Все картины кандинского на тему творчество. Импрессия, импровизация, композиция. Знаменитые картины Василия Кандинского. Жизнь за рубежом

Катрину «Гравитация» Василий Васильевич Кандинский написал в 1935 году. На темном фоне картины художник изобразил композицию из четких линий, кругов и квадратов. Центр полотна он разметил своего рода осью из одной горизонтальной […]

Полотно создано в период творческой подъема художника. Оно замечательно отражает его личность в то время. В одном из своих первых фундаментальных абстрактных холстов живописец употребляет черные штрихи на фоне яркого колорита, образуя […]

Полотно было создано в период, когда художник написал свои лучшие работы. После его возвращения в Германию он работал в обстановке оживления всех видов искусства и внимания к абстрактной живописи среди замечательных коллег, […]

Картина Василия Кандинского «Старый город» написана в период творческих исканий, в 1902 году и относится к ранним работам художника. Произведение создано в направлении югендстиль, отличающееся обобщенностью форм. Как и многие другие ранние […]

В период с 1900 по 1910 Василий Кандинский работал в журнале «Мир искусства», которое занималось изданием русского символизма. Основной тематикой для творчества символистов того времени, была культура русского дворянства 17 века и […]

Картина написана маслом на холсте в 1919 году, в период рассвета творческого пути Василия Кандинского. Искусствоведы сравнивают «Белый овал» с воплощенной в картину музыкой, проникнутой состоянием души автора, его глубокими чувствами. Такое […]

На долю Василия Кандинского выпало немало испытаний. Он смог пережить и войны и революции, диктаторский режим. Его искусство не понимали, что вызывало возмущение со стороны критиков.

На 1911 год приходится становление Кандинского как абстракциониста. Он называет свои работы композициями, впечатлениями, импровизациями. Классический пример полотно «Импровизация 21А». Это абстрактная композиция, но если всмотреться, можно увидеть реальные предметы. Например, в центральной части видна гора с башней. Четкие чёрные линии окружают участки интенсивного цвета. Такие линии станут основными в творчестве Кандинского.

Одной из редких картин написанной маслом является «В сером». Она была задумана как композиция с горами, лодками и фигурами людей. Но на окончательном полотне эти предметы и фигуры почти не различимы. Все сведено к абстрактным иероглифам. Картина отражает стремление художника к продуманной композиции живописного пространства. Палитра мастера становится более мягкой. Приглушенные серые, коричневые, голубые тона характерны для так называемого русского периода творчества Кандинского. Уехав в Германию, цвета становятся однотипными и плоскими.

В Веймаре создана картина «Вибрация». Здесь много геометрических фигур. Примечательный элемент – это шахматная доска. Треугольник взаимодействует с кругом. Передается противопоставление форм и цветов. В целом же композиция достаточна, цельна и продумана, а единство цвета и формы создало сложную структуру. Палитра, кроме шахматной доски, приглушенна.

В своей абстрактной живописи Кандинский использует реальные предметы, но передает их с помощью геометрических форм. Например, картина «Казаки». Сюжет навеян во время революции 1905, когда по Москве скакали казаки. На полотне особо изображены два казака, под ними радуга, которая образует дорогу, ведущую к дворцу на холме. Кандинский не стремится, что предметы хорошо были распознаваемы, он хочет, чтобы зритель проникся духовностью. В это время у него происходит поиски нового языка, с помощью которого можно было выразить новое мироощущение. Формы рассыпаются на глазах, оставляя после себя только следы.

Весь путь Кандинского это, прежде всего эволюция. Начинал он с общих рассуждений о духовности, то позже пришла конкретика. Он разрабатывает математическую теорию пластического искусства, которая базируется на взаимодействии геометрических форм на человека, и соотношении их с цветом в живописи.

Русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства.

Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871–1885 жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. 1895 решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К.Моне Стог сена. В 1897 приехал в Мюнхен, где с 1900 занимался в местной Академии художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909; совместно с А.Г.Явленским и др.) и, наконец, «Синий всадник» (1911; совместно с Ф.Марком и др.) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета».

От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен; Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.). Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klänge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф.А.Гартмана; спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны).

В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Красная площадь, 1916, Третьяковская галерея; Смутное, там же; Сумеречное, Русский музей; Серый овал, Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).

В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования; изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости, изданной на немецком языке в 1926. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923; Несколько кругов, 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928).

После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же; Голубое небо, 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; Разнообразные действия, 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом.

Россия всегда порождала на свет множество талантливых людей, которые совершали большие прорывы в науке и искусстве. Первооткрыватели, изобретатели и первопроходцы двигают культуру вперед. Среди этого ряда выдающихся гениев можно назвать и художника по имени Василий Кандинский. Картины и биография этого выдающегося человека определенно заслуживают особого внимания.

Кто такой Кандинский Василий Васильевич?

Кандинский В.В. является очень важной фигурой в русской культуре. Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. Поэтому русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом. Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич. Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру.

Жизнь в России

Будущий художник родился в Москве в 1866 году в семье успешного коммерсанта. Вскоре после рождения художника его семья переехала в Одессу, где мальчик стал подростать и получил свои перые уроки живописи и музыки.

В 1885 году переехал в Москву и поступил в Московский университет Кандинский Василий Васильевич. Картины в то время его не сильно занимали, поскольку он хотел посвятить свою жизнь юридическому делу. Однако спустя 10 лет, в 1895, он решает бросить это направление и с головой погружается в искусство. Это было связано с выставкой, на которой худоджник увидел работу Моне К слову, ему на тот момент было уже 30.

После приезда из-за границы, художник стал активно участвовать в общественной и образовательной деятельности, однако в 1921 году Кандинский В.В. принял решение больше не возвращаться на Родину. Это было вызвано существенными разногласиями с властями. Однако, даже несмотря на вынужденный отъезд, художник до конца своих дней хранил в сердце любовь к русскому народу и культуре, которую выражал на своих полотнах.

Жизнь за рубежом

Впервые художник отправился за границу еще в 1897 году. Он много путешествовал по Европе и Северной Африке, а также создал несколько значимых в мире искусства обществ. Самое известное его объединение - "Синяя четверка".

До 1921 года Кандинский В.В. бывал за рубежом лишь недолго, однако после переехал насовсем. В эти годы он занялся искусством, писательством, а также преподаванием в университете.

В 1933 г. художник отправился во Францию и жил там довольно длительное время. Несколько месяцев он провел в Соединенных Штатах, однако в 1944 г. Кандинский В.В. умер во Франции.

Благодаря своим путешествиям стал всемирно известным художник Кандинский Василий Васильевич. критиков в лучшем свете вполне заслуживают, ведь они на самом деле выполнены рукой мастера. Художник смог совершить прорыв в мире искусства и действительно внести в него новое мышление.

Искусство

Профессионально живописью художник начал заниматься в 1900 году, когда поступил в Академию художеств в Мюнхене. В начале творил в стиле аванградизма. После ярких молодых работ Кандинский В.В. перешел больше к фольклорным темам, где русский модернизм самым интересным образом сочетался со средневековыми легендами и усадебными мотивами, например как на картине "Пестрая жизнь".

Мастер любил творить с помощью масла и акварели, однако при этом немалое значение уделял графике и гравюре по дереву.

Возвращение в Россию в 1914 г. наложило сильный отпечаток на его творчество. Теперть в картины добавились трагические черты из российской реальности.

Более поздний период, после 20-х гг. и отъезда из России, привел Кандинского В.В. к более геометрическим построениям картин и космическим темам, которые присущи конструктивизму, однако при этом мастер сохранил Это хорошо видно в картинах "В черном квадрате" и "Несколько кругов".

Жизнь во Франции ввела больше сюрреализма в работы художника, и теперь на них стали появляться биоморфные изображения, как на полотнах "Доминирующая кривая" или "Голубое небо".

Знаменитые картины Василия Кандинского

Известен на весь мир этот талантливый человек. Много трудился над своими произведениями художник Кандинский Василий Васильевич. Картины его имеют особый символизм и смысл, именно поэтому его так мало понимали в его время и так ценят сейчас. Другого слова даже не подобрать, ведь в 2012 году картину "Эскиз к импровизации №8" продали за 23,4 млн долларов.

Известными стали практически все работы, которые создал Кандинский Василий Васильевич. Картины его авторства "В сером", "Вибрация" и "Казаки" можно назвать одними из самых популярных его работ, однако довольно сложно сделать выбор, поскольку они все поражают взор и мысли почитателей.

Другие таланты

Говоря о Кандинском В.В., нельзя забывать, что он был не только художником. Еще с молодости у него была страсть к писательству, и он даже публиковал свои статьи из Берлина об искусстве. Позднее художник издал целую серию своих книг, где подробно описал свой подход к искусству, мировоззрение, а также стиль создания картин. Также он писал стихи.

Книги "О духовном в искусстве" и "Точка и линия на плоскости" написал именно Кандинский Василий Васильевич. Картины - живопись долговечная, именно поэтому художник вкладывал в них всю свою душу и говорил, что он не рисует их, а размышляет о мире в процессе написания. Поэтому Кандинский В.В. считал, что в работе надо передавать лишь духовное восприятие, не должно быть конкретных предметов, иначе они будут отвлекать от высокого смысла.

Василий Кандинский не родился художником, пришел к живописи достаточно поздно – в 30 лет. Однако за оставшиеся полвека ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, самый известный из которых - «О духовном в искусстве». Во многом благодаря этому труду в мире Кандинский известен как основоположник абстракционизма.

Детство и молодость

Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка - княжна из тунгусского рода Гантимуровых.

Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе. Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески. Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета. Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи - абстракционизма.

Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.

С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.

Живопись и творчество

Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» , и опера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.


В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:

«Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастихином и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в «чистоте красок». У Ажбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал».

Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств. Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике. Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.


В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».

В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм. Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий. В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.


Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем - Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:

«Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как «абстрактным академиком».

После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж. Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла. Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Кандинского были три женщины.

Анна Филипповна Чемякина приходилась художнику двоюродной сестрой и была на 6 лет старше. Свадьба состоялась в 1892 году, причем скорее от одиночества, чем по любви.


В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Спустя год пара обручилась, несмотря на то, что развод Чемякина дала лишь в 1911-м.

Молодая Мюнтер, которая была на 11 лет младше, хотела стать женой Василия Васильевича. А художник оттягивал этот момент, часто путешествовал без спутницы. Весной 1916 года уехал в Москву, обещая подготовить бумаги для брака. И сдержал обещание – зимой 1917-го женился. Правда, не на Мюнтер, а на Нине Николаевне Андреевской, с которой в 1916 году познакомился по телефону.


Тогда Нине было 17 лет, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они выглядели скорее как дочь с отцом. Но их любовь казалась чистой и искренней.

«Меня удивили его потрясающие голубые глаза...», - писала Нина об их первой встрече.

В конце 1917 года у них родился сын Всеволод, которого ласково назвали Лодя. Не прошло и трех лет, как мальчик умер. С тех пор тема детей стала запретной в семье Кандинских.

Смерть

Василий Кандинский прожил долгую жизнь - смерть настигла его на 78-м году жизни в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.


Трагедия случилась 13 декабря 1944 года. Тело покоится на Новом кладбище Нёйи, в коммунах Пюто.

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.


Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.


Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

«Но почему и после смерти моей душе нет покоя? Почему она вселилась в этого человека? Может быть, для того, чтобы завершить незаконченный цикл картин…».

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, - прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.


Правда, на практике биография больного имела печальный конец - во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

«Проглотил столько-то граммов опиума. Читаю «Казаков» Толстого. Читать становится трудно. Я не могу больше писать, не вижу больше ясно. Света! Света!».

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Произведения

  • 1901 – «Лето»
  • 1903 – «Синий всадник»
  • 1905 – «Габриэль Мюнтер»
  • 1908-1909 – «Синяя гора»
  • 1911 – «Все святые»
  • 1914 – «Фуга»
  • 1923 – «В черном квадрате»
  • 1924 – «Черный аккомпанемент»
  • 1927 – «Вершины на дуге»
  • 1932 – «Справа – налево»
  • 1936 – «Доминирующая кривая»
  • 1939 – «Сложное-простое»
  • 1941 – «Различные происшествия»
  • 1944 – «Лента с квадратами»