тургии Грибоедова является ее сценичность: она рассчитана на живое < воплощение в актерской игре. Грибоедов писал для театра и сам смотрел свои пьесы из зрительного зала. Молодой драматург изучил лучшие драматургические приемы французского и русского классицизма, выдвигавшего важное требование: комедия должна быть сценичной, стройной в отношении архитектоники, с четкой завязкой и развязкой, стремительной по развитию действия.
Тогдашний комедийный репертуар развивался по двум линиям: А. А. Шаховский и М. Н. Загоскин писали злободневные сатирические комедии, которые всегда были «уроками», полными намеков на современников, а Н. И. Хмельницкий писал комедии на светские темы,
часто заимствуя сюжеты из французских источников. На основании «Молодых супругов» и «Притворной неверности» Грибоедова нередко относили к «светской» школе Хмельницкого. Но это крайне одностороннее мнение. Грибоедов уже в эту пору, усваивая достижения той и другой школы, искал свой путь. Именно этим объясняется его одновременное сотрудничество с Шаховским и Хмельницким. Таким образом, полемика с литературными противниками, отталкивание от различных традиций в драматургии - характерная черта раннего творчества Грибоедова.
Несмотря на условный литературно-полемический подтекст, комедия «Студент» в целом строится на бытовом материале. Комический эффект производит фигура студента и поэта-мечтателя Беневольско-го, который просит руки воспитанницы Вареньки и надоедает всем своими чувствительными виршами. О нем даже его слуга Федька говорит: «Пойду возьму свои пожитки да поищу себе барина потолковее». В пьесе есть удачные сцены в духе бытового реализма. Это особенно заметно в обрисовке помещика Звездова, его жены, гусарского ротмистра Саблина и воспитанницы, которая хорошо чувствует, «каково быть сиротой». Возможно, что эти сцены написал Грибоедов. Во всяком случае, его стиль чувствуется в колоритной речи хозяина дома - самодура-помещика Звездова.
Еще ближе к быту комедия «Своя семья, или Замужняя невеста». Из предисловия Шаховского к отдельному изданию комедии точно известно, какие сцены написал Грибоедов (начало второго действия до ухода Мавры Савишны). В этих сценах угадываются некоторые приемы будущего автора «Горя от ума». Несмотря на легкость чисто комедийной интриги и традиционный напевный александрийский стих, в отдельных ситуациях и речевых характеристиках начинают выступать правдивые черты нравов провинциального барства.
По линии бытовой правды и мастерству языка связь между ранним творчеством Грибоедова и «Горем от ума» очевидна и давно установлена. Более сложным является вопрос о возникновении в творческом сознании Грибоедова образа Чацкого. Здесь разрыв между ранними пьесами и «Горем от ума» наиболее разителен. Несомненно, образ Чацкого складывался в сознании драматурга постепенно, параллельно с ростом политического движения в стране. В тирадах Чацкого мы угадываем хорошо знакомую Грибоедову обличительную патетику революционно-романтической поэзии. Однако и в раннем комедийном творчестве Грибоедова можно найти подступы к образу Чацкого. Хотя «Притворная неверность» является всего лишь вольным переводом французской пьесы XVIII в., объяснение Рославлева с Лизой сильно напоминает аналогичную сцену объяснения Чацкого с Софьей. Точно так же монолог героя в начале пьесы, полный сарказма против высшего света, его нравов и предрассудков, предваряет монолог Чацкого «А судьи кто?..». Рославлев говорит о тех, кто судит о его «странностях»:
Прелестницы, с толпой вздыхателей послушных, И общество мужей, к измене равнодушных, И те любезники, которых нынче тьма:
Без правил, без стыда, без чувств и без ума, И в дружбе, и в любви равно непостоянны. Вот люди!.. И для них мои поступки странны, Я не похож на них, так чуден всем кажусь.
Четыре последние строчки отсутствуют у Барта и являются оригинальными стихами Грибоедова. А именно они наиболее сближают Рославлева с Чацким. Душевные переживания героя, его отношение к любимой девушке и к обществу намечают уже обе линии «Горя от ума» - любовную и политическую.
Относительно оценки позднейшего творчества А. С. Грибоедова существуют различные мнения. Н. К- Пиксанов считает, что Грибоедов - «литературный однодум» и после «Горя от ума» его творчество было неудачным. Это мнение оспаривает М. В. Нечкина, и к ней, по существу, присоединяется В. Н. Орлов. Оба автора отмечают идейную важность творческих замыслов Грибоедова, оставшихся незавершенными. Для правильного решения этого вопроса необходимо разобраться как в идейной, так и в художественной стороне замыслов писателя.
Грибоедов мечтал создать ряд высоких трагедий, но до нас дошли лишь наброски планов и отдельные сцены. Дополнительные сведения о замыслах писателя находим у мемуаристов. С. Н. Бегичев рассказы-
вает о замысле пролога в двух актах под названием «Юность вещего», посвященного М. В. Ломоносову и предназначавшегося для открытия нового театра в Москве (ныне Большой театр). Замысел, видимо, относится еще к концу 1824 г. Вероятно, летом 1825 г. в Крыму Грибоедов начал писать трагедию из эпохи борьбы русских с половцами (сохранился отрывок без заглавия, условно называемый «Серчак и Итляр»), Наиболее интересными были замыслы трагедии «Рода-мист и Зенобия» (сохранилось схематическое изложение двух первых актов в чужой записи), исторической драмы о 1812 г. (сохранился план драмы и одна сцена) и трагедии «Грузинская ночь» (сохранились две сцены и изложение содержания всей трагедии мемуаристом).
После разгрома восстания декабристов мысль Грибоедова настойчиво билась над решением вопроса о причинах, вызвавших революционное движение и его разгром. Писатель не сошел с однажды избранного им пути, он, как и А. С. Пушкин, оставался верным заветам и памяти декабристов. Но, как и Пушкин, он еще более четко осознал обреченность заговорщической тактики и решающую роль народа в борьбе за свободу.
Неосуществленные творческие замыслы Грибоедова свидетельствуют о его ненависти к крепостничеству и угнетению: в трагедии «Грузинская ночь» рассказывалось о том, как грузинский князь отдал другому князю в обмен на коня сына своей кормилицы; отчаявшаяся мать старается отомстить князю; гибнет его дочь, гибнет и сама кормилица.
Особенно замечателен был замысел драмы о 1812 г. В центре пьесы - «всеобщее ополчение без дворян», героем которого является крестьянин М *. Записи в плане весьма выразительны: «Зимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертей», «подвиги М *», затем сцена в Вильне, «отличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М * в пренебрежении у военачальников. Отпускается восвояси с отеческими наставлениями к покорности и послушанию». Последняя пометка в плане свидетельствует о трагическом конце героя: «Прежние мерзости. М * возвращается под палку господина,
который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние самоубийство». Что
скрывается под этим многоточием - нам неизвестно, но, возможно, и месть господину. Мы видим, как глубоко проник Грибоедов в народный характер Отечественной войны 1812 г.
Несомненно, одной из причин, помешавших писателю завершить свои смелые замыслы, была реакция, наступившая после разгрома декабристов. Недаром Грибоедов писал Бегичеву 9 декабря 1826 г.: «Кто нас уважает, певцов истинно-вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов?.. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов». Грибоедов считает, что героическое время прошло. В том же письме он добавляет: «Читай Плутарха и будь доволен тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторятся». Нечего было и мечтать увидеть в печати драму о 1812 г. Ведь и «Горе от ума» оставалось под запретом.
Но была и внутренняя причина незавершенности этих замыслов Ни один из них в драматургическом отношении не поднимался до «Горя от ума». Важнейшими качествами комедии Грибоедова, как мы говорили, были высокая идейность, злободневность и сценичность. Этих качеств не могла заменить ни глубина исторических параллелей, ни яркость аллегорических намеков на современность. А именно в параллели с современностью весь смысл «Родамиста и Зенобии», в иносказании - смысл «Грузинской ночи».
Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 г. Ее реалистическое и острополитическое содержание сочеталось со сценами фантасмагорических видений, которые нарушали общий характер пьесы. Здесь, наряду со сценами на Красной площади и под Москвой, передающими народный ха-.| рактер войны, должна была быть сцена в Архангельском соборе, где I на призыв «трубного гласа архангела» возникали «тени давно усоп- у ших исполинов - Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч.». Эти тени «пророчествуют о године искупления для России... Хор бесплотных провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезают». Все эти мистериальные мотивы слишком противоречили реалистическому в общем замыслу. Подобным образом и в «Юности вещего» показывалось, как сыну рыбака Ломоносову, почувствовавшему свой завидный удел, покровительствует некий «неведомый муж, богомолец», который оказывается его «таинственным спутником» во время побега из дома.
В чем же тут дело? Ведь и Пушкин жил в годы реакции, но его творчество все более развивалось по пути реализма. Расширение круга исторических и западноевропейских тем в его творчестве не мешало росту реализма. Осуществляя один замысел за другим, Пушкин все глубже разрабатывал жизненные социально-психологические конфликты. А ведь Грибоедов пришел к реализму одновременно с Пушкиным и независимо от него. Дело в том, что грибоедовское мировоззрение и грибоедовский реализм никогда не были тождественны мировоззрению и реализму Пушкина. Мы не знаем текстуальной творческой истории «Горя от ума» (черновики не сохранились), но вполне реалистические формы комедии, особенно в отношении образа Чацкого, были найдены не сразу. Обратим внимание на предисловие, которое Грибоедов написал к предполагавшемуся изданию комедии: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Гакова судьба всякому, кто пишет для сцены...» Итак, совершенствуя «Горе от ума», Грибоедов полагал, что он в какой-то мере его портит... В жанре трагедии ничто не побуждало автора стеснять свои «возвышенные» замыслы, а «суетного желания» видеть их на сиене, вероятно, не было. В трагедии Грибоедов в большей степени, чем в комедии, был связан с поэтикой декабристов. В этом жанре сильнее проявлялся
романтизм декабристов. Историзм и народность Грибоедова еще слишком зависели от передового романтизма, чтобы драматург вполне и во всех жанрах литературного творчества мог оторваться от его традиций.
Романтики-декабристы искали исконные черты русской народности прежде всего в национальной старине, в народных нравах и обрядах, в вечевой вольности. До социальной трактовки народности они не поднимались. Пушкин пошел дальше: в «Борисе Годунове» он показал народ в качестве решающей силы истории, он воспел Разина, нарисовал образ Пугачева. Грибоедов занимает противоречивые позиции. В очерке «Загородная поездка» (1826), в которой писатель вслед за своим Чацким с горечью говорит о разобщении между народом и классом господ, главная забота Грибоедова состоит в том, чтобы народ «хотя по языку нас не считал за немцев». Грибоедов толкует здесь о дворянском классе суммарно, называя его «поврежденным классом полуевропейцев», к которому причисляет и себя. Грибоедов полагает, что на почве романтически и этнографически понимаемой им народности (песни, язык, одежда) возможно единение народа и господ. А пока «народ единокровный,- восклицает Грибоедов,- наш народ разрознен с нами и навеки!»
Поэтому, естественно, народное и героическое для своих трагедий Грибоедов пытается искать в прошлом. К такой трактовке теперь примешивается сознание того, что «эти характеры более не повторятся » (вспомним замечание Грибоедова о Плутархе). В июне 1825 г. Грибоедов писал В. Ф. Одоевскому: «Сам ц,я древнем Киеве; надышался здешним воздухом и скоро еду далее. Здесь я пожил с умершими: Владимиры и Изяславы совершенно овладели моим воображением» (Грибоедов предполагал написать трагедию о Владимире Святом).
Этот же мотив героической старины, противопоставленный сегодняшним будням, звучит и в замечательной элегической думе Грибоедова «Прости, Отечество!», которую можно датировать временем после поражения декабристов. Грибоедов спрашивает, в чем же теперь мудрость жизни, когда пришлось
Свободу схоронить в могилу,
И веру в собственную силу,
В отвагу, дружбу, честь, любовь!!!
Есть только один выход:
Займемся былью стародавной. Как люди весело шли в бой, Когда пленяло их собой Что так обманчиво и славно!
Весьма вероятно, что это стихотворение было прологом или лирическим вступлением к какой-то поэме о героическом прошлом русского
народа. Но оно является частью и общей программы трагедийных замыслов Грибоедова после разгрома восстания декабристов.
И все же необходимо оценить все значение идейной стороны новых замыслов Грибоедова, и особенно драмы о 1812 г. В набросках этой драмы он трактует проблему народности социально: помещичий класс - душитель свободы. Но в этих идеях и замыслах были историческая ограниченность и непреодоленные традиции гражданского романтизма, которые помешали писателю создать новые законченные реалистические произведения.
Главной заслугой Грибоедова перед русской литературой является создание «Горя от ума». Глубина изображения жизни, пафос свободолюбия, яркая типичность образов, меткий, афористический язык сделали комедию Грибоедова вечно юным и злободневным произведением.
Александр Грибоедов является великим русским драматургом, поэтом, музыкантом и статским советником. Мало кому известно о том, что помимо писательской деятельности, он был еще и выдающимся дипломатом.
В 1808 г. юноша продолжил учебу в том же университете на этико-политическом факультете.
Через 2 года он получил степень кандидата прав и остался в учебном заведении изучать и естественные науки.
Параллельно с этим Грибоедов интересовался музыкой, и даже сочинял композиции. К сожалению, из его музыкального до наших дней дошло только 2 вальса.
Окружение Грибоедова
Друзьями Грибоедова были дети из дворянских семей. Помимо этого он имел близкие отношения с будущими , обсуждая с ними разные «запретные» темы. В этом плане он был похож на другого великого писателя – .
Александр обладал острым чувством юмора, а также являлся чрезвычайно сообразительным, находчивым и веселым человеком. Благодаря этим качествам он был душой любой компании.
Также Грибоедов любил беседовать с людьми, принадлежащими к числу интеллигенции. Он часто проводил время с дипломатами, поэтами, артистами и музыкантами.
Интересен факт, что с Грибоедовым поддерживал дружеские отношения , считая его одним из самых умных людей .
В 19-летнем возрасте он написал комедию «Молодые супруги». После ее постановки в театрах , комедия получила множество положительных отзывов со стороны простых зрителей и критиков.
После этого Грибоедов написал еще несколько произведений, а также перевел на французскую комедию «Притворная неверность».
Дуэль
Однажды поручик Шереметьев признался Грибоедову в том, что танцовщица, которую он любил, изменила ему с графом Завадовским.
В связи с этим Шереметьев вызвал графа на дуэль, попросив Грибоедова стать его секундантом.
Александр Сергеевич долго уговаривал приятеля, чтобы тот отказался от этой затеи, однако тот ни за что не соглашался.
В итоге дуэль состоялась, а бедный поручик был смертельно ранен в живот.
Возможно, дело бы на том и закончилось, однако между Якубовичем, секундантом Завадского, и Грибоедовым произошла ссора, которая тоже привела их к дуэли.
Но поскольку раненого Шереметьева пришлось срочно везти в больницу, поединок решили перенести.
В результате дуэль состоялась в следующем, 1818 году. На ней поэт был ранен в кисть.
Политическая биография
В 1818 г. царский чиновник Симон Мазарович предложил Грибоедову занять должность секретаря посольства в Персии, на что тот сразу же согласился.
За 3 года работы Александр Сергеевич в совершенстве овладел новым для себя языком.
Он даже начал сочинять стихи на персидском языке. Однако пребывание на чужбине тяготило дипломата, и он постоянно мечтал о возвращении на Родину.
Обладая глубоким умом и высокой культурой, Грибоедов сумел добиться выдающихся результатов на дипломатическом поприще.
Он внес огромный вклад в составление Туркманчайского договора, а также сыграл важную роль во время русско-персидской войны.
В Тегеране Александр Грибоедов работал над мирным договором, условия которого персы никак не желали выполнять.
Вскоре в биографии дипломата произошло роковое событие, повлекшее за собой трагическую смерть.
Инцидент в посольстве
Занимаясь дипломатическими делами, Грибоедов сумел забрать из гарема премьер-министра Персии Аллаяр-хана двух армянок, которых он планировал отправить на родину.
Однако оскорбленный Аллаяр-хан стал тайно подстрекать народ к волнениям. Это привело к тому, что толпа религиозных фанатиков начала угрожать жизни дипломата.
Здесь следует добавить еще один факт. Дело в том, что у Грибоедова был слуга по имени Александр. Так вот когда бывших наложниц привели в посольство, чтобы потом отправить их в , слуга начал приставать к ним.
Женщины, не желавшие уезжать на родину, где их ждала нищета, воспользовались моментом и, выскочив на улицу, стали кричать, что их бесчестят.
В ту же минуту разъяренная толпа персов набросилась на тех, кто был в посольстве. Началась кровавая резня, во время которой были убиты охранники и все чиновники со слугами.
Смерть Грибоедова
Когда обезумевшая толпа ворвалась в комнату Грибоедова, он с удивительным спокойствием спросил, чего они хотят. Поскольку дипломат разговаривал на чистом персидском языке, это смутило бушующий народ.
Однако внезапно на голову Александра Сергеевича упал камень, так как мятежники к тому времени уже разобрали перекрытие.
Тут же на потерявшего сознание дипломата набросилось несколько десятков ослепленных злобой персов, и его начали яростно рубить шашками.
Труп Грибоедова был настолько изуродован, что опознать его удалось только по шраму на кисти руки, который остался после дуэли с Якубовичем.
Интересен факт, что у Грибоедова была возможность укрыться от нападения в армянской церкви, но он отказался от этого.
Из всех членов посольства в живых остался только Иван Мальцев, который сумел спрятаться в сундуке.
После случившейся трагедии в Тегеране был объявлен государственный траур. Таким образом, власти старались продемонстрировать сожаление о разбойном нападении на русское посольство.
Затем, чтобы замять преступление своего народа, персидский шах отправил в Российскую империю внука с множеством дорогих подарков, в числе которых был алмаз «Шах», украшенный разными драгоценными камнями.
Александр Сергеевич Грибоедов был убит 30 января 1829 г. в возрасте 34 лет. Его тело доставили в Тифлис и похоронили на горе Мтацминда, в гроте возле храма Святого Давида.
Через несколько месяцев на могиле драматурга побывал Александр Пушкин.
Личная жизнь
Единственной супругой в биографии Грибоедова была Нина Чавчавадзе, на которой он женился за год до смерти.
На момент резни в Тегеране, девушка находилась на 8 месяце беременности. Чтобы не беспокоить ее трагическими известиями, факт гибели супруга старались скрывать.
Однако родственники Нины решили все-таки рассказать ей об этом, поскольку боялись, что она узнает о гибели мужа от чужих людей.
Узнав о разгроме русской миссии и убийстве мужа толпой фанатиков, она тихо заплакала. Спустя несколько дней у нее начались преждевременные роды, в результате которых ребенок не выжил.
Александр Грибоедов и его жена — Нина Чавчавадзе
После этого Нина до конца дней оставалась одна, навсегда оставшись верной покойному супругу. Вскоре ее стали называть «черной розой Тифлиса».
На могиле мужа Нина Чавчавадзе поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».
Творчество Грибоедова
После прочтения этого произведения, Пушкин сказал, что «половина стихов должна войти в пословицу». В будущем это и произошло.
Стоит заметить, что пьеса вызвала критику со стороны властей, поскольку в ней обличался господствующий режим.
Памятник Грибоедову в Москве на Чистопрудном бульваре
Интересен факт, что название данного произведения появляется в песне «Красно-желтые дни».
Если вам понравилась биография Грибоедова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт сайт . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
Творчество Александра Сергеевича Грибоедова
(1790, 1795 - 1829)
1.Общественно-политическая проблематика комедии «Горе от ума».
2.Своеобразие конфликта.
3.Структура действия.
4. Система образов. Образ Чацкого.
5. Принципы создания комического.
«Горе от ума» - одна из вершин русской комедиографии, одно из немногих произведений, относящихся к жанру общественной комедии, комедии идей, созданной Аристофаном (в русской традиции существует несколько комедий этого типа – прежде всего относящихся к эпохе классицизма – «Ябеда» Капниста, «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина). Грибоедовское «Горе от ума» - новаторское по поэтике произведение: оно определило тенденции развития русской общественной комедии ХIХ и ХХ вв. – от «Ревизора» Гоголя и «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина до «Самоубийцы» и «Мандата» Н. Эрдмана.
Судьба создателя «Горя от ума» - классический пример автора одного произведения. Место А.С. Грибоедова в русской литературе определяется его гениальной комедией, хотя он написал несколько одноактных пьес, которые можно отнести к популярной в начале столетия «колкой» комедии.
Достоверных сведений о жизни Грибоедова нет. Даже дата рождения определяется условно, с погрешностью в 5 лет – 1790 или 1795 год. Смерть Грибоедова, посланного Николаем I с дипломатической миссией в одну из тогдашних горячих точек – Тегеран – также овеяна легендами. Тело поэта не было найдено. Считается, что Грибоедов был зверски убит религиозными фанатиками. Его смерть была установлена по руке с брильянтовым перстнем. В наше время возникла легенда о том, что Грибоедов сбежал из Тегерана и закончил свою жизнь в секте огнепоклонников. После смерти он был причислен к святым этой секты, и якобы его изображение видели в одном из храмов этой секты. Официально датой смерти Грибоедова считается 1829 год.
Возникновение легенды закономерно. Масштаб личности Грибоедова должен был породить мифы. Грибоедов был человеком возрожденческого темперамента. В 14 лет он окончил несколько отделений Московского университета: словесности, юридических, математических и естественных наук. Знал несколько языков – причем не только обязательный для русского дворянства французский, но и немецкий, английский, итальянский, турецкий, древнегреческий и латынь. Прославился как виртуозный пианист, талантливый композитор (два вальса Грибоедова исполняются до сих пор). Был выдающимся дипломатом. Легендарна и история любви Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе, которая будучи лишь год женою Грибоедова, всю жизнь хранила ему верность. И, наконец, Грибоедов создал гениальную комедию в стихах, новаторское для русской литературы произведение.
Над «Горем от ума» Грибоедов работал около 10 лет – с 1816 (по другим сведениям с 1818 г.) по 1828 г. Черновой вариант был завершен к 1823 г., с этого момента, не имея надежд опубликовать комедию официально (не допускала цензура), Грибоедов способствует ее распространению в списках. Первое полное издание комедии вышло только в 1858 году в Лейпциге. В России же полный текст комедии появился лишь в 1862. До этого публиковались отрывки – Ф. Булгарин в альманахе «Русская Талия» в 1824 г. напечатал 4 явления I действия и III действие.
Любопытно, что несмотря на огромную популярность комедии в русском театре – провинциальные труппы набирались, исходя из количества актеров и амплуа, необходимых для постановки «Горя от ума», - в советском театре пьеса была запрещена с 1930 по 60-е годы. Скорее всего, это связано с идеологическим содержанием комедии – Чацкий обличает не только фамусовскую Москву, но любое закрытое общество, враждебно относящееся к инакомыслию. Можно сказать, что «Горе от ума» - это в какой-то степени антитоталитарное произведение. А если вспомнить, как развивается сплетня о безумии Чацкого, которого, потому что он не танцует, как все, записывают в карбонарии и фармазоны (франкмасоны – члены запрещенной в России в правление Николая I масонской организации, карбонарии – итальянские революционеры), то есть придают его бытовому поведению политический характер, становится ясно, что могло насторожить в этой классической пьесе в ХХ веке.
«Горе от ума» - такое же таинственное произведение, как и его создатель. По легенде замысел комедии пришел Грибоедову во сне. Название противоречит классицистической традиции и логике – горе приносит не глупость, а ум. И, наконец, почему пьеса о разбитых надеждах с драматическим финалом названа комедией. Неоднозначна и трактовка личности главного героя. Кто он? Один умник на 25 дураков (Грибоедов) или сумасброд, чудак, комическая фигура, традиционная для светской «колкой» комедии (Дмитриев, Писарев)? В общую неразбериху свой вклад внес и Пушкин, написав в письме к Вяземскому от 28 января 1825 г.: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей компании ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий – совсем не умный человек, но Грибоедов - очень умен».
Ответы на все эти вопросы можно найти лишь в поэтике, в структуре комедии. Причем тайна грибоедовской комедии не потеряла своей актуальности, доказательством чему служат огромное количество научной литературы, современные исследования по творчеству поэта. Каждые 3 года проводятся гибоедовские конференции, посвященные проблемам творчества Грибоедова, прежде всего «Горе от ума».
I. Новаторство комедии начинается с того, что это общественно-политическая комедия . Один день действия сконцентрировал 10-летия общественной жизни. Центральная проблема пьесы – трагедия интеллектуала, высококультурного, думающего человека в России. Образ Чацкого корреспондирует с декабристами, первыми в русской истории интеллигентами, и с литературным типом «русских мальчиков». Комедия отражает атмосферу гражданской экзальтации, характерной для 20-х гг. ХIХ столетия, процесс вызревания в недрах дворянского общества оппозиции. Старый конфликт архаистов и новаторов приобрел новое, политическое содержание, трансформируясь в столкновение реакционеров и свободной личности. Конфликт отражает ощущение необходимости общественных преобразований, охватившее русское общества после войны 1812 г. Ю.Н. Тынянов в статье «Сюжет «Горя от ума» пишет: «Героическая война 1812 г. прошла, ее ближайшие задачи кончились, ожидания, что в ответ на подвиги народа последует падение рабства, не сбылись». Напомню, что в 1816 г. (это одна из предполагаемых дат возникновения замысла) в России создается первая тайная организация будущих декабристов «Союз Спасения».
Русская абсолютная монархи даже в Европе воспринималась как анахронизм. Неслучайно на Европейском сейме 1818 г., где присутствовали главы держав, победивших Наполеона, прозвучало требование ввести в Российской империи конституцию, ограничивающую власть самодержца. Александр I дал торжественные заверения, но ничего не предпринял для выполнения своих обещаний. Более того, боясь проникновения «французской революционной заразы», Александр I удалил от себя Сперанского, разрабатывающего проект конституции. Внутренняя политика приобрела репрессивные формы: началась эпоха «аракчеевщины». Неслучайно идею свободы воплощает в комедии лишь один персонаж – Чацкий.
Принципиально важно для понимания образа Чацкого, характера конфликта , что герой возвращается в Москву после 3-летнего отсутствия. За эти 3 года утихло послевоенное ликование, поэзия военных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам – карьере, протекциям, доходам, выгодным бракам и т.д. Попав «с корабля на бал» Чацкий не разобрался, что москвичи живут другими интересами, иллюзия близких общественных преобразований для них давно развеялась. Конфликт архаистов и новаторов приобретает политическую трактовку и качественно новый уровень. Зародившись во времена Фонвизина на уровне идеи, в эпоху Грибоедова он перешел на уровень быта. Главной характеристикой конфликта у Фонвизина было качественное соотношение героев:
Простакова, Скотинин, Простаков – Митрофанушк а – 3:1,
Стародум – Милон, Софья, Правдин - 1:3.
Следовательно, будущее – за «новыми» людьми, молодыми героями. Причем Простакова погружена в быт, в то время, как ее оппоненты, «новые» люди, принципиально внематериальны. Чацкий – преемник фонвизинских новаторов: на это указывает сфера его интересов, далекая от быта. Но на смену количественной характеристике конфликта приходит качественная . Грибоедов писал, что в его комедии «25 дураков на одного умного человека», Чацкого. Чацкий воплощает комплекс идей, связанный с декабризмом – он предпочитает жизнь в деревне как более нравственную городской жизни, выполняя тем самым один из пунктов программы декабристов, как это позже сделает Онегин – «ярем он барщины старинный оброком легким заменил», высказывается за просвещение умов, за свободный выбор. Гончаров в статье «Мильон терзаний» пишет: «Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех цепей рабства которыми оковано общество, свобода вперить в науки «ум, алчущий познаний», или предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать».В тоталитарном обществе все эти решения выходят за пределы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе вызов. Именно эта идея, на мой взгляд, обусловливает новаторство действия комедии.
Грибоедов нарушает единство действия. По словам Гончарова, в «Горе от ума» «две комедии как будто вложены одна в другую». Грибоедов вводит две параллельно развивающиеся сюжетные линии – любовную и общественную . В этом заключается специфика действия комедии, композиционными принципами которой являются четность, симметричность, двойственность . Эти принципы определяют образную систему и соотношение сюжетных коллизий.
Традиционно драматические произведения состоят и 1 («Маленькие трагедии»), 3-х или 5 актов (классицистические комедии и трагедии). Комедия Грибоедова включает себя 4 акта, то есть делится на 2 симметричные части:
I – II акты - изображение родственного, домашнего круга, что характерно для светской или «колкой» комедии;
в III – IV актах появляется «народ действующих лиц» (П.А. Вяземский). Жанровой моделью этой части является общественная, идеологическая комедия.
У Грибоедова эти 2 линии пересекаются. Чацкий в своих речах перемежает гражданские проблему с личными: от шутливых словесных пикировок с Софьей, от обсуждения домашних дел, общих знакомых он переходит к политическим проблемам (разговор Ч. и Скалозуба о знакомых – монолог «А судьи кто?»). Любовные сцены предшествуют общественным: в I акте Чацкий врывается в дом с любовном чувством, разочарован холодным приемом Софьи – злость выливает на московских знакомых и т.д. Условно схему развития действия по актам можно изобразить следующим образом:
V -- / -- V // V -- / -- V
Возникает принцип зеркальной симметрии, или энантиоморфизм . Выражением композиционной модели комедии являются слова Молчалина, произнесенные в конце II акта, когда он предлагает Лизе подарок взамен свидания: «Снаружи зеркальце и зеркальце внутри». Маленьким внутренним зеркальцем является сон Софьи, который она рассказывает Фамусову в Iакте. Сон – иллюзия реальности, в русской литературной традиции («Недоросль») – пророчество. Сон Софьи придуман. В нем смешаны атрибуты Молчалина и Чацкого. Сон, выдуманный о Молчалине, сбывается о Чацком. Сбываются все словесные мотивы – «не люди и не звери» - гости, старуха Хрюмина называет гостей Фамусова – «уроды с того света». Сон – маленькое зеркальце внутри комедии, отражающее все содержание комедии, большое зеркало реальности.
Принцип зеркальности организует и сценическое действие:
1. Два любовных треугольника - Фамусов – Лиза – Молчалин -(Петруша), Чацкий – Софья – Скалозуб - (Молчалин).
2. Отношения между Чацким и Софьей развиваются в зеркальном отражении: Софья слепа по отношению к Молчалину, ясно видит Чацкого, но не одобряет его, в финале С. прозревает – видит Молчалина таким, каков он есть. Чацкий в начале комедии ослеплен любовью к Софье, считает ее слишком умной, чтобы питать иллюзии по поводу мнимого благородства Молчалина, в конце комедии – открывает для себя истинную ценность Софьи – ей, как и всем московским дамам, нужен муж-слуга.
Принцип зеркальности лежит и в основе системы образов :
1. Чацкий появляется в комедии как представитель некой общественно-политической силы, а не как одинокий чудак, благодаря введению внесценических образов, своеобразных отражений Чацкого.Неслучайно Софья говорит о Чацком: «В друзьях особенно счастлив», а Фамусов в спорах с ним о своих противниках говорит во множественном числе – вы. К сторонникам Чацкого можно отнести племянника княгини Тугоуховской Федора, который уехал в деревню, профессоров педагогического института, приверженце ланкастерской системы обучения, двоюродного брата Скалозуба, который не понимает поведения своего родственника: «Чин следовал ему – он службу вдруг оставил». Чацкий – знак, символ новой силы, появившейся в русском обществе. Одиночество Чацкого, противостоящего многочисленным фамусовым, подчеркивает качественную природу этого образа. Чацкий – фитиль. Который способен взорвать пороховую бочку русской действительности. Чацкий – личность, индивидуальность которой становится ярче на фоне похожести других персонажей – г-д N и D, 6 княжен Тугоуховских, которые в тексте появляются по номерами. Тем самым создается ощущение безликости героев, которые живут по одним законам – Фамусова волнует в финале не судьба своего семейства. А общественное мнение: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Мнение света создается женщинами (отражение общественных прорцессов – большей внутренней свободы женщин, которые не обязаны служить) – Татьяной Юрьевной, Хлестовой, графиней бабушкой и др.
2. Все персонажи отражаются друг в друге определенными гранями. Фамусов уподобляется Молчалину, без меры угождая Скалозубу, льстя ему. Он обращается к дворянину, равному себе по происхождению с лакейским постфиксом – с: «Сюда-с, прошу». Софья соотнесена с образом московской дамы – ей, как и Наталье Дмитриевне Горич, нужен «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей». Соотнесена она и с Хлестовой – обе благодарят Загорецкого.
Чацкий уподоблен Репетилову, который представляет собой сниженный вариант поведения Чацкого. Их поведение совпадает до мелочей: появляясь, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет уж на ногах и я у Ваших ног», Репетилов спотыкается на лестнице, входя в дом Фамусова: «Грянул вдруг, как с облаков». В финале комедии они уходят, повторяя одну реплику: Чацкий: «Сюда я больше не ездок, / Карету мне, карету!». Репетилов, видя, что все его покинули, собирается уезжать и обращается к кучеру: «Вези меня куда-нибудь».
Сближение Чацкого и Репетилова не только внешнее. Встретив Репетилова, Чацкий понимает, что именно так он выглядит в глазах общества, ведь никто не знает об истинной причине его раздражительности – о любви к Софье. Репетилов отождествляет себя с Чацким. И Чацкий, и Репетилов говорят о приметах нового времени – о тайных обществах, где толкуют «о камерах, присяжных, о Бейроне, ну, об матерьях важных». Самому Чацкому Репетилов представляется кривым зеркалом. Репетилова от Чацкого отличает лишь высокая тема любви. Характер отношений Чацкого и Репетилова становится понятен благодаря семантике имени последнего: фамилия Репетилов образована от французского, означающего «повторять». Репетилов карикатурно повторяет Чацкого – Чацкий: «Я странен», «Я вам, не правда ли, смешон?» - ему вторит Репетилов, доводя его мысль до гротеска: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». Общество одинаково не понимает, не принимает всерьез и не слушает и Репетилова, и Чацкого. Репетилов для Чацкого – инструмент самопознания. Глядя в репетиловское кривое зеркало, Чацкий начинает рефлектировать и понимать, что он чужой всем. Начинается процесс внутреннего прозрения.
Образ Чацкого играет важную роль в комедии. Чацкий выполняет функцию катализатора. Он связывает 2 линии развития сюжета – общественно-политическую и любовную. С появлением Чацкого события начинают бурно развиваться. Чацкий как внутренне свободный человек. Индивидуальность, высвечивает скрытые противоречия московского общества. Дом Фамусова –модель русской действительности – потенциально запрограммирован на беду, потому что отношения в нем строятся на лжи: Фамусов пытается обмануть Лизу, а затем, лжет, скрывая свой порок, дочери, Молчалин лжет и Фамусову, и Софье, откровенен он лишь с Лизой. Чацкий – единственный правдивый человек, он обнаруживает духовное одиночество обитателей дома. Любая замкнутая система, включая тоталитарное общество, перестает существовать с появлением духовно свободной личности. Такой личностью в комедии является Чацкий. Именно поэтому Грибоедов изменил первоначальное название комедии «Горе уму», то есть единственному умному человеку в комедии, Чацкому, на «Горе от ума», вводя тем самым вариативность понятия «ум». Ум в понимании Чацкого означает высокую гражданственность, честность, в понимании других персонажей – способность выгодно устроиться в обществе. Примером последнего может служить Скалозуб – «И золотой мешок, и метит в генералы».
В финале комедии москвичи теряют гораздо больше, чем Чацкий: Фамусов – репутацию, Молчалин – карьеру, Софья – настоящую любовь Чацкого и мнимую Молчалина, перспективу выгодного брака, уважение к себе.
По «Убить пересмешника», а Патрика Зюскинда - по роману «Парфюмер». Перечисленные авторы и произведения – зарубежные, поэтому можно все списать на отсутствие переводов. Но как же тогда быть с отечественными авторами – с Александром Грибоедовым, например?
Детство и юность
Родился будущий писатель и дипломат в Москве. В учебниках по литературе пишут, что произошло это в январе 1785 года, однако специалисты в этом сомневаются – слишком удивительными тогда становятся некоторые факты из его биографии. Есть предположение, что Александр родился лет на пять раньше, а дату в документе написали другую, поскольку на момент рождения его родители не состояли в браке, что негативно воспринималось в те годы.
Кстати, в 1795 году у Александра Грибоедова родился брат Павел, который, к сожалению, скончался еще в младенческие годы. Скорее всего, именно его свидетельство о рождении позже послужило писателю. Саша родился в дворянской семье, которая вела свой род от перебравшегося в Россию поляка Яна Гжибовского. Фамилия Грибоедовых является дословным переводом фамилии поляка.
Мальчик рос любопытным, но в то же время степенным. Первое образование получал на дому, читая книги – отдельные исследователи подозревают, что это связано со скрытием даты рождения. Учителем Саши был популярный в те годы энциклопедист Иван Петрозалиус.
Несмотря на степенность, за Грибоедовым водились и хулиганские выходки: однажды, во время посещения католической церкви, мальчик исполнил на органе народную плясовую песню «Камаринская», чем поверг священнослужителей и посетителей церкви в шок. Позже, уже будучи студентом Московского государственного университета, Саша напишет едкую пародию под названием «Дмитрий Дрянской», что также выставит его в невыгодном свете.
Еще до учебы в МГУ Грибоедов поступил на обучение в Московский университетский благородный пансион в 1803 году. В 1806 поступает на словесное отделение Московского госуниверситета, которое оканчивает через 2 года.
После Грибоедов решает отучиться на еще двух отделениях – физико-математическом и нравственно-политическом. Александр получает степень кандидата наук. Он планирует продолжить обучение и дальше, но планы рушит наполеоновское вторжение.
Во время Отечественной войны 1812 года будущий писатель вступил в ряды добровольческого московского гусарского полка, которым руководил граф Петр Иванович Салтыков. Зачислен был в корнеты вместе с другими выходцами из дворянских семей – Толстых, Голицыных, Ефимовских и других.
Литература
В 1814 году Грибоедов начинает писать свои первые серьезные произведения, которыми становятся очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги», являющаяся пародией на французские семейные драмы.
В следующем году Александр перебирается в Санкт-Петербург, где и заканчивает службу. В Питере начинающий писатель знакомится с публицистом и издателем Николаем Ивановичем Гречем, в чьем литературном журнале «Сын Отечества» позже опубликует некоторые из своих произведений.
В 1816 становится членом масонской ложи «Соединенные друзья», а через год организует свою ложу – «Благо», которая будет отличаться от классических масонских организаций упором на русскую культуру. В это же время писатель начинает работу над «Горем от ума» - появляются первые идеи и наброски.
Летом 1817 года Грибоедов поступает на государственную службу в Коллегию иностранных дел, сначала в качестве губернского секретаря, а позже – в качестве переводчика. В этом же году происходит знакомство Грибоедова с и Вильгельмом Кюхельбекером.
С обоими он сдружится и еще не раз пересечется за свою короткую жизнь. Еще работая губернским секретарем, писатель пишет и издает стих «Лубочный театр», а также комедии «Студент», «Притворная неверность» и «Замужняя невеста». 1817 год ознаменован в жизни Грибоедова и другим событием – легендарной четверной дуэлью, поводом для которой послужила балерина Авдотья Истомина (как всегда, cherchez la femme).
Однако если быть точным, то в 1817-м стрелялись только Завадовский и Шереметев, а дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, когда писатель, отказавшись от места чиновника русской миссии в Америке, стал секретарем царского поверенного Симона Мазаровича в Персии. В пути к месту службы писатель вел дневник, в котором фиксировал свое путешествие.
В 1819 году Грибоедов завершил работу над «Письмом издателю из Тифлиса» и стихотворением «Прости, Отечество». Автобиографические моменты, связанные с периодом службы в Персии, также появятся в «Рассказе Вагина» и «Ананурском карантине». В этом же году получил Орден Льва и Солнца первой степени.
Работа в Персии была не по душе писателю, поэтому он даже обрадовался перелому руки в 1821 году, ведь благодаря травме писатель смог добиться перевода в Грузию – поближе к Родине. В 1822 году становится секретарем по дипломатической части при генерале Алексее Петровиче Ермолаеве. Тогда же пишет и издает драму «1812 год», посвященную Отечественной войне.
В 1823 году на три года покидает службу, чтобы вернуться на родину и отдохнуть. На протяжении этих лет живет в Петербурге, Москве и в имении старого товарища в селе Дмитровском. Заканчивает работу над первой редакцией комедии в стихах «Горе от ума», которую дает на рецензию пожилому уже баснописцу . Иван Андреевич по достоинству оценил произведение, однако предупредил, что цензоры не пропустят.
В 1824-м Грибоедов пишет стихотворение «Давид», водевиль «Обман за обманом», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и критическую статью «И сочиняют – врут, и переводят – врут». В следующем году начал работу над переводом «Фауста» , но успел закончить только «Пролог в театре». В конце 1825 года из-за необходимости вернуться на службу был вынужден отказаться от поездки в Европу, вместо этого уехав на Кавказ.
После участия в экспедиции генерала Алексея Александровича Вельяминова пишет стихотворение «Хищники над Чегелем». В 1826 году был арестован и отправлен в столицу по подозрению в декабристской деятельности, однако уже через полгода был выпущен на волю и восстановлен на службе из-за отсутствия прямых доказательств. Тем не менее, слежку за писателем установили.
В 1828 году Грибоедов принял участие в подписании Туркманчайского мирного договора. В этом же году получил Орден Святой Анны второй степени и женился. Больше писатель ничего не успех написать и опубликовать, хотя в его планах было много произведений, среди которых исследователи творчества особенно выделяют трагедии о и . По их словам, Грибоедов обладал потенциалом, не меньшим, чем у .
Личная жизнь
Есть теория, что четверная дуэль 1817 года состоялась из-за короткой интриги Грибоедова с балериной Истоминой, но фактов, доказывающих эту гипотезу, нет. 22 августа 1828 года писатель женился на грузинской аристократке Нине Чавчавадзе, которую сам Александр Сергеевич называл Мадонной Барталоме Мурильо. Обвенчали пару в Сионском соборе, расположенном в Тифлисе (ныне – Тбилиси).
К концу 1828 года Александр и Нина поняли, что ожидают ребенка. Именно поэтому писатель настоял, чтобы жена осталась дома во время его очередной посольской миссии в следующем году, из которой он так и не вернулся. Новость о гибели мужа повергла юную девушку в шок. Случились преждевременные роды, ребенок родился мертвым.
Смерть
В начале 1829 года Грибоедов был вынужден по работе отправиться в составе посольской миссии к Фетх Али-шаху в Тегеран. 30 января на здание, в котором временно располагалось посольство, было совершено нападение многочисленной группы мусульманских фанатиков (больше тысячи человек).
Спастись удалось всего одному человеку, по чистой случайности оказавшемуся в другом здании. Александр Грибоедов был обнаружен среди погибших. Его обезображенное тело узнали по травме левой руки, полученной во время дуэли с корнетом Александром Якубовичем в 1818 году.
Посмертно Грибоедова наградили Орденом Льва и Солнца второй степени. Похоронили писателя, как он и завещал - в Тифлисе, на горе Мтацминда, расположенной рядом с церковью Святого Давида.
- Родители Грибоедова были дальними родственниками: Анастасия Федоровна приходилась Сергею Ивановичу троюродной племянницей.
- Сергей Иванович – отец Грибоедова - был знатным картежником. Считается, что именно от него по наследству писателю досталась хорошая память, благодаря которой он смог стать полиглотом. В его арсенале были французский, английский, итальянский, немецкий, арабский, турецкий, грузинский, персидский и древнегреческий языки, а также латынь.
- Сестра Грибоедова – Мария Сергеевна - была в свое время популярной арфисткой и пианисткой. Сам писатель, к слову, тоже хорошо музицировал и даже успел написать несколько фортепианных пьес.
- Грибоедова и некоторых его родственников художники изобразили на полотне. Жена писателя - единственная, кто был запечатлен на фото.
Библиография
- 1814 – «Молодые супруги»
- 1814 – «О кавалерийских резервах»
- 1817 – «Лубочный театр»
- 1817 – «Притворная неверность»
- 1819 – «Письмо издателю из Тифлиса»
- 1819 – «Прости, Отечество»
- 1822 – «1812 год»
- 1823 – «Давид»
- 1823 – «Кто брат, кто сестра»
- 1824 – «Телешовой»
- 1824 – «И сочиняют – врут, и переводят – врут»
- 1824 – «Горе от ума»
- 1825 – «Хищники на Чегеме»