Жизненный путь Андрея Болконского. Л. Толстой, «Война и мир. Мини-сочинение на тему "Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Чем привлекает меня образ андрея болконского

Меню статьи:

Любой читатель, вдумчиво вникающий в легендарный роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», встречается с образами удивительных героев. Одним из таковых является Андрей Болконский, человек незаурядный, с многогранным характером.

Описание Андрея Болконского

«…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами» – так описывает своего героя Лев Николаевич Толстой при первой встрече читателя с ним на вечере Анны Павловны Шерер. – Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…» Более всего скучал молодой человек, видя лицо своей жены.

Казалось бы, ничто на этом вечере не могло поднять молодому человеку настроения, и оживился он лишь тогда, когда увидел своего друга – Пьера Безухова. Из этого можно сделать вывод, что Андрей ценит дружбу.

Молодому князю Болконскому присущи такие качества, как благородство, уважение к старшим (достаточно проследить, как он любил своего отца, называя его «Вы, батюшка…»), а также образованность и патриотизм.

В его судьбе настанет время тяжелых испытаний, а пока он – молодой человек, которого любит и принимает светское общество.

Жажда славы и последующее разочарование

Ценности Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир» постепенно меняются. В начале произведения амбициозный молодой человек во что бы то ни стало жаждет получить человеческое признание и славу как отважный воин. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» – восклицает он, желая отправиться на войну с Наполеоном.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”

Светская жизнь ему кажется пустой, а молодой человек хочет быть полезным обществу. Сначала он служит адъютантом у Кутузова, но в битве под Аустерлицем получает ранение и попадает в госпиталь. Семья считает Андрея пропавшим без вести, но для самого Болконского это время стало очень важным для переоценки ценностей. Молодой человек разочарован в прежнем своем кумире Наполеоне, увидев его никчемным человеком, радующимся гибели людей.

«В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы и признания – разрушилась, героем овладевают сильные душевные переживания.

Выздоровев, он принимает решение уже не воевать, но посвятить себя семье. К сожалению, так не произошло.

Еще одно потрясение

Следующим ударом для Андрея Болконского стала смерть при родах его жены Елизаветы. Если бы не встреча с другом Пьером Безуховым, который постарался убедить его, что жизнь не окончена, и нужно бороться, несмотря на испытания, герою было бы намного тяжелее пережить такое горе. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти» – сокрушался он, делясь с Пьером своими переживаниями.


Но, благодаря искренней поддержке товарища, убедившего друга, что «надо жить, надо любить, надо верить», герой романа выстоял. В этот сложный период Андрей не только ободрился душой, но и встретил свою долгожданную любовь.

Впервые Наташа и Андрей встречаются в имении Ростовых, куда князь приезжает ночевать. Разочарованный в жизни Болконский понимает, что наконец-то счастье настоящей и светлой любви улыбнулось ему.

Чистая и целеустремленная девушка открыла ему глаза на то, что нужно жить для народа, делать добро для окружающих. В сердце Андрея вспыхнуло новое, до сих пор неведомое ему чувство любви, которое разделяла и Наташа.


Они обручились, и, может быть, стали бы прекрасной парой. Но снова вмешались обстоятельства. В жизни возлюбленной Андрея появилось мимолетное увлечение, приведшее к плачевным последствиям. Ей показалось, что она влюбилась в Анатоля Курагина, и хотя позже девушка раскаялась в измене, Андрей уже не смог простить её и относиться по-прежнему. «Из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её» – признался он своему другу Пьеру. Помолвка была расторгнута.

Смерть Андрея на войне 1812 года

Отправляясь на следующую войну, князь Болкнонский уже не преследует честолюбивых планов. Главной его целью становится защитить Родину и свой народ от напавшего врага. Теперь Андрей воюет рядом с простыми людьми, солдатами и офицерами, и не считает это зазорным. “…Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…” – пишет Лев Толстой, характеризуя своего любимого героя.

Ранение в Бородинском сражении стало фатальным для князя Андрея.

Уже находясь в госпитале, он встречается с бывшей возлюбленной Наташей Ростовой, и чувства между ними вспыхивают с новой силой. “…Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…” – признается он.

Однако, у этой возрожденной любви нет ни единого шанса, ведь Болконский умирает. Последние дни жизни Андрея преданная девушка проводит рядом с ним.

Он не только знал, что умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое, далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной лёгкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое…».

Образ и характеристика Андрея Болконского в романе “Война и мир”

3.7 (73.89%) 36 votes

«Он слишком хорошо, чтобы жить» - эти слова героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова сказала о своем женихе – князе Андрее Болконском. Верны ли эти слова в отношении данного героя?
Андрей Болконский - «небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» - восхищает Пьера Безухова своей начитанностью и эрудицией. Его суждения и вопросы поражают точностью и определенностью формулировок, а отношения с людьми имеет четкий, недвусмысленный характер. Кроме того, в свете перед князем Андреем открыты все двери и горизонты – он «легко может быть и флигель-адъютантом».
Но Болконский мечтает о большем – ему наскучил свет с его пустотой и посредственностью. Герой жаждет славы, почестей и восхищения, равных тем, что есть у самого Наполеона - недаром этот французский полководец в начале романа является его кумиром.
Таким образом, мы видим, что князь Андрей эгоистичен, очень тщеславен и честолюбив. Все в жизни Болконского подчинено одной цели, во всем он руководствуется своим блестящим, холодным умом, мало внимания уделяя душе, чувствам.
Попав на фронт, Болконский пользуется уважением у солдат и офицеров: «Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела». Но именно здесь герою придется расстаться со своими прежними идеалами.
В Аустерлицком сражении автор дает возможность Болконскому претворить свою мечту в жизнь. Именно здесь князь Андрей окончательно приходит к убеждению, что настает его «Тулон». Все размышления героя накануне боя заканчиваются одной мыслью: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими...»
Князю Андрею выпадает стать «спасителем армии», повернуть вспять постыдно бегущее «российское воинство». Именно он подхватывает знамя и, раненный, падает, а вперед идет возвращенный им батальон.
Но с этого момента начинается новая эпоха в жизни Болконского: куда-то исчезает суета войны - ее сменяет полная, ненарушимая тишина. Раненый, князь Андрей впервые видит «небо» - «неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками». «Небо» символизирует здесь вечную, бесконечную жизнь, которую силилась прервать война, но отступила бесславно, потерпев поражение перед жизнью.
Неожиданное появление на поле боя Наполеона, недавнего кумира, теперь рождает в Болконском неприятное, враждебное чувство, соединенное с раскаянием. Все, пережитое в действительности и в мечтах, в прошлом, настоящем и будущем, сливается в едином образе мира, каким он видится теперь князю Андрею: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему».
Болконский возвращается домой из плена одушевленный верой в то, что возможно исправить содеянное, отдавшись той жизни, которую символизировало «небо». Но смерть жены, последовавшая за рождением сына; то, что она «не удивилась, что он приехал... не поняла того, что он приехал», потрясают душу Болконского. Он вновь замыкается в себе, в своем раскаянии. Живя с отцом, сестрой и сыном, герой занимается делами хозяйства, однако это не приносит ему истинного счастья.
Так продолжалось до встречи с Безуховым, который убедил Болконского, что «надо жить, надо любить, надо верить... что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем…». С этими словами к князю Андрею вновь возвращается ощущение своей причастности к бесконечной жизни. Впервые после Аустерлица Болконский видит «небо» и всей душой устремляется навстречу жизни, сулящей ему неизведанные, необъятные возможности. Именно в это время на пути князя Андрея встречается Наташа, поражая его самобытностью своей «отдельной... веселой и счастливой жизни».
Петербургский период жизни Болконского, последовавший затем, проходит под знаком усиленной работы сознания и одновременно близости к природным истокам бытия. Усилия князя Андрея направлены на полезную общественную деятельность под началом видного деятеля эпохи М. М. Сперанского.
Однако вскоре приходит разочарование и фигурой Сперанского, и всей его преобразовательной деятельностью. Князь Андрей с иронией думает о том, как он мог увлечься формой вместо сущности: участвовать в работе комитетов, где избегали говорить о деле; верить, что презирающий людей Сперанский действительно заботится о благе человечества.
Вслед за этим разочарованием наступает другое – сокрушительное: измена Наташи и бесчестие Болконского, связанное с этим. Герой вновь замыкается в себе, в своем оскорбленном достоинстве и поруганном идеале любви и счастья.
И лишь война 1812 года «вытягивает» Болконского из этого состояния, заставляет его забыть о личном ради общего. Сначала, попав на фронт, князь Андрей стремится отомстить своему обидчику Курагину, однако в условиях Отечественной войны он забывает о личном чувстве: узнав в раненом Анатоле, оказавшимся рядом с ним на перевязочном пункте, Болконский с умилением открывает, что связывает их гораздо большее, чем то, что в недавнем прошлом сделало врагами.
Важно, что на этой войне князь Андрей не ищет славы - он командует полком, и «устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его».
Окончательно избавиться от бремени «внешнего человека», от пустых и ложных идеалов Болконскому помогает близость смерти, которая оставляет его один на один с первичными, главными вопросами. Отечественная война и страдания, испытанные им вместе со всеми, обогащают героя «жалостью и любовью» ко всем, побуждая его не только «простить» Наташу, но и полюбить ее новой, более духовной любовью.
Оказавшись перед выбором: навсегда остановиться на достигнутом или вернуться в обыкновенную жизнь с ее бесчисленными, не всегда возвышенными свойствами, князь Андрей (который всегда мечтал о воплощении идеала) выбирает первое, то есть смерть.
Таким образом, стремлению «быть вполне хорошим» этот герой остается верен до конца. Выбрав смерть, он выбрал новый этап духовного развития, новый шаг к самосовершенствованию. В этом смысле, на мой взгляд, слова Наташи Ростовой о нем верны.
В любом случае, смерть явилась логическим финалом жизни этого героя. Думаю, он выполнил свое земное предназначение, прошел свой земной путь до конца. Понять и до конца принять истину (как трактовал ее Толстой) князю Андрею суждено, наверное, только в другой жизни.


Сумел не только разнообразить литературный мир новым произведением, которое оригинально с точки зрения жанровой композиции, но также придумал ярких и колоритных персонажей. Безусловно, не все завсегдатаи книжных лавок прочитали громоздкий роман писателя от корки до корки, однако большинство знает, кто такие , и Андрей Болконский.

История создания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой начал работу над своим бессмертным произведением. Тогда мастер слова задумывался о создании повести, которая расскажет читателям о герое-декабристе, вынужденном вернуться обратно в Российскую Империю. Писатель невольно перенес место действия романа в 1825 год, но к тому времени протагонист был семейным и возмужалым человеком. Когда Лев Николаевич задумался о молодости героя, это время невольно совпало с 1812 годом.

1812 год был нелегким для страны. Началась Отечественная война, потому что Российская Империя отказалась поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании. Толстого вдохновило то смутное время, к тому же его родственники участвовали в данных исторических событиях.

Поэтому в 1863 году литератор начал работать над романом, который отразил судьбу всего русского народа. Чтобы не быть голословным, Лев Николаевич опирался на научные труды Александра Михайловского-Данилевского, Модеста Богдановича, Михаила Щербинина и других мемуаристов и писателей. Говорят, чтобы найти вдохновение, литератор даже побывал в деревне Бородино, где столкнулись армия и российского главнокомандующего .


Над своим основополагающим произведением Толстой трудился семь лет не покладая рук, исписав пять тысяч черновых листов, выведя 550 персонажей. И это не удивительно, ведь произведение наделено философским характером, который показывается через призму жизни русского народа в эпоху неудач и поражений.

«Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

Каким бы критически настроенным ни был Толстой, роман-эпопея «Война и мир», вышедший в 1865 году (первый отрывок появился в журнале «Русский вестник»), имел широкий успех у публики. Труд российского писателя поразил как отечественных, так и зарубежных критиков, а сам роман был признан величайшим эпическим произведением новой европейской литературы.


Коллаж-иллюстрация к роману «Война и мир»

Литературная диаспора отметила не только захватывающий сюжет, который переплетается и в «мирное», и в «военное» время, но и размеры беллетристического полотна. Несмотря на большое количество действующих лиц, Толстой постарался придать каждому герою индивидуальные черты характера.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский является главным героем в романе Льва Толстого «Война и мир». Известно, что у многих персонажей в этом произведении есть реальный прототип, например, Наташу Ростову писатель «создал» из своей жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Берс. А вот образ Андрея Болконского собирательный. Из возможных прообразов исследователи называют Николая Алексеевича Тучкова, генерала-лейтенанта русской армии, а также штабс-капитана инженерных войск Федора Ивановича Тизенгаузена.


Примечательно, что первоначально Андрей Болконский планировался писателем как второстепенный персонаж, который впоследствии получил индивидуальные черты и стал главным героем произведения. В первых набросках Льва Николаевича Болконский был светским молодым человеком, тогда как в последующих редакциях романа князь предстает перед читателями как мужчина-интеллектуал с аналитическим складом ума, который подает поклонникам литературы пример отваги и мужества.

Причем читатели могут проследить от и до становление личности и изменение характера героя. Исследователи относят Болконского к числу духовной аристократии: этот молодой человек строит карьеру, ведет светскую жизнь, но он не может быть безразличным к проблемам общества.


Андрей Болконский предстает перед читателями как красивый молодой человек небольшого роста и с сухими чертами лица. Он ненавидит светское лицемерное общество, но приезжает на балы и другие мероприятия ради приличия:

«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Болконский равнодушно относится к своей супруге Лизе, но, когда та умирает, молодой человек винит себя в том, что был холоден со своей женой и не уделял ей должного внимания. Стоит отметить, что Лев Николаевич, умеющий отождествлять человека с природой, раскрывает личность Андрея Болконского в эпизоде, где персонаж видит на краю дороги огромный ветхий дуб, – это дерево является символическим образом внутреннего состояния князя Андрея.


Помимо прочего Лев Николаевич Толстой наделил этого героя противоположными качествами, в нем сочетаются смелость и трусость: Болконский участвует в кровопролитном сражении на поле боя, но в буквальном смысле этого слова бежит от неудачной женитьбы и неудавшейся жизни. Протагонист то теряет смысл жизни, то вновь надеется на лучшее, выстраивая цели и средства их достижения.

Андрей Николаевич почитал Наполеона, хотел так же прославиться и привести свое войско к победе, но судьба внесла свои коррективы: герой произведения был ранен в голову и доставлен в больницу. Позже князь понял, что счастье не в триумфе и лаврах почета, а в детях и семейной жизни. Но, к сожалению, Болконский обречен на неудачи: его ждет не только смерть супруги, но и измена Наташи Ростовой.

"Война и мир"

Действие романа, который рассказывает дружбе и предательстве, начинается в гостях у Анны Павловны Шерер, где собирается весь высший свет Петербурга, дабы обсудить политику и роль Наполеона в войне. Лев Николаевич олицетворял этот безнравственный и лживый салон с «фамусовским обществом», которое блистательно описал Александр Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» (1825). Именно в салоне Анны Павловны и предстает перед читателями Андрей Николаевич.

После обеда и пустых разговоров Андрей едет в деревню к отцу и оставляет свою беременную жену Лизу в фамильном имении Лысые Горы на попечении сестры Марьи. В 1805 году Андрей Николаевич отправился на войну против Наполеона, где выступает в качестве адъютанта Кутузова. В ходе кровопролитных сражений герой был ранен в голову, после чего был доставлен в больницу.


По возвращении домой князя Андрея ждала неприятная весть: во время родов его жена Лиза умерла. Болконский окунулся в депрессию. Молодого человека мучало то, что он относился к своей супруге холодно и не проявлял к ней должного уважения. Потом князь Андрей снова влюбился, что помогло ему избавиться от плохого настроения.

На этот раз избранницей молодого человека стала Наташа Ростова. Болконский предложил девушке руку и сердце, но так как его отец был против подобного мезальянса, женитьбу пришлось отложить на год. Наташа, которая не смогла жить в одиночестве, совершила ошибку и начала роман с любителем разгульной жизни Анатолем Курагиным.


Героиня отправила Болконскому письмо с отказом. Такой поворот событий ранил Андрея Николаевича, который мечтает вызвать своего соперника на дуэль. Чтобы отвлечься от безответной любви и душевных переживаний, князь начал усиленно работать и посвятил себя службе. В 1812 году Болконский участвовал в войне против Наполеона и во время Бородинского сражения получил ранение в живот.

Тем временем семейство Ростовых переехало в свое московское поместье, где располагаются участники войны. Среди раненных солдат Наташа Ростова увидела князя Андрея и поняла, что в ее сердце не угасла любовь. К сожалению, подорванное здоровье Болконского было несовместимо с жизнью, поэтому князь умер на руках изумленной Наташи и княжны Марьи.

Экранизации и актеры

Роман Льва Николаевича Толстого не раз экранизировали именитые режиссеры: произведение русского писателя адаптировали для заядлых киноманов даже в Голливуде. Действительно, фильмов, поставленных по этой книге, по пальцам нельзя пересчитать, поэтому перечислим только некоторые киноленты.

«Война и мир» (фильм, 1956)

В 1956 году режиссер Кинг Видор перенес произведение Льва Толстого на экраны телевизоров. Фильм мало чем отличается от оригинального романа. Недаром в первоначальном сценарии было 506 страниц, что в пять раз превышает размер среднего текста. Съемки проходили в Италии, некоторые эпизоды снимались в Риме, Фелонике и Пинероло.


В блестящий актерский состав вошли признанные звезды Голливуда. Наташу Ростову сыграла , в Пьера Безухова перевоплотился Генри Фонда, а в роли Болконского предстал Мел Феррер.

«Война и мир» (фильм, 1967)

Российские кинодеятели не отстали от своих иностранных коллег по цеху, которые поражают зрителей не только «картинкой», но и размахом бюджета. Режиссер целых шесть лет работал над самой высокобюджетной картиной в истории советского кинематографа.


В фильме киноманы видят не только сюжет и игру актеров, но и режиссерское ноу-хау: Сергей Бондарчук использовал новую для того времени съемку панорамных сражений. Роль Андрея Болконского досталась актеру . Также в картине сыграли , Кира Головко, и другие.

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Немецкий режиссер Роберт Дорнхельм тоже занялся экранизацией произведения Льва Толстого, приправив кинофильм оригинальными сюжетными линиями. Более того, Роберт отошел от канонов в плане внешности главных героев, например, Наташа Ростова () предстает перед зрителями блондинкой с голубыми глазами.


Образ Андрея Болконского достался итальянскому актеру Алессио Бони, который запомнился киноманам по фильмам «Ограбление» (1993), «После бури» (1995), « » (2002) и другим картинам.

«Война и мир» (телесериал, 2016)

По сообщению издания «The Guardian» жители туманного Альбиона начали скупать оригинальные рукописи Льва Николаевича Толстого после этого сериала, снятого режиссером Томом Харперм.


Шестисерийная адаптация романа показывает зрителям любовные отношения, практически не уделяя времени военным событиям. Роль Андрея Болконского исполнил , разделив съемочную площадку с и .

  • Лев Николаевич не считал свое громоздкое произведение оконченным и считал, что роман «Война и мир» должен завершиться иной сценой. Однако автор так и не воплотил свою задумку в жизнь.
  • В (1956) костюмеры использовали более ста тысяч комплектов военной формы, костюмов и париков, которые были изготовлены по оригинальным иллюстрациям времен Наполеона Бонапарта.
  • В романе «Война и мир» прослеживаются философские взгляды автора и кусочки из его биографии. Писатель не любил московское общество и имел душевные пороки. Когда жена не выполняла все его капризы, по слухам, Лев Николаевич ходил «налево». Поэтому неудивительно, что его персонажи, как и любые смертные, имеют отрицательные черты.
  • Картина Кинга Видора не снискала славы у европейской публики, но зато приобрела невиданную популярность в Советском Союзе.

Цитаты

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!»
«Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».
«Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
«Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым».
«Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, - беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»

Андрей Болконский. Осипова Д. 10 Б Внешность. «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее…» Андрей Болконский - сын состоятельного, почитаемого и уважаемого обществом вельможи екатерининской эпохи. Андрей - образованнейший человек своего времени. Негативно относится к светскому обществу.Он любит труд, стремится к полезной деятельности Чтобы переменить образ жизни, он едет на войну - его манит военная слава. Его герой - Наполеон, и он хочет завоевать свой Тулон. На Аустерлицком поле тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое будто говорит о никчемности его желаний. Андрей разочарован. На поле сражения он увидел своего кумира, который показался ему маленьким и ничтожным человечком в сером сюртуке, любующимся множеством погибших. Болконский тяжело пережил это разочарование. Решает жить только для себя и больше не служить. Занимается благоустройством своей усадьбы. Отпустив на волю 300 крепостных, остальным барщину заменил оброком. В помощь женщинам выписал в Богучарово ученую бабку, поручил священнику за жалованье обучать крестьянских детей. Работал над составлением нового воинского устава. Убедился в бесполезности своей деятельности в условиях существующего режима, когда встретился с Аракчеевым и Сперанским. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа - роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского.
Под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой Андрей Болконский возвращается к активной жизни, понимая, что в 30 лет она еще не заканчивается. Другое восприятие жизни он открывает в любви к Наташе Ростовой. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе. Личная слава больше не манила его. Он понимал, что как дворянин, любящий родину, он должен быть там, где трудно, где он более всего полезен. Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает ранение.Случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых.После измены Наташи его любовь к ней не угасла до конца его жизни, когда он понял страдания Наташи и простил ее. Способность на глубокое чувство дополнял его внутреннее богатство, его душевную красоту Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни. Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.

Андрей Болконский - сын богатого, знатного, уважаемого обществом вельможи екатерининской эпохи. Андрей - образованнейший человек своего времени. Хорошо воспитанный, умный, порядочный, честный, гор­дый. Волевой, сдержанный и практичный. Сильно раз­вито чувство собственного достоинства. В начале рома­на, женатый на маленькой княгине, чувствует себя не­счастным, с презрением относится к светскому обществу и признается Пьеру, что такая жизнь не для него. Он любит труд, стремится к полезной деятельности и не мо­жет удовлетвориться той блестящей, праздной, но пус­той жизнью, которой вполне довольны люди его круга. Чтобы переменить образ жизни, он едет на войну - его манит военная слава. Его герой - Наполеон, и он хочет завоевать свой Тулон. Его захватывает деятельность шта­ба, где сам Кутузов замечает в нем кругозор государствен­ного человека. Андрей Болконский находится на поле боя во время Шенграбинской битвы. На Аустерлицком поле он совершает героический поступок. Тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое будто говорит о ник­чемности его желаний. Андрей разочарован. На поле сра­жения он увидел своего кумира, который показался ему маленьким и ничтожным человечком в сером сюртуке, любующимся множеством погибших. Болконский тяжело пережил это разочарование. Выздоровев после ранения, потеряв жену, которая умерла при родах, он решает жить только для себя и больше не служить. Он отдает свои силы близким людям. Занимается благоустройством свое­го имения. Отпустив на волю 300 крепостных, остальным барщину заменил оброком. В помощь женщинам выпи­сал в Богучарово ученую бабку, поручил священнику за жалованье обучать крестьянских детей. Он много читал, работал над составлением нового воинского устава. Но все это не поглощало его силы. Взгляд его был мертвым и по­тухшим. Он убедился в бесполезности своей деятельнос­ти в условиях существующего режима, когда встретился с Аракчеевым и Сперанским.

Под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой Андрей Болконский возвращается к активной жизни, понимая, что в 30 лет она еще не заканчивается. Другое восприятие жизни он открывает в любви к Ната­ше Ростовой. Общение с ней пробуждает в герое лучшие чувства. После измены Наташи его любовь к ней не угас­ла до конца его жизни, когда он понял страдания Наташи и простил ее. Способность на глубокое чувство дополняет его внутреннее богатство, его душевную красоту. Когда началась Отечественная война 1812 года, князь Андрей не задумываясь пошел в армию, где стал командовать полком. Личная слава больше не манила его. Он пони­мал, что как дворянин, любящий, родину, он должен быть там, где трудно, где он более всего полезен.

Путь Андрея Болконского - это путь к народу, путь к бескорыстному служению родине. Болконский при­надлежал к той передовой части дворянства, из среды ко­торой вышли декабристы.

Образ Андрея Болконского в романе "Война и мир" (2 вариант)

Величайшее произведение русского писателя - роман Л. Н. Толстого “Война и мир” - освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное время и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с теплом и гордостью относится к русскому народу на протяжении всего повествования. Но и высший свет, который объединяет все дворянство, имеет своих героев. Тем, кто глубоко равнодушен к судьбе родины, Толстой противопоставляет семьи Болконских и Ростовых. Необычная, яркая и короткая жизнь князя Андрея Болконского наполнена постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде. При первом же знакомстве с князем Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Желая быть полезным Отечеству, мечтая о военной карьере, князь Болконский в 1805 году уезжает на службу в армию. В это время он увлечен судьбой Бонапарта.
Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей по своей натуре - патриот, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого.
Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, - истинный патриотизм и героизм русского народа. Толстой в романе много говорит о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение родины. Один из них - князь Андрей Болконский: “Увидав Мака и услыхав подробности его гибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе, что ожидает армию и ту роль, которую он должен будет играть в ней”.
Князь Андрей настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать “путь сообщения с войсками, шедшими из России”. Слова Кутузова: “Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить” - не остановили Болконского. “От этого я и прошу отправить меня в этот отряд”, - отвечал он.
Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Ему кажется, что его жизнь кончена. Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”, - говорит князь Андрей Пьеру. И, по-моему, именно под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея: “... в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”. А встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла.
После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу, он хочет этого, и в то же время боится. Выслушав отца, Андрей откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять сути молоденькой девушки, совершенно не имеющей жизненного опыта. Наташа живет чувствами, Андрей - разумом.
И вновь Андрея постигает глубокое разочарование. В его отсутствие Наташа не может жить спокойно, ей нужны движение, чувства, смена обстановки, новые события, новые знакомства, и она попадает в мир, где обитают Элен, Анатоль, князь Василий - циничные, холодные представители высшего света. Наташа не может устоять против обольстителя - Анатоля.
Все мечты о семье разрушились в душе Андрея: “Тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший над ним прежде, вдруг превратился в низкий, определенно давивший на него свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного”. И князь Андрей снова возвращается в свою стихию - в армию. Там он должен думать в первую очередь не о себе, а об интересах своего Отечества, о жизни своих солдат. Болконский “... весь был предан делам своего полка. Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”. Им гордились и любили”.
Накануне Бородинского сражения князь Андрей был полон твердой уверенности в том, что русская армия выиграет предстоящую битву. Он верил в народ, своих солдат, в правоту борьбы за Отечество. Андрей ходил по траве, любовался красотой родной земли, рассматривал цветы, землю, листья, травы. И в этот мирный и спокойный момент он получает смертельное ранение. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, он перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Умирая, Болконский соединяется с вечностью. К этому он стремился всегда, но не мог соединить небесное и земное. Князь Андрей сумел это сделать, обретя веру.

Образ Андрея Болконского в романе "Война и мир" (3 вариант)

Знакомя читателей с Андреем Болконским, Толстой рисует портрет своего героя. Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. В салоне Шерер, где мы впервые встречаем его, у него усталый, скучающий взгляд, часто «гримаса портит его красивое лицо». Но когда к нему подошёл Пьер, Болконский «улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой».

При беседе с Пьером «его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым ярким блеском». И так везде и всегда: сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему (а ему неприятны карьеристы, бездушные эгоисты, бюрократы, умственные и нравственные ничтожества), князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен, с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи. Он уважает и ценит тех, в ком видит серьёзное внутреннее содержание.

Князь Андрей - богато одарённая натура. У него незаурядный ум, отличающийся склонностью к серьёзной, глубокой работе мысли и самоанализу; при этом он вовсе чужд мечтательности и связанного с нею «туманного философствования». Однако это не сухой, рассудочный человек. У него богатая душевная жизнь, глубокие чувства. Князь Андрей - человек сильной воли, активная, творческая натура, он стремится к широкой общественной и государственной деятельности. Эта потребность поддерживается в нём присущим ему честолюбием, стремлением к славе и власти. Следует сказать, однако, что князь Андрей не способен к сделкам с совестью. Он честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига.

Сложная и глубокая натура, князь Андрей живёт в период общественного возбуждения, которое охватило образованные круги дворянства в годы Отечественной войны, в той атмосфере, в которой формировались будущие декабристы. В такой обстановке глубокий, трезвый ум князя Андрея, обогащенный разнообразными знаниями, критически относясь к окружающей действительности, ищет смысла жизни в деятельности, которая принесла бы ему моральное удовлетворение.

Война разбудила в нём честолюбие. Головокружительная карьера Наполеона заставляет и его мечтать о своём «Тулоне», но он думает завоевать его не уклонением в штабе от опасностей, а в бою, своей храбростью. Так князь Андрей поступает под Аустерлицем. Но после тяжёлого ранения под Аустерлицем у него наступает резкая психическая реакция: он убеждается в мелочности своих честолюбивых целей.

Под влиянием всего испытанного им на войне князь Андрей впадает в мрачное, угнетённое настроение, переживает тяжёлый душевный кризис. В беседе с Пьером, навестившим его в Богу-чарове в это время, он, раздражительный, нервный, развивает перед своим собеседником теорию жизни, совершенно ему несвойственную. «Жить для себя, избегать теперь этих двух зол (угрызения совести и болезни) - вот вся моя мудрость теперь». Но этой «мудрости» Пьер не верит - и справедливо: все качества князя Андрея и его жизненная практика (меры улучшения быта крестьян, частичное освобождение их) этому противоречат.

Встреча с Наташей в Отрадном возродила к жизни князя Андрея. У него появилась потребность в широкой государственной деятельности. Он едет в Петербург и сходится здесь с виднейшим деятелем эпохи - Сперанским. Но скоро натура Сперанского, человека холодного ума, отталкивает его. Он почувствовал фальшь в Сперанском - и рассеялись его иллюзии о возможности плодотворной деятельности в среде бюрократов и придворных партий. Он снова переживает разочарование.

У князя Андрея большая воля к жизни, и к жизни именно с людьми: «Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе».

Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея. Патриотизм князя Андрея чётко сформулирован в словах его, сказанных накануне Бородина: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту. И так же думают Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Путь князя Андрея - путь постепенного сближения с народом. Главное своё назначение он видит в служении народу. Князь Андрей заботится о своих крестьянах: перечисляет несколько сот своих крепостных в «вольных хлебопашцев» (т. е. отпускает их на свободу, наделив землёй), для других заменяет барщину оброком и т. п.

Когда началась Отечественная война, князь Андрей добровольно идёт в армию. Он отказывается служить в штабе при «особе государя». По его убеждению, только служба в действующей армии даст ему уверенность, что он будет полезен на войне. Получив в командование полк, князь Андрей ещё больше сближается с народом. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Таким образом, в душевном обновлении князя Андрея главную роль сыграли простые русские солдаты.

Тяжёлая рана, полученная на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея. Но пытливая мысль его продолжает работать и во время болезни. Лёжа на перевязочном пункте, он подводит итог своему жизненному пути.

Князю Андрею страстно хочется жить, и в то же время он думает: «Но разве не всё равно теперь?.. А что будет там (т. е. после смерти.) и что такое было здесь? Отчего мне было жалко расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

И в эти минуты его осеняет огненная мысль об огромной, всеобщей, всепрощающей любви к людям, которую он принёс бы, если бы остался жив.

Но князю Андрею не суждено было оправиться от раны. В Ярославле, куда его перевезли Ростовы, он понял, что умирает. В полубреду, в часы страдальческого уединения он мучительно раздумывает о том, что такое вечная любовь, и приходит к сознанию, что она требует отречения от жизни: «Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью». Это был явный признак душевного перелома.

Однако, когда рядом с ним снова оказалась Наташа, князь Андрей опять возвращается к мысли о жизни и о земной любви. «Всё, что есть, всё существует только потому, что я люблю»,- рассуждает он. Так борются в его душе два противоречивых утверждения: любовь есть жизнь и любовь есть смерть.

Побеждает второе. «Душа его была не в нормальном состоянии»,- поясняет автор. Князь Андрей приходит в конечном итоге к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть - значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Он сам понимал, что в этих мыслях чего-то недоставало, что в них «что-то было одностороннее, личное, умственное - не было очевидности».

Незадолго до смерти ему снится тяжёлый сон. Во сне он снова борется за жизнь, испытывая мучительный страх смерти. Но смерть и во сне побеждает, и князь Андрей просыпается с мыслью, что смерть - это освобождение. С этой мыслью он и умирает.

Предсмертные мысли его - мысли человека, надломленного болезнью и страданиями, несвойственные трезвому уму князя Андрея. Для духовного облика князя Андрея характерны не эти предсмертные размышления, окрашенные мистицизмом, а его пытливый, трезвый, материалистический ум, его стремление к общественной деятельности, его любовь к народу, борьбе за счастье которого он посвятил бы жизнь, если бы не умер от раны. Смерть оборвала его искания.

Духовный облик князя Андрея и вся его деятельность дают право предположить, что если бы он остался жив, искания привели бы его в стан декабристов.