Ян библиография. Биография. Возвращение в Россию

Ян Василий Григорьевич (настоящая фамилия - Янчевецкий; 23 декабря 1874 (4 января 1875), Киев - 5 августа 1954, Звенигород Московской области) - русский советский писатель. Родился в семье учителя: его отец происходил из семьи волынских священников, после семинарии и университета преподавал в гимназии латинский и греческий языки.

В 1897 году Василий Ян окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Впечатления от двухлетнего путешествия по России легли в основу книги «Записки пешехода» (1901). В 1901-1904 годах служил инспектором колодцев в Туркестане, где изучал восточные языки и жизнь местного населения. Во время русско-японской войны - военный корреспондент Санкт-Петербургского телеграфного агентства (СПА). После чего, в 1906-1913 годах, преподавал латинский язык в Первой петербургской гимназии (угол Кабинетской (теперь - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической)), где из числа гимназистов в 1910 году создал один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков». Как организатор скаутов встречался с приезжавшим в Россию в 1910 году полковником Робертом Бейден-Поуэллом.

С осени 1910 года выпускал журнал «Ученик». В 1913 году работал корреспондентом СПА в Турции, в 1914, с началом Первой Мировой войны, - военный корреспондент СПА в Румынии. В 1918-1919 годах работал в походной типографии армии Колчака в Сибири. После восстановления в Ачинске Советской власти работал учителем, корреспондентом, директором школы в Урянхае (Тува), затем редактором и заведущим редакцией газеты «Власть труда» в Минусинске. Именно тогда он впервые стал подписываться псевдонимом Ян. В 1923 году приехал в Москву.

В 1920-х публиковал в основном исторические и приключенческие рассказы. С 1927 года под псевдонимом «В. Ян» печатал историко-краеведческие статьи о Туркестане в журнале «Всемирный следопыт». Главное сочинение писателя - историческая трилогия «Нашествие монголов», в которую входят романы «Чингисхан» (1939), «Батый» (1942), «К последнему морю» (вышел в 1955, после смерти писателя). Также популярностью пользовались исторические повести «Финикийский корабль» (1931), «Огни на курганах» (1932), «Молотобойцы» (1933).

Сочинения

* «Записки пешехода», 1901
* рассказ «Рассказ капитана», 1907
* рассказ «Душа», 1910
* «Воспитание сверхчеловека», 1910
* «Что нужно сделать для петербургских детей», 1911
* роман «Афганский изумруд»
* повесть «Финикийский корабль», 1931
* повесть «Огни на курганах», 1932
* повесть «Спартак», 1933
* повесть «Молотобойцы» 1933
* Трилогия «Нашествие Монголов»:
o повесть «Чингисхан», 1939 (Государственная премия СССР 1942 года)
o повесть «Батый», 1942
o повесть «К последнему морю», издана 1955
* «Юность полководца»
* «Загадка озера Кара-нор»
* «Поход Ермака»
* «На крыльях мужества»
* «Плавильщики Ванджа»
* «В песках Каракума»
* Голубые дали Азии

Ян Василий - известный отечественный писатель, общеизвестное имя которого на самом деле было псевдонимом. Его настоящая фамилия - Янчевецкий. Этот талантливый человек - автор исторических романов, обладатель Сталинской премии.

Биография писателя

Ян Василий родился в Киеве в 1874 году. Его отец был преподавателем в киевской гимназии. Затем работал в Ревеле и Риге. Василий у него учился греческому и латинскому языкам. У него также был старший брат, который в будущем стал востоковедом и журналистом.

Ян Василий в 1897 году окончил Петербургский университет. Он учился на историко-филологическом факультете. После этого отправился на два года в путешествие по стране, чтобы лучше узнать Россию. Увиденное стало основой для его первой книги под названием "Записки пешехода", которая была опубликована в 1901 году.

После этого он на некоторое время переехал в Великобританию, где трудился при библиотеке Британского музея.

Знакомство с Востоком

В 1901 году Ян Василий впервые приехал в Ашхабад. С востоком была тесно связана его писательская биография. Он начал работать в канцелярии руководителя Закаспийской области. Параллельно изучал местные языки и жизнь аборигенов. Посетил пустыню Каракумы, побывал в экспедиции на границе Персии и Афганистана. После этого он регулярно возвращался в Среднюю Азию, написал множество книг, посвященных этим краям.

В 1905 году он отправился на Русско-японскую войну. Был военным корреспондентом, писал с Дальнего Востока для телеграфного агентства, которое базировалось в Петербурге.

В 1907 году продолжил карьеру журналиста в газете "Россия". Часто отправлялся в дальние командировки. В то же время преподавал латынь в первой петербургской гимназии. В его классе была немало известных в будущем людей - поэт Всеволод Рождественский и известный драматург Всеволод Вишневский.

В 1910 году герой этой статьи организовал один из первых в нашей стране отряд скаутов. Встречался с основателем этого движения англичанином Баден-Пауэллом.

В 1913 году Василий Янчевецкий вместе со всей семьей на время уехал за границу. Он жил в Турции, работая там для телеграфного агентства. После того, как началась Первая мировая война, перебрался в Румынию.

Возвращение в Россию

В Россию Ян Василий Григорьевич вернулся в 1918 году. Свою супругу он оставил в Румынии, а сам, забрав детей, проехал через весь белогвардейский Крым.

Служил вместе с Колчаком в Сибири. Работал в походной типографии и даже получил звание полковника. Издавал прифронтовую газету "Вперед". Интересно, что редакция этого издания была передвижной. Она размещалась в двух вагонах железнодорожного состава. Объем газеты был небольшим, поэтому редакция старалась давать минимум официальной информации - только сводки с фронтов и оперативные сведения. Большую часть занимали рассказы, фельетоны и агитационные материалы, которые писались примитивным языком, понятным человеку даже с начальным образованием.

Когда установилась советская власть, Янчевецкий находился в Ачинске. Он принял новый строй, стал работать учителем. Вскоре переехал в Минусинск, где начал публиковать очерки и пьесы для местного театра. Тогда он впервые начал использовать псевдоним Ян. Василий Григорьевич в 1923 году переехал в Москву.

Исторические романы

Главным образом Ян прославился как автор исторических романов. Первыми его повестями стали "Финикийский корабль", посвященный плаванию финикийцев, "Огни на курганах" о противостоянии согдийцев Александра Македонского и скифов, а также "Спартак" про восстание древнеримских рабов и "Молотобойцы" о зарождении в России мануфактур, который увидел свет в 1934 году.

После начала Великой Отечественной войны он записался добровольцем на фронт, но его не взяли по старости. Писателю на тот момент было 67 лет. Тогда Ян отправился в эвакуацию в Ташкент.

Там и продолжил свою главную трилогию Василий Ян - "Нашествие монголов". В нее вошли романы "Чингисхан", посвященный завоеванию этим военачальником Средней Азии, "Батый" о покорении татаро-монголами Северо-Восточной Руси, а также "К последнему морю" о походе азиатов на Южную Русь, а также на запад до самого Адриатического моря.

Книги Василия Яна были весьма популярны среди советских читателей, они выпускались огромными тиражами. В годы войны тема борьбы предков монголами в XIII веке стала одной из самых востребованных. Яну даже вручили Сталинскую премию в 1942 году.

Последние произведения

Следующими его произведениями стали повесть-сказка "На крыльях мужества, сюжет которой был параллелен "Чингисхану". Она вышла не только на русском, но и на туркменском и узбекском языках. Существовала радиопостановка данного произведения.

После войны Василий Ян дописывал начатые еще в Ташкенте "Рассказы "старого закаспийца". В то время он жил в Подмосковье, в последний год - непосредственно в Звенигороде. Писатель еще строил обширные творческие планы, но им не суждено было сбыться. Его сразила тяжелая болезнь, из-за которой он скоропостижно скончался.

Василий Ян умер в 1954 году. Его похоронили в Москве на Армянском кладбище. Позже тело было перезахоронено на Ваганьковском погосте.

Ян учился в гимназии в г. Ревеле; в 1897 блестяще окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В студенческом сборнике (1896) опубликовано стихотворение Яна. С 1898, живя в Ревеле, печатается в «Ревельских известиях», «Газете местных интересов, литературной и политической» (основана его отцом). За подписью Вас. Янивецкого, В. Садко публикуются репортерские заметки, очерки, рассказы («Герои трущоб», «Приказчик и баронесса»). Ян отправляется в крестьянской одежде, с котомкой за плечами путешествовать по России, хочет изучать фольклор, язык и нравы народа, маршрут Яна: Новгород, Ильмень, волго-вятские места, Волга, Днепр, Украина. Материал Ян посылает в «Ревельские известия». В 1901 в Ревеле вышли «Записки пешехода». По словам Яна, в народе «его поразили большие думы, великодушные сердца, упорство, стремление вырваться из мучительных тисков нужды». В качестве корреспондента петербургской газеты «Россия» почти год Ян проводит в Англии, путешествует на велосипеде по Южной Англии, много времени проводит в библиотеке Британского музея. В «Ревельских известиях» (1900. 29 февр.) публикует очерк «Английские настроения», содержащий оценку англо-бурской войны.

Третье путешествие Ян совершает в Ср. Азию, получает должность смотрителя колодцев, пересекает Каракумскую пустыню, посещает Хиву и Бухару, добирается почти до границ Индии.

В годы русско-японской войны Ян едет корреспондентом в Японию, позднее посещает Грецию и Египет, потом Балканы. Все эти годы в «Ревельских известиях» и в России печатаются его очерки. Его волнует экономическая жизнь России. Он выдвигает идею развития судостроения в Ревеле, настаивает на необходимости строительства Амурской железной дороги.

С 1907 по 1912 Ян работал преподавателем 1-й Петербургской классической гимназии. Раздумья о будущем России, память о печальном исходе войны с Японией, неудовлетворенность системой образования и воспитания приводят Яна к мысли о необходимости перестройки педагогической системы с тем, чтобы воспитать «совершенного человека». Педагогические идеи Яна изложены в книгах «Воспитание сверхчеловека» (1910) и «Что нужно сделать для петербургских детей» (1911). Яна увлекла идея Ф. Ницше о сверхчеловеке. Для Яна образами сверхчеловека являются Петр Великий, Пушкин, Суворов, Ломоносов, Скобелев. Подобные им люди нужны России. Школа, по мысли Яна, должна быть ограждена от политики. Учеников нужно воспитывать на Гомере, Еврипиде, Шиллере, Пушкине, Гоголе. Ян был последовательным сторонником реалистической литературы, считал необходимым приложить максимум усилий, «чтобы уберечь души наших детей от загрязнения разнузданной порнографией освобожденной русской литературы». В заметках и рецензиях (1907-11) Ян приветствует постановку «Власти тьмы» Л. Толстого, доброжелательно оценивает пьесу С. Найденова «Стены», его привлекают произведения Поленова, Куинджи, Репина. Перед первой мировой войной Ян издает журнал «Ученик», где был опубликован его роман «Афганский изумруд», а в приложениях к журналу - «Дневник Пети Петушкова». С 1912 Ян - корреспондент Петербургского телеграфного агентства в Константинополе, потом в Бухаресте. Ян продолжает изучать восточные языки. Его удивляет и тревожит некомпетентность многих русских и европейских газет при освещении восточного вопроса, т. к. «с панславизмом и паназиатизмом нам еще много придется считаться».

Наиболее широкую известность Ян приобрел как исторический романист. В 1931 опубликована историческая повесть Яна «Финикийский корабль». Первые рассказы Яна на восточные темы относятся к 1900-м («Рассказ капитана», 1907; «Душа», 1910). Настоящего Востока в них нет: есть внешние атрибуты - дервиши, джинны. Герои повести «Финикийский корабль» (мальчик Эли, ученый Софэр, разбойник Лала-Зор) живут в обстановке, бережно восстановленной Яном на основании строгих научных данных, их плавание воспроизводит путь древних финикийцев. В повести «Спартак» (1933) Ян пытается создать образ Спартака. Яну не удалось избежать некоторой идеализации Спартака, что и было отмечено критикой.

В повести «Огни на курганах» (1-я ред. вышла в 1932) Ян подошел к главной теме - борьбе народов против тиранов и завоевателей. Цель Яна - развенчать легенды об Александре Македонском. Писатель создает картины сопротивления, которое оказывают скифы войску Александра Македонского. Сложный и противоречивый характер Александра Македонского Яну не вполне удался. Писатель отмечал, что работа над «Огнями на курганах» многое ему дала.

Над трилогией о нашествии монголов Ян работал ок. 20 лет. Идея повести «Чингис-хан» возникла в 1934. Тогда же Ян заключил договор с издательством «Молодая гвардия». Повесть вышла в свет в 1939 и стала первой частью трилогии о нашествии монголов, вторая книга «Батый» - в 1942, над третьей - «К последнему морю» - писатель работал до конца жизни, план ее несколько раз менялся.

В повести «Чингис-хан» Ян сосредоточил внимание на походах завоевателя в Среднюю Азию, в «Батые» художественно воспроизводится монгольское нашествие на русские земли. Последняя часть трилогии первоначально называлась «Александр Беспокойный и Золотая Орда». В процессе работы выросли 2 самостоятельных произведения - повести «К последнему морю» и «Юность полководца». Судьба книги была трудной, она вышла после смерти писателя.

Лучшие дня

Восточная книга «Чингис-хан» и русская «Батый» требовали различных художественных средств для передачи национального колорита. Ян был пытливый исследователь и яркий художник. Он мастерски справлялся с задачами. В древней восточной литературе и народном творчестве Ян нашел идеи, мотивы, образы, вобравшие особенности мировосприятия, художественного мышления простых людей. (Яна особенно интересовали народные представления о событиях.) Образы вымышленных героев окрашены романтически. Эпоха среднеазиатских походов Чингис-хана воссоздана с использованием образных и стилевых средств средневековья. Важна роль эпиграфов, они зачастую являются идейным и стилевым ключом к повествованию. Это пословицы, строфы из монгольских и персидских песен. Рисуя русский мир в «Батые», Ян руководствуется произведениями древнерусской литературы той поры и фольклорными источниками. Исследователи отмечают сюжетное сходство между «Повестью о разорении Рязани Батыем» и «Батыем» Яна. Писателем использованы различные жанры русского фольклора (плачи, легенды, предания).

Васи́лий Григо́рьевич Ян (настоящая фамилия - Янчеве́цкий ; -) - русский советский писатель, публицист, поэт и драматург, сценарист, педагог. Автор исторических романов . Младший брат журналиста и востоковеда Дмитрия Янчевецкого .

Биография

После окончания Ревельской гимназии Василий Янчевецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета .

В 1907-1912 годах служил в редакции газеты «Россия » (много ездил в дальние командировки), преподавал латинский язык в 1-й петербургской гимназии , где среди его учеников были будущий драматург Всеволод Вишневский и будущий поэт Всеволод Рождественский . Последний вспоминал :

«Предмет свой (он) знал превосходно и всё же никогда не мучил нас грамматикой и академической сушью. Страница учебника была для него только поводом к широкой, сверкающей остроумными замечаниями беседе… Об исторических лицах говорил он как о простых, давно знакомых ему людях, а в строфах поэтов, отошедших в вековое прошлое, открывал волнение и тревогу страстей, понятных и близких нашей жадной ко всему юности.»

Из числа гимназистов в 1910 году Янчевецкий создал один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков». Как организатор скаутов 26 декабря 1910 года встречался с приезжавшим в Россию полковником Баден-Пауэллом . С осени 1910 года по июль 1914 выпускал журнал «Ученик», в котором публиковал и свои небольшие произведения.

В 1913-1918 годах Янчевецкий вместе с семьёй жил за границей, работая корреспондентом телеграфного агентства: в Турции , а с началом Первой мировой войны - в Румынии .

В роли корреспондента телеграфного агентства Василий Янчевецкий неоднократно выполнял задания разведывательного характера от российского МИД: в 1911 году – в Персии (встречался с Мохаммед Али-шахом, которого в борьбе за престол негласно поддерживала Россия), в 1912-1914 годах – в Константинополе (во время Балканской войны и до начала Первой мировой – собирал информацию о внутренней и внешней политике правительства Энвер-паши, в том числе контактах с Германией), в 1915-1917 годах – в Румынии, в Бухаресте, затем в Яссах (выяснял настроения румынской политической и военной элиты). В конце 1917-начале 1918 года был причастен к формированию в Яссах добровольческой бригады полковника Дроздовского, которая затем влилась в Добрармию генерала Деникина. .

В 1918 году вернулся с детьми через белогвардейский Крым в Россию, оставив в Румынии жену, оперную певицу, а впоследствии известную югославскую исполнительницу русских романсов Ольгу Янчевецкую .

В 1918-1919 годах работал в походной типографии Русской армии адмирала Колчака в Сибири , в звании полковника . Был редактором и издателем фронтовой ежедневной газеты «Вперёд» (1919). Это издание стало выходить в первых числах (нов. ст.) марта 1919 года. Редакция не имела собственного здания - размещалась она в двух вагонах, стоявших на городской ветке. В одном из них помещались передвижная типография, в которой и печаталась газета. Девизом этого двухполосного издания (формата А-3) были слова «Верьте в Россию». Один номер в пределах города стоил 35 коп., а на станциях железной дороги на пять копеек дороже. Судя по всему, при подготовке номеров редакция придерживалась следующего правила: ввиду небольшого объёма газеты давать лишь минимум официальной информации (как правило, к ней относились известия о положении дел на фронте и оперативные сводки). Большая часть того или иного номера отводилась под последние новости, небольшие фельетоны, рассказы, а также под агитационные статьи, написанные простым языком, понятным каждому «разумеющему грамоте» солдату. Если верить «сводному каталогу периодики Западной Сибири», то выпуск этой газеты (№ 102 за 30 июля 1919 года), хранящийся в библиотеке ГАОО, единственный дошедший до нас номер данного периодического издания , однако неполные комплекты имеются в библиотеке ГАРФ и (микрофильм) в отделе РЗ РГБ.

Могила В. Г. Янчевецкого на Ваганьковском кладбище

Создавая свои произведения Янчевецкий, зачастую следовал убеждению, что героические личности «должны быть не такими, какими они были в действительности, а какими они должны быть, чтобы стать идеалом», должны возвышаться над остальными, показанными реалистично. Писателю удаётся показать сложность человеческой судьбы и отсутствие деления на своих и чужих. Интерес к его произведениям возник во время Великой Отечественной войны, но после неё он не уменьшился, а возрос. Так, к 1985 году число изданий превысило 230, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Наиболее популярны к этому времени были «Чингиз-хан» (более 100 переизданий) и «Батый» (около 80), переведённые на 50 языков в 30 странах.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1942) - за роман «Чингиз-хан» (1939)
  • медали

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

Сочинения

Повести (романы)

  • «Афганский изумруд» (незаконченная повесть), 1912
  • «Юность полководца», 1952

После фальсификации, сделанной в 2011 году «Ленинградским издательством» , по интернету разошёлся текст романа «Поход Ермака» , якобы написанный Яном. На самом деле под видом сочинения Яна был издан роман Лидии Чарской «Грозная дружина», выпущенный в Санкт-Петербурге в 1909 году (переиздавался в 2006 и 2008 годах в собраниях сочинений Чарской). Хотя заявленный тираж подделки «Лениздата» составлял всего 7000 экз., фальсификация удалась, и на неё ссылаются как на реальное произведение Яна.

Пьесы и сценарии

  • «Невеста красного партизана», 1921-1923
  • «Колчаковщина», 1921-1923
  • «Деревня, проснись», 1921-1923
  • «Нота лорда Керзона», 1921-1923
  • «Красноармейская звезда», 1921-1923
  • комедия «Худжум», 1925-1927
  • «Джелаль-эд-Дин Неукротимый» (либретто непоставленной оперы), 1944
  • «Чингиз-хан» (либретто неснятого фильма), 1944
  • «Джелаль-эд-Дин» (либретто неснятого фильма), 1944

Рассказы

  • «Рассказы о необычайном»
    • «Что лучше?», 1944
    • «Голубая сойка Заратустры», 1945
    • «Овидий в изгнании», начало 1930-х
    • «Трюм и палуба», 1929
    • «Возвращение мечты», конец 1940-х
    • «В Орлином гнезде „Старца горы“», конец 1940-х
    • «Скоморошья потеха», конец 1940-х
    • «Партизанская выдержка (Валенки летом)», 1922
    • «Загадка озера Кара-нор», конец 1920-х
    • «В песках Каракума», конец 1920-х
    • «Плавильщики Ванджа», начало 1930-х
  • «Рассказы „старого закаспийца“»
    • «Колокол пустыни», 1906
    • «Тач-Гюль (В горах Персии)», 1910
    • «Демон Горы», 1943-1944
    • «Ватан („Родина“)», 1936
    • «Письмо из скифского стана», конец 1920-х
    • «Афганские привидения», конец 1906
    • «Видения дурмана (Душа)», 1910
    • «Рогатая змейка (Рассказ капитана)», 1907
    • «Три счастливейших дня Бухары», 1944
  • путевые заметки «Голубые дали Азии», 1947-1948

Очерки и статьи

  • Янчевецкий В. «Записки пешехода», очерки и статьи. Ревель, 1901
  • сборник статей «Воспитание сверхчеловека», 1908
  • брошюра «Что нужно сделать для петербургских детей», 1911
  • «В Чёрном море», 1907-1912
  • «В Босфоре», 1907-1912
  • «В Афинах», 1907-1912
  • «Записки русского путешественника», 1907-1912
  • «На русском Севере», 1907-1912
  • «В защиту Приамурья», 1907-1912
  • «Япония и Корея», 1907-1912
  • «Неиспользованные богатства Сахалина», 1907-1912
  • «Самарканд», 1925-1927
  • «Пляски женщин Узбекистана», 1925-1927
  • «Узбекский народный театр», 1925-1927
  • «Узбекская драма», 1925-1927
  • «О 1-й мастерской хореографии», 1925-1927
  • «Александр и Спитамен», конец 1920-х - начало 1930-х
  • «Как я работал над своими книгами», конец 1920-х - начало 1930-х
  • «Историческая достоверность и творческая интуиция», конец 1920-х - начало 1930-х
  • «Завоевание Средней Азии Александром Македонским», конец 1920-х - начало 1930-х
  • «У горы Фархада», 1941-1944
  • «Новый узбекский народный театр», 1941-1944
  • «Муканна», 1941-1944
  • «Проблема исторического романа», 1941-1944
  • «Красноармеец», 1941-1944

Стихотворения

  • В. Ян, военный корреспондент во время Русско-японской войны: «Колчак».

Примечания

Литература

  • Разгон Л. Э. В. Ян: критико-биографический очерк. - М., 1969.
  • Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 6, ч. 2. - М., 1969.
  • Ян В. Г. Голубые дали Азии: путевые заметки // Огни на курганах: Повести, рассказы. - М.: Советский писатель, 1985. - С. 597-677.
  • Янчевецкий М. В. В. Ян и Средняя Азия // В. Ян. Огни на курганах: Повести, рассказы. - М.: Советский писатель, 1985. - С. 677-702.

Ссылки

  • Володкович А. Трое Ивановых - три судьбы («Красные» авторы на страницах «белых» газет Сибири и Дальнего Востока) // Материалы третьей научной конференции преподавателей и студентов 14-15 марта 2002 г «Наука. Университет 2002» - Новосибирск, Новый сибирский университет, 2002. С. 96-99.)
  • Библиотека Wikilivres: произведения В. Яна
  • Позднякова М. Ольга Янчевецкая. Нашу певицу в Югославии любили и короли и коммунисты // Аргументы и факты. - 2009. - № 27 от 1 июля .

Василий Григорьевич Янчевецкий родился 23 декабря 1874 (4 января 1875) года в семье учителя, преподававшего в киевской, а затем в рижской и ревельской гимназиях латинский и греческий языки (где Василий и учился). В 1897 году окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Два года путешествовал по России, впечатления легли в основу первой книги «Записки пешехода» (1901), затем около года жил в Англии - работал в библиотеке Британского музея и путешествовал.
В 1901 году впервые приехал в Асхабад, на службу в канцелярию начальника Закаспийской области, куда был взят по рекомендации старшего брата. Активно изучал восточные языки и жизнь местного населения. В 1902 году ездил через пустыню с научно-статистическими целями в Хиву (проверял состояние колодцев на караванной тропе), был на приёме у хивинского хана и его наследника. Участвовал в исследовательской экспедиции вдоль персидско-афганской границы. В Среднюю Азию он возвращался потом не раз, а среднеазиатская тематика заняла центральное положение в его творчестве.
Во время Русско-японской войны в 1905-1906 годах военный корреспондент Санкт-Петербургского телеграфного агентства на Дальнем Востоке. В 1906-1907 годах работал в Ташкенте статистиком в Переселенческом управлении Туркестана. В 1907-1912 годах служил в редакции газеты «Россия» (много ездил в дальние командировки), преподавал латинский язык в 1-й петербургской гимназии, среди его учеников были драматург В. Вишневский и поэт В. Рождественский. Из числа гимназистов в 1910 году создал один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков». Как организатор скаутов 26 декабря 1910 года встречался с приезжавшим в Россию полковником Робертом Бейден-Поуэллом. С осени 1910 года по июль 1914 выпускал журнал «Ученик», в котором публиковал и свои небольшие произведения.
В 1913-1918 годах вместе с семьей жил за границей, работая корреспондентом телеграфного агентства: в Турции, а с началом Первой мировой войны - в Румынии. В 1918 году вернулся с детьми через белогвардейский Крым в Россию, оставив в Румынии жену, оперную певицу, а впоследствии известную югославскую исполнительницу русских романсов Ольгу Янчевецкую . В 1918-1919 годах работал в походной типографии армии Колчака в Сибири. После установления в Ачинске Советской власти работал учителем, корреспондентом, директором школы в селе Уюк Урянхайского края, затем редактором и заведующим редакцией газеты «Власть труда» в Минусинске, куда также размещал свои очерки, писал пьесы для городского театра (в том числе для детей). Именно тогда он впервые стал подписываться псевдонимом Ян. В 1923 году ненадолго приехал в Москву.
В 1925-1927 служит в Самарканде экономистом узбекских банков, где также много пишет в журнал «Всемирный следопыт» статей и очерков о культуре Узбекистана. Его пьеса о переменах в жизни восточных женщин «Худжум» (с узбекского - раскрепощение) шла на многих сценах Средней Азии.
Вернувшись в 1928 году в Москву приступает к написанию исторических рассказов и повестей. Первыми повестями были «Финикийский корабль» о плаваниях финикийцев (1931), «Огни на курганах» о сопротивлении скифов и согдов Александру Македонскому (1932), «Спартак» о восстании рабов в Риме (1933) и «Молотобойцы» о появлении мануфактур в России (1934).
В июне 1941 года Василий Ян просился на фронт, но не был взят по старости. До 1944 года был в эвакуации в Ташкенте. Главное сочинение писателя - историческая трилогия «Нашествие монголов», в которую входят романы «Чингиз-хан» о завоевании Центральной Азии (1939), «Батый» о завоевании Северо-Восточной Руси (1942) и «К „последнему морю“» о завоевании Южной Руси и походе дальше на запад до Адриатического моря (1955, после смерти писателя). Тема борьбы предков народов СССР с монгольскими завоевателями в XIII веке оказалась очень актуальной в годы Великой Отечественной войны. Книги получили множество положительных отзывов как от населения, так и от историков, востоковедов, критиков и литературоведов и стали популярны. Эта эпопея «основана на тщательном изучении источников и выполнена с большой добросовестностью; трилогия захватывает читателя увлекательностью действия».
Василий Ян как публицист был приглашён к сотрудничеству со средствами массовой информации, как среднеазиатскими, так и центральными, главы из ещё недописанной повести-сказки «На крыльях мужества» (с сюжетом, параллельным «Чингиз-хану») печатались на русском, узбекском и туркменском, передавались по радио, по мотивам книг планировалось поставить оперу «Джелаль-эд-Дин Неукротимый» и снять два фильма - «Чингиз-хан» и «Джелаль-эд-Дин».
Вернувшись из эвакуации, Ян дописывал, начатые в Ташкенте «Рассказы „старого закаспийца“» и «На крыльях мужества», перерабатывает «Огни на курганах», строит новые планы, которым не суждено было сбыться из-за тяжёлой болезни и последующей смерти. Писатель умер 5 августа 1954 года. Был похоронен на Армянском кладбище в Москве, но недавно перезахоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Могила В.Г. Янчевецкого на Ваганьковском кладбище
Создавая свои произведения Ян, зачастую следовал убеждению, что героические личности «должны быть не такими, какими они были в действительности, а какими они должны быть, чтобы стать идеалом», должны возвышаться над остальными, показанными реалистично. Писателю удаётся показать сложность человеческой судьбы и отсутствие деления на своих и чужих. Интерес к его произведениям возник во время Великой Отечественной войны, но после неё он не уменьшился, а возрос. Так, к 1985 году число изданий превысило 230, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Наиболее популярны к этому времени были «Чингиз-хан» (более 100 переизданий) и «Батый» (около 80), переведённые на 50 языков в 30 странах.