Вспоминая свои чувства к александре ивановне.  Сочинение на ЕГЭ. Проблема роли учителя в формировании личности - Сочинение по литературе. Критерии проверки и оценки выполнения задания

Самый простой способ вернуть чувства, которые когда-то заставили вас выбрать именно этого человека в спутники жизни – вернуться в прошлое. В этом вам помогут ваши воспоминания и ощущения. То, что вы испытывали, когда он впервые взял вас за руку, пригласил на свидание, поцеловал – все эти чувства и обстоятельства служат так называемыми психологическими «якорями».

Это могут быть мелодии, которые вы оба любили, рестораны или скверики, в которых проходили ваши первые свидания. Не ставьте перед собой задачу все воскресить, попробуйте понаблюдать, какие чувства вы испытываете сейчас в тех же обстоятельствах. , просматривая фотографии вашего первого совместного нового года или отпуска, побудьте вместе, расскажите друг другу о своих ощущениях и подумайте о том, чего вам обоим не хватает.


Секрет 2. Принять друг друга полностью

Со всеми недостатками и раздражающими привычками. Мы знаем, что не бывает людей без минусов. Сначала мы их не замечаем, поскольку влюбленность ослепляет. Но повседневность постепенно открывает глаза и превращает милые особенности в ужасы совместного бытия. Многое давно уже не вызывает приливов нежности, а с чем-то с течением времени мириться сложнее и сложнее.

Сначала мы видим только хорошее и любим за это. Однако те отношения, которые невозможно разрушить, счастливо складываются еще и потому, что в них мы знаем о плохом и принимаем это. Как это сделать? Во-первых, говорить об этом. Не обижайте партнера, объясните, что цените его чувства, благодарны за них, но есть и то, что можно изменить к лучшему. Это позволит ему проявлять свою любовь, не вызывая недовольство. Чем больше компромиссов вы найдете, тем меньше раздражения останется в вашей паре. С чем бороться, а на что не обращать внимания – эти вопросы вы должны решить вместе, без эмоций и взаимных обвинений.


Секрет 3. Создавать новое

Прогулок в прошлое может оказаться недостаточно. Ведь вечер воспоминаний закончится, и придется вернуться в будни. Быт отнимает силы, и чувства тускнеют. Спустя годы после знакомства начинает не хватать ощущения новизны, которое так будоражило и увлекало вначале. Кроме воспоминаний о былом, можно придумать и новые традиции вашей пары, создавая приятные для вас обоих события. проще всего просидеть дома, в лучшем случае вы скачиваете фильм и смотрите его, сидя рядышком.

Но это не воскресит страсть и те эмоции, которые вам хочется испытать вновь. Несомненно, любые попытки освежить отношения, даже, возможно, не самые удачные, лучше, чем бездействие. Но важнее пытаться понять, что вы можете дать друг другу здесь и сейчас. Опыт расставаний учит нас ценить то, что мы потеряли, и это не только страсть. После разводов бывшие супруги чаще жалеют о таких простых вещах, как общение, забота, обычное человеческое тепло. Постарайтесь понять, без чего в вашем партнере вам было бы грустно – именно это может стать прочной основой для отношений нового порядка. Более крепких, серьезных и стабильных.


Секрет 4. Осознать перемены в себе

Подолгу тоскуя о прошлых чувствах, мы вспоминаем себя теми людьми, какими были. Хотя в действительности неудовлетворенность касается сегодняшнего дня. Не всегда можно понять сразу, как изменились люди в паре, но важно то, что именно отношения сделали их иными. Будь у вас другой муж, и вы не стали бы такой, какая вы сейчас. Взросление и мудрость – необходимый этап для полноценной жизни, иначе мы все остались бы наивными и инфантильными юношами и девушками. Вспомните, что ваш багаж отчасти и заслуга того, кто рядом.


Секрет 5. Соскучиться друг по другу

Как давно вы скучали? С нетерпением ждали встречи, как тогда, в первый раз и вздрагивали от телефонного звонка. В современном мире это сложно: Интернет и куча полезных гаджетов создают иллюзию полноценного общения и присутствия. Но настоящую разлуку все же можно устроить. Хотя бы договориться, что вы не будете надоедать друг другу и беспокоить партнера какое-то время. Разговаривайте друг с другом только тогда, когда на самом деле будет что сказать. Будьте друг от друга немного дальше, .

Вместе с экспертами канала разбираемся, что делать, если отношения переживают кризис.

Влюбленность не длится вечно. Через год, три, восемь лет мы обнаруживаем, что чувства утихли, страсть ушла, а совместная жизнь обросла бытом и перестала радовать свежими эмоциями. Как вернуть чувства к любимому человеку, с которым мы когда-то решили связать свою судьбу? И возможно ли это в принципе? «Возможно!» - уверены психологи. Более того, каждый новый виток чувств оказывается глубже и прекраснее предыдущего.

4 492782

Фотогалерея: Как вернуть чувства к любимому человеку

Моменты отчуждения не минуют ни одну пару. Мы задумываем­ся: быть может, тот, кто сейчас ря­дом с нами, просто случайный че­ловек? Мы чувствуем разочарова­ние и бессмысленность отношений, поступки мужа раздражают, а его привычки кажутся нелепыми. Такие ощущения рано или поздно появляются у каждой пары, причем возникают они не один и даже не два раза за совместную жизнь. И, к со­жалению, а может, и к счастью, рас­ставание в этой ситуации не помо­жет. Нужно просто понять и при­нять тот факт, что подавленное настроение обязательно пройдет. Оно - закономерный и нормальный этап развития.

Симпатия и безразличие, влюб­ленность и раздражение наполня­ют любые отношения - семейные, дружеские, рабочие. Психологи предлагают считать это законом природы. Любовь - живой орга­низм, который изо дня в день то на­полняется новыми силами, то сни­кает. Но каждая следующая влюб­ленность в постоянного партнера несет нам гораздо более сильные чувства. Поверьте, в один прекрас­ный день вы вдруг обнаружите, что вам хорошо и уютно с супругом. И он для вас - целая вселенная, самый лучший, близкий и любимый человек. Но понять закономерности от­ношений не значит сложить руки. Зачем дожидаться, пока ваш брак самостоятельно выстроится зано­во, если можно все взять в свои ру­ки? Потрудитесь, так как вернув чувства к любимому человеку, вы сможете укрепить семью. Поверьте в себя и своего парт­нера - сделайте первый шаг.

Первым делом нужно проанали­зировать, что не устраивает вас в семейной рутине. Подумайте, что именно вас напрягает? Может быть, вам надоело каждый день ужинать в одно и то же время с неизменной картошкой в качестве гарнира, заниматься сексом на од­ной и той же кровати или слышать по утрам коронное приветствие мужа «Свари кофе, крошка»? Со временем у нас накапливается це­лый список маленьких ритуалов, которые мы совершаем на автома­те. Часто они мешают посмотреть по-новому на свою жизнь и партнера. Если проблема действительно упирается в эти мелкие детали, расскажите о них супругу и вместе поменяйте их. Сделайте пере­становку, выбе­ритесь на ужин в кафе, замените телевизор настоль­ными играми. Словом, стряхните с се­бя привычки, которые мешают вам разглядеть ваши чувства.

Часто мы жалуемся на то, что нам «чего-то не хватает», но ле­нимся сесть и понять, чего имен­но. Не стесняйтесь честно при­знаться мужу, что скучаете по ро­мантичным свиданиям под луной, долгим поцелуям перед сном и ма­леньким, но дорогим сердцу по­даркам. Ведь от того, какие мело­чи окружают нас в повседневной жизни, во многом зависят и наши чувства к любимому человеку.

Кстати, в замирании эмоций не всегда ви­новаты привычки. Может, вам не хватает новизны? Например, я очень сильно переживала из-за секса, ставшего откровенно пресным. Думала, это конец и страсть уже не вернуть. Я решила, что сделаю одну попыт­ку вернуть былой накал, и если мне это не удастся, значит, пора расставаться. И я пригласила му­жа «побуянить» в гостиничный номер... Раньше мы никогда это­го не делали. Не буду лукавить, один поход в гостиницу не превра­тил наш брак в сказку. Но он по­служил толчком к исправлению накопившихся ошибок, который был нам так нужен. Сколько бы лет вы ни жили вместе, обязательно продолжай­те осваивать новое - новые блю­да, позы, виды спорта и развлече­ния. В конце концов, измените прическу и купите новую мебель. Регулярная порция новизны очень помогает сохранить остроту эмо­ций и не впасть в уныние. А оста­навливаться на достигнутом ни­когда не нужно. Ведь ваша жизнь продолжается, а вокруг еще столь­ко всего интересного!

Бывает, мы отдаляемся друг от друга, потому что нас не связы­вает ничего, кроме дома. У нас с мужьями разные профессии, увле­чения и друзья. Если найти общие интересы не получается, то нужно их создать. По крайней мере, так советуют поступать психологи. Вы можете вдвоем записаться в танцевальную студию или бассейн, купить фотоаппарат и вместе учиться делать профессио­нальные снимки, читать одни и те же книги и обсуждать развитие сю­жета и позицию автора. Не важ­но, какое занятие вы выберете, лишь бы оно заинтересовало вас обоих. В конце концов, когда-то у вас это уже получилось.

Если вы азартны, попробуйте создать себе общую проблему или поставить труднодостижимую цель. Недаром говорят, что совместные трудности сближают. Это может быть, например, поездка в Таиланд. Распишите по пунктам, что вам придется сделать для достижения этой цели. Например, умудриться заработать много денег, оформить загранпас­порта, получить визу в посольстве, купить купальные костюмы и ви­деокамеру, собрать чемодан и со­ставить список желаемых экскур­сий. Вместе согласуйте последова­тельность шагов и определите обя­занности сторон. Вот увидите: дой­дя до конца и преодолев все препо­ны, вы не только вновь сблизитесь с любимым человеком, но и испытаете гор­дость за свою пару! Вернув чувства к любимому человеку, вы вновь обретете крылья и сможете наслаждаться жизнью в полной мере.

На самом деле, легче всего взять и смириться с тем фактом, что ваш муж больше не вызывает у вас таких же чувств и эмоций, что во время ме­дового месяца. Еще бы! Теперь у вас есть такой весомый повод для страда­ния. Ушедшую любовь можно вспоми­нать при каждом удобном случае, культивируя жалость к самой себе. Од­нако это не конструктивно и разруши­тельно. Прежде всего, вам нужно осо­знать тот факт, что пламенная страсть не может быть вечной. И это хорошо! Всю жизнь не спать и не есть из-за любви невозможно. Как это ни ба­нально, но накал страстей заменяется куда более спокойными и ровными чувствами. Кроме того, постарайтесь ответить себе на один-единственный вопрос: вы можете представить свою жизнь без своего мужа? Действитель­но! Ведь жаловаться подружкам - одно, а оказаться одинокой на самом деле - совсем другое дело. И потому если ваш ответ «НЕТ» - значит, чувст­ва еще живы. Постарайтесь вспом­нить, чем именно понравился вам ваш супруг изначально. Неужели он так сильно изменился? Неужели от того человека ничего не осталось? Попро­буйте вспомнить свои чувства. Бук­вально представьте их эмоционально и постарайтесь взглянуть на мужа теми - влюбленными - глазами.

Инструкция

Что мешаетЗа ненужной шелухой может быть не видно того, что действительно ценно, поэтому для начала нужно «очистить» вашу жизнь от мусора. Как? Проведите генеральную уборку в доме, наведите порядок. Человек, живущий в угрюмой и загроможденной комнате, сам чувствует себя таким - угрюмым и «загроможденным». О какой любви тут может идти речь?

Обсудите взаимные претензии друг к другу. Не в виде скандала, конечно, а путем спокойного и дружелюбного диалога. Поговорите о возможных путях решения проблемы. Если ваш супруг вами в чем- , подумайте, как вы можете исправить ситуацию. Если поведение супруга вас чем-то не устраивает, спокойно выскажите ему это. Претензия должна быть совершенно конкретной.

Новые впечатленияКогда порядок в доме и в отношениях наведен, можно искать свежих впечатлений. Сходите вместе в кино, театр, в лес на пикник; в поход, если вы являетесь любителями туризма. Совершите вместе что-нибудь такое, что внесло бы в вашу жизнь разнообразие. Если на улице зима и вы не стесняетесь посторонних взглядов, выйдите во двор и слепите снеговика, наконец. Наверняка ведь у вас раньше было много общих увлечений, только за повседневной суетой вы как-то о них подзабыли.

Воспоминания о быломВспомните о том, как зарождались ваши отношения. Важно вспоминать только хорошее, не копаться в старых обидах. Пересмотрите старые фотографии. Найдите в шкафу те вещи, в которых вы гуляли в самом начале вашего романа. Вспомните ваших общих друзей, знакомых. Если есть возможность, пригласите их в гости (порядок-то всё равно уже навели?).

СексЕсли вам не хватает страсти и разнообразия в интимной жизни, просто попробуйте некоторое время от секса (естественно, договорившись об этом заранее с партнером). Не превращайте секс в рутинную обязанность.

Связанная статья

Когда люди находятся вместе долгие годы, они зачастую начинают понимать, что их чувства угасают. Иногда это заметно лишь по одному партнеру, а второго все устраивает, но в любом случае для сохранения отношений необходимо попытаться возобновить ваши чувства .

Инструкция

Вспомните начало ваших отношений. Постарайтесь прочувствовать состояние влюбленности, ведь страсть – это то чувство, которое нуждается в постоянной поддержке. Вспоминайте о старых временах, когда вы ночами бродили по городу, держась за руки. Посетите место первого свидания и ваши любимые кафе и рестораны. Это поможет восстановить вашу .

Вспоминайте прежние счастливые дни, как вам хорошо было вместе в самом начале совместной жизни, те нежность и , которые вас переполняли. Постарайтесь сохранить ощущение тепла и радости между вами в настоящем.

Видео по теме

Первоначальная влюбленность молодой пары, пройдя от года до трех семейной жизни, превращается в череду ни чем не отличающихся друг от друга дней. Супруги надоедают друг другу до такой степени, что ни о какой любви говорить уже не приходится – не поссориться бы. Психологи рассказывают, как снова влюбиться в собственного мужа и вызвать в нем ответное чувство.

Инструкция

Посчитайте, сколько раз в день вы хвалите друг . И вспомните, как часто вы называли друг друга ласковыми именами в прежние времена. Верните привычку, говорите все хорошее, что думаете о муже.

Притворяйтесь, а лучше будьте слабой и беспомощной. Напрашивайтесь на защиту и заботу. Заботьтесь о нем.


* Ю.Нагибин о кондотьере Коллеони вариант 2
* М.Пришвин о душе
* А.П.Чехов "Баран и Барышня"
* притчи Леонардо да Винчи :
Бумага и Чернильница вопрос / ответ 1 / ответ 2 ;
Муравей и Пшеничное Зерно вопрос / ответ 1 / ответ 2
Паук и Замочная Скважина вопрос / ответ
Плющ вопрос / ответ

(о чтении в классе капитанской дочки)

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ТЕКСТУ Ф.ИСКАНДЕРА

Кто такой Фазиль Искандер?

Писатель.

Примечание: для некоторых этот вопрос простой, но на на практике дети, оказывается, не знали, кто такой Искандер. Совсем не знали. А ведь первая фраза должна быть примерно такой: в рассказе писателя Ф. Искандера и так далее. Не торопитесь писать, после прочтения выясните содержание. Статья это публицистическая, или рассказ, или что другое.

Всякая ли учительница оставляет след в душе в ребенка? Почему именно эта осталась в памяти?

Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства ЛЮБОВЬ к ней именно , такому человеку, каким она была, и ЛЮБОВЬ к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала .

Как она читала? Что оставалось в памяти детей?

(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний . (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта , то я его впер­вые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

Зачем Искандер поминает еще одну учительницу?

Для сравнения.
(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уро­ке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то ! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшуме­лись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

Чем не понравилась другая учительница?

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребыва­ния этой учительницы с нами .

(16)Книга нам рассказы­вала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринима­лась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет.

Став взрослым, писатель перечитывает записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин». Кто поразил его воображение?

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев , он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

Чем Фазилю нравился образ Савельича?

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут ПРЕДАННОСТЬ выступает во всех обличиях . (24)Величай­шее чувство, красоту которого Пушкин столько раз вос­певал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожи­данной силой погружала нас в СВОЙ УЮТ СПОКОЙСТВИЯ И ДОВЕРИЯ . (26)Идея преданности самой идее , которая, по-­видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

Как литературный персонаж (Савельич) можно соотнести с образом учительницы?

Учительница САМА ЛЮБИЛА Пушкина, САМА БЫЛА ПРЕДАННА его творчеству и потому сумела передать свою любовь и ученикам.

Ф. Искандер (о чтении в классе «Капитанской дочки»)

КОНЦЕПЦИЯ


Всякая учительница ли оставляет след в душе ребенка?
Почему он запомнил именно ее, а не другую учительницу?
Какая учительница запоминается?

* * *
Любовь как «необходимое
и естественное» чувство

Два чувства:

КОНЦЕПЦИЯ ТЕКСТА

ТЕМА

В своем рассказе писатель Фазиль Искандер вспоминает первую учительницу Александру Ивановну, которая смогла передать детям любовь к русской классике, к творчеству А. Пушкина в частности.

ПРОБЛЕМА

Проблема данного текста может быть сформулирована следующим образом: нужна ли любовь к первой учительнице? Что лежит в основе такого чувства? Всякого ли учителя можно и нужно любить? Что в дальнейшем порождают такие отношения?

КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА

Чувство любви к первой учительнице Искандер называет «необходимым» и «естественным». Зачем это чувство нужно человеку? Возможно, что писатель говорит о чувстве первой любви к человеку , который формирует его человеческие качества, его отношение к миру.

  1. Она умела раскрыть красоту и мудрость русской литературы. Наверное, потому, что сама любила ее.
  2. Трудилась как учитель на своем нелегком поприще: почти каждый день читала ученикам разные тексты.
  3. Запомнились «минуты сладчайших переживаний» при чтении «Капитанской дочки».
  4. Любовь учителя к классику проявлялась через ее голос.

Каким должен быть учитель?
Каковы его инструменты воздействия
?

А почему одна казалась «своей» и родной,
а другая «временной» и чужеродной»?

(Ответ в предложениях 22-26.)

Почему в восприятии маленького Фазиля возникал образ крепостного дядьки? В нем, по мнению Искандера, Пушкин выразил идею преданности Арины Родионовны ему, будущему поэту. «Тут преданность выступает во всех обличьях». Современный писатель называет эту идею «пиром».

А при чем тут учительница и Савельич? Они оба заражены идеей преданности.

АРГУМЕНТЫ

Во-первых , чтобы пришла любовь к какому-либо учебному предмету, делу вообще, необходимо, видимо, полюбить учителя.

Во-вторых , не всякому учителю дано сформировать любовь ученика. Это дано только тому, кто САМ любит свое дело . Такие люди похожи на солнце, энергия их чувства, деятельности не только передается людям. Последние в свою очередь для кого-то тоже захотят стать «солнцами».

В-третьих , любовь учительницы Александры Ивановны к классике породила писателя Фазиля Искандера. Он сам давно пишет книги, воспитывающие души читателей.

(Примеры :

  • Любовь к народному творчеству передался Пушкину от няни, крепостной.
  • Пушкин любил историю, Россию. Его любовью были написаны многие книги, в частности «Капитанская дочка».
  • М. Булгаков любил свой роман «Мастер и Маргарита». Люди зачитываются страницами книги.
  • Хорошая научная фантастика побуждает ученых к открытиям.
  • А. Эйнштейн говорил, что скрипка дала ему для вдохновения больше, чем научные формулы.

ВЫВОД

У хорошего учителя ученики превращаются в столяров, сантехников, строителей, врачей, адвокатов, шоферов, они становятся мужьями и женами. Зерна большой и глубокой любви учительницы к своему делу могут прорастать в них любовью к своей профессии и миру в целом.

Давно нет учительницы. Но духовный «пир», устроенный ею для учеников, помнится всю жизнь.

Разработка Л.Суворовой

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

ТЕКСТ Ф.Искандера

(о чтении в классе «Капитанской дочки»)

(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)Именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

(1)Александра Ивановна... (2)Может быть, любовь к первой учитель­нице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(З)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в мо­ей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литера­туре, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаше всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как ми­нуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семей­ного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заменяла дру­гая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали её голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (Ю)Видно, она и сама это почувст­вовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14)Но было и ещё что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительни­цы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Иванов­на воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понима­ли, что через год или два её у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечат­лений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сей­час помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличи-ях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, ко­торая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человече­ских страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» произ­водило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)И именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учи­тельницы продолжать чтение Александры Ивановны.

{По Ф. Искандеру)

А28. В какой(-их) фразе(-ах) можно найти объяснение, почему дети не захотели слушать чтение другой учительницы?

1) 8 2) 10-12 3) 13,15,26 4) 20,21,28

А29. Какой фрагмент текста построен как повествование?

1) предложения 3-6 3) 13-17

2) 7-11 4) 24-28

АЗО. В каком предложении употреблено фразеологическое сочетание?

1) 25 2) 26 3) 27 4) 28

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начинай с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле­точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не ис­пользуются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 3-4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 3-4 выпишите наречие степени местоименного происхождения.

В3. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 9 -17 найдите сложные предложения, вклю­чающие односоставное безличное. Напишите номера этих пред­ложений.

В5. Среди предложений 18-25 найдите предложения с вводным предложением. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 12-21 найдите сложное предложение с по­следовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Какое из предложений 18-24 связано с предыдущим с помощью союза? Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности данного текста.

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, по­этому используются такие синтаксические средства, как __ (предложе­ния 5, 13),_(предложения 21, 24).»

Список терминов:

1) слова с уменьшительными суффиксами

2) просторечные слова и формы слов

3) эпитеты

4) метафора

5) сравнительные обороты

6) ряды однородных членов

7) инверсия

8) экспрессивный повтор

9) парцелляция и присоединительные конструкции

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С 1. а затем напишите сочине­ние.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет со­бой пересказанный или полностью переписанный исходный текст

без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 6

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове ударение на третьем слоге?

1) договор 3) языковые (явления)

2) красивейший 4) христианин

А2. Укажите синонимическую пару (пару слов, близких по значению).

1) алчный, алчущий 3) тяготеть, тяготить

2) претить, запрещать 4) истовый, неистовый

A3. В каком ряду все формы числительного образованы правильно?

1) до ста, до семиста, к семистам

2) к ста, в семиста, семьюстами

3) в семистах, до семисот, в ста

4) в семистах, до семисот, в стах

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Доехав до конечной станции,

1) там нас ждала машина.

2) нужно пересесть на автобус.

А5 . Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

1) Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпуск­ников.

2) Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.

3) Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на рус­ское общество.

4) Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Прочитайте предложения и выполните задания А6-А11.

A. «Невинные странности», причуды, которые, по мнению А.С. Пушкина, являлись признаком независимости, были свойственны и московским писателям.

Б. Она хранила «привычки милой старины» и культивировала частный образ жизни.

B. Москва, находившаяся в постоянной оппозиции к чиновно­му Петербургу, всегда славилась оригиналами.

Г. К.Н. Батюшков писал в 1811 году: «Здесь всякой может ду­рачиться как хочет, жить и умереть чудаком».

А6. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст, не зависящий от предшествующего кон­текста?

1) А, В, Г, Б 3) В, А, Г, Б

2) А, Г, В, Б 4) В, Б, Г, А

А7. Какие слова или сочетания противопоставлены здесь по смыслу?

1) частный - чиновный

2) оппозиция - независимость

3) культивировать - «хранить привычки»

4) причуды - «привычки милой старины»

А8. Укажите предложение с вводной конструкцией (словом, сочета­нием или предложением).

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А9. Какой(-ие) из перечисленных видов сложных предложений представлен(-ы) в микротексте?

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложноподчинённое и сложносочинённое

4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

Al0. Определите часть речи, к которой принадлежит слово СВОЙСТВЕННЫ из предложения А?

1) причастие 3) местоимение

2) прилагательное 4) деепричастие

All . В каком значении употреблено слово ОРИГИНАЛ в предложе­нии В?

1) подлинник (не копия) чего-либо

2) самостоятельный, не склонный к подражанию

3) человек, старающийся выделиться внешним видом или ма­нерами среди окружающих

4) своеобразный, непохожий на других человек А12. На месте каких цифр в словах пишется НН?

Публика толпилась около аттракцио(1)ов, тогда как дальние, неосвещё(2)ые уголки парка были соверше(3)о безлюдны.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена не проверяемая уда­рением корневая гласная И?

1) д..летант, опт..мальный, ист..на

2) амб..циозный, предпоч..тать, ор..ол

3) ор..ентироваться, ар..ал, с..нтетический

4) л..нейка, прив..легия, пол..гон

А14 . В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) пред..ставить, пр..язык, непр..извольно

2) с..участие, бесс..держательный, ..политичный

3) пр..тотип, пр..образ, пр..правительственная пресса

4) без..лаберный, под..греть, от..двинуть

А15 . В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?

1) се..щий пшеницу, (они) бор..тся

2) испыту..щий (взгляд), (они) стро..тся

3) дорогостО..Щий,(они) пропол.-т

4) ду..щий (ветер), (они) очут..тся (в незнакомом месте)

А16. В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска в слове пи­шется Ь?

A. Как говориТ..Ся, нет худа без добра.

Б. Нам ли, северянам, боят..ся холодов!

B. Намет..те план действий и подберите помощников.

Г. Когда Вам исполнит..ся восемнадцать лет?

1) А, Б, В 3) В

А17. В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска пишется НЕ?

А. Здесь были опасные рифы, о которые даже в ясный день и при отличной погоде разбивал себе днище.. один большой корабль.

Б. Двум смертям ..бывать, а одной.. миновать.

В. Старая как мир присказка при проговаривании вслух в труд­ной ситуации, как это.. парадоксально, помогает мне снять напряжение.

Г. .. единого звука извне не проникало в комнату.

1) А, Б 2) Б 3) В 4) Б,Г

А18. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (не)доезжать, (по)дешевле, (пол)минуты

2) (не)зачем ехать, что(бы) не ошибиться, (по)одиночке

3) (ни)где, (в)четверо, (во)первых

4) (ни)когда, (в)серьёз, (в)шутку

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Первые слова оратор произнёс кротко и просто, но вдруг повы­сил голос () и следующее слово громом прокатилось под сводами.

1) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

2) Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединя­ет части сложного предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части слож­ного предложения, соединяемые союзом И, имеют общее главное предложение.

А20.

И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) ощетинив­шимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.

1) 1,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2

А21. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

В своей статье Фазиль Искандер «почти пропел гимн недоска­занности в искусстве». Тем не менее (1) он отмечает, что самые ве­ликие произведения искусства, такие как (2) скажем (3) «Война и мир» Толстого или «Возвращение блудного сына» Рембрандта, силь­ны (4) прежде всего (5) ясностью, хотя и в них есть элементы не­досказанности.

1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 3 4) 2,3,4,5

А22. Укажите предложение, в котором поставлена лишняя запятая.

1) Ржавчина на железных листах расползалась в самые причуд­ливые рисунки, напоминающие то географическую карту, то сражения каких-то мифологических существ, то еще что-то.

2) Прелесть рисунка ещё в том, что он не только вызван к жиз­ни некоторыми усилиями воображения, но и удерживается за счет воображения и, главное, дорисовывается за счет того же воображения.

3) Некоторые мальчики имели часы, они носили их на руке, или в кармане.

4) Пароходные гудки вызывали у соседа иногда добродушные, иногда ворчливые, иногда насмешливые, иногда раздражен­ные, но всегда осуждающие замечания.

А23. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложе­нии:

В местной команде особенно выделялись двое футболистов - один из нападающих и защитник.

1) разделяется подлежащее и сказуемое

2) после обобщающего слова следуют однородные члены

3) выделяются обособленные приложения

4) разделяются части бессоюзного сложного предложения

А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Широко известно (1) что (2) как только происходит (3) что-нибудь не совсем обыкновенное (4) сразу же появляются слухи.

1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,2,4

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

Пока все ожидали (1) не зажжется ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилег на пол тетушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.

1) 1,2,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

А26. В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить синонимичным прича­стным оборотом?

А. Характерная примета художественного стиля - множество слов, которые употреблены в переносном значении.

Б. Определение стиля речи обычно не затрудняет учащихся, для которых данный язык является родным.

В. В текстах публицистического стиля часто используют ряды однородных членов, которые делают речь более экс­прессивной.

А 2) Б 3) В 4) Б, В

А27. Прочитайте текст.

Современная земная атмосфера представляет собой конечный результат эволюции, продолжавшейся более 4-х миллиардов лет. Су­ществует несколько весьма разумных гипотез относительно состава и свойств первичной атмосферы Земли. Одна из первых гипотез была высказана Луи Пастером во второй половине XIX века. Пастер пред­положил, что первичная атмосфера Земли не содержала кислорода.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Одна из первых разумных гипотез относительно состава земной атмосферы была высказана во второй половине XIX века Луи Пастером.

2) Первичная земная атмосфера, сформировавшаяся более 4-х миллиардов лет назад, согласно гипотезе Луи Пастера, не содержала кислорода.

3) Во второй половине XIX века Луи Пастер первым высказал гипотезу относительно состава земной атмосферы, согласно его гипотезе более 4-х миллиардов лет назад в земной атмо­сфере не было кислорода.

4) Луи Пастер предположил, что атмосфера Земли сформиро­валась более 4-х миллиардов лет назад и первоначально не содержала кислорода.