Застой в творчестве. Как победить творческий кризис: Методы великих писателей. Получайте вдохновение через чтение

Наталия Вячеславовна Пластинина, практикующий юрист с 15-летним опытом работы, в том числе как составляющего в области кадрового делопроизводства.

Британский телепродюсер Сара Малви, прославившаяся как автор шоу «Как хорошо выглядеть голым», «Тайный миллионер», «На десять лет моложе», выходивших на британском телеканале Channel 4, покончила с собой, приняв смертельную дозу сильнодействующих препаратов. Родственники Сары, которые провели независимое расследование обстоятельств ее смерти, утверждают, что причиной такого шага стало преследовавшая женщину «агрессивная рабочая среда» и систематические издевательства со стороны начальства. В 2009 г., не выдержав давления, Сара Малви решила отойти от работы и обратилась за помощью в клинику Retreat Causeway, которая специализировалась на борьбе со стрессами и известна тем, что там лечились многие знаменитости. К этому времени психологическое состояние женщины было очень тяжелым, заявил в суде доктор Эндрю Рид, представляющий интересы семьи Малви. Через четыре месяца администрация Causeway попросила пациентку покинуть клинику. Именно после этого Сара Малви, по словам ее отца, и решила свести счеты с жизнью. Суд отложил рассмотрение дела до окончания расследования обстоятельств смерти Малви.

Моббинг: понятие и истоки

Понятие моббинга появилось в нашей жизни сравнительно недавно и пришло к нам с Запада.Под моббингом (от англ. mob — толпа) понимается форма психологического насилия в виде травли одного члена коллектива другими. По сути моббинг — это психологический террор, выражающийся в систематическом враждебном неприятии одного человека (гораздо реже — нескольких людей), являющегося членом коллектива.

Место дислокации и виды моббинга

Моббинг встречается не только по месту работы, службы, но и в иных коллективах — чаще всего в школах. Моббинг на работе выражается в травле сотрудника в коллективе; в школе — травля одного из одноклассников.

Рабочий моббинг характерен для устоявшихся коллективов, которые не подвержены стабилизирующему 3-5-процентному ежегодному обновлению коллектива. Именно в связи с тем, что и количество, и состав коллектива существует давно и прочно, и возникает моббинг новичка, особенно приведенного начальством неожиданно и не на самую мелкую должность.

На Западе моббинг изучается уже достаточно давно. В России пока серьезных исследований не проводилось ввиду обычной для российского менталитета замалчивания наличия проблемы, да и немасштабности самой проблемы. Согласно уже проведенной западными исследователями классификации, выделяют:

вертикальный моббинг — от начальства. Чаще его называют «боссинг», так как толпы в общепринятом понятии моббинга здесь нет, ведь травля происходит со стороны непосредственного или вышестоящего начальника и, как правило, в единственном числе. Боссинг имеет немного иные корни, чем обычный моббинг. Чаще всего причиной боссинга выступает желание руководителя отдалить от себя приближенного ранее сотрудника (по различным причинам — от личных до политических). Обычно руководитель четко и однозначно преследует цель избавиться от неугодного сотрудника.

Разновидностью боссинга, то есть вертикальной травли, может стать и нетипичный моббинг «снизу вверх» , когда коллектив занимается выживанием вновь назначенного руководителя, не принимая его в качестве высшего должностного лица с соответствующими полномочиями. И если причины в этом случае ясны — страх перед грядущими изменениями, в том числе, возможно, в кадровой расстановке, то методы отличаются. Не применяется бойкот и открытые издевки, но живут и множатся сплетни, скрытое игнорирование приказов, «шаляй-валяй» в отсутствие шефа на месте. При наличии еще более вышестоящего начальства приживается и доносительство;

и горизонтальный моббинг — от коллег. Именно этому виду моббинга мы уделим наибольшее внимание в настоящей статье. Элементарные методы моббинга — насмешки, придирки, игнорирование, негативные высказывания, критика — могут «дорасти» до изощренных — «подставок» перед начальством путем донесения ложной информации, специальному созданию ситуаций безусловного совершения сотрудником ошибок и недочетов. Самым коварным и опасным методом моббинга является применение всех методов в последовательности и совокупности, вплоть до доведения затравленного сотрудника до самоубийства.

Предпосылки моббинга также давно уже выведены: зависть, страх, конкуренция, безделье, размытость в должностных обязанностях и объеме полномочий.

Отличие моббинга от простой настороженности и неприятия

Следует отличать моббинг от обычной настороженности коллектива по отношению к его новому члену. Редко кто из нас обладает той долей харизмы, которая позволяет прочно и сразу расположить к себе людей. Такими качествами в большей степени обладают специалисты, нашедшие свое призвание в продажах и налаживанию деловых связей (различные менеджеры). И почти не обладают подобными качествами специалисты, не нуждающиеся по долгу службы в установлении большого количества связей: специалисты IT-услуг, бухгалтеры.

Недаром существует поговорка «встречают по одежке…». Встречая нового члена коллектива, коллеги стараются «прощупать» почву на предмет приближенности нового человека к начальству, на предмет наличия «крысиных» качеств, на предмет возможности карьерных и коверных интриг со стороны новенького. В целом такое поведение еще нельзя назвать моббингом. Первоначальная настороженность типична и ожидаема на любом месте работы, здесь не характеры признаки моббинга (придирки, недомолвки, бойкот, сплетни). И только при появлении этих признаков можно уже констатировать развитие ситуации по пути горизонтального моббинга новичка.

Скрытые цели и провокации моббинга

Открытой целью моббинга является избавление от сотрудника. Травля «просто так», для удовольствия практически не встречается. Иногда, особенно в случае вертикального моббинга, целью становится освобождение места для «своего» ставленника. Такая ситуация характерна, если в «чужой монастырь» пришел новый руководитель. В условиях кризиса руководство фирм не брезгует и провокацией горизонтального моббинга — для освобождения нескольких должностей (как правило, с высокими окладами) с целью скрытого сокращения персонала. Ведь увольнение по собственному желанию не требует гарантированных выплат выходного пособия и сохранения в течение определенного времени (ст. 178 ТК РФ) среднего заработка уволенных.

Последствия моббинга

К сожалению, практически ни для кого моббинг не проходит бесследно. Даже у стойких в психологическом плане людей впоследствии обнаруживается скрытое воздействие моббинга. Чаще всего он может привести к заболеваниям нервной системы, неврозам. В некоторых случаях моббинг может закончиться инфарктом или самоубийством жертвы коллективной травли.

Пример последствий моббинга

Согласно еще одной нашумевшей новости от 06.07.2011, начальника главного управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генпрокуратуры Вячеслава Сизова, по некоторым предположениям, довел до самоубийства «игорный скандал». Решению должностного лица покончить с собой предшествовало совещание, которое проводил заместитель генпрокурора. По слухам, Сизову там устроили какой-то разнос, после чего Сизов вернулся в свой кабинет и выстрелил себе в голову…

Если верить слухам, то Сизов банально не захотел участвовать в разгоревшемся и принявшем нешуточный размах скандале вокруг «игорного дела», не хотел вмешиваться в конфликт между прокуратурой и СКР, так как все-таки являлся еще и «главным надсмотрщиком за ФСБ» и поэтому якобы навлек на себя гнев коллег. Говорят, на Сизова надавили, и он нашел для себя другой выход из ситуации. Все произошедшее теперь может быть квалифицировано по ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»). Но как найти виновного? Тем более в таких «высоких» кругах? В результате попытки самоубийства Сизов остался жив, однако спустя несколько дней скончался в больнице. Надежды на то, что он мог бы дать какие-либо разоблачительные показания (если таковые действительно имели место) на своих коллег, рухнули.

«О причинах этого поступка говорить пока преждевременно. Назначена наша служебная проверка, идет также процессуальная проверка. Могу сказать, что к так называемому подмосковному игорному делу Вячеслав Викторович абсолютно никакого отношения не имел, у него был совершенно другой участок работы», — заявила официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева .

Как противостоять моббингу и стоит ли? Действенные рекомендации

Из письма жертвы моббинга

Совсем недавно я перешла на новую работу. По настоятельному предложению своего непосредственного начальника я заняла освободившееся место его заместителя, бывшего помощником и правой рукой. Практически сразу почувствовала на себе все прелести моббинга со стороны коллектива: мне никто не помогал в осуществлении обычных для давних сотрудников действий: заполнить заявку в базе данных, «повесить» счет в другой БД и т. д. Хотя никто в открытую и не унижал, не оскорблял. Я имею уже сравнительно большой опыт работы, являюсь высококлассным специалистом в своей области, не «зеленая послевузовка», меня не связывают никакие, кроме деловых, отношения с шефом. Не считаю для себя нужным искать пути к каждой Марье Иванне, заискивать перед старыми, но в большинстве своем серыми кадрами. Однако последствия моббинга замечаю у себя уже сейчас: не могу подолгу заснуть, постоянно нервничаю. Прочитанные в прессе статьи по борьбе с моббингом не помогают в моем случае: моббинг мягкий и не развивающийся ни в какую сторону, но отнимающий так много душевных сил…

Главный вопрос заключается в следующем: что делать с моббингом его жертве? Бороться? Или же заняться его «тушением»? Борьба предполагает наличие вражеских территорий и действий (открытых и скрытых), направленных на подавление противоположной стороны конфликта. При выборе «борьбы» выбирается и цель — победа. В этом случае она может означать увольнение жертвы моббинга (или, как в случае, описанном в начале статьи, — самоубийство) или же массовые увольнения активистов моббинга. Последнее маловероятно и теоретически характерно для ситуаций прихода новой команды руководящего звена в старый коллектив. В этом случае, поскольку сила на стороне «новой метлы», возможна и такая чистка кадров, развязавших борьбу.

Тушение же подразумевает постепенное сведение конфликта на нет. В этом случае достигается иная цель: что называется, «и овцы целы, и волки сыты». То есть и коллектив остается на месте, и новичка он принимает, и конфликт исчерпывается. Для тушения моббинга требуется гораздо больше политически верных действий, терпения со стороны жертвы моббинга. И, что немаловажно, невмешательство или же скрытая поддержка жертвы со стороны руководителя, так как открытая поддержка в таких делах рождает прямо противоположный результат — усиление моббинга.

Рассмотрим основные постулаты тушения моббинга.

1. Основная ошибка жертв моббинга — противопоставление себя всему (или части) коллективу. Моббингу может подвергнуться практически каждый — и яркая личность, не похожая на других, и серая мышка, забитая и «затюканная». Уровень квалификации, известности в данном случае не имеет решающего значения. Ваше нежелание искать выход из созданной коллективом сложной ситуации с точки зрения психологии понятно, но не имеет цели и смысла. Если ваша цель — остаться в коллективе, а тем более закрепить свой авторитет как заместителя руководителя — вам придется самостоятельно принимать меры к установлению мира.

Итак, первое: не противопоставляйте себя коллективу . Постарайтесь в первую очередь быть доброжелательным человеком, даже с агрессивно настроенными по отношению к вам членами коллектива.

2. Проскользнувшие в письме нотки превосходства чувствуются даже толстокожими людьми. Конечно, умственные и организаторские способности у всех разные. Однако наличие оных у вас лично, занимающей вторую позицию в организации, не означает автоматически вашего человеческого превосходства перед другими. Такое отношение, конечно, элементарно обижает людей и сплачивает обиженных против вас.

Вывод: не унижайте других, особенно подчиненных вам сотрудников . Заносчивость и брезгливость еще не красили ни одного начальника. Если вы в дальнейшем рассчитываете на карьерный рост и планируете в будущем стать руководителем — вырабатывайте дистанцированное уважение к каждому: от уборщицы до вице-президента компании. Поздороваться со сторожем Петром Васильевичем с утра не моветон, а правильная позиция руководителя, ценящего каждого своего сотрудника, и такое демократичное поведение совсем не повод для панибратских отношений руководителя с подчиненными.

3. Защищайтесь: твердо, но, не переходя в атаку. Любое действие рождает адекватное (а иногда и неадекватное) противодействие. Неприятие вас коллективом рождает адекватное неприязненное отношение и с вашей стороны к активистам моббинга. Не позволяйте унижать себя, показывайте, что можете за себя постоять. Пытаясь стать своей, можно перегнуть палку: включиться в общую игру, присоединившись к травле другого сотрудника. Не поддерживайте сплетни. Ищите золотую середину под девизом «Защищаю себя, но не нападаю на других».

4. Параллельно с тушением моббинга не забывайте профессионально расти. Выполняйте свои обязанности добросовестно и в полном объеме. Со временем ваш профессионализм оценит не только начальник, но и коллеги. В случае же вертикального моббинга (со стороны руководителя) вам будет проще доказать моббинг. Например, необоснованным применением дисциплинарных взысканий при полном отсутствии нарушений дисциплины и должностных обязанностей с вашей стороны. Таким образом, соблюдайте правило: продолжайте быть профессионалом своего дела.

5. Запаситесь терпением и тактичностью. В течение моббинга вас постоянно будут пытаться вывести из себя любыми способами: придирками, открытыми критическими замечаниями или скрытыми сплетнями. Можно не реагировать на это вообще, быть одинаково вежливым и корректным со всеми, включая зачинщиков конфликта. Порой лучшее решение — использование своего интеллекта, смекалки и находчивости для тактичных, но едких замечаний. Однако такая тонкая игра доступна лишь виртуозам или людям, имеющим большой опыт в выживании при моббинге. Но в данном случае стоит задуматься уже самой жертве: а почему в отношении нее моббинг возникает раз за разом в разных коллективах?

6. У жертвы моббинга совершенно естественно возникает желание как можно меньше времени проводить во враждебном коллективе. Отсюда — отказ от участия в корпоративных вечеринках, командообразующих мероприятиях. Не игнорируйте коллектив в целом. Даже при моббинге, даже вопреки собственным желаниям вливайтесь в коллектив .

7. Разбирайтесь в причинах. Но не занимайтесь самоедством. Почему моббинг постиг именно вас? В ком причина: в вас или в коллективе? Найти причины, предугадать следствие — задача для стратега. А не вы ли им сейчас являетесь, составляя план, ведущий к «мировому соглашению» сторон? Этот этап не поставлен первым пунктом, так как такой анализ необходимо проводить в течение всего периода тушения моббинга. В том числе с целью слежения за поворотами и акцентами конфликта.

8. Старайтесь не совершать типичных ошибочных действий : не унижайтесь сами и не унижайте других. Не принижайте свои достоинства для «уравнения» с большинством сотрудников. Не ябедничайте руководству и не подчеркивайте свой особый статус приближенного лица, но и не принижайте свою важность как помощника руководителя.

Практика

В ситуации с моббингом доказать что-либо его жертве очень тяжело. В случае если следствием является самоубийство жертвы , доказать следствию наличие состава преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, — «доведение до самоубийства» — очень непросто. Объективная сторона преступления характеризуется доведением лица до самоубийствапутем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. За эти действия предусмотрено не слишком большое наказание (по сравнению с потерей другим человеком жизни): ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на срок до пяти лет. В случае моббинга в квалификации участвует почти всегда только одно описанное в статье действие — систематическое унижение человеческого достоинства. Следует отметить, что угроза увольнения за дисциплинарные нарушения не может рассматриваться как доведение до самоубийства. Право на применение крайней меры дисциплинарного взыскания — увольнение — у работодателя никто не отнимал; а проведение предупредительных бесед может рассматриваться скорее как желание остановить нарушения дисциплины и продолжить трудовые отношения. Так, например, когда самоубийство было совершено под влиянием обстоятельств, сложившихся для потерпевшего в результате действий должностного лица, совершенных им в рамках закона, уголовная ответственность такого лица по ст. 110 УК исключается. Очень непросто установить и доказать наличие причинной связи между действиями зачинщиков конфликта и последующими действиями потерпевшего. При недоказанности указанных обстоятельств вина лиц, участвовавших в моббинге, не может быть достоверно установлена, доказана, а следовательно, и наказаны виновные. Широкой практике не известны случаи доведения подобных дел даже до обвинения, не то что осуждения виновных.

Если следствием моббинга является увольнение работника , самыми неприятными последствиями могут быть судебный спор или же проверка соответствующего органа, проведенная по жалобе уволенного работника. Основания увольнения в данном случае различны: от увольнения по собственному желанию до увольнения за дисциплинарные нарушения. При этом, оспаривая законность увольнения, в первом случае работник указывает, что его желание не было «собственным», что его, работника, к этому шагу вынудили. В последнем же случае работник приводит аргументы, что к нему необоснованно применяли дисциплинарные взыскания, пытаясь от него таким образом избавиться. Однако во всех случаях оспаривания увольнения работнику необходимо будет доказать свои доводы.

Так, например, в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным волеизъявлением работника. Факт понуждения к подаче заявления об увольнении по собственному желанию обязан доказать работник . Соответственно, работник не подлежит восстановлению на работе, если не докажет, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию и такое заявление не является добровольным волеизъявлением работника.

Судебная практика (работник не сумел доказать давление на него со стороны начальства, способствовавшее увольнению работника по собственному желанию):
Ш. обратился в суд с иском к ФГУП «***» о восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, признании записи в трудовой книжке незаконной. В обоснование заявленного требования указал, что был уволен по собственному желанию, которого на самом деле не имел. Заявление о прекращении трудовых отношений было написано работником вынужденно, после того как начальник цеха обещал истцу, что уволит его, поскольку за последние месяцы перед увольнением администрация цеха несколько раз применяла к истцу меры дисциплинарного взыскания. Более того, начальником цеха не соблюдались правила техники безопасности на работе, нарушалось в отношении истца трудовое законодательство, на истца возлагались обязанности по выполнению трудовых функций, не предусмотренных должностной инструкцией, что также послужило основанием для написания заявления об увольнении по собственному желанию, поскольку истец не желал работать в условиях, в которых допускаются указанные выше нарушения. Ш. считает, что был уволен незаконно.

Судом установлено, что истец был уволен по собственному желанию по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, был ознакомлен с приказом, истцу была своевременно выдана трудовая книжка, что подтверждается записью в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. В удовлетворении иска Ш. судом было отказано по следующим основаниям.

1. Ссылка истца на то обстоятельство, что начальником цеха была написана докладная записка на имя директора завода с предложением уволить истца за совершение очередных дисциплинарных поступков, что и явилось обстоятельством для понуждения истца подать заявление об увольнении по собственному желанию, суд нашел несостоятельной, поскольку директор завода резолюцию о согласии на увольнение истца не наложил, то есть отказал начальнику цеха в вопросе об увольнении истца.

2. Более того, истец написал заявление об увольнении в период, когда начальник цеха находился в очередном отпуске, то есть не мог каким-либо образом понудить Ш. подать заявление об увольнении по собственному желанию. Каких-либо иных доказательств о том, что и такое заявление не является добровольным волеизъявлением Ш., он суду не представил. Таким образом, доказательств тому, что заявление об увольнении по собственному желанию было написано Ш. в принудительном порядке, а также доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий трудового договора, представлено не было.

3. Согласно ч. 4 ст. 80 ТК РФ до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Как установлено судом, истец свое заявление об увольнении по собственному желанию до истечения срока предупреждении об увольнении не отозвал, что также свидетельствует о добровольности написания истцом заявления об увольнении по собственному желанию.

С учетом изложенного суд посчитал увольнение истца по собственному желанию законным и обоснованным, в связи с чем требования Ш. не подлежат удовлетворению (решение Снежинского городского суда Челябинской области по делу № 2-791/2011) .

Ту же позицию принимает суд и в случае фигурирования в деле об увольнении применения работодателем дисциплинарных мер воздействия. Единственная надежда в случае оспаривания увольнения «по статье» — нарушение работодателем процедуры применения взыскания, установленной ст. 193 ТК РФ. В случае же увольнения работника миром (по собственному желанию или по соглашению сторон) даже представление в суд доказательств в виде неоднократно примененных в течение короткого времени дисциплинарных взысканий не оценивается судом как давление со стороны работодателя.

Судебная практика (неоднократное применение к истице дисциплинарных взысканий не может быть расценено судом как понуждение к увольнению): И. обратилась в суд с иском к ОАО НПО «***» о восстановлении на работе, взыскании утраченного заработка, ежегодной выплаты за выслугу лет, расходов по оплате лечения и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных исковых требований И. указала, что 06.12.2010 она была уволена с формулировкой причины увольнения «по собственному желанию». Считает увольнение незаконным по следующим основаниям.

В 2010 году И. обжаловала в комиссию по трудовым спорам два приказа о привлечении И. к дисциплинарной ответственности, которые были отменены, как изданные с нарушением требований статьи 193 ТК РФ. Сразу же после указанного инцидента непосредственный руководитель И. потребовал от нее увольнения по собственному желанию. После отказа И. уволиться в отношении нее началась травля: каждый день на И. налагались дисциплинарные взыскания в виде выговоров, со стороны начальника наблюдался ежедневный прессинг с целью увольнения И. по собственному желанию. В результате применения к ней данных мер состояние здоровья И. резко ухудшилось; после выхода с больничного в отношении нее продолжали издавать распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности, что свидетельствовало о предвзятом отношении к И. В итоге она не смогла трудиться на данном месте и написала заявление по собственному желанию. Считает, что написала заявление вынужденно, поскольку намерений увольняться у нее не было.

Судом было отказано в удовлетворении требования И. в полном объеме. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующие обоснования отказа.

1. В соответствии со ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на это место не приглашен в письменной форме другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора. Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при увольнении истицы нарушений требования трудового законодательства, регламентирующих процедуру увольнения работников по собственному желанию, в том числе и положений, содержащихся в ст. 80 ТК РФ, допущено не было. Доказательств того, что истица обращалась с заявлением об отзыве собственного заявления об увольнении, суду не представлено. С истицей проводилось собеседование в кадровой службе предприятия с целью обдумывания принятого решения, однако И. настаивала на своем увольнении, свое заявление не отозвала, с приказом об увольнении ознакомлена 07.12.2010.

2. Доказательств, свидетельствующих о том, что обращение истицы к ответчику с письменным заявлением о ее увольнении по собственному желанию носило вынужденный характер, было обусловлено давлением со стороны администрации предприятия, истица суду не представила. Доводы истицы о том, что она написала заявление об увольнении по собственному желанию, указав причины: не устраивает заработная плата; моббинг, — не подтверждено никакими доказательствами со стороны истицы.

3. Вынужденность написания истицей заявления об увольнении не подтверждено и свидетельскими показаниями. Доводы жалобы истицы о том, что в ходе судебного заседания были допрошены только работники НПО «***», непосредственно причастные к увольнению И. (естественно, что они говорят о том, что никто не вынуждал истицу писать заявление об увольнении по собственному желанию), не влекут необходимости отмены судебного решения. Свидетели К., Х., Г. предупреждались судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ и за отказ или уклонение от дачи показаний по ст. 308 УК РФ. Оснований не доверять кому-либо из указанных свидетелей у суда не имелось, поскольку показания всех указанных свидетелей последовательны, не противоречили другим фактическим данным. Судом допрашивались свидетели в том числе со стороны истицы, а именно И., И.1, У. Показаниям данных свидетелей, утверждавших, что начальник цеха К. заставлял истицу написать заявление об увольнении, суд обоснованно дал критическую оценку, поскольку данные свидетели находятся с истицей в родственных либо в дружеских отношениях и заинтересованы в рассмотрении дела, свои пояснения эти люди давали со слов истицы, непосредственными свидетелями написания истицей заявления об увольнении указанные лица не были. Неявка иных свидетелей со стороны истицы не являлась основанием для отложения судебного разбирательства, поскольку обязанность по обеспечению явки указанных свидетелей лежала на истце, так как именно она ссылалась на показания данных свидетелей в обоснование заявленных ею требований. Суд дал оценку показаниям свидетелей в совокупности с другими доказательствами, не наделяя эти доказательства преимуществом по отношению к другим.

На основании изложенного суд не признал требования И. обоснованными и подлежащими удовлетворению (решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 01.03.2011; кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23.05.2011 по делу № 33-4995) .

Споров, где упоминается моббинг, дискриминация, в практике немного. Практически во всех подобных спорах фигурирует требование о восстановлении на работе, что является своеобразной борьбой с работодателем, с тем же самым моббингом (в приведенных примерах — вертикальным моббингом или боссингом). Как показывает практика, целью данных споров является даже не желание справедливости, а желание «уязвить» противоположную сторону, доказав свою правоту в суде. На деле же, даже в случае выигрыша работником спора в суде (что чаще случается, как говорилось ранее, по делам об увольнениях «по статье» из-за организационных и технических нарушений работодателем процедуры применения взыскания), работник будет не в состоянии долго продолжать свою трудовую деятельность в коллективе. Получив вожделенную должность обратно, а также выплаты, связанные с вынужденным прогулом, такой борец с моббингом, как правило, тут же увольняется — по собственному желанию! Анализ такой типичной спорной ситуации еще раз доказывает, что с моббингом нужно не бороться, а тушить его. И продолжать работать в этом же коллективе, на этом же рабочем месте, на той же самой должности.

  • Придирки
  • Насмешки
  • Дезинформация
  • Доносительство
  • Причинение вреда здоровью
  • Мелкие кражи или порча личных вещей
  • Классификация моббинга

    Психологи выделяют два основных вида моббинга: вертикальный (боссинг) - от начальства, или соответственно от подчиненных, и горизонтальный - от коллег.

    Моббинг через Интернет

    1. перенаправление Кибермоббинг

    Моббинг осуществляемый в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства называется Кибермоббингом . В том числе в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (Instant Messenger, например ICQ) в социальных сетях, а также через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo др) непристойных видеоматериалов, либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).

    Предпосылки моббинга со стороны жертвы

    • конкуренция с уже существующим авторитетом (через отклонение от психологических рамок коллектива, вожака, начальства)
    • стиль поведения, как у жертвы (слабость, жалобность, хлюпкость)

    Причины моббинга со стороны противников

    • зависть
    • желание унизить (ради удовлетворения, развлечения или (само)утверждения)
    • желание подчинить

    Чаще всего причиной моббинга становится зависть . Обычно  - зависть к более молодому и удачливому коллеге. Отмечено, что зачинщиками травли во многих случаях становятся пожилые сотрудники, которые боятся потерять место и из-за этого придираются к своим коллегам. Иногда подобный прессинг имеет временный характер и является своеобразным «посвящением» в члены коллектива. В жертву моббинга может превратиться и опытный работник, к которому вдруг начало благосклонно относиться начальство. Иногда причиной моббинга становится самоуверенное поведение: излишнее хвастовство, обилие жалоб, игнорирование корпоративных трапез, вызывающая манера поведения. Причиной моббинга может быть и желание проехаться на чужой спине.

    Моббинг в учебных заведениях

    К истории понятия

    В животном мире стадо травоядных иногда нападает на хищника (феномен описан биологом Конрадом Лоренцем), это явление также называется моббинг.

    Психолог и учёный-медик, доктор Ханц Лейман впервые провёл исследование такого явления на рабочих местах в Швеции в начале 1980-х . Он назвал такое поведение моббингом и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Лейман определил 45 вариаций поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

    Организационные причины моббинга

    • борьба с религиозными запретами и моралью
    • навязывание толпой своего образа жизни
    • неприятие инакомыслящих
    • борьба с наукой и просвещением
    • отсутствие обратной связи
    • попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр
    • плохая организация информационных потоков
    • расплывчатые границы ответственности и служебных обязанностей
    • отсутствие системы кадрового продвижения и возможностей карьерного роста
    • превалирование интимных или родственных связей между подчиненными и руководством
    • большая перегрузка отдельных специалистов

    Последствия моббинга

    Моббинг может привести к неврозам, психосоматическим заболеваниям, инфарктам и даже самоубийству .

    • Постарайтесь найти золотую середину между тем, чтобы сохранить свое лицо и не выделяться из коллектива.
    • Не позволяйте унижать себя. Иногда нужно «показать зубы».
    • Соблюдайте традиции коллектива. Участвуйте в корпоративных мероприятиях.
    • Если кто-то из сотрудников пытается вас «достать», не нервничайте, спокойно поговорите с ним, выясните, чего он добивается. Старайтесь не реагировать на обидные слова. Помните, что обижают тех, кто обижается.
    • Не фамильярничайте с начальником. Даже если вы с ним друзья, не афишируйте это, а лучше - дружите за пределами организации.
    • Добросовестно выполняйте свои обязанности. В случае конфликта начальник будет на вашей стороне, так как он не захочет терять ценного работника.

    Моббинг в кино

    • После Люсии (2012)
    • Отправная точка / KickOff (фильм, 2010)
    • Школа (сериал, 2009)

    Ссылки

    • Эмоциональное насилие на работе: молчаливое увлечение?
    • Дружилов С.А. Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструкций
    • Охота на менеджера (Ветеранам офисных войн посвящается)
    • «Моббинг дик» «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5139 (60) от 24 марта 2010 г.

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Книги

    • Актуальные проблемы управления персоналом: Моббинг. Учебное пособие , Дуракова И.Б.. Рассмотрены признаки и формы моббинга в организации, виды и формы его проявления на рабочем месте, причины возникновения. Исследованы природа и статистика участников, сценарии реализации…

    Доброго времени суток мои читатели. Сегодня я хочу затронуть тему, которую не назовешь маловажной. Я имею ввиду тему моббинга. К сожалению, в нашем обществе есть такая проблема как моббинг. И в своей статье я хочу рассмотреть основные аспекты данной темы.

    Что такое моббинг

    Моббинг, это психологическое насилие группы лиц, направленное на одного или нескольких человек. Моббинг к сожалению встречается практически везде. В учебных заведениях, в организациях и так далее. Если вы стали жертвой моббинга, ни в коем случае не миритесь с данным положением. Постоянное агрессивное отношение со стороны окружающей толпы, очень негативно сказывается на вашем здоровье и психическом состоянии.

    Причины моббинга

    Самыми распространенными причинами моббинга являются:

    • Зависть
    • Желание подчинить
    • Желание унизить, к примеру, ради развлечения

    Бывают случаи, когда в чисто мужском коллективе работает лишь одна женщина. Здесь ситуация может повернуться по-разному. В основном мужской коллектив охотно принимает нового сотрудника, в особенности если эта женщина. Но не всегда. Моббинг может возникнуть и здесь. И не от того, что женщина проявит себя плохо в работе, а просто потому, что она женщина, а не мужчина. Аналогично складывается ситуация и с мужчиной, который нанялся на работу в чисто женский коллектив. Такого вида моббинг образовался вместе с началом жизни на планете. И люди, чем- либо отличающие от большинства, всегда привлекали к себе повышенное внимание. К примеру, вы оказались единственной незамужней девушкой, среди замужних. В такой компании вы легко можете быть жертвой моббинга. И не от того, что у женщин возникнут мысли, что вам понравится чей то их муж и вы решите его отбить, а просто потому, что вы другая. Вы не замужем, у вас совсем другой образ жизни. А если вы еще при этом и выглядите лучше всех, то завистливые взгляды, скорее всего вам обеспеченны.

    Так же моббинг может возникнуть на почве сплетен. К примеру, кто-то решил, что вы флиртуете с шефом. Или же по какой- то причине решил что-то просто придумать про вас и всем разболтать. Держитесь, моббинг скорее всего вам уже обеспечен. Возможно, человек, который распространил про вас сплетню и не ожидал именно такой коллективной реакции на вас. Или же именно этого и хотел.

    Или же вы усердно работаете. Начальство вами довольно. И все вроде бы хорошо. Но есть людская зависть, которая не понимает и не видит, что вам приходится делать для достижения доверия начальства. Коллектив считает вас не достойным кандидатом на повышение, может даже только из-за того, что сам хочет быть на вашем месте.

    Зачастую жертвами моббинга становятся новые молодые сотрудники. К примеру, в коллективе есть сотрудник, который не отличается хорошей работой и он боится потерять свое рабочее место. А приход в компанию нового сотрудника, может повлиять впоследствии на его увольнение. И он, прекрасно это понимая, всячески старается удержаться на своей работе, натравливая коллектив на новенького.

    Причем моббинг может быть направлен не только на сотрудника, его коллегами, но и сотрудниками компании на начальника. Или же начальственного коллектива на подчиненных. В основном жертвой моббинга становится новопришедший начальник. Зачастую это вызвано недовольством подчиненных новыми правилами и введениями в компании. А со стороны начальства моббинг образовывается из-за его скверного характера. Начальство срывается на подчиненных зачастую не из-за плохой работы сотрудников, а из-за плохого настроения, проблемами в семье и так далее.

    Кроме вышеперечисленного, моббинг так же может развиться на почве:

    • Вызывающего поведения сотрудника
    • Слишком его самоуверенного поведения
    • Если сотрудник вызывает жалость
    • Если новый сотрудник игнорирует корпоративные традиции
    • Если он излишне хвастается и так далее

    Основные фазы развития моббинга в организации

    • Предпосылки

    Предпосылки к моббингу могут возникнуть на почве высокой эмоциональной напряженности.

    • Начало

    Поиск жертвы для снятия эмоциональной напряженности. По нахождению жертвы начинаются насмешки и агрессия в сторону выбранного сотрудника.

    • Активная фаза

    Придирки начинаются без повода. Как бы сотрудник хорошо не выполнял свою работу, в ней будут видеть лишь негативные моменты.

    • Социальная изоляция

    Жертву моббинга отстраняют от участия в корпоративных мероприятиях и совместных рабочих процессах.

    • Увольнение сотрудника

    Не выдерживая насмешливого и агрессивного настроя, сотрудник увольняется из организации. Либо ему само начальство предлагает уйти по собственному желанию.

    Распространенные виды моббинга

    • Горизонтальный моббинг. Это коллективное агрессивное поведение в среде одного или примерно одного класса, направленное на своего коллегу.
    • Открытый моббинг. Это открытая степень коллективного издевательство над выбранным сотрудником. В ход идут не только насмешки и придирки, а еще и откровенные оскорбления, унижения, и порча документов с личным имуществом.
    • Вертикальный моббинг. Это агрессивное поведение среди сотрудников разных классов. Обычно агрессором является начальство. (Когда начальник становится инициатором моббинга, такой мобинг еще называют боссингом).
    • Латентный моббинг. Это скрытое коллективное вытеснение, направленное на конкретного человека, с целью его изгнания из компании.

    Последствия моббинга

      • Неуверенность в себе
      • Уязвимость, беспомощность
      • Снижение самооценки
      • Стрессы, депрессии
      • Немотивированная агрессия
      • Ухудшение здоровья
      • Снижение работоспособности, внимания
      • Появление фобий
      • Моббинг в организации

    Моббинг оказывает негативное влияние не только на жертву, но и зачастую на организацию. И начальство в свою очередь должно предотвращать данный инцидент, создавая благоприятный комфортный климат в организации.

    Как бороться с моббингом

    Если вы стали жертвой моббинга, то можно просто уволиться и найти себе рабочее место в более приветливом и душевном коллективе. Но что делать, если вы не хотите уходить? Компания серьезная, зарплата хорошая, а вы до этого просто мечтали работать в ней, ждав открытия подходящей для вас вакансии.

        • Стать незаменимой

    Полезных людей ценят и проявляют к ним благосклонное отношение. И вы можете попробовать стать для организации незаменимым ценным сотрудником. Действуйте. Не бойтесь сложной работы, а предлагайте взвалить ее на себя. Возможно, вам придется пройти дополнительное обучение для того, чтобы справляться с новыми задачами.

        • Позитив

    Игнорируйте нападки своих коллег. Делайте вид, что ни чего не происходит. Мыслите позитивно и с улыбкой смотрите на бесперспективные старания своих коллег испортить вам жизнь.

        • Поддержка

    Найдите в коллективе союзников. И чем больше их будет, тем защищеннее вы будете.

        • Будьте собой

    Не стоит быть тем, кем вы не являетесь. Ведите себя естественно и будьте самими собой. И не нужно ни под кого подстраиваться. Выполнив свою работу, не соглашайтесь выполнять работу своих коллег. Вы можете в чем- то им помочь, но ни в коем случае не переваливать на себя их обязанности, иначе со стороны их это войдет в привычку. Что же касается одежды, то здесь лучше все же придерживаться дресс-кода. Работа есть работа. И как бы вам не хотелось ходить, в чем вы любите, придется закупиться одеждой для работы.

        • Станьте лидером

    Старайтесь быть активным, а так же очень хорошо выполнять свою работу. И для вас будет очень замечательно, если вы сможете таким темпом пробить себе дорогу в начальники. Зачастую, коллектив, который не воспринимает вас на равных, начинает проявлять к вам уважение, видя ваш успех.

    Моббинг в школе

    Мобинг как бы это страшно не звучало, встречается в каждой школе. Зачастую виновниками к мобингу являются сами учителя. К примеру, высмеивая перед всем классом, плохо учащихся или по их мнению неправильно одетых детей. И сами, таким образом, вызывают коллективную агрессию детей по отношению к высмеянным детям, пусть и сами при этом, этого не желая.

    Причины моббинга в школе

        • Нестандартная внешность
        • Ярко выраженные отличия в одежде
        • Другая национальность
        • Слабое физическое развитие
        • Боязнь, тревожность
        • Низкая самооценка
        • Успеваемость намного ниже среднего/очень хорошая успеваемость

    Последствия моббинга в школе

        • Одиночество
        • Агрессия
        • Нервозность
        • Заниженность самооценки
        • Ухудшение здоровья
        • Мысли убить обидчиков
        • Самоубийство

    Борьба с моббингом в школе

    В некоторых школах практикуют изначальную поддержку детям, которые подвержены моббингу, давая им в наставника их сверстника, который имеет хороший авторитет в школе и имеет нормальную самооценку. Задача наставника, сидя за одной партой с возможной жертвой моббинга, предотвращать нападки класса на своего подопечного.

    Учителям стоит воздерживаться в высказываниях к учащимся. Не стоит бранить учащихся и прилюдно их унижать, в особенности переходя на личные качества.

    Учителя должны предотвращать моббинг в классе, а не игнорировать ситуацию. Возможно, проводить беседы со всем классом о моббинге вместе с психологом.

    Жертве моббинга изначально не надо мириться со своим положением в классе. Не обращать внимания на насмешки и т.п. здесь не поможет. Наоборот, в скором времени, агрессия класса лишь усилится и будет только хуже. Жертве моббинга нужно давать отпор. Жертве моббинга возможно придется записаться в силовую секцию, а после прилюдно первому толкнуть лидера обидчиков. Главное, что бы к этому моменту преимущество силы было уже на стороне жертвы. Кроме этого нужно стараться подружиться как можно с большим количеством сверстников, возможно помогая им по учебе, но ни в коем случае не решать их домашние задания или приглашать к себе в гости и сближаться, вместе играя.

    Безрезультатные способы разрешения моббинга в школе

    Беседы с родителями обидчиков зачастую не приводят к нужному результату. В основном все родители встают на сторону своих детей, чтобы они не вытворяли.

    Разговоры родителей с самими обидчиками их ребенка тоже вряд ли принесут нужный эффект. Этим они могут лишь усугубить ситуацию. В глазах детей ваш ребенок, таким образом, будет казаться еще более беззащитным, не имея возможности самому за себя постоять.

    Исключение может быть, если вы словно не зная, кто обижает вашего ребенка, подойдете к обидчикам и попросите их о помощи, присматривать за вашим ребенком, что бы его не обижали. Дети почувствуют себя сильными и ответственными за кого то. И спустя несколько дней, возможно из обидчиков, станут друзьями вашего ребенка.

    Если вы заметили, что ваш ребенок стал вести себя по-другому, не стоит этого стараться не замечать. Разговаривайте со своими детьми. Будьте для них лучшим другом. Проблемы лучше разрешать в самом начале их появления, а не в разгаре. Детям очень нужна ваша любовь, ласка и поддержка.

    Дружный рабочий коллектив обещают все вакансии, но так ли это на практике? Коллектив не может существовать без противоречий и , но это полезно при условии конструктивного характера конфликтов. И если конфликты – нормальное явление, то моббинг (эмоциональное насилие) всегда оказывает деструктивное влияние на , и продуктивность.

    Моббинг – прямое или косвенное плохое обращение сотрудников в отношении одного из его участников. Термин происходит от английского mob – .

    Впервые изучением рассматриваемого феномена в 1980-х годах занялся психолог и медик Ханц Лейман. Автор определял моббинг как психологический террор и характеризовал его следующим образом: «Систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких человек, направленное против другого человека, в основном одного».

    Но еще раньше проблему рассмотрел и ввел сам термин «моббинг» К. Лоренц в 1958 году. Автор использовал это понятие для обозначения в среде животных (один вид на другой). Позже термин получил широкое распространение. Главное отличие человеческого моббинга от животного – первые нападают на представителей своего же вида, вторые – на другие виды в основном с целью защиты своих представителей.

    Моббинг чаще других причин является основой увольнения по собственному желанию. Продолжаться травля коллективом будет столько, сколько это позволяет руководство. Если травля у детей () регулируется не только педагогами, то насилие в рабочем коллективе в состоянии предотвратить и устранить .

    Моббинг – систематическая психологическая травля на протяжении недель, месяцев или лет, которая возникает между:

    • коллективом и сотрудником;
    • руководителем и сотрудниками;
    • сотрудниками и руководителем.

    Цель моббинга – заставить жертву уволиться. Проще говоря, речь идет о выживании человека с места. Для достижения цели используются:

    • слухи и сплетни;
    • изоляция;
    • игнор;
    • запугивание;
    • унижение;
    • клевета;
    • навешивание ярлыков;
    • придирки;
    • злоупотребление полномочиями;
    • постоянная критика и требовательность;
    • утаивание информации;
    • высмеивание;
    • неоправданные обвинения;
    • лишение премиальных, невыплата зарплаты;
    • любые преследования и нападки, ущемляющие чувство собственного достоинства личности;
    • действия, подрывающие репутацию и профессиональную компетентность жертвы моббинга.

    Стадии развития моббинга

    Если детскому буллингу повод особо не нужен, то моббинг не возникает спонтанно. Его становление и развитие проходит 5 этапов:

    1. Предпосылки. Как правило, это какой-то неразрешенный и затяжной конфликт, противоречие, эмоциональное напряжение из-за неблагоприятного в коллективе.
    2. Начальная фаза. Поиск «козла отпущения», виновника неприятностей. После нахождения виновника следуют агрессивные выпады, насмешки в его сторону. У самой жертвы происходят первые эмоциональные срывы, что только подпитывает психологическое насилие.
    3. Активная фаза. Издевательства, упреки, насмешки становятся систематическими, не зависят от действий жертвы, привязаны к самому объекту, а не ситуациям. У жертвы обостряются хронические заболевания, появляются первые признаки серьезных психических нарушений, ощущение затравленности.
    4. Социальная изоляция. Работника лишают возможности участвовать в официальной и неофициальной жизни коллектива.
    5. Увольнение. Жертву моббинга либо просят покинуть рабочее место, либо человек сам решает уволиться ради сохранения физического и психологического здоровья.

    Причины моббинга

    Моббинг всегда начинается с какого-то конфликта, чаще вызванного переменами, например, чьего-то повышения. Конфликт становится неуправляемым и неразрешимым. Соответственно, своевременное и грамотное разрешение конфликта позволяет снизить вероятность моббинга.

    Кроме психологического климата коллектива причинами моббинга выступают личностные проблемы сотрудников, например, и , ненависть к работе. То есть речь идет о психологии группы и психологии управления, особенностях взаимоотношений в коллективе.

    Иногда моббинг – защитная реакция. Например, в мире животных распространен именно этот тип. Чтобы предупредить врага, отогнать его, животные нападают сами. Таким образом, моббинг не обязательно предполагает нападение сильных на слабого, бывает и наоборот (группа морально слабых людей выживает сильную личность, самостоятельную единицу).

    К другим причинам моббинга со стороны коллег относится:

    • «боевое крещение» новичка в коллективе;
    • страх конкуренции;
    • и неординарность сотрудника (жертвы), успехи.

    Руководители реже устраивают моббинг, но и такое встречается при несостоятельности директора, стремлении заслужить авторитет. Вторая причина моббинга со стороны руководства – освобождение места для «своих» людей, личная неприязнь к сотруднику. В некоторых местах моббинг – неотъемлемая черта стиля руководства, обеспечивающая соблюдение дисциплины («боятся, значит, уважают»).

    Последствия моббинга

    В результате травли психическое и физическое состояние человека постепенно ухудшается. Моббинг может заставить человека уйти даже с любимой работы. Увольнение и – последствия моббинга. Кроме того, формируется комплекс неполноценности, страдает , развиваются , возникает немотивированная агрессия, нервные срывы, суицидальные наклонности.

    Кроме того, встречаются:

    • проблемы со сном;
    • панические атаки;
    • инфаркт;
    • когнитивные нарушения, например, снижение концентрации внимания.

    Последствия зависят от продолжительности, силы моббинга и психологической устойчивости () жертвы. Если человек пытается терпеть насилие, то через какое-то время организм сам находит выход – длительные больничные.

    Со временем человек либо увольняется сам, либо его увольняют, так как продуктивность и профессионализм заметно падают. Иногда человек уже не в состоянии продолжать работать по специальности, даже на новом месте. Притом чаще во всех бедах винят саму жертву. Болезни после увольнения, как правило, ухудшаются, вплоть до перехода в .

    Естественно, страдают и семейные отношения. У жертвы не остается времени и сил ни на что другое, кроме противостояния моббингу и его переживания.

    Как противостоять

    Самостоятельно без физической и психологической поддержки с моббингом не справиться. Под психической поддержкой подразумевается:

    • эмоциональное внимание;
    • понимание;
    • слушание;
    • удовлетворение интересов, поиск хобби.

    Кроме того, важна инструментальная поддержка: информирование, социальная помощь, практические советы и рекомендации.

    Стоит отметить, что эмоциональное насилие нередко переходит в физическое. При таком типе моббинга необходимо обязательно обращаться в соответствующие инстанции.

    Положительно при решении проблемы моббинга зарекомендовала себя система медиации. Нейтральное лицо, посредник, заинтересованный в решении проблемы, оказывает существенную социальную поддержку. В ходе беседы, грамотного ведения переговоров, конструктивного толкования позиции каждой из сторон, участники моббинга приходят к взаимопониманию. Объективное обсуждение и определение проблемы обязательно для ее разрешения. Это возможно только при посреднике. Если руководитель не задействован в моббинг, то лучше ему выступить посредником в решении конфликта. Или присутствовать во время работы медиатора (психолога).

    Преодоление, профилактика или наоборот развитие моббинга во многом зависит от позиции руководителя. Всего возможны 3 стратегии поведения:

    • Отстраненность. Руководитель пускает все на самотек и считает, что сотрудники сами разберутся. Этот подход не идет на пользу межличностным отношениям и производительности. Атмосфера накаляется, сотрудники живут в напряжении, ожидании выбора новой жертвы. Формируется высокий уровень недоверия, любая шутка воспринимается всерьез и в штыки. Повышается текучка кадров.
    • Негласное поощрение. Руководитель воспринимает моббинг как здоровую конкуренцию и стимуляцию рабочего процесса. Негласно руководитель поддерживает противостояние, конкуренцию, соревнование. Воспринимает моббинг как закалку. При таком подходе ситуация рано или поздно выйдет из-под контроля, руководитель уже не сможет быть просто сторонним наблюдателем. Последствия будут теми же, что в предыдущем случае, но в большем размере.
    • Вмешательство. Руководитель настаивает на соблюдении правил хорошего тона в коллективе, уважительном отношении. Сам заботится о сотрудниках и создает благоприятный психологический климат. Именно этой позиции придерживается большинство организаций.

    Профилактика моббинга

    Если директор заботится о создании здорового психологического климата и здоровой атмосферы, сам вежлив в обращении с подчиненными, настаивает на соблюдении норм хорошего тона, то вероятность возникновения моббинга значительно снижается. Оптимальный вариант руководства для профилактики моббинга – .

    Почему моббинг продолжает существовать:

    • Игнорирование проблемы, терпимость к ней, непонимание проблемы самим коллективом.
    • Недооценка опасности (дискриминация и сексуальное насилие считаются проблемой, эмоциональное насилие часто остается незамеченным).
    • Истощение и слабость жертв, несостоятельность начинать разбирательный процесс, в том числе судебный.

    Пока все общество цельно на разных социальных уровнях не начнет реагировать на моббинг, феномен будет существовать.

    Со стороны руководителя в целях профилактики моббинга необходимо:

    • Не выражать предпочтения ни к кому из сотрудников, относиться ко всем на равных.
    • Формировать собственное мнение о каждом сотруднике, не поддерживать клевету, «ябедничество», жалобы и попытки очернения одним сотрудником другого.
    • Сообщить коллективу о недопустимости моббинга, придерживаться своей позиции.
    • Использовать открытое управление, исправно информировать работников.

    Таким образом, моббинг – межличностный конфликт. Разрешение и предотвращение конфликтов, создание благоприятного психологического климата – задачи руководителя. В случае же если сам руководитель устраивает травлю, объединяться нужно подчиненным, обращаться в организации высшего уровня.

    Необходимо снижать уровень конфликтности в организации и конфликтность отдельных личностей. Для профилактики и преодоления моббинга целесообразно использовать те же рекомендации, что и для разрешения конфликтов. Тактику противостояния нужно выбирать согласно .