Залоговые аукционы и появление олигархии. Афера девяностых. Сущность и схема залоговых аукционов

Вчера в московском представительстве НК «Сургутнефтегаз» состоялась совместная пресс-конференция генерального директора компании Владимира Богданова и временно исполняющего обязанности председателя ГКИ Альфреда Коха. Конференция была посвящена событию, которое без преувеличения можно назвать историческим - первому залоговому аукциону на право кредитовать правительство России. По его итогам 40,12% акций НК «Сургутнефтегаз» переданы в залог ее пенсионному фонду. Другой крупный претендент на акции НК - нефтяная компания «Роснефть» - не был допущен к участию в аукционе.

Интрига вокруг акций НК «Сургутнефтегаз» по-настоящему закрутилась на прошлой неделе, когда о намерении участвовать в аукционе объявило руководство компании «Роснефть». Если бы «Роснефти» удалось победить, произошло бы нечто сенсационное - одна российская компания впервые получила бы контроль над другой рыночным способом, а не в изнурительной кабинетной борьбе.

Сенсация, однако, не состоялась. Конкурсная комиссия уже во время аукциона сообщила представителям «Роснефти», что документы на участие в конкурсе оформлены неправильно и «Роснефть» исключается из числа претендентов. «Вначале они приняли все наши документы, - сказал в интервью агентству Reuter помощник президента "Роснефти" Евгений Кузнецов, - однако затем потребовали, чтобы мы представили на рассмотрение нашу аккредитацию в Госкомимуществе, которой у нас не было». В результате в аукционе участвовали лишь две компании: пенсионный фонд НК «Сургутнефтегаз» и еще одна дочерняя компания нефтяного холдинга. Понятно, что независимо от исхода конкурса акции остались у руководства НК. Судя по всему, по подобному сценарию будут проходить и другие залоговые аукционы.

Схожей, надо полагать, будет и реакция проигравших участников конкурса. Как сообщил Агентству нефтяной информации первый вице-президент «Роснефти» Виктор Отт, юристы его компании изучают обоснованность причин, по которым «Роснефть» не была допущена к участию в этом аукционе, а также возможность опротестовать его результаты. В частности, по словам Отта, «Роснефть» намерена выяснить, по какому принципу формировалась аукционная комиссия, которую возглавил председатель ГКИ Тюменской области и заместитель главы областной администрации Геннадий Бурцев.

Впрочем, если не считать такой мелочи, как изменение правил приема документов на участие в аукционе уже во время его проведения, старт аукционов на право кредитования правительства под залог федеральных пакетов акций оказался весьма многообещающим. Победитель конкурса - пенсионный фонд НК «Сургутнефтегаз» - предложил кредит в размере 400 млрд руб. (минимальный размер кредита - 300 млрд руб.). Кроме того, фонд, согласно условиям конкурса, совместно с добывающей компанией АО «Сургутнефтегаз» обязался оплатить задолженность НК перед бюджетом в размере 1,026 млрд руб. В итоге только от первого аукциона правительство получит 1,426 трлн руб.

Что касается залоговых аукционов по другим предприятиям, то условия некоторых из них претерпели заметные изменения (см. справку). Похоже, что правительству все же пришлось пойти на уступки не только «Сургутнефтегазу», но и другим компаниям, сделав дополнительным условием конкурса погашение задолженности компаний перед бюджетом.

Изменение условий проведения залоговых аукционов

Госкомимущество РФ вчера разослало пресс-релиз, в котором говорится об изменении условий проведения залоговых аукционов, объявленных 17 октября. Все эти изменения были приняты на заседании специальной комиссии по проведению аукционов на право предоставления кредитов под залог акций приватизированных предприятий. На этом же заседании назначены аукционы еще по шести предприятиям (см. таблицу). Изменены условия проведения следующих аукционов:

НК «ЛУКойл». Аукцион перенесен с 17 ноября на 7 декабря 1995 года. Победитель аукциона обязан погасить задолженность дочерних компаний «ЛУКойла» перед бюджетом в размере 500 млрд руб.

Новолипецкий металлургический комбинат. Уточнив размер госпакета, комиссия объявила о том, что на новый аукцион, который состоится 7 декабря 1995 года, будет выставлено 14,84% (а не 15%) акций комбината. Стартовая цена пакета осталась прежней - $30 млн.

Р АО «Норильский никель» . Уточнено количество акций в лоте (38% уставного капитала), после дробления номинала оно составит 47 879 968 штук.

АО «Новороссийское морское пароходство» . Комиссия «в целях сохранения государственного контроля на этом предприятии» также уменьшила с 35 до 20% уставного капитала лот, который будет выставлен на аукцион.

АО «Мурманское морское пароходство» . Аукцион перенесен с 17 ноября на 7 декабря. Кроме того, введен запрет на участие в аукционе иностранных юридических лиц.

АО «ЛХК "Кировлеспром"» . После уточнения доли государства комиссия объявила о том, что на аукцион будет выставлен пакет в размере 22,14% (а не 20%, как было объявлено ранее). Стартовая цена осталась прежней - $1 млн. Аукцион перенесен с 17 ноября на 7 декабря.

АО «ОКБ им. Сухого» . Лот по этому предприятию уменьшен с 51 до 25% уставного капитала, однако стартовая цена осталась прежней - $12 млн. Аукцион перенесен на 7 декабря.

АО «Арсеньевская авиационная компания "Прогресс"» . Выставляемый лот уменьшен с 50% + 1 акция до 25% уставного капитала. Стартовая цена прежняя - $10 млн.

АО «Улан-Удэнское авиационное ПО» . Размер пакета уменьшен с 38 до 13% акций, а стартовая цена снижена с $10 млн до $6,5 млн. Аукцион перенесен с 17 ноября на 7 декабря.

Иркутское авиационное производственное объединение. Снято с аукциона в связи «с необходимостью сохранить контроль государства на этом предприятии».

Источник: «Коммерсант». № 207(925). 09.11.1995

Первые сенсации и конфликты на залоговых аукционах

Вчера в Москве состоялись залоговые аукционы по целой группе предприятий. Принесли они и первые сенсации, и первые конфликты. В частности, к неожиданностям можно отнести победу компании «Евроресурс» на аукционе акций АО «Нафта-Москва» . Фирма «Евроресурс» смогла победить и само предприятие, и его дочернюю фирму. Конфликт же произошел при проведении аукциона акций Р АО «Норильский никель» , на который не была допущена дочерняя компания банка «Российский кредит».

На аукционы на право кредитования правительства под залог акций, находящихся в государственной собственности, 17 ноября были выставлены семь предприятий: АО «Нафта-Москва» , Р АО «Норильский никель» , АО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» , АО «Мечел» , АО «Северо-Западное пароходство» , АО «Бор» , АО «Техснабэкспорт» . По данным ОНЭКСИМбанка, являющегося уполномоченным банком по приему заявок и залогов участников аукциона, на 15 ноября заявки поступили лишь по четырем лотам. Не нашлось желающих взять в залог акции АО «Бор» , Западно-Сибирского металлургического комбината и АО «Техснабэкспорт» .

Первым состоялся залоговый аукцион акций АО «Нафта-Москва» . Его победителем была признана компания «Евроресурс», предложившая за 15% акций кредит в размере $35,55 млн при стартовом объеме $16 млн. Интересно, что остальные претенденты на этот пакет акций - само АО «Нафта-Москва» , выступавшее совместно с коммерческим банком «Юнибест», и АО «Нафта-фин» , участвовавшее в аукционе вместе с банком МФК, - предложили значительно меньшие объемы кредитов. Первая компания ограничилась $16,1 млн, а вторая - $16,4 млн. Складывается впечатление, что оба участника даже не подозревали о планах «Евроресурса».

Впрочем, об окончательной победе «Евроресурса» говорить пока рано. В ходе заседания аукционной комиссии выяснилось, что компания намерена использовать при кредитовании правительства заемные средства в виде кредитов, которые на 50% превышают ее собственные средства. Поэтому «Евроресурсу» было предложено в течение трех дней либо представить новые данные о своих собственных средствах (что маловероятно), либо передать права по управлению акциями «Нафта-Москва» своему банку-гаранту, каковым, по сведениям Ъ, выступает Bank of Tokyo.

Итоги аукциона 38% акций Р АО «Норильский никель» неожиданными никак не назовешь. Его победителем стал ОНЭКСИМбанк, предложивший кредит в размере $170,1 млн - при стартовой стоимости лота $170 млн. Кроме него, в аукционе участвовали банк МФК и ООО «Реола» , предложившие по $170 млн.

При этом к аукциону акций «Норильского никеля» не была допущена дочерняя компания банка «Российский кредит» - АО «Конт» , которое намеревалось предложить правительству кредит в размере $355 млн. Комиссия, руководствуясь инструкцией Центрального банка #1 1991 года, объявила о том, что банк «Российский кредит» не может быть гарантом АО «Конт» , поскольку его собственные средства на $70 млн меньше, чем стартовая цена лота.

Подобное решение вызвало волну негодования у представителей «Российского кредита». А президент банка Виталий Малкин с возмущением отметил, что если Госкомимущество преследует государственные интересы, то ему будет полезно знать, что государство потеряло значительную сумму денег, отклонив заявку «Конта».

Представители банка пригрозили временно исполняющему обязанности председателя ГКИ Альфреду Коху судом. «Мы все это будем решать в суде», - с южной горячностью кричал г-ну Коху член правления «Российского кредита» Борис Иванишвили. Тогда замминистра финансов Андрей Казьмин стукнул кулаком по столу и предложил представителям банка угомониться.

Позже Альфред Кох на встрече с журналистами заметил: «Вот видите, нормальные банки подают заявку от своего лица, а "Российский кредит" - от лица подставной фирмы. О чем это может говорить?!" Интересно, что «Норильский никель» оказался не единственной неудачей «Российского кредита». По нашим данным, банк не смог победить также и в аукционе акций АО «Мечел» .

Источник: «Коммерсант». № 214(932). 18.11.1995

Судьба госпакета Дальневосточного морского пароходства еще не определена

На минувшей неделе Государственный комитет РФ по управлению госимуществом сообщил о некоторых изменениях, внесенных в план проведения залогового аукциона по продаже пакета акций Дальневосточного морского пароходства. Этому аукциону предшествовали довольно громкие события, и вокруг продажи госпакета ДВМП был поднят сильный шум. Все это не внушает особых надежд на безоблачное проведение аукциона.

Разработанный и утвержденный Госкомимуществом план продажи акций у руководителей пароходств и портов особого восхищения не вызвал - их совершенно не устраивала предложенная ГКИ досрочная продажа закрепленных в федеральной собственности пакетов. На заседании совета департамента морского транспорта 5 сентября в Москве отмечалось, что все предложенные к продаже объекты (5 морских пароходств и 6 портов) имеют стратегическое значение.

Основные страсти разгорелись вокруг Дальневосточного морского пароходства. Генеральный директор компании Виктор Миськов неоднократно заявлял, что решение ГКИ откровенно лоббирует интересы узкой группы российских банкиров. В борьбу включился даже министр транспорта РФ. Он распорядился не передавать в залог под кредит правительству госпакет акций ДВМП, хотя трудно сказать, входит ли решение подобных вопросов в компетенцию министра. После его приказа руководство Дальневосточного морского пароходства получило прекрасную возможность не содействовать выполнению постановления ГКИ о передаче госпакета акций предприятия на залоговый аукцион. Один из руководителей пароходства отметил, что распоряжение ГКИ о включении акций пароходства в залоговый фонд вызвало беспокойство ряда западных банков, сотрудничающих с ДВМП, а американский инвестиционный банк Paine Webber приостановил переговоры о возможном выкупе госпакета акций ДВМП на выгодных для пароходства условиях.

Тем не менее аукцион был объявлен и назначен на 7 декабря. На аукцион выставлялись чуть более 32,5 млн акций, что составляет 19,79% уставного капитала. Стартовая цена лота - $15 млн.

Однако на прошедшей неделе Государственный комитет РФ по управлению госимуществом внес изменения в предыдущее информационное сообщение об аукционе. Эти изменения наверняка серьезно скорректировали планы потенциальных инвесторов. Во-первых, аукцион был перенесен с 7 на 25 декабря. Во-вторых, выставляемый на торги пакет был значительно (примерно на четверть) сокращен - с 19,79% уставного капитала до 14,856% - к продаже теперь предлагается 24,4 млн акций. При этом, естественно, была снижена, причем значительно - в полтора раза, и стартовая цена лота, которая составляет $10 млн.

По имеющейся у корреспондента Ъ не подтвержденной пока информации, Госкомимущество по настоянию руководства ДВМП предусмотрело в плане приватизации пароходства создание ранее не предусмотренного Фонда акционирования работников предприятия (ФАРП). Похоже, сделано это было уже после объявления аукциона, и ФАРП был создан именно за счет уменьшения выставляемого пакета. Следует, однако, отметить, что стартовая цена изменилась «круче», чем величина пакета. Можно предположить, что уменьшение пакета послужило лишь формальным поводом для установления куда более скромной стартовой цены.

В-третьих, стратегические интересы России вынудили устроителей аукциона установить следующие дополнительные условия: к участию в аукционе не допускаются иностранные юридические и физические лица, а также лица, доля иностранного капитала в уставном капитале которых 25% и выше. Это условие отсекает от участия в торгах наиболее финансово состоятельных инвесторов, но вполне отвечает интересам руководства предприятий морского транспорта. Они не раз высказывали опасения, что в случае перехода объектов морского транспорта в руки зарубежных компаний на российских судах будут спущены отечественных флаги и подняты флаги иностранных государств. Вряд ли при этом сохранились бы прежние маршруты судов - в Арктику и на Чукотку.

Хотя предлагаемый на торги пакет все равно довольно значителен, былой привлекательностью для инвесторов он уже не обладает. Акции пароходства очень активно скупались иностранцами на вторичном рынке, и сейчас зарубежным компаниям, в том числе и Paine Webber, в сумме принадлежит больше 15% акций. Поэтому выигранный на аукционе пакет уже не обеспечит инвестору ведущей роли в управлении пароходством. Наверняка зарубежные держатели акций консолидируются, стараясь противостоять чужаку, посягнувшему на ведущую роль в управлении пароходством. Кроме того, просочились сведения о тяжелом финансовом состоянии Дальневосточного морского пароходства и о его проблемах с налоговыми органами: пароходству грозит серьезный штраф. Неизвестно, насколько эти упорные слухи соответствуют реальному положению дел, но более действенной антирекламы придумать трудно. Несомненно, все это отпугнет инвесторов от участия в аукционе.

Как сообщили корреспонденту Ъ в ОНЭКСИМбанке, который является представителем Госкомимущества России и осуществляет регистрацию заявок на аукцион, пока инвесторы не торопятся. Правда, до конца приема заявок остается еще более трех недель. Как показывает практика, пик поступления заявок приходится на последние дни. Это вполне логично, так как, во-первых, инвесторы опасаются утечки информации и стараются тянуть до последнего; во-вторых, задаток, вносимый участниками, составляет 3% от стартовой цены лота (т. е. $300 тыс.), и явно нецелесообразно замораживать средства на довольно длительный срок; и в-третьих, что немаловажно, последний день приема заявок - 21 декабря, и, следовательно, инвесторы смогут ориентироваться на хотя бы предварительные итоги выборов.

Источник: «Коммерсант». № 221(939). 29.11.1995

Госкомимущество твердо намерено довести залоговые аукционы до конца

Закончившаяся позавчера поздно вечером пресс-конференция исполняющего обязанности главы Госкомимущества Альфреда Коха в очередной раз продемонстрировала редкое упорство этого ведомства в достижении заявленных целей. За месяц до окончания года ГКИ не теряет надежду выполнить взятые на себя обязательства по доходам от приватизации, за которые, по признанию самого Альфреда Коха, он «отвечает головой». Легко догадаться, что ГКИ будет сопротивляться любым попыткам отсрочить или отменить залоговые аукционы.

В вопросе об аукционе акций НК «ЮКОС» Альфред Кох был непреклонен. Он заявил, что не видит веских причин для переноса сроков аукциона. По его словам, новый председатель ЦБ Сергей Дубинин, а также заместитель министра финансов Андрей Казмин придерживаются такой же точки зрения. Кох сказал также, что не получал официального заявления от «большой тройки» банков, требующих перенести сроки залоговых аукционов.

Что же касается разгоревшегося конфликта между крупными банками, то Альфред Кох считает, что статус представителя ГКИ на залоговых аукционах никаких преимуществ банкам-агентам не дает. По его словам, на роль агентов выбраны наиболее надежные и доказавшие свою лояльность правительству банки. Правда, Кох все же заявил, что во избежание новых упреков в адрес ведомства решено при проведении подобных аукционов в будущем году банки-агенты выбирать из числа не участвующих в аукционе. Впрочем, неизвестно, будут ли такие аукционы в будущем.

Довольно любопытен и другой факт, о котором было сообщено на пресс-конференции. Он касается запутанной истории с переуступкой прав выигравшей аукцион по АО «Нафта-Москва» компанией «Евроресурс» своему банку-гаранту. Как известно, в прошедший понедельник комиссия вынесла решение признать итоги торгов недействительными (так как Bank of Tokio прислал официальный отказ отвечать по обязательствам «Евроресурса») со всеми вытекающими последствиями. Но уже на следующий день та же комиссия подкорректировала свое решение. Аукцион признан несостоявшимся по причине того, что выигравшая его компания попала в форс-мажорные обстоятельства, вследствие этого задаток ей будет возвращен и штраф также не взимается. Повторный аукцион назначен на 28 декабря, при этом стартовая цена пакета акций АО «Нафта-Москва» увеличена до $20 млн. Можно с уверенностью сказать, что компания «Евроресурс» собирается и на этот раз попытать счастья, однако наверняка и ее конкуренты сделали необходимые выводы, и так убедительно победить уже не удастся никому.

Впрочем, кроме неприятных происшествий есть и хорошие для ГКИ новости. Альфред Кох объявил о решении Московского арбитражного суда отклонить иск Архангельского ЦБК к ГКИ. Руководство предприятия считает, что ГКИ имеет право закладывать только пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности, а временно закрепленные - нет. Судебная инстанция однозначно встала на сторону ГКИ, и аукцион по этому предприятию состоится в запланированные сроки.

Неудивительно, что несмотря на сопровождающие залоговые аукционы скандалы, их итоги внушают правительству всевозрастающий оптимизм. По информации Альфреда Коха, уже получено порядка 1,5 трлн рублей - половина от запланированных средств, при этом пока переданы в залог только четыре пакета акций. Что же касается предстоящих торгов, то Альфред Кох рассчитывает получить еще как минимум 2 трлн рублей без учета размеров задолженности бюджету выставляемых на торги предприятий. Четверть этой суммы ГКИ планирует получить за счет залога 51% уставного капитала АО «Сибнефть» , причем для этого лота определены довольно жесткие дополнительные условия. Кроме того, что к аукциону не допускаются нерезиденты и юридические лица с долей иностранного капитала более 25%, не смогут в нем участвовать и компании, задолжавшие бюджету и во внебюджетные фонды более 50 млрд рублей, а также должники самого АО «Сибнефть» , имеющие суммарную задолженность более 20 млрд рублей. Крайним сроком перечисления средств победителями последних аукционов считается 4 января 1996 года, после чего будут подведены окончательные итоги, в прямой зависимости от которых, по словам Альфреда Коха, находится сохранность его головы.

Источник: «Коммерсант». № 223(941). 01.12.1995

Новый скандал не заставил себя ждать

Ситуация вокруг залоговых аукционов

С прошлого вторника не проходит дня, чтобы Ъ не опубликовал материал, так или иначе связанный со скандалами вокруг залоговых аукционов. В понедельник вечером возник новый конфликт между банком «Российский кредит» и ОНЭКСИМбанком - на этот раз в связи с залоговым аукционом акций нефтяной компании «СИДАНКО».

Около восьми часов вечера в понедельник пресс-служба банка «Российский кредит» распространила срочное сообщение. В нем говорилось, что в 17.30 того же дня представители банка прибыли к зданию по адресу ул. Вересаева, д. 6, где комиссия ОНЭКСИМбанка, официального представителя Госкомимущества, принимает заявки на участие в залоговых аукционах. Представители «Российского кредита» намеревались представить документы для участия в залоговом аукционе акций нефтяной компании «СИДАНКО», намеченном на 7 декабря. Заявителем в данном случае выступал сам банк «Российский кредит», гарантом на сумму $125 млн являлся Инкомбанк. По сообщению пресс-службы «Российского кредита», представители банка не были допущены в здание, а их заявка не была принята.

Через час, то есть в половине седьмого вечера, президент «Российского кредита» Виталий Малкин передал телефонограмму в приемную первого вице-премьера правительства России Анатолия Чубайса. Г-н Чубайс поручил разобраться в ситуации и. о. председателя ГКИ Альфреду Коху, который, в свою очередь, переадресовал данное поручение одному из своих замов. Однако в понедельник никаких решений по этому поводу принято не было. В конце сообщения пресс-службы «Российского кредита» говорилось, что «таким образом участие этих банков („Российского кредита“ и Инкомбанка. -Ъ) в залоговом аукционе акций АО „СИДАНКО“ находится под вопросом, поскольку в 18.00 истек срок подачи заявок».

Ъ сразу же связался с ОНЭКСИМбанком и вчера получил из банка официальное сообщение. По словам представителя банка, посланцы «Российского кредита» были допущены в вестибюль здания по ул. Вересаева, 6, но в помещение, где непосредственно осуществляется прием заявок, их не пропустили. Вышедший к представителям «Российского кредита» сотрудник ОНЭКСИМбанка разъяснил, что заявка на участие в аукционе акций СИДАНКО не может быть принята на том основании, что заявитель не перечислил задаток до 18 часов 13 ноября 1995 года, как того требовали условия проведения этого аукциона. По данным, полученным нами из ОНЭКСИМбанка, сумма задатка поступила на соответствующий счет в банке 4 декабря после 18 часов.

Поначалу казалось, что банк «Российский кредит» просто хочет устроить очередной скандал, но более тщательное изучение текста «Положения о порядке проведения аукционов…» позволило усомниться в правомерности действий ОНЭКСИМбанка. Дело в том, что пункт 9 Положения прямо говорит, что «представитель (в данном случае ОНЭКСИМбанк. -Ъ) не вправе отказать заявителю в регистрации заявки». Представитель должен уведомить заявителя об имеющихся нарушениях и несоответствиях. Отклонять заявки может только аукционная комиссия по причинам, указанным в пункте 15 Положения.

Кроме того, по сообщению «Российского кредита», ответственный сотрудник ГКИ Андрей Лазаревский дал начальнику управления инвестиций ОНЭКСИМбанка г-ну Шматовичу прямое указание принять заявку (ОНЭКСИМбанк это сообщение не комментировал). Мы попытались связаться с г-ном Лазаревским, но вчера не смогли застать его на месте. Если сообщение «Российского кредита» подтвердится, это усложнит позицию ОНЭКСИМбанка. ОНЭКСИМбанк упорно ссылается на Информационное сообщение ГКИ, опубликованное в «Российской газете» 17 октября 1995 года. В пункте 8 этого сообщения действительно указан крайний срок внесения задатков - 18.00 12 ноября (этот день пришелся на воскресенье, поэтому задатки вносились до 18.00 13 ноября. -Ъ). Однако нигде не сказано, что представитель ГКИ имеет право не регистрировать заявку на том основании, что задаток не был перечислен в срок. Таким образом, мы имеем дело с достаточно сложной коллизией, вызванной некоторой нестыковкой Положения и Информационного сообщения. Поэтому в принципе возможно разрешение спора как в пользу ОНЭКСИМбанка, так и в пользу «Российского кредита». Ъ продолжает следить за развитием ситуации.

Источник: «Коммерсант». № 226(944). 06.12.1995

Банк намерен апеллировать к премьер-министру

Положение в банковской системе России

Яростная схватка банков за акции стратегических предприятий, выставленных на залоговые аукционы, уже несколько дней не сходит со страниц Ъ. Состав противоборствующих банковских групп более или менее определился. Особенно много копий сломано вокруг залогового аукциона и инвестиционного конкурса по акциям нефтяной компании ЮКОС. Как известно, стратегическим партнером ЮКОСа и главным претендентом на победу в аукционе и конкурсе по акциям этой компании является банк «Менатеп». Компании же, поддерживаемой банком «Российский кредит», Инкомбанком и Альфа-банком, во вторник было отказано в участии в конкурсе и аукционе акций ЮКОС. На прошлой неделе Ъ предоставил слово председателю правления банка «Менатеп» Михаилу Ходорковскому, изложившему свою точку зрения на происходящие события. Сегодня свое видение проблемы излагает в интервью корреспонденту Юлии Пелеховой президент банка «Российский кредит» Виталий Малкин.

После аукциона акций «Норильского никеля» вы заявили о намерении обжаловать решение аукционной комиссии в суде. Не отказались ли вы от своего намерения? Если нет, то когда вы намереваетесь это сделать?

Документы для суда у нас уже готовы. И хотя мы уверены в своей абсолютной правоте, мы хотели бы воспользоваться этой мерой только как крайней. Судебный процесс отнимет слишком много времени у наших сотрудников, да и самим судьям, которым придется заниматься выяснением обстоятельств, можно будет только посочувствовать. Представляете, какое на них будет оказываться давление! Поэтому мы делаем все возможное, чтоб до этого не дошло. В пятницу у нас намечена встреча с Виктором Черномырдиным. Надеемся, что премьер-министр сумеет адекватным образом оценить ситуацию и способствовать ее разрешению.

Почему вообще банк предпринял попытку получить пакет «Норильского никеля»? Ведь раньше банк особо «не интересовался» цветной металлургией.

Р АО «Норильский никель» - это не просто цветная металлургия. Это явление экономики, стоящее вне какой-то отдельно взятой промышленной отрасли. Сам комбинат включает в себя разнообразные производства, которые связаны и с черной металлургией, в которой у нас традиционно есть интересы, и с аффинажем драгметаллов. А ведь через нас проходят авансовые платежи Красноярскому аффинажному заводу. Но утверждать, что наш интерес к комбинату связан только с этим, по меньшей мере смешно. Ведь комбинат - это особая экономическая структура, которую один банк, даже такой большой, как наш, в одиночку просто не потянет. И хотя сейчас ситуация после аукциона, к которому, кстати, мы особо готовились, сложилась не в нашу пользу, мы все равно будем возвращаться к акциям «Никеля», будь это через год или через 10 лет.

Подготовка к залоговым аукционам велась достаточно долго. Существовали ли предварительные договоренности между банками о том, кто что покупает?

Да, мы слышали, что ходили какие-то списки, но до меня они не доходили.

Не означает ли создавшаяся вокруг залоговых аукционов ситуация начало нового передела сфер влияния между банками? Как бы вы охарактеризовали существующий расклад сил?

Мы считаем, что de facto да. Если два банка сейчас забирают столь большие куски, естественно, что на рынке они вырываются вперед.

Почему заявки «Российского кредита» подавались в последний момент? И почему в случае с «Норильским никелем» была нарушена инструкция № 1 ЦБ России?

То, что заявки подавались в последний момент, - нормальное явление. Ведь вместе с подачей заявки одновременно переводится и задаток. А какой банк будет хоть на день раньше вырывать из оборота такие средства? Да, инструкция ЦБ действительно была нарушена. Но не только с нашей стороны. Ее нарушили практически все участники аукциона. Гарантом выступил «Российский кредит», у которого собственного капитала действительно не хватало, но у нас была договоренность и с Инкомбанком, и еще с двумя банками о том, что они могут выступить гарантами. Эти гарантии у нас были в документарном виде уже на момент подачи заявки. Поскольку никаких претензий предъявлено не было, «Инком» предпочел «не светиться». Но ведь и об объединении гарантий было заявлено во время самого аукциона.

Получается, что ОНЭКСИМбанк и МФК об этом не знали?

Да, это так. Самым объективным и юридически подготовленным на аукционе оказался замминистра финансов г-н Казьмин.

Как вы оцениваете позицию и действия ГКИ?

ГКИ отлично выполнил государственный заказ на тему того, чтобы ни в коем случае не допустить к участию в залоговых аукционах никого, кроме двух банков. Как видно, он до такой степени заинтересован в сборе «максимума» средств для бюджета страны, что готов выполнить обещания, данные лично кому-то. А что происходит в случае с ЮКОСом? Вы представляете себе нормальный российский банк, который готов в одночасье выдернуть из своего оборота $350 млн и не потерять при этом ликвидность? Центробанк, явно осознав эту ситуацию, дает распоряжение принимать в качестве задатка ГКО, поскольку это государственные ценные бумаги. Мы выдаем в качестве задатка ГКО вместе с валютой, что составляет по рыночной стоимости даже большую сумму, $382 млн. Но г-н Кох отказывается их принять на том основании, что он не имеет права менять правила игры. Интересно и другое правило из этой же области. На каком основании построено требование перечисления задатка вперед, да еще и за месяц до аукциона? Почему во всем мире в таких случаях достаточно банковской гарантии? Получается, что ГКИ не доверяет российским банкам?

Мы смогли аккумулировать такую сумму, но собирали ее в течении полугода. Но вот интересно, за счет чего собрал такую сумму «Менатеп»? Не секрет, что мы, банкиры, обычно достаточно хорошо знаем источник происхождения средств у наших коллег. Можно предположить, что средства «Менатепа» происходят или из неснижаемого остатка в $120 млн средств самого Минфина, или же из средств самого ЮКОСа, из того, что он не доплатил бюджету. Может быть, есть и третий источник, о котором мы пока не знаем. (Действительно, ЮКОС должен бюджету 2 млрд налогов, мы об этом писали - Ъ.)

Может ли ситуация с залоговыми аукционами иметь еще какие-то последствия?

Да, это мина, заложенная под весь демократический процесс. И дело не только в выборах. Есть политические силы, которые выступали против приватизации. Представляете, какие козыри дают им все эти конфликты? Последствия этого будут достаточно ощутимы спустя еще много лет.

От Ъ: Когда текст этого интервью был уже подготовлен к печати, по каналам «Бизнес-ТАСС» пришло сообщение о том, что заявка на участие в залоговом аукционе акций ЮКОСа АО «Бабаевское» , за которым стоит «большая тройка» банков (Инкомбанк, Альфа-банк, «Российский кредит»), зарегистрирована. Кроме него, в аукционе будут участвовать еще две компании, одна из которых представляет интересы банка «Менатеп». Ъ будет следить за развитием событий.

С экранов телевизоров во время новостных передач нередко звучит замысловатое словосочетание "залоговый аукцион". Итогом его деятельности в прошлом веке, как правило, являлось хищническое присвоение крупнейших предприятий, находящихся в собственности государства. Однако суть подобного мероприятия, как и процесс образования некоей олигархической прослойки в обществе в его результате, для большинства простых людей остаются неясными.

Исторические предпосылки появления залоговых аукционов

В 1995 году государству принадлежало огромное количество пакетов акций крупнейших предприятий, однако необходимых бюджету денег подобное имущество не приносило. Наряду с этим крупные банки, заработавшие свои капиталы на обслуживании упомянутых предприятий, сочли выгодным приобретение их же акций, но по минимальной стоимости. Для этого и был создан залоговый аукцион.

Основоположник идеи залоговых аукционов в России

Сама идея подобных мероприятий принадлежит американцу Борису Йордану, хотя их автором в России считают Владимира Потанина. Дело в том, что именно он в 1995 году на очередном заседании кабинета министров предложил эту схему кредитования государства под залог принадлежащего ему имущества. Правительство РФ в лице вице-премьеров Анатолия Чубайса и Олега Сосковцева данную идею поддержало.

Сущность залоговых аукционов

Схема проведения подобных аукционов предельно проста. Государство, остро нуждающееся в пополнении бюджета, проводило аукционы. Выигрыш в данном случае обеспечивал победителю заключение с государством кредитного договора. Конечно, необходимыми для участия в аукционе суммами обладали лишь крупнейшие финансовые организации того времени. В целях обеспечения займа государство, в свою очередь, передавало в залог банку ценные бумаги - активы крупных предприятий, являющихся федеральной собственностью.

Особенности государственных залоговых сделок

Считается, что в случае невозврата кредитных средств государством банк-кредитор становился собственником заложенного предприятия. Однако это не так. Согласно классической модели залоговых правоотношений, кредитор мог лишь получить определенное удовлетворение согласно стоимости заложенных бумаг, но не приватизировать их. Продажа залогового имущества была возможна лишь в случае несостоятельности проведенных залогодержателем публичных торгов, для чего и устраивались специальные аукционы залогового имущества банков.

Процедура проведения аукционов регулировалась Указом президента. Первоначально планировалось, что государство погасит задолженность по взятым кредитам и выкупит заложенные банкам акции приватизированных предприятий. Однако на деле все случилось по-другому, и речь шла уже не о временном залоге, а о приватизации под видом залога.

Кроме того, сам залоговый аукцион, как и продажа залогового имущества банков, в большинстве случаев не имели никакого отношения к свободному рынку, поскольку их победители определялись еще до начала аукционов и торгов.

Залоговый аукцион недвижимости

Сегодня для продажи жилья торги используются крайне редко. Как правило, для реализации недвижимости лиц, которые не справились с выплатами по кредиту или ипотеке, и устраиваются подобные залоговые аукционы. Площадки, где проводятся мероприятия, и прочая информация о них размещаются на официальном сайте правительства.

Собственнику объекта недвижимости залоговая продажа невыгодна, поскольку главная задача банка - получить выданные по кредитному договору средства в кратчайшие сроки. Поэтому банки, как правило, не заинтересованы в том, чтобы залоговая стоимость объекта недвижимости устраивала его владельца. Бывший хозяин получает лишь разницу между стоимостью проданной квартиры и суммы по кредиту за вычетом всевозможных штрафов, неустоек и пени.

Первоначальная ликвидационная цена залогового имущества определяется судом на основании независимой экспертной оценки. Она зачастую ниже рыночной на 25-35 %.

Реализация залоговых автомобилей

Аукционы залогового имущества банков для залогодержатей - мероприятие невыгодное само по себе. Данное утверждение объясняется тремя фактами.

Первое: процедура "отчуждения" залогового автомобиля, или, иначе говоря, его конфискация, осуществляется в судебном порядке, поэтому залоговые аукционы автомобилей значительно усложняются и растягиваются на длительный период времени.

Второе: в сегодняшних условиях падающего спроса на автомобильном рынке продажа залоговых авто по первоначальной стоимости - задача практически невыполнимая. Особенно учитывая тот факт, что транспортные средства уже находились в эксплуатации. Профит в данном случае есть лишь у его покупателя, поскольку для того, чтобы вернуть средства, потраченные по кредиту, банк значительно снижает стоимость машины.

Третье: автомобили, находящиеся в залоге у банка, сами на площадку проведения аукциона не попадут, соответственно, на это требуются дополнительные финансовые затраты.

Таким образом, единственной стороной, получающей выгоду от залоговой продажи автомобиля, является его покупатель. Конечно, бывают случаи, когда машину удавалось продать по цене, устраивающей также и ее бывшего владельца. Однако для этого транспортное средство должно быть в идеальном состоянии, что довольно-таки сложно в условиях современного мегаполиса.

Отправляясь на залоговый аукцион автомобилей, необходимо знать, что, приобретя такое авто, сразу оформить его на себя у владельца не получится, поскольку до погашения кредита машина будет считаться собственностью банка и находиться на специальном учете.

Риски залоговых аукционов

Залоговые аукционы, как правило, проводятся для реализации объектов недвижимости с "чистой" историей. Если банк согласился взять квартиру в залог кредита, значит, юридических претензий к ней быть не может. Единственная проблема, которая может возникнуть у нового собственника, - это предыдущий владелец залога. В адвокатской практике нередки случаи, когда судебное разбирательство между бывшим и нынешним владельцем залогового имущества длилось годами!

Кроме того, подобное противодействие нередко перерастает в открытый конфликт, иногда заканчивающийся физическим противостоянием. Бывшие владельцы, не выплатившие кредит, подлежат выселению и зачастую отказываются это делать.

Именно поэтому залоговые аукционы не так популярны в России, как приобретение недвижимости на вторичном рынке жилья. Согласно официальным данным, лишь половина аукционных торгов в нашей стране завершается заключением сделки.

Таким образом, если вы решили приобрести квартиру или автомобиль по цене ниже рыночной, вам стоит рассмотреть такой вариант, как залоговые аукционы. Однако прежде чем заключить сделку и погасить кредит предыдущего владельца, нужно тщательно взвесить все "за" и "против" такого приобретения.

Все мы с экранов телевизоров очень часто слышим о неких залоговых аукционах, в результате которых были хищнически приватизированы крупнейшие государственные предприятия. Однако далеко не все ясно себе представляют, в чем же заключалась суть этих мероприятий, и как же именно в их результате появилась небольшая олигархическая прослойка, владеющая огромными богатствами.

Залоговые аукционы представляли собой серию сделок, проведённых в 1995 году, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли акции крупнейших гос. предприятий. Принято считать, что идея залоговых аукционов принадлежит Владимиру Потанину, но это не совсем так. Впервые идею выдвинул американец Борис Йордан. Лишь впоследствии Потанин стал его партнером по компании "Ренессанс Капитал". Тем не менее, к тому времени Потанин сам был богатым и влиятельным человеком, ему принадлежали богатейшие банки - МФК и ОНЭКСИМ-банк. Как тут не вспомнить председателя правления ОНЭКСИМ-банка, а ныне кандидата в Президенты РФ нашего любимого олигарха Михаила Прохорова.

Решающая роль Владимира Потанина заключалась в том, что именно ему выпала честь предложить модель залоговых аукционов Правительству РФ. Предложение было поддержано первым вице-премьером Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцем, которые вынесли вопрос на обсуждение кабинета министров.

Сущность залоговых аукционов состояла в следующем. Остро нуждавшееся в денежных средствах государство проводило аукционы, победители которых получали право заключить кредитный договор с государством. Очевидно, что лишь крупнейшие банки располагали необходимыми суммами, поэтому реально только они могли участвовать в аукционах и стать кредиторами государства. В качестве обеспечения возврата кредита государство отдавало в залог банкам ценные бумаги - акции крупнейших предприятий. Данные акции являлись федеральной собственностью.

Обычно утверждают, что невозврат государством кредита банку автоматически вел к тому, что акции становились собственностью банков. С юридической точки зрения это абсолютно неверно. С 1 января 1995 года уже действовала часть первая Гражданского кодекса РФ, закрепившая классическую модель залогового правоотношения. Залогодержатель (кредитор по основному обязательству) имеет право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, но никак не стать собственником этого имущества автоматически. Это означает, что залогодержатель может продать имущество с публичных торгов. Лишь объявление повторных торгов несостоявшимися дает залогодержателю право оставить предмет залога за собой.

Однако при проведении залоговых аукционов вся схема была искусственно осложнена. Кроме кредитного договора и договора залога заключался также договор комиссии. Государство (комитент) поручало победителю аукциона (комиссионеру) продать акции, являющиеся предметом залога. Тем самым, залогодержатель являлся одновременно и комиссионером. В чем был смысл делать залогодержателя еще и комиссионером, если он и без этого являлся лицом, заинтересованным в реализации акций? Вероятней всего, это было сделано в целях избежания судебной процедуры обращения взыскания на заложенное имущество. Кроме того, была возможность уступить право заключения договора комиссии другому лицу, т.е. продажу акций в этом случае осуществлял бы не сам банк, а иное лицо. Но это все не главное. Совершенно понятно, что банки легко могли продать заложенные акции фактически самим себе, используя для этого "свои" организации. Поэтому с экономической точки зрения утверждения о том, что заложенные акции были обречены на переход в собственность банков, являются правильными.

Такова была правовая модель залоговых аукционов. Воплощение этой правовой модели на практике выглядели весьма своеобразно.

Прежде всего, следует отметить, что еще до проведения залоговых аукционов государство разместило в нескольких банках (которые впоследствии и победили в аукционах) немалые денежные средства, сравнимые с размерами полученных кредитов. Таким образом, банки кредитовали государство его же деньгами!

Надо подчеркнуть, что все участники рассматриваемых процессов отлично понимали: государство не сможет в срок возвратить кредиты, т.е. обращение взыскания на заложенные акции неизбежно. Зачем же банкам были так нужны эти акции? Дело в том, что свои огромные состояния банки сделали на обслуживании счетов крупнейших экспортеров - а это были те самые предприятия, акции которых государство отдавало в залог. Банкам жизненно необходимы были гарантии того, что средства этих предприятий и дальше будут размещаться на их счетах. А что может служить лучшей гарантией, чем то, что собственником акций был бы сам банк? Вот для чего и потребовались залоговые аукционы. При этом весьма интересно то обстоятельство, что по-настоящему крупные кредиты, требовавшиеся государству, банки предоставить не могли, ибо их владельцы разбазарили львиную долю заработанных денег на покупку недвижимости за границей, мерседесы, кафе, рестораны, особняки, дорогостоящую отделку офисов и т.д. Из этого следует однозначный вывод: банки рассчитывали завладеть акциями за бесценок, а позднее получить от них сверхприбыль в десятки тысяч процентов, пусть и с учетом капитализации средств. И план удался.

В качестве иллюстрации вышеизложенного привожу выдержки из книги П. Хлебникова "Крестный отец Кремля - Борис Березовский". Выдержки эти касаются наиболее одиозных фигур - Михаила Ходорковского (Менатеп-банк) и вышеупомянутого Владимира Потанина (ОНЭКСИМ-банк; МФК).

1. На залоговых аукционах Ходорковского интересовал недавно созданный холдинг "Юкос" - вторая по величине нефтяная компания в России. В холдинг входила добывающая компания "Самаранефтегаз" - экспортом ее продукции занимался Березовский - и Самарский НПЗ, на котором за два года до этого произошло несколько убийств. По запасам нефти "Юкос" считался одной из богатейших компаний в мире и на залоговых аукционах был самым лакомым куском. На торги выставили 45 процентов акций. В начале ноября 1995 года "Менатеп" прямо велел остальным потенциальным желающим от участия в торгах воздержаться. "Двух мнений быть не может, - заявил прессе первый зампредседателя "Менатепа" Константин Кагаловский, - "Юкос" будет нашим"

Месяц спустя, 8 декабря, консорциум из "Инкомбанка", "Альфа-банка" и банка "Российский кредит" предложил за акции "Юкоса" 350 миллионов долларов - намного больше, чем другие участники. Но структурой, ведавшей регистрацией заявок на участие в аукционе по продаже "Юкоса", был "Менатеп-банк". И он не принял заявку консорциума по следующей причине: часть залога консорциум внес государственными краткосрочными облигациями, а не деньгами. В итоге "Юкос" достался компании, представлявшей интересы "Менатепа", она заплатила за пакет акций "Юкоса" всего на 9 миллионов долларов больше стартовой цены в 150 миллионов.

2. Владимир Потанин положил глаз на другой трофей - металлургический гигант "Норильский никель". Это предприятие было одним из важнейших российских экспортеров и крупным акционером "Онэксим-банка". На аукционе по продаже акций "Норильского никеля" самое большое предложение - 355 миллионов долларов - поступило от компании "Конт", представлявшей интересы банка "Российский кредит". "Онэксим-банк", проводивший регистрацию заявок на участие в аукционе, отстранил "Российский кредит" из-за "недостаточных финансовых гарантий". Победителем стал филиал "Онэксим-банка", заплативший 170,1 миллиона долларов - всего на 100 тысяч больше стартовой цены.

Несколько недель спустя опять-таки "Онэксим-банку" поручили регистрировать заявки на участие в аукционе по продаже 51 процент акций нефтяного гиганта "Сиданко". В очередной раз "Российский кредит" подал заявку, и "Онэксим-банк" ее снова не принял: якобы "Российский кредит" не внес необходимый задаток; между тем представители "Российского кредита" утверждали, что их даже не пустили в здание "Онэксим-банка" в день аукциона. Аукцион выиграла связанная с "Онэксим-банком" МФК, заплатившая всего 5 миллионов долларов сверх стартовой цены в 125 миллионов.

После этого очень смешно слышать заявления олигархов в духе: "Да, мы сделали состояние, но в полном соответствии с российским законодательством". Налицо нарушение элементарной юридической процедуры, установленной в специальном Указе Президента (см. ниже). Все тот же П. Хлебников совершенно справедливо пишет: "Покупая у государства активы в ходе такой закулисной сделки и по столь заниженной цене, вы рискуете, что ваши права на новую собственность никогда не будут надежно защищены. Сограждане будут считать вас мошенником, а государство — скорее хранителем активов, чем их подлинным владельцем".

Залоговые аукционы - аукционы на право кредитования правительства России под залог находящихся в государственной собственности акций.Проводились во исполнение президентского указа от 31 августа 1995 года "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности".

Организатором аукционов являлся Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Победителем аукциона становилась компания, предложившая максимальный размер кредита .

К идее залоговых аукционов правительство подтолкнула неудача с реализацией планов продажи крупных пакетов акций нефтяных компаний. Государственная Дума в преддверии очередных парламентских и президентских выборов запретила приватизацию предприятий топливно-энергетического комплекса, но сделала это уже после утверждения бюджета на 1995 год .

Считается, что одним из авторов идеи залоговых аукционов стал Владимир Потанин, в ту пору глава ОНЭКСИМбанка. По данным СМИ, именно с его подачи был образован консорциум банков для предоставления правительству РФ кредитов в обмен на пакеты акций наиболее привлекательных предприятий.

Впервые идея обмена акций госкомпаний на долговые обязательства правительства была высказана Потаниным в марте 1995 года на заседании кабинета министров России под руководством Виктора Черномырдина. Сам Владимир Потанин признавал авторство идеи о проведении аукционов, однако подчеркивал , что инициатива в процессе реализации была сильно искажена.

По воспоминаниям Альфреда Коха, отвечавшего за залоговые аукционы в Госкомимуществе, первоначально предполагалось выставить на аукцион пакеты акций 43 компаний, но в итоге их число сократилось до 16, на 4 претендентов не нашлось.

В конце 1995 года было проведено несколько аукционов на право предоставления Российской Федерации займов под залог принадлежавших государству крупных пакетов акций 12 ведущих сырьевых компаний. Общая сумма займов составляла около 800 миллионов долларов (по другим оценкам около 650 миллионов долларов).

Под залог предлагались акции "Сургутнефтегаза", ЮКОСа, СИДАНКО, "Сибнефти", "Норникеля", "Мечела", НЛМЗ и других.

По условиям аукциона государство обязывалось погасить заем до сентября 1996 года, в противном случае кредитор получал право продать находящийся у него в залоге пакет акций. Займы погашены не были, а заложенные акции перешли в руки самих кредиторов .

В докладе Счетной палаты "Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993 2003 годы" (руководитель рабочей группы Сергей Степашин) отмечается, что Правительством РФ не было обеспечено эффективного противодействия злоупотреблениям и нарушениям в ходе организации и проведения залоговых аукционов.

Эксперты отмечают, что сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином России на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в залоговых аукционах. Таким образом, банки фактически "кредитовали" государство государственными же деньгами. В результате банки, "кредитовавшие" государство, смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий.

Авторы документа считают, что вопреки Правилам проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций, коммерческие банки не направляли кредитные средства на счет в Центральном банке РФ. Фактически средства оставались в тех же коммерческих банках, но на специальных счетах. В нарушение установленного порядка, предполагающего предоставление кредита целиком и в рамках одного финансового года, кредитные средства нередко направлялись частями, а выплаты растягивались.

В докладе отмечается, что анализ состава участников аукционов и их гарантов показал, что в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась. Из 12 аукционов лишь в четырех сумма кредита существенно превысила начальную цену. В остальных случаях начальная цена была превышена чисто символически, при этом или оба участника имели одного и того же гаранта, или один из участников являлся и гарантом остальных, или оба участника являлись гарантами друг друга.

"Таким образом, в результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер ", - говорится в исследовании.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Как олигархи 90-х делили промышленные активы СССР на залоговых аукционах June 12th, 2016

В 2004 году Счетная палата России обнародовала доклад «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы», в котором аудиторы Палаты проанализировали ход приватизации в России и ее итоги.

Сама подготовка доклада еще до публикации первых данных вызвала массу пересудов и «подковерных» движений, особенно в среде большого российского бизнеса. Публичные чтения доклада в Госдуме, которые были первоначально запланированы на осень 2004 года, трижды откладывались. «Запахло жаренным» в среде российской олигархии.

Сам доклад состоял из введения, четырех глав и раздела выводов и рекомендаций. Первая глава посвящена обзору законодательства, регламентировавшего приватизацию на разных её этапах. Во второй главе был опубликован анализ деятельности органов исполнительной власти в сфере приватизации.

Счетная палата сделала неутешительный вывод: впериод приватизации органы исполнительной власти РФ допустили ряд нарушений, заключавшихся в превышении полномочий, неисполнении обязанностей, необоснованном занижении цены, притворности конкурсов, коррупции.

Прежде всего, нарушения здесь были связана с прямым участием иностранных (прежде всего - американских) компаний в скупке за бесценок российской собственности. Органами власти в то время попросту не проводился контроль скупки иностранными покупателями объектов стратегического значения.

Так, малоизвестная американская компания «Nic and Si Corporation», действуя через подставную фирму, скупила пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Или, к примеру, в нарушение закона, устанавливающего, что в собственности иностранных компаний может находиться не более 25 % всех видов акций РАО ЕЭС России, по состоянию на 30 апреля 1999 года иностранные лица имели 34,45 % акций крупнейшей энергетической компании страны.

В этой же главе Счетная палата также приводит факты злоупотреблений при проведении залоговых аукционов.

Залоговые аукционы в России — один из механизмов приватизации, представленный серией сделок, проведенных в 1995 году, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков перешли государственные пакеты акций нескольких крупных компаний (таких как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).

В народе было распространено мнение, что идея залоговых аукционов принадлежала Коху и Чубайсу, однако на самом деле автором залоговых аукционов являлся владелец компании «Ренессанс Капитал» - американец Б. Йордан. Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк» (также принявший непосредственное участие в скупке крупнейших российских активов).

Аукционы позиционировались как механизм привлечения средств в федеральный бюджет путем передачи в залог акций, находящихся в федеральной собственности, с их последующим отчуждением в соответствии с действующим законодательством о приватизации. Но по сути - это была мошенническая схема перераспределения огромных государственных активов в пользу ограниченного количества частных лиц, «назначенных» американскими советниками российского правительства.

С 4 ноября по 28 декабря 1995 года Министерство финансов России заключило 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров. Через установленное время правительство должно было возвратить кредиты, в случае невозврата государственные пакеты акций переходили в собственность банков. Для реализации этой схемы были организованы аукционы, в которых приняли участие несколько банков. Понятно, что Правительство эти кредиты не возвратило, и таким образом пакеты акций перешли в собственность банков.

В 1995-1996 годах на счетах группы российских банков (в их числе «Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Менатеп») правительство разместило временно свободные денежные средства. На основании указов Президента Росси банки предоставили кредит правительству под залог акций крупных и рентабельных российских предприятий.

Сделки проводились быстро и практически бесконтрольно,несмотря на предупреждения Счетной палаты, которая указывала, что банки кредитуют правительство его же собственными деньгами (при этом средства продолжали оставаться на счетах этих банков).

Палата по результатам проверки в конце 1995 года направила информационные письма в адрес председателя правительства, председателя Госкомимущества, председателей Совета Федерации и Государственной думы, Генерального прокурора и министра юстиции, где говорилось о неэффективности аукционов и необходимости отказа от них. Однако мнение аудиторов Счетной палаты в те дни не интересовало никого.

Фактически, на деле вместо аукционов происходила запланированная продажа акций по многократно сниженным ценам. Вот данные по некоторым залоговымаукционам в ноябре-декабре 1995 года:

17 ноября 1995 г. - ОНЭКСИМ Банк приобрел 51% компании «Норильский никель» за 170,1 млн. долларов.

7 декабря 1995 г. банк ЛУКойл-Империал приобрел 5% акций компании ЛУКОЙЛ за 141 млн. долларов.

7 декабря 1995 г. банк МФК приобрел 51 %акций компании ТНК-BP за 130 млн. долларов.

28 декабря 1995 г. ЗАО «Нефтяная финансовая компания» приобрела 51% акций Сибнефти за 100,3 млн. долларов.

28 декабря 1995 г. ОНЭКСИМбанк приобрел 40,12% акций компании Сургутнефтегаз за 88,9 млн. долларов.

7 декабря 1995 г. Банк МФК (фактически — «Ренессанс Капитал») приобрел 14,87 % Новолипецкого металлургического комбината за 31 млн. долларов…

Продолжать этот список можно и дальше, но картина вполне ясна и по основным позициям, по которым уходили с молотка акции ключевых советских ресурсодобывающих гигантов. Так, только один «Норильский никель» (с реальной стоимостью в десятки миллиардов долларов) был продан всего за 170,1 млн. долларов.

Всего с 1992 по 1998 год было приватизировано более 70 процентов госпредприятий на территории бывшей РСФСР. При этом от всех продаж было получено лишь 20 млрд. долларов, которые тут же ушли на Запад за долги. А в самом начале приватизации, когда к торгам были допущены иностранные банки, 500 крупнейших предприятий страны стоимостью не менее 200 млрд. долларов были проданы всего за семь миллиардов.

По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН от 1996 года, 71 % россиян владели лишь 3,3 % всех денежных сбережений, тогда как 5 % богатых и очень богатых владели 72,5 % сбережений (из них 2 % «очень богатых» владели 52,9 % всех сбережений населения). При этом в данных от 1996 года не учитывались суммы средств, выведенные и вывезенные за рубеж, которые намного превышающие суммы сбережений всех российских граждан на то время в российских банках.

Интересно, что уже в 2011 году российский олигарх и один из ключевых бизнес-игроков 90-х Роман Абрамович в лондонском суде под присягой заявил, что фактически залоговый аукцион по приватизации «Сибнефти» носил фиктивный характер: сговор Березовского и его партнера Патаркацишвили с другими участниками торгов позволил им избежать конкуренции и купить пакет акций промышленного гиганта за стартовую цену.

В ряде контрактов реальная рыночная стоимость переданных под залог акций компаний как минимум в десятки, а нередко и в сотни раз превышала сумму залогов.

По сути, в основу новой российской экономики был заложен изначально криминальный, противостоящий интересам государства фундамент, на котором невозможно строить реально эффективную экономическую систему.

«В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка. Службы безопасности и милиция были по другую сторону баррикад… - вспоминал впоследствии один из идеологов новой российской экономики Анатолий Чубайс. - Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом. Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году, и это были бы последние свободные выборы в России ».

Что ж, сегодня слова Чубайса звучат лишь как самооправдание - он до сих пор находится в системе власти и потому вряд ли может прямо отметить истинную цель всех примененных механизмов. Например, другой участник тех событий Каха Бендукидзе говорил:

«Для нас приватизация была манной небесной. Она означала, что мы можем двинуться вперёд и скупить у государства на выгодных условиях то, что захотим … И мы приобрели жирный кусок из промышленных мощностей России… Самое выгодное вложение капитала в сегодняшней России — это скупка заводов по заниженной стоимости».