Введенское немецкое кладбище похороненные в 1940 чернышев. От Оливье до Япончика: тайны и легенды московских кладбищ . Храмы и часовни

История Введенского некрополя

Находится в Юго-Восточном округе Москвы, в районе Лефортово . Общая площадь погоста - 20 га . Согласно историческим источникам, некрополь был образован в 1771 г., в то же самое время, что и . Введенское кладбище иногда называют Немецким , а связано это с тем, что на погосте изначально хоронили католиков и лютеран, то есть иноверцев. Такое название также связано с тем, что погост был основан рядом с Немецкой слободой.

Могилы знаменитостей и воинские захоронения на Введенском кладбище

Свой вечный покой на Введенском кладбище обрели и более 50 Героев Советского Союза и почти 30 Героев Социалистического Труда. Здесь также похоронены неизвестные , павшие в боях Великой Отечественной войны. Рядом с братскими могилами на кладбище установлен гранитный обелиск .

На некрополе также воздвигнуты два мемориала в память о французских воинах, погибших на фронтах войны в 1941-1945 гг. На Введенском кладбище сохранилась и братская могила, в которой были захоронены немецкие солдаты, участвовавшие еще в Первой мировой войне.

Схема Введенского кладбища

Часовня Введенского кладбища

В 1911 г. на территории Введенского погоста была возведена часовня , где поминальные службы могли проводить представители разных конфессий. Храм существует и сегодня.

Экскурсия по Введенскому кладбищу

Сегодня на Введенском кладбище возможно провести следующие виды захоронений: погребение урной в землю , в саркофаг и в открытый колумбарий . для его установки на Введенском кладбище можно заказать через тендер среди мастерских Москвы.

Адрес, как доехать, часы работы

Как добраться : на автобусе № 346м, на трамваях № 32, 43 и 46. Остановка - «Введенское кладбище».

В этой книге собраны истории о людях и домах Москвы. Истории о тех, кого мы совсем не знаем или знаем очень мало. В городских легендах о Москве автор, журналист и москвовед Олег Фочкин через личное восприятие рассказал о не обычных местах столицы, мимо которых мы проходим каждый день и даже если замечаем их, то очень редко знаем их настоящую судьбу. На протяжении нескольких лет собранные автором истории печатались в газете «Вечерняя Москва» и вызвали большой резонанс читателей. Фактически эта книга стала результатом разговора с читателями, дополнившими ее и предложившими свои маршруты путешествий по родному городу. Немецкая слобода и Петровский парк, Замоскворечье и Тверская, Маросейка и Коломенское… И это лишь несколько названий, по которым нам предстоит пройти вместе и открыть их заново.

Из серии: Москва (Рипол)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Городские легенды (О. В. Фочкин, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Склеп исполнения желаний

Немецкое (Введенское) кладбище

Новый год – это не только праздник. Для большинства студентов это еще и очередная сессия. И хотя можно шутить, что сессия – тоже праздник, вряд ли с нами многие согласятся.

И когда подступает этот «долгожданный» «час икс», некоторые студенты используют все возможные средства и способы, чтобы получить заветные оценки и зачеты.

Так, китайские студенты вдруг вспоминают о наличии ближайших буддистских или ламаистских храмов и выставляют целые охапки свечек во славу Бога, чтобы он помог им на экзамене.

Студенты из немецкого Лейпцига обязательно заходят в самую известную в городе пивную «Фауст», чтобы потереть статую одноименного персонажа, потрогать его между рогов и привлечь удачу на свою сторону.

Многие наши юноши и девушки кладут под пятку заветный пятак…

В Москве тоже много мест, куда приходят просить о помощи студенты, да и не только они.

Одно из таких мест… Немецкое (оно же Введенское) кладбище, где расположен склеп семьи Эрлангеров. Именно сюда приходят многие жители столицы и ее гости, чтобы оставить записку с заветной мечтой или просто написать свое желание на стене.

Наверное, я бы и не вспомнил об этом месте, если бы на днях моему сыну не позвонила однокурсница, волнующаяся за исход важного экзамена. Зная, что мы живем недалеко и хорошо знаем этот район Москвы, девушка попросила проводить ее к склепу «сбычи мечт».

«Алена, может, ну его, и сама все сдашь», – пытался вяло сопротивляться сын.

Но девушка была непреклонна, и, взяв меня с собой в качестве проводника и дополнительной поддержки, наша группа отправилась на одно из самых старых столичных кладбищ, появившееся в моровом 1771 году, одновременно с Ваганьковским и Даниловским.

Надо заметить, что я и не особо сопротивлялся этому походу. Места-то вокруг исторические: Немецкая слобода, Лефортово… Воспоминания о петровском времени.

Да и архитектура здесь сохранилась, создавая иллюзию погружения в прошлое.

Разве что трамвай изредка прогрохочет, но это если идти проторенным путем…

По пути рассказываю сыну и его подруге об этих местах, потому что имею на это право. Ровно 25 лет назад вместе с друзьями и единомышленниками мы создали здесь эколого-культурное объединение «Слобода», спасавшее памятники архитектуры от, казалось, неминуемой гибели – тогда еще строящееся Третье автомобильное кольцо планировалось провести через Лефортово, варварски сломав все, что попадется на пути. Кое-что нам удалось спасти. А в ходе изысканий и сами мы значительно пополнили багаж знаний об этих местах. Кстати, многие сегодняшние лидеры «Архнадзора» тоже начинали в «Слободе» со спасения палат купца Щербакова. Но это уже другая история.

К тому Немецкому кладбищу я бегал на свидания… Здесь стояло здание филиала педагогического института, окна которого выходили на могилы. И будущие художники и учителя-дефектологи пополняли знания, глядя в окна на кладбищенских ворон.

Больше всего меня веселило, что дорога к кладбищу прямиком выходит с улицы под названием «Новая дорога». Большего несоответствия и представить нельзя.

Вот об этом я и рассказываю по пути.

Немецкое кладбище

Кладбище на Введенских горах было в городе единственным предназначенным для иноверцев. По легенде где-то здесь находится и могила Лефорта. Но где – никто не знает. Упорные исследователи продолжают ее искать и сегодня.

«Западных христиан» хоронили здесь вплоть до 1917 года. Ситуация изменилась в советское время, когда религиозная составляющая как бы отошла на второй план. И хоронить здесь стали людей всех конфессий.

Кладбище находится на высоком северном берегу реки Синички, впадающей в Яузу слева. Синичка уже давно течет в трубе, а вот рельеф, созданный ее руслом, не изменился.

Наконец, поднявшись по Новой дороге, мы заходим в ворота кладбища.

Раньше в его стенах был захоронен прах погибших во время сталинских репрессий, но родственников с годами становилось все меньше, и теперь эти места заняли «новые русские», убитые в перестрелках 90-х, либо те, кто заранее позаботился о том, чтобы упокоиться в историческом месте.

На Введенском кладбище есть и мемориал германским солдатам. Правда, это не гитлеровцы. Это братская могила участников Первой мировой, попавших в русский плен, а затем умерших здесь. На обелиске надпись: «Здесь лежат германские воины, верные долгу и жизни своей не пожалевшие ради Отечества. 1914–1918».

На другом конце кладбища находятся две французские братские могилы – летчиков из полка Нормандия – Неман и наполеоновских солдат. Над могилой французов, погибших в Москве в 1812 году, установлен величественный монумент, огороженный массивной цепью. Вместо столбов эту цепь поддерживают пушки эпохи наполеоновских войн, вкопанные жерлами в землю.

Еще одна почитаемая могила Введенского кладбища – захоронение Федора Петровича Гааза (1780–1853), врача, прославившегося своей филантропией. Доктор Гааз сделался в России примером жертвенности. Его выражение «Спешите делать добро!» стало девизом российской медицины.

Мало того что он не брал с неимущих плату за лечение, он и сам иногда безвозмездно одаривал своих нуждающихся пациентов деньгами и даже собственной одеждой. Особенно Гааз прославился помощью заключенным и каторжникам.

На оградке могилы Гааза укреплены настоящие кандалы, в каких шли ссыльные в Сибирь. Эти кандалы должны напоминать об особенной заботе «святого доктора», как его называл народ, об узниках.

Это Гааз добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Бывшие зэки и сегодня приносят цветы на могилу Гааза.

Пожалуй, в их среде таким уважением и популярностью пользуется еще только одна могила – Соньки Золотой ручки на Ваганьково. Правда, самой Соньки в этой могиле никогда не было…

Хоронили Гааза, потратившего все деньги на страждущих, за счет полиции. За его гробом шли двадцать тысяч человек! Возможно, это были самые многолюдные похороны в Москве.

Интересно описывает случай из жизни доктора Гааза писатель Викентий Вересаев:

Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство. Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице».

Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради».

Здесь же покоится генерал Петр Пален (1778–1864), который в 1812 году, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию.

Можно здесь найти и захоронение семьи известных московских фармацевтов и аптекарей Феррейнов (этим именем нынешний небезызвестный предприниматель Брынцалов назвал свой фармацевтический завод). Много здесь и дореволюционных коммерсантов-иностранцев, к числу которых принадлежали и Эрлангеры.

Только мы подошли к склепу, как увидели там женщину – служительницу кладбища, которая смывала надписи на стене склепа.

«Чистим стены регулярно, но это бесполезно, сюда постоянно приходят новые люди в надежде на чудо», – говорит Наталья.

В часовне над склепом семейства Эрлангеров, построенной архитектором Шехтелем, находится мозаика «Христос-Сеятель» работы Константина Петрова-Водкина.

Наталья же рассказала, что эти надписи и записки называются «печалования» ко Господу.

Алена, которая пришла вместе с нами, смутилась и осторожно засунула записку со своей просьбой в створ маленького окна склепа.

А Наталья, видимо обрадовавшись неожиданным слушателям, рассказала, что с этой часовней-склепом связана одна из самых интересных историй, случившаяся на московских кладбищах в 1990-х. Собирать средства на реставрацию часовни взялся приход церкви Петра и Павла, что на соседней Солдатской улице. И батюшка благословил стоять возле часовни с кружкой некую подвижницу, может быть, даже и блаженную, – Тамару. Она же расчищала склеп под часовней от земли и векового мусора, поселившись на кладбище в шалаше. На ночь кладбище закрывалось, и тетя Тамара, как называли ее кладбищенские работники, оставалась совершенно одна в своем шалаше. Утром работники отворяли ворота кладбища, и их у ограды встречал жизнерадостный, улыбающийся человек с медной кружкой на шее. Но однажды тетя Тамара исчезла и больше никогда не появлялась на Введенских горах.

Говорят, что иногда ее и сегодня видят в Москве возле разных храмов: будто бы она стоит там с неизменной своей кружкой и все собирает пожертвования для каких-то благих целей.

Москвоведам удалось узнать, как звали «блаженную Тамару» – Тамара Павловна Кронкоянс. Десять лет полной инвалидности, приговор врачей (этой ночью она умрет), ее последняя молитва, и вдруг – чудо! Осталась жива. Она пришла на Немецкое кладбище, где прожила двенадцать лет в обычном железном вагончике, и в жару, и в стужу.

На милостыню, которую ей подавали, она восстановила из руин уникальную часовню с фреской великого русского художника Петрова-Водкина «Христос-Сеятель».

Так же на милостыню она построила медную часовню на заброшенной могиле старца Зосимы (Захарии), схиархимандрита, последнего духовника Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием после революции.

Так не известная никому нищенка стала хранительницей православных святынь на Введенском кладбище… Тамара рано потеряла маму и выросла в детдоме. Она просто не могла спокойно смотреть на заброшенные могилы. Кладбище называла ласково – городок.

…А Алена, благодаря которой мы в этот раз пришли на Немецкое кладбище, сдала в итоге свой экзамен на «отлично». Она уверена, что ей помогла часовня. А сын уверяет, что и без этого предмет Алена знала лучше всех в группе…

Из истории Введенского кладбища

После революции на Немецком кладбище похоронили художника Виктора Васнецова и его брата Аполлинария Михайловича; одного из самых знаменитых издателей Ивана Сытина; архитектора, автора проекта Музея изящных искусств имени Александра III (имени Пушкина), универмага «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), «Чайного дома» на Мясницкой Романа Клейна. Позже – архитектора-конструтивиста Константина Мельникова; актеров Анатолия Кторова, Аллу Тарасову, Татьяну Пельтцер, Рину Зеленую, Люсьену Овчинникову; певицу Марию Максакову; режиссера Юрия Озерова и его не менее знаменитого брата, спортивного комментатора Николая Озерова; писателей Михаила Пришвина и Степана Скитальца; Роберта Штильмарка – автора «Наследника из Калькутты»; Леонида Гроссмана и Льва Гумилевского; Александра Казанцева; поэтов Софью Парнок и Дмитрия Кедрина; Веру Инбер и пародиста Александра Иванова, а также Ираклия Андроникова; Вадима Кожинова; рок-музыкантов Анатолия Крупнова и Александра Лосева; ученого-физика, лауреата Нобелевской премии Илью Франка; кинорежиссера Абрама Роома и многих-многих других известных людей страны.

А еще здесь находится могила Люсьена Оливье – известного московского ресторатора, автора легендарного салата, а также одного из основателей приложения к «Вечерней Москве» газеты «Вечерний клуб» Игоря Табашникова, трагически погибшего в 1993 году.

История семьи Эрлангеров

Антон Максимович Эрлангер, несмотря на имя, был коренным москвичом. Правда, лишь в первом поколении. Его отец, композитор и дирижер, работал одно время в Мариинском театре, потом переехал в Москву. Дедом Антона Эрлангера с материнской стороны был голландский художник ван Брюссель.

Но больше, чем искусство, его привлекали промышленное производство и предпринимательская деятельность. Антон Эрлангер построил первую в России большую паровую вальцевую мельницу. Этот многоэтажный гигант, перерабатывавший до сорока тонн зерна в сутки, вырос в 1881 году на территории Сокольнического поля. По этому образцу и сам Эрлангер, и другие российские хлебопромышленники стали строить мельницы по всей стране.

Эрлангер создал первое в России профессиональное издание по мукомольному делу и хлебной торговле «Мельник». В 1892 году Эрлангер открыл на свои средства Московскую школу мукомолов. Она существует и поныне, только называется иначе: «Технико-экономический колледж».

После смерти «мельничного короля» в 1910 году мельница в Сокольниках перешла к его братьям, а в 1918-м ее национализировали. В 1930 году мельничному комбинату присваивают имя… наркома Цурюпы, каковое предприятие носит вплоть до перестроечных времен. Сегодня это – акционерное общество под названием «Мельничный комбинат в Сокольниках».

Антон Эрлангер много жертвовал на благотворительные нужды, учреждал стипендии, помогал бедным…

Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» мавзолей Эрлангеров на Введенском кладбище был включен в список объектов общероссийского исторического и культурного наследия.

Внук Антона Эрлангера – его тезка Антон Александрович был известным палеонтологом, а также руководил палеонтологическим школьным кружком. Он трагически погиб в 1996 году в возрасте 89 лет, попав на улице под машину.

Полноценного образования в области геологии и палеонтологии он не получил. Воевал.

После войны работал в школе и палеонтологической секции Московского общества испытателей природы (МОИП). Зарабатывал на жизнь Антон Александрович, делая наборы учебных пособий по палеонтологии для фабрики «Природа и школа».

В конце 60-х годов он продал Палеонтологическому институту при Академии наук (ПИН) уникальную коллекцию остатков морских лилий из каменноугольных отложений Подмосковья. За это многие в ПИНе стали называть его «палеонтологическим спекулянтом». В Палеонтологическом музее при ПИНе есть еще один уникальный экспонат от Эрлангера: огромная плита известняка со скоплением морских лилий, взятая монолитом в Мячковском (Тураевском) карьере; в раскопках участвовали члены кружка Антона Александровича.

Одна из очень редких ископаемых морских лилий названа палеонтологом Арендтом в честь нашедшего ее Антона Александровича – Парамегалиокринус эрлангери.

Эрлангер умел самостоятельно определять ископаемые из самых разных геологических систем и уголков бывшего Советского Союза. Часто он делал это на глаз.

Когда Антон Александрович погиб, его похоронили на Введенском кладбище, где покоятся и его предки.

Стихи о часовне Эрлангеров:

«В тени, в тиши, вдали от сует

Стоит одиноко с древних времен,

В веках зачарован, магический склеп.

Исполнит желанье, что будет на нем».

Местная притча о часовне Эрлангеров

Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого… А в один прекрасный день написала на склепе: «Хочу, чтобы мой муж ожил». Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо…

Часовня старца Захария

Есть на кладбище часовня старца Захария, или, как его звали в монашестве, Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины. Табличка на часовне рассказывает о Захарии-Зосиме так: «Прожил 86 лет (1850–1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого».

Поучения старца Захарии

Берегите совесть свою, она есть глас Божий – голос Ангела-Хранителя. Как надо беречь свою совесть, учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.

Помните слова отца Амвросия: «Где просто, там ангелов сто, а где мудрено, там ни одного». Достигайте простоты, которую дает только совершенное смирение. Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех…

Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен.

Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает. Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется ее творить, все внимание поглощают разные желания и страсти…

Да тут как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек в уныние впадает. Это страсть – уныние – мертвит все святое, все живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…»

Если у кого есть, прочтите канон честному и животворящему кресту Христову, а потом распнитесь крестом и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то уныние, которое убивает вас.

Из истории

По преданию могила Франца Яна Лефорта, сподвижника Петра I, была покрыта мраморной доской с вырезанной на ней эпитафией: «Остерегись, прохожий, не попирай ногами сего камня: он омочен слезами величайшего в свете монарха…»

Так уж устроен мир, что жизнь и смерть всегда были и будут рядом. Именно поэтому много тысячелетий назад человечество стало создавать некрополи, где усопшие находили себе последнее пристанище.

Так как Москва существует уже более 860 лет, в ее окрестностях появлялось и исчезало множество кладбищ. С ростом территории столицы многие некрополи оказывались в черте города и со времени становились историческими. К их числу относится и немецкое кладбище в Москве, которое сегодня больше известно под названием Введенское.

История

Введенское немецкое кладбище в Москве было основано в 1771 году, во время ужасной эпидемии чумы. Так как ежедневно умирало по несколько сотен горожан, похоронить которых на уже существующих кладбищах не представлялось возможным, властям пришлось срочно выделять участки под захоронения. Один из них оказался в районе Лефортово и получил свое название по Введенскому холму, расположенному на левом берегу Яузы. Кроме того, его нередко называли немецким. Дело в том, что на Введенском кладбище часто хоронили католиков и лютеран. В 18 веке простой люд всех их, вне зависимости от национальности, называл немцами, поэтому за новым погостом закрепилось такое прозвище.

Немецкое кладбище в Москве: список захоронений

Среди знаменитостей, нашедших свой последний приют на Введенском кладбище, много представителей самых разных профессий. Из наиболее именитых личностей, чьи надгробия можно увидеть, если посетить немецкое кладбище в Москве, нельзя не назвать:

  • ближайшего соратника и друга Петра Первого ;
  • генерал-адмирала Патрика Гордона;
  • художников Виктора и Аполлинария Васнецовых;
  • композитора Александра Гедике;
  • академика Н. Кольцова;
  • митрополита Трифона (Туркестанова);
  • писателя Валерия Аграновского;
  • сатирика Аркадия Арканова;
  • поэтессу Веру Инбер;
  • кинорежиссера ;
  • писателя Михаила Пришвина;
  • режиссера Михаила Козакова;
  • актрису М. Зубареву;
  • сенатора Б. Гермеса;
  • поэта-пародиста Александра Иванова;
  • актрису Татьяну Пельтцер;
  • спортивного комментатора Николая Озерова;
  • разведчика Рудольфа Абеля;
  • писателя Ираклия Андронникова;
  • и многих других.

Легенды

Старое немецкое кладбище в Москве (адрес см. ниже) интересно и своими легендами. Например, там находится надгробье Федора Гааза или, как его еще называли, «святого доктора». По легенде, его соорудили на деньги заключенных столичных тюрем, о чем свидетельствуют кандалы, украшающие памятник. Дело в том, что Гааз был главным врачом московских исправительных учреждений и сделал многое для того, чтобы облегчить страдания арестантов. В частности, именно он добился замены тяжелых кандалов на облегченные, содержал на свои деньги тюрьму и открыл школу для детей заключенных. Благодарность арестантов была безграничной, поэтому проводить Федора Гааза в последний путь пришли более 20 000 москвичей, что было значительно больше, чем число людей, которые когда-либо шли за катафалками царей.

А еще рассказывают, что на Введенском кладбище закопан рецепт настоящего салата Оливье. Причем с его автором, точнее с его могилой, связана настоящая детективная история. Оказывается, место захоронения известного повара Люсьена Оливье было обнаружено только в 2008 году, хотя надгробье стояло на кладбище с 1883 года. Как могли столько лет не замечать памятник с таким известным именем — не очень понятно, но сегодня сложилась еще более интересная ситуация: известные столичные рестораны борются за право ухаживать за могилой Оливье, так как это обстоятельство можно использовать в целях рекламы.

Еще одна рассказывает о том, что тело петровского генерала Гордона, который при жизни был известным пьяницей, долго перевозили с кладбища на кладбище, пока не предали земле на Введенском. Спустя некоторое время могила загадочным образом исчезла, а из кладбищенской книги пропали страницы с указанием места захоронения. После этого призрак генерала стал появляться среди могил, стучать по плитам каблуками своих ботфортов и пугать посетителей.

Не многие знают, что немецкое кладбище в местом захоронения французских Наполеона и авиационной дивизии Нормандия-Неман, сражавшейся с фашистами в тесном сотрудничестве с советскими войсками. В 50-х годах прошлого века прах летчиков был перевезен на родину, но надгробья сохранились. Причем участок, на котором они находятся, признан территорией Французской республики. Кроме того, на Введенском кладбище есть немецких солдат, умерших в плену от ран во время Первой мировой войны.

На одной из аллей можно увидеть и монумент, представляющий собой большое гранитное знамя. На нем сделана надпись: «За власть Советов — 1905-1917». Оказывается, что этот памятник был воздвигнут на месте захоронения железнодорожников В. Солодухина, Е. Кухмистрова и С. Терехова и посвящен всем революционерам, погибшим с 1905 по 1917 годы.

Храмы и часовни

Сегодня на кладбище можно увидеть несколько религиозных сооружений. Например, недавно там вновь начал действовать лютеранский молитвенный дом, под который отвели кирху, построенную в 1911 году. Также на кладбище находится православная часовня в готическом стиле с элементами модерна. Она была возведена по проекту В. А. Рудановского.

Самым знаменитым среди религиозных сооружений Введенского кладбища является часовня Эрлангера, возведенная в 1911-1914 годах. Ее спроектировал известный архитектор Ф. Шехтель, которому удалось создать настоящий шедевр. Это здание признано объектом культурного и исторического значения общероссийского масштаба и неизменно вызывает интерес посетителей кладбища. Часовня Эрлангера является единственной действующей православной часовней на Введенском кладбище. Долгие годы она была в запустении и начала разрушаться. Тогда за дело взялась Тамара Павловна Кронкоян, которая, оставшись сиротой, большую часть жизни провела на этом погосте, ухаживая за могилами. Она собирала пожертвования и стала регулярно прибираться в часовне. В результате ее стараний часовня была возрождена. Главным ее украшением и святыней является мозаичное панно, изображающее Христа-сеятеля, созданного по эскизу художника К. Петрова-Водкина.

Кстати, сегодня никому достоверно не известно, откуда взялся обычай писать на стенах Введенских часовен свои желания, но с каждым днем на них появляются все новые мольбы судьбы. Причем там можно увидеть как просьбы о здоровье для близких или о рождении долгожданного малыша, так и об успешной сдаче экзамена. А еще недавно там кто-то написал «Хочу всего хорошего!»

Адрес

Добраться на немецкое кладбище в Москве довольно просто. Ведь оно находится по адресу ул. Наличная, 1, в Юго-Восточном АО столицы в районе Лефортово. Там отличная транспортная доступность, поэтому на кладбище можно попасть по нескольким маршрутам. Например, доехав до станции метрополитена «Авиамоторная», следует воспользоваться трамваями 46, 43, 32 и сойти на остановке кинотеатра «Спутник» (3 остановки). Затем нужно повернуть направо и дойти до ворот в готическом стиле, на которых есть табличка с соответствующей надписью.

Виды захоронений и режим работы

Старое немецкое кладбище в Москве (Введенское) в настоящее время продолжает являться действующим. Там производятся родственные и семейные (родовые) погребения, а также захоронения урн в открытый колумбарий и в землю.

С мая по сентябрь кладбище открыто для посещения с 9 до 19 часов, а с октября по апрель — с 9 до 17 часов. Что касается захоронений, то в колумбариях они производятся ежедневно до 17 часов.

Теперь вы знаете, чем известно немецкое кладбище в см. выше) и кто там похоронен.

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Майское Введенское переменчивое
Разлучное - обручальное
У кладбища на остановке трамвая
Маяться радостно и печально (с)

Детские «секретики», будучи закопанными в землю, скрывали под толстым бутылочным стеклом фантик, этикетку или сухой цветок. Странный эффект стекла как преграды и границы между реальным (а на самом деле - призрачным) и вечной и неизменной реальностью застеколья и зазеркалья. Детский легко-мистический ход - одним движением создать тайну смотрящего из-под земли минус-пространства, почти смерти, смерть в детстве - она совсем рядом и не страшна. Подобные окошки в другой мир видел как-то на Введенском кладбище. Взгляды давно умерших людей пробивались через стекла. Сквозь бумажные цветы и мишуру проглядывала подлинность сумрачной жизни. Неверные пыльные улыбки создавали невероятное поле жизни более реальной, чем многое из того, что нас окружает.
Д. Орлов


Введенское или Немецкое кладбище - одно из самых таинственных и загадочных кладбищ в Москве. Вашему вниманию хочу представить самый подробный список необычных мест этого некрополя.
Где-то на его территории, вероятнее всего, перезахоронен прах Франца Лефорта, который сначала был погребен в немецкой кирхе, а затем был перезахоронен.
Время от времени появляются свидетельства о том, что на Введенском кладбище якобы были обнаружены осколки могильной плиты, а это значит, что там похоронен Франц Лефорт. Но, хоть и каждый раз эти сведения оказываются мало доказуемыми, тем не менее скорее всего прах человека, в честь которого назван целый район столицы - Франца Лефорта находится именно здесь. Отсюда пошла легенда о призраке Лефорта, который прогуливается по кладбищу.
Есть на Немецком кладбище одна часовня, по легенде, если на одной из ее стен написать желание, то оно непременно исполнится. Поэтому каждый год люди расписывают стены часовни всевозможными пожеланиями, а администрация кладбища вынуждена каждый же год выделять средства для того, что бы все это закрасить.
Одна из самых интересный легенд, связанных с этим местом, рассказывает, что будто бы под холмом, на котором стоит Немецкое кладбище, расположен целый город всевозможных подземелий, катакомб и подземных склепов и, что войти в эту подземную Введенку, как его называют, можно только через какие то определенные старинные постройки - часовни или склепы, которые расположены на кладбище.
К сожалению, какие именно это постройки и в каком конкретном месте на территории кладбища они располагаются вряд ли сейчас уже кто- нибудь сможет сказать...

Приведу отрывок рассказа еще одного человека (печатается в первозданном виде) :
Еще помню, кто-то рассказывал, что на одной из могил просто написано, что этот камень желания исполняет... не в прямую написано, а в виде эпитафии стихотворной, но если ее внимательно прочесть, то все становится очевидно. Еще помню, кто-то из бабок рассказывал, что одна из часовен на чьем-то тоже семейном захоронении чуть ли не порчу и сглаз снимала, если к ней прижаться, с какой-то определенной стороны света и не то просто просить сильно,что бы очистила тебя, не то молитву какую-то определенную читать... Правда часовня эта уже тогда, лет 20 назад была в очень плохом состоянии... было видно, что камни с портика сыпались, да и вообще ощущение было, что она вот-вот рухнет... подходить, а тем более прижиматься к ней было стремновато... да и нужды вроде особой не было. Сейчас может и вовсе уже развалилась. К какой-то из скульптур надо было ходить просить удачи на экзаменах и вообще в учебных делах....
Ну про флейту Лефорта, которую на кладбище частенько слышно, думаю, даже и говорить нет смысла, Вы наверно это лучше меня знаете... Для меня вот тут откровением было, что появились какие-то данные, что эту флейту теперь и в Лефортовском тоннеле даже слышно. Я где-то прочла случайно, удивилась, а муж удивился еще больше, что я оказывается ее ни разу в тоннеле не слышала, он говорит, пока часто там ездил регулярно слышал. Вот, обрывочно, то что я помню... Вы делайте скидку на то, что со времени моих частых визитов в это место прошло лет 20-25, я подростом была ну или очень-очень юной барышней, что 20 с лишним лет назад наша страна была страной воинствующего атеизма, никакой мистики в СССР существовать не могло по определению, что все разговоры про Христа, чудеса, исцеления, часовни, кресты, молитвы, исполнения желаний, порчи и пр для пионерки-комсомолки, каковой в тот момент была я и все мои приятели, позиционировались как религиозное мракобесие, и не более того. Литературы, информации не было никакой, спросить у кого-то про чудодейственные исцеления на могиле Рекк- означало подписать себе... ну не смертный приговор, конечно, но устроить себе проблемы с характеристикой от ВЛКСМ, необходимой при поступлении в ВУЗ, уж 100%. Все это прекрасно все понимали, поэтому ничего мы ни с кем не обсуждали, ничего более детально выяснить и не пытались, а уж записать это все... ну это нам бы, в то время, в страшном сне не приснилось..... поэтому..... вот... обрывочные воспоминания такие. Но думаю, что сейчас, при желании, все это можно найти... в конце концов тех же бабулек на кладбище спросить.... или у церкви Петра и Павла на Солдатской... думаю они Вам, с удовольствием и подробненько все расскажут.

+
"Раньше мы как-то не задумывались о том что живем недалеко от кладбища, что перед нашим домом госпиталь Бурденко, неподалеку морг, а чуть подальше стадион "Металург", где недавно орудовал маньяк-убийца. Все это представляло собой типичную картину нашей жизни. Но совсем недавно странные обстоятельства заставили нас изменить мнение о месте нашего обитания...
Обычная ночь. Я проведя ее за компьютером, уже под утро ложусь спать. Но странный звук мешает мне отправится в царство Морфея, он похож на скрежет, который не прекращается длительное время, но сон все таки одолевает меня и я засыпаю. Следующая ночь, я со своей соседкой, которая живет этажом выше, Алиной Павловной так же под утро выхожу покурить на лестничную клетку. Снова этот звук, она его тоже слышит, я не одинок. Позже этот звук стал появляться не только под утро, но он начинался с вечера и длился всю ночь. Как то в одну из этих ночей мы решили погулять. Сидя недалеко от дома, на лавочке, употребляя алкогольные напитки, мы вновь услышали этот звук. Он был со всех сторон, он как будто бы окружал нас и приближался. С каждой минутой он становился все громче и громче. Вдруг, неожиданно за бетонным забором, который был прям перед нами, мы услышали еще более странные вещи. Там кто-то шел и своими ногами ломал ветки, которые встречались ему на пути. Шел он судя по всему к нам, но мы же не идиоты, мы конечно же встали и покинули это злополучное место. Правда за эту ночь, нам все же пришлось побывать на этом месте еще раз, но нас уже было трое. А звук и все его странные явления пропали, как будто бы их и не было вовсе!
Вторая странность, которую мы заметили, происходила рядом с Введенским кладбищем. Ведь именно рядом с ним стоит странное здание, которое сейчас используется как музыкальная школа. Что было в нем до, мы к сожалению не знаем. О том что там происходит что-что странное мне сообщила Алина Павловна, именно она находилась в тот момент рядом с этой злополучной музыкалкой. Она позвонила мне и сказала что из окна этого здания на нее смотрит что-то непонятное, какая то черная фигура, а перед этим она слышала странные звуки, как будто кто-то ходил по крыше. Я конечно же ей не поверил и пришел туда, посмотреть что же там происходит. Черная, непонятная фигура не заставила себя долго ждать и тут же появилась в окне. Периодически она исчезала и потом появлялась вновь, но мы все равно чувствовали на себе ее томные взгляды. Возможно это был человек, а возможно и горгулья, ведь ходят слухи что под нашем кладбищем располагается потерянный склеп, вдруг это существо именно от туда? Вдруг оно высматривало очередную жертву?"
***
По месяцеслову, 24 августа – день святого Евпла; примечательна дата тем, что в ночь на кладбище можно видеть привидений, и по могилам бегает белый конь.

Давным-давно, во времена, когда мне доводилось обитать в Лефортово, я по случаю принялся листать месяцеслов как раз под Евпла.
- А пойдем сегодня ночью на привидений смотреть? – предложил я товарищам.
Привидениями заинтересовались. Собралось в результате человек шесть.
Кладбище в Лефортово – историческое: Введенское, немецкое, с красной кирпичной стеной, отгораживающей его от Госпитального Вала. В стене имеются воротца с не запиравшейся тогда на ночь калиткой. Если забрести с противной стороны, от крохотной старой церковки, давшей соседнему пивному павильону непочтительное народное прозвище «Три попа», и, протопав по Наличной улице, свернуть влево, то здесь найдется другой вход на кладбище – с железными створками и с домиком смотрителя внутри, за оградой. Оба этих прохода связаны кривой угловатой аллеей, которая ближе к середине чуть расширяется – тут, почти в центре кладбища, торчал в те времена единственный на пути косой фонарь.
До полуночи оставалось менее часа. Улочки были тихи и безлюдны. Чем ближе к кладбищу, тем глупее казалась затея: наш задор улетучивался. Когда показались черные ворота в конце Наличной улицы, мы с облегчением подосадовали: эх, заперто!.. ведь точно, заперто!
Не повезло: дверца оказалась прикрытой, но без замка.
Оконце смотрителя было освещено. Прошли мимо него тихонько, осторожно: как бы нас не шуганули! И снова не повезло: никто не выглянул через мутное стекло, не прикрикнул, не погнал прочь. Пришлось идти дальше, как задумали.
На кладбище было черно. Когда глаза приморгались, стали заметны в темноте оградки, кресты и плиты.
Пошли по аллее вглубь, поглядывая: как оно там? Не мелькнет ли поодаль белая тень, чтобы метнуться навстречу? Не звякнет ли подкова?
Но все было тихо; слева темнел склеп, а справа торчала распахнувшая руки мраморная, в человечий рост, статуя. Знаменита статуя была тем, что каждому, кто приближался к ней во тьме, казалось, будто каменная фигура смыкает длани, чтобы тебя обнять.
Под фонарем передохнули (полдела сделано, осталась только половина). И приободрились, ведь от середины – уже, считай, с кладбища идти.
Так добрались до дальних ворот, повеселели и выскочили наружу. Одинокий человек, уныло бредший в ночи по улице в нашу сторону, завидев явившуюся из-за кладбищенской стены компанию, вздрогнул и побежал обратно.
- Нет никаких привидений! Зря ходили!
- А который час? Полночь есть уже? Может, Евпл еще не наступил?
Выяснилось, что второпях никто не взял с собой часы
Посмотрели – неподалеку стоит патрульная машина, милиция из нее за нами наблюдает.
- Спросим у ментов! Только не нужно толпой идти.
Пошел один парень. Милиционер сразу же поднял стекло, оставив узкую щель. Мы видели, как парень склонился к машине и вступил в долгие переговоры.
Вернулся и сказал:
- Без десяти двенадцать.
- Ага, через десять минут призраки полезут! А о чем еще толковали?
- Так, пустяки. Спросили, что мы делаем здесь, и приказали идти спать.
- Ну, идем!
Ломанулись назад, за ограду. Те, в машине, проводили нас глазами, но преследовать не стали.
На обратной дороге высматривали фосфорические огоньки на земляных холмиках, но напрасно. Однажды блеснуло, оказалось, это полированный черный мрамор отразил тусклый свет.
Так прошли фонарь и опять оказались во тьме.
«А ведь полночь наступила», - хотел сказать я.
Тут оно и заголосило.
Сбоку, вдали, грохнуло лаем – яростно, взахлеб, с воем, с рычанием. На сто голосов! А от камней надгробных – эхо, а на эхо – новый натиск, и вот уже по всему кладбищу, с четырех сторон, не поймешь – далеко ли, близко ли: гав!.. гав!!. ГАВ!!!
Ой-е-ей!
У меня сердце споткнулось и удар пропустило. Товарищи мои чуть живы, еще немного – и оставляй их тут, чтобы потом назад сюда же с музыкой не нести. Кто-то хрипит:
- Не бежать! Главное, не бежать!
Какой там бежать? Коленки подгибаются, ноги не идут! Друг за дружку хватаемся, ковыляем. Такое ощущение, что по всем аллейкам, по всем проходам между оградками – рвутся прямо к нам, спешат, уже совсем близко!
Тут за кустами, точно светлячок – оконце в домике, а самом домике должен быть смотритель, добрый смотритель, золотой смотритель, спасение наше!
И ворота! Калитка! Не заперта, родимая!
Выпали с кладбища, как кегли.
А как выбрались мы, то и за стеной стихло, будто отрезало.
Идем, друг другу жалуемся:
- У меня лицо три раза цвет поменяло!
- Что лицо! Меня чуть пот струей не прошиб!
Тем и кончилось.
А хорового псиного лая на Введенском кладбище я ни до того, ни после не слыхал. Да что хорового – я и одиноких собак не встречал там. Даже не знаю, водились ли тогда собаки внутри ограды.

Многие любят эти памятники на Введенском кладбище, но порой совсем не знают, кому они принадлежат.

Георг Лион и Александра Рожнова. Говорят, что в 1900 году владелец заплатил за уборку участка администрации кладбища на 100 лет вперед.
Могила оформлена мастерской "Роб.Гвиди СПб" в 1910-х годах в виде открытой каменной площадки, охваченной полукруглой черной колоннадой. Цветная мозаика по мотивам картины Арнольда Бёклина "Остров мертвых" (Totenisel) исполнена мастерской Фроловых. Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2000 г. N 223 включена в государственный список памятников истории и культуры г.Москвы.
Когда-то мозаика-двойник украшала и Смоленское Лютеранское кладбище (надгробие члена немецкой общины Петербурга Густава Байермайстера), однако там ее давно уничтожили (уже в шестидесятые годы изображение сохранялось лишь частично).

семейство Пло (Плаут). В первозданном виде статуя держала розу, чьи лепестки опадали на ступени. Розу выпилили и украли.
Надгробие было поставлено безутешными детьми в память о своих родителях, которые скончались от вирусной инфекции. Сначала отец семейства, а потом супруга, которая заботилась о нем днем и ночью. Или...
Что касается историй давно ушедших и похороненных на этом кладбище людей, то есть одна, связанная с необыкновенной красоты памятником, где покоятся супруги Leon и Sophie Plaut (1853-1905). Семья управляла мануфактурой и торговлей в Москве. Отец Леона, Франсуа, был владельцем большой шерстяной мануфактуры. Фирма Леона арендовала помещения в ермаковских богадельнях на Мясницкой, 17 и разбогатела в период интенсивного строительства железных дорог на поставках железа, чугуна, стали. Софи Людвиговна держала магазин перчаток неподалёку. Софи, говорят, была красива и пользовалась большим успехом у мужчин. В один прекрасный день Леон пришёл к резчику, заказал ему композицию из камня, а когда она была готова, пришёл домой, убил жену и себя. Так и похоронили их вместе... А надгробие представляет из себя статую женщины, выходящей из дома на свидание с любовником… Достоверна история или нет – неизвестно.


склеп семьи Пакс


семейство Феррейн. Среди готов зовется "У Лилит".

семейство Фульд.

* Последнее пристанище нациста?
Не каждое кладбище может похвастаться легендой, связанной с человеком, представляющим верхушку Третьего Рейха.
В Москве на Лефортовском кладбище была обнаружена могила с надписью «Мартин Борман. 1900–1972″ (по другим данным 1973 или 1974 года). Тот самый Борман? Личный секретарь Гитлера, руководитель канцелярии фюрера? Человек, обладавший поистине неограниченной властью, в руках которого оказались все нити управления государством…
Среди арестованных на Нюрнбергском процессе Бормана не оказалось. И не потому, что его преступления против человечества были менее тяжкими, чем у его «соратников». В ночь на 2 мая 1945 года он исчез. По официальной версии – погиб, когда пытался покинуть Берлин, взятый штурмом советскими войсками По неофициальным, а их великое множество – ему удалось скрыться. «Доверенное лицо» фюрера видели в разные годы то в Южной Америке, то…. в Москве. Самый устойчивый слух – Борман был советским разведчиком, посылавшим свои сообщения из ставки Гитлера в Москву под кодовым названием «Вертер». Поэтому-то, якобы, русские и помогли ему избежать Нюрнбергского трибунала.
До сих пор его имя окутано тайной, а судьба стала предметом всевозможных домыслов и исторических спекуляций. Какая из версий о послевоенной судьбе Бормана заслуживает доверия, и, наконец, в чём тайна серого кардинала Третьего Рейха?

На одном из военных форумов встретил: Вот уже в течение 20 лет в российских СМИ время от времени появляются сообщения (попадающие даже в книги), что Мартин Борман умер от рака в Кремлевской больнице в 1973 году и похоронен на старинном историческом Введенском (Немецком) кладбище в Москве (Лефортово). И даже находятся люди, которые якобы "собственными глазами видели" там надгробие с надписью готическим шрифтом "Мартин Борман. (1900-1973)". Однако никто из многочисленных "очевидцев" "почему-то" не смог эту могилу ни показать, ни сфотографировать. Был даже случай, когда один такой "очевидец" примчался в редакцию "Московского комсомольца" с сенсационным сообщением. С ним в Лефортово тут же поехали репортеры МК, но на кладбище сей "очевидец" так и не смог могилу найти и показать.
Вы можете сами поискать могилу по фотографиям.

Кладбище обрело несколько новых легенд с приходом на него готов. Сумрачный период конца 90-ых - начала 2000-ых породил следующие байки:
- Склеп Кноппов. В среде готов именуется "Вампирка" (место около Васнецовых стало называться "Художниками"). Сложно найти человека, который расскажет об истоках этого названия. Лично мне одну из версий поведал субъект гоп-вида (как видите, байка вышла за предела субкультурного кружка): когда один искатель приключений полез в склеп (тогда это было сделать довольно легко), то обнаружил руку, торчащую из-под земли. Так перепугался, что вылез и стал всем рассказывать о захоронении вампира. Естественно, появилось много желающих в этом убедиться. Кто-то тоже видел. Кто-то говорил, что ерунда это все. Сейчас лаз в склеп очень хорошо закрыли.
- Черные мессы, которые устраивали сатанисты.
Не знаю, насколько все было серьезно, но мы действительно находили трупики голубей в довольном странном виде. Однако, сатанисты все же больше предпочитали (предпочитают?) Ваганьковское кладбище.
- Сгоревший склеп ().

Будто бы собрались там сатанисты на камерную черную мессу, и вдруг явился черный человек (возможно призрак владельца). Начался пожар от свечей, кто-то погиб, кто-то сошел с ума. Собственно, активность подобных субъектов на кладбище имела место быть и с этим склепом действительно что-то случилось, но это все затерялось во времени.

- Сказ про то, как вдова себе мужа нашла
Про склепы Введенского кладбища есть две притчи. Одна - стихотворная:
"В тени, в тиши, вдали от сует
Стоит одиноко с древних времен,
В веках зачарован, магический склеп.
Исполнит желанье, что будет на нем".

Другая передается из уст в уста среди лефортовской молодежи: "Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого.... А в один прекрасный день написала на склепе: "Хочу, чтобы мой муж ожил". Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо...". Откуда пошли гулять в народе эти легенды, неизвестно. Ясно одно, люди приходят пишут свои просьбы на стенах фамильных усыпальниц с завидным постоянством.
Про то, у кого действительно надо просить
Есть часовня старца Захарии, или, как его звали в монашестве, Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины. Говорят, что помощь им и их детям подается, и все это без каких-либо записок на стенах введенских склепов. Табличка на часовне рассказывает о Захарии-Зосиме так: "Прожил 86 лет (1850-1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого.

Есть байка, что земля под этим памятником французским солдатам, погибшим в 1812 году, является собственностью посольства Франции в России, а значит, де-юре, французская территория.
- Кладбище располагается на одном из семи главных холмов Москвы.
- Победительница 9-ой "Битвы экстрасенсов" - Наталья Бантеева - собралась как-то совершить на кладбище порчу на смерть в присутствие съемочной группы канала ТНТ, но потом вдруг вспомнила, что с черной магией завязала.
- К сожалению, у меня так и не получилось узнать, что за надгробие на Введенском кладбище было построено на две Сталинские премии, которые отдал муж в память своей жене.
- Криминал. Ходили слухи о том, что в начале 2000-ых (?) на кладбище нашли повешенного. А вот в 1994 уже официально было найдено тело одного застреленного авторитета.
- 2 ноября, в День поминовения всех усопших, католические священники служат мессу на Введенском кладбище.
- Через дорожку от часовни Эрлангеров, за скорбными статуями притаился белый каменный крест. Это могила одного священника. Он обладал красивейшим голосом, и все прихожане очень радовались, что в их церкви проходят такие красивые службы. И вот попутал священнослужителя бес. Решил он, что с таким голосом можно и на сцену замахнуться. Ушел в мир и действительно стал петь в театре, но, увы, через какое-то время голос исчез. Позже отнялись и ноги. Долго он страдал и обвинял себя в предательстве Бога. Вымолил он себе прощение и тихо умер.
- А вот если пойти по аллее, с которой можно свернуть к склепу Амлонгов, то по левой стороне будет участок с несколькими могилами священнослужителей. На одном белом кресте там можно найти иконку. По ней сбегают кровавые капли.

Введенка (уж простите мне этот сленг) поэтическая.
Мало кто помнит, что на этом кладбище нашла свой покой Софья Парнок, муза Цветаевой. Здесь же похоронен замечательный поэт-сатирик Александр Иванов, чьи пародийные стихи до сих пор очень поднимают настроение.
Можно найти могилу Дмитрия Кедрина. Он погиб в 1945 году при невыясненных обстоятельствах в 38 лет (был выброшен под колеса пригородного поезда).
Колокола
Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят в колокола.
Только двери в храме заперты,
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.
Знать, служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю.
27 ноября 1941

Введенка музыкальная.

Стоит вспомнить "русского ирландца". Джон Филд (англ. John Field, 26 июля 1782, Дублин - 11 января 1837, Москва) - ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России.
Прочесть больше
Послушать.

Здесь снимались и клипы

Введенское в литературе
У А. Погорельского в "Лафертовской маковнице" читаем:
«Что касается до меня, то я нынешнюю ночь спокойно проспал; но товарищ мой, стоявший на часах, уверяет, что он видел, как с самого Введенского кладбища прыгающие по земле огоньки длинными рядами тянулись к ее дому...»

Улицкая "Казус Кукоцкого" (отрывок):
Она шла вдоль высокой кладбищенской ограды, за которой стояли рослые деревья, а под ними – рослые памятники. Остановилась у ворот – "Введенское кладбище". Точно. Это было бывшее Немецкое, где все Кукоцкие похоронены, догадалась Таня и вошла.
Аллея пересекала кладбище поперек, от одних ворот до других, а вокруг простирались могилы и памятники. Старинные, с немецкими готическими надписями, просто старинные и без латиницы. Часовни, мраморные ангелы, гипсовые вазоны, кресты и звезды, звезды и кресты... Как это ни удивительно, несмотря на свои двадцать, Таня никогда не бывала на кладбище. Да и на похоронах-то она не была ни разу, если не считать похорон Сталина. В крематории оказалась раза два, но даже толком не поняла, что там происходит. А здесь было красиво и печально – запущенность шла этому месту. Она прошла по старой части кладбища, разглядывая надписи на памятниках: где-то здесь должны быть и Кукоцкие. Но они не встретились.

Некоторые склепы изнутри.

Всего на Введенке 12 склепов .

**
Интересные факты из книги "Немецкие адреса старой Москвы ":

"В 1865-1872 гг. по проекту архитектору А.Мейнгардта вместо ограждающего вала по периметру территории была устроена кирпичная стена, выстроены ворота Южного входа Св. Филиппа. Свое название они получили от того, что были заложены в день памяти этого почитаемого апостола. Ворота представляли собою проездную псевдоготическую башню с вышкой для колокола. В него звонили, когда через ворота двигалась похоронная процессия. В 1878 были устроены новый Северный вход со стороны городской границы – Госпитального вала.
В 1878 были устроены новый Северный вход со стороны городской границы – Госпитального вала. Ещё среди других мероприятий было устройство водопровода, создание оранжерейного хозяйства, дренажа, строительство Смотрительского двора. Был засыпан и большой овраг разделявший территорию надвое, а сама она расширена за счет прирезки новых территорий. Смотрительский двор разместился у новых ворот и включал сторожку, сарай инвентаря, псарню, оранжереи. В них круглый год выращивали цветы и растения, пригодные для высадки на участках с ранней весны, когда сходил снег.
В 1907 году архитектор А.Форинт выстроил новые красивые псевдоготические Северные ворота и перестроил в стиле модерн дом кладбищенского смотрителя с конторой при нем. Рядом с этими строениями, сразу за оградой находился особняк председателя Комитета по благоустройству Иноверческого кладбища, выстроенный архитектором Герингом".