Выставка «Аксели Галлен-Каллела. Страсть к Финляндии» в Музее Орсе в Париже. Иллюстрации к «Калевале»

Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address are automated. Therefore, weʼve had to temporarily block your access to Yandex Search.

To continue searching, please enter the characters from the picture below and click «Continue».

Cookies are disabled in your browser. This means that Yandex will not be able to remember you in the future. If youʼre not sure about how to enable cookies, please refer to our .

Why did this happen?

Itʼs possible that these automated requests were sent from another user on your network. If this is the case, youʼll just need to enter the CAPTCHA code once, and weʼll be able to distinguish between you and the other users on your IP address. Then you shouldnʼt be bothered by this page for a long time.

You could be submitting a large number of automated requests to our search engine. Weʼve developed a service called that has been specially designed to handle such requests.

Your browser may also contain add-ons that send automated requests to our search engine. If this is the case, we recommend disabling these add-ons.

Itʼs also possible that your computer has been infected with a Spambot virus thatʼs using your computer to gather information. It might be worth checking your computer for viruses with an antivirus utility such as CureIt from «Dr.Web».

If you come across any problems or wish to ask a question, please do not hesitate to contact our Support service using the .

Недалеко от местечка Рухала (Ruhala), в пустынной местности на берегу озера Нясиярви (Näsijärvi) расположен дом-студия всемирно известного финского художника А. Галлен- Каллела (Akseli Gallen-Kallela). В «Калела» («Kalela») , так художник назвал свой дом-мастерскую, в настоящее время расположен музей , а потомки художника, с которыми автор имел честь познакомиться, до сих пор живут в этом месте, в новом деревянном доме, возведенном неподалеку.
Дом-студия построен в 1894-1895 гг. по собственному проекту художника.

Возникает правомерный вопрос: почему в такой глуши построен дом, напоминающий карельскую северную избу, и вдобавок назван именем «Калела»? Дело в том, что А. Галлен-Каллела считается одним из основателей движения "карелианизма". Повышенный интерес к Карелии возник у представителей финской художественной интеллигенции в 1890-е гг. вовсе не случайно. Считалось, что в Карелии сохраняется калевальский уклад жизни, и финское искусство может создаваться лишь на его основе. Туда начинают совершать паломничество финские художники, поэты, архитекторы. Среди диких лесов и озер они пытаются найти темы и идеи для творчества. Как мы уже отмечали в другом месте , одними из первых совершили в 1890 г. путешествие по Русской северной Карелии Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела. Вдохновленный традициями карельской архитектуры амбаров и крестьянских жилищ, художник спроектировал свой дом-мастерскую вплоть до мельчайших деталей, включая интерьеры. На сайте музея сказано, что « Калела» занимает важное место в финской истории искусства в целом. Само здание проложило путь для финского модерна и национальной романтической архитектуры.
А. Галлен-Каллела и его семья жили в «Калела» более десяти лет: во-первых, в 1895-1900 гг, а затем летом 1905 года и вновь с 1915 по 1921 год. Именно здесь художник работает над циклом картин « Калевала» Он ведет здесь и подготовительные работы по оформлению финского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 г., за что он получил золотую медаль.
Обойдем дом вокруг. Солнце стояло в зените, а дом находится на возвышении. Поэтому, с какой бы стороны я ни фотографировал, объектив постоянно, к сожалению, оказывался направленным против солнца, чем и объясняется невысокое качество фотографий. (Интересно отметить, что на гугль –картинках такое же качество)





Аксели Галлен-Каллела

Галлен-Каллела, Аксели (Gallén-Kallela, Akseli) (наст. фамилия и имя Галлен, Аксель) (1865–1931), финский художник, лидер национально-романтического направления в изо-культуре финского модерна.
Родился в Бьорнеборге (финское название – Пори; порт на юго-западе Финляндии) 26 мая 1865 в семье предпринимателя. Его фамилия выразила двусоставность местной культуры: отец художника пользовался ее шведским вариантом («Галлен»), а дед – финским («Каллела»). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе (1881–1884), а также в академии Р.Жюльена в Париже (1884–1889) у В.А.Бугро и Ф.Кормона. Испытал воздействие Ж.Бастьен-Лепажа. Много работал в Карелии, бывал в Италии и Германии (изучая искусство Ренессанса и модерна), в 1909 и в 1920-е годы путешествовал по Восточной Африке.
Ранние его вещи (Мальчик и ворона, 1884; Первый урок, 1889; обе работы – Атенеум, Хельсинки) решены в духе скандинавского веризма, воплощая характерные типажи и бытовую среду крестьянства. К концу 19 в., органически войдя в русло «нордизма» (северного модерна), стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического финского направления, ярко и экспрессивно запечатлевшего чувства и мысли, связанные с процессом обретения Финляндией политической независимости. Путеводными для художника были легенды Калевалы. До революции не раз выставлял свои вещи в России. Начиная в основном с показа на Нижегородской ярмарке триптиха Легенда об Айно (1891, ныне в Атенеуме), своеобразная дружба-вражда связывала его с А.М.Горьким, сперва критиковавшим мастера за «декадентство», но в свою очередь явно испытавшим его влияние.
Перейдя от масла к темпере, Галлен-Каллела писал монументальные панно, посвященные героям национального эпоса; узловые моменты фабулы, символическая четкость деталей сочетаются в этих композициях с броскими цветокомпозиционными ритмами (Защита Сампо, 1896; Месть Йоукахайнена, 1897; обе картины – Художественный музей, Турку; Мать Лемминкяйнена, 1897; Проклятие Куллерво, 1899; обе работы – Атенеум). Придавая большое значение пейзажному антуражу, создавал и чистые пейзажи (Иматра зимой, 1893, там же). Среди его монументально-декоративных циклов наиболее известны оформление финского павильона для Парижской всемирной выставки 1900 (тоже на темы Калевалы), сюжетно повторенное на стенах вестибюля Национального музея в Хельсинки (1928), и росписи капеллы-усыпальницы дочери промышленника И.Юселиуса в Пори (1901–1903); быстро разрушившиеся, эти фрески были впоследствии частично отреставрированы; эскизы к ним хранятся в Атенеуме). В последнем случае мастер, отойдя от конкретных эпических сюжетов, представил обобщенный цикл человеческой жизни-смерти вкупе с рождением-умиранием природы.
Выступал как портретист (А.М.Горький, 1906, там же) и художник книги (иллюстрации к роману А.Киви Семеро братьев, 1906–1907). Многие годы вынашивал мечту о роскошном издании Калевалы, накапливая иллюстрации и орнаменты, но так и не смог его осуществить (часть этих произведений опубликована в русском издании финского эпоса, вышедшем в 1977). Стремясь сформировать целостный стиль нации, активно занимался дизайном (модельные эскизы вышивок, художественного металла, резьбы и выжигания по дереву, мебели, традиционных ручных ковров «рюэ»). По его рисункам выпускались марки и банкноты. Спроектировал два собственных дома-студии: в Руовеси (1894), а также «замок» в Леппявара близ Хельсинки (1913). В 1923 издал книгу воспоминаний и размышлений об искусстве.
Умер Галлен-Каллела в Стокгольме 7 марта 1931. В Леппявара ныне открыт его дом-музей.

Защита Сампо ("Калевала") 1896

Куллерво, проклинающий жену хозяина ("Калевала") 1899

Мельница Сампо ("Калевала")

Мать Лемминкяйнена ("Калевала")

Легенда об Айно ("Калевала")

Куллерво ("Калевала")

Вяйнямёйнен ("Калевала")

Месть Еукахайнена ("Калевала") 1897

Братоубийца ("Калевала") 1897

У реки Туонелы (Туонелла - страна смерти)

Иллюстрация к легенде о том, как смерть помогла крестьянину построить дом.

И всего по-немножку:
Дятел. 1892-93

Иматра. 1893

Портрет матери. 1896

Разоблачённая

Ad Astra Goed

Bil Bol Poster. Афиша для автомобильной выставки.

Симпозиум (со своими друзьями, в т.ч. композитор Jean Sibelius)

Зимний этюд. 1897

Рождение и Смерть в роще

Аксели Галлен-Каллела
Триптих «Легенда об Айно», 1891
Музей Атенеум, Хельсинки

В музее Атенеум в Хельсинки сразу бросается в глаза огромный триптих «Легенда об Айно» художника Аксели Галлен-Каллелы. Три картины были созданы на материале великого эпического памятника финской поэзии - «Калевалы». Величие мифологических образов, лирическое богатство, мощь фантазии, философская глубина «Калевалы» всегда вдохновляли финских художников, композиторов, поэтов.

Триптих последовательно рассказывает легенду о девушке Айно, которая, встретив в лесу старого мудреца Вяйнямейнена, в ужасе сбрасывает свои украшения, отвергая любовь «вековечного песнопевца» (левая часть). В отчаянии, обреченная уже старцу, Айно уходит к морю (правая часть) и видит: «там три девы по волнам морским стремятся. Айно хочет к ним идти четвертой». И, наконец, центральная часть изображает последнюю встречу Вяйнямейнена с Айно, которая рыбой попадает ему в сеть, но, не узнанная им, навсегда исчезает в волнах. Живописный строй триптиха содержит новые формальные черты - декоративную линейность и уплощенность объемов, обобщенность интенсивных цветовых пятен. Триптих заключен в орнаментально исполненную раму с написанными на ней отрывками из рун, что позволяет говорить о влиянии на художника стилистики живописного символизма, эстетики стиля «модерн».

Многие годы Галлен-Каллела вынашивал мечту о роскошном издании «Калевалы» , накапливая иллюстрации и орнаменты, но так и не смог его осуществить. Часть этих произведений опубликована в русском издании финского эпоса, вышедшем в 1977 году.

Аксели Галлен-Каллела

Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallеn-Kallela)
26 мая 1865 Пори, Финляндия – 7 марта 1931 Стокгольм
Родился в городе Пори (шведское название — Бьорнеборг) на юго-западе Финляндии) в семье предпринимателя.
Его фамилия выразила двусоставность местной культуры: отец художника пользовался ее шведским вариантом – Галлен, а дед – финским – Каллела.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Хельсинки (1881–1884).

Аксели Галлен-Каллела
Автопортрет в виде фрески, 1894

Затем он уехал учиться в Париж – в академию Жюльена (1884–1889) у Бугро и Кормона. Испытал влияние Бастьен-Лепажа.

Аксели Галлен-Каллела
Моя первая комната в Париже, 1884

Аксели Галлен-Каллела
Бульвар в Париже, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Урок обнаженной натуры, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Парижское кафе, 1886

Начальная пора творчества финского художника ознаменовалась произведениями, которые привлекают образами людей из народа, реалистически достоверным и психологически убедительным постижением народной жизни. Они решены в духе скандинавского веризма и воплощают характерные типажи и бытовую среду крестьянства.

Аксели Галлен-Каллела
Мальчик с вороной, 1884

Аксели Галлен-Каллела
Обнаженный мужчина, 1880

Аксели Галлен-Каллела
Гниющая рыба, 1884

Аксели Галлен-Каллела
Старуха и кошка, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Деревенская жизнь, 1887

С любовью воспроизводит Галлен-Каллела национальный склад характера, черты самобытного образа жизни, своеобразие финской природы.

Аксели Галлен-Каллела
Зимний пейзаж, 1887

Аксели Галлен-Каллела
Обнаженная, 1888
Национальная галерея, Хельсинки

Аксели Галлен-Каллела
В сауне, 1889

К концу XIX века, органически войдя в русло «нордизма» — северного модерна, Галлен-Каллела стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического финского направления.

Аксели Галлен-Каллела
После маскарада, 1888

Аксели Галлен-Каллела
Confessio Artis, 1894

Аксели Галлен-Каллела
Горничные из Тапиолы, 1895

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Эдварда Мунка, 1895

До революции художник не раз выставлялся в России. Начал с показа на Всероссийской культурно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где представил свою знаменитую калевальскую серию – триптих «Айно», «Защита Сампо», «Ковка Сампо» и другие работы.

Аксели Галлен-Каллела
Ковка Сампо, 1893

Аксели Галлен-Каллела
Защита Сампо, 1896

Выставка принесла Галлен-Каллеле широкую известность , но не принесла ему радости: художника больше ругали, чем хвалили. Его «вызывающие» картины раздражали публику, воспитанную на господствовавших в те годы бытовых сюжетах поздних передвижников и на салонных академических пейзажах.

Аксели Галлен-Каллела
Весла на берег, 1891

Аксели Галлен-Каллела
Symposium, 1894

Весной 1897 года Сергей Дягилев задумал устроить выставку русских и финских художников , которая положила бы начало новому обществу «Мир искусства», и начал переговоры с финнами через известного финского художника А.Эдельфельта.

Галлен-Каллела, опасаясь, что его картины снова не поймут, поначалу отказался принимать участие в ней. В письме Эдельфельту так объяснил свой отказ:
«От меня требуют слишком многого, когда хотят, чтобы я был козлом отпущения для разъяренной критики, которая, не знаю почему, выбрала именно меня… Мои произведения представляют то как образец больного искусства, то как стремление к оригинальничанью, то как модный снобизм, то как потрясающий вызов…»

Аксели Галлен-Каллела
Мертвый Лемминкяйнен, 1896

Акселли Галлен-Каллела
Озеро Руовеси, 1896

И все же финский живописец отдал 11 работ на «Выставку русских и финляндских художников» , которую неутомимый Дягилев открыл в январе 1898 года в залах музея Художественного училища Штиглица. Выставка пробудила большой интерес у петербуржцев к творчеству финских художников.

Александр Бенуа писал о ней в своих воспоминаниях: «Та выставка, из которой мы после ряда выступлений соединились в одну группу (впоследствии назвавшуюся «Миром искусства»), соединила нас с нашими финляндскими друзьями» .

Аксели Галлен-Каллела
Проклятие Куллерво, 1899
Музей Атенеум, Хельсинки

Перейдя от масла к темпере, Галлен-Каллела писал монументальные панно , посвященные героям национального эпоса. Узловые моменты фабулы, символическая четкость деталей сочетаются в этих композициях с броскими цветокомпозиционными ритмами. К этим панно относятся и «Проклятие Куллерво».

Аксели Галлен-Каллела
Куллерво едет на войну, 1899

Аксели Галлен-Каллела
Куллерво едет на войну, 1901

Тяготение Галлена-Каллелы к «большим» формам реализовалось в монументальных росписях для финского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Комплекс работ для плафона был также посвящен «Калевале». В них чувствовалось увлечение итальянским Возрождением, искусством Джотто, Орканьи, фресками Помпеи, графической культурой Флоренции. Сюжетно эти росписи были повторены на стенах вестибюля Национального музея в Хельсинки в 1928 году.

В Париже на выставке экспонировались также его портреты, картины и даже архитектурные проекты. Художник был удостоен золотой медали и приглашен участвовать в работе русского отдела Венского «Сецессиона».

Аксели Галлен-Каллела
Зима, 1902

Аксели Галлен-Каллела
На реке Туонела, 1903
Национальная галерея, Хельсинки

Аксели Галлен-Каллела
Русалки, 1905

Выступал Галлен-Калела и как портретист . Своеобразная дружба-вражда связывала его с А.М.Горьким, сперва критиковавшим мастера за «декадентство», но потом Галлен-Каллела написал портрет Горького.

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Максима Горького, 1906
Музей искусств, Турку

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Густава Малера, 1907

Сергей Дягилев привлек финского художника к изданию нового журнала «Мир искусства». Он писал Галлен-Каллеле: «Я намерен побывать у вас на даче недели через две. Речь пойдет об иллюстрированном журнале, который я хотел бы издавать, и о вашем обязательном участии в нем» . И уже в первом, ноябрьском номере «Мира искусства» Дягилев поместил репродукции с картин финского мастера.

Аксели Галлен-Каллела
К звездам, 1907

Аксели Галлен-Каллела
Мужчина и кукла, 1908