Выход стран из ссср. Почему распался ссср? добавить свою цену в базу комментарий

Критерии могущества всех империй от древности до наших дней примерно одинаковы - процветающая экономика, сильная армия, развитая наука и честолюбивые граждане. Но умирают все великие державы по-разному. Особняком здесь стоит СССР, который развалился несмотря на наличие главного условия своего существования - покорного населения, готового терпеть нарушения прав человека и неудобства в быту взамен на величие своей страны. Менталитет этого населения сохранился и в современной капиталистической России, но социалистическую родину эти люди в 1991 году предали и не сохранили.

Основной причиной является тот факт, что В.И. Ленин и большевики сумели привлечь на свою сторону больше людей, чем остальные реформаторы. Однако это был отнюдь не демократический процесс, когда люди делают осознанный и взвешенный выбор.

Успеха большевики добились благодаря нескольким факторам :

  1. Их программа развития, возможно, не была лучшей, но их лозунги были просты и понятны безграмотному населению, составлявшему большинство;
  2. Большевики были решительнее и деятельнее своих политических оппонентов, в том числе в вопросах применения насилия;
  3. Совершали ошибки и проливали кровь и белые, и красные, но последние лучше чувствовали настроения и чаяния народа;
  4. Большевики сумели найти зарубежные источники финансирования своей деятельности.

Советское государство родилось в результате давно назревавшей революции и кровопролитной гражданской войны. Монархия так довела народ, что максимально противоположная ей модель развития многим показалась единственно верной.

Что в СССР было действительно хорошего?

«Империя зла» оправдывала своё название. Репрессии, ГУЛАГи, загадочные смерти великих поэтов и другие нелицеприятные страницы истории до сих пор досконально не изучены. Однако некоторые положительные моменты всё-таки имели место:

  • Ликвидация безграмотности . К концу существования Российской Империи грамотными были по разным оценкам от 30 до 56 процентов населения. Около 20 лет ушло на улучшение столь катастрофического положения;
  • Отсутствие социального расслоения . Если не принимать во внимание правящую элиту, то среди граждан не было такого чудовищного неравенства в уровне жизни и оплате труда, как в царской или современной России;
  • Равенство возможностей . Выходцы из рабоче-крестьянских семей могли дослужиться до высших должностных постов. В Политбюро таких было большинство;
  • Культ науки . В отличие от наших дней, на телевидении и в СМИ большое внимание уделялось не только деятельности первых лиц государства, но и науке.

Мир не делится только на чёрное и белое, многие явления в нашей жизни весьма противоречивы. СССР мешал развитию восточно-европейских и прибалтийских стран, но дал медицину, образование и инфраструктуру среднеазиатским республикам.

В 1939 году был подписан пакт о ненападении, в тайном протоколе которого страны разделили Восточную Европу. Тот же год был ознаменован торжественным парадом вермахта и Рабоче-крестьянской красной армии в Бресте.

На первый взгляд не было никаких причин для войны. Но всё-таки она началась и вот почему:

  1. В 1940 году Советский Союз не сумел прийти к соглашению со странами Оси (Третий Рейх, фашистская Италия, Японская Империя) об условиях присоединения к Берлинскому пакту (договор о разделе Европы и Азии). Самой большой стране в мире было мало тех территорий, что предложила Германия, поэтому договориться не удалось. Многие специалисты по Второй мировой войне полагают, что именно после этих событий Гитлер окончательно решил напасть на СССР;
  2. Согласно торговому соглашению Советский Союз уже поставлял в Третий Рейх сырьё и продовольствие, но Гитлеру этого было недостаточно. Он хотел заполучить всю ресурсную базу СССР;
  3. Гитлер испытывал сильную неприязнь к евреям и коммунизму. В Стране Советов два его главных объекта ненависти были сплетены воедино.

Здесь перечислены логичные и очевидные причины нападения, какими ещё скрытыми мотивами руководствовался Гитлер - неизвестно.

Основная причина в том, что люди больше не хотели жить в этом государстве. Наблюдая сегодня за большим количеством ностальгирующих и желающих возродить Союз, можно сделать вывод о том, что в 1991 году большинство не сделало интеллектуальных выводов, а лишь хотело перемен потому что нечего было есть.

Среди других причин распада необходимо выделить следующие:

  • Неэффективная экономика . Если бы социалистическому строю удалось решить хотя бы проблему дефицита продовольствия, то население ещё долго могло бы терпеть отсутствие нормальной одежды, техники и автомобилей;
  • Бюрократия . На ключевые и руководящие посты назначались не профессионалы своего дела, а члены коммунистической партии, неукоснительно выполнявшие указания сверху;
  • Пропаганда и цензура . Потоки пропаганды были нескончаемы, а информация о чрезвычайных ситуациях и катастрофах замалчивалась и скрывалась;
  • Слабая диверсификация промышленности . Кроме нефти и оружия экспортировать было нечего. Когда цена нефти обвалилась - начались проблемы;
  • Отсутствие свободы личности . Это сдерживало творческий потенциал людей, в том числе в сфере научных открытий и инноваций. Результатом стало техническое отставание во многих отраслях;
  • Оторванность правящей элиты от населения . Пока народ был вынужден довольствоваться низкокачественными творениями массовой промышленности СССР, члены Политбюро имели доступ ко всем благам идеологических противников с Запада.

Чтобы окончательно разобраться в причинах крушения Советского Союза нужно посмотреть на современный Корейский полуостров. В 1945 году Южная Корея попала под юрисдикцию США, а Северная - СССР. В Северной Корее в 90-х годах был голод, а по данным на 2006 год треть населения хронически недоедала. Южная Корея является «азиатским тигром», обладая территорией меньше Оренбургской области, сейчас эта страна производит всё - от телефонов и компьютеров до автомобилей и самых больших в мире морских судов.

Видео: 6 причин развала СССР за 6 минут

В данном ролике историк Олег Перов расскажет про 6 основных причин, по которым Советский Союз прекратил свое существование в декабре 1991 года:

Как развивались политические события в нашей стране после распада СССР?

После распада СССР начался новый период в истории России. В декабре 1991г. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию. (РФ)

Одним из наиболее сложных вопросов для российского руководства стало сохранение целостности Российской Федерации.
В 1992г. был заключён Федеративный договор, представлявший комплекс взаимосвязанных документов о разграничении объектов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и субъектами федерации. Однако договор не подписали Татарстан и Чечня.
В первые годы самостоятельности России было много

противоречий и несовпадений взглядов исполнительной и законодательной ветвей власти. Противоречия вылились в вооружённое противостояние между Верховным Советом и Президентом Б.Н.Ельциным. Общественность негативно отнеслась к этим событиям, авторитет Б.Н.Ельцина в глазах многих россиян резко упал. В 1994г. он был инициатором в подписании Договора об общественном согласии. Объявлена амнистия участникам событий августа 1991г. и октября 1993г.
На Всенародном референдуме 12 декабря 1993г. была принята Конституция РФ. По официальным данным, за Основной закон государства проголосовало 32.9 млн. человек (58,4 % от участников в референдуме и 32,3 % от общего числа избирателей страны).
Для современной России характерна многопартийность, которая начала развиваться с начала 90-х гг. Важным этапом в развитии многопартийности стали избирательные кампании.
На президентских выборах 1996г. основная борьба началась между действующим президентом Б. Ельциным и лидером коммунистов Г. Зюгановым. Выборы показали примерно равное количество сил, а во втором туре Б. Ельцин одержал победу.
В период правления Ельцина наиболее острой проблемой явилось обострение отношений федерального центра и Чечни, не признававшей российских законов и стремившейся к отделению от России. В 1992г. был учреждён пост президента в этой республике. Президентом стал бывший советский генерал Д. Дудаев. Однако Россия не признала актов о независимости Чечни. В декабре 1994г. в Чечню были введены федеральные войска для восстановления конституционного порядка.
В апреле 1996г. в ходе специальной операции федеральных войск Д. Дудаев был убит. В январе 1997г. президентом Чеченской республики был избран А. Масхадов. Чечня оставалась источником нестабильности и терроризма.
С осени 1999г. начался новый этап обострения отношений между Чечнёй и РФ. После серии террористических актов и вторжения бандитов на территорию Дагестана российская армия вынуждена была начать боевые действия против бандформирований.
31 декабря 1999г. Б. Н. Ельцин ушёл в отставку с поста Президента России. С 2000г. Президентом является В. В. Путин.
За период пребывания на посту Президента Путин заявил о продолжении реформ и показал себя умелым и последовательным политиком. В России был проведён ряд реформ по укреплению государственной власти. Изменилась роль Совета Федерации - верхней палаты Федерального Собрания. Члены Совета Федерации теперь избираются на альтернативной основе. Совместной и согласованной стала работа Президента, Правительства и Государственной думы.
С ноября 2000г. существует новый орган - Государственный Совет при Президенте. В эту структуру входят губернаторы, представители администрации Президента.

Распад СССР - совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989-1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989-1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат - демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988-1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того - Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 - начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая - в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований - обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода - ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 - были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты - за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным - руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками - каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % - отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же - 70 % - поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление - «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 21 августа - Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.

Прежде чем рассматривать, в каком году распался СССР, давайте коротко охарактеризуем причины развала этого могучего государства. Была ли его "смерть" планомерной или она явилась результатом скрытого несовершенства внутренней и внешней политики? Большинство территорий Страны Советов досталось ей в наследство от царской России. Царизм вел захватническую политику по отношению к своим соседям. В его составе были покоренные территории - Польша, Финляндия, Прибалтийские страны. Позже Финляндии и Польше удалось отделиться, но в 1939—1946 годах присоединил под лозунгом "чаяний трудящихся братских народов" к своим территориям земли Западной Украины и Белоруссии, Прибалтику, Тувинскую Народную Республику, Бессарабию и Северную Буковину.

Можно предположить, что не все "трудящиеся братских народов" горели желанием ощутить на своей шкуре прелести коллективизации, а потому внутри многонационального котла, называемого советским народом, существовали всегда. Но в каком году распался СССР, и почему именно тогда, а не, к примеру, на 20 лет раньше или позже? Скорее всего, долгое время скрепляющим "раствором", удерживающим воедино одну шестую суши, был экономический фактор. Особый его расцвет приходился на послевоенный период. Тогда государство располагало гигантской территорией в Евразии, имело доступ к океанам и природным ресурсам, а также полностью или частично контролировало экономику стран "соцлагеря". Можно с осторожностью сказать, что 50-60-е годы были "золотым веком" СССР.

Однако положение изменилось в 1970-х. Разбушевавшийся мировой кризис и падение цен на нефть пошатнули дотоле стабильную экономику страны и выявили скрытые дефекты в социальной и экономической политике, которые позже и вызвали Дата официального развала страны - 26 декабря 1991 года - таким образом, явилась лишь следствием давно вызревавшей болезни. Управление государством было глобально, чудовищно централизованным. Все утверждалось "в Кремле", на пленумах Такой моноцентризм в принятии решений приводил к недовольству властей союзных республик, которых, кстати, также назначали в Москве.

Экономика страны была прискорбно экстенсивной. Мало того, что материалы для изготовления продукции преодолевали тысячи километров (хлопок выращивали в Узбекистане, обрабатывали в Сибири, ткали в Иванове, а одежду шили в Прибалтике), еще и показателем эффективности работы был план. Эти планы принимались и утверждались далекими от знакомства с реалиями производства политиками. Работа на выполнение пятилетки приводила к росту производства дешевых и некачественных товаров, а государственное управление ценами на продукцию неминуемо вело к дефициту. Поэтому, безотносительно того, в каком году распался СССР, недовольство жизнью при неуклонно росло.

Ряд политологов утверждает, что могущественное государство распалось на куски исключительно по вине и из-за козней капиталистического Запада, прежде всего, США. Возможно, доля правды в этом есть и козни имели место. Но представьте себе дружную семью, где царит мир да любовь. Возможно ли вызвать развод супругов тем, что рассказать одному из них, что, к примеру, в другой семье люди живут лучше? Жесткая цензура, железный занавес, суровое подавление инакомыслия только усиливало центробежные силы в обществе. Страна запускала в космос ракеты и посылала в Африку и на Кубу, а в то же время голодные граждане великой страны не могли приобрести пачку масла. И неважно, в каком году распался СССР окончательно, важно, что он начал разрушаться с конца 70-х.

Война в Афганистане, трусливая политика властей, пытавшихся скрыть аварию на ЧАЭС, только довершила процесс. Колосс на глиняных ногах рухнул. Перестройка началась слишком поздно и уже не могла препятствовать этому падению. На самом деле, в декабре 1991 года, когда распался СССР, единой страны уже не было, а существовало 15 регионов, раздираемых собственными противоречиями и проблемами.

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.