Война и мир анализ именин наташи. Как же можно охарактеризовать Ростовых? Именины Ростовых: выводы

Именины Наташи Ростовой (Анализ эпизода из романа Л Н.Толстого "Война и мир", т. I, ч. I, гл. XV-XVII.)

Когда вы стоите и ждёте, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе. (Л.Н. Толстой. "Война и мир") "Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. В самом её названии - вся жизнь человеческая. А ещё "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров". Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино. "Вот жизнь, - сказал старичок учитель", когда-то учивший Пьера географии. "Как это всё просто и ясно, - подумал Пьер, - как я не мог знать этого прежде". "Как это всё просто и ясно", - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой преобладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и рассмотрим эпизод именин в доме Ростовых. Курьёзный и нелепый случай с медведем и квартальным вызовет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других - любопытство (преимущественно у молодёжи), а кто и с отеческой ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: "Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шёл". Ох, больше бы таких грозных наставлений нашему Пьеру, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тётушки - графини Марьи Дмитриевны. Она "всегда говорила по-русски", не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И как почтительно все встали перед ней, и это отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед "никому не нужной тётушкой" Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме. Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошёл вниманием и будущего мужа Веры - Берга. Об этой паре хочется рассказать отдельно. "Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно... голос у неё был приятный..." Вера слишком "умна" для этого семейства, но ум её обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От неё веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга - именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. "Спокойно и учтиво" размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая "ни насмешки, ни равнодушия" окружающих. Вполне серьёзно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счёт убитых на войне. "Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, - сказал Шиншин, трепля его по плечу". Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. Противоестественно также будет их желание не иметь детей:
- Одно только, чтоб у нас не было так скоро детей…
- Да, - отвечала Вера, - я совсем этого не желаю. Надо жить для общества". В этом их обоюдном согласии (тогда как для Толстого любовь к детям есть одно из самых естественных свойств человека) - какая-то машинная расчётливость, неприкрытый эгоизм. Так и пройдут они по жизни, извращая подлинное человеческое бытие. Да, прав был старый граф, говоря: "Что греха таить… Графинюшка мудрила с Верой…" Вот и "намудрила", что младшая дочь в день своих именин поразительно честно и открыто заявит: "Ты этого никогда не поймёшь… потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет". Этой тринадцатилетней девочке уже дано понять душевную пустоту старшей сестры. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка" - такой мы впервые видим Наташу. И с её образом входит в роман тема "живой жизни". Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс "Ключ", станцевать с Пьером. Толстой пишет, что "сущность её жизни - любовь". В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь. Конечно, мы не верим ей, когда она "на полном серьёзе" говорит Борису: "Навсегда… До самой смерти". "И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную". "Умна она?" - спросит впоследствии Пьера княжна Марья. "Пьер задумался. "Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем - да. Она не удостоивает быть умной"”. "Не удостоивает быть умной"? Поразительно! То есть она изначально отдаётся бессознательному следованию жизни, не снисходя до размышлений о своём месте в ней. Вот Вера и Берг находят своё место - "жить ради общества". Все действия Наташи определены требованием её натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определённой частной жизни, ибо она не принадлежит одному семейному кругу, а миру всеобщего движения. И может быть, и её имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: "Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью". Она и не пытается понять свою роль, тем самым уже определила её для себя и для других. "Весь мир разделён для меня на две!
половины: одна - она и там всё - счастье, надежда, свет; другая половина - всё, где её нет, там всё уныние и темнота", - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюблённым взглядом. "Этот же самый взгляд её иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться, не зная чему". Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим её натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство её жизни. Между Наташей-девочкой, с её импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищённой глубокой красотой лунной ночи в Отрадном, и Наташей-матерью, "с радостным лицом" показывающей пелёнку с жёлтым пятном, нет существенного различия, ибо и то, и другое натурально, нефальшиво. Радость матери при здоровье ребёнка так же поэтична, как и первый поцелуй, как и восторг перед необозримостью и неохватностью жизни.

«Война и мир» – большое классическое произведение, которое вошло в золотой фонд мировой культуры. Это произведение ставят в театрах, снимают в кино. Есть даже идея создать мультфильм. Лев Николаевич Толстой давно признан гением мира. Но… Роман безмерно большой, загружен событиями и судьбами и в нём достаточно легко запутаться незнающему человеку.

И потому автор практически в самом начале романа даёт более половине своих главных героев точные характеристики. Настолько точные, что на протяжении всей истории замечаешь мельчайшие перемены. А ведь многие из героев к концу романа совершенно меняют своё мировоззрение. Так же Наташа Ростова в конце романа уже далеко не та восторженная и наивная девушка, которую мы видим, в частности на именинах.

Эпизод кстати, очень знаменателен. Именно тут автор показывает что означает слово «мир». Мы видим абсолютно счастливую чету Ростовых, отца и мать Наташи, которые живут в ладу и в мире, дополняя друг друга. Мы видим в этом эпизоде друзей и родственников, которые собрались вместе в одном доме, для того чтобы отметить именины. И пусть они спорят, иронизируют и даже немного ссорятся, но всё же это не так смертельно, можно даже сказать, что всё это происходит по-семейному.

Итак, что же это за эпизод. Прежде всего, как уже писалось, этот эпизод был задуман автором чтобы раскрыть характеры нескольких персонажей сразу. И мы знакомимся здесь с негласным лидеров в кругу друзей и семьи Марией Дмитриевной, которая по задумке автора в романе олицетворяла патриотичность и умение сберегать ценности русского человека. Она говорила только на русском, хотя в то время практически всё аристократическое общество говорила на двух языка: русском и французском, последний был всё чаще больше в обиходе. Мария Дмитриевна это не терпела.

Мы видим чету Ростовых, которые по задумке автора олицетворяет дом, мир в доме. И конечно же раскрываются характеры детей: двух сестёр – Веры и Наташи. Эгоистичная Вера, которая вскоре станет женой Берга, ещё одного персонажа присутствующего в этом эпизоде. Кстати, о нём. Автор рисует его довольно мрачной личностью, мало того этого человека мало волновали судьбы кого-то, кроме него самого. Личное «я» было превыше всех остальных. Эгоизм и некая холодность с самого начала отталкивает нас от него. И тут понимаешь, почему Вера с ним сблизилась – она такая же, холодная и надменная.

Наташа в этом эпизоде сама искренность, сама юношеская дерзость. Она даже умудряется прервать беседы в присутствии Марии Дмитриевны, но это не страшно. Она-то знает, что будет прощена.

Схема этого эпизода проста: предобеденные беседы в ожидании важного гостя (тут раскрываются характеры Берга, Шиншина и Ростова-отца); обед и разговоры за столом и завершают именины (и этот эпизод) танцы.

"Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. "Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе", - сказал Л.Толстой в этом романе.

В самом его названии - вся жизнь человеческая. А еще "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров". Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино. "Вот жизнь", - сказал старичок учитель, когда-то учивший Пьера географии. "Как это все просто и ясно, - подумал Пьер, - как я не мог знать этого прежде?"

"Как это все просто и ясно", - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом, мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой пре обладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и будет рассмотрен эпизод именин в доме Ростовых.

Курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других - любопытство (преимущественно у молодежи), а кто и с материнской ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: "Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел". Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру Безухову, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тетушки - графини Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед "никому не нужной тетушкой" Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.

Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры - Берга.

Об этой паре хочется сказать отдельно. "Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно... голос у нее был приятный..." Вера слишком умна для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга - именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. "Спокойно и учтиво" размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая "ни насмешки, ни равнодушия" окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне. "Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, - сказал Шиншин, трепля его по плечу".

Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. Противоестественно также будет их желание не иметь детей... В этом их обоюдном согласии (тогда как для Толстого любовь к детям есть одно из самых естественных свойств человека) - какая-то машинная расчетливость, неприкрытый эгоизм. Так и пройдут они по жизни, извращая подлинное человеческое бытие. Да, прав был старый граф, говоря: "Что греха таить... Графинюшка мудрила с Верой..." Вот и намудрила, что младшая дочь в день своих именин поразительно честно и открыто заявляет: "Ты этого никогда не поймешь... потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет". Этой тринадцатилетней девочке уже дано понять душевную пустоту старшей сестры.

"Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка" - такой мы впервые видим Наташу. И с ее образом входит в роман тема "живой жизни". Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс "Ключ", станцевать с Пьером. Толстой пишет, что "сущность ее жизни - любовь". В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь.

Конечно, мы не верим ей, когда она "на полном серьезе" говорит Борису: "Навсегда... До самой смерти". "И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную".

"Умна она?" - спросит впоследствии Пьера княжна Марья. Пьер задумался./Я думаю, нет," - сказал он, - а впрочем - да. Она не удостаивает быть умной". Не удостаивает быть умной? Поразительно! То есть она изначально отдается бессознательному следованию жизни, не снисходя до размышлений о своем месте в ней. Вот Вера и Берг находят свое место - "жить ради общества". Все действия Наташи определены требованиями ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участница определенной частной жизни, ибо не принадлежит одному семейному кругу, а миру всеобщего движения.

И может быть, именно ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: "Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью".

Она и не пытается понять свою роль, тем самым уже определив ее для себя и для других. "Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота", - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. "Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему".

Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни. Между Наташей-девочкой, с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной глубокой красотой лунной ночи в Отрадном, и Наташей-матерью, с радостным лицом показывающей пеленку с желтым пятном, нет существенного различия, ибо все это натурально, не фальшиво. Радость матери при здоровье ребенка так же поэтична, как и первый поцелуй, как и восторг перед необозримостью и неохватностью жизни.

Анализ эпизода «Именины в доме Ростовых» гл.7-11, 14-17, часть 1, том 1

Урок литературы в 10 классе


Цель урока

  • Проанализировать эпизод «Именины в доме Ростовых»
  • Выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа

Выводы по гл.6

Какими предстают перед нами любимые герои Л.Н.Толстого князь Андрей Болконский и Пьер Безухов в начале романа?

О чем они мечтают? К чему стремятся?

Как к ним относятся другие персонажи?



Отношение Андрея к жене

Моя жена, - продолжал князь Андрей, - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!.. Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели... Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу... Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем - вот женщины, когда они показываются так, как они есть”.




Анатоль Курагин

Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.


был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица.


Пари Долохова с англичанином Стивенсоном

Рисунок М. С. Башилова




Именины в доме Ростовых

Граф И.А. Толстой, дед писателя по отцовской линии, прототип графа Ростова. Неизвестный художник





Знаете ли Вы текст романа?

Сколько гостей будет присутствовать на именинах у Ростовых?

Какие взаимоотношения царят между супругами Ростовыми? Докажите примерами.


Знаете ли Вы текст романа?

Кто является главным гостем на именинах у Ростовых? Почему?

Графиня Марья Дмитриевна Ахросимова


Знаете ли Вы текст романа?

Что подарила графиня Мария Дмитриевна Наташе?

… Она достала из огромного ридикюля (ридикюль Марьи Дмитриевны был всем известен обилием и разнообразием содержания) яхонтовые сережки грушками…


"Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел".




Смерть графа Безухова. Рисунок М. Башилова. 1866.

Кто борется за наследство умирающего

графа Безухова?



Наташа глазами Толстого

“ Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка , со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”


Блиц-опрос

Какие события произойдут с Наташей за один день именин?

О чем это говорит?



В обращении со своей матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что, как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко”.




Наташа и Борис Друбецкой.

Художник А. Апсит

Наташа и Борис Друбецкой в цветочной. Рисунок М. Башилова. 1866


Борис Друбецкой

Борис был высокий белокурый юноша, с правильными тонкими чертами длинноватого лица. Спокойный и внимательный ум выражался в приятных серых глазах его, в углах же еще не обросших губ заметна была всегда насмешливая и немного хитрая улыбка, не только не вредившая, но придававшая как бы соль выражению его свежего, очевидно еще не тронутого ни пороком, ни горем красивого лица.

Анна Михайловна Друбецкая с сыном Борисом. Рисунок М. Башилова. 1866


Как поведет себя Наташа за столом во время обеда?

Какой дерзкий поступок совершит?

Как на это среагируют гости?



Танец Данило Купора. Рисунок М. Башилова. 1866.

Л. Толстой: «Графа Ростова и Марью Дмитриевну... нельзя ли смягчить, убавив карикатурности и прибавив нежности и доброты»


Работа с цитатами

Какую характеристику дают Наташе окружающие ее люди?

«казак в юбке»,

«зелье-девка»

«козырь девка»

Наташа Ростова.

Художник К. Рудаков. 1941-1948



Николай Ростов

студент, старший сын графа

«Николай был невелик ростом, широкогруд и очень тонко и хорошо сложен. Открытое лицо, с русыми, мягкими вьющимися волосами вокруг выпуклого, широкого лба, с восторженным взглядом полузакрытых карих выпуклых глаз, выражало всегда впечатление минуты. На верхней губе его уже показались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.»

Николай Ростов.

Художник К. Рудаков.

… я убежден, что русские должны умирать или побеждать…


Соня, племянница Ростовых

Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка, с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных, худощавых, но грациозных, мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она невольно напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой.



Тема разговора за обедом

Говорят ли за столом на именинах о Наполеоне?

Чем эта беседа отличается от разговоров в салоне А.П.Шерер?


Поразмышляем!

Какая атмосфера царит в доме Ростовых?

В чем заключается различие этой атмосферы от духа в салоне А.П.Шерер?

Какие ценности являются главными в этой семье?

Есть ли в семье Ростовых дети, вызывающие читательскую неприязнь?


2. Анализ эпизода «приезд князя Андрея в Лысые Горы»

Знакомство с новыми героями, их характеристика.

3. Чем семья Болконских отличается от семьи Ростовых?