Вячеслав гордеев. О театре Заслуженный артист Азербайджана

Гордеев!.. Материал журналиста Светланы Пановой о выдающемся представителе русского балета

Об авторе

Светлана Панова — журналист, член Союза журналистов России. Ещё студенткой журфака пришла на ТВ в передачу «Добрый вечер, Москва» , работала на первом канале, в конце 90-ых вела передачи из стран Скандинавии на «Радио России».Всегда помнит своё первое интервью на заводе имени Лихачёва с молодым рабочим, только что вернувшимся из Афганистана… Герои её сюжетов и публикаций — политики, артисты,чиновники, инженеры, рабочие, министры…Особенно любит жанр интервью.»Прежде чем рассказать о человеке, его надо понять»..)

Гордеев Вячеслав

Через несколько десятков лет в честь его имени назовут комету.

А пока маленький мальчик сидел перед экраном телевизора и смотрел на происходящее там широко распахнутыми глазами. Транслировали балет «Ромео и Джульетта» Чайковского. Танцевала Галина Уланова.

Это была даже не вспышка, а, скорее какая-то импрессия… И он влюбился в это действо, Навсегда,… И захотел быть там, на сцене.

Ибо можно долго готовиться, а дойти за один миг…

И это оказалось не просто блажью Сколько труда, мозолей, пота, преодоления всевозможных барьеров потребовалось, прежде чем западная пресса окрестит его «золотым мальчиком», в Германии публика поднимет машину, в которой он приедет, на руках, а Президент Америка Никсон в Овальном кабинете подарит ему золотые запонки на память …

Вячеслав Гордеев- народный артист СССР, легендарный солист Большого театра, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер, педагог…

А ведь «легенды» Большого могло бы и не быть. Если бы тогда, в далеком 1959, они с мамой прошли мимо объявления на дверях Московского хореографического училища « Проводим конкурс для особо одаренных детей 12 лет Отобранные будут учиться на артиста балета по ускоренной шестилетней программе». Мама поддержала, и они рискнули. Из шестисот детей выбрали троих… Мечта стала ближе, но предстояло испытание на выносливость.

Меня всегда интересовал вопрос, о чем думает танцовщик, когда крутит фуэте? Считает обороты? Или постоянно находится в образе? .

Слава Гордеев попал в училище на курс Пестова, блистательного и вдумчивого педагога. И - началось…

«Воспитывал» ноги. Цель: прыгнуть 1000 раз на бетонном полу. Босиком. А потом ещё 200 раз - со стула на пол… А рядом-Барышников, Годунов, Богатырев… График жесточайший.

«Подъём в 8.00. В 9.15. - у балетного станка. В 10..00 рубашка уже мокрая, снимал, приступал к «общему классу» .Затем - репетиция, вторая, третья… Первая его сцена - Кремлёвский дворец съездов, Слава Гордеев в роли пажа. Совсем рядом танцует Плисецкая.

«Я был долго оглоушен этим состоянием. Помню, долго ходил по Москве и спрашивал себя: «

Неужели это со мной?»».

И вот они, первые гастроли с училищем. .Париж и Лондон. Славе Гордееву доверили исполнить несколько номеров: па-де-де из Пламени Парижа» Астафьева, адажио из «Каменного цветка» Прокофьева и вариации Феникса из «Красного мака» Глиэра.

Уже с первых появлений на сцене и критика, и публика отмечает умение молодого артиста прорабатывать партию до мельчайших подробностей, до фанатизма. Поразила и особая, гордеевская пластика. Критика отмечала, что ему удалось раскрыть и показать всю красоту мужского танца на сцене.Его восемь раз вызывали на бис…»Золотой мальчик», любимец публики… Но какая-то стальная пружина внутри не давала возможности расслабиться Позвала не испортила.

На выпускном вечере в Хореографическом всем запомнился исполненный гопак на музыку Соловьёва-Седова из балета «Тарас Бульба». Его прочтение по-новому роли, строгая академичность поразили и преподавателей, и однокурсников. С самых первых шагов зарождалась эта уникальная вдумчивость в роль, желание (и умение) её развивать.

Вот и наступил волнующий момент распределения. Как одному из лучших, на выбор предложили три варианта. Гордеев выбирает Большой театр, условия кордебалета с маленькой зарплатой. Но счастье безмерное-вот Он-Большой! Великая сцена и великие мастера рядом!

Он будет танцевать в Большом театре с 1968 по 1989 год. Начнет с кордебалета, затем перейдёт к крупным ролям. Дебютом станет роль Арлекина в «Щелкунчике». Сразу же начали говорить о его строгом следовании классики. На сцене он был уверен, потрясающе красив и внутренне свободен.Манеру исполнения монотонно оттачивал в ходе изнуряющих репетиций в классах Большого театра. Учителями Гордеева были знаменитые Варламов и Мессерер.

Над каждой партией Гордеев работал напряженно, он следовал великим традициям русской сцены, привнося в каждую роль свой почерк, свою трактовку. Ведь в балете, как говорят сам артисты, важны и ноги, и голова одинаково. О нём вскоре заговорили как о виртуозном танцовщике. Только он мог делать такие упругие прыжки и четкие вращения. На гастролях искушенная западная публика Гордеева вызывала на бис по восемь раз! Он всегда танцевал так как дышал и жил…И российскому, и зарубежному зрителю навсегда запомнились спектакли с участием Гордеева: Альберт в «Жизели», Клавдио в « Любови за любовь», Икар в «Икаре», Ромэо в Ромео и Джульетте», Зигфрид в «Лебедином озере», заглавная партия в «Спартаке», Базиль в «Дон Кихоте»…

Замечателен был их дуэт с Надеждой Павловой, с которой он выступал на протяжении десяти лет, находясь в браке. Оба были великолепны, грациозны и изысканны на сцене! Они были молоды так же, как и их герои на сцене. .Они рассказывали о себе, искренне и трогательно… Они понимали друг друга…Когда перестали, каждый продолжил свой путь, хотя и после этого их творческое сотрудничество продолжалось: Гордеев поставил специально для Павловой несколько концертных номеров… Вообще, Судьба часто испытывала его на порядочность и верность своим принципам. На гастролях в Америке ему предлагали остаться в стране за очень дорогой контракт - не остался; руководя балетной труппой Большого театра, с честью выходил из множества сложных ситуаций- наверное, потому что всегда имел свой стержень Да и сегодня, когда он успешно руководит театром «Русский балет». Он все тот же Гордеев, счастливый в каждом деле. И верный себе А ведь во все времена в России это было очень сложно…

Его и сегодня с утра можно с утра застать у станка в балетном классе. «Легенда» наравне со своими подопечными, артистами театра

«Русский балет» работает, не делая себе скидок. .Блестящий опыт не заглушил эту Одержимость. Его театр любим и знаком всем-и российскому зрителю, и зарубежному. С восторгом принимаем и в российской глубинке, и за пределами России. И снова критика оценивает, а публика аплодирует. И снова новые планки.

А Гордеев завтра к 12 00 снова займёт своё место у станка. И рубашка будет мокрая…


Московский областной государственный театр «Русский Балет» радует своим творчеством российскую и зарубежную публику уже более 30 лет. Свою творческую жизнь театр начал в 1984 году с небольшого ансамбля «Молодой балет», руководителем которого стал выдающийся танцовщик, премьер Большого театра, народный артист СССР Вячеслава Гордеева . Его талант и сценический опыт, незаурядный дар организатора преобразили ансамбль в перспективный высокопрофессиональный балетный коллектив, который впоследствии вырос в государственный театр «Русский Балет». В самом названии заложена основная миссия театра – популяризация русского классического балетного искусства, сохранение великого наследия русской классической школы.

Сегодня театр «Русский Балет» известен и любим ценителями танцевального искусства не только в Москве и в Московской области, но и в отдаленных регионах нашей страны. Большое внимание «Русский Балет» уделяет гастрольной деятельности за рубежом и видит в этом свой вклад в популяризацию русского балета и повышение престижа российской культуры в мире. Артисты театра «Русский балет» всегда желанные гости на самых престижных зарубежных сценических площадках. Публика с воодушевлением принимает труппу в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока. Снискав всеобщее признание своим виртуозным мастерством,неповторимым почерком, высокой исполнительской культурой, театр открывает зрителю великолепие мира танца, приобщает к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры.

Мировое признание «Русскому балету» принесли не только шедевры классической хореографии, но и авторские работы Вячеслава Гордеева – самобытные, с безукоризненным вкусом постановки – от хореографических миниатюр до спектаклей разных жанров и стилей. Богатый востребованный репертуар на базе традиций русской классической балетной школы, интересные работы в современной хореографической стилистике, высокое качество исполнения – все это определило успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.

Большую часть репертуара театра занимает классическое наследие – это «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Золушка», «Коппелия», «Дон Кихот», «Шопениана», «Шехеразада», «Чиполлино». Значительную часть к репертуара составляют постановки Вячеслава Гордеева, удостоенного специального приза Мориса Бежара «Лучшему хореографу» и многих других наград.

Сегодня в труппу театра «Русский балет» входят более семидесяти танцовщиков. Среди них заслуженные артисты, участники и победители международных конкурсов балета. На сцене блистают Анна Щербакова, Юлия Звягина, Дмитрий Котермин, Максим Фомин, Владимир Минеев. Исполнительский состав ежегодно пополняется молодыми талантами – выпускниками лучших хореографических учебных заведений России. В труппе работают и проходят стажировку артисты из Японии, Италии, США.

Артистов театра «Русский балет» приглашают как в большие зарубежные турне, так и престижные Гала – концерты, где наряду с мировыми звездами они украшают своими выступлениями международный программы, поднимая авторитет российской культуры.

Английская газета «WesternMorningNews» отметила: «Редко кому выпадает удача лицезреть современный талант России в таком блеске». В Германии «Русский балет» стал обладателем «Золотого билета», свидетельствующего о более чем стотысячной аудитории, посетившей его спектакли только в ходе одного турне. Театр, названный английским изданием «TheJournal» - «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», присвоенного Ассоциацией западноевропейских импресарио.

В России театр «Русский Балет» награжден престижной национальной премией имени Федора Волкова - основателя русского театра.

Главный педагог-репетитор

Заслуженная артистка России

Вся творческая биография Коханчук О.В. связана с балетом. После завершения сценической карьеры она посвятила себя педагогической деятельности. Более 30 лет Ольга Васильевна работает в театре «Русский балет». Педагог-репетитор, опытный наставник, она опирается на богатейший личный сценический опыт, теоретические знания педагогики, полученные в Московском институте культуры, тонкую природную интуицию. Со своими подопечными она работает системно по хорошо отработанной методике, при этом такой же осмысленной работы требует от артистов и в технике танца, и в образном перевоплощении.Во многом благодаря ее педагогическому дару и профессиональному мастерству многие из артистов театра стали лауреатами и победителями престижных международных конкурсов и сделали блестящую творческую карьеру. Среди них не только российские артисты балета, но и танцовщики из Японии, Австралии, Монголии, начинавшие свой творческий путь в «Русском балете» и продолжившие свою карьеру в известных зарубежных труппах.

Педагог-репетитор

Заслуженный артист Азербайджана

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, профессор Российского университета театрального искусства – ГИТИС, лауреат конкурса артистов балета, лауреат конкурса хореографов.

помощник художественного руководителя-репетитор


Лауреат всесоюзного конкурса артистов балета

Закончила бакинское государственное хореографическое училище. Работала в Бакинском академическом театре оперы и балета им. Ахундова. В 1989 года перешла в МОГТ «Русский балет » на должность солистки.


В настоящее время занимается административной и репетиторской работой в театре «Русский балет».


Педагог-репетитор

Лауреат международного конкурса.

Окончила Московское академическое хореографическое училище. Высшее педагогическое образование получила в Московской государственной академии хореографии. В театре «Русский балет» работает с 1991 года. Солистка, лауреат международного конкурса Масами Чино создавала яркие образы в балетах классического наследия, а также с успехом осваивала современную хореографию.

После завершения сценической карьеры стала педагогом-репетитором. Знания, огромный сценический опыт, умение найти контакт с молодым поколением артистов - все это лежит в основе её успешной педагогической деятельности.

Педагог-репетитор

Заслуженный артист России

Окончил Московское академическое хореографическое училище. Работал в Свердловском театре оперы и балета, в Московском государственном Детском музыкальном театре.
В театре «Русский балет» работает с 1991 года.

Обладая ярким актерским дарованием, создает рельефные, запоминающиеся образы Ротбарта («Лебединое озеро»), Феи Карабос («Спящая красавица»), Коппелиус («Коппелия»), Евнух («Шехеразада»), Гамаша («Дон Кихот»).