Вопросы по литературе 20 и 21 века. Литература XX века_вопросы к экзамену. К какому литературному течению принадлежал А. Блок

  1. В чем вы видите особенности развития рус-ской литературы XX века?
  2. Русская литература XX века развива-лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горя-чих точек». Эти события нашли отраже-ние в создаваемых художественных про-изведениях различных направлений и те-чений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эсте-тических позиций писателей. В начале ве-ка в русской литературе сосуществовало несколько направлений и течений, глав-ными из которых были реализм и модер-низм (символизм, акмеизм, футуризм). После Октябрьской революции произо-шло разделение русской литературы на два основных направления: советская лите-ратура, которая воспевала новый строй в России и его достижения, и литература русского зарубежья, в произведениях ко-торой революция и установленный после ее осуществления режим подвергались резкой критике, утверждались общечело-веческие нравственные ценности. В целом оба направления составляли единую рус-скую литературу, основанную на пред-шествующих традициях.

    Литература русского зарубежья, а так-же произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным сооб-ражениям, пришли к читателю в основ-ном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской ли-тературе вновь образуются различные те-чения и направления (например, постмо-дернизм и др.).

  3. Какое литературное направление является ве-дущим в русской литературе XX века? Ответ обо-снуйте.
  4. Ведущим направлением в русской лите-ратуре XX века является реализм при на-личии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отра-зить жизнь. Развивая традиции реалисти-ческой литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литерату-роведении ведутся дискуссии о методе со-циалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских пи-сателей был провозглашен в качестве ве-дущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадее-ва, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произ-ведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям ре-ализма и найти в них следование тради-циям русской классики XIX века.

  5. Сопоставьте известные вам произведения XIX и XX веков. Определите общие и различные темы. Сравните характеры героев.
  6. XX век принес в литературу новые те-мы и проблемы, как-то: человек в изме-няющемся мире, личность перед лицом революционных событий, тема Граждан-ской войны, судьбы людей в Великую Оте-чественную войну, нравственные пробле-мы человека труда, историческая память народа и многие другие. Для литературы обеих эпох общими стали, конечно, нрав-ственные проблемы, особенно личных вза-имоотношений людей. Никогда не исчер-пает себя тема любви, размышления об истинности дружбы и природе предатель-ства. Всегда актуальны раздумья о вос-питании будущих поколений и так на-зываемая проблема «отцов и детей», под-разумевающая не только конфликтные отношения между старшими и Младшими, но и поиски путей укрепления связи меж-ду родителями и детьми на основе любви и уважения к традициям, на основе пре-емственности жизненного опыта, вос-приятия мировоззрения и культурного бо-гатства. И конечно, героев произведений и XIX и XX веков волновали проблемы чести, справедливости, долга. Как видим, общего много, потому что это классиче-ская литература. Материал с сайта

    Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, высту-пали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либераль-ные дворяне, воспитанные в университе-тах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой форма-ции. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Ост-ровского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях Н. А. Некрасова. Для литературы совет-ского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и веря-щий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по роди-не, людям, знакомым местам (И. Бунин, В. Набоков).

Цель: проверить качество знаний учащихся по указанной теме.

Задачи : повторить изученный материал из раздела «Русская литература XX века», отработать навыки определения авторов прослушанных текстов, назначения изобразительно-выразительных средств, чтения наизусть стихотворных произведений.

6. «Отгадайте литературоведческий термин»

  1. Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
    (Аллитерация)
  2. Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
    (Оксюморон)
  3. Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
    (Антитеза)
  4. Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
    (Перифраз)
  5. Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
    (Параллелизм)
  6. Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
    (Ирония)

III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

IV. Домашнее задание.

Придумайте другие виды заданий в занимательной форме (отгадывание произведения по иллюстрации, кроссворды, тесты) для проверки качества знания курса литературы 11 класса.

Литература :

  1. Школьная библиотека: lib.prosv.ru
  2. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Агеносова В.В. 11 кл.,ч.1, 2
  3. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Журавлева В.П.11 кл., ч.1, 2
  4. Словарь литературоведческих терминов: www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456

1. Фантастический реализм» М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Художественное своеобразие и структурная организация романа. Значение романа для развития современной русской литературы.

2. Творчество А.Н.Толстого советской эпохи. Жанрово-тематические особенности романа «Петр I». Новаторство писателя.

3. Творческий путь В.В. Набокова. Жанрово-стилевое многообразие романов писателя (2-3 произведения по выбору).

4. Концепция социалистического реализма в литературных дискуссиях конца 20-х - начала 30-х годов. Основные идейно-эстетические категории метода. Споры о соцреализме в современной критике.

5. Художественное осмысление гражданской войны в России в ранней советской прозе 20-х годов (А. Фадеев, М. Булгаков, Б. Пильняк, М. Шолохов и др. - 2 автора по выбору). Жанрово-стилевое многообразие прозы этого периода.

6. Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» как литературный памятник эпохи. Трагический эпос романа. Споры о романе в литературной критике.

7. Основные темы и мотивы дореволюционной прозы И.А. Бунина. Мастерство Бунина-художника.

8. Творчество С.А. Есенина. Особенности его художественного мира. Своеобразие поэтики.

9. Русский символизм и его литературно-эстетические концепции. Старшие и младшие символисты. Кризис идей.

10. Концепция мира и человека в творчестве А. Платонова. Своеобразие философской прозы писателя (на материале рассказов и повестей «Усомнившийся Макар», «Джан», «Чевенгур», «Котлован» и др.).

11. Творческая эволюция А. А. Блока. Особенности художественного мира поэта (поэтические циклы «Стихи о Прекрасной Даме, «Страшный мир», «На поле Куликовом»).

12. М.А. Булгаков - драматург. Пьесы о гражданской войне в контексте героико-революционной драмы 20-х годов. («Дни Турбиных», «Бег»). Жанрово-композиционные особенности.

13. Поэзия постмодернизма. Основные направления и творческие установки (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Е. Шварц, Т. Кибиров, И.Жданов и др.).

14. Проза И.А. Бунина эмигрантского периода. Традиции русской классической литературы в творчестве писателя («Жизнь Арсеньева», цикл рассказов «Темные аллеи»).

15. Русский футуризм как авангардное течение в литературе XX века. Творчество В.В. Маяковского дореволюционного периода. Урбанистические мотивы. Образ лирического героя, своеобразие поэтики.

16. Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны в прозе 50-60-х годов: жанры, своеобразие конфликта и героя (Ю. Бондарев, В. Гроссман, К.Воробьев, В. Астафьев и др. – 2 автора по выбору).

17. Творчество В.В. Маяковского 1917-1930 гг. Многообразие тем и образов в лирике поэта. Сатира Маяковского в процессе утверждения социалистических идеалов нового общества.


18. Акмеизм как литературно-эстетический феномен «серебряного века». Творческие манифесты и поэзия акмеистов (А.А.Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам).

19. Пути развития поэмы 50-60-х годов. Социально-философское осмысление эпохи, судеб народа в произведениях А.Твардовского, А.Ахматовой, А.Смелякова, В.Федорова и др. (на примере 2-3 произведений). Образ лирического героя, особенности жанра и стиля.

20. Постмодернизм в русской литературе: причины зарождения, жанровое и стилевое своеобразие постмодернистской прозы (на примере 2-3 авторов).

21. Творческий путь Л.М. Леонова. Проблемы эволюции творческого метода, жанра и стиля. Особенности психологизма в романах писателя («Вор», «Русский лес», «Пирамида» - по выбору).

22. «Возвращенная» литература и ее место в литературном процессе конца 1980-90-х годов («Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина и др. - на примере 2-3 произведений).

23. Поэзия Н. Рубцова. Основные темы и мотивы в лирике поэта. Своеобразие поэтики.

24. Драматургия 50-60-х годов: проблемно-тематические и жанрово-стилевые аспекты (на примере 2-3 авторов).

25. Проблематика и поэтика ранних пьес А.М. Горького («Мещане», «Варвары», «Враги» - по выбору). Мастерство Горького-драматурга в пьесе «На дне».

26. Творчество А.М. Горького советского периода. Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» как «движущаяся панорама десятилетий». Особенности психологизма в романе.

27. Жанр исторического романа в литературе русского зарубежья. Особенности проблематики и стиля (М. Алданов, М. Осоргин, А. Солженицын - по выбору).

28. Творческий путь М.М. Пришвина. Основные темы и мотивы творчества писателя.

29. Развитие драмы 1980-90-х годов: нравственная проблематика, характер конфликта, типология героя (М. Рощин, В. Розов, А.Галин, Э.Радзинский, Л. Петрушевская, Н. Коляда и др. - на примере 2-3 авторов).

30. Культурная атмосфера «оттепели». Поэзия этого периода (на примере творчества 2-3-х авторов).

31. Гуманистический пафос творчества А.И. Куприна. Мастерство Куприна- новеллиста. Повести «Молох» и «Поединок» как образцы русской реалистической прозы на рубеже веков.

32. Жанровое и стилевое многообразие лирики военных лет. Поэма в годы войны. Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как литературный памятник эпохи.

33. Литературная эмиграция первой волны: судьба и творчество (К.Бальмонт, И.Шмелев, Д.Мережковский и др.- по выбору).

34. А.И.Солженицын. Жизнь, творчество, личность писателя.

35. Творческие искания А.М. Горького на рубеже 1890-1900-х годов. Идейно-художественное своеобразие романтических и реалистических произведений писателя.

36. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Творческая история произведения. Судьба России, народа и интеллигенции, трагические коллизии эпохи и их художественное осмысление.

37. Театр А.Вампилова. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Автор и его герои (на примере 1- 2-х пьес). Влияние творчества А. Вампилова на отечественную драму 1970-80-х годов.

38. «Деревенская проза» 50-70-х годов и споры о ней в критике. Русский национальный характер в рассказе А.Солженицына «Матренин двор», в повестях В.Белова «Привычное дело», В. Распутина «Последний срок». «Деревенская проза», на современном этапе: общая характеристика

39. Творческие искания Л.Н.Андреева. Своеобразие его художественного метода. Особенности психологизма в прозе писателя. Место Андреева в русской литературе XX века

40. В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность писателя.

Гулие Решетова
Контрольная работа №1. Тест по теме «Русская лирика 20 века» (9 класс)

Контрольная работа №1 (тест ) по теме «Русская лирика 20 века » 9 класс Часть 1

1. Название какого поэтического течения связано со словом «будущее» ?

1)Акмеизм 2) Символизм 3) Футуризм

2. Кто ввел термин «серебряный век» ?

3. Поэтом-символистом был

4. Какому поэту принадлежат строки :

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра…

1)А. Ахматова 2)М. Цветаева З). Гиппиус

5. Кто из поэтов увлекался философией?

6. Кто из поэтов был удостоен Нобелевской премии?

1)Ахматова 2) Блок 3)Пастернак

7. Кто из поэтов был футуристом?

1) В. Хлебников 2) А. Твардовский 3)С. Есенин

8. М. Цветаева была поэтом

1) Символистом 2) Акмеистом 3)Вне течений

9. Для творчества какого поэта характерно трагическое восприятие любви?

1) А. Блок 2) Б. Пастернак 3)А. Ахматова

11. Кто из поэтов пережил блокаду Ленинграда?

12. Какому поэту принадлежит сборник «На ранних поездах» ?

1) Б. Пастернак 2) А. Ахматова 3) М. Цветаева

13. Соотнесите цитаты из стихотворений с именами их авторов :

1. Светить всегда, /светить везде,

до дней последних донца, /светить -

и никаких гвоздей! /Вот лозунг мой

и солнца! («Необычайное приключение…» )

2. Я спросила у кукушки,

Сколько лет я проживу…

3. Мне нравится, что вы больны не мной.

Мне нравится, что я больна не вами….

4. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…

А. М. И. Цветаева

Б. А. А. Ахматова

В. В. В. Маяковский

Г. С. А. Есенин

14. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни» ?

1) С. Есенина

2) В. Иванова

3) К. Бальмонта

4) И. Северянина

15. Укажите временные границы «серебряного века » русской поэзии .

1) начало 20 века

2) конец 19 – начало 20 века

3) начало-середина 20 века

4) конец 19 века

16. В каком варианте ответа хронологически верно расположены литературные

направления?

1) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

2) классицизм , сентиментализм, реализм, романтизм

3) классицизм , сентиментализм, романтизм, реализм

17. Своё стихотворение, в котором есть такие строчки :

«Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ…», М. И. Цветаева посвятила

1) Б. Л. Пастернаку

2) О. Э. Мандельштаму

3) С. А. Есенину

4) А. А. Блоку

Ключи к тесту

Вопрос Ответ

13 1-в,2-б. 3-а, 4-г

Публикации по теме:

Конспект урока. Математика 4 класс. «Деление суммы на число». ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Урок математики. (слайд 1) Начинаем.

Контрольная по математике 3 класс 2 четверть 1 Вариант № 1. Реши задачу: В саду росло 9 рядов груш по 6 деревьев в каждом ряду и 4 ряда яблонь по 3 дерева в каждом ряду. Сколько всего.

Контрольная работа «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Контрольная работа по русскому языку «Служебные части речи» Контрольная работа. 1 вариант 1. Распределить слова в три столбика: предлоги, союзы, частицы. Идти вдоль берега, идти вдоль и поперек, подумал.

Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета "Русская изба", которую мы изготовили в рамках проекта.

Русская красавица! Во всем мире славится! Нет её чудеснее, краше и родней! Второй день нашего проекта "Страна мастеров" был посвящен.

Вариант – 1

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А)романтизм В)сентиментализм

Б)классицизм Г)реализм

2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский Г)Ф.М.Достоевский

4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна

5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,// Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

А)олицетворение В)эпитет

Б)инверсия Г)аллегория

6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

8.Катерина Измайлова – это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

А)А.Н.Островский В)М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой

10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А)Долохов В)Болконский

Б)Денисов Г)Друбецкой

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею В)Наполеону

Б)императору Александру 1 Г)М.И.Кутузову

12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича В)Раскольникова

Б)Зосимова Г)Свидригайлова

13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов Г)Анатоль Курагин

14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову Г)М.Ю.Лермонтову

15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А)жертвенность В)лицемерие

Б)легкомыслие Г)свободолюбие

17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой В)И.А.Гончаров

18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов Г)Д.И.Писарев

19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)А.А.Фет Г)М.Ю.Лермонтов

20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное В)Марьино

Б)Заманиловка Г)Отрадное

21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка В)солдатом

Б)садовником Г)артистом

24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Тесты по русской литературы 19-20 века. Вариант – 2

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский В)Измайловский

Б)Павлоградский Г)Семеновский

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география В)словесность

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров В)Коваленко

Б)Буркин Г)Беликов

Тесты по русской литературы 19-20 века. Вариант – 3

1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).

А)влияние его невесты В)влияние среды

Б)воздействие родителей Г)профессия врача

2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)романтизм В)классицизм

Б)сентиментализм Г)реализм

3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.

А) «Человек в футляре» В) «Медведь»

Б) «Чайка» Г) «Дама с собачкой»

4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.Толстой

Б) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов

5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».

А)Петербург В)город NN

Б)Москва Г)тульское имение Обломова

6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

А)Лебезятников В)Лужин

Б)Соня Г)Свидригайлов

7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»

А)Беликов («Человек в футляре») В)Очумелов («Хамелеон»)

Б)Туркин («Ионыч») Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)

8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

А)И.А.Гончаров В)Ф.М.Достоевский

Б)Л.Н.Толстой Г)И.С.Тургенев

9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.

А)чистое искусство В)декадентство

Б)натуральная школа Г)социалистический реализм

10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.

А)пролог В)кульминация

Б)завязка Г)развязка

11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) «бурный поток» В) «подводное течение»

Б) «поток сознания» Г) «невидимая жизнь»

12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?

А)тема города В)любовь

Б)одиночество Г)гражданственность

13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А)Ф.М.Достоевскому В)И.А.Бунину

Б)Л.Н.Толстому Г)А.П.Чехову

14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А)душевную пустоту В)раболепие

Б)чинопочитание Г)лицемерие

А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Б)А.Н.Островский «Гроза» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад» В) «Мертвые души»

Б) «Гроза» Г) «Крыжовник»

17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

А)Н.Г.Чернышевскому В)В.Г.Белинскому

Б)Н.В.Гоголю Г)М.Ю.Лермонтову

18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)классицизм В)романтизм

Б)реализм Г)сентиментализм

19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

А)мещанка В)крестьянка

Б)дворянка Г)купчиха

20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

А)гротеск В)аллегория

Б)олицетворение Г)сравнение

21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это

А)история рода Обломовых

Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества

В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка

22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской

Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения

В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых

23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств

А)бездушие В)простодушие

Б)равнодушие Г)высокомерие

24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей

А) «Очарованный странник», «О любви»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

Г) «Гроза», «О любви»

Тесты по русской литературы 19-20 века. Вариант – 4

1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

А)забавный сюжет В)фарсовые ситуации

Б)комичный финал Г)претензии персонажей противоречат их возможностям

2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

А)А.К.Толстой В)А.А.Фет

Б)А.С.Пушкин Г)Ф.И.Тютчев

3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

А)Ф.М.Достоевский В)Ф.И.Тютчев

Б)Л.Н.Толстой Г)И.А.Гончаров

4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой

5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода» В) «Певцы»

Б) «Муму» Г) «Бирюк»

6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А)Н.Г.Чернышевский В)В.Г.Белинский

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Григорьев

7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?

А)Н.Г.Чернышевский В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Е.Салтыков-Щедрин Г)Н.А.Некрасов

8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)И.А.Гончаров Г)А.П.Чехов

9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.

А)А.С.Пушкин В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Ю.Лермонтов Г)А.П.Чехов

11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:

А)ода В)элегия

Б)баллада Г)послание

13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)М.Ю.Лермонтов Г)Ф.И.Тютчев

14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?

А)всех трудящихся, создающих материальные ценности

Б)крепостных крестьян, работающих на земле

В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм

Г)мастеровых, ремесленников

15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?

А)Андрею Болконскому В)Пьеру Безухову

Б)Николаю Ростову Г)Платону Каратаеву

16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А)гипербола В)экспозиция

Б)гротеск Г)кульминация

17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»

А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»

20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

А)олицетворение В)анафора

Б)антитеза Г)эпитет

21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они

А)близки по возрасту и социальному положению

Б)любят природу, музыку и поэзию

В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века

22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:

А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой

Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г)Феклуша, Утятин, Кулигин

23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».

А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести

Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу

В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.

24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема

А)взаимоотношений человека и природы

Б)деградации личности

В)личной ответственности за происходящее в мире

Г)русской интеллигенции

В.1