Время не ждет пословица или поговорка. Пословицы про время. Как действительно уходит время

Ἀναξαγόρας

Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин , начавшейся после блестящих побед над персами , 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие отношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла , его учениками были Фукидид , физик Архелай и Еврипид .

Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение , землетрясения и т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов (как утверждает Мария Солопова, - за утверждение, что солнце является раскалённой глыбой ). Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла . Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке , где и умер в 428 году до н. э. . «Не я потерял Афины , а афиняне потеряли меня» - гордо говорил он.

Вначале тела́ стояли [неподвижно], божественный ум же привёл их в порядок и произвёл возникновение вселенной… Бог был, есть и будет… Будучи умом, он привёл в порядок все бесчисленные вещи, бывшие [раньше] смешанными… Он [ум] – тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всём и имеет величайшую силу .

Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии »), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос . Мировой «ум» (др.-греч. νοῦς ) - тончайшее и легчайшее вещество - приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются - так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (др.-греч. ἄμυκτον , лат. immissibile ). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики . Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

Книги [ | ]

  • Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Отв. ред. И. Д. Рожанский . - М. : Наука , 1989. - Т. 1. От эпических космогоний до возникновения атомистики. - С. 505-535. - 576 с. - (Памятники философской мысли). - 50 000 экз. - ISBN 5-02-008030-6 .
  • Асмус В. Ф. Анаксагор // Античная философия . - 2-е изд. - М. : Высшая школа , 1976. - С. 74-97. - 543 с. - 80 000 экз.

Обратимся к великому философу Анаксагору. Известны основы Его Учения, которые были новы для многих веков. Даже и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться неустаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими учеными. Можно видеть насколько жизнеописание философа не предуказало Его характер как человека. Между тем, Он был представителем замечательного века. Он впитал утонченность мысли Греции. Он ценил искусство и много раз помогал советами Периклу. Таким образом, Он был внутренним рычагом многих мероприятий. У Него достаточно было достоинства защитить друга и предпочесть изгнание лишению чести. Утверждаю, что можно дать самую блестящую оценку Его деятельности, но Он не желал запечатлевать преходящих событий. Уже тогда втайне сердца, Он предчувствовал будущий подвиг. ...

"Физика Анаксагора"(самостоятельная работа для слушающих курс философии)

Рожанский И.Д., "Анаксагор"(фрагменты)

Анаксаго́р из Клазомен (др.-греч. Ἀναξαγόρας , ок. 500 до н. э. - 428 до н. э.) - древнегреческий философ , математик и астроном , основоположник афинской философской школы.

Анаксагор - один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, родился в Клазоменах около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии .

Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин , начавшейся после блестящих побед над персами , 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла , его учениками были Фукидид , физик Архелай и Еврипид .

Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение , землетрясения и. т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла . Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке , где и умер в . «Не я потерял Афины , а афиняне потеряли меня» - гордо говорил он.

В противоположность милетцам , для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (νοῦς, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.

Он первый был тем, кто предположил, что солнце - шар.

Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии »), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос . Мировой «ум» (др.-греч. νοῦς ) - тончайшее и легчайшее вещество - приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются - так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (др.-греч. ἄμυκτον , лат. immissibile ). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики . Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Литература

  • Рожанский И. Д. Анаксагор . М: Мысль, 1983.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических космогоний до возникновения атомистики . Изд. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989.
  • Хакимов Р. З. «Разум» как детерминирующий фактор в философской системе Анаксагора // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993.№ 3. С. 56-64.
  • Янков В. А. Геометрия Анаксагора. Историко-математические исследования , 8(43), 2003, с. 241-267.
  • Янков В. А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. М., 2003. № 5. С.135-149.
  • Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон . Анаксагор из Клазомен (англ.) в архиве MacTutor . (англ.)

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в Клазоменах
  • Умершие в Лампсаке
  • Древнегреческие философы
  • Философы Древней Греции
  • Философы V века до н. э.
  • Древнегреческие астрономы
  • Древнегреческие математики
  • Астрономы Древней Греции
  • Математики Древней Греции
  • Астрономы V века до н. э.
  • Математики V века до н. э.
  • Математики по алфавиту
  • Материалисты
  • Физики Древней Греции
  • Физики по алфавиту
  • Астрономы по алфавиту
  • Персонажи «Божественной комедии»
  • Умершие от голода
  • Досократики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Анаксагор из Клазомен" в других словарях:

    Анаксагор из Клазомен - Анаксагор из Клазомен: открытие гомеомерий; понимающий, упорядочивающий ум Анаксагор предпринял попытку разрешить затруднение, вытекавшее из философии элеатов. Он родился около 500 г. до н.э. и умер около 428 г. до н.э. Анаксагор провел… … Западная философия от истоков до наших дней

    В М. Азии (ок. 500 428 до н. э.) древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы … Большой Энциклопедический словарь

    - (ок. 500 428 до Р. X.) древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе.… … Философская энциклопедия

    - (Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500 428 до н.э.) др. греч. философ и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От… … Философская энциклопедия

    Из Клазомен в Малой Азии (около 500 428 до нашей эры), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей (позже название гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы … Современная энциклопедия

    Анаксагор - из Клазомен в Малой Азии (около 500 428 до нашей эры), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах “семенах” вещей (позже название гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Анаксагор: Анаксагор (царь Аргоса) сын Мегапенфа, мифический царь Аргоса. Анаксагор из Клазомен древнегреческий философ … Википедия

    - (Anaxagoras) Анаксагор (Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500 428 до н.э.) Древнегреческий философ. Родился в местечке Клазомен в Малой Азии, в семье богатых и знатных родителей. Не признавал богов и пытался дать естественное объяснение природным… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Анаксагор - Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: Все, что имеется, было… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АНАКСАГОР - АНАКСАГОР Ἀναξαγόρας) из Клазомен (500 428 до н. э.), др. греч. философ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоянно учивший в Афинах. ЖИЗНЬ. А.… … Античная философия

(Anaxagoras)(ок. 500 до н.э., Клазомены, ныне на терр. Турции - 428 до н.э., Лампсак, ныне на терр. Турции)
Разрабатывал вопросы математики и астрономии. Около тридцати лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 430-х гг. был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни (с 434-433 до н.э.) провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.


Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего - Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших чувственно не воспринимаемых частиц всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого Эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение частицы стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества. Однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо "во всем имеется часть всего", каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным. Эти принципы предположительно относятся не только к частицам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование гомеомерий), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного.

А. был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений, и первым, кто изложил ясное учение о фазах Луны. Он интересовался натуральной астрологией, т.е. связью циклических природных явлений с ритмичным движением небесных тел. Предвосхищая современную науку более чем на 2000 лет, А. учил, что звезды состоят из той же материи, что и наша Земля, и что Солнце есть пылающая масса; что Луна - темное необитаемое тело, получающее свой свет от Солнца; а кометы - блуждающие звезды или тела.

Античный писатель III в. Диоген Лаэрций сообщает, что А. предсказал падение камня с неба. О нем рассказывали, что однажды, придя в Олимпию, он сел на стадионе в кожаном плаще, как если бы должен был пойти дождь, - что и произошло. По свидетельству Филострата, А. предсказал, что некий дом рухнет, и не ошибся. Когда его спросили, ради чего он родился на свет, А. ответил: "Ради созерцания Солнца, Луны и неба".