Всё о Богоматери: шедевры из Новгорода. Знаменитые произведения искусства, тайны которых до сих пор не разгаданы


"Не прикасайтесь к предметам искусства" - простое правило, которое принято почти в каждой галерее и музее в мире. Тем не менее, по некоторым причинам, есть некоторые люди, которые предпочитают игнорировать это правило: некоторые из-за любопытства, другие из-за желания снять "крутое" селфи. Какими бы ни были мотивы, в итоге страдают бесценные произведения искусства.

1. Статуя короля Себастьяна


24-летний гость португальской столицы Лиссабон 3 мая взобрался на 125-летнюю статую, установленную на фасаде вокзала Россио, чтобы сделать селфи. Статуя, которая изображала "короля-ребенка" Себастьяна, правившего Португалией в 16 веке, опрокинулась на землю и разбилась. Турист, который пытался бежать, был пойман полицией и в конечном итоге предстанет перед судом. Планы относительно восстановления статуи пока неизвестны.

2. Статуя Геркулеса


Геркулес мог иметь силу богов, но, к сожалению, это свойство не передалось скульптурам, которые возвели в его честь. Год назад двое туристов во время посещения дворца Лоджия Деи Милити в итальянской Кремоне повредили 300-летнюю Statua dei due Ercole (статую двух Геркулесов), когда взобрались на нее, чтобы сделать селфи. Туристы умудрились отломать кусок короны у одной из двух мраморных фигур, после чего им предъявили обвинения в вандализме.

3. Вазы династии Цин

Правило номер один для посещения любого места, где есть бесценные произведения искусства: всегда нужно завязывать шнурки. В феврале 2006 года Ник Флинн поднимался по лестнице внутри музее Фицуильяма в английском Кембридже, когда внезапно наступил на свой развязавшийся шнурок и потерял равновесие. Непроизвольно взмахнув руками и попытавшись ухватиться за что-то (а перил на лестнице не было), он зацепил три вазы династии Цин 1600 – 1700 годов.

Флинн остался невредимым, но вазы стоимостью около £ 500 000 разлетелись на мелкие кусочки. Флинн, которому пожизненно запретили вход в музей, назвал это происшествие обычным несчастным случаем. В итоге вазы сумели в августе 2006 года склеить из 113 частей, на которые они разбились.

4. Се человек

Может быть, самым известной и веселой попыткой "восстановления" предмета искусства в истории была попытка 80-летней прихожанки Сесилии Хименес реставрировать фреску начала XX века на евангелический сюжет "Ecce Homo" ("Се человек"), которая находилась в Храме Милосердия в испанском городе Борха. В итоге ее работа была признана худшей реставрацией в истории и стала знаменита на весь Интернет под названием "Пушистый Иисус".

Это неудивительно, поскольку изображение на фреске стало похожим не на оригинал, а на какую-то пушистую обезьяну. Хотя церковь изначально планировала нанять профессиональных художественных реставраторов, чтобы исправить фреску, к 2014 году они передумали. Работа Хименес стала главной туристической достопримечательностью, в результате чего 150 000 посетителей со всего мира приезжают в Борху, чтобы за $ 1,25 посмотреть на необычную фреску.

5. Статуя Девы Марии


В 2013 году американский турист из Миссури посетил с экскурсией Музей Опера дель Дуомо во Флоренции, Италия. Там он подошел к 600-летней статуе Девы Марии работы Джованни д’Амброджио и зачем-то попытался сравнить ее мизинец со своим собственным. В итоге палец скульптуры отломился, но к счастью он оказался гипсовым.

6. Пьяный сатир


Хорошей новостью является то, что данная статуя в Милане, которая потеряла свою левую ногу из-за неизвестных энтузиастов селфи в 2014 году, была всего-лишь точной копией другой статуи, которая датируется 220-м годом до нашей эры. Плохая новость заключается в том, что реплика была очень ценной и довольно старинной (работа 1800-х годов).

Камеры видеонаблюдения в этой секции миланской Академии изящных искусств Брера не были установлены, но свидетели видели, как студент-турист забрался на статую и сел на ее колено, чтобы сделать снимок. Студент явно не понимал, что копия статуи сделана из терракота и гипса и была собрана по кускам, поэтому нога отвалилась и разбилась.

7. Картина "Актер" Пикассо


Почти 2-метровую картину "Актер" Пикассо довольно трудно пропустить мимо внимания. Но одна из посетительниц Метрополитен-музея в Нью - Йорке в январе 2010 года слишком буквально восприняла это утверждение. Она во время экскурсии потеряла равновесие и упала на картину, сделав в произведении искусства 1904 года 15-сантиметровую дыру. Процесс реставрации занял три месяца.

Люди любят все ранжировать, составляя своеобразные «хит-парады» в самых неожиданных номинациях. Даже столь тонкая материя, как искусство, не избежала этой участи, хотя сравнивать художественные произведения очень трудно. Информационный канал Би-Би-Си произвел оценку различных живописных полотен, определив десяток самых выдающихся из них. Безусловно, этот рейтинг весьма спорен, и у читателя может возникнуть вопрос, а где, собственно, Суриков, Левитан, Репин или Шагал, к примеру. Увы, британцы не любят вспоминать о российских достижениях, в том числе и в области изобразительного искусства. Впрочем, такая предвзятость отнюдь не помешает нам восхищаться этими замечательными картинами. Итак:

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», (конец 1490-х годов)

Сюжет воспроизводит наиболее драматический момент Страстной недели, когда Иисус, ужиная со своими учениками, сообщает им, что вскоре один из них его предаст, а другой отречется от своих убеждений. Иуда, сидящий за столом четвертым слева, всей своей позой выказывает смущение, остальные апостолы выражают удивление и возмущение. Картина написана на стене монастырской трапезной и, к сожалению, претерпела множество повреждений, в результате которых утратила большую часть оригинального авторского письма.

Джованни Беллини, «Праздник Богов» (1514 г.)

Банкет - распространенная тема итальянской живописи XVI века, ему посвящены многие произведения эпохи Возрождения. К примеру, художник Андреа дель Сарто даже изобразил церковь, изготовленную из колбасы и сыра пармезан. В основном картина написана Беллини, но помогал ему молодой Тициан, бывший в то время его учеником. Этот шедевр выполнен в мифологическом жанре. Персонажами стали бог плодородия Приап, нимфы, Юпитер и другие божества, пьющие вино. Новшеством техники стал китайский сине-белый фарфор, недавно завезенный в Европу.

Паоло Веронезе, «Свадьба в Кане» (1563 г.)

Эта яркая и красочная сцена массового праздника висит в итальянском крыле Лувра прямо напротив Моны Лизы, что, к сожалению, способствует репутации одного из самых игнорируемых шедевров всего западного искусства. Свадьба, на которой Христос только что превратил воду в вино, была перенесена из Каны в современную автору Венецию. Нарядно одетые гости, кажется, заняты десертом, но, если присмотреться, можно заметить, что никто из них не ест. Это объясняется тем, что на картине изображены представители высшего класса, которые, в отличие от простолюдинов, считали не очень приличным интересоваться угощениями.

Диего Веласкес, «Триумф Вакха» (1628 г.)

Белокожий, увенчанный листьями плюща, бог вина сидит в веселой компании. Как и положено ему по статусу, он пьян. Рядом с ним загорелые работники в испанских коричневых плащах, выглядящие куда более трезвыми. Художник изобразил мифологическую сцену, довольно редкую в его творчестве. Веласкес отошел от традиционного образа вакхического веселья, на котором, как правило, присутствуют нимфы, и обратился к более натуралистическому стилю, характерному для жанровых сцен (бодегонес).

Питер Пауль Рубенс, «Праздник Ирода» (1635-38гг.)

Крышка блюда приподнимается, а под ней - глава Иоанна Крестителя. Великолепная мрачная живопись Рубенса показывает момент, когда Саломея, станцевав для своего отчима Ирода, получает в награду смерть святого. Человеческая голова подается на праздничный стол вместе с лобстером и дичью. Иродиада, мать Саломеи, тычет в язык Иоанна вилкой, в то время как ее муж охвачен ужасом.

Ян Стен, «Беспутный дом» (1663-64 гг.)

Если в эпоху Высокого Возрождения художники изображали богов или аристократов, то голландские живописцы XVII века обратились к бытовым сценам, иногда насыщенным морально-сатирическим смыслом. Видно, что эти гуляки грешат привычно и обыденно. Человек в черном пытается соблазнить служанку, а женщина на переднем плане так увлечена выпивкой, что не замечает Библию под ногами. Большой окорок, ставший, очевидно, центром этого праздника, забыт на полу, и на него уже заинтересованно поглядывает кошка.

Джон Мартин, «Праздник Валтасара», (1821 г.)

Джон Мартин был одним из самых странных английских художников XIX века. Его манере свойственны апокалиптические видения, но чрезмерная пафосность иногда переходит в откровенный китч. На этой картине он изображает сцену из Книги Даниила, в которой царь вавилонский получает плохое предзнаменование. Грандиозные колоннады до бесконечности, страшные молнии на небе и все такое прочее…

Эдуард Мане, «Завтрак на траве» (1862 г.)

Картины вошла в историю западного искусства, как отвергнутая парижским Салоном и самим Наполеоном III, в ней нарушены все правила перспективы и иконографии. Непонятно также, почему мужчины одеты в современное платье, женщина голая, и при этом люди не глядят друг на друга. Впрочем, возможно, Мане вообще писал не пикник, несмотря на фрукты и булочки, выкатившиеся из корзины на траву. Скорее всего, никакого намека на многозначительную философию, мораль или мифологию нет, художник просто изобразил какой-то факт из современной жизни.

Джеймс Энсор, «Банкет голодающих» (1915 г.)

Когда в начале Первой мировой войны немецкие войска заняли Бельгию, Энсор написал эту горькую пародию на «Тайную Вечерю». На столе убогий обед, состоящий из двух морковок и лука, по всему этому ползают насекомые. Стены украшены ужасными картинами, а люди бесчинствуют. Ужасы войны проявляются не только на полях сражений, но в быту, о чем и повествует это живописное произведение.

Джуди Чикаго, «Ужин» (1974-79 гг.)

Нужно было быть большим поклонником американского феминистского искусства, чтобы занести эту картину в список десятки лучших работ всех времен и народов. На ней изображена сервировка стола для трех десятков великих женщин, имена которых нашим соотечественникам ничего не говорят (за исключением, возможно, Вирджинии Вулф). В центре композиции не еда, а крышки. Чикаго завершила эту работу с помощью 400 добровольцев.

Н овгородский музей - заповедник имеет в свои фондах более 150 произведений древнерусского искусства, посвященных Деве Марии. Взглянем на 5 самых любопытных «Богородиц» .

Раненая Богородица

Эта фреска с фрагментом лика - одно из древнейших русских изображений Богоматери, созданное около 1130 года. Редкий экспонат выставляется впервые, ведь фреска была обнаружена совсем недавно - в ходе археологических раскопок 2014 года.

Любопытно, но раскопки производились не в чистом поле и не на развалинах, а в прекрасно сохранившемся до наших дней здании - Георгиевском соборе Юрьева монастыря . Фрагмент был найден в алтарной части храма (жертвеннике). Дело в том, что в 1830-е годы древние росписи XII века по приказу архимандрита Фотия были сбиты со стен, и их крошево было варварски использовано для подсыпки пола. То, что уцелели эти печальные глаза, - настоящее чудо.

Проданная Богородица

Одно из удивительных сокровищ Новгородского музея-заповедника - комплекс из двусторонних «таблеток». Эти небольшие иконы-святцы на тонких дощечках, которые клали на аналой в дни праздников, были написаны в конце XV века. Веками они хранились в Софийском соборе, но после революции ансамбль был разделен и частично продан за границу. В новгородском музее оказалось только 18 «таблеток».

Поскольку иконы представляли собой церковный календарь, великий искусствовед Виктор Лазарев в 1970-е годы определил, что некоторых праздников не хватает, то есть икон должно быть больше. Восемь табличек нашлись в Третьяковской галерее , парочка в коллекции художника Корина, одна в Русском музее . Но самое интересное открытие было совершено в Лондоне: антиквар Ричард Темпл прислал Лазареву фотографию двусторонней иконы из свой коллекции - с «Троицей» и «Богоматерью Одигитрией» на обороте. Она точно подошла по размерам и по стилю к остальным. А в 1987 году Бланшетт Рокфеллер, вдова Джона Д. Рокфеллера III, выкупила у Темпла эту икону и передала ее в Новгородский музей.

Посмотреть и послушать видеоэкскурсию по залам иконописи XV–XVI веков Новгородского музея-заповедника

Неуязвимая для стрел Богородица

Чтобы разглядеть Богоматерь на этой большой иконе, надо приложить некоторые усилия, однако на самом деле она ее главная героиня. В сюжете «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)» она изображена дважды - в верхнем и среднем регистре.

Мы видим, как небольшая квадратная икона «Богоматерь Знамение», где Дева Мария изображена с распахнутыми в защитном жесте руками, поднята над стенами и толпой, как хоругвь. Она спасает Новгород от войск суздальского князя Мстислава Андреевича. Это чудо случилось в 1170 году.

Изображенная тут икона «Богоматерь Знамение» XII века ныне хранится в Софийском соборе (на выставку она не приехала). А эта большая повествовательная икона, написанная в 1460 году, полна множества деталей, исторических персонажей и исчезнувших зданий.

Шелковая Богородица

Упомянутая выше чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII века отсутствует на выставке, так как в 1991 году она была возвращена Православной церкви. Долгие века для новгородцев она была эмблемой города, его оберегом, палладиумом. Икона сначала хранилась в церкви Спаса Преображения на Ильине улице , а затем в соборе Знаменского монастыря. Разумеется, святыня была богато украшена: ее покрывал позолоченный серебряный оклад, а к нижнему краю подвешивалась вышитая пелена.

Именно эту пелену XVII века можно увидеть на выставке. Она полностью повторяет размер чудотворной иконы. На холсте и шелковой ткани с помощью золотных и серебряных нитей тщательно воспроизведено и изображение святыни. Можно разглядеть святых на полях и прочитать их имена - а на оригинальной древней иконе эти части так истерты, что красочного слоя почти не осталось.

Богородица с подробной биографией

О большинстве древнерусских икон известно мало - до нас обычно не доходит ни имя автора, ни дата создания, ни обстоятельства заказа. Но чем ближе к Новому времени, тем больше эта ситуация меняется. Например, благодаря подробной надписи по нижнему краю многое ясно об этой иконе Иверской Богоматери.

Хотя по стилю она напоминает XVII век, оказывается, на самом деле икона была создана намного позже - в 1827 году. Писал ее «вышневолоцкий мещанин» Игнатий Еремеевич Чистяков. Созданная им икона - это список образа, заказанного знаменитым патриархом Никоном для основанного им Иверского Валдайского монастыря . Та икона действительно XVII века, она была написана в 1655 году. Однако увидеть ее невозможно: при закрытии монастыря в 1927 году она была утрачена.

А патриарх Никон, в свою очередь, шел по стопам царя Алексея Михайловича, который семью годами ранее, в 1648 году, заказал для Успенского собора Московского Кремля точный список самой первой Иверской иконы из Иверского монастыря на Афоне. Царский образ сохранился, ныне он в Смоленском соборе

Данте Габриэль Россетти. «Жанна д’Арк». 1882 г. Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания

Жанна д’Арк

История Жанны д’Арк, простой крестьянки, которая взяла в руки оружие и ведомая голосами святых отправилась спасать родину в Столетней войне, зачаровывала прерафаэлитов. Впрочем, о ее подвигах и трагической смерти знают все. Любопытно другое – для этой картины позировала Джейн Моррис, дочь конюха. Россетти вместе с другом, художником Берн-Джонсом, случайно встретил ее в театре и, восхитившись красотой девушки, пригласил в натурщицы. Джейн позже вышла замуж за художника Уильяма Морриса, выучила итальянский и французский, овладела фортепиано, стала писать неплохие стихи и переводить. Благодаря этому преображению она считается одним из прототипов Элизы Дулиттл из пьесы Шоу «Пигмалион». На картине Жанна д’Арк изображена будто целующей меч – символ освобождения страны. Ее роскошные рыжие волосы распущены – Россетти с удовольствием писал кудри Джейн Моррис, которая, несмотря на то, что была женой его друга, стала и его любовницей.

Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету А.С. Аренского «Клеопатра». 1909 г. Коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского, Лондон

Клеопатра

Египетская царица Клеопатра VII прославилась умом и обаянием, благодаря которым покорила сердца таких врагов своей страны, как великие полководцы Марк Антоний и Юлий Цезарь. Судя по сохранившимся скульптурам и монетам, красавицей Клеопатра не была – однако в искусстве эту женщину принято изображать неотразимой. По легенде, царица иногда дозволяла мужчине стать на одну ночь своим любовником – но лишь с тем условием, что наутро он будет казнен. Мы знаем этот сюжет по «Египетским ночам» Пушкина, но той же истории посвящена новелла Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Именно эта новелла стала основой балета, музыку к которому в 1900 году сочинил композитор Антон Аренский. Премьера балета состоялась в 1908-м на «Русских сезонах» Дягилева. Партию Клеопатры танцевала Ида Рубинштейн. Успех был ошеломляющий – во многом благодаря великолепным костюмам и декорациям работы Леона Бакста. Один из сохранившихся рисунков – эскиз наряда царицы для ведущей актрисы. Тут, конечно, больше не от истинной Клеопатры, а от Иды Рубинштейн. Балерина хотя и не считалась гениальной танцовщицей, однако благодаря характеру и темпераменту вошла в историю искусства (в том числе русской живописи – вспомним ее портрет кисти Серова), получала прекрасные роли, стала звездой. В эмиграции не пропала, собрала свою труппу.

Джорджоне. «Юдифь». Около 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Юдифь

История храброй еврейки, вдовы Юдифи, известна из Ветхого Завета. Когда ассирийцы взяли в осаду ее родной город, Юдифь нарядилась в богатые одежды и, выдав себя за предательницу-пророчицу, отправилась во вражеский лагерь. Она пообещала ассирийцам показать путь в крепость и так понравилась полководцу Олоферну, что тот пригласил ее на ужин и попытался соблазнить. Однако Юдифь напоила его вином, а когда Олоферн заснул, отрубила ему голову и с триумфом возвратилась в родной город. Смятенные враги свернули осаду. Сюжет гибели Олоферна стал одним из самых популярных в эпоху барокко, однако в то время живописцы смаковали сцену насилия, изображая непосредственное убийство и потоки крови. Картина кисти Джорджоне написана раньше, в эпоху Высокого Возрождения, когда идеалом были спокойствие и гармония. Именно этими чувствами наполнено полотно. Юдифь на нем напоминает не яростную мстительницу и патриотку, а безмятежную античную богиню. С первого взгляда отрубленную голову Олоферна, которую она попирает ногой, можно и не заметить.

Паоло Веронезе. «Видение святой Елены». Около 1580 г. Пинакотека Ватикана

Святая Елена

Елена, чье полное имя звучит как Флавия Юлия Елена Августа, – одна из самых выдающихся женщин Византийской империи. Собственно, эту империю создал ее сын Константин Великий. Кроме того, Елена – в числе шести женщин, которые почитаются в лике равноапостольных, то есть наравне с апостолами. Такую великую судьбу ничто не предвещало: Елена родилась в простой семье и, судя по всему, работала служанкой в трактире отца. Там с ней и познакомился полководец Констанций I Хлор, будущий римский император, которому она родила сына Константина. Однако Констанций бросил Елену, чтобы жениться на дочери своего соправителя. Елена дождалась реванша, когда императором стал ее сын, – он провозгласил мать «августой» (царицей). Как и Константин, сделавший христианство государственной религией империи, Елена приняла эту веру. Согласно житию, однажды во сне ей было видение – царице повелевалось отправиться в Святую Землю и найти крест, на котором распяли Христа. Веронезе как раз изобразил этот сон. Елена действительно отправилась в Иерусалим и произвела раскопки на Голгофе. Найденные ею четыре века спустя после казни реликвии (крест, гвозди и табличка INRI) почитаются христианами как подлинные.

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I (Armada portrait). 1590-е, Королевские музеи Гринвича, Великобритания

Елизавета Тюдор

Английская королева Елизавета I вошла в историю как одна из самых великих женщин-правительниц. Она смогла удержаться на троне, несмотря на сомнительность своего права на наследование, многочисленные католические заговоры и войны. И все это без крепкого мужского плеча: королева громогласно объявила себя «Девственницей» и решительно отказалась выходить замуж. Среди ключевых событий ее царствования – разгром испанской флотилии, Непобедимой армады, которая направлялась к берегам Англии в 1588 году. Более ста испанских кораблей две недели бились в проливе Ла-Манш с английскими и голландскими судами. Аллегорический портрет Елизаветы, называемый «Armada portrait», посвящен именно этой победе. Картина полна множества деталей, которые любопытно разглядывать. В окнах на заднем плане видны два морских эпизода битвы. Один изображает английские корабли, только готовящиеся к бою, другой запечатлел, как испанские суда терпят кораблекрушение у ирландских берегов. Рука королевы опирается на глобус, причем ее пальцы «покрывают» Америку, что символизирует владычество Англии над Новым Светом. Платье вышито символами солнца, то есть власти, а многочисленные жемчужные ожерелья обозначают луну, то есть девственность королевы. Подлокотник в виде морской сирены – еще одно напоминание о гибели вражеских кораблей.

Джон Уильям Уотерхаус. «Circe Invidiosa». 1892 г. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида

Цирцея

Эта волшебница из древнегреческих мифов получила дар чародейства от отца – бога солнца Гелиоса. Колдунья Медея приходилась ей племянницей – и обе они были колхидскими царевнами, то есть выросли на побережье современной Грузии. В юности Цирцею выдали замуж за царя сарматов – народа, жившего на территории нынешнего Причерноморья, но вскоре она его отравила, захватила власть над страной и стала править самостоятельно. Когда Цирцею свергли, она бежала на край света и поселилась на собственном острове в Средиземном море. Всех мужчин, которые попадали на остров, Цирцея превращала в зверей – кого в свиней, а кого и во львов. Только хитроумный Одиссей сумел спастись от этой участи и покорить сердце волшебницы. Автор картины живописец Уотерхаус принадлежал к художественному кружку прерафаэлитов, которые восхищались сильными и загадочными женщинами, Прекрасными Дамами и Belle Dame sans Merci («безжалостными красавицами»). Одетая в изумрудное Цирцея на этом полотне и прекрасна, и безжалостна: она льет волшебное зелье в волны, где привыкла купаться красавица Сцилла – ее соперница в любви к морскому богу Главку. Заколдованная Сцилла превратится в чудовище (щупальца уже различимы в волнах) и поселится на скале напротив Харибды.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Софья Багдасарова

Искусство появилось почти сразу же после появления человечества, и на протяжении веков было создано множество величайших произведений в живописи, скульптуре и других сферах искусства. Какие из них считать самыми лучшими, вопрос очень спорный, ведь даже эксперты расходятся во мнениях на этот счет. Мы же сегодня попробуем составить список десяти наиболее известных произведений искусства за все время.

10 ФОТО

1. «Звездная ночь», Ван Гог.

Картина, написанная голландским художником Винсентом Ван Гогом в 1889 году. Источником вдохновения для создания этого произведения искусства было ночное небо, которое он наблюдал из окна своей комнаты в приюте Святого Павла.


2. Рисунки в пещере Шове.

Доисторические наскальные рисунки животных, созданные примерно 30 тысяч лет назад. Пещера Шове находится на юге Франции.


3. Статуи Моаи.

Каменные монолитные статуи, расположенные на острове Пасхи в Тихом океане. Считается, что статуи были созданы аборигенами острова между 1250 и 1500 годами нашей эры.


4. «Мыслитель», Роден.

Самая известная работа французского скульптора Огюста Родена, созданная в 1880 году.


5. «Тайная вечеря», да Винчи.

Эта картина, написанная Леонардо да Винчи между 1494 и 1498 годами, представляет собой сцену последней трапезы Иисуса со своими учениками, описанную в библейском евангелии от Иоанна.


6. «Сотворение Адама» Микеланджело.

Одна из самых известных фресок Микеланджело, находится в Сикстинской капелле Апостольского дворца в Ватикане. Фреска иллюстрирует повествование о сотворении Адама из библейской книги Бытие.

7. «Венера Милосская», автор неизвестен.

Одна из наиболее известных древнегреческих скульптурных работ, созданная где-то между 130 и 100 годами до нашей эры. Мраморная скульптура была обнаружена в 1820 году на острове Милос.


8. «Рождение Венеры» Боттичелли.

На картине, написанной итальянским художником Сандро Боттичелли, изображена сцена появления богини Венеры из моря. Картина находится в Галерее Уффици во Флоренции, Италия. 10. «Мона Лиза», да Винчи.

Шедевр работы Леонардо да Винчи, созданный примерно между 1503 и 1506 годами. Картина находится в Луврском музее Парижа.