Вражда между печориным и грушницким. Сочинение на тему: Дуэль Печорина и Грушницкого, взаимоотношения и дружба героев (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - выдающееся произведение русского классика М. Ю. Лермонтова, которое состоит из отдельных повестей, не имеющих последовательного изложения сюжета. Однако все они рассказывают разные истории, связанные с героем Григорием Александрович Печориным, очень таинственным и загадочным человеком, который вызывает разные чувства: привязанность, сострадание, ненависть и любовь. Кстати, любовь и дружба в жизни Печорина в большинстве своем ничего для него не значили. Он не испытывал теплых и искренних чувств к другим, а может, прятал эти чувства глубоко внутри себя.

Дружба в жизни Печорина. Сочинение

В первой главе мы знакомимся с Печориным со слов штабс-капитана Максима Максимыча. Хоть им и пришлось пережить немало трагических событий, но это никак не сблизило их. Максим Максимыч за это время сильно привязался к Печорину, но в духовном плане был чужд ему, может, из-за а может, из-за

Нужно отметить, что в герое Максиме Максимовиче прослеживается образ простого русского человека, характерного для России того времени. Он никогда не сможет понять Печорина, однако симпатизирует ему и называет его «славным малым». Максим Максимыч говорит о нем, что есть «эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи».

Неловкая встреча

Почему дружба в жизни Печорина не имела такой важности, как для других? Для эгоистичного Печорина Максим Максимыч и Бэла были лишь маленькими эпизодами в его жизни. Это доказывает момент, когда Максим Максимыч после долгой разлуки, узнав, что в их части остановился Печорин, выбежал чтобы обняться с другом, но Печорин при встрече с ним не показал никаких эмоций и вымолвил лишь: «Мне пора, Максим Максимыч…» Лермонтов не случайно показывает такую несхожесть двух сослуживцев, такая же разница всегда существовала между русским народом и светской аристократией.

Дневник Печорина

Дальше в вопросе о том, что значила дружба в жизни Печорина, лучше разобраться, а также ближе познакомиться с этой личностью помогает личный дневник, постепенно открывающий все причины поступков Печорина и его высокомерного отношения к людям. Дневник помогает понять, что двигало этим человеком, чем он жил. Печорин был человеком из высшего общества, которое, в свою очередь, не требовало от него ничего умного и полезного. От такого безысходного положения и своей никчемности Печорин забавлялся и в некотором роде издевался над людьми. Однако он также мог осуждать себя за свои поступки, а это говорит о том, что не такой уж он хладнокровный и Так, в нем проявляется незаурядная личность, способная на сострадание.

Маска равнодушия

Что значит дружба в жизни Печорина? Он очень сложно сходится с людьми, совсем не умеет дружить и любить по-настоящему. Все, кто попадался на его пути, Бэла, Максим Максимыч, Мери, Вера, Грушницкий, получили от встречи с ним только боль, страдание и разочарование. Он думал, что он умнее всех, и требовал большего. Получая желаемое, он быстро от него отказывался. Кто знает, может, его холодность - лишь маска, которую общество научило надевать на себя, чтобы не показывать свои истинные чувства. Таким образом можно было обезопасить себя от ненужного любопытства и насмешек, чего он так не любил.

Доктор

Но в романе действительно есть такой человек, с которым Печорин особенно дружен, это доктор Вернер. Печорину удается в нем разглядеть свои собственные черты, ему нравится в нем скептицизм, интеллект и то, что он любит поэзию. Печорину импонировало и то, что этот человек по профессии врач.

В теме «Дружба в жизни Печорина» цитаты звучат по-разному. Печорин сам однажды признался Вернеру, что он не способен дружить, что в дружбе «один раб другого». Печорин свободолюбивых нравов, подстраиваться и подчиняться не желает, не нуждается в чужих советах. В любви он тоже себя не видит, его добрая и умная Вера ему уже не принадлежит, она замужем, бороться ему за нее уже поздно.

Дуэль

Нелепая дуэль с Грушницким - это его роковая месть за розыгрыш. Печорин решает довести дело до конца и убивает бедного юнкера, хотя и знает, что Грушницкий в него никогда бы не выстрелил.

В главном герое живут два человека, один постоянно совершает поступки, а другой осуждает его за них. Он не угадал своего предназначения, презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.

Дружба в жизни Печорина. Таблица

Если составить краткую образную таблицу взамоотношений Печорина, то можно выделить интересные детали.

Максим Максимыч

Относится к Григорию Александровичу с искренностью, сочувствием, любовью и в то же время с непониманием. Печорин же к нему абсолютно равнодушен, если не сказать - безразличен, хоть и были они довольно долгое время сослуживцами.

Грушницкий

В нем играло соперничество и зависть, тщеславие и злоба по отношению к Печорину, который ответил безжалостностью, неумением прощать слабости своему сверстнику.

Офицер серб Вулич

Он храбр, фаталист, чуждый сомнениям, верит, что все предопределено в судьбе человека. Печорин же отрицает предопределение и верит в здравый рассудок.

Доктор Вернер

Ироничный философ, созерцатель, боится ответственности. Печорина все это привлекает, ему нравится интеллектуальное общение с ним.

Вот таким он был, Печорин. Читайте великое творение М. Ю. Лермонтова и делайте собственные выводы о том, что значила дружба в жизни Печорина. Сочинение, которое мы представили вашему вниманию, представляет собой лишь субъективное мнение.

В романе «Герой нашего времени» читатель видит явное противопоставление двух образов: главного героя и юнкера .

Безусловно, оба героя обладают схожими чертами характера, такими как эгоизм и самовлюбленность. Но, нельзя не отметить, что в Печорине это настоящее, а у Грушницкого все насквозь пропитано фальшью. Он только пытается казаться романтическим героем, тогда как Печорин, им является.

Неприязнь друг к другу сложилась у героев практически сразу при встрече в Пятигорске, но внешне никто из них этого не показывал. Невозможно назвать кого-либо из героев абсолютно положительным или отрицательным. Печорин безжалостно обошелся с княжной Мэри, со своей давней возлюбленной Верой и ее мужем только ради забавы. Не от какой-то внутренней природной злобы, но лишь от скуки, главный герой романа решил влюбить юную Мери, и тем самым вызвать чувство ревности в Грушницком. Печорин изображен автором, как натура эгоистичная и очень противоречивая. Он относится критично не только к обществу, окружавшему его, но и к самому себе. Главный герой лишен фальши в своем характере и поступках. Его нельзя обвинить в подлости или трусости.

Грушницкий изображен М.Ю. Лермонтовым, как посредственность. Юнкер не так искушен в общении с женщинами, как Печорин, и ведет себя довольно робко и скромно. Сначала читатель может подумать, что любовь Грушницкого к Мери искренна, но впоследствии становится видно, что это тоже является фальшью. Он с легкостью оклеветал свою возлюбленную, когда увидел рядом с ее окном Печорина, только лишь из-за уязвленного самолюбия, даже не пытаясь разобраться в ситуации.

Дуэль является критическим моментом столкновения трусости и храбрости двух персонажей. Молодой юнкер Грушницкий повел себя очень подло. Вместе со своим новым приятелем, драгунским капитаном, он решил выставить главного героя посмешищем. План состоял в том, чтобы оставить пистолеты незаряженными. Юнкер будто пытается доказать самому себе, что Печорин не идеален, а может испытывать испуг и трусость. Грушницкий ждал удобного случая, чтобы вызвать Печорина на дуэль. Но волей случая, главный герой услышал то, о чем говорили драгунский капитан и молодой юнкер.

Вскоре произошел инцидент, который привел к дуэли. Когда главного героя заметили напротив окна княжны Мери, Грушницкий публично его осмеял. За что Печорин вызвал того на дуэль. Драгунский капитан опять выступил подстрекателем и предложил зарядить только пистолет Грушницкого, таким образом было запланировано хладнокровное убийство. Именно страх подтолкнул молодого юнкера к таким подлым действиям. Он боялся проиграть превосходившему его во всем Печорину.

Главный герой, напротив, не боялся смерти. Он предложил сделать условия поединка еще более суровыми, перенести дуэль на обрыв скалы, чтобы любая, даже незначительная рана, стала смертельной. Грушницкий стрелял первым, и лишь задел ногу Григория. Тогда главный герой объявил о том, что его пистолет не заряжен, и попросил перезарядить. Пуля Печорина оказалась для юнкера смертельной. Грушницкому не удалось одолеть Григория, даже с помощью коварного плана. Но Печорин не испытал удовлетворения от своей победы над трусостью, наоборот, на душе у него было тяжело.

Развязка этого противостояния оказалась очень трагичной: , сердце княжны Мери разбито, жизни Веры и ее мужа сломаны.

Я его также не люблю: я чувствую, что мы

когда-нибудь с ним столкнемся на узкой

дороге, и одному из нас несдобровать.

М. Лермонтов. Герой нашего времени

Как много приемов использует М. Ю. Лермонтов, что-бы ярче и многостороннее осветить образ главного героя своего романа — Печорина! Мы узнаем о Печорине со слов людей, длительное время общавшихся с ним, наслышанных о нем, читаем его дневник. И все же нигде человек не раскрывается так полно и многогранно, как в общении с другими людьми.

Попадая в Пятигорск, Печорин встречается с Грушницким, фигура которого выделяется даже среди «москов-ских франтов» и «блестящих адъютантов». Конфликт Печорина с Грушницким является в романе одним из главных, поскольку Грушницкий здесь воплощает мир, против которого главный герой восстает всей душой и сердцем.

Грушницкий в романе — прямой антипод Печорина и даже пародия на него. Желанию произвести эффект, позированию Грушницкого Лермонтов противопоставил подлинную глубину и силу мечты и горечи разочарования своего главного героя. Играя в разочарование, стремясь привлечь к себе внимание, Грушницкий во многом старается подра-жать Печорину, завидуя ему и в глубине души даже нена-видя за внутреннее превосходство. Печорин же вначале относится к Грушницкому с иронией, поскольку тот скорее смешон и жалок в своих попытках играть «в необыкно-венные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», чем страшен и опасен. Тонкий психолог чело-веческого сердца, Печорин быстро и легко разгадал внут-реннюю сущность Грушницкого: он «не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Однако это упрек не за недостаток самоотвержен-ности и любви к людям, чего был лишен и сам Печорин, а за игнорирование объективной правды реальности. Груш-ницкий никогда не слышит собеседника, даже если с ним «беседует». Грушницкий оторван от действительности, он видит вокруг только то, что ему хочется, поэтому зачастую не может критически оценить собственные поступки или не умеет разобраться даже в простейших жизненных ситу-ациях.

Невозможность воплотить в жизнь глубокие, сильные, реальные стремления и в то же время постоянное недо-вольство собой делают фигуру Печорина трагической. У Грушницкого же мы наблюдаем отсутствие убеждений, внутреннюю пустоту, мелкость души и мыслей, что приво-дит его к позерству и непреодолимому, мелочному самолю-бию, в результате чего он способен на совершение подлых и низких поступков.

Печорину, несмотря на его убежденность в неспособнос-ти к «благородным порывам», свойственны и глубокие, ве-ликодушные, подлинно человеческие движения. Так, слу-чайно подслушав предложение капитана довести его, Пе-чорина, до вызова на дуэль, якобы чтобы проверить его храбрость, но не заряжать пистолет, Печорин «с трепетом ждал ответа Грушницкого... Если б Грушницкий не со-гласился, я бросился б ему на шею». Это же страстное желание поверить в человека, убедиться, что он не спосо-бен на подлость, появляется у Печорина и во время дуэли, ведь он готов все забыть и простить противнику и низость, и мелкое самолюбие, и трусость, если он признается в сво-ем подлом поступке. Однако стремление «играть роль» в Грушницком выше честности, и он стреляет в Печорина, умышленно обезоруженного капитаном, не положившим пуль в его пистолет, нагло ожидая ответного — холостого — выстрела. Материал с сайта

В своем романе «Герой нашего времени» в образах Печорина и Грушницкого М. Ю Лермонтов запечатлел вполне типичные для русской жизни 30-х годов харак-теры, сложившиеся в обществе в период реакции после разгрома восстания декабристов. В образе Печорина ото-бражены люди, страстно пытающиеся найти свое место в жизни, критично и объективно оценивающие свои по-ступки и действия, способные анализировать окружающую действительность, но не находящие ответов на свои вопросы, не сумевшие определить цели собственной жиз-ни. Рядом с такими неординарными натурами процвета-ет в своем безмятежном существовании серость и по-средственность, люди, стремящиеся играть чужую роль, говорить чужими словами, жить чужой жизнью, — та-кие, как Грушницкий.

Меню статьи:

Дуэли стали причиной многих бед и несчастий не одной семьи. Порой причинами для такого непритязательного решения конфликтов ставали самые банальные вещи.

Так как пагубное влияние дуэлей было очевидно, то такой способ разрешения конфликтов был вскоре запрещен, но это не мешало время от времени прибегать к подобному способу выяснения отношений.

Развитие отношений между Грушницким и Печориным вскоре зашло в тупик и, по мнению Грушницкого, единственным путем разрешения конфликта могла быть исключительно дуэль.

Знакомство Печорина и Грушницкого

Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».

Предлагаем ознакомиться с в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.

Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.


После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Дуэль

Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину. Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте. Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование. Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.

Последствия дуэли

Так как дуэли были запрещены, то Печорин должен был понести наказание за участие в незаконном действии, если бы об этом инциденте стало бы известно общественности. Так как дуэль закончилась смертельным исходом для Грушницкого, то огласка была вполне ожидаемым действием. Так и случилось. После обнародования информации о дуэли Печорин, получает свое наказание – его переводят по службе в некую крепость N. Именно здесь Печорин знакомиться с Максимом Максимовичем и Беллой.

Для новых знакомых Печорина взаимоотношения с дуэлянтом стали губительны – он привнес в их жизнь кардинальные изменения, причем не самые положительные.

Таким образом, Печорин, хоть и выглядит откровенным негодяем в отношении многих вещей, все же имеет благородные черты характера. Так, например, он несколько раз призывает решить возникший конфликт мирным путем, делает он это не из-за страха или личной робости, а потому, что не видит веских причин устраивать трагедию. Кроме того, Печорин готов отвечать за свои поступки и слова – он человек слова, в то время как Грушницкий привык действовать исподтишка и боится признавать свою неправоту.

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: конфликт, причина дуэли

4.2 (84.44%) 9 votes

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов изображает Печорина в самой различной социальной среде: на Кавказе, среди черкесов; среди офицерства в казачьей станице; среди контрабандистов в Тамани, среди высшего общества, собравшегося на водах в Пятигорске. Печорин в романе окружен самыми разными персонажами, каждый из которых по-своему оттеняет внутренний облик главного героя.

Так, доктор Вернер, будучи приятелем Григория Александровича, подчеркивает то лучшее, что есть в герое, — искренность, образованность, высокие интеллектуальные запросы, аналитический ум. Одновременно при сопоставлении с Вернером становятся более заметными жестокость и бесчувственность Печорина. После дуэли с Грушницким Вернер не подает Печорину руки.

Максим Максимыч тоже в какой-то степени противопоставлен Печорину. При всем своем простодушии, штабс-капитан добр и человечен, способен к дружбе и любви. Это, по выражению Белинского, «чудесная душа», «золотое сердце». На фоне Максима Максимыча особенно отчетливо видна эгоистичность Печорина, его замкнутость, индивидуализм, одиночество.

Незаурядность личности Печорина, «подлинность» его духовных исканий и одновременно своеволие героя открываются в истории отношений его с Грушницким.

Грушницкий в романе является своеобразным двойником Печорина. Он в определенном смысле пародирует мироощущение Григория Александровича, выступая в роли «разочарованного».

Более всего на свете Грушницкий жаждет уверить всех в собственной исключительности, в необыкновенных жизненных обстоятельствах. Он напускает на себя таинственный, загадочный вид, постоянно драпируется «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Манеры и поведение этого персонажа рассчитанно-эффектны: «он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой», «говорит он скоро и вычурно», у Грушницкого «страсть декламировать». Рисовка и фальшь поведения в Грушницком граничат с пошлостью. По меткому замечанию Печорина, под старость такие люди делаются «либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим...».

Грушницкий не только воплощает в себе «моду скучать», но это еще и подлый, безнравственный, мстительный и завистливый человек, склонный ко лжи, интригам, сплетням. Грушницкий пытается ухаживать за Мери Литовской, однако она отвергает его. И вот уже он готов опозорить доброе имя девушки, распуская сплетни о ее тайных свиданиях с Печориным.

Грушницкий плетет интриги против Печорина. Считая его счастливым соперником, он мечтает отомстить, убить его на дуэли, приготовив для противника пистолет с холостыми патронами. Однако вскоре сам становится жертвой: Печорин узнает о заговоре и хладнокровно убивает Грушницкого на этой дуэли, вовремя перезарядив свое оружие.

Характерно, что Грушницкий испытывает некоторое смущение во время поединка, нечто вроде уколов совести. Однако он не отказывается от своих планов, даже поняв, что его заговор разоблачен. «— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...»

«У Грушницкого нет только характера, но... натура его не чужда была некоторых добрых сторон: он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу; но торжественное, трагическое положение, в котором самолюбие его играло бы напропалую, необходимо должно было возбудить в нем мгновенный и смелый порыв страсти... Самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; то же самое самолюбие сосредоточило всю силу его души... и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек — апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера», — писал Белинский. Примерно так же этого персонажа оценивает С. П. Шевырев. «Это в полном смысле слова пустой малый. Он тщеславен... Не имея чем гордиться, он гордится своею серою юнкерскою шинелью. Он любит без любви», — замечает критик.

Однако и Печорин в сцене дуэли ведет себя недостойно: он выбирает такое место для поединка, где один из них обречен на неминуемую гибель. Досада оскорбленного самолюбия, презрение и злоба — вот чувства, испытываемые Григорием Александровичем во время дуэли. В душе его нет места великодушию. Играя своей судьбой, он с удовольствием играет и судьбами других людей.

Так, во время дуэли Печорин готов простить Грушницкому ему подлость, если тот раскается в своем поступке. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?» — размышляет Печорин в своем дневнике.

Однако, даже будучи готов простить своего противника, Григорий Александрович подсознательно надеется на то, что прощать Грушницкого не придется. Прекрасно разбираясь а человеческой психологии, Печорин уверен в малодушии своего соперника, в его упрямстве, в его болезненном самолюбии. Думается, эти размышления героя о возможности раскаяния и спасения Грушницкого в большей степени — лукавство перед самим собой. На самом деле Печорин не хочет щадить своего противника.

Григорий Александрович не фаталист, он любит «сомневаться во всем», но здесь он идет дальше сомнений, выказывая свое полное презрение и неуважение к Провидению. Вместо благодарности судьбе за собственное спасение, благодарности, рождающей в человеке великодушие и милосердие как чувства наиболее естественные, Печорин испытывает лишь презрение и ненависть, порождающие очередное злодейство.

Грушницкий с самого начала раздражает Печорина. «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать», — заявляет Григорий Александрович уже при первой встрече с юнкером в Пятигорске. Причину этой ненависти Печорина очень четко обозначил С. П. Шевырев. «Он играет роль разочарованного — и вот почему он не нравится Печорину; сей последний не любит Грушницкого по тому же самому чувству, по какому нам свойственно не любить человека, который нас передразнивает и превращет то в пустую маску, что в нас есть живая существенность», — замечает исследователь.

Таким образом, в истории с Грушницким герой раскрывается своими новыми гранями. На фоне этого персонажа становятся более заметными достоинства Печорина — искренность, сильная воля, решимость, глубокий интеллект. Одновременно здесь обнажается вся бездна печоринского самолюбия, его индивидуализм и своеволие.