Зеркало дракулы. Зеркало дракулы требует жертв. Из крестьян в промышленники-миллионеры

Мистическая сила спрятанного зеркала влияет на атмосферу дома. Суеверные прохожие рассказывают, что мимо дома страшно находится в темное время суток, из окон доносятся гулкие шаги, бормотание, страдальческие вздохи.

Основатель династии промышленников Николай Брусницын - простой крестьянин из Тверской губернии, который в 1847 году приехал в Петербург и создал товарищами свою кожевенную мастерскую. Дела пошли успешно и уже через десять лет Брусницын купил кожевенную фабрику на Васильевском острове, на которой работали 600 человек. Рядом с фабрикой Брусницын построил свой особняк. У промышленника было три сына Николай, Александр и Георгий. В 1884 году сыновья перестроили и расширили родительский дом.


Парадный белый зал

Говорят, что одна из служанок Брусницыных, которая часто смотрелась в это зеркало, сошла с ума и выбросилась из окна. Теперь ее призрак бродит по комнатам в поисках спрятанного зеркала.

По другой легенде, сувенир Дракулы полюбила дочь Брусницына. Барышня часто любовалась собой в магическом зеркале и впала в безумие, от самоубийства ее спасло лечение в клинике, врачи поставили диагноз - «истерия».


Курительная комната в мавританском стиле

Также рассказывали, что из дома Брусницыных в начале 20 века без вести пропали две служанки. Домочадцы видели, как женщины вошли в комнату, где висело зеркало Дракулы, и исчезли…

Слухи о проклятом зеркале усилились, когда внезапно умерла внучка Брусницына, говорили, что ее убило зеркало.


Гостиная дома


Зеркальный коридор

Накануне революции Брусницыны покинули свой особняк. Говорили, что они бежали от нечистой силы, которая благодаря зеркалу Дракулы обосновалась в доме.


Оранжерея особняка

После революции зеркало висело во Дворце Культуры имени С. М. Кирова, потом снова было возвращено в особняк, в котором обосновалось управление кожевенного завода. Зеркало висело в кабинете директора, который вдруг пропал без вести. Потом исчез рабочий, заходивший в кабинет… Несмотря на «борьбу с мракобесием буржуазного режима» перепуганные помполиты распорядились заколотить вход в проклятый кабинет и добились перевода заводоуправления в другое здание.

Дальнейшая судьба зеркала точно неизвестна. Возможно, оно до сих пор хранится в тайнике особняка, и призраки зазеркалья пугают задержавшихся прохожих.
В комнатах особняка нестрашно, только загробный холод создает дискомфорт. Частные владельцы интерьеров сдают залы в аренду для съемок и мероприятий. Здание требует реставрации (прошлая реставрация тут была только в 1993 году). В настоящее время в Петербурге многие архитектурные памятники приведены в порядок. Но особняку Брусницыных пока не повезло… Долго в его стенах никто не задерживается.


Съемки фильма "Корсет" на лестнице особняка.


Расписная раковина заводоуправления


Интересный орнамент, похожий на значок "радиации"


Художники приходят сюда рисовать детали интерьера


Фасад здания выглядит зловеще


Серп и молот - внезапно

Особняк, с которым связана страшная легенда. /Фото:citywalls.ru

В рабочем квартале, расположенном в юго-западной части Васильевского острова в Петербурге, есть загадочный дом. Он затерялся в промзоне среди заводов и складов, и мало кто из туристов, да и самих петербуржцев, знает о его существовании.


Из крестьян в промышленники-миллионеры

В середине XIX века выходец из крестьян тверской губернии Николай Матвеевич (Мокеевич) Брусницын перебрался в Москву и наладил свое дело. Сначала это была небольшая мастерская по выделке кожи, но постепенно бизнес разросся и в конечном счете Брусницыны стали зажиточной и уважаемой в городе купеческой семьей. Своим трем сыновьям купец 1-й гильдии Николай Брусницын оставил в наследство современный завод на шестьсот рабочих мест и заработанные на кожевенном деле миллионы.


Как щедрые благотворители братья Брусницыны содержали богадельню и общежитие, оказывая финансовую помощь семьям своих рабочих. Известно, что на момент октябрьских событий 1917 года здесь проживало около 200 детей и стариков.


На Васильевском острове Брусницыны владели участками на Кожевенной и Косой линиях. На стыке этих двух линий было расположено здание XVIII века, которое Николай Брусницын купил и несколько видоизменил, дополнив, в частности, пристройкой с западной стороны. После смерти отца Брусницыны еще больше переделали здание, заказав работу петербургскому архитектору Анатолию Ковшарову. Выбирая стиль, тот остановился на эклектике, заручившись одобрением хозяев.


Второй этаж стал выше, кроме того, у здания появилась лестница парадного входа, оранжерея, изменилась отделка фасадов. Появился карниз с дентикулами, а также интересный фронтон, полукруглые эркеры и много других новых элементов. Само здание по форме стало напоминать лежащую плашмя букву «Ш», и у каждого брата в этом особняке было свое крыло. Кстати, оригинальные двери входа со стороны Кожевенной линии сохранились до сих пор.


Внутри здание было также богато украшено и выглядело шикарно. В гостиной располагался огромный стол из дуба с 60 (!) стульями - здесь обедала вся большая семья с гостями.



Шикарный интерьер

В здании были и помпезная бильярдная, и курительная комната (кальянная), выполненная в модном по тем временам мавританском стиле, и просторный зал для танцев, оформленный в стиле помещений Людовика XV. Лепные узоры зала изображают мифических героев, растения, цветы, музыкальные инструменты.





Для внутреннего интерьера характерно обилие резных орнаментов. Кстати, деревянные бараньи головы, украшающие двери столовой, в мифологии символизируют торговлю.


Сейчас в здании проходят экскурсии. Посетители неизменно восхищаются фантазией архитектора и деталями изысканного внутреннего убранства, которые сохранились еще со времен первых владельцев - например, шикарной лепниной на потолке (правда, позже покрытой краской) и огромной люстрой. Мраморный подоконник и мраморный камин в танцевальном заде тоже сохранились с купеческих времен.




Смутные времена

После революции новые власти заколотили у здания главный вход, а расположенный на фасаде вензель купеческой семьи сбили, водрузив на его место другого рода «вензель» - серп и молот. Вместо главных ворот сделали заводскую проходную.


Национализированный завод Брусницыных стал носить имя Радищева, и в особняке разместилась его администрация. Интересна и судьба самих бывших владельцев. Если двое из братьев после событий 1917 года уехали за границу, то третий, Александр Николаевич, решил не покидать Россию и остался работать на родном предприятии - правда, уже не в качестве хозяина, а в должности главного инженера и председателя коллегии Управления завода. Увы, в мае 1919-го в квартиру Брусницына явились сотрудники ЧК и, как несложно догадаться, арестовали его как врага народа. Его приговорили к тюремному заключению, но история эта все-таки разрешилась благополучно. Случай, по тем временам, уникальный: возмущенные арестом рабочие завода подали в ЧК ходатайство об освобождении своего начальника, и, в конце концов, добились пересмотра дела. Брусницына выпустили.

Страшная легенда о зеркале Дракулы

С одним из объектов этого особняка связана таинственная и страшная история. Согласно этой странной легенде, наводившей ужас на окрестных жителей и даже сейчас делающей это здание таинственно-мрачным, во время строительства особняка купец Брусницын решил выписать из Италии шикарное зеркало для будущего танцевального зала. И якобы это было то самое зеркало, которое ранее висело в усыпальнице графа Дракулы.


Через некороткое время после того, как зеркало доставили в купеческий дом и установили на стене, все, кто в него смотрелся, стали замечать странные вещи. Человеку либо становилось плохо, либо у него портилось настроение, а некоторые из тех, кто глядел в зеркало, даже становились жертвами несчастных случаев. По слухам, обнаружив такую жуткую закономерность (последним в череде несчастий стала внезапная смерть внучки), владелец приказал снять зеркало и убрать в кладовую.

Дальнейшая судьба зеркала очень туманна. Согласно одной из легенд, его увезли обратно в Европу. По другим слухам, оно так и осталось лежать в кладовой, после революции его якобы перевезли в ДК им. Кирова, а еще через некоторое время власти решили вернуть его в особняк. Зеркало повесили в кабинете замдиректора завода, вскоре после чего он исчез при весьма загадочных обстоятельствах. Также внезапно пропал и один из рабочих завода, который, войдя однажды в кабинет, имел неосторожность посмотреться в это зеркало. После этих странных случаев кабинет якобы заколотили, и в нем уже больше никто не работал.


Но самая жуткая версия о судьбе зеркала до сих пор навевает ужас на особо впечатлительных местных жителей. Согласно этой «страшилке», сей злосчастный предмет хранится в особняке и поныне - мол, он спрятан в некоем секретном помещении и до сих пор влияет на энергетику старинного особняка. Кто-то из любителей мистики даже утверждает, что в темное суток мимо особняка лучше не ходить: якобы из здания то и дело доносятся стоны и непонятный шум.

Съемки фильма на парадной лестнице особняка. / Фото:lenarudenko.lj.com

В 1844 году из Тверской губернии в Петербург приехал крестьянин Николай Мокеевич Брусницын. В промышленной зоне он приобрёл дом, нынешний адрес которого Кожевенная линия, 27. Через три года предприимчивый крестьянин уже обзавёлся своим небольшим делом -
кожевенной мастерской. У Брусницына быстро пошли дела на лад, маленькая контора из 10 человек разрослась до фабрики с 600 рабочими. Теперь он был не крестьянином, а купцом.

Уже с 1857 году здание стали перестраивать, но самые большие изменения ждали его, когда особняк в 1882 году перешёл к сыновьям купца Николаю, Александру и Георгию. Братья были видными людьми в городе: гласными Городской Думы и участниками комитета попечительства о народной трезвости, организовывали столовые, читальни и спектакли, чтобы отвлечь мастеровых от пьянства, а также приюты, ясли, убежища для подростков.

Уже через два года трое братьев решили перестроить родительский дом. За дело взялся архитектор Анатолий Ковшаров. После реконструкции в доме появились новые пристройка и карниз, зимний сад, второй этаж был повышен. Особое внимание братья уделили внутреннему убранству. В итоге здание приобрело существующий сейчас облик.

В революцию братья Николай и Георгий Брусницыны эмигрировали, Александр остался и продолжил дело отца - работать на заводе. В мае 1919 года его арестовали и заключили в тюрьму. Позднее, более чем через год, отпустили. После революции особняк Брусницыных стал принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. Роскошное здание окончательно поглотила промзона. В 1925–1930-х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная.

Большая часть исторических интерьеров особняка не сохранилась до наших дней. Среди того, что ещё можно увидеть: парадная столовая, оформленная в стиле позднего ренессанса, Белый (Танцевальный) зал, небольшая курительная (кальянная) в восточном мавританском стиле, гостиная и бильярдный зал.


Со времени обустройства особняка осталась легенда о таинственном зеркале. Во время строительства Брусницын для гостиной своего шикарного дома заказал в Италии старинное зеркало. Этот предмет интерьера с середины XVI века якобы висел в одном из венецианских палаццо, где хранился прах графа Дракулы.

Смотревшие в это зеркало люди испытывали странные ощущения. С самим семейством и правда стали происходить необъяснимые явления: от ухудшения самочувствия до несчастных случаев. После одного из них зеркало запрятали в кладовую. После революции оно оказалось в ДК имени Кирова, но потом вновь вернулось в особняк. Его повесили в кабинете в заместителя директора завода. Через некоторое время он бесследно исчез. Та же участь постигла и рабочего, который занимался ремонтом в помещении. Тогда было принято решение комнату заколотить, а заводоуправление переселить в новое здание. Поговаривают, что зеркало до сих пор находится в особняке.

Изысканный особняк в заводском районе смотрится очень неожидано.

Из крестьян в промышленники-миллионеры

В середине XIX века выходец из крестьян тверской губернии Николай Матвеевич (Мокеевич) Брусницын перебрался в Москву и наладил свое дело. Сначала это была небольшая мастерская по выделке кожи, но постепенно бизнес разросся и в конечном счете Брусницыны стали зажиточной и уважаемой в городе купеческой семьей. Своим трем сыновьям купец 1-й гильдии Николай Брусницын оставил в наследство современный завод на шестьсот рабочих мест и заработанные на кожевенном деле миллионы.


Семья Брусницыных с близкими.

Как щедрые благотворители братья Брусницыны содержали богадельню и общежитие, оказывая финансовую помощь семьям своих рабочих. Известно, что на момент октябрьских событий 1917 года здесь проживало около 200 детей и стариков.


Глава семейства в окружении родственников и пайщиков фирмы. 1870 г.

На Васильевском острове Брусницыны владели участками на Кожевенной и Косой линиях. На стыке этих двух линий было расположено здание XVIII века, которое Николай Брусницын купил и несколько видоизменил, дополнив, в частности, пристройкой с западной стороны. После смерти отца Брусницыны еще больше переделали здание, заказав работу петербургскому архитектору Анатолию Ковшарову. Выбирая стиль, тот остановился на эклектике, заручившись одобрением хозяев.


Декоративных элементов необычайно много.

Второй этаж стал выше, кроме того, у здания появилась лестница парадного входа, оранжерея, изменилась отделка фасадов. Появился карниз с дентикулами, а также интересный фронтон, полукруглые эркеры и много других новых элементов. Само здание по форме стало напоминать лежащую плашмя букву «Ш», и у каждого брата в этом особняке было свое крыло. Кстати, оригинальные двери входа со стороны Кожевенной линии сохранились до сих пор.


У каждого брата в особняке было свое крыло.

Внутри здание было также богато украшено и выглядело шикарно. В гостиной располагался огромный стол из дуба с 60 (!) стульями – здесь обедала вся большая семья с гостями.


Дубовые резные панели в купеческой столовой.
Бильярдная.

Шикарный интерьер

В здании были и помпезная бильярдная, и курительная комната (кальянная), выполненная в модном по тем временам мавританском стиле, и просторный зал для танцев, оформленный в стиле помещений Людовика XV. Лепные узоры зала изображают мифических героев, растения, цветы, музыкальные инструменты.


Люстра в кальянной.
Курительная комната оформлена в мавританском стиле.
Лепной декор невероятной красоты.
Внутренние помещения оформлены превосходно.

Для внутреннего интерьера характерно обилие резных орнаментов. Кстати, деревянные бараньи головы, украшающие двери столовой, в мифологии символизируют торговлю.


Резные бараньи головы символизируют успех в торговле.

Сейчас в здании проходят экскурсии. Посетители неизменно восхищаются фантазией архитектора и деталями изысканного внутреннего убранства, которые сохранились еще со времен первых владельцев – например, шикарной лепниной на потолке (правда, позже покрытой краской) и огромной люстрой. Мраморный подоконник и мраморный камин в танцевальном заде тоже сохранились с купеческих времен.


Белый (танцевальный) зал.
Мраморный камин танцевального зала.
Расписная раковина, как и все остальные детали, восхищает экскурсантов.

Смутные времена

После революции новые власти заколотили у здания главный вход, а расположенный на фасаде вензель купеческой семьи сбили, водрузив на его место другого рода «вензель» – серп и молот. Вместо главных ворот сделали заводскую проходную.


Над старинной дверью - серп и молот вместо купеческого вензеля.

Национализированный завод Брусницыных стал носить имя Радищева, и в особняке разместилась его администрация. Интересна и судьба самих бывших владельцев. Если двое из братьев после событий 1917 года уехали за границу, то третий, Александр Николаевич, решил не покидать Россию и остался работать на родном предприятии – правда, уже не в качестве хозяина, а в должности главного инженера и председателя коллегии Управления завода. Увы, в мае 1919-го в квартиру Брусницына явились сотрудники ЧК и, как несложно догадаться, арестовали его как врага народа. Его приговорили к тюремному заключению, но история эта все-таки разрешилась благополучно. Случай, по тем временам, уникальный: возмущенные арестом рабочие завода подали в ЧК ходатайство об освобождении своего начальника, и, в конце концов, добились пересмотра дела. Брусницына выпустили.

Страшная легенда о зеркале Дракулы

С одним из объектов этого особняка связана таинственная и страшная история. Согласно этой странной легенде, наводившей ужас на окрестных жителей и даже сейчас делающей это здание таинственно-мрачным, во время строительства особняка купец Брусницын решил выписать из Италии шикарное зеркало для будущего танцевального зала. И якобы это было то самое зеркало, которое ранее висело в усыпальнице графа Дракулы.


По легенде, здесь располагалось зеркало Драуклы. Сейчас на его месте висит обычное зеркало, которому никто не приписывает волшебных качеств.

Через некороткое время после того, как зеркало доставили в купеческий дом и установили на стене, все, кто в него смотрелся, стали замечать странные вещи. Человеку либо становилось плохо, либо у него портилось настроение, а некоторые из тех, кто глядел в зеркало, даже становились жертвами несчастных случаев. По слухам, обнаружив такую жуткую закономерность (последним в череде несчастий стала внезапная смерть внучки), владелец приказал снять зеркало и убрать в кладовую.

Дальнейшая судьба зеркала очень туманна. Согласно одной из легенд, его увезли обратно в Европу. По другим слухам, оно так и осталось лежать в кладовой, после революции его якобы перевезли в ДК им. Кирова, а еще через некоторое время власти решили вернуть его в особняк. Зеркало повесили в кабинете замдиректора завода, вскоре после чего он исчез при весьма загадочных обстоятельствах. Также внезапно пропал и один из рабочих завода, который, войдя однажды в кабинет, имел неосторожность посмотреться в это зеркало. После этих странных случаев кабинет якобы заколотили, и в нем уже больше никто не работал.


Со всеми, кто смотрелся в зеркало, происходили несчастья.

Но самая жуткая версия о судьбе зеркала до сих пор навевает ужас на особо впечатлительных местных жителей. Согласно этой «страшилке», сей злосчастный предмет хранится в особняке и поныне – мол, он спрятан в некоем секретном помещении и до сих пор влияет на энергетику старинного особняка. Кто-то из любителей мистики даже утверждает, что в темное суток мимо особняка лучше не ходить: якобы из здания то и дело доносятся стоны и непонятный шум.


Говорят, мимо особняка (на фото справа) ночью лучше не ходить.

Впрочем, есть и скептики, которые не обращают на слухи никакого внимания и посещают этот дом лишь за тем, чтобы полюбоваться декором и пофотографировать старинные интерьеры. В здании даже периодически проходят фотосессии.


Съемки фильма на парадной лестнице особняка.