Всемирный день рок н рола. День рождения рок-н-ролла - Всемирный день «музыки свободы» (World Rock-n-roll Day)

13 апреля меломаны всего мира отмечают Всемирный день рок-н-ролла – популярного музыкального направления, которое можно назвать квинтэссенцией американского стиля.

История и особенности рок-н-ролла

Музыкальный стиль рок-н-ролл или зародился в 40-50-х годах 20 века в результате смешения музыки афроамериканцев и белого населения США в южных штатах. Рок-н-ролл возник на основе жанров ритм-н-блюз и кантри, также вобрал в себя некоторые особенности госпела, буги-вуги и джаза и стал самостоятельным, уникальным и очень популярным стилемgenre of popular music .

Первое время у рок-н-ролла не было названия, многие американцы даже не хотели его признавать, считая разновидностью чернокожего ритм-н-блюза. Термин рок-н-ролл ввел в обиход популярный кливлендский диджей Алан Фрид. Слово произошло из словаря мореплавателей: в переводе с английского языка rock – качаться и roll – перекатываться. Так называли движения корабля, когда он выходит в море. Позже фраза не раз меняла значения, пока не пришлась кстати для нового музыкального стиля.

Олицетворение американского рок-н-ролла – знаменитый король Элвис Пресли, который оказал огромное влияние на американскую и мировую музыку. Но помимо него в США было еще множество известных исполнителей, rock-n-roll singers – Биг Джо Тернер, Билл Хэйли, Чак Берри, Фэтс Домино, Литл Ричард, Джерри Ли Льюис и другие.

Всемирный день рок-н-ролла

12 апреля 1954 года Билл Хэйли записал single (сингл), который стал очень популярным: Rock Around The Clock . Эти строчки мгновенно запомнились и повторялись всеми любителями современной музыки:

We’re gonna rock, rock, rock, ’till broad daylight, We’re gonna rock around the clock tonight…

Мы будем танцевать рок целый день, мы будем танцевать рок круглые сутки.

Позже музыкальные критики оценили эту композицию, как точку отчета зрелого рок-н-ролла. Это не самая первая, не самая знаменитая и не самая популярная запись, но именно она стала легендой. Ее называли гимном молодости – an anthem for rebellious 1950s youth . Эта композиция сделала рок-н-ролл популярным – mainstream .

Именно благодаря синглу «Rock Around The Clock » появился праздник – Всемирный день рок-н-ролла или Rock-n-roll Day . Для этого праздника был выбран следующий день после записи, 13 апреля.

13 апреля поклонники рок-н-ролла вспоминают не только и не столько знаменитые рок-банды Beatles , Led Zeppelin , Deep Purple , Pink Floyd , а тех, кто стоял у истоков этого музыкального направления – Билла Хэйли, Чака Берри, Бадди Холли и Элвиса Пресли.

Если вы любите рок-н-ролл, обязательно используйте музыку в изучении английского языка: в рок-песнях – замечательный, живой, современный английский в разговорном стиле.

Рок-н-ролл – воплощение свободной, зажигательной, наполняющей сумасшедшим драйвом музыки. Взорвав своим появлением размеренные 50-е, давно считается классическим жанром и не уступает другим направлениям по уровню популярности и силе любви поклонников.

Всемирный день рок-н-ролла официально так и не признается Генеральной Ассамблеей ООН. Но это совершенно не мешает почитателям жанра праздновать очередную годовщину 13 апреля . Некоторые из них начнут отмечать 12 апреля, так как еще не утихают споры по поводу дня появления на свет рок-н-ролла.

Вся путаница в датах связана с первым записанным рок-н-ролльным шедевром – лидером хит-парадов («Rock Around the Clock»). Существует версия, что композицию, перевернувшую мир музыки, американский музыкант Билл Хейли записал поздним вечером 12 апреля (1954 г). По другим данным – это произошло глубокой ночью, т. е. 13 числа.


Минуя год, музыкальное произведение Б. Хейли стало сопровождением к шокирующему фильму «Школьные джунгли». Картина, обличающая бунтарское поведение молодежи, стала пьедесталом, с которого рок-н-ролл начал свое победное шествие по планете.

Новая музыка с легкостью преодолевала расовые предрассудки: даже самые известные политические деятели того времени не могли бы этим похвастаться. Соединяя в себе неукротимую смесь кантри и популярного ритм-Н-блюза, полные живой энергии мелодии рок-н-ролла стирали все существующие в жизни людей границы и преодолевали все барьеры.

И сегодня рок-н-ролл продолжает собирать единомышленников. Из года в год в день его празднования ночные клубы и увеселительные заведения мира проводят зажигательные вечеринки в рок-н-ролльном стиле.

Сценические площадки многих крупных городов становятся местом, где проводятся тематические концерты. На них можно услышать как выдающиеся композиции прошлых лет, так и новинки жанра. Из динамиков звучат известные произведения Элвиса Пресли и Билла Хейли, незабываемые композиции групп «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Бригада С», «Алиса».

Торжество несет зачастую интернациональный характер. Никого уже не удивишь выступлением в этот день где-нибудь, например, в Калифорнии музыкального коллектива, прилетевшего из Японии. Точно так же, например, Красноярск может стать сценой для исполнителей из Африки или Индонезии.

Примечательно то, что, несмотря на собрание у сцен огромного количества почитателей, конфликты практически отсутствуют. Это объясняется тем, что квинтэссенцией рок-н-ролла являются свобода и любовь, положительно влияющие на людей независимо от возраста, национальности, расовой принадлежности. И совсем не имеет принципиального значения, в какой день будут отмечать этот праздник. Главное, что есть возможность пожить некоторое время в необыкновенном и удивительном ритме этой музыки…

Как в этом году! Это еще и Всемирный день рок-н-ролла — большой праздник, между прочим. Праздник всех тех, для кого рок-н-ролл — это стиль жизни!.

Как он вообще появился?

На самом деле ему бы стоило быть двенадцатого апреля, но, видимо, день космонавтики помешал. Дело в том, что именно двенадцатого, в 1954 году, Билл Хейли выпустил свой сингл «Rock Around The Clock» - так и началась рок-музыка как таковая! Это попросту шокировало общество — тут менее десяти лет назад Вторая мировая отгремела, все хотят музыки спокойной и размеренной, а тут громкая и ритмичная началась…

А потом Алан Фрид, ди-джей из Кливленда, решил прокрутить в эфире пару композиций ритм-энд-блюза, который точно так же не укладывался в рамки. И назвал его, чтобы не шокировать общественность (слово «блюз» все-таки слишком уж ассоциировалось с темнокожими и с гетто, уточняет журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн) — рок-н-роллом! Так и раскрутился Билл Хейли, так и проявился король рок-н-ролл — Элвис Пресли.

Шестидесятые и семидесятые

Константин Кинчев о рок-н-ролле - в основном как раз 60-х и 70-х годов

«Битлз» внезапно создали поп-рок как таковой, а это был совершенно новый стиль рок-н-ролла. Вслед за ними пришли «Роллинг Стоунз». А в семидесятые появился психоделический рок — Пинк Флойд, Лед Зеппелин и многие другие! Именно семидесятые годы считаются в истории рок-культуры золотым десятилетием. В конце семидесятых, кстати, панк-рок появился — с критикой богатых и правительства, с ярким нон-конформизмом.

Восьмидесятые и русский рок

Восьмидесятые дали женский рок… а еще они привели рок-музыку в Советский Союз. Еще в семидесятые активно начинала «Машина времени», но их музыка только к восьмидесятым развилась до полноценного «формата». Хотя рок-н-ролл и сдерживался цензурой, появились рок-клубы, на уровне самодеятельности все это продвигалось. Фильм «АССА», снятый в самом начале перестройки, показал нам знаменитую сцену, в которой Цой устраивается музыкантом в ресторан, но у него ни образования, ни прочих «доказательств» его художественности. Тем не менее, в ресторане он все-таки играет!..

А потом раскрутились «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум» и многие другие прекрасные группы. И рок-музыка встала на ноги и в тогда советском, а теперь уже постсоветском пространстве! Сегодня, конечно, не все играют рок — но ох как многие. Словом, как спел Майк Науменко, «у нас есть наше право на рок». И даже международный день рок-н-ролла есть!

Рок-н-ролл в Украине

Можно, конечно, вспомнить именно рок-коллективы, которых в стране довольно много. Но если говорить о классическом рок-н-ролле, то стоит, конечно же, назвать группу «Диверсанты». Ребята начинали с джаза, а теперь играют именно что классический рок-н-ролл, пусть и чуточку более современный. А главное — это Киев! К сожалению, так как группа русскоязычная, ими как единственным коллективом, играющим типовой рок-н-ролл, гордиться не привыкли. А жаль!..

А если уже говорить о знаменитых рокерах, то о с советским рокером Майком Науменко мы уже рассказывали. Что же, рок-музыка — великая сила, объединяет людей и поколения. Так что с праздником вас — со всемирным днем рок-н-ролла!

Всемирный день рок-н-ролла,
есть в мире и такой праздник, отмечается 13 апреля

За календарной датой скрывается целая эпоха, созданная многослойными культурными пластами, а главное людьми, для которых рок-н-ролл стал образом жизни. Зажигательный драйв, танцующие пары, выдающие иной раз буквально акробатические номера. Рок-н-ролл стал не просто новым течением музыки. Это был новый стиль жизни. Вызов обществу и традициям.

Рок-н-ролл характеризуется простой мелодией, построенной на навязчивых гитарных рифах — технике джаза африканского происхождения, основанной на непрерывном и многократном повторении короткой, однообразной, легко запоминающейся фразы с акцентами на 2-й и 4-й долях такта.

В середине 20 века на официальном музыкальном Олимпе США царила оркестровая музыка со сладкоголосым и сентиментальным вокалом. Это был четко выверенный коммерческий проект, призванный оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца. Наряду с официальной музыкой в Америке существовала и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать не подготовленную публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл», буквально означающее «раскачивайся и крутись». Так, благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи. Алан Фрид назвал себя Мистер Рок-н-ролл и всерьез занялся популяризацией этой музыки, транслируя ее по радио и организовывая концерты. В прессе, на телевидении, в учебных заведениях началась настоящая война с рок-н-роллом как с пагубным для молодого поколения явлением. Но «лечить» молодежь было бесполезно, тем более новая музыка заинтересовала и белых музыкантов. От ритм-энд-блюза рок-н-ролл унаследовал быстрый темп, громкий звук, напор и собственно состав музыкальных инструментов. Тексты были вторичными, главное — ритм танца и манера исполнения.

Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли, он соглашался, что название рок-н-ролл придумал Алан Фрид, но звук и стиль считал своим изобретением. Он просто смешал ритм-энд-блюз и кантри, добавил уличного сленга и получил убойное варево. Настоящий успех пришел в 1955 г. с песней «Рок круглые сутки» (Rock around the clock) для фильма «Джунгли школьной доски» (Blackboard Jungle). Песня моментально стала хитом не только в Америке, но и в Англии. Нельзя забывать об Элвисе Пресли (короле рок-н-ролла), который стал богом американской молодежи, снял поколенческие противоречия, гламурные шоу красавчика убедили взрослых в том, что рок-н-ролл ничуть не безобразнее, чем чарльстон старшего поколения.О Рое Орбисоне (его «Pretty woman» вы просто не могли не слышать), Джерри Ли Льюисе (который ввел нехарактерный для этого стиля инструмент — фортепиано) и Бадди Холли.

Появился даже определенный стиль — рокабилли (примерно в 1954-56 гг — всплеск популярности Элвиса Пресли), поп-культура потеряла невинность: девочки-подростки уже научились сбегать из дома по ночам, плясать рок-н-ролл и буги-вуги, целоваться под луной и обливать слезами плакаты Элвиса Пресли. Это время было наивным и трогательным: еще лет 15 оставалось до знаменитого «лета любви», появления психоделических наркотиков и психоделического рока. Рок-н-ролл танцевали все — от мальчишки-разносчика до английской королевы. Газеты в подробностях сообщали, как Елизавета II с большим увлечением танцевала рок-н-ролл с лордом Дорчестером. В сентябре 1957 в церкви Манчестера рок-н-ролл звучал во время богослужения. Другая определенная и четкая дата — 1964, условный день рождения нового стиля в рок-н-ролле — поп-рока. Знаменитая ливерпульская четверка благодаря простым и запоминающимся композициям заразила весь мир эпидемией «битломании». В том же 64-м появились и антиподы «Beatles» — «Rolling stones». Быстрый и мощный саунд стал у них техничным и более приятным для восприятия. В 70-е появляется психоделический рок и его яркие представители американская группа «Pink Floyd» и британские «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath». Именно 70-е считаются золотой эпохой в развитии рок-культуры. Выступления групп начинают постепенно выходить за музыкальные рамки. Появляются первые попытки театрализованных сопровождений — декоративное и световое оформление, сценические костюмы и пиротехнические эффекты. Конец 70-х ознаменовался самой настоящей музыкальной революцией. Рокеры как будто вспомнили зачем это все затевалось и родили панк-рок («дрянной рок»). Упрощение музыкальной схемы привело к выдвижению на лидирующие позиции вокала. Смелые и острые тексты были построены на анархизме, критике политики, правительства и богатых слоев общества. В арьергарде панк-рока стояли такие группы, как «Sex Pistols», «The Clash» «Stooges» и Игги Поп. В 80-е появился женский рок, 90-е творчество групп — это проблематика комиксов или компьютерных игр. Единственным рок-н-рольщиком в прагматичные 90-е был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».

В СССР рок стали играть в начале 80-х, самыми известными группами этого направления были Зоопарк, Браво.

Тогда же в 90-е появляется и акробатический рок-н-ролл (федерация в России появилась в 1992 году)— с одной стороны увлекательный, динамичный вид спорта, с другой — искрометный, темпераментный танец. С одной стороны надо быть разносторонне развитым спортсменом, сильным и рисковым, владеть в совершенстве навыками гимнаста, акробата, владеть искусством поддержек, не жаловаться на отсутствие силы, иначе не поймаешь партнершу, или подведешь партнера. С другой надо быть своим в мире прекрасного, чутко улавливать стиль и характер музыкального сопровождения и умело передавать его нюансами движения, отличаться изяществом и техничностью исполнения, быть элегантным кавалером или обворожительной партнершей. Акробатический рок-н-ролл востребован в детской и молодежной среде — через несколько лет из хилых, слабых, неуклюжих подростков вырастают юноши и девушки с завидной осанкой, крепкими мышцами, выносливые, легкие, координированные.

1 сентября 1995г. В Кливленде на берегу озера Эри открылся Дворец славы рок-н-ролла. Под звуки национального — здесь не принято говорить государственного — гимна, исполненного в записи мученика рок-культуры Джими Хендрикса, вдова Джона Леннона Йоко Оно и крестный отец рока Литтл Ричард перерезали красную ленточку. Оркестр грянул «Respect» и в небо подняли десятиметровую фигуру Элвиса Пресли.

Прежде, чем подняться на берегах озера Эри, Дворец славы рок-н-ролла возник еще в 1983г. в мечтах двух людей — Ахмета Эртегуна, владельца фирмы «Атланик рекордс», и Дженна Веннера, издателя журнала «Роллинг Стоунз». Позже к ним присоединился Сеймур Стайн, президент компании «Электра энтертейнмент. Этот триумвират, этот союз практики рока и его теории, алгебры — денег и гармонии — прессы, сначала имел скромные планы — купить в Нью Йорке особняк — браунстоун (из темно-красного кирпича) и превратить его в музей-архив рока. Одновременно было решено учредить символический Дворец Славы ока и ежегодно причислять к сонму его святых наиболее выдающихся музыкантов и певцов, выдержавших испытание временем — выступающих на подмостках не менее 25 лет. С этой целью был образован специальный фонд. Начиная с 1986 года фонд стал проводить торжественные церемонии посвящения в сан «бессмертных» идолов рока.

Американские города скрестили чековые книжки, добиваясь права стать местонахождением Дворца славы рока. Победителем из этого рыцарского турнира вышел Кливленд, выложивший на бочку 65 миллионов долларов.

Дж. Войнович, губернатор штата Огайо в те времена: «Дворец славы рок-энд-ролла обещает стать экономическим катализатором, который придаст нам международное измерение и привлечет поток туристов со всего мира. У Калифорнии и Флориды есть — Диснейленд, у Невады — Лас Вегас. У Огайо будет Дворец славы рока». По предварительным подсчетам ожидалось, что Дворец славы будут посещать около миллиона человек, принося городу около ста миллионов долларов дохода. Возводил дворец И. М. Пеи — патриарх американской архитектуры. Пеи придал модернизму, как радикальному ферменту изменения общества, некую рефлексию «отполированного» индивидуализированного и либерализированного существования в стекле и металле, кирпиче и мраморе. Архитектура дворца дышит юношеской энергией. Ею насыщены его геометрические формы — треугольник, цилиндр, прямоугольная коробка, трапезоид над озером. «Это не просто молодежная музыка. Это музыка молодости» — говорил о своем детище мудрый старец Пеи.

Дворец гнездится на самой верхотуре башни, куда можно добраться по по двойной головокружительной винтовой лестнице. Холл славы -представляет собой гигантскую черную застекленную коробку. На стекле выгравированы имена лауреатов, членов роковой «Академии бессмертных», загораются и гаснут видеомониторы с фотографиями рок-звезд. Дворец символизирует бессмертную славу рок-н-ролла.
«The Beat goes on!»

Литература:

1. Баталина-Корнева Е. История джаза, рок и поп-музыки: Программа факультативного курса [Текст] / Е. Баталина-Корнева // Искусство в школе. — N 3. — С 45 — 50.

2. Илюхина В. И танец и спорт [Текст] / В.Илюхина // Студия Антре. — 2005. — N 6. — С. 20-21.

3. Лозинская А. Рок-н-ролл круглыми сутками [Текст] / А. Лозинская // Штучка. — 2002. — N 7. — С. 10-11.

4. Откуда родом «рок-н-ролл»? [Текст] // Вокруг света. — 2004. — N 7. — С. 131.

5. Переход Н. Рок музыка вчера и сегодня [Текст] / Н. Переход // Искусство в школе — 2002. — N 5. — С. 37-43.

6. С днем рождения Рок-н-ролл [Текст] // ТВ Парк. — 2004. — N 30. — С. 56-59

7. Стуруа М. Храм Рокка на берегах озера Эри [Текст] / М. Стуруа // Юность. — 1996. — N 2. — С. 26-35.

8. Чижова И. А. Взаимодействие культурных традиций новейшего времени [Текст] / И. А. Чижова // Музыка и время. — 2007. — N 7. — C. 11-14.

Сегодня, 13 апреля, во всем мире отмечается день рок-н-ролла. В этот день множество поклонников этого направления устраивают мероприятия для популяризации культуры этой музыки, подчеркивая ее влияние на стиль жизни нескольких поколений.

Стоит отметить, что, хотя день рок-н-ролла отмечается 13 апреля, основанием для праздника стало событие, которое случалось на день раньше (12 апреля) в 1954 году. Тогда Билл Хейли сделал запись нового сингла «Rock Around The Clock», который стал знаковым для нового музыкального направления, которое довольно быстро смогло преодолеть границы США, а затем распространилось по различным государствам и континентам, что стало вызовом для традиций и общества.

В середине XX века, вскоре после завершения Второй мировой войны, во всем мире люди хотели покоя и более размеренной жизни, в которой было бы как можно меньше различных потрясений. Музыка этого времени представляла собой отражение этих стремлений и надежд. Она была достаточно спокойной, Вокалистов подбирали с соответствующим голосом. Официальная музыка США старалась продвинуть как можно выше идею разграничения культуры белых против «дикой» культуры афроамериканцев и сформировать образец респектабельного гражданина государства.

Помимо музыки, которая поддерживалась официально, на территории США можно было встретить и совершенно иная. Она отличалась громкостью, динамичностью, большей ритмичностью, а также по мнению широкой общественности отличалась любовью к жизни. Это был ритм-энд-блюз. В то время на одной из радиостанций Кливленда диск-жокей Алан Фрид решил совершить беспрецедентный на то время шаг – запустить в эфир запись музыки нового стиля. При этом, чтобы не шокировать публику представителей «белой» публики тем, что они слушают порицаемый ритм-энд-блюз, он сообщил собственное название, придуманное на ходу - «рок-н-ролл».

Именно при помощи Алана Фрида, который своеобразно «замаскировал» ритм-энд-блюз, это направление получило совершенно новый виток развития. Его перестали различать по цвету кожи музыкантов. Среди «белых» исполнителей первым известным музыкантом стал исполнитель Билл Хейли. Он представлял публике собственные композиции, основой для которых стала гитарная музыка. Слушателям он представлял смесь из кантри и ритм-энд-блюза, приправленного уличным сленгом, что принесло ему ошеломительный по тем временам успех.

Одним из основателей и главных популяризаторов направления стал легендарный Элвис Пресли, который довольно быстро стал кумиром для множества подростков. Его стиль одежды, движений на сцене, а также манера поведения становились примером для подражания молодежи. В первых годах 1960-х от рок-н-ролла откололся новый стиль, получивший название поп-рок.

Выходцы из Ливерпуля при помощи собственных композиций собрали огромное число поклонников. Фактически, «битломания» превратилась в своеобразную эпидемию. В 1964 году поклонники жанра познакомились с музыкой «Rolling Stones», которая отличалась достаточно мощным, быстрым и техничным звуком. После этого в 1970-х годах возник психоделический рок, яркими представителями которого стали такие группы как «Deep Purple», «Black Sabbath», «Pink Floyd» и «Led Zeppelin». Именно это десятилетие стали считать золотой эпохой развития культуры рока.

На конец семидесятых появился еще один новый стиль - панк-рока. Для этого направления приоритетными стали тексты и вокал. Представители этого направления достаточно часто выступали с критикой политики, правительства, политики, а также представителей богатых слоев общества. Этот период принес достаточно большую популярность группам «Sex Pistols», «Stooges», «The Clash». За 1980-е культура рока пополнилась «женской» версией, а в практичные 1990-е наиболее ярким музыкантом рок-н-рола стал Курт Кобейн с группой «Nirvana».

Понятие «русский рок» возникло в СССР в XX веке именно под влиянием музыки стран запада. Наиболее ранними группами стали «Сокол» Александра Градского, «Cкоморохи», «Скифы» и «Славяне». Битломания дошла и до государств СССР, привела к формированию практически на территории каждой школе собственной рок-группы. Отдельные коллективы достигли вершины сцены 1970-х. Среди них широко известная «Машина времени». Однако распространение рок-н-ролла оказалось затруднено из-за влияния цензуры.

Невзирая на это, на первые годы 1980-х на территории СССР было сформировано полноценное движение рока. Последователями «Оттепели» стали группы, исполнявшие композиции в стиле «нью-вэйв». Наиболее известными среди них стали «Алиса», «Кино», «Оберманекен», «АукцЫон» и «Странные игры». Переломным моментом в развитии рока на территории СССР стало создание в 1985 году Московской рок-лаборатории, которая позволила столичным группам полностью легализовать собственную деятельность. Именно тогда пришла популярность к группам «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус», «Бригада С» и другим.

Окончание 1980-х стало временем, когда русский рок вышел из подполья. На сегодня рок получил огромное число различных направлений. Среди них и достаточно «лёгкий» танцевальный рок-н-ролл и брутальный грайндкор. Смысловое содержание текстов песен также достаточно сильно отличается. Можно встретить как непринуждённые шутливые мотивы, так и описание достаточно мрачных событий. Наиболее часто року противопоставляется поп-музыка, однако явной границы между самими понятиями на сегодня не существует. Большинство направлений современной музыки представляют собой нечто пограничное на стыке двух этих понятий.