Yeah mon! Житие Боба Марли. Биография боба марли

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью.


Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает.

Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние.

Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций.

История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон , - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией.

Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами.

В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома.

В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре.

То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью.

1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I , воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги.

Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами.

Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров.

В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года.

В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже.

Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен.

В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира.

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Дата рождения: 6 февраля 1945 года.
Дата смерти: 11 мая 1981 года.
Полное имя: Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley).
Композитор, певец и гитарист. Самый яркий представитель музыкального направления регги.

Именно благодаря Бобу Марли с музыкой регги познакомилось множество людей во всем мире. Певец дожил лишь до 36 лет, но и этого оказалось достаточно, чтобы между понятием «регги» и именем Боба Марли стоял знак равенства. Он не только революционизировал музыку регги, но и оказал влияние на многие другие музыкальные направления. Изображения певца можно увидеть на футболках и плакатах, в каком-то смысле оно стало символом свободы.

Родился Боб на Ямайке. Его матерью была местная девушка, а отцом — квартирмейстер британского корабля Норвал Марли. Вскоре отец покинул свою ямайскую семью, но продолжал оказывать им финансовую поддержку.

В конце 1950-х годов Боб с матерью приезжают в столицу Кингстон, оказываясь в бедном квартале. Но здесь будущий гитарист знакомится с Невиллом О’Риле Ливингстоном (по прозвищу Банни), вместе с которым начинает осваивать музыкальные инструменты. Вскоре он бросает школу, идет на работу, но все свое время начинает отдавать музыке. На бесплатных уроках вокала он знакомится Питером Макинтошем, который возьмет сценическое имя Питер Тош.

Благодаря счастливому случаю, трем друзьям удалось записаться в профессиональной студии. Пусть успеха пробные записи не принесли, зато молодые люди приобрели бесценный опыт и еще больше укрепились в желании посвятить музыке свои жизни. Они образую группу The Wailing Wailers, в которую четвертым участником приходит барабанщик Алвин Паттерсон, а затем еще несколько человек и бэк-вокалистки. Первая же песня — Simmer Down — приносит группе успех, два месяца удерживая ямайских чартах. Несмотря на это, из-за разногласий из успешной группы уходит часть участников.

10 февраля 1966 года Боб женился на Алфарите (или просто Рите) Андерсон и усыновил ее дочку Шэрон. Забегая вперед скажем, что в этом браке у него родится четверо детей: дочь Седелла, затем два мальчика Дэвид (известный впоследствии как «Зигги») и Стивен, потом снова девочка Стефани. Кроме того, у него будут и внебрачные дети... А тем временем, новоиспеченный жених, благодаря усилиям вновь вышедшей замуж матери, приезжает в Америку, работает подсобным рабочим, упорно продолжая совершенствовать свои музыкальные навыки.

После восьмимесячного отсутствия, марли возвращается на родную Ямайку и воссоздает The Wailers, но вернуть былой успех легко не получается. Лишь написав для Джонни Нэша пару хитов, Марли пробивает для своего коллектива в 1971 году контракт со звукозаписывающей компанией Island Records. Первый же альбом под этим лейблом Catch A Fire становится для коллектива супер-успешным.

К этому времени в жизни Марли произошли довольно существенные изменения. К возвращению Марли из Америки, на Ямайке все более укреплялась религия растафари, и Боб отнесся к ней весьма серьезно, проникся ее идеями. Происходит не только смена музыкальных направлений, меняются тексты песен, их поэзия не только лирична, но и жестка. «Лучшая песня рэгги та, в которой заложен хороший смысл», — говорил Боб Марли. Внешний вид Боба Марли тоже соответствует растафарианству, его образ легко узнается по дредлокам — отросшим и спутавшимся волосам, которые у представителей афро-расы образуют, что называется, колтуны (кстати, название альбома Natty Dread дано как раз по этой прическе).

The Wailers и Боб Марли едут в турне по Англии и Америке. Музыка коллектива обретает все больше новых поклонников. Тур получает хорошие отзывы в прессе. Это был прорыв.


В 1973 году выходит альбом Burnin, в 1974 году — Natty Dread. Треки из них популярны до сих пор, а уж песня No Woman No Cry знакомы любому школьнику и даже в современном сленге интернет-общения не являются редкостью.

Из группы окончательно уходят Питер Тош и Банни, сама она переименовывается в Bob Marley & The Wailers. Новое турне — еще более оглушительный успех, теперь он сопутствует группе постоянно. С лондонского концерта из этого турне выпускается отдельный диск.

Альбом 1976 года назывался Rastaman Vibration. Он оказался не только более успешней предыдущих (хотя куда же больше?), но еще сильнее закрепил за Марли славу проповедника растафарианства. Теперь он не только сам пишет тексты, но и кладет на музыку стихи Хайле Селассие. На 5 декабря 1976 года был назначен бесплатный концерт коллектива, однако накануне в него стреляли из-за политических интриг, ведь вскоре должны были состояться выборы. Раненный, Марли все же дает концерт. И переезжает в Лондон. В 1977 году записывает Exodus, в 1978 году — Kaya. Пластинки успешны, песни с них также будут впоследствии включаться в сборники лучших синглов за всю историю коллектива (взять хотя бы Satisfy My Soul).

1978 год оказывается богат и на заметные события. Во-первых, он примиряет власти Ямайки и ее противников (или они только сделали вид?) концертом One Love Peace. Во-вторых, ему вручают Медаль Мира ООН. В-третьих, наконец он посещает родину растаманов Эфиопию.

Марли продолжает активно выражать свою жизненную позицию, переживания и мысли через творчество. Очередной вехой стал альбом Survival, названия композиций говорят сами за себя: Africa Unite, Zimbabwe, So Much Trouble In The World. Кроме того, в 1980 году The Wailers выступают на церемонии обретения независимости Зимбабве.

И опять оглушительный успех. Песни Work, Redemption Song, Could You Be Loved и другие, собранные на новом диске Uprising, лишь подтверждают статус группы и служат поддержкой европейского турне.

И вдруг мир облетает новость: 11 мая 1981 года (в день премьеры мюзикла «Кошки») в больнице умер Боб Марли. Как оказалось, на его ноге уже давно образовалась меланома, но религиозные взгляды растафарианства не позволили сделать операцию. Интенсивное лечение не помогло. Хоронили Боба одновременно и по растафарианским, и по христианским обычаям.

До сих пор никто так и не занял место Боба Марли. Записи его музыки все еще миллионами продаются по всему миру, в память о нем устраиваются концерты. Его вдова возглавляет Фонд Боба Марли на Ямайке, сыновья стали музыкантами. Посмертно о музыканте создан официальный сайт http://www.bobmarley.com/ .

Боб Марли (Bob Marley), полное имя Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Родился 6 февраля 1945 года в Найн-Майлсе - умер 11 мая 1981 года в Майами. Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло много лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги. Именно благодаря его международному успеху регги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растаманом; многие последователи этого движения даже считают Марли пророком.

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка. Его отец, Назвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером ВМС Великобритании, а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился с матерью Роберта, 16-летней ямайской девушкой Седеллой Букер. При жизни Роберт видел своего отца всего 2 раза. В 1955 году, когда Бобу Марли было 10 лет, Норвал умер.

Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. Руд-бои всячески подчеркивали свое презрение к опасностям. Одним из внешних признаков руди была бритая голова. Излюбленной одеждой руд-боев был чёрный костюм, а также галстуки и шляпы, заимствованные из американских приключенческих фильмов.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон, где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала. Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

В 18 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers, в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Музыкальным директором группы стал её бас-гитарист Астон «Family Man» Баррет. Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США, куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers. Группа работала в самых разных жанрах - ска, калипсо, фьюжн, но за пределы острова её популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers» наконец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Боб Марли включил в состав The Wailers женское вокальное трио (группа I-THREE, в состав которой входила жена Боба, Рита Марли), сменил название на Bob Marley And The Wailers и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке, Европе и обеим Америкам. К середине 1970-х годов Боб Марли и его группа стали признанными лидерами регги, а в Великобритании практически все новые песни Марли входили в «Тор 40» («No woman, no cry», 1975; «Exodus», 1977; «Waiting In Vain», 1977; «Satisfy My Soul», 1978) и Top 10 («Jamming», 1977; «Is This Love», 1978).

В США, однако, лишь композиция «Roots, Rock, Reggae» попала в хит-парад категории «поп» (1976, 51-е место), а «Could You Be Loved» прошла по категории соул (1980, 56-е место), но альбомы группы неизменно занимали высокие места, а песни «любви, веры и бунта», как называли их произведения журналисты, пользовались невероятной популярностью в среде интеллектуальной элиты. На Ямайке же Боб Марли стал настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого. В 1976 году на него, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. Несмотря на тяжёлую рану, он провел все запланированные концерты, объяснив это тем, что в мире слишком много зла и он не имеет права тратить хотя бы один день впустую.


В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. Он отказался от ампутации, мотивируя это боязнью потерять возможность играть в футбол и потерять пластику на сцене, кроме того, растаманы верят, что тело должно оставаться «целым».

В 1980 году Марли выступил в Зимбабве, получившей в том году независимость от Великобритании: к тому времени Марли был символом африканского единства, особенно в бывших колониальных странах. Следом прошли успешные гастроли по Германии. Однако намеченное американское турне было прервано, когда, проведя два концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, певец потерял сознание во время пробежки в центральном парке Нью-Йорка. Зимой 1980 года Боб Марли прошёл курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но безрезультатно. В результате химиотерапии у Марли начали выпадать дреды, и их пришлось состричь.

4 мая 1981 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селассие (на амхарском языке - Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта. Боб Марли желал провести свои последние дни на Ямайке, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами, Флорида. Несмотря на интенсивное лечение, 11 мая 1981 года Боб Марли скончался в больнице. Последними словами, сказанными им сыну, были: «Money can’t buy life» (рус. Деньги не могут купить жизнь).

Боб Марли был похоронен на Ямайке. Его похороны прошли по законам Эфиопской православной церкви, при соблюдении традиций растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).

В 2012 году вышел документальный фильм «Марли».

6 февраля 2015 г., в день рождения Боба Марли, после пятичасовых дебатов, Ямайский сенат принял закон о декриминализации марихуаны. Теперь, обладание 2 унциями (56 граммов) марихуаны будет караться только штрафом, без заведения уголовного дела. Закон был принят как раз ко дню рождения легенды регги музыки Боба Марли (Bob Marley), погибшего от рака в 1981 году, в возрасте 36 лет. Было широко известно, что Боб считал коноплю «главным целителем страны».

Дискография Боба Марли:

Студийные альбомы:

1970 - Soul Rebels
1971 - Soul Revolution
1971 - The Best of the Wailers
1973 - Catch a Fire
1973 - Burnin"
1974 - Natty Dread
1976 - Rastaman Vibration
1977 - Exodus
1978 - Kaya
1979 - Survival
1980 - Uprising
1983 - Confrontation (посмертно)

Концертные альбомы:

1975 - Live! (Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон, июль 1975)
1978 - Babylon by Bus (Записи с концертов в Европе, 1978)
1991 - Talkin" Blues (Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско, 1973)
2003 - Live at the Roxy (Запись концерта в «Roxy», Уэст-Голливуд, 26 мая 1976)
2011 - Live Forever: The Stanley Theatre, Pittsburgh, PA, September 23, 1980

Семья Боба Марли:

Имани Кэрол Марли (р. 1963) - первая дочь
Шэрон Марли (р. 1964) - приёмная дочь (певица)
Сиделла Марли (р. 1967) - вторая дочь (дизайнер)
Дэвид Нэста «Зигги» Марли (р. 1968) - первый сын (музыкант)
Стивен Марли (р. 1972) - второй сын (музыкант)
Роберт «Робби» Марли (р. 1972) - третий сын (стантрайдер)
Роэн Марли (р. 1972) - четвёртый сын (футболист)
Карен Марли (р. 1973) - третья дочь
Стефани Марли (р. 1974) - приёмная дочь
Джулиан Марли (р. 1975) - пятый сын (музыкант)
Кай-Мани Марли (р. 1976) - шестой сын (музыкант)
Дэмиан «Гонг-мл.» Марли (р. 1978) - седьмой сын (музыкант)
Мадека Марли (р. 1981) - четвёртая дочь


В 1944 году офицер ВМС Великобритании Норвал Марли женился на молодой девушке с Ямайки Седелле Букер. 6 февраля 1945 года у них родился сын, которого назвали Роберт Неста Марли. Вскоре после рождения Боба отец оставил мать, однако он оказывал им финансовую поддержку и периодически встречался с сыном.
В конце пятидесятых, на Ямайке стало не хватать рабочих мест, и мать Боба в поисках работы была вынуждена переехать в столицу Ямайки – Кингстон. Они поселились в район Тренчтаун, который получил свое название от пересохшей сточной канавы, проходившей неподалеку. В Тренчтауне Боб проводил много времени со своим хорошим приятелем Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни. Они вместе посещали бесплатные уроки вокала, который давал известный ямайский музыкант Джо Хиггс. Здесь они познакомились с Питером Макинтошем и стали добрыми друзьями.
Тем временем на Ямайке развивалась и становилась все более популярной ска музыка. Когда Бобу исполнилось 16, он решил исполнить свою мечту стать музыкантом. Для многих молодых ямайцев музыка стала своего рода побегом от окружающей действительности. Одним из таких людей стал Джимми Клифф, кто до 14 лет успел записать несколько синглов. Джимми познакомил его с Лесли Конгом. Музыкальные таланты Боба впечатлили продюсера, и вскоре он оказался на студии, чтобы записать своей первый сингл «Judge Not». К сожалению ни этот сингл, ни песня 1962 года «One more cup of Coffee» не представляли особого интереса.
В следующем году Боб, Банни и их друзья организовывают группу Wailing Wailers. По началу они не добились успеха, и после пары записей группу покинули Шерри Смит и Юниор Брайтуэйт. Костяк Wailing Wailers остался прежним: Боб Марли, Питер Тош и Банни. Группа продолжила работу и представила ее Клементу Додду, продюсеру звукозаписывающей компании Coxsone. Здесь Wailing Wailers записали свою первую песню «Simmer Down», ставшую хитом. Их популярность быстро росла, и вскоре они записали еще несколько песен, в том числе «It Hurts to be Alone» и «Rule the Roadie».
Жизнь Боба засияла новыми красками, когда 10 февраля 1966 года он женился на своей подруге Рите Андерсон. На следующий день он улетел в Ньюарк, штат Делавэр, чтобы встретиться со своей мамой. Во время пребывания в США у него появляются новые идеи. Когда Боб Марли возвращается к Wailing Wailers, их музыка начинает двигаться от ска в сторону рокстеди. Это привело к конфликту с Coxsone, которым была нужна ска группа. Вскоре Wailing Wailers расстаются с Coxsone и сокращают свое название до Wailers. Вместо того, чтобы искать новый лейбл Wailers решили организовать свой собственный бренд под названием Wail’N’Soul. Прежде чем прекратить свое существование на следующий год, группа успела выпустить на нем несколько синглов. Закрытие лейбла подкосило группу, но все изменилось, когда они встретили продюсера Ли Перри, с которым записали такие известные хиты как «Duppy Conquerer», «Soul Rebel», «400 Years» и «Small Axe».
В 1970 году в Wailers появляются новые участники коллектива: Астон Баррет и его брат Карлоторн. Wailers становятся все более и более популярны. На волне успеха они решили основать еще один лейбл под названием Tuff Gong в честь прозвища Боба Марли. Wailers познакомились с Джонни Нэшем, и вскоре Боб сопровождал его во время гастролей в Лондон. Здесь в надежде заключить контракт он отправился на встречу с основателем студии Island Recrordz Крисом Блэквеллом.
Тот уже слышал о Wailers и предложил Марли немыслимый для регги-группы контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Впервые группа, играющая регги, могла использовать для записи хорошие инструменты и дорогостоящую аппаратуру. Выпущенный на Island альбом назывался «Catch a Fire» и был хорошо принят критиками. Это был один из первых альбомов в стиле регги.
Весной 1973 года Wailers вернулись в Лондон, чтобы начать свой трехмесячный гастрольный тур по Великобритании, дальше они должны были отправиться в США. Банни отказался выступать в Америке, и его место занял Джо Хиггс. Вместе с ним Wailers отправляются на гастроли. Несколько концертов она дали совместно с Брюсом Спрингстином. Wailers выступают на разогреве у популярной группы Sly and the Family Stone, но после четырех концертов группу вычеркнули из программы, так как они были более популярны, чем хедлайнеры. Во время выступления Sly and the Family Stone толпа скандировала: «Wail-ers».
После расставания с Sly and the Family Stone они выступили самостоятельно в Лас-Вегасе, а после дали живой концерт на радиостанции KSAN-FM в Сан-Франциско. Это повысило их популярность в Северной Америке.
В 1973 году выходит следующий альбом Wailers - «Burnin». На нем звучат песни, ставшие классикой: «I shot the Sheriff» и «Get Up Stand Up». Популярность Wailers в Северной Америке продолжает расти, а когда Эрик Клептон перепевает «I Shot the Sherif» он становится хитом номер один в американских чартах.
В 1975 году вышел в свет новый альбом Wailers «Natty Dread» с такими великими синглами как «Talking Blues», «No Woman No Cry» и «Revolution». После этого группу покидают две трети от оригинальных Wailing Wailers: Питер Тош и Банни, чтобы заняться своими сольными карьерами. В связи с этим было принято решение сменить название группы еще раз на Bob Marley and the Wailers. Отсутствие двух участников создало существенную брешь в коллективе. Бывших участников заменили женским трио «I-Threes», которое состояло из жены Боба Риты Марли, Марсии Гриффитс и Джуди Моватт. Летом группа отправилась на гастроли по Европе. Два концерта приходили в лондонском зале Lyceum Ballroom. Они были записаны и вышли на альбоме «Live», который включал в себя концертную версию мирового хита "No Woman No Cry”. В ноябре Wailers возвращаются на Ямайку, где дают совместный концерт со Стиви Уандером. Состав группы меняется. На место Эла Андерсона и Бернарда Харвея пришли Джуниор Марвин и Тайрон Дауни.
В 1976 году группа выпускает альбом «Rastaman Vibration». Вершиной регги-мании стало признание Bob Marley and the Wailers журналом Rolling Stone лучшей группой 1976 года.
В это время в Тренчтауне развернулась настоящая война в гетто, и Марли загорелся идей дать концерт с целью призвать жителей к миру. Трагедия произошла за два дня до выхода Боба на сцену. Бандиты ворвались в дом Марли и стреляли в него, Риту и двоих друзей, которые в тот момент находились в доме. К счастью, все выжили. Не смотря на этот инцидент, два дня подряд Марли выступал на концерте. Через двадня его спросили:"Почему?"А он ответил:"Те кто разрушает наш мир работают без отдыха, значит и я тоже". После этого группа уехала в Великобританию. Здесь до 1977 года они записывали альбом «Exodus». Возможно, это лучший альбом группы к этой дате, он укрепил международную славу Bob Marley and the Wailers. Альбом занял лидирующие позиции во многих чартах мира, включая в Англию и Германию.
В 1977 году Боб повредил палец ноги, играя в футбол. Позже это диагностировали как злокачественную опухоль. Марли отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Болезнь не мешала ему заниматься дальше музыкой, и в 1978 году выходит альбом «Kaya», намного более зрелый, чем предыдущие работы группы.
В апреле 1978 года Боб вернулся на Ямайку, чтобы принять участие в концерте One Love Peace, на котором он примирил лидеров власти и оппозиции. Боб попросил их подняться на сцену и обменяться рукопожатием. В этом же году в штаб-квартире ООН его наградили Медалью Мира, а в конце года он впервые отправился в Кению и Эфиопию. В этой поездке он начал работу над политической песней «Zimbabwe».
Семидесятые подходили к концу, а Bob Marley and the Wailers были самой популярной группой.
В начале 1980 года группа впервые дала концерты в Африке, в том числе на церемонии обретения независимости Зимбабвы. Позже Боб скажет, что это приглашение стало самой большой честью в его жизни.
В 1980 году Боб Марли записывает альбом «Uprising» и планирует совместные гастроли со Стиви Уандером. Здоровье Боба ухудшается, но доктор разрешил ему отправиться в путь. Однако гастроли закончились, не успев толком начаться. На концерте в Нью-Йорке Боб выглядит больным и слабым. На следующее утро во время пробежки в центральном парке Боб упал в обморок и был доставлен в больницу. После обследования доктора дали ему месяц жизни. Лечение продлило его жизнь, но конец был неизбежен.
Последняя попытка спасти его жизнь была в Германии, где он прошел курс лечения, который не дал результатов. Здесь он отпраздновал свой 36 день рождения. Боб хотел умереть дома, но по состоянию здоровья не успел добраться до Ямайки. 11 мая 1981 года он скончался в больнице в Майями. Поклонники по всему миру оплакивали его смерть, а 21 мая множество людей пришло на похороны, чтобы почтить его память. В церемонии принимали участие все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли покоиться в мавзолее на месте его рождения. За месяц до смерти его наградили орденом «За заслуги».
Боб Марли знал о своей судьбе. Он предсказал ее в строчках своей песни: «Однажды утром, когда я закончу свою работу, я отправлюсь домой».

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли , обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает. Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние. Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций. История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон, - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией. Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами. В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома. В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре. То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью. 1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I, воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги. Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров. В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года. В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже. Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен. В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира. В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года. День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

.

Растафарианство

Главные доктрины
Джа · Афроцентризм
Айтал · Сион · Панафриканизм
Ключевые писания
Библия · Кебра Нагаст
The Promise Key · Холи Пиби

Моя жизнь и прогресс Эфиопии
Скрижали чёрного превосходства

Основные персоны

Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма и правоверным растафарианином ; многие другие последователи этой религии даже считают Марли пророком.

Биография

Ранние годы

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка . Его отец, Норвал Марли, по происхождению белый европеец, служил офицером ВМС Великобритании , а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился со своей будущей женой, восемнадцатилетней афро-американкой Седеллой Букер. Вскоре после рождения Боба Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу, но продолжал оказывать ей финансовую поддержку и иногда навещал сына.

В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон , где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала . Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.

Начало карьеры

В 16 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу The Wailers , в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Первый же сингл группы «Simmer Down» () возглавил хит-парад Ямайки и разошелся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.

Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США , куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers . Группа работала в самых разных жанрах - ска , калипсо , фьюжн , но за пределы острова ее популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.

Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers » наконец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки . Популярность группы росла, и во многом музыкантам помог Эрик Клэптон , который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую в его исполнении международным хитом. В 1973 году группа предприняла гастроли по США . Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.

Bob Marley & The Wailers

Дискография

Год Название Примечания
Soul Rebels Студийный альбом
Catch A Fire Студийный альбом
1973 Burnin" Студийный альбом
Rasta Revolution Студийный альбом
1974 Natty Dread Студийный альбом
Live! Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон , июль
Rastaman Vibration Студийный альбом
Kaya Студийный альбом
1978 Babylon by Bus Записи с концертов в Европе
Survival Студийный альбом
Uprising Студийный альбом
Confrontation Студийный альбом
Legend Сборник; благодаря его популярности, неоднократно позже выходил в различных дополненных версиях
Talkin" Blues Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско ,
Live At The Roxy Запись концерта в «Roxy», Голливуд , май

Ещё

Альбом Год Лейбл
The Wailing Wailers 1966 Studio One
The Best of the Wailers 1970 Beverley’s
Soul Rebels 1970 Upsetter/Trojan
Soul Revolution 1971 Upsetter/Trojan
Soul Revolution Part II 1971 Upsetter/Trojan
African Herbsman 1973 Upsetter/Trojan
Rasta Revolution 1974 Upsetter/Trojan
Catch a Fire 1973 Island/Tuff Gong
Burnin" 1973 Island/Tuff Gong
Natty Dread 1974 Island/Tuff Gong
Rastaman Vibration 1976 Island/Tuff Gong
Exodus 1977 Island/Tuff Gong
Kaya 1978 Island/Tuff Gong
Survival 1979 Island/Tuff Gong
Uprising 1980 Island/Tuff Gong
Confrontation (posthumous) 1983 Island/Tuff Gong
Концертные альбомы
Live! 1975 Island/Tuff Gong
Babylon by Bus 1978 Island/Tuff Gong
Talkin" Blues (записан в 1973) 1991 Island/Tuff Gong
Live at the Roxy (записан в 1976) 2003 Island/Tuff Gong
Компиляции
Legend 1984 Island/Tuff Gong
Reggae Greats 1984 Island/Tuff Gong
Rebel Music 1986 Island/Tuff Gong
Songs of Freedom 1992 Island/Tuff Gong
Natural Mystic: The Legend Lives On 1995 Island/Tuff Gong
Bob Marley: Reggae Legend 1999 St. Clair
One Love: The Very Best of Bob Marley & The Wailers 2001 Island/Tuff Gong
Bob Marley and The Wailers: Trenchtown Rock (Anthology "69 - "78) 2002 Trojan Records
Gold 2005 Island/Tuff Gong
Africa Unite: The Singles Collection 2005 Island/Tuff Gong
Компиляция записей песен в Studio One 1963-1966
One Love at Studio One (double CD) 1991 Heartbeat Records
Simmer Down at Studio One 1994 Heartbeat Records
Wailing Wailers at Studio One 1994 Heartbeat Records
The Toughest - collection of Peter Tosh’s Studio One recordings 1996 Heartbeat Records
Destiny: Rare Ska Sides from Studio One 1999 Heartbeat Records
Wailers and Friends 1999 Heartbeat Records
Climb the Ladder 2000 Heartbeat Records
Greatest Hits at Studio One 2003 Heartbeat Records
Компиляция записей песен 1966-1971
Feel Alright 2004 JAD Records/Universal Records
Best of the Wailers 2004 JAD/Universal
Soul Rebels 2004 JAD/Universal
Soul Revolution Part II 2004 JAD/Universal
Soul Revolution Part II(Upsetter Revolution Rhythm) 2004 JAD/Universal
Universal Masters Collection 2004 JAD/Universal
Original Cuts 2004 JAD/Universal
127 King Street 2004 JAD/Universal
Ammunition Dub Collection 2004 JAD/Universal
Wail’N Soul’M Singles Selecta 2005 JAD/Universal
Grooving Kingston 12 (3-CD boxset) 2004 JAD/Universal
Fy-Ah, Fy-Ah (3-CD boxset) 2004 JAD/Universal
Официально выпущенные ремиксы
Chances Are 1981 WEA
Soul Almighty: The Formative Years Vol.1 1996 JAD
Black Progress: The Formative Years Vol.2 1997 JAD
Dreams Of Freedom: Ambient Translations in Dub 1997 Island
Chant Down Babylon 1999 Island
Shakedown: Marley Remix 2001 JAD