Все имена числительные. Имя числительное

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлечённые числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счётными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счётными существительными (две третьих конфет), так и с несчётными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевлёнными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

1) с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины),

2) с существительными человек, лицо, ребёнок (пятеро людей, лиц, детей),

3) с названиями детёнышей животных (семеро козлят),

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительныедвое, трое и четверо,

5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре носка, т. е. две пары носков,

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос какой?.

Разряды числительных по структуре

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).

Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцать), в которых элемент -надцатьявляется не вторым корнем, а суффиксом.

Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах связано с методическими целями - обучением склонению сложных числительных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сот-Ø).

Тем не менее логичнее подразделять числительные на две группы - простые (однокомпонентные) и составные (неоднокомпонентные). При этом в группу простых числительных надо объединить как непроизводные числительные (пять), так и производные (пятнадцать, пятьдесят).

Грамматические признаки количественных числительных

Единственным «полноценным» морфологическим признаком количественных числительных является признак падежа. Числительные не имеют морфологического признака числа (о словах один, тысяча, миллион, миллиардсм. далее). Морфологический признак рода представлен только у числительныхдва, оба, полтора, причём у них противопоставлены две родовых формы, одна - для мужского и среднего рода (два стола, окна), другая - для женского рода (две парты):

Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причём в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах - в основе (если принять такое разделение на морфемы, которое приведено в таблице).

Изменение числительных по падежам называется склонением. У числительных представлены особые типы склонения (называемые в лингвистике нумеративными) и субстантивные типы склонения.

Особым образом склоняются числительные два, три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста:

Как мы видим, числительные три и четыре склоняются одинаково, а у словсорокдевяносто, сто, полтора и полтораста различаются только две формы - одна для И. п. и В. п., другая - для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.

Числительные пять - двадцать и тридцать склоняются по III субстантивному склонению, т. е. как слово ночь, причём у числительного восемьпредставлены вариативные формы Т. п. - восемью и восьмью.

У числительных пятьдесят - восемьдесят и двести - девятьсот (т. е. названия десятков на -десят и сотен на -сот) склоняются обе части: первая как соответствующее простое числительное, вторая - по субстантивному склонению.

Количественные числительные характеризуются особой сочетаемостью с существительными.

Целые и собирательные числительные сочетаются с существительными следующим образом: в И. п. (и В. п. при неодушевлённых существительных) числительное является главным словом и управляет существительным, требуя его постановки в Р. п. единственного числа (при числительных два, три, четыре) или множественного числа (при числительных пять и далее). В остальных падежах главным является существительное, а числительное с ним согласуется, например:

два (И. п.) стола (Р. п. ед.ч.)

двух (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.)

двум (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.)

двумя (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.)

(о) двух (П. п.) столах (П. п. мн. ч.)

Дробные количественные числительные всегда управляют Р. п. существительного, а число этого существительного зависит от смысла конструкции, ср.: одна вторая конфеты - одна вторая конфет.

В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и другие названия больших чисел.

Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых согласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани). В количественном значении форма множественного числа слова один сочетается с существительными, имеющими форму только множественного числа. Склоняется слово один по смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет субстантивные окончания (один-Ø, одн-а, одн-о, одн-и), в остальных падежах - адъективные окончания. Другими словами, числительное один грамматически ведёт себя как относительное прилагательное.

Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфологический признак рода (перв-ая тысяча - жен. род, перв-ый миллион - муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв-ых тысяч-Ø). Склоняются эти слова по субстантивным склонениям (тысяча - I склонение,миллион и др. - II склонение). При сочетании с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа:

И. п. тысяча тонн

Р. п. тысячи тонн

Д. п. тысяче тонн

В. п. тысячу тонн

Т. п. тысячей тонн

П. п. (о) тысяче тонн.

Иначе говоря, эти слова грамматически ведут себя как существительные. Их отнесение к числительным происходит только на основании их значения.

В предложении количественное числительное вместе с существительным, к которому оно относится, является одним членом предложения:

Я купил пять книг.

Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с существительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числительные по адъективному склонению (слово третий - по смешанному: третий-Ø, треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем). В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть:

И. п. две тысячи второй год

Р. п. две тысячи второго года

Д. п. две тысячи второму году

В. п. две тысячи второй год

Т. п. две тысячи вторым годом

П. п. (о) две тысячи втором годе.


Имя числительное как часть речи

Что такое числительные? Прочитай внимательно предложение и ответь на вопрос: что обозначают выделенные слова?

До каникул осталось двенадцать дней.

Пирог поставили в духовку на сорок минут.

В шестом классе учатся двадцать шесть человек.

Первый урок начинается в девять часов утра.

Май – пятый месяц года.

Четвертого марта был день рождения моей сестры.

Три и семь будет десять .

Четыре на два восемь .


В предложениях выделены имена числительные . Имя числительное – это часть речи, которая обозначает числа, количество предметов и порядок предметов при счете.

Количественные и порядковые числительные. В первом и третьем столбцах таблицы числительные отвечают на один и тот же вопрос: сколько? Во втором столбце числительный отвечают на другой вопрос: какой?

На вопрос сколько? отвечают количественные числительные. Они обозначают числа или количество предметов.

На вопрос какой? (какая? какое?какие?) отвечают порядковые числительные. Они обозначают порядок предметов при счете.

Имена числительные можно записывать словами, а можно – цифрами(двенадцать дней – 12 дней, шестой класс – 6-й класс).

Синтаксическая роль числительных. Числительные могут являться различными членами предложения. Иногда числительные с существительными образуют словосочетания,которые являются одним членом предложения. Рассмотрим, какими членами предложения являются числительные в некоторых наших примерах.


Примеры показывают, что числительное в предложении может выполнять разные синтаксические функции: оно бывает и подлежащим, и сказуемым, и определением, и дополнением, и обстоятельством.

В роли определения в основном выступают порядковые числительные.

Часто числительное бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством в сочетании с существительным – в составе словосочетаний, где числительное является главным словом, а существительное – зависимым. Вот примеры таких случаев.


Числительные и другие части речи. Числовые значения могут иметь и другие части речи, например, существительные.

Сравни:


Следующие количественные числительные имеют пары – существительные со значением числа:

один – единица,

два – двойка,

три – тройка,

четыре – четверка,

пять – пятерка,

шесть – шестерка,

семь – семерка,

восемь – восьмерка,

девять – девятка,

десять – десятка,

двадцать – двадцатка,

тридцать – тридцатка,

сто – сотня.

Числительные от существительных со значением числа отличаются тем, что числительные можно записать цифрой: сто дельфинов – 100 дельфинов (числительное) и сотня дельфинов (существительное).


Числительные могут входить в состав сложных слов как одна из основ:пятиэтажный, шестиместный, семидневный, четырехмесячный, двадцатикилометровый,стометровка, трехголовый, тысячелетний, шестиклассник. Часть речи у этих слово пределяется в зависимости от вопроса. Отвечающие на вопрос какой? слова пятиэтажный, шестиместный, семидневный, четырехмесячный, двадцатикилометровый,трехголовый, тысячелетний являются прилагательными. Отвечающие на вопросы кто? что? слова стометровка, шестиклассник являются существительными.

Порядковые числительные некоторые ученые не выделяют, называя их прилагательными особого рода, обозначающими специальный признак – порядок при счете. Они действительно отвечают на тот же вопрос, что и прилагательные(какой? какая? какое? какие?), изменяются, как и прилагательные, по родам,числам и падежам, имеют такие же падежные окончания и согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Но мы по традиции будем выделять порядковые числительные.

Простые и составные числительные. Некоторые числа мы обозначаем одним словом: четыре,сорок, четырнадцать, четыреста, четвертый, четырнадцатый, сороковой,четырехсотый. Есть множество чисел, которые мы обозначаем двумя и более словами: сорок два, четыреста двадцать,сорок второй, четыреста двадцатый.

Числительные, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из нескольких слов – составными.


Перейти на... Объявления Задание № 1. Устаревшие слова Задание № 2. Устаревшие слова Задание № 3. Устаревшие слова. Задание № 4. Неологизмы Задание № 5. Заимствованные слова Буквы о и а в корнях гор – гар, зор – зар Буквы о и а в корне кас – кос Соединительные гласные в сложных словах Задание № 1. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 2. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 3. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 4. Соединительные гласные в сложных словах Контрольные вопросы по темам «Гласные в корнях с чередованием» и «Соединительные гласные в сложных словах» Приставки пре- и при- Буквы ы и и после приставок Задание № 1. Правописание приставок пре- и при- Задание № 2. Правописание приставок пре- и при- Задание № 3. Правописание приставок пре- и при- Задание № 4. Правописание приставок пре- и при- Задание № 5. Правописание приставок пре- и при- Задание № 6. Правописание приставок пре- и при- Задание № 7. Правописание приставок пре- и при- Задание № 8. Правописание приставок пре- и при- Задание № 9. Буквы И, Ы после приставок Контрольные вопросы по теме «Правописание приставок» Морфемные способы словообразования в русском языке Морфемный и словообразовательный разбор Неморфемные способы словообразования Задание № 1. Способы словообразования Задание № 2. Способы словообразования Задание № 3. Способы словообразования Задание № 4. Способы словообразования Задание № 5. Способы словообразования Задание № 6. Способы словообразования Разносклоняемые и несклоняемые существительные Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода Задание № 1. Разносклоняемые имена существительные. Задание № 2. Разносклоняемые существительные. Задание № 3. Несклоняемые существительные Задание 4. Несклоняемые существительные Задание № 5. Несклоняемые существительные Задание № 6. Несклоняемые существительные Задание № 7. Несклоняемые существительные Задание № 8. Род несклоняемых существительных Задание №9. Род несклоняемых существительных Задание № 10. Существительные общего рода Задание № 11. Существительные общего рода Задание № 12. Существительные общего рода Задание № 13. Существительные общего рода Контрольные вопросы по темам «Разносклоняемые имена существительные», «Несклоняемые имена существительные», «Род несклоняемых имен существительных», «Имена существительные общего рода» Гласные в суффиксах -ек и -ик Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Не с существительными Задание № 1. Гласные в суффиксах -ек и -ик Задание № 2. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание №3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание №3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание № 4. Не с существительными Задание № 5. Не с существительными Задание № 6. Не с существительными Задание № 7. Не с существительными Контрольные вопросы по темам «Не с существительными» и «Гласные в суффиксах существительных» Разряды прилагательных по значению Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные Задание № 1. Качественные прилагательные Задание № 2. Качественные прилагательные Задание № 3. Относительные прилагательные Задание № 4. Относительные прилагательные Задание № 5. Относительные прилагательные Задание № 6. Притяжательные прилагательные Задание № 7. Притяжательные прилагательные Контрольные вопросы по теме «Разряды прилагательных» Степени сравнения прилагательных Образование и особенности употребления степеней сравнения Грамматические особенности и синтаксическая роль степеней сравнения прилагательных Задание № 1. Сравнительная степень Задание № 2. Первосходная степень прилагательных Задание № 3. Синтаксическая роль прилагательных в сравнительной степени. Задание № 4. Синтаксическая роль прилагательных в превосходной степени Контрольные вопросы по теме «Степени сравнения прилагательных» Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Н и НН в суффиксах прилагательных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Различение на письме суффиксов -к- и -ск- Не с прилагательными Задание № 1. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 2. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 3. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 4. Н и НН в суффиксах прилагательных Задание № 5. Н и НН в суффиксах прилагательных Задание № 6. Различение на письме суффиксов -к- и -ск- Задание № 7. О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Задание № 8. Не с прилагательными Задание № 9. Не с прилагательными Задание № 10. Не с прилагательными Контрольные вопросы по теме «Прилагательное. Орфография» Количественные числительные Задание № 1. Числительные Задание № 2. Числительные Задание № 3. Количественные числительные Задание № 4. Количественные числительные Задание № 5. Количественные числительные Задание № 6. Количественные числительные Задание № 7. Количественные числительные Задание № 8. Количественные числительные Задание № 9. Количественные числительные Задание № 10. Количественные числительные Задание № 11. Количественные числительные Задание № 12. Количественные числительные Задание № 13. Количественные числительные Контрольные вопросы по темам «Имя числительное как часть речи» и «Количественные числительные» Имена и местоимения Задание № 1. Имена и местоимения Задание № 2. Имена и местоимения Задание № 3. Имена и местоимения Контрольные вопросы по теме «Имена и местоимения» Личные местоимения Возвратное местоимение Вопросительные местоимения Относительные местоимения Задание № 1. Личные местоимения Задание № 2. Личные местоимения Задание № 3. Личные местоимения Задание № 4. Возвратное местоимение Задание № 5. Возвратное местоимение Задание № 6. Возвратное местоимение Задание № 7. Вопросительные местоимения Задание № 8. Вопросительные местоимения Задание № 10. Относительные местоимения Контрольные вопросы по темам «Личные местоимения», «Возвратное местоимение», «Вопросительные местоимения», «Относительные местоимения» Неопределенные местоимения Отрицательные местоимения Притяжательные местоимения Указательные местоимения Определительные местоимения Морфологический разбор местоимения Задание № 1. Неопределенные местоимения Задание № 2. Неопределенные местоимения Задание № 3. Неопределенные местоимения Задание № 4. Неопределенные местоимения Задание № 5. Отрицательные местоимения Задание № 6. Отрицательные местоимения Задание № 7. Отрицательные местоимения Задание № 10. Притяжательные местоимения Задание № 12. Притяжательные местоимения Задание № 13. Указательные местоимения Задание № 14. Указательные местоимения Задание № 15. Указательные местоимения Задание № 16. Определительные местоимения Задание № 17. Определительные местоимения Задание № 18. Определительные местоимения Контрольные вопросы по темам «Неопределенные местоимения», «Отрицательные местоимения», «Указательные местоимения», «Определительные местоимения», «Морфологический разбор местоимений» Глагол как часть речи Задание № 1. Глагол как часть речи Задание № 2. Глагол как часть речи Задание № 3. Глагол как часть речи Задание № 4. Разноспрягаемые глаголы Задание № 5. Разноспрягаемые глаголы Контрольные вопросы по темам «Глагол как часть речи», «Спряжение глаголов», «Разноспрягаемые глаголы» Наклонение глагола Изъявительное наклонение глагола Условное наклонение глагола Повелительное наклонение глагола Задание № 1. Наклонение глагола Задание № 2. Наклонение глагола Задание № 3. Наклонение глагола Задание № 4. Изъявительное наклонение глагола Задание № 5. Изъявительное наклонение Задание № 6. Условное наклонение Задание № 7. Условное наклонение Задание № 8. Условное наклонение Задание № 9. Условное наклонение Задание № 10. Повелительное наклонение Задание № 11. Повелительное наклонение Контрольные вопросы по теме «Наклонение глагола» Переходные и непереходные глаголы Возвратные глаголы Безличные глаголы Задание № 1. Переходные и непереходные глаголы Задание № 2. Переходные и непереходные глаголы Задание № 3. Переходные и непереходные глаголы Задание № 4. Возвратные глаголы Задание № 5. Возвратные глаголы Задание № 6. Безличные глаголы Задание № 7. Безличные глаголы Контрольные вопросы по темам «Переходные и непереходные глаголы», «Возвратные глаголы», «Безличные глаголы»

Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.

Грамматические признаки числительного

Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.

Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:

Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;

Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;

Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.

Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).

Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.

Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.

Виды числительных

Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.

Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.

В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.

В русском языке есть огромное количество правил, которые непонятны не только иностранцам, но и людям, родившимся в этой стране. Чаще всего у школьников и взрослых вызывают массу вопросов правила употребления количественных и порядковых числительных. Однако все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Изучив самые важные правила использования тех или иных частей речи, можно быстро разобраться во всех тонкостях этого вопроса.

Общая информация

В первую очередь стоит запомнить, что числительные представляют собой самостоятельные знаменательные части речи русского языка. По большому счету это отдельная группа слов, которые образуются по своим правилам. Исходя из этого их разделяют по:

  • Грамматическому значению. Это означает, что данные части речи могут обозначать числа, количество, а также использоваться при счете. В данном случае к этой группе слов относятся те, которые отвечают на такие вопросы, как: "Сколько?" или "Который?"
  • Признакам морфологии. В этом случае они делятся на количественные числительные и порядковые числительные, а также на дополнительные: простые и составные. Помимо этого, есть категория изменяемых слов, в которых окончания меняются в соответствии с используемым падежом, однако здесь есть свои исключения.
  • Синтаксической роли. В данном случае количественное числительное выступает единым целым с используемым существительным. Например: "Два стакана стояли на кухне". Кроме этого, количественные числительные могут играть роль определения или являться частью составного сказуемого. Например: "Их место в третьем ряду".

Категория по значению

Данные части речи делятся на количественные порядковые и дробные числительные. Однако по большому счету существует только две группы. Дробные относятся к количественным числительным. Поэтому стоит рассмотреть этот вопрос подробнее. Дело в том, что часто люди путают количественные собирательные и порядковые числительные. Хотя они относятся к разным категориям.

Количественные числительные

Исходя из названия, несложно догадаться, что данные части речи обозначают "число" и "количество". В свою очередь, они бывают:

  • Целыми. В этом случае речь идет о таких числах, которые представляют собой количество целых значений.
  • Дробными. Подобные числительные представляют собой неполные числа.
  • Собирательными. В этом случае выражается количественная совокупность.

Все эти категории числительных отличаются своими особенностями образования частей речи. Например, целые могут создавать с дробными смешанный вид. Хороший пример: две вторых и пять девятых.

Порядковые числительные

Данные части речи представляют собой слова, которыми определяется порядок при счете. Например: второй, двенадцатый, сто первый и т. д.

В этом случае никаких подкатегорий не существует.

Количественные и порядковые числительные: примеры

Если образование разных типов непонятно с первого раза, то стоит рассмотреть их особенности подробнее. Примеры помогут лучше понять систему образования данных категорий.

Итак, чтобы разобраться в правописании количественных и порядковых числительных, проще всего рассмотреть их по разрядам, описанным выше:

  • Если речь идет о целых числах, то они образуются по примеру: два, двенадцать, пятьдесят и т. д.
  • При образовании дробных чисел они употребляются в виде: две четвертых, три шестых.
  • Если речь идет о собирательной категории, то части речи будут выглядеть как: трое, пятеро, шестеро.

Кроме этого, и порядковые числительные имеют свои особенности в словообразовании. Если речь идет о словах, обозначающих целые числа, то изменение происходит за счет суффиксов. Это означает, что из одной группы части речи можно сделать другую. Например, для того чтобы преобразовать количественные числительные в порядковые числительные, достаточно только видоизменить последнюю часть слова: шесть - шестой, семь - седьмой, тридцать - тридцатый.

Тем не менее стоит учитывать, что такие порядковые числительные, как "первый" и "второй", являются исключением. Поэтому это просто надо запомнить.

Склонение количественных и порядковых числительных

Как известно, в русском языке широко применяются падежи, которых насчитывается шесть. При склонении порядковых числительных меняется только последняя цифра (если их несколько). Например:

  • Именительный падеж: двадцать пятый, тысяча шестьсот тринадцатый.
  • Родительный: двадцать пятого, тысяча шестьсот тринадцатого.
  • Дательный: двадцать пятому, тысяча шестьсот тринадцатому.
  • Винительный: двадцать пятый, тысяча шестьсот тринадцатый.
  • Творительный: двадцать пятым, тысяча шестьсот тринадцатым.
  • Предложный: (о) двадцать пятом, (о) тысяча шестьсот тринадцатом.

Если речь идет о падежах, то количественные числительные и порядковые числительные действительно сильно отличаются по образованию. В случае с первой категорией будет изменяться каждое слово. Рассмотрим падежные окончания количественных числительных:

  • Именительный падеж: восемь, двадцать шесть.
  • Родительный: восьми, двадцати шести.
  • Дательный: восьми, двадцати шести.
  • Винительный: восемь, двадцать шесть.
  • Творительный: восемью, двадцатью шестью.
  • Предложный: (о) восьми, (о) двадцати шести.

Важно запомнить

Рассматривая имена числительное (количественные и порядковые), стоит обратить внимание на некоторые исключения. Эти исключения из правил необходимо просто запомнить:

  • Если нужно использовать такие слова, как "сто", "сорок" и "девяносто", они будут иметь один вид в именительном и родительном падежах. Во всех остальных случаях используется "ста", "сорока" и "девяноста". Например, правильнее будет сказать: "он шел со ста рублями в кармане", а не: "он шел со стами".
  • Если речь идет о числительном "полтора", то меняться слово может только в зависимости от рода. То есть правильно будет сказать: полтора яблока (мужской и средний род) и полторы сливы (женский род).

Правила, которые следует знать

В грамматике есть множество нюансов. Поэтому будет полезно также выучить правила о количественных и порядковых числительных:

  • Правильнее говорить: "до скольких (часов) работает магазин". При этом ударение ставится на букву "о".
  • Сегодня очень часто можно услышать "двухтысячный год". На самом деле это неправильно. Тоже самое касается выражения "двух тысяча семнадцатый год". Правильно говорить только: "две тысячи семнадцатый год".
  • У порядковых числительных окончания меняются так же, как и в случае обычных прилагательных.

Как числительные синтаксически сочетаются с существительными

Если речь идет о количественных частях речи, то в именительном и родительном падежах они ставятся только в форме Р. п. То есть: семь букв, шестнадцать чашек, тридцать человек.

Стоит обратить внимание, что такие слова, как "три", "полтора", "четыре" и "два", используются только с существительными, которые должны ставиться в единственном числе, а все остальные - со множественным. К примеру: три бокала - пять бокалов, два столба - пятнадцать столбов, четыре девочки - пятьдесят девочек.

Во всех остальных ситуациях при связке существительного и числительного все зависит от падежа.

Единственным исключением является числительное "один", так как оно, независимо от должно согласовываться только с существительным.

Если речь идет о дробных "полтораста" или "полтора", то они согласовываются с существительным таким же образом, как целые числа. Например: полтора яблока. Остальные дробные числительные необходимо употреблять в родительном падеже. Существительные же могут быть в ед. ч. или мн. ч. Например: три пятых яблока (если речь идет о конкретном объекте) и две пятых яблок (если имеется в виду общее количество определенных предметов).

Также не стоит забывать о При их использовании с существительными действуют такие же правила, как и в употреблении количественных частей речи. Это означает, что в именительном и винительном падежах они меняют форму существительного на Р. п. В прочих падежах происходит стандартное согласование.

Кроме этого, стоит учитывать, что когда мы используем собирательное числительное "оба", то существительное может иметь форму только ед. ч. К примеру: обе собаки, оба скворца. Во всех остальных случаях они употребляются во множественном числе. Например: семеро учеников.

Порядковые числительные, как уже отмечалось ранее, при согласовании с существительными, формируются так же, как и слова, отвечающие на вопрос "какой". К примеру: первый семестр, восьмая чашка, девятый урок.

Также, многих интересует, относится ли слово "тысяча" к числительным или это все же существительное. Согласно современным словарям, 1000 может относится ко множеству частей речи.

Это означает, что слово можно использовать как в качестве числительного, так и в виде существительного. Поэтому и в том, и в другом случае оно будет использовано правильно. Однако все зависит от идущего за "тысячей" слова. Например: "с каждой тысячей рублей". В этом случае оно имеет форму существительного. Но если мы говорим "тысяча человек", то тут подразумевается числительное.

Зная, почему количественные и порядковые числительные используются в той или иной форме, можно начать говорить более грамотно. Главное - запомнить основные правила. Разумеется, в этом вопросе есть некоторые нюансы, но разобраться в них сможет и ученик средней школы, и взрослый человек.

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или который?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношения к числу. Грамматиче­ские признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.

Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.

Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).

Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счет­ными существительными, то есть с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десяте­ро. Собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость; они сочетаются не со всеми существительными, а только с некоторыми:

    с существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин); числительное оба сочетается также и с существитель­ ными, обозначающими лиц женского пола (обе женщины);

    с существительными человек, лицо, ребенок (пятеро людей, лиц, детей);

    с названиями детенышей животных (семеро козлят);

    с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются пре­ имущественно числительные двое, трое и четверо;

    с существительными, называющими парные предметы (двое нос­ ков); два носка - это два носка, а двое носков - это четыре нос­ ка, то есть две пары носков;

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих). Порядковые числительные обозначают порядок предметов при

счете (первый, второй, пятый, сто двадцать пятый) и отвечают на вопрос который?, какой по счету?.

Разряды числительных по структуре

По структуре выделяют числительные простые и составные.

Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).

Составные числительные неоднокомпонентны, то есть пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьде­ сят пятый).

Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на -надцать (пят-надцатъ), к которых элемент -надцать является не вторым корнем, а суффиксом.

Выделение сложных числительных в этих учебных комплексах свя­зано с методическими целями - обучением склонению сложных числи­тельных со вторыми корнями -десят и -сот (пят-и-десят-и, пят-и-сотО).

Грамматические признаки количественных числительных

Единственным «полноценным» морфологическим признаком коли­чественных числительных является признак падежа. Числительные не имеют морфологического признака числа (о словах один, тысяча, мил­лион, миллиард см. далее). Морфологический признак рода представлен только у числительных два, оба, полтора, причем у них противопостав­лены две родовые формы, одна - для мужского и среднего рода (два стола, окна), другая - для женского рода (две парты):

Полтора

м., ср. род

м., ср. род

м., ср. род

полтор-а

полтор-ы

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

дв-ум

полутор-а

обо-им

обе-им

полтор-а

полтор-ы

дв-умя

полутор-а

обо-ими

обе-ими

дв-ух

полутор-а

обо-их

обе-их

Как мы видим, у слов два и полтора родовые различия проявляются только в И. п. и В. п., у слова оба родовые различия прослеживаются во всех падежах, причем в И. п. и В. п. они выражаются окончанием, а в остальных падежах - основой (если принять такое разделение на мор­фемы, которое приведено в таблице).

Изменение числительных по падежам называется склонением. У числительных представлены особые типы склонения (называемые в лингвистике нумеративными) и субстантивные типы склонения. ,

Особым образом склоняются числительные два, полтора (см. выше), три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтораста:

Четыре

Сорок

Девяносто

Полтораста

четыре

сорок

девяносто

полтораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

трем

четырем

сорока

девяноста

полутораста

И. п. / Р. п.

сорок

девяносто

полтораста

тремя

четырьмя

сорока

девяноста

полутораста

трех

четырех

сорока

девяноста

полутораста

Как мы видим, числительные три и четыре склоняются одинаково, а у слов сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста различаются толь­ко две формы - одна для И. п. и В. п., другая - для Р. п., Д. п., Т. п. и П. п.

Числительные пять - двадцать и тридцать склоняются по III скло­нению, то есть как слово нжочь, причем у числительного восемь пред­ставлены вариативные формы Т. п. - восемью и восьмью.

У числительных пятьдесят - восемьдесят и двести - девятьсот (то есть названия десятков на -десят и сотен на -сот) склоняются обе час­ти: первая как соответствующее простое числительное, вторая у числи­тельных на -десят по III склонению, а у числительных на -сот (-сти, -ста) по мн. числу субстантивного склонения (за исключением форм И. и В. п.).

Количественные числительные характеризуются особой сочетаемо­ стью с существительными.

Целые и собирательные числительные сочетаются с сущест­вительными следующим образом: в И. п. (В. п.) числительное являет­ся главным словом и управляет существительным, требуя его поста­новки в Р. п. ед. числа для слов два, три и четыре и в Р. п. мн. числа для слов пять и далее. В остальных падежах главным является суще­ствительное, а числительное с ним согласуется, например:

трй~(И- п.) ^тЗла (Р. п. ед. ч.); пять (И. п.) столов (Р. п. мн. ч) трех (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.); пяти (Р. п.) столов (Р. п. мн. ч.) трем (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.); пяти (Д. п.) столам (Д. п. мн. ч.) три (В. п.) стола (Р. п. ед. ч.); пять (В. п.) столов (Р. п. мн. ч.) тремя (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.); пятью (Т. п.) столами (Т. п. мн. ч.) (о) трех (П. п.) столах (П. п. мн. ч.); пяти (П. п.) столах (П. п. мн.ч.)

Дробные количественные числительные всегда управляют Р. п. существительного, а число этого существительного зависит от смысла конструкции, ср.: одна вторая конфеты - одна вторая конфет.

В грамматическом отношении среди количественных числительных выделяются слова один, тысяча, миллион, миллиард, триллион и др. названия больший чисел.

Слово один изменяется по родам, числам и падежам, в которых со­гласуется с существительным (один стол, одна парта, одно окно, одни сани). Форма множественного числа одни для обозначения одного пред­мета сочетается с существительными, имеющими форму только мно­жественного числа (одни сани, ворота, ножницы). Склоняется слово один по смешанному склонению: в И. (В.) п. имеет субстантивные окончания (одинО, одн-а, одн-о, одн-и), в остальных падежах - адъек­тивные склонения. Другими словами, числительное один грамматически ведет себя как относительное прилагательное.

Слова тысяча, миллион, миллиард и др. имеют постоянный морфоло­гический признак рода (перв-ая тысяча - жен. род, перв-ый миллион - муж. род), изменяются по числам и по падежам (перв-ые тысяч-и, перв­ых тысяча). Склоняются эти слова по субстантивным склонениям (ты­ сяча - по I склонению, миллион и др. - по II склонению). При сочета­нии с существительными эти слова всегда управляют существительным, требуя его постановки в форме Р. п. мн. числа: И. п. тысяча тонн Р. п. тысячи тонн Д. п. тысяче тонн В. п. тысячу тонн Т. п. тысячей тонн П. п. (о) тысяче тонн.

Иначе говоря, эти слова грамматически ведут себя как существи­тельные. Их отнесение к числительным происходит только на основа­нии их значения.

В предложении количественное числительное вместе с существитель­ным, к которому оно относится, является одним членом предложения:

Я купил пятъ_книг. Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматические признаки порядковых числительных сходны с от­носительными прилагательными. Порядковые числительные изменяют­ся по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с сущест­вительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числитель­ные как прилагательные (по адъективному склонению, а слово третий - по смешанному: третий-0, треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем,

как притяжательное прилагательное). В составных порядковых числи­тельных склоняется только последняя часть:

И. п. две тысячи пятый год

Р. п. две тысячи пятого года

Д. п. две тысячи пятому году

В. п. две тысячи пятый год

Т. п. две тысячи пятым годом

П. п. (о) две тысячи пятом годе.

Числительное как часть речи имеет следующие особенности пред­ставления в учебных комплексах.

Все три комплекса изучают числительное в один этап в 6 классе и представляют материал с небольшими отличиями. Во всех комплексах основное внимание уделяется вопросу о разрядах числительных по зна­чению и структуре и склонению числительных. Собственно морфологи­ческие особенности числительных рассматриваются очень кратко, что не позволяет сформировать у учащихся четкое понимание грамматиче­ской разнородности числительных разных разрядов и некоторых слов внутри разряда количественных числительных.

Комплекс 2 выделяет 4 разряда числительных по значению: количе­ственные, собирательные, порядковые и дробные (причем предлагает именно такой порядок их изучения) и отмечает, что «количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один)». Формулировка «не имеют рода» требует разъяснения: числительные один, два, а также почему-то не включенные в этот список при рассмотрении соответствующих разря­дов оба и полтора имеют непостоянный признак рода, то есть изменя­ются по родам, в то время как количественные числительные тысяча, миллион, миллиард и другие названия больших чисел имеют постоян­ный признак рода. О грамматических особенностях слова тысяча и др. не сказано ни в одном из комплексов, что значительно затрудняет их морфологический разбор. Только в комплексе 2 сказано об особенно­стях синтаксической сочетаемости количественных числительных с существительными и о том, что грамматически «порядковые числи­тельные похожи на прилагательные».

Комплекс 3, как и комплекс 1, подразделяет числительные на коли­чественные и порядковые и уже внутри количественных выделяет под-разряды целых, дробных и собирательных числительных. В связи с ре­чевой направленностью комплекса основной упор комплекс 3 делает на употреблении числительных: их склонении, избирательной лексической сочетаемости собирательных числительных, употреблению слова оба / обе, причем числительные оба и обе поданы как отдельные слова, в то время как два и две поданы как формы одного слова.