Живая и мертвая вода в сказках значение. Какая вода имела целительные свойства в русских народных сказках. Сказка- ложь, да в ней намёк

Жил царь, у этого царя было три сына; говорит царь детям своим: «Привиделось мне во сне, что в некотором царстве, за триста земель, в трехсотенном государстве, есть Елена Прекрасная, и есть у ней живая и мертвая вода и моложавые яблоки; не можете ли вы, детки, достать?» Старшие два сына и говорят: «Благослови нас, батюшка! Мы пойдем доставать». Он их и благословил, и пошли они; а третий сын, восьмилетний, остался дома. Через два года стал и последний сын проситься, что «и я поеду за своими братьями; что-нибудь и я им помогу». И говорит отец: «Где же тебе с молодых лет идти на чужую сторону?» Потом подумал царь и отпустил его, и стал ему сын говорить: «Батюшка! Пожалуйте мне лошадку». Царь говорит: «Ну, поди - выбирай: у меня в конюшне пятьсот лошадей». Он пошел; которую лошадь ударит по крестцу, так и с ног долой упадет; из пятисот лошадей не выбрал ни одной по себе лошади и сказывает своему отцу, что «я, батюшка, у тебя не выбрал ни одной лошади; теперь пойду в чистое поле, в зеленые луга - не выберу ль по себе лошади в табунах?»

Пошел в чистое поле; долго-долго шел, на пустом месте стоит изобка 1 , а в изобке сидит старая старуха. Спрашивает ее Иван-царевич: «Что, бабушка, не знаешь ли ты где табунов и нет ли в табунах хороших лошадей?» Ответ держит старуха: «На что же лучше - у твоего батюшки пятьсот лошадей!» Говорит Иван-царевич, что «у моего отца нету по мне ни одной лошади». - «Коли так, поди же ты, Иван-царевич, вот здесь есть село, около села есть гора, на этой горе валяется богатырь заместо собаки; возьми ты спросись у попов: можно ли похоронить этого богатыря? Есть у богатыря конь за двенадцатью дверьми железными, за двенадцатью замками медными, на двенадцати цепях; один меч у него четыре человека на носилках носят». Попы взялись и похоронили этого богатыря; а Иван-царевич собрал поминальный стол и накупил всякого припасу из харчевого, вин, водок, столов и стульев, ножей и ложек. И отобедал народ православный; говорит Иван-царевич: «Бери, народ православный, что кому надобно!»

Тотчас зачали тащить, что кому надобно, и разнесли по домам; остался один Иван-царевич на горе, и гласит ему мертвый богатырь: «Благодарю тебя, млад Иван-царевич, что похоронил меня в честности, и дарю тебе своего коня: стоит он в казенном погребе за двенадцатью дверьми железными, за двенадцатью замками медными, на двенадцати цепях; дарю тебе и меч и латы мои. Если сможешь, владей на здоровье!» Иван-царевич пошел в казенный погреб и начал двери ломать; он кулаком дверь проломит, а лошадь цепь перервет. Так Иван-царевич все двери переломал, а лошадь все цепи перервала. И хотела эта лошадь на волю уйтить; но Иван-царевич ухватил ее за гриву и говорит: «Стой, конь, волчье мясо, сорокаалтынная кляча! Кому же на вас и ездить, как не нам, добрым молодцам?» Надел на коня узду, оседлал его; на себя наложил латы богатырские, в правую руку меч взял и начал мечом помахивать, ровно как гусиным пером.

Отправляется он в путь-дорогу; ехал много ли, мало ли время, все земли проехал и попал в трехсотенное государство, где только лес да вода. В лесу тропинка есть - только пешему пройти да верхом проехать; Иван-царевич пустился по той тропинке и приехал к избушке. Вошел в эту избушку; там живет красная девушка. Говорит ему девушка: «Куда тебя бог несет?» Отвечает Иван-царевич: «К твоей сестре, Елене Прекрасной, - достать живой и мертвой воды и моложавых яблоков да ее портрет». - «Садись же ты, добрый молодец, на моего летучего сокола; а своего коня у меня оставь». Сел он на сокола и полетел. Летел-летел, стоит еще избушка; вошел - в избушке сидит красная девушка. Спрашивает Иван-царевич: «Как бы мне проехать к твоей сестре, Елене Прекрасной?» Говорит девушка: «Садись на моего сокола, а своего у меня оставь, и прилетишь ты к ее дому; там стоят двенадцать церквей, и от всякой церкви всё шнуры натянуты. Постарайся ты, как можно, чтобы живо перелететь, за шнуры не зацепить».

Иван-царевич прилетел к дому Елены Прекрасной; вошел в одну горницу, потом в другую: в обеих девушки почивают - одна другой краше! Ступил в третью горницу, а там почивает сама Елена Прекрасная, и стоит у ней на столе живая и мертвая вода, и портрет ее тут же; а из этой горницы ход в сад, где моложавые яблоки. Иван-царевич взял живую и мертвую воду и портрет Елены Прекрасной, самоё ее облюбил; потом вскочил в сад, сорвал пять яблоков, завязал в платок и вышел из дому; сел на сокола и полетел, да как стал перелетать через шнуры, и говорит сам себе: «Что я за воин храбрый! Дай зацеплю за шнуры». Зацепил за шнуры, и во всех церквах колокола зазвонили, и проснулась Елена Прекрасная и говорит: «Что такой за невежа был, квашню раскрыл и две полушки на смех положил!» Сейчас крикнула: «Подавайте моего доброго коня, я его на дороге догоню».

А Иван-царевич прилетел в избушку к Елениной сестре, переменил одного сокола на другого и опять вперед полетел. Вслед за ним и Елена Прекрасная к своей сестре приехала и говорит ей: «Для чего вы приставлены? Ничего не видите! Какой-то невежа был, мою квашню раскрыл, на покрышке две полушки положил». Отвечает сестра: «Я сама в дороге была, своего сокола запарила и здесь никого не видала». Елена Прекрасная опять поехала догонять Ивана-царевича; а Иван-царевич приехал в другую изобку и переменил сокола на богатырского коня. Приезжает Елена Прекрасная к другой сестре и говорит: «Что вы смотрите! Для чего вы здесь приставлены? У меня какой-то невежа был, квашню раскрыл - не покрыл, на смех две полушки положил». Отвечает сестра: «Изволь посмотреть моего сокола, весь в поту! Я сама из дороги сейчас приехала».

Иван-царевич приехал в третью изобку, и дала ему старуха платочек: «Если за тобой будут гнаться, то брось этот платочек». Приезжает к старухе Елена Прекрасная и говорит: «Что вы смотрите, для чего вы приставлены? У меня какой-то невежа был, квашню раскрыл - не покрыл, на смех две полушки положил». Отвечает старуха: «Я сама сейчас из дороги приехала».

Елена Прекрасная опять погналась в погоню за Иваном-царевичем и как стала догонять его, Иван-царевич бросил платочек - и сделалось ужасное море, что нельзя ни пройтить, ни проехать. Подъехала Елена Прекрасная к берегу и закричала через море: «Кто такой в моем царстве был, царь-царевич или король-королевич?» Отвечает Иван-царевич: «Я ни царь, ни король, а малолетний царский сын». - «Дожидайся ж меня! - сказала Елена Прекрасная. - Через двенадцать лет я к тебе буду на двенадцати кораблях».

Иван-царевич повернул прочь от моря и попал другою дорогою - не там, где прежде ехал, и прискакал к большому дому; въехал на двор, на дворе стоит столб точеный, у столба прибито кольцо золоченое; привязал своего коня к золоченому кольцу, дал ему белоярой пшеницы и пошел в горницу. Сидит в горнице красная девица и говорит ему: «Неладно, православный, ты сюда попал! Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства. Я сама заполонена здесь двенадцатый год; если ты возьмешь меня с собою, то я тебя добру научу: как прилетит ведьма да станет класть тебя на кровать, то смотри к стенке не ложись!» Вот прилетела ведьма и стала его к стенке класть; а он к стенке не ложится. «Мне, - говорит, - надо выходить к лошади». Ведьма сама легла к стенке, а Иван-царевич с краю, да тотчас отвинтил все три винта - ведьма и попала в погреб.

Взял он с собой красну девицу и поехал; много ли, мало ли места отъехал, видит - на дороге яма, и лежат около этой ямы два человека. Спрашивает Иван-царевич: «Что вы за люди и чего дожидаетесь?» - «Ах, Иван-царевич! Ведь мы твои братья». - «Что ж вы, братцы, высматривали?» - «Да вот здесь прекрасная девушка посажена». Сказал им Иван-царевич: «Возьмите-ка, братцы, у меня да подержите живую и мертвую воду и моложавые яблоки, а меня опустите в эту яму; я вам достану оттудова прекрасную девушку. Как скоро вы девушку вытащите, опущайте за мной веревку». Тотчас опустился Иван-царевич в яму, добыл там прекрасную девушку и привязал ее за веревку. Большие братья-царевичи начали тащить, вытащили девушку и говорят: «Не станем к нему опущать веревку; теперь у нас все есть: живая и мертвая вода, моложавые яблоки, и портрет Елены Прекрасной, и по невесте на каждого». Задумали они взять и коня Ивана-царевича; стали его ловить, а конь им не дается; так и не поймали!

Вот старшие братья пошли к своему отцу домой; а Иван-царевич в той яме так слезьми и обливается. Ходил он там много ли, мало ли время и пришел на нижний свет. Усмотрел избушку, в той избушке сидит старая старуха, и говорит Иван-царевич: «Нельзя ли как-нибудь, бабушка, доставить меня на верхний свет?» Отвечает ему старуха: «Нет, батюшка Иван-царевич, нельзя никак! Разве вот как: у нашего царя есть три дочери, и берут его дочерей змеям на съедение; коли ты царю поможешь, он тебя тож не оставит. Поезжай с богом; я тебе дам свою лошадь, и латы, и меч».

Иван-царевич оседлал быстрого коня, надел на себя чугунные латы, взял в руки меч и поехал к тому месту, куда змей прилетает. Приехал, а там уж давно сидит царевна на камушке и лютого змея дожидается. Спрашивает ее Иван-царевич: «Что ты, царевна, здесь дожидаешься?» Говорит она печально: «Уйди, добрый молодец! Привезли меня сюда змею на съедение». - «А ну, поищи у меня в голове; а как только в море волны заколыхаются, сейчас меня разбуди». Лег к ней на колени и заснул. Волны в море заколыхалися, красная девица начала будить Ивана-царевича и никак не может его разбудить. С великого горя капнула у ней слеза из глаз и попала царевичу на щеку; он проснулся и говорит: «Ах, как ты меня своей слезой обожгла!»

Прилетел змей осьмиглавый поедать царскую дочь и говорит Ивану-царевичу: «Ты зачем здесь, блоха рубашная?» А Иван-царевич говорит змею: «А ты зачем, гнида головная? Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!» - «Я и тебя съем!» - «Нет, попробуй прежде с сильными, могучими плечьми побарахтаться». Говорит змей: «Делай мост по морю, и пойдем с тобой воевать». - «Экий! Ведь я крещеный человек, а ты некрещеный; делай ты мост». Змей только дунул, и сделался по морю ледяной мост. Поехали они воевать. Змей разъехался и ударил Ивана-царевича - только шапку ему с головы свалил; а Иван-царевич разъехался на своем богатырском коне и ударил змея - сразу его убил. Сейчас соскочил с своего коня и положил этого змея под камень; подъехал к красной девице прощаться, и дала ему царская дочь на память свое кольцо золотое. В то самое время был от царя послан Макарка плешивый, косорукий - убрать дочерние косточки, когда змей улетит. Макарка видел, как Иван-царевич змея убил; прибежал к царевне и говорит: «Скажи своему отцу, что я тебя от смерти спас; а не то - сейчас тебя убью!» Она испугалась и сказала: «Хорошо, будь по-твоему!» Приехали во дворец, говорит царю Макарка: «Я твою дочь спас, змея убил и под камень положил».

Спустя несколько времени присылает другой змей к царю приказ, чтобы привозил свою дочь к нему на съедение. Макарка говорит царю: «Дай мне саблю хорошую, я опять змея убью!» И повез он другую царскую дочь змею на съедение; привез и посадил ее на камень, а сам взлез на самую высокую сосну. Сидит она на камне да слезьми обливается; приезжает Иван-царевич, слез с коня, сел около девушки и говорит: «Поищи у меня в голове, а как только в море волны заколыхаются, сейчас меня разбуди!» Вот заколыхались в море волны, стала она будить его и не могла добудиться, покуда не капнула ему на щеку горячая слеза. Он проснулся и говорит: «Как ты меня долго не будила!» Прилетел змей десятиглавый и говорит Ивану-царевичу: «Что ты, блоха рубашная, поворачиваешься»? А Иван-царевич говорит змею: «А ты что, гнида головная, сюда приезжаешь да народ крещеный поедаешь?» - «Я и тебя съем!» - «Нет, попробуй сперва повоевать со мной!» - «Ну, делай мост по морю». - «Я человек крещеный, а ты некрещеный; делай ты!»

Змей только дунул, и сделался ледяной мост. Вот они поехали воевать. Змей разъехался и ударил Ивана-царевича - он только пошатнулся, сидя на лошади; а Иван-царевич как ударил змея своим мечом, так и снес ему пять голов долой; потом еще ударил - и убил змея до смерти. Дала ему царевна золотое кольцо; он взял и уехал домой к старушке. Тут Макарка плешивый, косорукий слез с сосны, взял свою саблю, об камень бил-бил, бил-бил, до самой ручки изломал; пришел к царевне и говорит: «Смотри ты, скажи своему отцу, что я тебя от смерти спас, а не то убью тебя!» Приехали они во дворец, и говорит Макарка царю: «Я твою дочку от смерти спас; вот как я постарался, всю саблю изломал!» Царь обещался отдать за него свою младшую дочь замуж.

Потом пишет двенадцатиглавый змей, требует царскую дочь на съедение. Макарка повез третью царевну змею на съедение, посадил ее на камень, а сам со страстей взлез выше прежнего на дерево. Царевна сидит да горько плачет; приезжает к ней Иван-царевич и говорит: «Поищи у меня в голове, а как в море волны заколыхаются, сейчас меня разбуди!» Вот волны заколыхалися, стала она будить его; он вскочил и сел на своего доброго коня. Прилетел змей о двенадцати голов и говорит: «Ты что здесь, блоха рубашная, толкаешься?» - «А ты что, гнида головная, сюда прилетаешь, только народ поедаешь?» - «Я и тебя съем!» - «Нет, давай-ка могучими богатырскими плечьми побарахтаемся». Говорит змей: «Ты думаешь: моих братьев убил, так и меня убьешь? Нет, брат, не таковский я!»

Вышли они на поле и зачали воевать. Иван-царевич как разъехался на своем коне, так змею и снес шесть голов; змей и просит: «Дай мне отдохнуть!» А лошадь Ивана-царевича говорит: «Не давай ни одной минуты отдыхать!» Он еще мечом ударил и убил змея до смерти. Царевна подарила ему свое золотое кольцо; Иван-царевич взял змея, положил под камень, а сам к старухе поехал. Макарка мигом слез с дерева, взял царевну и повел к царю. Царь так возрадовался, что и сказать нельзя, благодарит Макарку, созывает к себе весь народ православный и с музыкою и говорит: «Кто будет играть, тому на радостях много пожалую».

Собрался весь народ и все музыканты; а Иван-царевич купил себе трехалтынную балалайку, пришел к царю в дом и так заиграл, что весь мир-народ удивился; его балалайка бренчит-выговаривает: «Девушка, девушка! Не забудь же меня на чужой стороне». Стали ему царские дочери водку подносить; он выпил у одной царевны и бросил в стакан золотое кольцо - то самое, что она подарила; выпил у другой - то же сделал; выпил у третьей, стал кольцо вынимать… Тут царевны его признали, в один голос закричали: «Вот кто нас избавил, а не Макарка плешивый!» Макарка заспорил, говорит, что «это я всех змеев убил; пойдемте, я вам покажу, куда змеиные тела поклал». Пошли смотреть. Макарка хотел камень поднять, силился-силился и не мог поднять. «Ах, - говорит, - как камень-то сел!» А Иван-царевич подошел, сейчас камень поднял и тела и головы змеиные показал. Царь приказал Макарку из пушек расстрелять.

Тогда Иван-царевич стал царя просить, чтобы доставил его на верхний свет; царь приказал позвать птицу-сокола и велел соколу Ивана-царевича на тот свет доставить. Сокол говорит царю: «Давай мне четыре дощана говядины, чтобы во всяком дощане было сто пудов». Царь заготовил говядины; сокол привязал к себе четыре дощана говядины, посадил на себя Ивана-царевича и полетел; летел-летел и зачал просить есть. Иван-царевич и начал ему кидать, всю говядину раскидал, а он опять просит; царевич зачал ему кидать пустые дощаны, покидал и те - он все просит; начал кидать свое платье, и то раскидал, нечего стало бросать больше, а сокол все-таки просит. «Не то, - говорит, - на низ опущусь!» Иван-царевич оторвал свои икры и бросил ему, сокол съел и вылетел с царевичем на верхний свет; тут сокол кашлянул и выкинул его икры и платье.

Вот Иван-царевич пришел к своему отцу, поздоровался; отец и говорит: «Что, сынок, я тебе говорил: не ходи! А вот старшие твои братья принесли мне всего: и живой воды, и мертвой, и моложавых яблоков, и портрет Елены Прекрасной». Иван-царевич отвечал своему отцу: «Что же делать? Их счастье!»

Прошло двенадцать лет, приезжает Елена Прекрасная по морю на двенадцати кораблях и два сына с собой привезла. Как только приплыла она, зачала в пушки палить и говорит: «Подайте мне виноватого!» Дунула Елена Прекрасная, и сделался от ее кораблей и до царского дворца хрустальный мост. Говорит царь своим большим сыновьям: «Ступайте, дети! Должно быть, вы виноваты». Вот они и пошли по хрустальному мосту; посмотрела Елена Прекрасная в подзорную трубку и говорит своим детям: «Подите, детушки, проводите вы своих дядюшек в два прутика железные». Они пошли, как зачали их прутьями пороть, только дай бог ноги унести! Насилу царевичи до своего дворца дошли.

Елена Прекрасная опять зачала из пушек бить. «Подавайте, - говорит, - виноватого!» Вот царь стал посылать меньшего сына: «Должно быть, это ты, Иван-царевич, начудил!» Иван-царевич пошел по хрустальному мосту; смотрит Елена Прекрасная в подзорную трубку и говорит: «Подите, детушки, возьмите своего батюшку под ручки и ведите сюда с честью». После того вышла Елена Прекрасная за Ивана-царевича замуж, и рассказал Иван-царевич своему отцу, как братья опустили его в яму и как взяли у него живую и мертвую воду, моложавые яблоки и портрет Елены Прекрасной. Царь приказал их сейчас из пушек убить; вывели их, рабов божиих, в чистое поле и казнили. А Иван-царевич стал жить с Еленой Прекрасною.




"Ты, волна моя, волна? Ты гуллива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!" И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. В сказке Г, Х. Андерсена «Русалочка» дом главного героя – море. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе. И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему… Вода спасла его, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school








А вот пример из литовского фольклора. В сказка «Ель- королева ужей» главная героя выходит замуж за ужа и спускается в его жилище – подводный замок. Только здесь она была по- настоящему счастлива. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


«Гостите не дольше девяти дней, а на десятый возвращайтесь! Выходи на берег с детьми без провожатых и покличь меня: Если жив ты, муж мой верный, Брызнут волны белой пеной, Если помер пеной красной...» ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


А из сказки Петра Ершова «Конек- Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя –Ивана. Вот конек хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул. На конька Иван взглянул И в котел тотчас нырнул, Тут в другой, там в третий тоже, И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать! Вот он в платье нарядился, Царь-девице поклонился, Осмотрелся, подбодрясь, С важным видом, будто князь. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


В сказке «Иван-царевич и Серый Волк», вода помогает воскресить главного героя. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану –царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван- царевич ожил. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


Из «Сказки о волшебной водице» узнаем, что вода может мирить людей. «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая! ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


И в заключении можно сказать, что тема воды в народных сказках, авторских сказках занимает огромное место. Она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных героев, соответственно, наказывает. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school


Источники информации. an/ an/ ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school

100 знаменитых загадок природы Сядро Владимир Владимирович

ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА – ЛГУТ ЛИ СКАЗКИ?

Вода – одно из самых загадочных веществ на Земле, до сих пор не изученное современной наукой. Вода различна по своим физико-химическим показателям, при определенных условиях может светиться в темноте, обладать целебными свойствами, не замерзать при температуре до 100 градусов Цельсия. Ей под силу дарить жизненную энергию растительному и животному миру, а порой и отбирать ее. У всех народов мира существуют упоминания об источниках и водоемах с целебной, энергетически насыщенной влагой, просачивающейся из глубин земли. О «живой» и «мертвой» воде, заживляющей раны, избавляющей от болезней, продлевающей жизнь, делающей ее вечной, рассказывают народные сказки и предания.

Если спросить любого из нас, без чего невозможна жизнь на Земле, каждый, не задумываясь, тут же выдаст ответ: без воздуха и воды. Недаром же в течение многих тысячелетий представители разных народов, населяющих нашу планету, слагали о воде сказки и легенды. При этом столь привычную для нас жидкость часто именовали «живой» и «мертвой». Что это – поэтическое выражение или плод разбушевавшейся фантазии неизвестных авторов? Но почему тогда эти определения оказались столь живучи? Кстати, упоминание о «живой» и «мертвой» воде встречается не только в сказках, но и в Библии.

Говорят, что в природе «живой» является талая вода, а «мертвой» – крещенская и та, которую брали на Ивана Купалу. Да-да, не удивляйтесь! Ведь чем «ведала» «мертвая» водичка, несмотря на свое мрачное название? Если вы еще не забыли сказок, то вспомните, что данная жидкость исцеляла даже от самых страшных болезней, снимала воспаления. Так что недаром наши предки лезли в прорубь на Крещение, невзирая на типичные для этого времени трескучие морозы! А в ночь с шестого на седьмое июля даже скот купали, – чтоб здоровья на полгода хватило. Кстати, об уникальных свойствах нарзана слышали? Так вот, местные жители прямо говорят, что это – природная «мертвая» вода… А вот раны залечивала и силы восстанавливала (даже мертвых возвращала к жизни!), если верить все тем же сказкам, вода «живая».

Итак, «сказка – ложь, да в ней намек»? Возможно. Многие поколения людей буквально и серьезно воспринимали это утверждение. Именно поэтому в исторических источниках содержатся сведения о попытках создать «эликсир бессмертия». «Живой» и «мертвой» водой интересовались многие правители в истории человечества, например, китайский император Цинь Ши Хуан Ди (259–210 годы до н. э.) и Папы Римские. В России созданием «эликсира бессмертия» для Петра I ведал генерал-фельдмаршал Яков Брюс. Для этой цели полководец занимался не только чисто научными исследованиями, но и черной магией. Легенда гласит, что Брюс сумел-таки создать немного эликсира, но… приберег его для себя лично. Он оставил завещание, согласно которому его тело после смерти надлежало сбрызнуть «живой» водой. Однако слуга, открывая флакон, выронил его из рук. Почти вся жидкость вылилась на пол, и лишь незначительная часть ее попала на руку покойного. Красивая сказка? Еще бы! Особенно, если учесть один момент: когда в конце двадцатых годов прошлого столетия была вскрыта могила Брюса для его перезахоронения, то одна рука полководца оказалась нетленной…

Еще в двадцатые годы прошлого столетия рабочие, обслуживавшие бурильные установки в Башкирии, заметили: тяжелые раны от укусов насекомых заживают уже через два-три дня, если подолгу возиться в мутной глинистой жиже. Неприглядное месиво брали в установке около одного из электродов. Энтузиасты-исследователи бодро взялись за изучение свойств странной водички, и уже через несколько лет зарегистрировали в Патентном ведомстве СССР заявку на машину по изготовлению… «живой» воды! К сожалению, точку в этом вопросе поставила начавшаяся Вторая мировая война.

Но интерес к «сказочной» влаге у ученых не пропал. В 60-х годах XX века в Казани открылся научный институт, в котором отдельный штат сотрудников занимался вопросами выяснения структуры «живой» воды. Правда, и тогда энтузиастам не повезло. В 1985 году в газете «Правда» была опубликована разгромная статья, в которой работников института окрестили шарлатанами и колдунами, после чего разработки по этой теме свернули.

Тем не менее, в 1990-е годы, когда о «сугубо материалистическом» взгляде на науку как-то подзабыли, в Москве открылось сразу несколько биохимических центров, получивших лицензии Минздрава на продажу установок «живой воды». Однако увлечение горожан новшеством быстро сошло на нет. Та же участь ожидала и знаменитые «банки Чумака». В разговорах и прессе снова замелькало обидное словечко «шарлатаны»… Тем не менее, специалисты продолжали утверждать: «живая» вода существует; вот только она сохраняет свои свойства не более шести часов, чего организации, занимавшиеся продажей «сказочной» жидкости, не учитывали.

Что же представляет собой устройство для получения «живой» воды? Графитовый анод, платиновый катод, между ними – стеклянный фильтр. В установку загружается минеральная вода, через которую проходит напряжение в три-четыре вольта. Спустя два часа в одном стаканчике образуется «живая», а в другом – «мертвая» вода. Кстати, свойствами сказочной водички в свое время сильно заинтересовалась Маргарет Тэтчер. Сама химик по специальности, «железная леди» быстро поняла все выгоды использования этой жидкости. С тех пор в доме у Тэтчер заработала установка, производящая «живую» и «мертвую» воду. Результат, как говорится, был налицо: окружающие не уставали удивляться молодости, бодрости, энергичности и крепости здоровья английского премьера.

«Мертвая» вода, как считают энтузиасты, меняет человека физически, заставляет организм целенаправленно работать на клеточном уровне, бороться с заболеваниями. В итоге ускоряется обмен веществ, улучшается аппетит, происходит обновление организма. Иногда результаты просто ошеломляют: медикам известны случаи, когда безнадежные раковые больные избавлялись от страшного диагноза именно благодаря приему столь «ненаучного» препарата, как «мертвая» вода. Что же касается использования «живой» влаги, то эксперимент, поставленный в отделении сердечно-сосудистой патологии Томского медицинского института, дал впечатляющую картину: пациенты, входившие в контрольную группу, смогли полностью отказаться от употребления лекарственных препаратов. Правда, оспаривать элемент самовнушения при лечении этим нетрадиционным методом нельзя. Но в то же время никто из специалистов уже не рискует утверждать, что вода из сказок – это лишь поэтический образ, мечта наших предков о «всемогущем» лекарстве…

В декабре 1998 года еженедельник «АиФ», Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Минздрава РФ и ЗАО «Ойлтрейдмаркет» организовали двухмесячную экспедицию в Гималаи. Итогом стало сенсационное заявление: участники проекта нашли в горах «живую» и «мертвую» воду. Так что человечество стоит в двух шагах от исцеления практически от всех недугов… Руководитель экспедиции, Э. Р. Муддашев, сказал: «Это – результат многолетних научных изысканий. Мы предполагаем, что найденная нами вода сможет лечить людей от диабета, ревматизма, полиартрита, атеросклероза и даже от рака. Я думаю, что удастся добиться омоложения организма…»

Все это – не просто слова. Ученые установили, что вокруг клеток, пораженных раком, различными микробами и вирусами, собирается вода, активизирующая в них «ген смерти», то есть уничтожающая их. А вокруг здоровых клеток собирается вода, активизирующая «ген жизни», способствующая лучшему их функционированию. Если этот механизм нарушается и вокруг больной клетки не вырабатывается достаточное количество «мертвой» воды, человек заболевает. Но нехватку необходимой жидкости, оказывается, можно восполнить. Для этого пациенту нужно ее выпить…

Почему исследователи решили искать сказочный «препарат» в Гималаях? Оказывается, именно там был обнаружен так называемый феномен Сомати: йоги вводят себя в состояние глубокого сна (самоконсервации), при котором их тело как бы деревенеет, а жизненные процессы практически приостанавливаются; затем они вновь возвращаются к жизни. А для того чтобы облегчить себе вхождение в состояние Сомати, жители Гималаев пьют воду из тайных озер в горах.

Для того чтобы вернуть к жизни человека, пребывающего в состоянии самоконсервации, его снова поят и растирают водой. Но уже другой! Ее также берут в горах; живительная влага вытекает прямо из скал неподалеку от уникальных озер. Видимо, это и есть та самая пресловутая «живая» вода. Знаниями о чудо-озерах, расположенных неподалеку от монастыря Чу-Гомпа, поделился с исследователями свами (высшая иерархия для подвижника или монаха в индуизме) Шидда-нанда.

Гималайские монахи утверждают, что озеро Манасаровар было создано искусственно за 300 лет до начала нашей эры, а озеро Ракшас еще раньше – за 650 лет. Современные гималайские монахи безоговорочно верят преданиям, рассказывающим, что подобные источники создавались Большими Людьми (титанами) еще за 20 000 лет до нашей эры и в новую эру для народов, ушедших жить под землю. Позднее туда же спустились и титаны. (Считается, что периодически часть одних народов уходила в подземные города, а другие выходили из-под земли, подобно тамилам, жителям Индии и Шри Ланки, появившимся на поверхности планеты около 4 тысяч лет тому назад.)

О том, что в словах монахов может содержаться доля правды, свидетельствует загадочное явление, не нашедшее внятного объяснения с точки зрения естественных проявлений сил природы. Над озером Ракшас постоянно дует сильный ветер, а поверхность воды находится в штормовом состоянии разной силы. В то же время на озере Манасаровар, расположенном всего в нескольких километрах отсюда, вода все время спокойная и напоминает зеркало. Ряд исследователей утверждает, что под дном южной и центральной части Ракшаса имеются подземные пустоты с энергоустройствами, которые и вызывают вихревые потоки на ограниченной территории, создавая местную штормовую погоду. Возможно, в данном районе установлены и сигнальные устройства; в случае появления в его границах посторонних предметов и людей шторм усиливается (это действительно происходит по неустановленным причинам). Пустоты под дном Ракшаса соединены тоннелем с монастырем Чу-Гомпа, который находится у северной части озер. От этого монастыря один из подземных ходов ведет к другой пещере, коконообразному резервуару, куда поступает восходящий поток воды, проходящий в толще скалы. Здесь он подвергается первичной энергетической обработке и разделяется на два разных потока – будущую «живую» и «мертвую» воду. На своем пути жидкость еще несколько раз подвергается энергообработке при помощи устройств, напоминающих оптические системы. Кроме озер и водопадов с «живой» и «мертвой» H 2 O, в данном районе находятся также три источника особой воды, способной омолаживать человека. Они расположены в окрестностях священной горы Кайлас и пещеры «материализации мысли».

Итак, ученые добрались до одного из священных водоемов. Он располагается на высоте 5000 метров (4000 из них представляют собой почти отвесную стену) и охраняется воинственными сикхами: набрать воды из озера могут лишь йоги и «просветленные».

Члены экспедиции взяли пробу жидкости с разной глубины водоема, а также у «живого» водопада. При помощи специальной аппаратуры там же, на месте, определили: все пробы «светятся», но по-разному. Кстати, йоги используют иные определения, характеризуя воду странных источников: в озерах она для них – «дикая», а в водопадах – «твердая». Посвященные говорят, что чудесными свойствами обладает только глубинный слой озерной воды. Чтобы ее достать, йоги ныряют на глубину 30 метров с матерчатым кушаком в руках. Глубинная жидкость более плотная, поэтому ее можно удержать в этой ткани. Ныряльщики выжимают кушак и пьют «добычу», чтобы очиститься от негативных энергий и больных клеток. Потом они поднимаются на скалу и пьют живую воду; по мнению йогов, она омолаживает тело и восполняет силы. Члены экспедиции измерили ауры йогов, регулярно занимающихся «водолечением» (современная техника позволяет это сделать). Возраст исследуемых колебался от 63 до 83 лет, но интенсивность и ширина свечения их ауры была больше, чем у молодых и здоровых «непосвященных». Интересно, что местные жители предпочитают в случае болезни лечиться «твердой» водой (она не портится и может долго храниться в домашних условиях). А вот «дикая» H 2 O, в их понимании, предназначена только для того, чтобы ею пользовались йоги высокого ранга…

О том, что скальная вода действительно стимулирует функции здоровых клеток организма и те, в свою очередь, подавляют больные клетки, убежденно рассказывал приезжим и местный врач. Он сам в своей практике постепенно перешел от использования медикаментов к «водным» процедурам. Эскулап утверждает, что о досужем вымысле тут говорить не приходится: благодаря «живым» источникам в данном районе за последние 20 лет встретился лишь один случай заболевания раком… А местные жители утверждают: лучше родиться лягушкой на берегу Ганга в Гималаях, чем быть королем в какой-либо другой стране.

Вообще, древние предания указывают, что «живая» и «мертвая» вода связана с горами. Вспомним, что внутри горных пластов имеется много полезных ископаемых, содержащих огромное количество различных веществ. Подземные воды, проходя через них, видоизменяются химически и энергетически, приобретают новые свойства. Кроме того, ученым известно, что все камни под большим давлением выделяют капли жидкости, которая индивидуальна для каждого вида горных пород. Большую роль в подземных процессах играют также особые энергетические потоки, которые иногда вызывают мощные электрические разряды, землетрясения и увеличение давления внутри пород. Обычно «подземные грозы» взаимодействуют с атмосферными, осуществляя обмен энергиями между Землей и Космосом. При этом одновременно энергия Космоса идет к Земле по каналам видимых нами разрядов молнии, а от Земли – уходит по каналам невидимого спектра излучения «черной молнии» (о ее существовании известно с древних времен). Не исключено, что эти два энергопотока, подобно двум электродам, могут вызывать выделение из камней жидкости, которая затем смешивается с подземными водами. А электролиз может привести к образованию новых видов энергетически насыщенных жидкостей с противоположными знаками – «живой» и «мертвой» воды. При большом давлении часть видоизмененной влаги вытекает наружу в виде родника или разово выбрасывается по разломам на поверхность. При этом, «живая» и «мертвая» воды находятся на расстоянии друг от друга. Оба варианта сказочной жидкости отличаются по вкусу: «мертвая» – жесткая, безвкусная, а «живая» – мягкая и сладкая. Энтузиасты всегда используют при лечении «мертвую» воду, но затем обязательно закрепляют результат «живой». Она возвращает же и энергию потрепанному болезнью организму.

Кстати, по утверждению тибетских монахов, на земле есть семь уникальных источников, и один из них находится на территории… Беларуси. Вот только знает о нем лишь небольшая группа лиц, которые, собственно, и решают, кого допускать в заветное место. Посвященные боятся, что люди… попросту испортят источник или выкачают его для выпуска минералки. А местные жители потихоньку используют странную водичку для лечения. Говорят, в тех местах практически никто и никогда серьезно не болел…

Белорусской «водой из сказки» пользовался юморист Семен Альтов. Он отправился к источнику по совету своего директора, хотя в успех различных «бабкиных» методов никогда не верил. Как и требовалось, артист обливался водичкой и пил ее. При этом никаких особых ощущений, кроме холода, не испытывал. Но уже по возвращении домой чудеса начались: Альтов, который буквально не мог жить без сигарет, вдруг обнаружил, что курить больше не хочет… К тому же многие болезни у артиста и в самом деле прошли после той поездки, немало удивив этим и его самого, и лечащих врачей.

Однако следует сказать, что далеко не любую «мертвую» жидкость можно использовать для лечения и восстановления. Еще в 1932 году американские ученые открыли тяжелую воду: в ней вместо водорода H 2 оказался дейтерий Д 2 , который с кислородом образует не привычную H 2 O, а Д 2 O. Определенное количество «тяжелой» воды всегда присутствует в человеческом организме. Но когда ее уровень превышает допустимый, начинается отравление.

Сегодня ученые уже не отрицают, что на свойства жидкости способны влиять не только различные химические и электрические процессы, но даже… мысли и слова. Недаром знахари изготавливали целебную воду, нашептывая над ней определенные слова! При этом ругань, проклятия, просто грубость, а также злоба и плохие, тяжелые мысли, ломают структуру жидкости. В результате, вместо привычной H 2 O мы получаем тяжелую воду (Д 2 O). Со всеми, что называется, вытекающими отсюда последствиями… Просить такую «заряженную» водичку о здоровье и очистке организма, как вы понимаете, не стоит. И наоборот: под действием древних целебных наговоров, а также просто добрых слов или благословений в H 2 O образуются структуры, напоминающие своим строением… ДНК здорового человека. Схожей особенностью отличается вода «живых» источников и реликтовая вода, обнаруженная в Якутии в районах вечной мерзлоты.

Вообще, на территории бывшего СССР существует много загадочных источников. Одним из них является Аданго, расположенный в районе городов Гагра и Пицунда. «Черную воду» (она вытекает из черного камня) очень уважали многие поколения местных долгожителей и представителей правящей элиты. Но вот объяснить феномен воздействия этой жидкости на человеческий организм ученые так и не смогли. Предполагают, что по энергетике вода Аданго близка к «живой». А значит, стоит поискать в его окрестностях «мертвый» источник…

…Куликово поле… Это легендарное место знаменито не только благодаря героическим событиям прошлого, но и пугающим колодцам, расположенным на окраине поля и наполненным самой настоящей «мертвой» водой. Если без надобности окунуть туда руку или ногу – конечность просто отнимется… Говорят, что странные происшествия у этих колодцев необъяснимым образом прекратились лишь вскоре после Второй мировой.

А теперь – Тырныауз. Тут протекают две загадочных реки – Адылсу и Адыр-су. Старожилы утверждают, что одна из них несет «живую», а другая – «мертвую» воду. Лечатся ими в городе многие. Кроме того, в Тырныаузе высажены две группы растений, для полива которых используется вода из разных водоемов. Растут деревца и кустарники, и правда, по-разному…

В одном из памятников литературы Древней Руси XIV века, где рассказывается о походе Александра Македонского на край света, есть упоминание о «живой» воде. Якобы, обнаружив у подножия Кавказских гор кристально чистые источники, воины решили помыть в них сушеную рыбу. Ко вполне обоснованному их удивлению, «таранка» вмиг ожила и…

В 2003 году ученые Института общей физики РАН создали то, что являлось в понимании наших предков «живой» и «мертвой» водой. Это произошло в ходе электролиза обычной H 2 O. Оказалось, что привычная для нас вода – не единое вещество, а смесь двух различных жидкостей. Если не вдаваться в технические подробности, в ходе эксперимента часть воды почему-то адсорбировалась в трубке с окисью алюминия, а другая осела капельками на ее внешних стенках. При проведении спектрального анализа оказалось, что в одной жидкости протоны вращались в одном направлении (орто-частицы), в другой – в разные (пара-частицы). Ученые испытали качества полученной жидкости на особых бактериях, аналогах вибрионов холеры. Так вот, в орто-воде «подопытным» почти сразу же стало очень нехорошо… Поэтому исследователи предположили, что имеют дело как раз со сказочной «мертвой» водой, которая угнетает бактерии. Пара-жидкость, естественно, обладает иными свойствами. Итальянцы почти сразу решили приспособить ее для УЗИ и томографии; оказывается, использование пара-воды позволяет значительно улучшить изображение внутренних органов. Правда, стоит «новшество» немало: около 1000 долларов за грамм. Хранить же его можно исключительно в замороженном виде, поскольку в обычном состоянии две жидкости могут существовать раздельно не более получаса, после чего они вновь смешиваются, превращаясь в обычную воду.

…Утро. На кухне снова слабо запищал чайник. В нем, по мнению ученых, в очередной раз варварским образом закипели по полтора литра «живой» и «мертвой» воды. Остается ждать, покуда кто-нибудь не изобретет способ разделять эту смесь, а пока привычно заваривать чай или кофе и, стараясь не выплеснуть раздражение (многие ли из нас по утрам, в будни, могут похвастать хорошим настроением?)… делать вид, что мы не верим в сказки.

Из книги Я был нищим - стал богатым. Прочитай, и ты тоже сможешь автора Довгань Владимир Викторович

ВЫБИРАЙ: ЖИВАЯ ИЛИ МЕРТВАЯ? Все компании в мире можно разделить на две основных категории: живая компания и мертвая компания.Мертвую компанию характеризует отсутствие настоящего сплоченного коллектива, отсутствие общих корпоративных ценностей и формальное отношение к

Из книги Газета Завтра 822 (34 2009) автора Завтра Газета

Артур Беляев МЁРТВАЯ ВОДА Телевидение - это такая вещь, как сон. Только наяву. И с прибором. Вроде бы лежишь себе на диване, подушку удобней подоткнул для созерцаний как бы - а глаза открыты. Потому что сон - многоканальный. Не для одной головы. Щёлкаешь себе пультом,

Из книги Тайны и загадки нашей жизни автора Волков Сергей Юрьевич

Живая и мертвая Теперь следующий вопрос - какую воду мы пьем? Многие люди предпочитают кипяченую остуженную воду. Но оказывается, такая вода совершенно безжизненна. Мало того, если еще раз вскипятить уже однажды кипяченую воду, в вашем чайнике окажется крайне вредная для

Из книги Литературная Газета 6260 (№ 56 2010) автора Литературная Газета

И мёртвая вода становится живой... Литература И мёртвая вода становится живой...

Из книги Газета День Литературы # 90 (2004 2) автора День Литературы Газета

ЖИВАЯ ВОДА ПАМЯТИ "В этот день Люба проснулась очень рано. Какая-то тревога прервала сон. Она поднялась с постели и распахнула окно в сад. В комнату ворвался ветер, насыщенный ароматами цветущих яблонь, развеял остатки сна. "Что это? Я же не сплю..."- Люба

Из книги Литературная Газета 6398 (№ 51 2012) автора Литературная Газета

Молодые года и живая вода Молодые года и живая вода ПОЭЗИЯ ИЗРАИЛЯ Игорь БЯЛЬСКИЙ Родился в 1949 году в Черновцах. Жил на Украине, в России и в Узбекистане. Окончил Пермский политехнический институт (1971). Репатриировался в 1990 году. Автор четырёх сборников стихов. Один

Из книги Газета Завтра 995 (52 2012) автора Завтра Газета

Из книги Книгочёт. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями автора Прилепин Захар

Игорь Панин Мертвая вода (М. : Вест-Консалтинг, 2011) С Паниным сплошь непонятки.Для начала возьмем паспортные данные. Запомнить фамилию Панин – если это фамилия поэта – очень сложно. В конце концов, мы уже двух актеров по фамилии Панин запомнили, тут еще поэт. Не помещается в

Из книги Тайные силы в истории России автора Бегунов Юрий Константинович

Вместо заключения. ГДЕ «ЖИВАЯ ВОДА» ДЛЯ РОССИИ? Читатель заканчивает чтение нашей книги и убеждается в том, что она не направлена против какого - либо народа или государства. Эта книга «внутренняя» - для России и Русского народа, который находится в тяжелом положении и

автора Завтра Газета

Из книги Вторая мировая (июнь 2007) автора Русская жизнь журнал

* МЕЩАНСТВО * Михаил Харитонов Мертвая вода Главная идея русской водки - не веселье, а поминовение

Из книги Газета Завтра 482 (7 2003) автора Завтра Газета

ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА 18 февраля 2003 0 8(483) Date: 18-02-2003 Author: Александр Брежнев ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА Газета "Завтра" продолжает репортажи о самых разных сторонах устройства и жизнедеятельности современного большого города. Наш корреспондент побывал на очистных сооружениях.

Из книги Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке – живая и мёртвая вода Вот интересующий нас отрывок. «На третий день ворон прилетел и принёс с собой два пузырька: в одном – живая вода, в другом – мёртвая – и отдал те пузырьки Серому Волку. Серый Волк взял пузырьки, разорвал

Из книги Литературная Газета 6475 (№ 32 2014) автора Литературная Газета

Живая вода дерзновения Есть жёсткий нравственный закон, о котором нельзя забывать, как и о законах мира физического. Попробуйте, к примеру, "не знать" о законе всемирного тяготения. Он сам о себе напомнит вам, если останетесь живы. С такой же строгостью, если не большей, мы

Из книги Тигр в гитаре автора Феофанов Олег Александрович

ЖИВАЯ ВОДА Солнечный певец До конца сороковых годов народная песня была не очень популярна в Америке. Об этих песнях вспоминали лишь на дружеских вечеринках, но пели их только в деревне. В городе их стыдились как проявления «некультурности», «деревенщины». Даже негры

Из книги Утро богов автора Фальков Андрей

Карта 8. Живая вода. Манипура Евы. Царица жизни В сероватой мгле различим каменный трон с сидящей на нем женщиной. Пальцы ее рук плотно сжаты и покоятся на коленях. У ног копошатся серые ящерицы. Их середина расширена, и они напоминают ромб с короткой шеей, узкой головой и

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
-Деда, начало я помню, ты мне сразу скажи, а зачем сражённого богатыря мёртвой водой обливали,- он же и так мёртвым был?!
-А разве ты не помнишь, что в бою его разрубили?..
-Помню, потому он и погиб.
-А если его разрубленного сразу живой водой окропить, что толку, что его половинки оживут на мгновение? Чтобы сразу же опять погибнуть?! Наверное, их сначала соединить нужно, или нет?..
-Наверное, нужно.. Как клеем склеить, да?
-Ну вроде того, зато потом..
-Помню-помню: потом живой водой окропить и богатырь уже весь целый опять оживёт! А вода Живая и Мёртвая только в сказках или по-настоящему есть?
- А ты сам-то как думаешь?
- Но кто-то эту сказку придумал… Значит, откуда-то взял эту воду?...
- И я так думаю, внучок, никакие придумки не берутся ниоткуда.. И думаю я, что вода мёртвая это душевность наша человеческая, а вода живая- духовность, вера в Бога Живого.
- Душевность- это доброта, что ли?...
- Не только доброта, но и её разумное использование: ведь даже при склеивании надо не только всё клеи облить, но, сначала, склеиваемые части от грязи очистить, аккуратно их клеем смазать, соединить правильно, прижать, чтоб хорошенько склеилось.. А если всё обмазать как попало, то ничего держаться не будет, а засохшие остатки нашей высохшей доброты будут только курам на смех!
-А почему склеенный добротой богатырь сам ожить не может? Он же целым стал? Зачем нужно его ещё Живой водой поливать? Ты её духовностью назвал,- это что-то церковное? Или что-то музейное! Я тут видел по телевизору передачу «Духовные сокровища Эрмитажа»?!
- Слово «духовность»- от слова «дух», а Дух- с большой буквы- это Бог Живой, не нарисованный на иконах церквей или картинах в музеях,а Живой Бог в живом сердце человека. Обращение в глубине своего сердца к Нему, к Богу и Духу, и открывает источник воды Живой!
-Как бутылку с соком?
-Скорее, как зажим на трубке капельницы, по которой оживляющее лекарство по трубочкам сразу в кровь тяжело больного человека попадает. И как лекарство попадает в кровь через вену, а в вену иглой нелегко попасть!- поэтому капельницы ставят только опытные медсёстры,- так и принять Духа в нашей жизни совсем непросто. Помнишь, как в Детском Евангелии мы читали: «Дух дышит где хочет»?
-Так ведь если после Мёртвой воды не окропить Живой водой, человек останется целым, но всё равно мёртвым?!
-Скорее спящим в глубоком болезненном сне-летаргии, что с точки зрения Духа, всё равно, что смерть. Интересно, но таких людей немало на Земле… Они думают, что живут в своих заботах поесть, поспать и сходить в туалет, но на самом деле для Духа они ещё спят, как.. Помнишь сказку о спящей в хрустальном гробу царевне, которую ведьма через отравленное яблоко околдовала?..
-Но, она же не могла двигаться, пока её царевич не поцеловал?...
-Да, это прообраз души нашей спящей, пока её Христос не пробудит. А тело может двигаться… Помнишь, ещё в Писании сказано: Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов… Это как раз о таких спящих душах, которые вроде и живут, но только телами, телесными потребностями.
-А какие ещё могут быть потребности?
-Чтобы приносить пользу не только себе и своим самым близким, но и всем людям, а значит и Богу. Именно эта потребность пробуждает душу, делая её готовой к принятию Живой Воды Духа.
-Но это та же самая доброта, или ты её как-то по-своему назвал…
- Душевность, именно она, как мёртвая вода, соединяет разрозненное в людях, но если после этого соединённое не посвятить Богу, т.е. не окропить Живой Водой, соединённый добром душевности богатырь, как прекрасная царевна останется спящим.
-А мне всё-таки интересно: чем душевность отличается от духовности?
-Направленностью доброты в своей душе: или на себя и своё окружение, или на всех, кому её не хватает. Причём в первом «душевном» случае, доброту экономят, чтобы её хватило себе и своим, то во втором «духовном» случае, доброты не жалеют, понимая, что её бесконечный источник в Боге, но и не растачивают куда попало, понимая её не своим, а Божиим достоянием. Так что… попроси у Бога благословения для всех людей и давай-ка спать. Завтра столько добрых дел нужно сделать…
22.04.2009.(5й месяц внутриутробного возраста Мишки)

С самых давних времен люди догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Но пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства.

В каких же русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила?

Сказка- ложь, да в ней намёк...

«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.

Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте.

А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать». Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека.

Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.

Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника.

Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные.

По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

Русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

«Иван и чудо - юдо»

«Иван - мужицкий сын»

«Марья Моревна»

«Царевич Иван - Горох»

«Иван - царевич и Серый волк»

«Медное, серебряное и золотое царство»

В русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду.

Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого.

Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из - за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок.

Так, в русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»

Из сказки «Марья Моревна». …Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело. - Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась! Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: - Ах, как я долго спал!»

«Иван- царевич и Серый волк». Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком: - Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил. - Ох, крепко же я спал!

Чудеса, да и только!