Викторина по комедии горе от ума. А.с.грибоедов комедия «горе от ума» викторина по комедии. Тема «музыкальный инструмент»

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографии писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умениям анализировать произведение. Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области

Викторина

по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Алешина Наталья Алексеевна

г. Ковров

Пояснительная записка

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.

Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.

Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Грибоедовская викторина

В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».

И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.

1. Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:

  1. «Грех не беда, молва нехороша».
  2. «А судьи кто?»
  3. «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
  4. «Счастливые часов не наблюдают».
  5. «Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
  6. «…говорит, как пишет!»
  7. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
  8. «Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
  9. «…ври, да знай же меру…»
  10. «А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?

3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?

4 . Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?

5. На ком был женат Репетилов?

6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?

7. Где находилась комната Молчалина?

8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?

9. Сколько лет Софье?

10. Назовите два таланта Молчалина.

11. Как звали дядю Фамусова? Кем он был?

12. Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?

13. В какой дивизии служил Скалозуб?

14 .Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?

15. Какой фразой заканчивается комедия?

Ответы

1. Лиза (1 действие, явление 5)

2.Чацкий (2 действие, явление 5)

3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)

5.Молчалин (действие 4, явление 12)

6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)

7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)

8.Фамусов (1 действие, явление 4)

9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)

10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)

2. Действие комедии происходит в четверг, зимой:

«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)

«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)

«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)

4 .Дедов Чацкого звали Илья и Алексей

«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)

«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)

5 .Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,

«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»

«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)

6 .Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.

«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)

7. Комната Молчалина находилась под лестницей.

«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)

8. Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого

«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)

9 .Софье 17 лет:

«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)

10. Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)

11. Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.

«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)

12. Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.

«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)

13. Скалозуб служил в 15-й дивизии.

«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).

14. Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).

15. Комедия заканчивается словами Фамусова:

«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Источники

1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.

Предварительный просмотр:

ТЕСТ

ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».9 класс

1 вариант

1.Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии "Чацкого роль - роль страдательная....":

2.Действие комедии длится:

а) 1 день; б) неделю; в) 2 дня; г) 3 дня.

3.Завязкой драматического конфликта в пьесе является:

а) бал у Фамусова; б) встреча Чацкого с Софьей; в) спор с Фамусовым во втором действии; г) приезд Чацкого в дом Фамусовых.

4.Напишите, как зовут этих героев комедии :

Чацкий - … , Молчалин-...

5.Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?

6.Сколько времени Чацкий отсутствовал в Москве?

А)3 месяца; б) 3 года; в) 5 лет; г) полгода.

7.Кто воспитывал Софью?

а) мадам Розье; б)мосье Бопре; в) старуха Хлёстова; г) Вральман.

8.Сколько лет жил у Фамусова Молчалин?

а) год; б) 3 года; в) 10 лет; г) 5 лет.

9 . Молчалин приехал в Москву из:

а) Петербурга; б) Саратова; в) Твери; г) Бордо.

10. Выражение «Злые языки страшнее пистолета» принадлежит:

а) Фамусову; б) Молчалину; в) Чацкому; г)Софье; д) Лизе; е) Репетилову.

11. Молчалин получил в Москве чин:

а)коллежского асессора; б)статского советника; в) коллежского регистратора; г)титулярного советника.

12.Кого в комедии «учёностью не обморочишь»?

а) Молчалина; б)Скалозуба; в)Тугоуховского; г)Фамусова.

13.Кто в комедии «и золотой мешок, и метит в генералы»?

14.Закончите строки: а) «Служить бы рад, …»;

15.Опишите жизненные принципы Молчалина

16.Куда уезжает Чацкий в конце пьесы?

ТЕСТ

ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».9 кл.

2 ВАРИАНТ

1.Кому принадлежит высказывание о том, что"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой"

а) Пушкину; б) Грибоедову; в) Гончарову; г) Белинскому.

2.Напишите, как зовут этих героев комедии :

Фамусов -… , Скалозуб -… .

3.Закончите строки: «Счастливые …».

4. Кто из этого списка не является героем комедии «Горе от ума":

Горич, Фамусов, Лиза, Молчалин, Загорецкий, Тугоуховский, Бобчинский, Репетилов, Хлёстова.

5.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии "Горе от ума"?

а)Драматическое произведение

б)Реалистично описаны чувства героев

в)Романтическое произведение

6.Какой из перечисленных фактов не связан с биографией А.С.Грибоедова?

а)Во время Отечественной войны 1812 года поступает в армию.

б)После восстания декабристов был арестован и осужден.

в)Знал много иностранных языков.

г)Играл на фортепьяно, сочинял музыку .

7.Укажите, какое из перечисленных событий связано с биографией Грибоедова ?

а)Погиб в Тегеране при нападении на русское посольство.

б)Служил в действующей армии на Кавказе и погиб на дуэли в Пятигорске.

в)Погиб на дуэли с человеком, который был его свояком, то есть они были женаты на сёстрах.

8.Кто стал виновником зарождения слуха о сумасшествии Чацкого?

9.Каково воинское звание Скалозуба?

10 Кому из героев комедии принадлежит такое высказывание: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу…»?

а)Фамусову; б)Чацкому; в) Молчалину; г)Скалозубу.

11.Кому из героев произведения дана следующая характеристика?

Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...

12. Укажите тип конфликта, который разворачивается в пьесе «Горе от ума».

а)любовный, б)социальный, в)любовный и социальный, г)семейный

13. Каким образом Максим Петрович заслужил расположение при дворе?

14. Назовите героя:

« чувствителен, и весел, и остер»

15. Кому принадлежат следующие слова?

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

16.Кто написал критическую статью на комедию "Горе от ума"? Как она называется?

ключи вариант 1

1.В

2.А

3.Г

4.Александр Андреевич Чацкий, Алексей Степанович Молчалин

5.А

6.Б

7.А

8.Б

9.В

10.Б

11.А

12.Б

13.Скалозуб

14.Служить бы рад, прислуживаться тошно.

15. Угождать все людям без изъятья

16.В Саратов

ключи вариант2

1.В

2.Фамусов ПавелАфанасьевич, Скалозуб Сергей Сергеевич

3.Счастливые часов не наблюдают

4. Бобчинский

5.В

6.Б

7.А

8.Софья

9.полковник

10.Г

11.Максим Петрович

12.В

13.Специально упал перед императрицей, чтобы рассмешить её

14. Чацкий

15. Лиза

16."Мильон терзаний" И.А.Гончаров

ОЦЕНКИ

16-15 "5"

14-13"4"

Цели урока: закрепление знаний по творчеству А.С. Грибоедова; развитие познавательных интересов учащихся; привитие любви к предмету; развитие мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Оборудование: два игральных кубика, репродукция картины Н. Ге "Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском", бочонок с вопросами, магнитофон, диск с записями вальсов А.С.Грибоедова.

Описание игры: участвуют две команды по 5 человек в каждой. В игре шесть геймов, в начале каждого гейма звучит музыкальная заставка (отрывки из вальса А.С. Грибоедова.)

Предварительная подготовка: каждый участник команды готовит вопрос для своего соперника; не занятые в игре учащиеся выпускают газету о творчестве А.С. Грибоедова.

1-й гейм - "Счастливый случай"

В нем шесть номинаций:

  1. Биография писателя
  2. "Узнай героя"
  3. Знаете ли вы комедию "Горе от ума"?
  4. Чьи слова?
  5. А его фамилия...
  6. Ах, афоризмы, афоризмы...

У каждой команды по два игральных кубика со сторонами разного цвета. Каждый цвет указывает номинацию, например, красный - "Биография писателя" и т. д. Капитан выбрасывает кубики, один из них по цвету указывает номинацию. На обдумывание ответа дается 15 секунд. Если команда не может дать никакого ответа, то возможна помощь болельщиков. За правильный ответ в актив команды зачисляется одно очко. Второй кубик - это и есть "счастливый случай": если на нём выпадает сторона такого же цвета, какая и на первом, то за правильный ответ команда получает три очка! Команда имеет право на три хода. Так как одна номинация может выпасть несколько раз, то надо иметь в запасе по не скольку вопросов для каждой.

"Биография писателя"

I вариант

Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский университет? (12 лет.)

Как называлось первое литературное произведение Грибоедова? ("Дмитрий Дрянской" - пародия на трагедию Озерова "Дмитрий Донской")

Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в Коллегии иностранных дел? (А.С. Пушкин и В.К. Кюхельбекер)

Кто был первым учителем Грибоедова? (Иоганн Петрозилиус)

В каком году Грибоедов уехал на дипломатическую службу в Персию? (1818)

II вариант

На каких трёх факультетах учился Грибоедов в Московском университете? (На философском, юридическом, физико-математическом)

Сколько лет было Грибоедову в год восстания декабристов? (30 лет)

"Дядя Сандро". Кто так называл Грибоедова? (Нина Чавчавадзе)

Кто из родственников Грибоедова послужил прототипом одного из героев комедии "Горе от ума"? (Дядя по матери Алексей Фёдорович)

За что был арестован Грибоедов и провел четыре месяца под арестом? (За обвинение в причастности к восстанию декабристов)

III вариант

Сколько иностранных языков знал Грибоедов? (Восемь! Английский, французский, итальянский, немецкий, персидский, латинский, греческий, арабский)

Как фамилия генерала, при котором служил Грибоедов в Тифлисе? (Ермолов)

Какое звание получил Грибоедов после окончания Московского университета? (Кандидат словесности и права)

Кто был первым слушателем комедии "Горе от ума" на Кавказе? (В.К. Кюхельбекер)

Как звали мать Грибоедова? (Настасья Фёдоровна)

"Узнай героя"

I вариант

"Он славно пересмеять умеет всех..." (Чацкий)

"И золотой мешок и метит в генералы" (Скалозуб)

"Мечусь, как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня..." (Фамусов)

"...человек он светский,

отъявленный мошенник, плут,

Антон Антоныч (Загорецкий)

"...уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства" (Молчалин)

II вариант

"А, впрочем, он дойдет до степеней известных,

ведь нынче любят бессловесных" (Молчалин)

"Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!" (Скалозуб)

"...Он малый с головой,

И славно пишет, переводит" (Чацкий)

"...он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом..." (Максим Петрович, дядя Фамусова)

"...на цыпочках и не богат словами" (Молчалин)

III вариант

"Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал..." (Скалозуб)

"...бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин..." (Фамусов)

"В чины выводит кто и пенсии даёт?" (Максим Петрович)

"Как обходительна! Добра! Мила! Проста!

Балы дает нельзя богаче" (Татьяна Юрьевна)

"Остёр, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив..." (Чацкий)

"Знаете ли вы комедию "Горе от ума"?

I вариант

В какой день недели происходит действие пьесы? (У нас есть общество и тайные собрания

По четвергам "секретнейший союз")

Сколько лет Софье Фамусовой? ("В семнадцать лет вы расцвели прелестно, неподражаемо, и это всем известно")

Какая обновка была у слуги Фамусова Петрушки? (Разодранный локоть)

Как звали дядю Фамусова? (Максим Петрович)

Где происходит действие комедии? (В Москве в доме Фамусова)

II вариант

В какое время года происходят события пьесы? (Зимой: "И день, и ночь по снеговой пустыне, спешу к вам, голову сломя")

Сколько лет Софьиной тетке Хлёстовой? (Легко ли в 65 лет тащиться мне к тебе, племянница?)

Откуда родом "французик", возмутивший Чацкого на балу у Фамусова? (Из Бордо)

Кого привезла с собой на бал старуха Хлёстова? ("Арапку-девку да собачку")

Как звали князя Тугоуховского? (Петр Ильич)

III вариант

С какого года служит в армии полковник Скалозуб? ("Я с восемьсот девятого служу")

Какой поступок совершил дядя Фамусова, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины? ("...упал, да так, что чуть затылка не пришиб...")

Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери? (Фамусова зовут Павел Афанасьевич, сестру Софьиной матери - Анфиса Ниловна)

Кто из героев комедии является членом Английского клуба? (Фамусов, Чацкий, Репетилов)

В каком наряде приехала на бал Наталья Дмитриевна Горич? (Тюрлюрлю атласный)

"Чьи слова"?

I вариант

"Ба! Знакомые всё лица" (Фамусов)

"Блажен, кто верует, тепло ему на свете" (Чацкий)

"В мои лета не должно сметь свое суждение иметь" (Молчалин)

"Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь" (Лиза)

"Счастливые часов не наблюдают" (Софья)

II вариант

"Служить бы рад, прислуживаться тошно" (Чацкий)

"Грех не беда, молва не хороша" (Лиза)

"Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!" (Фамусов)

"Приданого взял - шиш, по службе - ничего" (Репетилов)

"А! Злые языки страшнее пистолета" (Молчалин)

III вариант

"[Герой] не моего романа" (Софья)

"Дома новы, но предрассудки стары" (Чацкий)

"Чему он рад? Какой тут смех?

Над старостью смеяться грех" (Хлёстова)

"Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!" (Фамусов)

"Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак" (Репетилов)

А его фамилия...

I вариант

Алексей Степанович... (Молчалин)

Антон Антонович... (Загорецкий)

Петр Ильич... (Тугоуховский)

Платон Михайлович...(Горич)

Павел Афанасьевич...(Фамусов)

II вариант

Сергей Сергеевич... (Скалозуб)

Александр Андреевич... (Чацкий)

Алексей Степанович... (Молчалин)

Антон Антонович... (Загорецкий)

Андрей Ильич... (Чацкий)

Ах, афоризмы, афоризмы...

Каждая команда должна назвать по пять афоризмов из комедии. За каждый афоризм - очко команде.

2-й гейм - "Гласные безударные - самые коварные"

Команды получают листки для орфографической работы. Задание: вставить пропущенные буквы:

Д...спотизм, просв...щение, ар...стократ, п...лемика, б...чевать, М...лчалин, Заг...рецкий, опт...мизм, м...раль, к...нфликт, сож...ление.

Максимально за этот конкурс можно получить 5 баллов. За каждую ошибку - минус 0,5 балла (так можно дойти до отрицательной величины).

Пока команды выполняют задание, проводится конкурс среди болельщиков.

Всем вам известна картина "Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском". Кто автор этой картины? Связан ли сюжет этой картины с темой нашего сегодняшнего урока?

3-й гейм - "Ты - мне, я - тебе"

Каждый член команды задает по одному вопросу одному из соперников. Правильный ответ приносит команде по одному очку. Это индивидуальный гейм, т.е. при ответе не допускается помощь других членов команды. Жюри определяет лучший вопрос и награждает автора.

Пауза. Драматическая картинка. Диалог Лизы и Софьи (д.1, явл.5)

Вопрос к болельщикам: Закончите фразу, произнесённую далее слугой. (К вам Александр Андреевич Чацкий)

4-й гейм - "Заморочки из бочки"

Каждый член команды достает из "бочки" вопрос. На обдумывание дается 15 секунд, отвечает вся команда, возможна помощь болельщиков.

Что отвечает Чацкий на слова Фамусова:

"А главное, поди-тка, послужи..."

"О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу..." Кто так отозвался о комедии?

Кто первым на балу распространил слух о сумасшествии Чацкого?

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы". Кого из внесценических персонажей можно отнести к союзникам Чацкого?

"В комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека:" Кому из писателей, критиков принадлежат эти слова о комедии "Горе от ума"?

Как называется критический очерк о комедии, кто его автор?

Какому литературному направлению принадлежит комедия "Горе от ума"?

Из какого города переведен Молчалин Фамусовым в Москву?

Как оценил И.А.Гончаров финал комедии?

Как звали "вторую мать" Софьи?

5-й гейм - "Всё наоборот"

Чтобы отгадать зашифрованную фразу, надо каждое слово в ней заменить антонимом.

1 команда

Несчастные за минутами следят. (Счастливые часов не наблюдают)

Шептали мужики: "Караул" - и под землю каски закапывали. (Кричали женщины: "Ура"...)

Непорочность не счастье, молчание - не плохо. (Грех не беда, молва не хороша)

Чужие ничто маски. (Знакомые всё лица)

Стара история, а сомневаешься легко. (Свежо предание, а верится с трудом)

2 команда

Не герой твоей повести. (Герой не моего романа)

Стоял на улице, не оказался на этой же. (Шел в комнату, попал в другую)

Не обходи их меньше никаких радостей,

И крестьянская доброта, и крестьянская злоба. (Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь)

Шалаши стары, но вера новая. (Дома новы, но предрассудки стары)

Несчастен, кто не верит, холодно ему во тьме! (Блажен, кто верует, тепло ему на свете)

Начинает проигрывающая команда. За две минуты команда должна дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: "Дальше", а ведущий задает следующий вопрос.

Вопросы для первой команды:

Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. (Басня)

Развернутое высказывание одного лица. (Монолог)

Изображение внешности героя в художественном произведении. (Портрет)

Заключительный момент в развитии действия. (Развязка)

Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге. (Ямб)

Повторение однородных явлений через равные промежутки. (Ритм)

Торжественное стихотворение, прославляющее выдающихся деятелей или исторические события. (Ода)

Художественное направление в литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, соблюдение определенных творческих норм и правил. (Классицизм)

Один из основных видов драмы, который высмеивает недостатки людей или пороки общественной жизни. (Комедия)

Построение художественного произведения. (Композиция)

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. (Гипербола)

Род литературы, основу которого составляет действие. (Драма)

Основная мысль художественного произведения. (Идея)

Большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. (Поэма)

Представление неодушевленного предмета или явления в виде живого лица. (Олицетворение)

Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Аллитерация)

Прозаический документальный жанр, посвященный современной автору жизни. (Очерк)

Словарный состав языка. (Лексика)

Краткое изречение, выражающее какую-либо значительную, глубокую мысль. (Афоризм)

Изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. (Экспозиция)

Вопросы для второй команды:

Произведение устного народного творчества о богатырях и народных героях. (Былина)

Разговор двух или более лиц. (Диалог)

Изображение картины природы в художественном произведении. (Пейзаж)

Начальный момент в развитии действия. (Завязка)

Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге. (Хорей)

Созвучие окончаний стихотворных строк. (Рифма)

Стихотворение, в основе которого лежат философские размышления, грустные раздумья. (Элегия)

Художественное направление в литературе и искусстве, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. (Сентиментализм)

Один из основных видов драмы, в котором изображаются острые жизненные конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. (Трагедия)

Ряд последовательно развивающихся событий в художественном произведении. (Сюжет)

Иносказательное изображение отвлеченного предмета или явления через конкретный образ. (Аллегория)

Один из трех родов литературы, который рисует отдельные чувства и мысли героя.(Лирика)

Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; то, о чем говорится в произведении. (Тема)

Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный, фантастический случай. (Баллада)

Художественное определение. (Эпитет)

Повторение одинаковых гласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Ассонанс)

Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном случае из жизни героя. (Рассказ)

История жизни человека. (Биография)

Крылатое народное выражение, которое может быть отнесено ко множеству явлений. (Пословица)

Заключительная часть произведения, рассказывающая о судьбе героев после всех изображенных событий. (Эпилог)

К количеству баллов, уже имеющихся у команды, добавляется столько, сколько правильных ответов было дано на вопросы этого гейма. Подводится окончательный итог. Победители награждаются.

1.ТЕМА «ИМЕНА»

    Её имя означает «мудрость». (Софья)

    Имя слуги Фамусова. (Петрушка)

    Имя этой героини- древнееврейское, означает «божья клятва» (Лиза)

    Его фамилия означает в переводе «повторять» (Репетилов)

    Как звали родителей Чацкого? (мать- Анна Алексеевна, отец- Андрей Ильич)

2.ТЕМА «ИНТЕРЬЕР»

1.»Дом зеленью окрашен в виде рощи». Мы используем ЭТО и сейчас. Что это?(Обои)

2. Что такое тафта? (шелковая блестящая материя)

3. Где в доме Фамусова устраивали балы? (в зале)

4. На какой посуде ел Максим Петрович? (на золотой)

5. В какой комнате дома Фамусова начинается действие комедии? (в гостиной)

3.ТЕМА «ЧИНЫ И ЗВАНИЯ»

    Должность Молчалина в доме Фамусова. (секретарь)

    Кем был по должности Фамусов? (управляющий в казенном месте)

    О каком звании мечтаем Скалозуб? (генерал)

    Кем служил Максим Петрович? (камергер)

    Важные чины в Москве. (тузы)

4.ТЕМА «ГЕОГРАФИЯ»

    Откуда приехал Чацкий? (из Спб)

    В каком городе происходит действие комедии?(в Москве)

    Из этого города Молчалин. (из Твери)

    В этот город Фамусов грозит сослать Лизаньку. (Саратов)

    Лиза говорит, что Чацкий лечился на «кислых водах». (Кисловодск)

5.ТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ»

    Эти учебные заведения, по мнению героев комедии, -

причина сумасшествия молодежи.(университеты)

    Фамусов крепко спит именно от ЭТОГО. (русские книги)

    Этого героя «ученостью не обморочить».(Скалозуб)

    Кто в комедии называет себя «истинным философом» ?(Скалозуб)

6.ТЕМА «РОДСТВЕННИКИ».

    Кем приходится Софья Хлестовой? (племянница)

    Максим Петрович для Фамусова. (дядя)

    Что хлопотно для Фамусова? (« быть взрослой дочери отцом)

    Платон Михайлович для Натальи Дмитриевны. (муж)

    Старуха Хлестова для Фамусова. (свояченица)

7. ТЕМА «ПОРТРЕТ»

    «Не хвастаю сложеньем, однако бодр и свеж и дожил до седин». (Фамусов)

    «Созвездие маневров и мазурки». (Скалозуб)

    Курчавая, горбом лопатки. (Арапка-девка)

    «На цыпочках и не богат словами». (Молчалин)

    «Умен, остер, красноречив, в друзьях особенно счастлив»(Чацкий)

8.ТЕМА «СЛОВАРЬ»

1.Краткое изречение. (афоризм)

2. Что такое «дымка»? (вуаль)

3. Кто такой «пономарь»?(служитель церкви)

4. Что означает слово «комиссия» в реплике Фамусова «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»? (комиссия в переводе с лат-«поручение», в нач.19 века- хлопоты, беспокойство)

5. Что такое «тупей»? (прическа- пучок волос, взбитый надо лбом)

9.ТЕМА «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

    «Свежо предание…»(да верится с трудом)

    «Злые языки страшнее.. (пистолета)

    «Счастливые часов… (не наблюдают)

    «Служить бы рад… (прислуживаться тошно)

10. ТЕМА «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

    Ремарка - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе.

    Действи е - законченная часть пьесы или спектакля.

    Пьеса - драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.

    Реплика - элемент сценического диалога.

    Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы.

11. ТЕМА «АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ»

1. На каком инструменте играл Грибоедов? (рояль)

2. Каким произведением, кроме «Горя от ума», известен А.С. Грибоедов? (вальс)

3. За ЧТО Грибоедов был щедро награжден и возведен в ранг полномочного министра-резидента России в Персии? (Заключение Туркманчайского мира с Персией, выгодного для России)

4. Сначала за границей- в 1858 году, затем в России- в 1862 году. О чем речь? (издание комедии «Горе от ума»)

5. Кого А.С.Грибоедов называл «Мадонной Мурильо»? (Нину Чавчавадзе)

12. ТЕМА «ЧЬИ СЛОВА?»

1. Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится. (Фамусов)

2. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь! (Лиза)

3. Счастливые часов не наблюдают. (Софья)

4. Карету мне! Карету! Чацкий)

5. Злые языки страшнее пистолета (Молчалин)

ФИНАЛ

1.ТЕМА «КАРТЫ»

«Батюшка с мадамой за….». Назовите карточную игру. (Пикет, рассчитана на двух игроков)

2.ТЕМА. «МИФОЛОГИЯ»

«Все девушкой, Минервой/, все фрейлиной Екатерины Первой?»- Чацкий в этих словах упоминает богиню древнеримской мифологии. Богиней ЧЕГО являлась Минерва? (мудрости).

3. ТЕМА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

С каким инструментом сравнил Чацкий Скалозуба и почему? («Хрипун, удавленник, ФАГОТ»- фагот- труба низкого звучания.)

4. ТЕМА «КАРЬЕРНЫЙ РОСТ»

Благодаря ЧЕМУ карьера Максима Петровича, дяди Фамусова, пошла в гору? (оступился на куртаге- приёмном дне при дворе)

5.ТЕМА « РАБЫ И ГОСПОДА»

После того, Фамусов застал Софью наедине с мужчиной(-Молчалиным), он грозит наказанием своим слугам. ЧТО грозило Лизаньке и Фильке?(Лизаньке- стать птичницей, Фильке- поселение)

    ТЕМА «НАГРАДЫ»

О ЧЁМ РЕЧЬ- «Ему дан с бантом, мне- на шею»? (ордена св.Владимира 4 степени и св.Анны 2 ст.- носили на шейной повязке)

    ТЕМА «ИСТОРИЯ»

«Сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма»- говорит Чацкий. Назовите год завоевания Крыма и взятия крепости Очаков. (1783)

Вопросы к действию № 1 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Что рассказывает Софья о Чацком (явл. 5)? Какие качества в нём она выделяет?

2. Лиза упоминает, что Чацкий лечился «на кислых водах». От чего?

3. Чем Молчалин отличается, по мнению Софьи, от Чацкого? Почему её слова вызывают смех Лизы?

4. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

5. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Почему? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

6. Каково мнение Чацкого о Москве (явл. 7)? Над какими москвичами и из-за чего он открыто смеётся (выделить в тексте всех!)? Справедлив ли он в своей критике, ведь он не был тут 3 года?

7. Что думает Чацкий (явл. 7)? Что вызывает смех Чацкого? Совпадает ли его мнение с мнением Софьи?

8. Как Фамусов встречает Чацкого (явл. 9)? О чём Фамусов сокрушается в явл.10? Кого бы из двух женихов он выбрал?

Вопросы к действию № 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Какими делами наполнена «трудовая неделя» московского барина Фамусова (явл.1)? Успевает ли он устать от службы?

2. Чем Чацкий вызывает неудовольствие и даже обиду со стороны Фамусова (явл. 2)? Кто здесь прав?

3. Сравните два монолога: монолог Фамусова («Вот то-то, все вы гордецы») и монолог Чацкого («И точно, начал свет глупеть»). В чём вы видите разницу в жизненных позициях этих героев (их идеалы, уважаемые ими люди и т.д.)? Чья позиция вам ближе?

4. Почему Фамусов называет Чацкого карбонари (= революционером)? От каких слов Чацкого Фамусов в ужасе?

5. Почему Фамусов так суетится, встречая полковника Скалозуба? О чём Фамусов предупреждает Чацкого (явл. 3)?

6. Каково мнение сложилось у вас о полковнике Скалозубе? Как он сделал свою карьеру? Можно ли назвать его честным офицером? Как характеризует Скалозуба его речь (явл. 5 - 7)?

7. О каких внесценических персонажах рассуждает Фамусов в монологе «Вкус, батюшка…»? Кого он ставит в пример для подражания и почему?

8. Совпадает ли характеристика московских «тузов» (= судей и законодателей жизни в Москве), данная Чацким, с отзывами Фамусова (явл. 5) в монологе «А судьи кто»? Что вызывает гнев Чацкого?

9. Какую новую информацию о Молчалине даёт нам явл. 12? Изменилось ли ваше мнение об этом герое? В какую сторону?

Вопросы к действию № 3 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    О каких своих достоинствах говорит Молчалин Чацкому? Как секретарь Фамусова относится к Чацкому (явл.3)?

    Какие люди (одни и те же) вызывают восхищение Молчалина и осуждение Чацкого (явл.3)? Почему?

    Перечислите всех гостей Фамусова. В чём своеобразие каждого из них, что их сближает?

    Почему княгиня, привезшая на бал к Фамусову своих дочек, сначала отправляет мужа срочно знакомиться с Чацким, а потом еще быстрее зовет его назад (явл.7)?

    Кто такой Загорецкий? Каково ваше мнение об этом персонаже? Уважают ли его прочие герои?

    Видит ли графиня Хлёстова разницу между своей служанкой и собачкой? Кто ей более дорог (явл.10)?

    Как Молчалину удалось успокоить рассерженную графиню Хлёстову (явл.12)? Что говорит о нем Чацкий (явл13)

    Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого?

    Почему все гости и сам Фамусов так охотно поддерживают и распространяют эту сплетню?

    В чем видят основную причину безумства Чацкого и людей, похожих на него, гости Фамусова и сам хозяин дома (явл.21)?

    Перечитайте монолог Чацкого в конце 3 действия. О чем говорит Чацкий? Согласны ли вы с ним?

Тест на знание содержания 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Как зовут служанку дочери Фамусова? А) Маша Б) Арина В) Лиза Г) Катюша

2. Чем всю ночь занималась дочь Фамусова?

А) крепко спала, т.к. на следующий день был бал В) провела ночь с любимым человеком, играя на рояле

Б) читала французский роман Г) горько плакала, т.к. любимый человек не отвечал ей взаимностью

3. Встретившись рано утром с отцом у дверей своей комнаты, дочь Фамусова:

А) радостно целует отца в щеку В) выпрашивает у отца деньги на новые наряды и драгоценности

Б) выдумывает и рассказывает страшный сон, в котором отец – причина всех бед Г) плачет от страха

4. С кем вместе выросла дочь Фамусова (с кем ее вместе воспитывали)?

А) с Молчалиным Б) с полковником Скалозубом В) с Чацким Г) со старшей сестрой

5. В каком городе происходит действие комедии Грибоедова?

А) в Петербурге Б) в Саратове В) в Москве Г) название города не указано

6. О ком из героев комедии Софья говорит: « Не человек, змея !» А её служанка, наоборот, хвалит, отмечая, что этот человек « и весел, и остёр »?

А) об отце Б) о Молчалине В) о Скалозубе Г) о Чацком

7. В кого на самом деле влюблена семнадцатилетняя дочь Фамусова?

А) в Чацкого Б) в буфетчика Петрушу В) в Молчалина Г) в полковника Скалозуба

8. Кого из героев комедии зовут Алексей Степанович?

А) Скалозуба Б) Фамусова В) Чацкого Г) Молчалина

9. Кто такая мадам Розье, о которой говорит Фамусов в 1-ом действии комедии?

А) его жена, мать Софьи, которая давно умерла В) нанятая Фамусовым воспитательница для его дочери

Б) мать Молчалина, родственница Фамусова Г) мать Скалозуба, с которым Фамусов хочет породниться

10. Кем служил Молчалин в доме Фамусова?

А) старшим лакеем Б) секретарем Фамусова В) учителем музыки Г) управляющим делами

Тест на знание содержания 2 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. С чего начинается 2-ое действие комедии Грибоедова?

А) Фамусов встречает Чацкого, которого несколько лет не видел

Б) Фамусов велит Петрушке внести записи в календарь о своих планах на следующую неделю

В) к Фамусову приходит Скалозуб, за которого тот мечтает выдать замуж свою дочь

Г) Фамусов с Молчалиным разбирают бумаги (т.к. в 1-ом действии Молчалин нёс папку с бумагами на подпись)

2. Как зовут Чацкого?

А) Павел Афанасьевич Б) Алексей Степанович В) Александр Андреевич Г) Сергей Сергеевич

3. Кем из московских богачей восхищается Фамусов, говоря с завистью, что тот «на золоте едал», был «весь в орденах» и «при государыне служил Екатерине»?

А) Сергеем Сергеевичем Б) Алексеем Степановичем

В) Максимом Петровичем Г) Иваном Ивановичем

4. Какой чин был у Скалозуба? А) бригадир Б) полковник В) штабс-капитан Г) генерал-аншеф

5. Что происходит с Молчалиным во 2-ом действии комедии «Горе от ума»?

А) он, плохой наездник, упал с лошади

Б) Молчалин, боясь упустить богатую невесту, решается сделать предложение Софье

В) Молчалин вызывает Чацкого за дерзость на дуэль

Г) Фамусов выгоняет его

6. Как отреагировала Софья на то, что произошло с Молчалиным»?

А) ушла вместе с ним из родительского дома

Б) лишилась чувств (упала в обморок)

В) стала плакать и отговаривать Молчалина от дуэли

Г) упрашивает отца дать согласие на брак с Молчалиным

7. Какое отчество было у дочери Фамусова?

А) Сергеевна Б) Андреевна В) Алексеевна Г) Павловна

8. Молчалин признается, что любит дочь Фамусова «по должности». А кто ему действительно нравится?

А) богатая тетушка Софьи Б) горничная Лиза В) богатая вдова-докторша Г) мадам Розье, француженка

9. Кто из героев комедии рассказывает дикую историю о «театрале», который отобрал у крепостных крестьян детей, а потом, когда разорился, распродал «Амуров и Зефиров поодиночке»?

А) Фамусов Б) Молчалин В) Чацкий Г) Скалозуб

10. Фамусов рассказывает Чацкому «поучительную» историю о своём дяде-покойнике, который добился богатства и положения при дворе Екатерины (см. вопрос 3). Каким образом он стал царским фаворитом?

А) подарил царице чудо-птицу В) рассказал государыне, что на неё готовится покушение

Б) прославился как полководец Г) упал на балу и рассмешил царицу и придворных

Тест на знание содержания 3 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Кому Чацкий дал такую характеристику: « Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки »?

А) Молчалину Б) Скалозубу В) Максиму Петровичу Г) Фамусову

2. По какой причине перед балом дочь Фамусова затаила обиду на Чацкого?

А) Чацкий требовал, чтобы Софья танцевала лишь с ним В) Чацкий уехал, так и не простившись с ней

Б) Чацкий сказал, что Молчалин недостоин Софьи Г) Чацкий поругался с отцом Софьи

3. Какие два «бесценных» таланта есть у Молчалина (он о них говорит Чацкому)?

А) честь и трудолюбие В) умеренность и аккуратность

Б) умение услужить и умение смолчать Г) покорность и скромность

4. Откуда Чацкий знает Платона Михайловича Горича?

А) это его сосед, их имения находятся рядом Б) он женился на знакомой Чацкого, Наталье Дмитриевне

В) он служил с Чацким в одном полку Г) познакомились на балу в доме Фамусова

5. Сколько дочерей привезли на бал к Фамусову князья Тугоуховские?

А) 3 Б) 4 В) 2 Г) 6

6. Кто взял с собой от скуки на бал к Фамусову « арапку-девку и собачку »?

А) княгиня Тугоуховская Б) Наталья Дмитриевна Горич В) старуха Хлёстова Г) господин Загорецкий

7. Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого (кто первым пустил эту сплетню)?

А) Молчалин Б) Софья В) Загорецкий Г) Хлёстова

8. В чем Фамусов и его гости видят основную причину, что появляются свободолюбивые люди типа Чацкого?

А) в отсутствии контроля со стороны властей Б) в излишней гордости и нежелании жить по законам «отцов»

В) в образовании, в учении и учености Г) в отсутствии строгих законов, пресекающих вольнодумство

9. Какое слово (об этом рассказывает Чацкий) вызвало смех гостей на балу в доме Фамусова?

А) мадам Б) сударыня В) мадмуазель Г) госпожа

10. Кто вручает Софье в качестве подарка билет в театр, а чуть раньше подарил Хлёстовой « двоих арапченков »?

А) Загорецкий Б) Молчалин В) Скалозуб Г) князь Тугоуховский