Викторина сказка сказке открывает свою тайну. Викторина по сказкам (начальная школа), конкурсы, эстафеты по сказкам. конкурс капитанов «Круглая посло­вица»

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

(Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

    «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

    «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

    «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

    «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка» (Хаврошечка)

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:


Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. (Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

6 конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:


1. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? (Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос « Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4 - заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны!


Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.


А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

Цели и задачи урока:

  • Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания, воображения;
  • Воспитание чувства дружбы и коллективизма в классном коллективе;
  • Мотивация чтения сказок и художественной литературы.

Оборудование:

  • Подборка иллюстрированных книг со сказками;
  • Пазлы для конкурса "Собери сказку"
  • Фонограмма с мелодиями из мультфильмов;
  • Слайд-шоу сказочных персонажей;
  • Картинки героев сказочных произведений.

Ход урока

Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости и мы вместе с ними отправимся в сказочный мир, чтобы вспомнить сказки любимые с раннего детства. Сейчас мы проведем викторину по сказкам. Мы вспомним с вами сказочных героев с которыми познакомились и на уроках чтения в первом и втором классах.

Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

У нас 2 команды "Семь гномов" и "Семеро козлят".

А наши гостей попросим быть членами жюри.

Итак, начинаем 1 конкурс "Вспомни сказку".

Рыбка не простая, чешуя сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет.
("Сказка о рыбаке и рыбке").

Конь ретивый долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
("Конек-горбунок").

Колотил да колотил
По тарелке носом, ничего не проглотил
И остался с носом.
("Лиса и журавль")

Лисичка дом себе нашла:
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. ("Теремок")

Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам. ("Колобок".)

Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
("По щучьему велению")

На ней жениться хочет
Слепой и жадный крот.
Мышь над ней смеется,
А ласточка спасет!
("Дюймовочка")

Хорошо, с заданием справились.

Следующий конкурс № 2 "Назови сказку" (Слайд-шоу)

Внимание на экран. Каждой команде показывают по 3 картинки из различных сказок, дети должны узнать и назвать сказку. По очереди каждой команде.

Конкурс № 3 "Инсценируй сказку"

Звучит текст сказки " Репка", дети должны спонтанно изобразить называемые действия, т.е. показать сказку без подготовки, собирая героев самостоятельно из своей команды. Обе команды одновременно.

Молодцы! Следующее испытание: конкурс № 4 "Собери сказочных героев"

Каждая команда собирает на время пазлы с изображением сказочных персонажей

И с этим заданием справились.

Следующий конкурс № 5 "Музыкальный" . Угадайте из какой сказки или мультфильма звучащие песни. (Звучат отрывки мелодий в записи)

1 "Голубой вагон" песенка из мультфильма "Чебурашка"

2 "Ох рано встает охрана" песня из мультфильма "Бременские музыканты" по сказке братьев Гримм.

3 "Песенка кота Матроскина" из мультфильма "Зима в Простоквашино" по сказкам Э. Успенского.

4 "Песня Винни- Пуха" из сказки "Винни-Пух и все все все".

5 " Песенка Водяного" из мультфильма "Летучий корабль"

6 "Песенка Чебурашки" из мультфильма "Чебурашка"

7 "Песенка Гены" из мультфильма "Крокодил Гена"

По 3 музыкальных отрывка для каждой команды.

И последний конкурс № 6 "Любимые герои". Вы должны ответить на вопросы.

  1. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  2. Назови героев сказки "Репка". (Бабка, Дедка,Жучка, Кошка, Мышка.)
  3. Где спрятался седьмой козленок? (В печке.)
  4. У кого в дверях застрял Винни- Пух? (У Кролика.)
  5. Что несла бабушке Красная Шапочка? (Пирожок и горшочек масла.)
  6. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье)
  7. Где баба взяла муку на Колобок? (По амбарам помела, по сусекам поскребла.)
  8. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)
  9. Назовите имена друзей Незнайки (Пончик, Сиропчик, Винтик, Шпунтик)
  10. Назовите друзей Винни-Пуха (Ослик Иа, Кролик, Пятачок, Сова.)

Конкурс № 7 "Раскрась героя сказки"

Кто интереснее, ярче, веселее изобразит героя сказки. Ребята, что у меня в руках?

Правильно кружок. Какой герой имеет такую форму? Вот и посмотрим, чей Колобок получится лучше? (Фломастеры, цветные карандаши) подарите этих Колобков нашему жюри.

Конкурс № 8 "Доскажи словечко"

Сказочные герои часто носят двойные имена. Я буду называть начало, а вы конец.

  • Кощей-Бессмертный
  • Елена-Прекрасная
  • Иван-Царевич
  • Василиса-Премудрая
  • Спящая-Красавица
  • Мальчик с Пальчик
  • Крошечка-Хаврошечка
  • Конек-Горбунок
  • Кот в сапогах
  • - Матроскин
  • - Леопольд
  • Домовенок Кузя
  • Доктор Айболит
  • Красная Шапочка

Молодцы! А теперь слово предоставим нашему жюри.

(Выступление членов жюри)

Давайте посмотрим какие сказочные персонажи сегодня еще находятся в нашем классе.

Ну, а закончить наш урок мы хотим инсценированной песней из сказки-мультфильма "Два веселых гуся" в исполнении учащихся 2 класса. (Ребята выступают в костюмах: девочки в сарафанах и платочках, мальчики с балалайками, в кепках и двое в костюмах гусей.)

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.

Литература

  1. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин
  2. "Конек-горбунок" П. П. Ершов
  3. "Лиса и журавль" русская народная сказка
  4. "Теремок" русская народная сказка
  5. "Колобок" русская народная сказка
  6. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкин
  7. "По щучьему велению" русская народная сказка
  8. "Дюймовочка" Г.Х. Андерсен
  9. " Репка" русская народная сказка

МОУ-Ворошиловская СОШ,

д. Горки. 2013г.

Тема: Урок – викторина по сказкам.

Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания. Урок наш необычный. Проведем мы его в форме викторины по сказкам любимого поэта.

Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда будет получать орехи за правильные ответы. (Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и выбирая себе перевернутую эмблему.)
Первая команда - «золотая рыбка», вторая команда - «золотой петушок».

Разминка.
(Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет.) – слайд 2
Вопросы разминки
1.Где родился? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
3.На каком языке говорили в семье Пушкина?(В семье говорили на французском языке
4.Когда начал сочинять стихи?(Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
5.Кто учил его писать по–русски (Писать по-русски учила его бабушка)
6.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
7. Сколько всего сказок написал? (6;5 и1 – не закончил.)
Слайд 3,4,5,6,7
5. А какие сказки вы знаете? Посмотрите на экран и назовите сказки по очереди. (Слайды – с 8 по 19)
(Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок.)
(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)
Учитель: Молодцы! Победила команда.. Но это было легкое задание!
1 конкурс .

Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
………………………...
(То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.)

“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
……………………….
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”,)

“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.)

2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3. “Свет мой, зеркальце скажи! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: …(“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”)
Слайды – с 20-23

2 конкурс
Вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

3 конкурс
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Рать, воеводы , царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Конкурс капитанов
Слайды – с 24 по 32

ВОПРОСЫ по сказкам Пушкина (после того как ребенок ответил, показывается слайд с правильным ответом)
1. Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
2. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
3. Про какого героя своей сказки писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)
4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
5. С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
6. На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
7. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
8. Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
Учитель – Молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда…

4 конкурс

За ответ – очко.

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Узнаете, кто это? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто.

Так румяно-.золотисто.

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

(Яблоко из «Сказки о мертвой царев­не...*.)

Печкин вынимает из сумки газету «Волшеб­ные известия».

Недавно вышла новая газета «Волшеб­ные известия», в ней печатают сказочные объявления. Кто поместил вот эти объявле­ния?

5 конкурс

Читает - по очереди командам, за ответ – очко.

Предлагаю свои услуги: работаю за се­мерых, могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, ва­рить кашу, нянчить детей.

Мой адрес... (Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде».)

Торговая фирма - Пальмира» предлага­ет импортные товары.

Соболя. Черно-бурые лисы. Донские жеребцы. Чистое серебро. Злато. И все это по доступным ценам. «Пальмира» ждет вас.

Наш адрес... (Купцы из «Сказки о царе Салтане...».)

Тем. кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу в аренду. В горнице имеются лавки, «крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежан­кой изразцовой». («Сказка о мертвой ца­ревне...»)

На работу в лесопункт требуются по­вар, конюх, плотник. П о результатам ра­боты выплачиваются премиальные, воз­награждение но итогам работы за год. (Поп из «Сказки о воле н о работнике его Балде».)

Школа целителей и экстрасенсов прово­дит ежемесячные платные курсы; излечиваются такие заболевания, как укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий в субботу.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Хорошо вы знаете сказки. Мне даже захотелось остаться с вами до конца турнира, а почту я потом разнесу.

Садится в зал. Жюри подводит предварительные итоги.

6 конкурс «Кроссворд». Обе команды получают одинаковые кроссворды, зрите­лям тоже дается кроссворд.

Задания командам (написаны на листочках).

По горизонтали: 4. И жених сыскался ей... Елисей. (Коро­левич)

6.Не печалься, ступай себе с богом. Так и быть: ...вам уж будет. (Изба)

7. Там за речкой тихоструйной есть вы­сокая гора - в ней глубокая... (нора).

8. .„песенки пост да орешки все грызет. (Белка)

9. Сказка ложь, да в ней..., добрым мо­лодцам урок. (Намек)

10. Ах ты. мерзкое... это врешь ты мне назло! (Стекло)

13. Глянь: опять перед ним землянка: <...>

А перед нею разбитое... (корыто).

14. Ей в приданое дано было... одно. (Зеркальце)

По вертикали:

1. Слушай: платить обязались черти мне..до самой смерти. (Оброк)

2. А...над морем опять шумит да чертям веревкой грозит. (Балда)

3. Раз он в море закинул... пришел... с од­ною тиной. (Невод)

4. Ветер по морю гуляет и...подгоняет. (Кораблик)

5. Все красавцы молодые. Великаны удалые.

Все равны, как на подбор. С ними дядька... (Черномор)

11. И соседи присмирели.

Воевать уже не смели:

Таковой им царь Дадон

Дал... со всех сторон. (Отпор)

12. И послушалась...:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько. (Волна)

13. Пристают к заставе гости;

Гвидон зовет их в гости. (Князь)

Задания зрителям .

По горизонтали:

1. Как звали находчивого, трудолюби­вого работника в сказке? (Балда)

2. Злой, сварливый персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». (Стауха)

3. Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде». (Белка)

4. Место встречи попа с Балдой. (Базар)

5. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)

По вертикали:

2. Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Соколко)

4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

6. Как звали няню? (Арина)

7. Имя жениха молодой царевны из «Сказки о мертвой царевне и о семи бога­тырях ». (Елисей)

7 конкурс капитанов «Круглая посло­вица»

- (По кругу вписана пословица. Чи­тать ее надо по ходу часовой стрелки, пропуская каждый раз по две буквы. Начи­найте с выделенной буквы.) «Летний день год кормит».

8 конкурс «Счастливый случай».

Каждой команде задается по 7 вопросов, за ответ - жетон.

Команде «Золотой петушок»

1. Исполнительница желаний в сказке. (Золотая рыбка.)

2. Любимый предмет злой мачехи, на ко­торый она разозлилась. (Зеркальце.)

3. Лесной зверек, живший в хрусталь­ном дворце. (Белка.)

4. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Дурачина ты. простофиля.)

5. От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка.)

6. Сколько братьев было у царевны-ле­беди? (33 богатыря.)

7. Для кого Балда был тятей? (Для по­повича.)

Команде «Золотая рыбка»

1. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю, (Бочка.)

2. Птица, которая была посажена на спи­цу для охраны границы (Петушок.)

3. Как звали девушку, в облике ко­торой было что-то необычайное, но это ее нисколько не портило? (Царевна-лебедь.)

4. Сколько раз старик ходил к морю? (Пять раз.)

5. Кто был меньшим братом Балды? (Заяц.)

6. Насекомое, которое стало оружием мести. (Комар)

7. Любимое кушанье Балды. (Полба.)

9 конкурс художников «Следы не­чистой силы».

Учитель. Вспомните пушкинские строки «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Никто не видел ни этих следов, ни этих зверей. Попробуйте нарисовать их.

10 конкурс
Числа
(Каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках!
- Сколько лет рыбачил старик? 33 года
- Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
- Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба, дворянство, царица, владычица морская)
- Сколько просьб она выполнила? 4раза
- Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
- Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
- Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
- Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
- Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
- Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

IX. Подведение итогов.

Учитель. Дорогие друзья! На этом наш конкурс заканчивается. Надеюсь, что вам захочется еще и еще раз перечитать сказки, быть похожими на положительных героев. Когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина - это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение людей.

О, Пушкин! Над его строкою.

Задумавшись в который раз.

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Викторина по сказкам А.С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Цель викторины – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
2. Расширить кругозор учащихся 5 классов
3. Развивать внимание, память, речь и мышление.
4. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.
Учитель:
Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если из сердец влюблённых
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений:
Тем­то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений
Даже самый скромный схож…
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим.
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.

Вспомним
Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого
поэта.

Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам
необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать
себе название и выбрать капитана.
сказки.

1 конкурс «Из какой сказки отрывок?»
(Каждой команде предлагается по очереди по 4 отрывка. За каждый
правильный ответ по 1 баллу)
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком («Сказка о царе
2.
3.
Салтане…»)
«Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…»
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно».
(«Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а пред нею
разбитое корыто». (« Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил­был поп, толоконный лоб». («Сказка о попе и его работнике
6.
7.
8.
Балде»)
«В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил­был славный
царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».)
Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх
текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане»)
«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» («Сказка о
спящей царевне и семи богатырях»)
2 конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»
Командам выдаются телеграммы. Они должны угадать, кому из
сказочных персонажей они принадлежат (За каждый правильный ответ
– 2 балла)
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море
морщить, да проклятое племя корчить. (Ответ: Балда)
Телеграмма 1.
Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна.
Ждите, ждите. Очень спешим! (Ответ: Корабельщики)
Телеграмма 2.
Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна.
(Ответ: Вторая сестрица)
Телеграмма 3.

Телеграмма 4.
Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших
сокола! Горе! Смерть моя пришла.
(Ответ: Царь Дадон)
3 конкурс «Чёрный ящик»
Каждой команде по очереди нужно угадать, что спрятано в черном
ящике. На вопросы они получают ответ «да» или «нет».
Например:
­Это одушевленный предмет?
­Нет.
(одной команде можно положить зеркальце, а другой – яблоко)
За угаданный предмет – 3 балла.
4 конкурс «Лучший знаток сказок»
Вопросы задаются по очереди каждой команде. За каждый правильный
ответ по 1 баллу (максимум за этот конкурс – 4 балла)
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
(Ответ: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»)
2. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
(Ответ: «Смилуйся, государыня рыбка…»)
3. Что

кричал
Петушок,

спице?
(Ответ: «Кири­ку­ку! Царствуй лежа на боку!»)
4. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал
Балда с укоризною?
(Ответ: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною»)
5. Что молвила третья сестрица?
(Ответ: Я б для батюшки царя родила богатыря»)
6. Что молвила Золотая рыбка, когда старик её поймал?
(Ответ: «Отпусти ты, старче, меня в море…»)
7. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Ответ: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»)
8. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане…» ?
(Ответ: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
5 конкурс «Кроссворд»

В выделенной
«Лукоморье»
строке (по вертикали) должно получиться
1 С А Л Т А Н
2 Р У С А Л К А
3 К О Т
4 Б О Ч К А
5 Т Е М Н И Ц А
6 К О Л Д У Н
7 Ч Е Р Н А В К А
8 Л Е Б Е Д Ь
9 Н Е В О Д
КРОССВОРД
Разгадав кроссворд, вы сможете прочитать по вертикали его название.
Оно и будет ключом.
1. Как звали отца князя Гвидона?
2. Кто сидит на ветвях известного вам дуба?
3. Самое учёное животное на свете?
4. Вид морского транспорта князя Гвидона и его матери?
5. Где обычно тужат царевны?
6. Кто носит богатырей по воздуху?
7. Какзвали служанку, которая отвела царевну «в глушь лесную»?
8. Кем была жена Гвидона до свадьбы?
9. Чем старик ловил рыбу?
6 конкурс «Помести героя в сказку»
Ведущий: Вам дан список героев и сказок, необходимо поместить каждого
героя в его сказку.

1. Тридцать три богатыря
2. Царь Дадон
3. Старуха
4. Семь богатырей
5. Шамаханская царица
6. Князь Гвидон
7. Молодая царевна
8.
9. Царевич Елисей
10. Рыбка
11. Белочка
12. Петушок
Сватья баба Бабариха
«Сказка о царе Салтане»_____________________
«Сказка о рыбаке и рыбке»_______________________
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»_______________________
«Сказка о золотом петушке»_______________________
7 конкурс «Шифровка»

Расшифруй слово и назови, из какой оно сказки.
АЗРОКЕЛ
ЫБАРК
ТЕОШПКУ
ЕЛАБК
АРХИБААБ
ЬЕЛДЕБ
Ответы:
Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)
Рыбак («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок («Сказка о золотом петушке»)
Белка («Сказка о царе Салтане»)
Бабариха («Сказка о царе Салтане»)
Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
8 конкурс «Капитанов»
Капитан должен составить как можно больше слов из слова ЛУКОМОРЬЕ.
8 конкурс «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Для болельщиков

1. Где встретились поп и Балда? (на базаре)
2. Что хотел посмотреть поп на базаре? (Кой­какого товару)
3. Какую смежную профессию имел Балда? (повар)
4. Кто обещал за своё спасение дорогой откуп? (рыбка)
5. Кем был муж сварливой старухи? (рыбак)
6. Кто чахнет над златом? (Кащей)
7. Кого Балда назвал своим младшим братом? (Зайку)
8. Куда попала золотая рыбка? (невод)
9. Кто указал дорогу королевичу Елисею? (ветер)
10.Кого убил из лука князь Гвидон? (коршуна)
11.Советник царя Дадона. (Полкан)
12.Что помогло Салтану с корабля увидеть Гвидона? (Труба)
13.Каков был рост Гвидона при рождении? (Аршин)
14.Что захотел устроить себе под старость царь Дадон? (Покой)
15.Что должен был есть Балда согласно договору? (Полбу)
16.Что принёс Балда от чертей попу? (Оброк)
17.Что увидел Дадон промеж высоких гор? (Шатёр)
18.Кто ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
19.Что является уроком для добрых молодцев? (Сказка, намёк)
9 конкурс «Доскажи словечко и узнай сказку»
1. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных …(усачей).

2. «Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому …(зверюшку)».

3. Пошел поп по базару
Посмотреть кой­какого товару.
Навстречу ему …(Балда)
Идет, сам не зная куда.

4. Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать …(золотую рыбку).

5. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь…(Дадон)
Дал отпор со всех сторон!

6. «А теперь нам вышел срок -
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
В царство славного … (Салтана...)
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
7. «Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей…
(Королевич Елисей)».
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
8. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка…
(Золотого петушка).
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
9. Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на …(русский авось).
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
10.И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь…(Гвидон).
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
11.Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе …(Чернавку).
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
12. Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, …(простофиля)!
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
13. Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька …(Черномор).
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Подведение итогов
Учитель:
Пушкин ­ это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из­за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.

Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин – это красота,
Пушкин – это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.
Итог: Дорогие ребята! Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим
поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его
повести, поэмы, романы. До новых встреч!!!