Вячеслав бутусов и его жена открыли самое сокровенное

Музыкант и композитор Вячеслав Бутусов родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края.

Его отец был транспортным строителем. Из-за специфики профессии отца Бутусовы часто переезжали: за время школьной учебы Вячеслав жил в разных сибирских городах - Красноярске, Сургуте, Ханты-Мансийске. Когда он учился в девятом классе, его семья переехала в Свердловск (ныне Екатеринбург). Еще учась в школе Вячеслав Бутусов увлекся музыкой.

В 1978 году поступил в Свердловский архитектурный институт (ныне Уральская государственная архитектурно-художественная академия). Там Вячеслав Бутусов познакомился с другим студентом первокурсником - Дмитрием Умецким. Совместные музыкальные опыты молодых людей привели к созданию группы "Наутилус Помпилиус". В 1983 году группа записала свой первый (любительский) альбом "Переезд", куда вошли уже собственные песни Бутусова и Умецкого.

В феврале 1983 года Вячеслав Бутусов познакомился с поэтом Ильей Кормильцевым, ставшим впоследствии автором большинства текстов песен группы.

После окончания Свердловского архитектурного института Бутусов работал по специальности - архитектором в проектном институте. В этом качестве проектировал несколько станций свердловского метрополитена. Параллельно с этим продолжил музыкальную деятельность совместно с Дмитрием Умецким.

Весной 1985 года "Наутилус Помпилиус" записал альбом "Невидимка". В это же время началось творческое сотрудничество Бутусова с Кормильцевым.

В августе 1986 года группа записала альбом "Разлука", и именно с него началась популярность группы "Наутилус Помпилиус". В том же году Вячеслав Бутусов решил полностью посвятить себя музыке и ушел с работы.

В 1987 году "наутилусомания" охватила весь Советский Союз. На 1988 год пришелся пик популярности "Наутилуса": группа дала множество концертов в СССР и даже выезжала за границу (в Финляндию), а также выпустила на "Мелодии" пластинку "Князь тишины", ставшую первым хитовым альбомом команды.

Для создания этого коллектива Бутусов объединил усилия с гитаристом группы "Кино" Юрием Каспаряном. В активе группы "Ю-Питер" четыре студийных альбома : "Имя рек" (2003), "Биографика" (2004), "Богомол" (2008), "Цветы и тернии" (2010).

Вячеслав Бутусов также имеет опыт работы в кино. Он сыграл самого себя в фильме Алексея Балабанова "Брат" (1997).

В картине "Брат-2" (2000) Алексея Балабанова прозвучала песня Вячеслава Бутусова "Гибралтар Лабрадор".

В 1989 году Вячеслав Бутусов был удостоен премии Ленинского комсомола. На вручение он не явился, деньги отдал на благотворительность.

В 2005 году получил премию "Муз-Тв 2005" за вклад в развитие отечественной рок музыки.

В 2007 году стал лауреатом Царскосельской художественной премии , присуждаемой за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей.

Активно занимается благотворительностью.

Женат вторым браком. Супруга - Анжелика Эстоева.

У Вячеслава Бутусова четверо детей. От первого брака - дочь Анна (1980), во втором браке родились дочери Ксения (1991), Софья (1999) и сын Даниил (2005).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

В силу специфики отцовской профессии семья часто переезжала с места на место. До девятого класса Слава Бутусов жил и учился в разных сибирских городах — Красноярске, Сургуте, Ханты-Мансийске. В девятом классе впервые приехал в Свердловск.

В это время он уже увлекался музыкой — “слушал все подряд, что перепадало... в основном радио, и “Юность”, и “Голос”... В седьмом классе отец купил мне магнитофон... какую ерунду я только не писал! Но больше остальных нравился “Led Zeppelin”.

В 1978 году Слава поступает в Свердловский архитектурный институт и осенью знакомится с другим первокурсником - Димой Умецким. У Славы оказался хороший голос, у Димы — хороший английский и много дефицитных пластинок. Они играли, что знали и что могли подобрать. Предпочтение отдавали “Лед Зеппелин”, “Криденс Уотер Ривайвал”, из отечественного рока — Константину Никольскому и “Воскресенью”, “Машине времени”. Свои песни были написаны ближе к выпуску, когда в 1983 году при помощи Александра Пантыкина появился первый эпический и беспомощный альбом “Переезд”. Тогда же, в феврале 1983 года состоялось знакомство с Ильёй Кормильцевым, однако рождение тандема “Бутусов — Кормильцев” происходит только в 1985 году при записи альбома “Невидимка”.

Несмотря на всепоглощающее увлечение музыкой, институт был закончен. Началась работа по специальности — архитектором в проектном институте. Вячеслав Бутусов проектировал свердловское метро (“что сказалось на больной внешности интерьера некоторых станций”, — комментирует он).

Жизнь дальше пошла бы совсем беспросветная и рутинная — каждое утро на работу, вечером с работы, — если бы не свободное время, которое Умецкий и Бутусов проводили в Свердловском рок-клубе. Весной 1985 года записывается альбом “Невидимка”, в августе 1986 года — “Разлука”, которой было суждено вскоре прогреметь на всю страну. После “Разлуки” стало ясно: в музыку нельзя больше “бежать”, ее надо делать профессией. Дима Умецкий вспоминал спустя несколько лет, что выбор пути в 1986 году был совсем нелегким: “Конечно, было страшно. Слово “рок” по-прежнему считается нецензурным, у обоих уже детки, и им хочется кушать. Но деваться было некуда.” Итак, заявления об уходе с работы по собственному желанию были написаны, выбор сделан, жребий брошен.

А уже в 1987 году начинается бум вокруг “Разлуки”, и вскоре “наутилусомания” охватывает всю страну. После двух лет беспрерывного гастрольного марафона (1987-1988), 10 ноября Вячеслав Бутусов официально “распускает” группу, решив возобновить сотрудничество с Умецким, покинувшим “Nautilus Pompilius” в феврале 1988 года. В течение 1989 года идет работа над проектом фильма “Человек без имени”, записывается саундтрек, после чего “отцы-основатели” “Нау” во второй раз прекращают сотрудничество. Всё это время Бутусов живёт между Москвой и Ленинградом.

В течение 1990 года Вячеслав Бутусов собирает новый состав “Наутилуса”, начинает гастрольную деятельность. Выходит новый альбом “Родившийся в эту ночь”. В 1991 году Бутусов женится во второй раз на очаровательной ленинградке Анжелике Эстоевой и переезжает в северную столицу. У него появляется вторая дочь — Ксения, родившаяся 31 июля 1991 года — в один день со своей старшей сестрой Анной с интервалом в 11 лет.

В “петербуржский” период Бутусовым создаются песни, вошедшие в альбомы “Чужая Земля” (1992), “Титаник” (1994) и “Крылья” (1995), которые и определяют современный музыкальный облик группы.


Вячеслав Бутусов живёт в Санкт-Петербурге на окраине, что, по его утверждению, очень облегчает жизнь и творчество: случайные люди редко добираются до его далекого района. Большую часть года проводит на гастролях. В последнее время всё чаще вспоминает о своей “гражданской профессии”: рисует, когда есть настроение или хороший повод (как, например, издание книги стихов Кормильцева с бутусовскими иллюстрациями), говорит, что “неплохо было бы заняться мультипликацией или стать руководителем музыкального коллектива из очень маленьких детей”.



Вячеслав Бутусов и его дом, где живет любовь


Нам очень повезло, что мы застали Вячеслава Бутусова дома. До отъезда в тур со своей группой «Ю-Питер», легендарный музыкант пригласил HELLO! в свой дом в Пушкине и познакомил с женой Анжеликой и тремя детьми.

«Именно любовь преображает человека, раскрывает его лучшие качества и делает его свободным»

Для поколения конца 80-х – начала 90-х Вячеслав Бутусов больше, чем просто исполнитель. Он посланник «новой волны», бросивший вызов всему старому и заурядному, надоевшему и ущербному, символ пьянящей свободы, атмосфера которой царила на концертах «Наутилус Помпилиус». Настоящий герой рок-н-ролла и сам был свободен от любых стереотипов и правил. Но жизнь в постоянном угаре, с привкусом портвейна не могла продолжаться долго – время изменилось, изменились люди. «Наутилуса» уже нет, но 8 лет существует группа «Ю-Питер», исполняющая помимо новых песен незабвенные хиты «Нау».

Песни «Наутилуса Помпилиуса» у нас в крови, недаром герой культового балабановского «Брата» живет ими, как дышит. Сего дня Бутусову достаточно просто выйти на сцену и молчать – «Скованные одной цепью», «Одинокая птица, ты летаешь высоко», – эти простые и ассоциативные тексты станут проигрываться в голове сами собой. Для огромного количества людей Вячеслав Бутусов – тот, кто когда-то давно прошептал на ухо: «Я хочу быть с то бой», и спросил: «Где твои крылья, которые нравились мне?».

За 25 лет Вячеслав Бутусов мало изменился внешне, но совершенно переменился внутренне. Остается только догадываться, что пришлось пережить ему и его близким, но пройдя огонь, воду и медные трубы, рокер обратился к религии. Примечательно, что теперь его жизнь более регламентирована – с некоторых пор музыкант и отец большого семейства ведет православный образ жизни. Правда, склонность к отшельничеству у Бутусова была всегда. Его дом в пригороде Петербурга похож на театральную декорацию – красивый и хрупкий мир, в который пускают только близких друзей. Ангелы и эльфы, мечники и маги, лошади и женщины-кошки на фоне песочных, бежевых, цвета слоновой кости и кофе с молоком стен. Обитатели этого дома сами похожи на сказочных героев, сошедших с гобеленов эпохи классицизма. Изысканное оформление дома – полностью заслуга Анжелики. «Ощущение нашего светлого, теплого, уютного дома я всегда носила с собой. А когда пришло время воплощений, я зашла в пустое помещение и просто «выдохнула» его. Близким понравилось, дом сразу стал любимым», – говорит она. Удаленный от центра Северной столицы Пушкин (Царское Село) как место жительства был выбран только отчасти из-за уединенного образа жизни этой семьи: «Здесь много зелени, относительная тишина, храмы, дух поэтической истории. А затвор мой теперь весь в голове», – говорит Бутусов. Все его большое и очень красивое семейство выглядит спокойным и счастливым тем самым «тихим счастьем», о котором писал Толстой. О больших переменах в духовном мире, переоценке ценностей Бутусов говорит легко и просто. Может, потому что в его истории большую роль сыграл пример коллеги-музыканта. Значит, и его опыт будет кому-то нужен.

– Еще 10 лет назад в личном интервью Константин Кинчев сказал: «Рок-музыкант или приходит в церковь, или вырождается, третьего не дано». Его позиция сильно на вас повлияла?

– Я всегда с большим уважением относился к Константину, поэтому внимательно наблюдал за теми метаморфозами, которые в нем происходили, когда он обратился к религии. Я был по-настоящему впечатлен его практическим опытом, но поначалу растерялся и приуныл – это обычно бывает с людьми, которые внушили себе, что их поезд давно ушел. Но постепенно я осознал, что другого пути не вижу и надо начинать жить по-божески – даже не для себя, а прежде всего для родных и близких. Сначала я двигался вслепую, словно наощупь, но в результате возникло то душевное прозрение, когда человеку открываются чудесные явления. Их суть невозможно было не заметить.

– А можно поподробнее?

– Я понял, что именно любовь преображает человека, раскрывает в нем его лучшие качества, делает его свободным. И человек обретает способность радоваться по-настоящему.

– Вы по гороскопу Весы. Этот знак стремится к гармонии и уравновешенности. Можно ли сказать, что ваш нынешний образ жизни является компенсацией за бурно проведенные 80-е?

– Смело можно так сказать. Я сполна накочевряжился, поэтому теперь стремлюсь к смирению и раскаянию.

– В последнее время вы говорите, что рассматриваете концертную деятельность как форму послушания, эта работа для вас – настоящее испытание. Почему вы не смените род деятельности? Ведь быть рок-звездой для глубоко религиозного человека действительно непросто.

– Последние несколько лет мне часто задают такой вопрос. И я начал задумываться об этом. Конечно, очень хотелось бы в силу своих возможностей заниматься чем-нибудь поспокойнее: рисовать, писать или просто работать в студии. Но мне пока не под силу изменить обстоятельства. Всему свое время.

– Кстати о времени – популярность альбомов «Князь тишины» и «Титаник» более чем понятна, но прошло уже более 20 лет, и эти песни звучат более мощно и актуально, чем многие современные композиции. У нас нет достойной альтернативы или, по сути, ничего не изменилось?

– Чем качественнее материал, тем долговечнее костюм. Мы, конечно, много напортачили, чего греха таить. Мы и глумились, и ехидничали, но в целом стремились к добросовестности. А по сути, действительно ничего не изменилось и не изменится никогда. Борьба человека с самим собой – это вечная история.

– Среди ваших знаменитых песен есть посвящения кому-то из близких?

– По большому счету я давно уже пишу две нескончаемых песни, одна из них радостная, а другая – скорбная. Чаще всего я черпаю настроение из того, что происходит в непосредственной близости. То есть в семье. Поэтому каждую из своих песен я посвящаю кому-то из близких – иногда открыто, иногда инкогнито.

– У вас большой стаж семейной жизни. Вас никогда не пугала такая перспектива? Казалось, в ваших песнях часто звучал скепсис: «…это знала Ева, это знал Адам. Колеса любви едут прямо по нам» или «…никто и никогда не вспомнит самого главного у безмятежной и медленной реки».

– Не то чтобы меня пугала перспектива семейной жизни… Просто долгое время я пребывал в состоянии абсолютной безответственности, свойственной молодости. Я пытался убедить себя, что плыть по течению можно еще долго, пока однажды не услышал угрожающий шум водопада. (Улыбается.) По натуре своей я скептик и воюю с этим давно – с помощью самоиронии. Тем не менее, как только мы познакомились с Анжеликой, я, не церемонясь, заявил, что «у нас будет много детей». И сам расценил это сначала как свойственную мне браваду – вот, дескать, с языка сорвалось. Только потом я принял эти слова, как посланные свыше.

– Вы как-то упоминали, что Анжелика раньше не была вашей поклонницей и даже не узнала вас в лицо. При каких обстоятельствах вы познакомились?

– Нас познакомил общий приятель Михаил, впоследствии ставший крестным нашей первой дочери Ксении. Встреча с Анжеликой произошла на улице, и я ужасно смущался фингала под глазом, которого не могли скрыть даже черные очки. Анжелику это обстоятельство ничуть не смутило, а даже развеселило. Я не мог не оценить такого великодушия.

– Анжелика, могли бы вы рассказать свою версию знакомства с Вячеславом? Сыграл ли свою роль в этой истории его магический голос?

Анжелика. Удивительно, но факт – все началось с голоса. Окончив школу с углубленным изучением китайского языка, я оказалась не в Китае, как мне хотелось, а в Германии, в Западном Берлине. Месяц я жила у своих друзей, талантливых художников. Когда ребята уезжали ночевать к родителям, я спала с включенным ночником, потому что с детства боялась темноты. К моему удивлению, среди пластинок, которые были в доме, я обнаружила одну, близкую и родную – Nautilus Pompilius. Так, на протяжении месяца Славин голос добросовестно убаюкивал меня почти каждую ночь. С ним я засыпала и просыпалась… Вернувшись домой в Петербург, одним летним утром я отправилась на работу на «Ленфильм». Подходя к киностудии, я услышала очень знакомый, почти родной голос и увидела Славу. Улыбнулась в душе и подумала: «Надо же, материализовался…»

– Вячеслав не раз говорил, что ему повезло с женой. Вот цитата из одного интервью: «У меня был период, когда я мог днями лежать на диване и ничего не делать. Я бы убил такого человека, но Анжелика как-то вытерпела». Как же вам удается жить в мире и согласии, когда рядом такой характер?

Анжелика. Рядом со мной замечательный человек, но в нашей жизни был период, когда Слава особенно нуждался в помощи. И кто, как не я, должен был помочь ему? Когда любишь человека, точно знаешь, каков он на самом деле, ведь только любящий взор видит то, что незаметно обычному взгляду. Я помогала побороть ему то лживое и искусственное, что искажает человека. Слава не только смог справиться со своими пороками, но помог и мне понять очень многое и изменить в себе. Вместе мы справились, поверили друг в друга. Это было его возвращение к себе настоящему. Один замечательный человек, митрополит Антоний Сурожский , о браке сказал так: «Благодаря взаимной вере и любви два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Когда они относятся друг к другу, как к святыне, все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто, превосходящее Землю и возносящее в вечность». Мы вместе уже 20 лет. Или всего 20 лет… У нас трое детей, и все они рождены в любви, а наши отношения свежи, полны трогательного ожидания. Слава – мой самый родной, близкий человек. Есть аристократы по крови, а он аристократ по духу.

– Поздравляю с круглой датой. Как в вашей семье принято отмечать праздники?

Анжелика. Мы любим проводить праздники в кругу семьи. Но очень ценим общение с хорошими людьми, поэтому в нашем доме случайных гостей не бывает – это близкие друзья, родственные души. Очень любим путешествовать всей семьей, недавно открыли для себя чудесное место – отель Chateau Mcely под Прагой. Там мы встречали прошлый Новый год. Незабываемые впечатления: звездное небо, чистый воздух, лес, пение птиц…

– Неужели, находясь вместе, вы всегда пребываете в состоянии благостного умиротворения? Едва ли найдется семья, в которой распределение обязанностей не вызывает споров…

Вячеслав. Мои родители были трудягами. У нас не было никакой иерархии или дискриминации, я с детства видел, что семья – это целостный, универсальный организм. Мы с Анжеликой все семейные задачи стараемся решать совместно. Женская интуиция плюс мужская логика – это мощная сила. Сегодня ты голова, а завтра – пятка левой ноги, и в этом нет ничего обидного. Быть солдатом – ничуть не меньшее призвание, чем быть генералом.

– В вашей семье принято воспитывать детей в строгости?

Анжелика. В нашей семье принято любить детей. А строгость должна быть обоснованной и выражаться в достойной форме. Наш мир обделен материнской любовью, поэтому он такой черствый и больной. Сердце матери должно быть наполнено любовью, заботой о детях – ведь если мать порочна, то хрупкий детский мир рушится. Царь Соломон говорил: «Ходите чистыми путями, и жизнь ваша будет чистой». Когда я смотрю в глаза своих детей и мужа, я вижу в них присутствие Бога. Кроткий, добрый человек – вот вершина воспитания.

– Вячеслав, вы давно папа дочерей, но лишь недавно стали отцом сына. Наверное, очень ждали мальчика. Каково вам в этой роли?

Вячеслав. Когда родился Даниил, у меня начался новый удивительный этап, я даже не предполагал, что жизнь может приобрести новый смысл. Даниил меня очень воодушевил своим появлением – глядя на него, я испытываю вдохновение. Дети вообще способствуют творчеству – так, 10 лет назад, играя с дочками, у меня появились идеи, которые я частично воплотил в альбоме «Овалы», а также в концертной программе «Бибигония», где принимали участие детские коллективы.

– В вашей семье все люди творческие: старшая дочь Анна работает гримером на телевидении, средняя, Ксения, учится на театральном факультете, а Софья рисует. После выхода сборника «Виргостан» оказалось, что вы еще и пишете философские притчи. Не думали создать что-то общими усилиями?

Вячеслав. К вышеперечисленному добавлю, что Анжелика – историк-искусствовед, а Даниил – замечательный постановщик. В такой компании я бы с удовольствием снял мультфильм о спасении человечества от собственного невежества.

http://www.pravmir.ru


Вячеслав Геннадьевич Бутусов. Родился 15 октября 1961 года в пос. Бугач (пригород Красноярска). Советский и российский рок-музыкант, лидер и вокалист рок-групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», писатель.

Отец - Геннадий Дмитриевич Бутусов.

Мать - Надежда Константиновна Бутусова.

В виду особенностей профессии отца семья часто переезжала с места на место, поэтому до 9 класса Вячеслав учился и жил в различных сибирских городах.

В 9 классе переезжает в Свердловск (ныне Екатеринбург), где вскоре поступает в Свердловский архитектурный институт. В качестве начинающего архитектора Бутусов принимает участие в проектировании станций Свердловского метрополитена.

На первом курсе Бутусов знакомится с Дмитрием Умецким. Оба, всерьёз увлечённые музыкой, неоднократно собирались и играли вместе. Группа Nautilus Pompilius («Наутилус Помпилиус») была основана ими в 1982 году. Первоначально группа называлась как «Али-Баба и сорок разбойников», однако другие свердловские рок-музыканты отрицательно относились к такому наименованию коллектива. Вариант «Наутилус» был предложен в 1983 году звукорежиссёром Андреем Макаровым. Но вскоре музыканты узнали, что в стране уже есть одноимённая группа во главе с Евгением Маргулисом, незадолго до этого покинувшего «Машину времени», и называть коллектив наравне с московскими в Свердловске было неразумно. Чтобы избежать путаницы, в 1985 году по инициативе Ильи Кормильцева, с которым группа уже тогда начала сотрудничество, было расширено до «Наутилус Помпилиус».

Первый полный состав группы был собран в 1982 году. В него вошли: Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий, Андрей Саднов, Игорь Гончаров. Попытки зафиксировать на магнитной плёнке собственный материал были предприняты в этом же году, тогда был записан демо-альбом «Али-Баба и 40 разбойников». Позднее уже с новым барабанщиком Александром Зарубиным был записан дебютный альбом «Переезд», выпущенный летом в 1983 году под заметным влиянием творчества «Led Zeppelin». Осенью состоялось первое выступление группы в ДК Автомобилистов на вечере Свердловского архитектурного института.

В 1983 году Бутусов знакомится с . С ним он в 1985 записывает свой первый профессиональный альбом «Невидимка».

Параллельно работе с «Наутилусом» Бутусов и Умецкий выступали в составе группы «Степ», возглавляемой барабанщиком Евгением Димовым. Широкой известности коллектив не добился, а его дебютный альбом «Мост» в 1999 году был переиздан как сольник Бутусова.

В 1986 трио Бутусов-Умецкий-Кормильцев записывает пластинку «Разлука», с которой и началась популярность «Наутилус Помпилиус».

К 1988 году «Наутилус Помпилиус» становится одной из известных рок-групп страны, составляя конкуренцию таким коллективам, как: «ДДТ», «Аквариум» и «Кино». Популярность группы отчасти была обусловлена её участием в программе «Взгляд».

К наиболее известным песням данной группы можно отнести такие композиции, как «Скованные одной цепью», «Титаник», «Взгляд с экрана», «Прогулки по воде», «Крылья», «Я хочу быть с тобой» и «Последнее письмо».

Наутилус Помпилиус - Я хочу быть с тобой

Наутилус Помпилиус - Шар цвета хаки

Наутилус Помпилиус - Казанова

3 марта 1995 года группа отыграла большой концерт в ДК им. Горбунова, потом на студии «Леннаучфильм» до июня был записан альбом «Крылья». В августе вышел одноимённый сингл для трансляции на «Европа Плюс».

Наутилус Помпилиус - Крылья

5 июня 1997 года после концерта в ГЦКЗ «Россия», получившего название «Последнее плавание», и прощального гастрольного тура по стране группа официально прекратила своё существование. Последний официальный концерт состоялся 14 июня 1997 года в Екатеринбурге на крытом хоккейном корте стадиона «Юность».

Последними альбомами группы стали «Яблокитай», записанный c ноября по декабрь на «Fairview Studio» Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии и английского музыканта Билла Нельсона, который стал его продюсером, и «Атлантида» - сборник ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы, сведённый в октябре 1997 года в Екатеринбурге на студии «Tutti», принадлежащей Александру Пантыкину.

Песни группы вошли в саундтрек к фильму Алексея Балабанова «Брат», где Бутусов появляется также в небольшой роли, играя самого себя. После выхода фильма в широкий прокат группа вновь обретает былой успех.

В фильм «Брат 2» вошла песня «Гибралтар-Лабрадор», записанная для альбома «Пятиугольный грех» проекта Бориса Гребенщикова «Террариум» на стихи Джорджа Гуницкого.

Вячеслав Бутусов в фильме "Брат"

В 1997 году начал сольную карьеру. Записал альбом «НезаконНоРожденный...» совместно с Юрием Каспаряном (бывший участник группы «Кино») и сольный альбом «Овалы» (1998).

В 2000 году выходит совместный альбом Бутусова и группы «Deadушки» «Элизобарра-торр», в котором были смешаны электронная музыка и русский рок. На песню «Настасья» был снят клип и выпущен сингл.

В 2001 году Бутусов вместе с музыкантами распавшейся в начале 1990-х после смерти группы «Кино» записал альбом «Звёздный падл», состоящий из песен Евгения Головина, и собрал группу «Ю-Питер» , в которую, кроме самого Бутусова, вошли Георгий (Юрий) Каспарян, Олег Сакмаров (бывший участник Аквариума) и Евгений Кулаков (бывший участник группы «Пойманные Муравьеды»). В таком составе группа записывает сингл «Ударная любовь» (2001) и полноценный альбом «Имя рек» (2003). В конце 2003 года Сакмаров покидает группу.

В 2004 году «Ю-Питер» записывает альбом «Биографика».

В 2005 году Бутусов получает премию «Муз-ТВ-2005» за вклад в развитие отечественной рок-музыки. В этом же году выходит фильм «Жмурки», в создании музыки к которому участвовал Бутусов.

В 2007 году Бутусов становится писателем. В продаже появляется его книжка «Виргостан», включающая две повести и словарь житейских состояний. Спустя несколько месяцев выходит ещё одна книга «Антидепрессант. Со-Искания». Она является продуктом сотворчества Вячеслава Бутусова и Николая Якимчука. В 2011 году выходит третья книга Вячеслава Бутусова - «Архия».

В 2008 году Бутусов в качестве приглашённого вокалиста записывает альбом песен молодых исполнителей. Музыкальным продюсером проекта стал лидер группы «Чебоза» Василий Гончаров. Альбом получает название «Модель для сборки».

Помимо концертов группы в 2009 году Вячеслав Бутусов начал устраивать свои творческие вечера, где совмещал исполнение песен под акустическую гитару с общением с публикой. В 2010 году по мотивам первого творчествого вечера в Алматы на DVD вышел фильм-концерт «Из рая в рай».

2 декабря 2010 года появился четвёртый альбом Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер» «Цветы и тернии».

В 2011 году Вячеслав Бутусов отметил своё 50-ти летие. В том же году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» четвёртой степени - за большие заслуги в развитии музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.

В 2015 году группа «Ю-Питер» завершила работу над пятым по счёту студийным альбомом под названием «Гудгора». Выпуск «Гудгоры» состоялся 24 февраля 2015 года. Релизу предшествовали несколько синглов в формате видеоклипов - все они были собственноручно смонтированы Вячеславом Бутусовым.

26 февраля 2017 года музыкант : «Дорогие друзья! 26 февраля 2017 года, в день Прощеного воскресенья, накануне Великого поста, после концерта в городе Челябинске, завершающего сибирско-уральский тур, группа «Ю-Питер» завершила свою совместную деятельность... Сейчас мы приступаем к подготовке грандиозного проекта - празднованию 35-летия НАУ, собираем новую команду и делаем жизнеутверждающую программу».

В начале 2018 года стало известно, что , в котором Вячеслав Бутусов сыграет одну из ролей.

Вячеслав Бутусов живёт в Санкт-Петербурге на окраине, что, по его утверждению, очень облегчает жизнь и творчество: случайные люди редко добираются до его далекого района. Большую часть года проводит на гастролях.

В последнее время всё чаще вспоминает о своей первой профессии: рисует, когда есть настроение или хороший повод (как, например, издание книги стихов Кормильцева с бутусовскими иллюстрациями), говорит, что "неплохо было бы заняться мультипликацией или стать руководителем музыкального коллектива из очень маленьких детей".

Рост Вячеслава Бутусова: 173 сантиметра.

Личная жизнь Вячеслава Бутусова:

Дважды был женат.

Первая жена - Марина Добровольская-Бутусова, художник-костюмер, журналист. Они познакомились в Свердловском архитектурном институте, где вместе учились, но на разных факультетах. Менее чем через полгода после знакомства поженились. Вместе прожили 13 лет.

В 1980 году у них родилась дочь Анна.

Развелись, когда у Бутусова появилась другая. Марина вспоминала: "Сейчас говорю об этом без трагедии: понимаю, что все шло своим чередом. Но кто же знает, как сложится жизнь, заранее! А тогда я понять не могла: как меня - такую красивую, такую умную - и променяли на другую? В последний раз Бутусов приехал домой в Свердловск, и мы общались ровно. А месяц перед расставанием вообще был как медовый. Когда же Слава уехал, я нашла в прихожей на полке от него письмо. Опять же сейчас понимаю, что в нем были правильные слова: «Марина, не хочу, чтоб ты плакала, чтобы расстраивалась и переживала зря, а хочу, чтобы ты жила своей жизнью. Я подам на развод». Развели нас очень быстро - мы и опомниться не успели: сотрудники загса увидели Бутусова и в один день все оформили. Дети даже не упоминались, хотя с ребенком только через суд можно разойтись. Славе разрешили просто написать отказную. Так 13 лет совместной жизни окончились одним равнодушным росчерком".

Анна - старшая дочь Вячеслава Бутусова

Вторая жена - Анжелика Эстоева (1970 г.р.).

Как рассказывала Анжелика, когда они познакомились, то она не знала, что Вячеслав суперзвезда. Ей тогда было всего 18 лет. На тот момент музыкант был женат первым браком. Но Бутусов сказал ей, что духовная связь с первой супругой давно утеряна.

Анжелика смогла подружиться со старшей дочерью певца Анной. Девочка, которой тогда было девять лет, доверяла ей все свои секреты.

У пары родилось трое детей: дочери Ксения (1991 г.р.) и Софья (1999 г.р.), а также сын Даниил (2005 г.р.). Интересно, что первая (Анна) и вторая (Ксения) дочери Бутусова родились в один день - 31 июля.

О своей второй жене Бутусов говорил, что обрел себя, только встретив Анжелику: "Годам к пятидесяти осознал, что всю первую половину, условно говоря, этой серии я пребывал в каком-то газообразном состоянии и материализовался только тогда, когда произошла эта встреча. И вся моя жизнь, оказывается, была предуготована для того, чтобы я материализовался в тот момент, когда мы с ней встретились".

6 декабря 2013 года Вячеслав Бутусов стал дедушкой - его средняя дочь Ксения родила девочку Дивну.

У Вячеслава Бутусова были проблемы с алкоголем. Он признавался, что на пике популярности практически дошел до грани. Со своей стороны его вторая жена говорила, что через десять лет совместной жизни певец пришел к пониманию, что из-за алкогольной зависимости может потерять семью. И тогда они пошли в храм. Помогло. Сейчас Бутусов сам помогает людям, страдающим от алкоголизма.

Фильмография Вячеслава Бутусова:

1987 - Раньше было другое время (короткометражный) - Слава, музыкант
1987 - Зеркало для героя - солист группы «Наутилус Помпилиус» (нет в титрах)
1988 - Серп и гитара (Sirppi ja kitara) (документальный)
1989 - Настя и Егор (документальный)
1989 - СВ. Спальный вагон - пассажир СВ
1989 - Васька
1997 - Брат - Бутусов
1990 - Заметки в стиле рок (документальный)
2005 - Александр Башлачев. Смертельный полет. (документальный)
2008 - Живая история. Русский рок (документальный)
2010 - Культурный слой. Рок-самиздат (документальный)
2013 - Гарик Сукачёв. Всё по-честному (документальный)

Вокал Вячеслава Бутусова в кино:

1987 - Раньше было другое время (короткометражный)
1997 - Брат

Композиторские работы Вячеслава Бутусова в кино:

1997 - Брат
2005 - Жмурки
2010 - Игла-Ремикс

Дискография Вячеслава Бутусова:

с группой Наутилус Помпилиус

1983 - Переезд
1985 - Невидимка
1986 - Разлука
1989 - Князь тишины
1991 - Родившийся в эту ночь
1992 - Чужая земля
1994 - Титаник
1994 - Наугад
1995 - Человек без имени
1996 - Крылья
1997 - Яблокитай
1997 - Атлантида

с группой Ю-Питер

2003 - Имя рек
2004 - Биографика
2008 - Богомол
2010 - Цветы и тернии
2015 - Гудгора

сольно

1985 - «Мост» (в составе проекта Евгения Димова «Степ»)
1997 - «Незаконнорожденный АльХимик доктор Фауст пернатый змей» (с Юрием Каспаряном)
1998 - «Овалы»
2000 - «Элизобарра-торр» (с Deadушками)
2001 - «Звёздный падл» (Вячеслав Бутусов и музыканты группы Кино)
2001 - «Тихие игры» - акустический концертный альбом
2008 - «Модель для сборки»
2017 - «Гудбай, Америка!»



Детство Вячеслава проходило в постоянных переездах, связанных с профессиональной деятельностью главы семьи – Геннадия Дмитриевича. Мать мальчика Надежда Константиновна посвятила себя воспитанию сына и домашнему очагу. После окончания девятого класса Вячеслав Бутусов поступил в Свердловский архитектурный институт, где был задействован в проектировании метрополитена.

Первые шаги к всенародной славе

Одним из увлечений Вячеслава была музыка, которая позволяла ему раскрепоститься, дать волю эмоциям. Страсть к искусству свела новоиспеченного студента с сокурсником Дмитрием Умецким, который также как Бутусов увлекался музыкой. В свободное от пар время парни играли на гитаре, пели авторские песни, мечтали о большой сцене.

На последнем курсе института Вячеслав и Дмитрий записали дебютный альбом, получивший название «Переезд». Пластинка оказалась провальной, возможно, из-за отсутствия опыта. В это же время Бутусов познакомился с Ильей Кормильцевым, с которым принялся работать над следующим альбомом. В 1985 году была презентована первая профессиональная пластинка музыканта – «Невидимка».

К сожалению, после окончания ВУЗа Бутусов пошел работать по профессии. Для творческой натуры будущей звезды советского рока это были тяжелые времена, которые сравнимы с каторгой.

Только по выходным Вячеслав давал волю эмоциям в местном рок-клубе, где он выступал вместе с Умецким. Через год парни представили вторую совместную пластинку под названием «Разлука». На этот раз альбом оказался успешным. С первым успехом к музыкантам пришло осознание того, что пора ставить точку в рутинной, бессмысленной работе и переходить на профессиональный уровень в музыке.

Вячеслав и Дмитрий выбрали название для своей группы «Али-Баба и сорок разбойников», но оно оказалось не звучным. Вскоре парни переименовали коллектив в «Наутилус Помпилиус». Всего в группе было четверо участниковк уже известным Бутусову и Умецкому присоединились Андрей Саднов, Игорь Гончаров, Александр Зарубин.

В 1987 году группа «Наутилус Помпилиус» отправилась в гастрольный тур, который растянулся на несколько лет. Во время постоянных переездов и концертов Вячеслав решил расформировать команду музыкантов. За месяц до этого тяжелого решения ушел Умецкий. После недолгих раздумий Бутусов предложил Дмитрию создать новое детище «Человек без имени», на что музыкант согласился. Но воссоединению оказалось краткосрочным, друзья вновь разошлись в разные стороны.

Звездный час легендарной группы

На протяжении 1990 года Бутусов искал новых участников коллектива «Наутилус Помпилиус». Собрав команду талантливых единомышленников, музыкант принялся записывать новые альбомы : «Крылья», «Титаник», «Чужая Земля». В марте 1995 года рок-группа выступила в Дворце Культуры Горбунова, где собралось огромное количество фанатов. Не менее успешным было выступление в киностудии «Леннаучфильм».

В конце 1996 года Бутусов совместно с Кормильцевым записали предпоследнюю пластинку «Яблокитай». В создании альбома принимали участие и англичанин Бил Нельсон. Вслед за этой работой мир услышал сборник «Атлантида», в который вошли песни, лежавшие в архивной папке.

Неожиданной новостью для поклонников творчества «Наутилуса» стало заявление лидера группы Вячеслава о прекращении деятельности проекта. В июне 1997 года состоялся последний концерт легендарного коллектива, проходившего ГЦКЗ «Россия».

Интересные заметки:

После него музыканты отправились в последний гастрольный тур. На этом была поставлена жирная точка в жизни группы «Наутилус Помпилиус». Хиты топового коллектива 90-х звучали в популярной картине «Брат». В этом фильме Бутусов сыграл эпизодическую роль, попробовав себя в качестве актера.

Во второй части легендарной ленты о жизни Данилы Багрова, сыгранного , прозвучала одна из самых популярных песен «Наутилус Помпилиуса» – «Гибралтар – Лабрадор».

Новый виток в творчестве музыканта

В 1997 году Бутусов отправился в одиночное плаванье. Через год музыкант презентовал дуэтный альбом «НезаконНоРожденный…», записанный с экс-участником группы «Кино» Юрием Каспаряном, а также сольную пластинку «Овалы». В начале нулевых Вячеслав начал активное сотрудничество с командой «Deadушки», с которой записал электронно-роковый альбом «Элизобарра-Торра».

Песня «Настасья» из этого альбома за короткое время стала популярной, а клип стремительно набирал рекордное количество просмотров. В 2001 году судьба свела Бутусова с музыкантами погибшего в 90-х Виктора Цоя. Новоиспеченная команда талантливых и уверенных музыкантов презентовала свежий альбом «Звездный падл». Новый проект Вячеслав назвал «Ю-Питер», и в него вошли: Евгений Кулаков, Олег Сакмаров, Георгий Каспарян.

В 2003 году Сакмаров решил покинуть проект, а через год «Ю-Питер» презентовал следующую пластинку «Биографика». В 2005 году Бутусов получил именную тарелку на премии «Муз-ТВ», выиграв в номинации «За вклад в развитие отечественной рок-музыки». Третий альбом группы вышел в 2008 году и получил название «Богомол».

Два года понадобилось Бутусова и парням из «Ю-Питера», чтобы записать четвертую пластинку «Цветы и тернии». Постепенно популярность коллектива сошла на нет,у него остались лишь преданные фанаты, которые верили в расцвет некогда известной группы. Пять лет кропотливой работы и поклонники творчества Вячеслава дождались пятого альбома «Ю-Питера», получившего название «Гудгора».

В феврале 2017 года Вячеслав сообщил о прекращении музыкальной деятельности группы «Ю-Питер». Это произошло в Челябинске, где Бутусов сделал еще одно заявление, признавшись о масштабной подготовке к празднованию юбилея «Наутилуса-Помпилиуса», которому исполняется 35 лет. Для этого ему нужно собрать новых и старых музыкантов, чтобы показать всем мощь легендарного коллектива.

Обретение счастья

С первой супругой Вячеслав познакомился во время учебы в Свердловском институте. Хотя Марина училась на другой специальности, она заметила яркого юношу с архитектурного факультета. Через полгода юные студенты связали себя узами брака. В 1980 году они стали родителями, на свет появилась дочь Анна.

После 13 лет совместной жизни, Бутусов сообщил супруге, что встретил другую девушку, которая изменила его кругозор. Расставание было тяжелым из-за того, что музыкант оставил короткое письмо на тумбочке, где лаконично пояснил ситуацию, а не признался лично. Новую избранницу Вячеслава звали Анжелика Эстоева , молодая девушка понятия не имела о том, кто ее мужчина.

В 1991 году у Вячеслава и Анжелики родилась дочь Ксения. Через восемь лет на свет появилась София, которая родилась в один день со своей сводной старшей сестрой Анной – 31 июля.

В 2005 году Бутусов стал отцом в четвертый раз, теперь у него появился наследник – сын Даниил. В декабре 2013 года Вячеслав примерял новый статус – дедушки, Ксения подарила отцу внучку, которую назвали Дивна.

1. Вячеслав Бутусов родился в Сибири. «У меня было красивое детство. Дерево было большое во дворе, дом огромный. Я родился в Сибири, в поселке Бугач. В те времена там шла великая комсомольская стройка — гидроэлектростанцию возводили. И родители по комсомольской путевке приехали туда, где и познакомились. Вот на «почве» этого гигантского строительства прошло мое детство. Когда я смотрю фотографии того времени, чувствую атмосферу какой-то беспредельности. Грязь и нищета, а лица у всех счастливые».

2. Начал писать стихи, чтобы не учить Пушкина. «Я самоучка, и мне очень нравилось что-то разбирать, познавать. Сочинять я пытался еще в школе. С трудом запоминал стихи, которые задавали по литературе, и пошел на хитрость: начал писать свои. Мне позволяли не учить Пушкина, а прочесть какое-нибудь свое стихотворение. И в общем, на этом баловстве я начал писать тексты и музыку. А в институте, на картошке, когда мы вечером собирались и играли, мне очень хотелось исполнить, например, «роллингов». А слов-то я не знал. Поэтому все время какую-то ерунду бормотал. И народ на меня смотрел так обалдело, вообще. Но я чувствовал, что это обман и надо найти другой выход. Так я начал сочинять свои песни. Могу сказать, что это необыкновенное счастье, это потрясающе, когда в тебе что-то рождается».

3. Категоричный, брутальный и грубый. «Я хочу преодолеть вот эту демоническую маску якобы рокового мужчины: сурового, насупившегося, свысока смотрящего на этот мир. Вот эти все «аксессуары» я хотел бы, в общем-то, снести на помойку. И давно уже пора, если честно... Каким я бы хотел быть? Я категоричный человек, брутальный, грубый, заносчивый в каком-то смысле, много искажений во мне. Так вот, я бы хотел быть даже не добродушным, а именно великодушным человеком. Чтобы из меня исходила энергия, которая бы людей, пришедших на концерт, чем-то облагодетельствовала. Мне нужно отработать аванс, который я получил от слушателей, у меня совесть не чиста. Мне уделили слишком много внимания, а за что, я пока не понимаю. Я же должен что-то дать взамен, чтобы по-честному было».

4. Пил, но это в прошлом. «Мы приезжали в город на неделю: шесть дней пили, один день играли. Я слышал легенды, что люди по четыре концерта в день давали. Но у нас этого не было. Мне стыдно за себя того времени. Тогда мы жили по принципу: «С утра выпил - весь день свободен». Мы пили по ходу везде, не задумываясь. Все пьют, и потому кажется, что ничего страшного в этом нет - весело, забавно. А потом вдруг понимаешь, что ты в этом болоте не по пояс, а по шею. И как только начинаешь захлебываться, тебя охватывает ужас. Не страх, не боязнь, не испуг. Ужас. И дальше уже дорога либо вниз, либо вверх».

5. Вячеслав Бутусов считает жену Анжелику ангелом-хранителем. «Мы познакомились с Анжеликой 20 лет назад. Обвенчались, родилась Ксения. С того момента я почувствовал, что кто-то начал меня опекать. Я привык, что я где-то болтаюсь. У меня не было дома, к родителям редко приезжал. И когда я оказался в Петербурге, то благодаря ей там и осел».

6. Концерт всегда в тягость. «Для меня концерт — это всегда мучение, преодоление. Выходя на аудиторию, пусть даже на небольшую, я очень тяжело выдерживаю ее натиск. Это исключительно личностного характера восприятие, может, даже болезнь. Я выхожу на сцену и понимаю, что не могу сделать того, что по идее сделать должен. А уж чего от меня ждут — тем более. Меня выламывает, что все затрапезно, нет праздника…»

7. Вячеслав Бутусов — отец четверых детей. «Я не идеальный папа, мало внимания детям уделяю. Надо бы больше. Но не могу — я дома бываю не так уж и часто. Меньше всего ласки досталось старшей Ане, она родилась, когда мне было 18 лет, и я учился на втором курсе. Тогда была такая романтика: сдал экзамены, едешь на картошку, весь в грязище по колено. Все влюблялись, женились, рожали детей на волне псевдосвободы от родителей, мнимой самостоятельности. Средним дочкам Ксении и Софии повезло чуть больше, младшенький Данилка — везунчик. В общем, чем моложе я был, тем меньше возился с детьми. А это неправильно».