Волчек и яковлева конфликт. Елена Яковлева: «Я посчитала, что честнее было уйти из «Современника. ОЧ: Мы запикать можем

Эта история берет начало 26 мая — именно в этот день актриса подала заявление об уходе. Ее шаг вызвал шок как у дирекции, так и у артистов. Директор театра Леонид Эрман на тот момент был уверен, что это “сложности характера, трудный момент возраста”, ну и так далее. Тем более что “Современник” помнит, что несколько лет назад (теперь уже в прошлом веке) Елена Яковлева на сезон уходила в Ермоловский театр к Валерию Фокину (ныне возглавляет питерскую Александринку и Московский центр им. Мейерхольда). Но она вернулась на Чистые пруды и вспоминала об этом как о нелепом поступке своей жизни.

И вот новый уход. Как всякая конфликтная ситуация, она похожа на клубок, в котором концов не найти. Явных, бросающихся в глаза и обсуждаемых в труппе причин не было. Да, Лена еще на гастролях в Лондоне мне жаловалась, что у нее давно не было новых ролей, что она хоть и блестяще играет, но все же старый репертуар. “Последняя премьера у меня была в 2005 году — “Пять вечеров”, и что у меня есть? “— рассуждала она за кулисами театра на Вест-Энде, куда прилетела на “Вишневый сад” и имела огромный успех у лондонской публики. Не говоря о соотечественниках, живущих в британской столице.

С одной стороны — это правда. Но есть и другая правда — стороны художественного руководителя, отвечающего за творческую судьбу (включая занятость) каждого актера и труппы в целом. Галина Борисовна Волчек считает, что претензии ее актрисы не совсем обоснованны. Ей еще в начале сезона предлагалась большая роль в спектакле, который считается “бомбой” этого сезона, — “Враги. История любви” по Зингеру в постановке израильского режиссера Евгения Арье. Но Елена отказалась, и, лично с моей точки зрения, это была ее ошибка. Теперь роль полячки Ядвиги играет Алена Бабенко. К тому же Яковлева не приняла другие предложенные к ее рассмотрению пьесы — возможно, она себя не видела в этой драматургии.

Как бы там ни было, но обида распухала — и, как мне кажется, последней точкой для нее стала травма, которую она получила на спектакле “Пигмалион”, в котором с блеском работает с 1995 года. В темноте за кулисами она налетела на доску, непонятно каким образом оказавшуюся в пространстве закулисья, которое Яковлева знает по миллиметрам с закрытыми глазами. В результате она получила сильнейший удар в грудь, ей даже делали операцию.

Так из деталей, которым, может быть, в другое время никто не стал бы придавать особого значения, складывались слои непонимания, недоговоренностей. Может быть, стоило с самого начала попытаться выяснить между собой отношения, но… Последней каплей с позиции руководства театра стали гастроли в Екатеринбурге — точнее, несостоявшиеся гастроли. А отменить их при проданных билетах (“Современник” в городе любят и ждали) вынуждены были по причине болезни Яковлевой.

Пробую связаться с Леной по телефону.

— Я на съемках.

— Лена, твой уход из “Современника” — может быть, это эмоциональная вспышка?

— Нет, не в горячке. Это осознанный шаг. Я ничего не буду комментировать.

— Да нет, я не плачу, у меня насморк, здесь кондиционеры, простудилась.

— Прости, но значит ли это, что ты уйдешь в другой театр? Например, в Вахтанговский, о котором все говорят в связи с тобой.

— Да нет, смешно.

— И все-таки тебе уже поступали предложения?

— Были, и, как ни странно, много.

— Что же ты сейчас делаешь?

— Снимаюсь. У меня две картины — “Мамочки” и “Жуков”.

— Ну а когда откроется сезон? Может быть, тебе взять тайм-аут на год — ситуация настолько непростая, может, стоит отдохнуть?

— У меня есть сценарии, может быть, что-нибудь выберу на осень. Извини, меня уже зовут.

Это не просто случай. Это, я уверена, настоящая драма — как для прекрасной актрисы Елены Яковлевой, для Галины Волчек, так и для труппы. Во всяком случае, все актеры, с которыми я говорила (например, Ольга Дроздова, Марина Александрова, Сергей Юшкевич), разными словами, но в один голос говорят, что им бесконечно горько, печально.

Ольга Дроздова: — Я не думаю, что есть люди, кто бы радовался в театре ее уходу. Все сожалеют.

— Как ты думаешь, возможно примирение между актрисой и худруком? И вообще, если вы все так сожалеете, вы пытались как-то повлиять, поговорить?

— Да, пытались, но, очевидно, упустили время. А примирение? Я думаю, все возможно.

На этот же вопрос Елена Яковлева также категорически ответила: “Без комментариев”.

«Со стороны театра обида на меня была большой. У меня просто волосы дыбом вставали, когда я читала некоторые вещи. Думала: ну это уже совсем не по-товарищески, не по-человечески», - поделилась Елена Яковлева с Екатериной Рождественской…

Екатерина: Лен, прошло уже почти два года с тех пор, как вы ушли из «Современника», а объяснений с вашей стороны все нет. Так что все-таки случилось?

Елена: Решение вызревало у меня давно. С сорока до пятидесяти лет, то есть в хорошем актерском возрасте, когда еще есть силы, я получила только одну новую роль - в спектакле «Пять вечеров».

Единственную за десять лет! Получается, что девять лет я играла только старые, привычные роли: Варю в «Вишневом саде», Элизу Дуллитл в «Пигмалионе», а ведь они обе - совсем девочки! В моем возрасте уже как-то стыдно выбегать на сцену девочкой. А ролей, которые бы соответствовали моему возрасту, опыту, все не было и не было. И вот мне стало казаться, что я вообще зря живу… Конечно, я понимала, что работаю в коллективе, что в театре не только обо мне должны думать. И все-таки тяжело ощущать себя каким-то роботом, вся жизнь которого запрограммирована и нового в ней уже ничего не будет. Ну и последней капелькой, которая переполняет стакан, стало обнародование планов театра на следующий сезон. Я в очередной раз обнаружила, что меня там нет…

Екатерина: А вы не жаловались Волчек, что хочется чего-то нового?

Фото: Марк Штейнбок

Просто сидели и ждали?

Елена: Именно так, я сидела и ждала. Наверное, надо было пойти. Но я не знала, как ей объяснить… Ведь даже нельзя сказать, что мне вообще ничего нового не предлагалось. Время от времени возникали какие-то предложения, но слишком незначительные, на которые невозможно согласиться после моих ролей в «Играем... Шиллера!», «Пигмалионе», «Пяти вечерах»! В общем, я отказывалась, и у меня уже стало складываться впечатление, что всякую мелочь мне предлагают чисто формально, чтобы хоть что-то предложить… И тут вдруг Галина Борисовна звонит мне сама и весьма интригующим тоном сообщает: «Лена, я тебе дам один роман почитать…»


Фото: ИТАР-ТАСС

И передает книгу Зингера «Враги. История любви». Из чего я заключаю, что «Современник» будет это ставить и что мне предлагается долгожданная, большая, новая роль. «Здорово!» - думаю я. И, как всякая актриса, которой дали читать роман или пьесу, мысленно выбираю для себя персонажа. Пока читала, успела прожить со «своей» героиней целую жизнь! Все лето я выписывала из книги какие-то нюансы, детали, важные реплики… И тут выясняется, что обо мне в этой роли вовсе не мечтают. Возможно, мои ожидания и представления были ошибочными - я с этим не спорю. Ведь мне же изначально не сказали, что за роль мне предлагается, а в романе три женских линии. Но все-таки трудно на моем месте не почувствовать разочарования и обиды. И тут, как на грех, я узнаю, что меня переводят на третью роль!

Яковлева планирует появиться в спектакле Римаса Туминаса "Играем... Шиллера!". Возобновить работу в театре она решила после просьб Галины Борисовны Волчек и Марины Мстиславовны Нееловой. Артистка уверена – дамы договорились: "Возможно, они вступили в сговор, чтобы заманить меня на этот корабль под названием "Современник".

ПО ТЕМЕ

Звезда долго размышляла прежде чем вернуться. Прошлое расставание оставило негативный отпечаток в памяти артистки. Но любовь к роли Марии Стюарт перетянула чашу весов в пользу Галины Борисовны. "Ради любого другого спектакля я бы хорошо подумала – возвращаться или нет. Уходя из театра, я больше всего жалела о том, что не буду играть королеву Шотландии", – цитируют Яковлеву журналисты "Вечерней Москвы".

Елена дважды уходила из "Современника". В 1986 году она перешла в театр имени Ермоловой, но через три года вернулась обратно. Во второй раз она уволилась в 2011 году. По словам актрисы за последние 10 лет работы у Волчек она получила только одну новую роль, сообщает 7days.ru. "Получается, что девять лет я играла только старые, привычные роли: Варю в "Вишневом саде", Элизу Дулиттл в "Пигмалионе", а ведь они обе – совсем девочки! В моем возрасте уже как-то стыдно выбегать на сцену девочкой", – сетовала тогда звезда.

Добавим, Елена Яковлева -народная артистка России. Окончила ГИТИС. Снималась в фильмах "Интердевочка", "Черный квадрат" и "Елки новые".

Уйти по-английски из "Современника" не удалось - всюду муссировали всевозможные версии неожиданного поступка Елены Яковлевой. Пожалуй, единственной, кто хранил молчание и отказывался от комментариев, была сама Елена. Правду она пообещала рассказать позже - "когда придет время".

Сейчас актрису почти невозможно застать в Москве. Проще, например, в США, Канаде, Израиле. Или набираешь номер: "Я в Якутии, буду такого-то". Звонишь точно в назначенный день и час: "Поменяла график, срочно лечу в Красноярск". И так несколько месяцев. Вашингтон, Филадельфия, Торонто, Минск, Киев... Год-то прошел, но как ее, неуловимую, поймать? Повезло: в Москве Елена играет в антрепризном спектакле "Бумажный брак", и наша встреча состоялась.

Елена, буквально на следующий день после вашего ухода чего только не писали: "между вами и худруком Галиной Волчек пробежала черная кошка", "вас наконец-таки съели конкурентки, чтобы играть ваши роли в "Пяти вечерах", "Играем.... Шиллера", "Пигмалионе", "Мурлин Мурло"...

- (Перебивает.) Знаете, мне и сейчас не хочется эту тему ворошить по одной простой причине: наконец все затихло, и - слава Богу! Ну, сказали они что хотели, и сказали. Может, от отчаянья, может, испугались, что я расскажу, почему произошло то, что произошло... Конечно, когда врут - неприятно, но это на их совести. Люди, которые меня знают, кто в курсе дела, прекрасно знают истину.

Вы впервые в своей карьере год - вне стационарного театра. Можете перечислить все плюсы и минусы новой жизни?

Елена Яковлева: "Минусов" пока не вижу. Конечно, скучаю по "дому", которого теперь нет, по людям, которые мне по-прежнему дороги. Зато, во-первых, теперь нет такого безумного гнета ежемесячного репертуара, а во-вторых, мне кажется, за этот год я так прилично подлечила свои нервы. (Смеется.) Теперь у меня есть свобода выбора, я могу менять свой график как хочу. И что главное - у меня все время прекрасное настроение. Например, недавно сбылась моля давнишняя мечта - я побывала на Камчатке. Летала на вертолете над действующими вулканами, мне устроили экскурсию по долине гейзеров - я получила та-а-акое удовольствие.... Я живого медведя видела! Гигантских размеров бурый мишка вышел прямо на меня...

Наверное, увидел: ба, Елена Яковлева собственной персоной пожаловала...

А я ему: "Привет, старик!" (Смеется.)

И тут он как грохнется в обморок...

Примерно так и было... Там места заповедные: рыба просто сама в руки прыгает, вокруг термальные источники, сопки, какая-то такая невероятно чистая, нетронутая цивилизацией дикая природа... А комары какие, господи?! Во-о-от такие! (Показывает - с метр!) Когда я оттуда улетала, ей-Богу, чуть не расплакалась. Честно - не хотелось уезжать.

Вы как-то рассказывали, что шансов стать актрисой у вас не было изначально. Папа был военный, и все ваше детство и юность прошли в военных гарнизонах, где никаких театров, естественно, не было... И даже до поступления в театральный вуз вы ни одной роли не сыграли.

Елена Яковлева: Да, это так. Зато по телевизору я пересмотрела все спектакли, которые тогда, кстати, довольно часто показывали. Смотрела я их, можно сказать, запоем. Наверное, оттуда все пошло. Еще стихи я читала на всех праздничных вечерах. Учителя хвалили, называли "артисткой". Словом, на сцену я хотела безумно. Но в Москву ехать боялась, к тому же лишних денег в семье не было. Поэтому пошла работать в библиотеку, параллельно училась на техника-картографа. А внутри-то все равно сидит что-то такое непонятное, зудит - просто сил нет терпеть. Думаю: надо-таки ехать в театральный...

В вашей коллекции наград и званий - за "Лучшую женскую роль в картине "Сердце не камень" на фестивале в Шанхае, "Лучшая актриса" Римского фестиваля за роль в ленте "Лестница"... Я уж не говорю про "Интердевочку", получившую множество призов, включая Приз Токийского кинофорума. Какие чувства испытывали, когда стали популярной?

Елена Яковлева: Хотите расскажу свои первые ощущения? Году в девяностом нас с "Интердевочкой" послали на кинорынок в Канны. В эту поездку меня наряжали всем театром. Вячеслав Зайцев самые свои крутые костюмы достал из запасов, сказал: "В этом ты можешь на коктейль сходить. В этом - на светский раут..." Галина Борисовна Волчек сняла с себя драгоценности, отдала мне. И вот как лежали они у меня в мешочке, так и остались - ни разу никуда не сходила. Помню, когда вернулась оттуда, знаете, что сделала? Разрыдалась! От унижения. От очень неприятного чувства, что чиновники Госкино тебя бросили как последнюю... Сначала поселили в каком-то "змеевидном" общежитии для студентов на набережной. Потом кто-то из них перевез меня в какой-то "хилтон-шмилтон", дал жесткие инструкции, чтобы я не высовывалась. И забыли меня там. Ни суточных, в кармане - ни цента. При этом сами жили в шикарных отелях, наслаждались жизнью по полной.

Вот мы заговорили про поездки, и я вспомнила другую историю. На фестиваль в Токио мы поехали с Петром Ефимовичем Тодоровским. Принимали нас там здорово! Когда все мероприятия прошли и нам нужно было улетать, японцы попросили нас сдать билеты, чтобы участвовать в закрытии фестиваля. А я остаться никак не могла - у меня спектакль в Москве. "Не волнуйтесь, мы вас доставим вовремя". И вместо самолета Аэрофлота, с местами около туалета, когда люди идут, грубо говоря, помочиться и автограф попросить (мы так в Японию летели), обратно меня отправили рейсом "Токио-Москва-Лондон". Конечно, этот полет я запомню на всю жизнь! На борту - душ, в меню - на выбор чуть ли не все кухни мира. Открываешь ящик, а там маленькая такая красивая японская зубная щеточка, зубная пасточка. Все-все: и тапочки, и кимоно... Я летела как королева на втором этаже этого даже не самолета, а, скорее, "аэрозамка", с призом в руках, счастливая-счастливая, и успела точно к началу спектакля. Фантастика! Вот эти две поездки в моей жизни - как небо и земля.

Всегда считал, что Япония пуританская страна, а они посмели предложить вам сняться в их версии "Плейбоя"!

Елена Яковлева: Такое предложение я действительно получала во время Токийского кинофестиваля. И хочу заметить, что японцы публикуют снимки с элементами эротики, но без обнажения. Там максимум что может быть откровенным - декольте, например.

Почему же отказались?

Елена Яковлева: Петр Ефимович Тодоровский тогда сказал: "Лен, это "Плейбой". Не надо..." А еще, если честно, я сама испугалась немножко. Поскольку тогда в СССР и секса-то не было, а тут... "журнал для мужчин". Насколько я знаю, в результате Наталья Негода снялась.

По советским временам сценарий "Интердевочки" был крайне фривольным, фильм получился смелым. Тем не менее, и "секс-символом", и прочими эротическими ярлыками вас "обошли", хотя был повод великолепный.

Елена Яковлева: Думаю, я не обладаю этим даром. А по поводу ярлыков... У нас ведь знаете как? Вот мне все говорят, что я - русская Мерил Стрип. Ну просто Мерил Стрип, и все тут! Допустим, вы берете интервью, а я без всякой задней мысли, с иронией, об этом рассказываю. Три-четыре раза это скажу, а пятый возьмет и напишет: "Я спросил у русской Мерил Стрип..." Ярлык! И ты сам на себя его напяливаешь.

Недавно показывали документальный фильм, снятый к вашему юбилею. Ваши партнеры и партнерши такие теплые слова о вас говорили...

Елена Яковлева: По большому счету я - счастливая артистка! Потому что вообще такого "ой, не хотела бы я с ней (или с ним) встречаться" у меня нет по поводу ни одного актера, с которыми я когда-либо работала. А уж на мужчин мне везло прямо с глубокой молодости. Например, одна из моих первых картин - "Полет птицы". Там - Автандил Махарадзе ("Покаяние"), Ефремов-старший... Красавец - в самом-самом соку, с этими его бархатными завораживающими женщин глазами, с каким-то таким безумным умением смотреть так на женщин, что действительно все внутри переворачивается.

Значит, это не легенда? Он действительно магически действовал на женщин?

Елена Яковлева: Еще как! Казалось бы, возьми любую его фотографию: ну чего - мужик и мужик, корявый даже немножко. Уж точно не плейбой. (Смеется.) А - невероятное море обаяния! Потом у меня был партнер - Юра Богатырев, которого я вообще обожаю. Или Родион Нахапетов, да еще до отъезда в Америку - еще один красавец. Иннокентий Михайлович Смоктуновский, с которым мы не только много снимались, но и много общались в быту. А сейчас какие у меня партнеры...

Вы столько лет пропагандируете светлый образ российского сыщика. Наверняка дома храните наградной именной пистолет, корочку "Почетный работник МВД", майорские погоны...

Елена Яковлева: Не-не-не, ничего этого нет. Странно. Я сама удивлена. Но обычные люди с днем милиции меня поздравляют. Идешь по улице 10 ноября, и практически каждый второй говорит: "С праздником, товарищ майор!"

Ясно, что "Интердевочка" и "Каменская" - первое, что приходит на ум при упоминании Елены Яковлевой. Какую картину вы сами считаете своей визиткой?

Елена Яковлева: Если бы я не ездила на творческие встречи, то, наверное, я бы согласилась, что эти две. Но, оказывается, зрители помнят и любят многие другие фильмы. Например, "Анкор, еще анкор!". Очень часто вспоминают "Воспитание жестокости у женщин и собак", "Полет птицы"... Получается, в памяти людей они оставили какой-то свой отпечаток. Помню, одна женщина так меня благодарила за фильм "Ретро втроем": мол, моя героиня ей помогла избежать серьезной жизненной ошибки. То есть... Вот! Поэтому, как такая "матерая актриса", очень банально отвечу: моя "визитная карточка" еще впереди! (Смеется.)

Ваш супруг Валерий Шальных, с которым вы бок о бок живете более полувека, почти вслед за вами тоже ушел из "Современника". Из солидарности?

Елена Яковлева: Думаю, там другая причина. Ему тяжело. Вообще тяжело уходить из театра, в котором проработал 38 лет... Но уйти из "Современника" в никуда - его решение. Пока он в поиске.

Ваш сын Денис с детства бредил палеонтологией, потом занимался каратэ, верховой ездой, писал романы, снимался в кино... Чем он занимается сейчас?

Елена Яковлева: Сейчас Денис закончил третий курс Института телевидения и радио, режиссерский факультет. Закончить-то закончил, но недавно поставил нас с Валерой перед фактом, что хочет взять тайм-аут и на год уйти из института. Объяснил это тем, что хочет этот год поработать на съемочной площадке - кем угодно. Главное для него - решить, каким он в итоге видит свое будущее..

Однажды на вопрос, чего хочет как женщина Елена Яковлева, вы сказали "То, чего я хочу, состоит из миллиона мельчайших "хочу". Что хочет сегодняшняя "птица вольная"?

Елена Яковлева: В первую очередь мне хочется, чтобы Денис за этот год, который он решил провести по-взрослому, наконец, определился, чем он будет заниматься. Тогда сразу много моих "хочу" маленьких отпадет. Хочется, чтобы у Валеры закончился не самый удачный период в жизни. Верю: все наладится. Если уж совсем ничего интересного не будет, то мы - два не самых плохих артиста - найдем третьего, четвертого, сделаем какой-нибудь хороший спектакль и будем с ним ездить.

А для себя, любимой, чего хочет Елена Яковлева?

Елена Яковлева: А чтобы ничего не менялось. Вот как этот год прошел, пусть так и идет дальше. Правда, если будет еще лучше - не откажусь!