Виктор зинчук: я неправильная звезда. На обиженных воду возят! Сомнения вы преодолеваете работой

На прошлой неделе в Кемеровской области состоялись гастроли известного российского музыканта Виктора Зинчука. Культовый гитарист на сцене и заядлый футболист команды «Старко» в свободное от сценической жизни время посетил несколько кузбасских городов и провел мастер-класс с местными молодыми музыкантами.

Гастрольный тур по Кузбассу был организован компанией «Стройсервис», которая отмечает 15-летие своей деятельности, совместно с департаментом культуры и национальной политики областной администрации. Выступления Виктора Зинчука состоялись в рамках «Дни культуры в Кузбассе». Перед концертом в областном центре Виктор рассказал корреспонденту «МК», зачем он берет с собой гитару на телепередачу «Малахов плюс».

Пятый элемент

— Наше время можно назвать эпохой попсы. А Вы выбиваетесь из общего «попсового» строя. Насколько трудно работать вне «попсового» поля?

— Попса действительно сегодня везде. На радио, на телевидении. Но приятно то, что, несмотря на это, на мои концерты всегда приходит много людей. Значит, есть интерес публики. Да и мне самому, и это совершенно честно, нравится играть ту музыку, которую я и мои музыканты исполняем на сцене.

Порой бывает, что много переездов, большой гастрольный тур, города, города, города… Устаешь, разумеется, сильно. Но выходишь на сцену и, скажу без пафоса, действительно как-то все меняется — все забываешь. И очень приятно, когда чувствуешь, что зал откликается на твою музыку. Понимаете, на моих концертах, мне так кажется, не бывает случайных людей. А значит, мы понимаем друг друга. И тут поневоле начинаешь чувствовать себя как в фильме «Пятый элемент». С одной стороны зрители, с другой - музыканты. И все это в итоге замыкается на мне. Вроде как медиум получаюсь. Это, конечно, очень ответственно, но пока, кажется, удается. До тех пор, пока такое ощущение будет - стоит выходить на сцену.

О музыкантах и «фонарных столбах»

— Чувствуете ли вы конкуренцию с поп-культурой?

— О конкуренции с поп-музыкой говорить не приходится в принципе. Взять, например, историю с Евровидением. Россию представляла украинская девушка. Почему? Я не понимаю. Разве у нас нет собственных талантов!?

Сегодня продюсеры совершенно честно говорят: дайте нам деньги, и мы раскрутим фонарный столб. Время такое. Как бы мы не ругали советское время, но тогда были пресловутые худсоветы, конкурсы различные, фестивали. И тогда действительно нужен был талант, чтобы пробиться на эстраду. Выигрывали на самом деле лучшие. Вспомнить ту же Валерию. Да и многих других музыкантов тоже.

Меня, например, вы не увидите ни на МТВ, ни в «голубых огоньках». Люди часто говорят, что им надоели одни и те же лица на экране, но новых не появляется. И не появится. Потому что на экран путь один - через продюсера. Я лично рад тому, что мне хотя бы удалось организовать свой юбилейный концерт в «Олимпийском», который показали по каналу НТВ. У меня тогда получилось пригласить своих друзей и коллег по сцене, начиная от балета Аллы Духовой до известного гитариста Фрынсиса Гойи. Кстати, этого музыканта с мировым именем пригласить на концерт оказалось почему-то значительно проще, чем Владимира Кузьмина.

— То есть на телевидение Вы слегка обижены?

— Нет, наверное. Так говорить не стоит. Меня, кстати, приглашают на различные телепередачи. Но почему-то чаще на те, где играть не надо. Например, в программу «Малахов плюс» или «Контрольная закупка». Хотя лично я стараюсь даже туда прийти с гитарой, чтобы люди не забывали, что я музыкант. Из-за этого, правда, бывают определенные конфликтные ситуации. Так что теперь даже стал отказываться от подобных приглашений.

В Баварию - за гитарой и пивом

— А в свободное время музыку слушаете? Вообще, каким образом занимаете свой досуг?

— Перед концертом точно не могу слушать другую музыку. Даже в автомобиле. Потому что воспринимаю ее не как простой слушатель. Я слышу, как звучат инструменты, поджимает ли исполнитель связки и так далее. Начинаю анализировать. А это очень отвлекает от предстоящего концерта. От того, чтобы сконцентрироваться на скором выступлении.

А из своих хобби, пожалуй, отмечу футбол. Каждое лето в составе команды «Старко» я и другие музыканты постоянно играем в футбол. Часто проводим благотворительные матчи. Например, в прошлом году играли с итальянцами. Выиграли у них 2:1. Причем играли по-честному. Профессиональных футболистов в наших командах не было. В этом году 12 июня едем в Нижний Новгород поиграть с командой тренеров. А потом планируем всей командой поехать с матчами по стране.

— Для любого гитариста очень важен его инструмент. Сколько в Вашей коллекции гитар?

— Около 30. Есть достаточно экзотические экземпляры. Есть, например, металлическая гитара. У нее особенный холодный звук. У меня есть «стратокастер», «фендер», несколько банджо, «гибсон», ситар, мандолины. Иногда я в одной композиции могу записать несколько инструментов. Так, в недавно записанном проекте «12 гитар магистра» я играл «Собачий вальс». Для того чтобы получилось неожиданно и оригинально, я использовал 6 инструментов.

В прошлом году на юбилей я сделал себе подарок. Съездил в Баварию и купил там гитару за 8 тысяч евро. И еще попил отличного немецкого пива.

А из последних инструментов, который попала в мои руки, я отметил бы подаренную мне «Золотую гитару» фирмы Fender. Мастер Шишков, наш бывший соотечественник - ведущий специалист этой фирмы, сделал мне авторскую гитару. Ее даже хотели покрыть сусальным золотом, но я побоялся, что это может отразиться на звуке. Я активно использую этот инструмент, даже уже отколол кусок от нее во время одного из концертов. Это тоже достаточно дорогой инструмент. Хотя я лично считаю, что для того, чтобы играть на гитаре, не нужно стремиться к каким-то дорогостоящим экземплярам. Надо сначала научиться просто играть. Например, даже за 200 долларов есть гитары, которые звучат достаточно хорошо.

Справка «МК»:
Виктор Зинчук — «Золотая гитара России».
Заслуженный артист России, кавалер ордена «За служение искусству», магистр академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры. Его концерты проходят с аншлагами как в столице, так и в самых отдаленных уголках России. Ему рукоплещут залы Франции, Италии, Ирландии и других стран. Исполняя лучшие произведения из сокровищницы мировой классики в авторских обработках, Виктор Зинчук создал свой собственный стиль и манеру звучания.


      Источник: Jazz-Квадрат, #4-1998
      Дата публикации: 20 ноября 1998 г.

Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального достатка, но, во всяком случае, если настоящий мастер вдруг меняет свое направление, то у него обычно имеются к тому веские доводы.

Т ак уж получилось, что вслед за Алексеем Козловым и Вячеславом Горским корреспондентам «JK» довелось пообщаться с их бывшим коллегой, блестящим гитаристом Виктором Зинчуком. Он известен джазовой публике прежде всего как участник групп «Арсенал» и «Квадро», и многие с восторгом вспоминают его виртуозные соло и яркие собственные композиции, имевшие неизменный успех на всех выступлениях.

Однако прошло уже десять лет, как Зинчук отказался от чисто джазовых и джаз-роковых схем и начал заниматься обработками классики, блюза, рок-н-ролла, нарочито упростив свой музыкальный язык, сделав его предельно доступным и минимально импровизационным. Конечно, поклонники джаза и, прежде всего, его бывшие соратники, не поняли такого шага или посчитали, что им двигали исключительно меркантильные соображения.

Очевидно, все не так просто. Думается, что если бы Виктор стремился только к хорошему заработку, то сейчас он играл бы где-нибудь у Аллы Пугачевой (как, кстати, еще один бывший «арсеналовец» бас-гитарист А.Куликов). Просто такой уж он человек, что предпочитает «тянуть одеяло лидерства» на себя, а в джазе ему никак не удавалось это сделать. Поэтому смена амплуа была вполне естественной, и ему удалось-таки сделать свою музыку понятной для любой аудитории. Впрочем, не совсем для любой.

Для серьезной филармонической и джазовой публики сегодняшнее творчество Зинчука, несомненно, покажется шагом назад, но простота и доходчивость его инструментальных обработок нужны другим - тем, кто уже чувствует неудовлетворенность от поп-музыки, но не в состоянии сразу переключиться на более сложные для восприятия формы. Можно ругать гитариста за упрощенчество сколько угодно, но, играя простую мелодичную музыку, он, как это парадоксально ни выглядит, стремится к тому же, к чему тяготеет ныне в своем творчестве и Алексей Козлов - к погружению слушателя в мир гармонии и душевной чистоты. Ведь мэтр саксофона тоже сейчас занимается переложением классики... Конечно, формы выражения различны и интересны разной публике, но цели-то схожи.

У Вас была очень бурная и скоротечная джазовая карьера...

В «Арсенал» к Козлову я ушел от Силантьева, а Юрий Васильевич говорил мне тогда: «Ты что, ты ведь будешь по деревням ездить, «чёс» играть, а я тебе известность сделаю, на телевидении...» Так потом получилось, что я у всех проработал по два года - цикл такой. Отчасти я сожалею, отчасти... нет, что ж, значит, так нужно было судьбе.

Два года я работал у Силантьева, два года у Козлова, затем мы организовали группу «Квадро» - и там те же два года, затем чуть меньше двух лет у Леонтьева... Зарабатывал там, затем у Антонова музыкальным руководителем, потом в 1987 году я понял, что в общем-то везде мне не давали играть то, что я хотел, даже как-то преследовалось это, говорили - это наш концерт, а ты организовывай свои и там будешь делать, что хочешь. Так вот и получалось... Даже ревностно относились к тому, что мне на концертах хлопали больше. Да, а играл я всего лишь классическую музыку. Так что обиделся я тогда на всех... Это сейчас, спустя годы, мы общаемся великолепно и с Антоновым, и с Лешей Козловым, но тогда, в 87-м, я начал делать то, что и делаю сейчас.

Но в «Квадро» Вы играли далеко не последнюю роль...

Я ушел оттуда, неважно по каким причинам, и по музыкальным, и по другим. Было очень тяжело, мы поднимали инструментальную музыку, ездили по деревням; помню, как-то в Ростовской области во время концерта к звукорежиссеру подходили бабушки и говорили: «Механик, нажми кнопку, хай хлопцы заспевают...»

Играть инструментальную музыку было очень тяжело... и предъязвенное состояние желудка, и прочее - все это как раз воспоминания оттуда, ну, наверное, мы сделали тогда свое дело, а когда я уходил, у меня испортилась гитара и даже не на что было купить новую. Я пошел зарабатывать деньги...

Тем не менее любители джаза все еще помнят Вас по гастролям в составе «Арсенала» и «Квадро».

Да, действительно, так оно и есть. Но сейчас я играю обработки классической музыки, где принцип свободной трактовки несколько сжат, я исполняю ее довольно точно, хотя и на электрогитаре. Да, есть некоторая импровизационность, которая идет от джаза, но фразировка современная, роковая.

Я играю и блюзы, и рок-н-ролл, и свою музыку, и классическую, но в этом что-то осталось и от джаза. Конечно, называть меня сейчас даже в какой-то мере джазовым исполнителем было бы неправильно, хоть мне джаз и очень помог.

Многие музыканты вашего поколения начинали с "Битлов", а не с джаза...

Да, да, конечно. Я младше, чем Леша Козлов, чем то поколение, на юность которого пришлось повальное увлечение джазовой музыкой, я не стиляга, и когда я рос, то вокруг звучала в основном рок-музыка.

Кто-то недавно процитировал Вас в прессе, что Вам всегда был близок не чисто джазовый подход в музыке в целом...

Мне трудно вообще разделить музыку на жанры, хотя она, естественно, делению поддается, и многообразие жанров существует... Современная музыка впитала в себя достижения и классики: волей-неволей любой музыкант уже находится под ее влиянием, он ведь на ней учился; ну, и джаза, само собой, и народной музыки, и других. Если вы послушаете даже очень прогрессивную современную, например, электронную музыку, то в ней немало характерных партий барабанов - триольность, это все тоже черные музыканты делают, это оттуда... Просто время сейчас другое, и, по мне, мыслить сейчас такими традиционными джазовыми формами не очень интересно.

То есть у Вас как у профессионала отношение к джазу чисто опосредованное, как к элементу мировой музыки?

Естественно, и в Высшей школе изящных искусств, где я преподаю, являюсь ассоциированным профессором, мы с учениками обязательно проходим сначала кантри, джаз, блюз, целыми разделами. Я занимаюсь этим с учениками по полгода, прежде чем мы переходим к року уже на основе всего этого.

Ну, а если взять не профессиональную область, а чисто любительскую: слушаете ли Вы современный джаз, не классический, а авангардный, эйсид и прочее?

Да, мне одно время очень нравилась группа «Орегон» и сам Ральф Таунер как гитарист... Но ведь у нас в стране сейчас развивается чисто потребительское отношение к музыке. Вот в 70-е годы люди вообще интересовались джазом больше... А мои личные слушания джазовой музыки сейчас ограничиваются радио. У нас есть в Москве одна волна такая... джазовая, раньше она называлась «Престиж», а сейчас ее переименовали, ну и я ее слушаю в машине. А в основном я сейчас увлекаюсь классикой. Интересно, что и Московский институт культуры я закончил, дирижируя 40-й симфонией Моцарта, хотя и джаз, и блюз - все это было.

Вы знаете, к нам в «Jazz-квадрат» дошла такая новость, что сейчас собирается прежний состав «Арсенала» на несколько концертов. Вы будете принимать участие?

Если будет время, да. Но желание уже прошло.

Неужели не хочется еще раз сыграть всем вместе? Это ведь все-таки юбилей...

Мне было приятно получить приглашение. Хотя многое, что было в «Арсенале», ну, чисто человеческие отношения... я, к сожалению, запоминаю все. Было хорошее, было и негативное, впрочем, как и везде. Леша Козлов позвонил мне месяца полтора назад и сказал: «Витя, знаешь, тогда ты играл на концертах свою вещь «Тень ушедшего», звукорежиссер сохранил эту запись, мы ее отреставрировали, ну, и она очень понравилась, ты не будешь, как все сейчас, качать права, авторские?..»

Мне очень не понравилась эта форма разговора, но я ответил: «Леша, да я дарю ее тебе, пусть она будет просто ради музыки, альбома, не прошу никакого гонорара, хорошо». Конечно, хорошо, что пластинка выйдет, я искренне рад, что такое вообще произойдет, но концерт... Мои собственные выступления сейчас связаны с коммерцией, да, мне нужно коллектив кормить, у меня шесть человек оркестра и еще три в балете. Мне нужно платить за студию, клипы и выпуск пластинок. Это просто чудовищные расходы, и если в этот день (возможного выступления с «Арсеналом» - Е.Д.) у меня будет более выгодное коммерческое предложение, то, вы понимаете... А если не будет предложения, то я могу поехать в студию работать над новым альбомом, если жизнь скажет, я буду это делать. Я бы с удовольствием повидал друзей, но я сказал Козлову: «Если я буду свободен, то приду, но в афишу записывать меня не надо». Вот так.

И у нас, и за рубежом, конечно.

Прежде всего, Андрэ Сеговия - человек, который развил этот инструмент и сделал его пригодным для исполнения классической музыки. Потом, Пако де Лусия, фламенковый гитарист, очень яркий музыкант. Несомненно, это Джимми Пэйдж, Джимми Хендрикс - люди, сделавшие много уже для электрогитары, Джордж Бенсон - великолепная законченная фразировка, сейчас многие подражают ему.

Да все они хороши, и Джо Пасс, и Би Би Кинг - у них каждая нота на вес золота, это история. А видеошколы с ним (Би Би Кингом - Е.Д.) вызывают легкое умиление, потому что вообще-то он не знает, что он играет, с ним рядом сидит человек и говорит: «Сейчас Вы сыграли четвертую повышенную ступень, а теперь - переход к седьмой, а сейчас Вы уложили это в триольность». На что тот отвечает: «Да, как интересно, а я и не знал. Я это играю просто потому, что так нужно». Также Джо Сатриани, да, его принципы мне близки, у него настоящая современная импровизационная музыка. Вот, наверное, те гитаристы, которые для меня весомы и значимы.

Так получилось, что среди джазовых музыкантов много просто подражателей, а я ведь получил высшее музыкальное образование и очень рад этому. У меня есть степень магистра гитарного искусства Академии наук Сан-Марино. Это международный диплом, докторами этой академии являются Никита Михалков и Пол Маккартни, и это обязывает ко многому.

А кстати, что касается советской джазовой профессиональной школы, то она очень высокого уровня. Скажем, Игорь Бриль и его ученики. Он великолепный пианист и педагог, сейчас редко играющий, потому что эта музыка часто невостребована. Он иногда говорит с веселой такой жалостью, что, вот, играл в воинской части свои темы - зевали, кто-то заснул, но сам ведь он исполнитель ярчайший и мне очень нравится.

А так, не секрет, что все джазмены, которые уехали на Запад, Левиновский там, и другие, спокойно работают и выступают.

Так какие традиции сейчас ближе всего Вам в творчестве?

Классическая музыка, блюз и рок-н-ролл. Я сделал свой музыкальный язык предельно лаконичным и доходчивым. Порой я не позволяю себе отступать от варианта и импровизировать, и я не боюсь потерять слушателя. Публика просто на концертах уже просит сыграть конкретные вещи - «Каприс Паганини», «Токкату и фугу ре-минор» и «Скерцо» Баха, «Аве Марию», «Полонез Огинского». Но, естественно, я играю также и с импровизационными вставками. Я обязан сделать так, чтобы публике было интересно. Не бывает плохой публики, бывает плохой исполнитель. Да, у каждой музыки свой слушатель. И на Западе люди не утруждают себя, чтобы задуматься над музыкой.

В джазовый клуб народ идет слушать джаз, на рок-концерт - аналогично, но это не коммерция. Только попса является коммерческой музыкой. Поэтому, если играть поп, у тебя будет больше всего слушателей, а так надо просто нести свой крест и заниматься своим... Я преклоняюсь перед теми музыкантами и издательствами, что пропагандируют серьезную музыку. А педагогам, что работают без денег, но воспитывают музыкантов в училищах, у нас в университете культуры, надо просто памятник ставить. Конечно, кто-то из учеников скажет, что нельзя музыкой заработать и пойдет в таксисты, но кто-то ведь и останется и будет передавать дальше.

>- Не считаете ли Вы, что Ваша музыка немного похожа на западные варианты культурных дайджестов, например, «Войны и мира», когда серьезная вещь превращается в комикс и делается удобоваримой для всех? Не остановятся ли Ваши слушатели на этом этапе, захотят ли слушать оригиналы?

Нет, не остановятся. Такие опасения для меня - уже пройденный этап. Могу привести изречение Светланова, который в то время, когда появились такие группы, как «Ekseption», говорил, что сначала, конечно, будут слушать обработки, но потом, годам к сорока, люди придут к слушанию музыки в оригинале. Я прекрасно понимаю, что занимаюсь просветительской деятельностью, но когда мы играем «Аве Марию», а у молоденьких, по 12-13 лет, девчонок просто слезы на глазах, то я не думаю, что это плохо. Да, это дань времени, обработки, современное прочтение, но время покажет, насколько это действенно. На концерте это нравится, да и не только на концерте...

Но если бы сейчас, предположим, Вы могли осуществить коммерчески успешный чисто джазовый проект, стали бы Вы в нем участвовать?

Не думаю. Понимаете, музыка, которую я начинал играть сам, тоже была не вполне коммерческая, так что не в деньгах дело. Я делаю сейчас то, что мне нравится, честно. В стройности фразы, например, Марка Нопфлера я сейчас вижу ничуть не меньше смысла, чем в витиеватом пассаже Оскара Питерсона, а несколько нот Дэвида Гилмора из «Пинк Флойд» мне кажутся более осмысленными, чем много нот Ларри Корриела или Эл ди Меолы. Это мое мнение, и я его не боюсь.

Традиционный вопрос: сколько гитар Вы возите с собой на концерты?

Сейчас четыре. Есть стил-гитара, есть чаранга из Боливии и маленькая мандолина, я ее использую тоже. Вообще, у меня штук десять гитар.

А есть ли какие-то особые предпочтения?

- «Гибсон», в нем более теплый звук. И «Фендер Стратокастер» как самый универсальный инструмент, он мне ближе всех.

Вы достаточно много бываете за границей. Сейчас, по мнению некоторых музыкантов, в частности, того же Алексея Козлова, джаз в Америке вымирает, существует только на фестивалях, а в обыденной жизни практически нет. Какое сложилось у Вас впечатление?

Отчасти я с ним согласен, но в корне это не может быть верно, потому что фестиваль, как и любой конкурс, - свидетельство того, что эта музыка есть, и когда собираются лучшие ее представители, это называется форумом, праздником, именуемым фестивалем. Значит, многие занимаются этой музыкой, и она имеет слушателей. А вообще, масса людей слушает одновременно и классику, и рок-н-ролл, и фьюжн... Отчасти, конечно, он (Козлов - Е.Д.) прав, потому что стили могут отмирать, если в них не происходит никакого обновления.

Как Вы считаете, любителям чистого джаза будут сейчас интересны ваши концерты?

Я думаю, отчего бы и нет?

Гитарной музыкой увлекается не каждый. Но имя Виктора Зинчука известно, наверное, всем. Зинчук признан лучшим гитаристом России, его талантливые руки застрахованы на полмиллиона долларов США. В 2001 году он был занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый музыкант. Виктор исполнил «Полет шмеля» Римского-Корсакова за 24 секунды, в течение одной секунды он успевает сыграть 20 нот.

Билеты на Зинчука раскупались очень хорошо. Мы с коллегами предположили, что в основном придут мужчины, но на концерте в театре Драмы 16 сентября зал был полон зрителями обоих полов и всех возрастов. Каждую композицию встречали восторженно и долгими аплодисментами. Зинчук был обаяшкой: предупредил, что поломает каноны концерта, и в перерывах между игрой трепался, шутил и просвещал народ. Во втором отделении отвечал на записки зрителей, напоминая своей живостью Регину Дубовицкую из бессмертного «Аншлага». К всеобщему счастью, Дубовицкая на гитаре не играет, а вот Зинчук это делает профессионально и вдохновенно. Свое собственное мнение по поводу концерта я опущу, тем более что удовольствие, и немалое, получила, и на том, как говорится, спасибо!

Спасибо Зинчуку и за интервью, которое нам удалось взять в антракте. Виктор на бегу пытался выпить чашку чая, извиняясь перед нами, как будто это не мы ворвались к нему, украв небольшие минуты отдыха, а наоборот.

Вы вышли - и сразу «взяли» зал. И на днях, выступая в одной из программ НТВ, сказали, что в вашей жизни все складывалось легко. А были трудности?

Было очень тяжело. На самом деле все сложилось к сорока годам. Да, меня знают и любят. Но за все в жизни нужно платить. Вы знаете, у великих артистов и спортсменов в быту не все и не всегда складывается. По крайней мере, не с первого раза, так и у меня. Конечно же, я мучился и продолжаю мучиться. Тем, что моя музыка мало звучит по радио и по телевидению. Хотя в трудностях тоже есть своя прелесть.

- Вы и без этого очень известны.

Слава Богу. И на концертах всегда аншлаги. Но все равно жалко, что этой музыки мало слышат люди, хотелось бы больше. Потому что моя музыка и материал, с которым я работаю, значимые.

- Были такие моменты, когда вы говорили себе: все - не могу, не хочу видеть гитару?

Было и такое. Мы сейчас из Хабаровска, и там параллельно, на той же площадке, выступал Андрей Макаревич. В один день сделали наши концерты, все было в порядке, у каждого аншлаг. И я вспомнил первый мой концерт. Мы тогда были новой, никому не известной группой и работали с начинающей «Машиной времени». Мне усилитель сделали тихо-тихо. А я такой импульсивный, весь концерт дергался. А оказалось, что не было слышно вообще ничего. Так что, после этого концерта я поставил гитару и пару дней к ней не подходил. Я думал: блин, что ж такое. Но потом снова стал играть.

- И больше подобного настроения не возникало?

Было, когда ломал палец, потом руку, ходил с гипсом. Чуть ли не ревел: жалко себя, неизвестно - восстановится или нет, смогу или не смогу играть. Но это уже не потому, что я не хотел, а просто так обстоятельства складывались. Уже тогда, когда сломал ребра (я в футбол все играю, да и не только), тогда родилась идея создания рекорда Гиннеса. Я посмотрел и понял: секундная стрелка движется на самом деле медленно. И как-то так сложились обстоятельства, что я решил придумать этот рекорд, и пока никто его не побил. Если кто и сможет… да ради Бога. Это просто привносит в жизнь какие-то веселые штрихи.

- Бывают у вас сомнения в себе?

Конечно же. Были и есть. Каждый раз, когда я работаю над новым диском, у меня их много. Если в «Неолирике» звучат популярные мелодии 20-го века, то в «Амадеус 146» - серьезная музыка. Все, что сегодня звучит, это самая последняя программа, я не делаю исключения, не упрощаю ее. Когда играешь такую музыку, настраиваешься, и с тобой в жизни, соответственно, что-то происходит. Если играю веселую музыку - происходят какие-то веселые, смешные вещи. Серьезная же музыка притягивает драматичное. В этом состоянии я иногда месяцами нахожусь.

Поверьте, для того чтобы это действительно тронуло всех, нужно музыку через себя пропустить. Не так, как современные исполнители. Напишет мне автор песенку - эх, я ее спою. За смену напишем, слова наложим - вроде бы получается модная вещь, если ее раскрутить. По законам жанра можно раскрутить что угодно, и «Шоколадного мальчика», и тому подобное. И спустя пять лет это будет все смешно, это и сейчас у некоторых вызывает улыбку. Настоящая музыка - она не боится времени, так же, как и настоящий исполнитель. Люди и сейчас слушают Лемешева, Козловского. Что они, хуже Баскова? Ха-ха! Да они лучше в сто раз.

- О чем вы говорите!

Конечно. Но просто опять же это продукт раскрутки, вот тебе и все. По мастерству никто с ними из современных исполнителей не может сравниться и в десятой части. Слава Богу, сохранились их записанные голоса. Так что время все расставит на свои места. Хотелось, чтоб и сегодняшнее время тоже.

Есть такое мнение, что сейчас современная музыка находится в кризисе, на грани революции.

Возможно. Но сколько интересной музыки, и всего не переиграть, и столько рождается всего, кризиса никакого нет. А новое появится, ну, так и должно быть. Может, оно уже и есть, не знаю.

- Сомнения вы преодолеваете работой?

Да. Это профессионализм. Но иногда надо все бросить. Все время работать - можно с ума сойти.

- Чем в это время занимаетесь?

Когда я начинаю над чем-то работать, кажется, что не смогу этого сделать. Потому что если передо мной великое произведение, его надо осмыслить. Но когда продолжаешь работать, оно вдруг постепенно поддается. Нужно «сдать немало крови», отдать много энергии - и тогда вдруг приоткрывается тебе по чуть-чуть. Это как женщина, которую нужно постепенно завоевывать. Просто так ничего не дается: ни спортивные победы, ни воспитание ребенка, ни что-то элементарное - покрасить, дом построить. Я на днях пазлы сложил из эпохи Возрождения. Картина Леонардо да Винчи с ангелочком. Две недели складывал, и когда кот прыгнул и все разрушил (мне его Юрий Антонов подарил, я же у него работал раньше), то я очень расстроился. Но силу воли отрабатывал, снова собрал. Тысячи кусочков, это не так мало.

- Кто ваша семья, помимо кота, который вам пазлы ломает?

Не люблю я про это рассказывать, извините, и не хочу.

- По крайней мере, можно порадоваться за вас?

Я нормальный, нормальный, и вовсе не исключение! Так что, всем привет и хочу еще приехать сюда в апреле с группой.

Извинившись, Зинчук стал переодеваться, и именно в этот момент я коварно попросила разрешения сфотографироваться вместе. Снимок получился пикатным, но мы клятвенно пообещали Виктору, что публиковать его не будем.

Елена Романова

ВИКТОР ЗИНЧУК: «Я «НЕПРАВИЛЬНАЯ» ЗВЕЗДА…»

Эксклюзивное интервью для "СП"

Когда в 2005 году Виктора Зинчука выдвигали на звание заслуженного артиста Российской Федерации, в комиссии сказали: «Конечно же, Виктора, ведь он пропагандирует классику. Так играет, что каждому понятно». Сегодня виртуозному гитаристу, композитору и аранжировщику Виктору Зинчуку рукоплещут залы не только России, но и Франции, Италии, Голландии, Ирландии, Швейцарии и других стран.

28 ноября дмитровская публика снова сможет услышать Золотую гитару России в программе «Лучшая музыка трех столетий». В преддверии концерта Виктор дал эксклюзивное интервью для «СП».

- Виктор, Вы второй раз приезжаете в Дмитров. Каким запомнился город?

Удалось почувствовать замечательную атмосферу города. Она отличная от московской – спокойная, умиротворенная, никто никуда не спешит. Простые, хорошие люди. На самом деле, я часто проезжаю Дмитров. Не так давно мы выступали в Дубне. Я принимал участие в съемках передачи «Контрольная закупка» - в окрестностях Дмитрова немало пищевых предприятий. Помню танк на въезде в город. И очень красивый канал - хочется порыбачить там или просто посидеть, но пока не бывает свободного времени. Те, кто заглядывает на сайт, знают, что у нас каждый день концерты в разных точках - Подмосковье, Челябинск, Екатеринбург... А также съемки, запись диска.

- Какая из композиций для Вас олицетворяет Дмитров?

Природа Подмосковья у меня ассоциируется с вальсом Грибоедова, с Шопеном. Такая возвышенная грусть, романтическая, осенняя.

- Что можете рассказать заранее о концерте? Будут ли фрагменты нового альбома на кельтские мотивы, который Вы сейчас заканчиваете?

Конечно, я их добавил. Сам диск еще не появился, но в следующий раз я его обязательно привезу. Уже готова обложка, сегодня еду на студию заканчивать последнюю композицию. Также возьму банджо – очень позитивная музыка. Будут и новые композиции, дуэты. Мы с гитаристом Дмитрием Лобановым сделали обработку Шуберта, «Венгерского танца» Брамса. Нас всегда просят исполнить классические композиции - они не надоедают, потому что на радио и ТВ мало классики.

Недавно я снимался в программе на английском языке «Russia Today » с Александром Гурновым. Многих поразило, что в репертуаре русского композитора есть все - Шуберт, Шуман, Огинский, Бах, Паганини, Бизе, Штраус, старинный ирландский композитор О`Кэролан, попурри на темы Моцарта, Бетховена… Охват очень большой, есть и свои композиции. Двухчасовой концерт пролетает очень быстро.

- О Ваших музыкальных заслугах известное многое, а вот о личной жизни – ничего…

Моя жизнь на сцене, там я ее переживаю. О личном, действительно, рассказываю мало, но не секрет, что я женат – уже 22 года. Я, наверное, какая-то «неправильная» звезда, для меня это серьезные отношения.

- А дети?

У меня есть сын.

- Он занимается тем же, что и Вы?

Нет, конечно, я хотел бы, чтобы он был нормальным человеком. Учится в институте на юриста.

- То есть себя Вы считаете ненормальным?

Ну… Быть музыкантом очень тяжело. Этого не пожелаешь и врагу, на самом деле. За каждой композицией – каторжная работа. И в тоже время - страшное удовольствие, страшное счастье. И какова амплитуда этого счастья!

- Как проводите праздники?

Бывает, собираемся вместе и едем летом на море, в Италию. Там я жил и работал некоторое время. Прекрасно знаю итальянский язык, спокойно там общаюсь. Беру машину на прокат, езжу в маленькие городки, где нет, конечно, туристов, нет больших гостиниц, можно быть неузнанным.

Кстати, о загранице - в этот год дружбы с Францией мы с Дмитрием принимали участие в концертах в Гренобле, в Альпах. Обновленную программу, которую играли воФранции, будем играть и в Дмитрове.

А вообще, когда у всех праздники, у нас, конечно, работа. После Нового года, когда есть несколько дней, стараюсь поехать в Европу и посидеть в каком-нибудь баре с литровой кружкой пива. Обожаю этот напиток, но не часто приходится пить. И потом походить по сказочным старинным улочкам городов, как в сказках братьев Гримм. В такой атмосфере отдыхаешь и заряжаешься. Могу себе позволить ездить и в Венецию за впечатлениями. Но я трудоголик - всегда работаю. И это самое хорошее состояние.

- С кем из современных музыкантов общаетесь, выступали? С кем планируете, хотели бы записать совместные проекты?

У нас есть футбольный клуб звезд «Старко». Там образуются неожиданные дуэты. Можем собраться и поимпровизировать с Крисом Кельми, Андреем Державиным – великолепные музыканты. Но в основном мне интереснее всего играть в содружестве с Бетховеном, Бахом, Паганини, Рахманиновым. То, что я играю на концерте, - поверьте, сложнее всего и почетней. Так что я не стремлюсь в своей карьере поставить «галочку», еще с кем-то поиграть.

Были дуэты и с Аллой Пугачевой, и с Юрием Антоновым. На свой концерт в Кремле я приглашал Фрэнсиса Гойю. Выступали с Владимиром Пресняковым (старшим, конечно же), Игорем Бутманом. Был великолепный дуэт с примой Мариинского театра Юлией Махалиной на композицию Сен-Санса “Лебедь”. Это, конечно, мимолетно. Я рад, что эти выступления увековечены в концертном DVD , который тоже привезу в Дмитров. Я, конечно же, музицировал и выступал со многими интересными людьми. Общался с гитаристами Стивом Ваем и Джо Сатриани, выступал в Италии с итальянской группой.

В «Старко» мы все очень дружны. Влад Топалов, Сашка Иванов (группа «Рондо»), Пьер Нарцисс, Игорь Красилов («новая русская бабка» Цветочек), Дмитрий Харатьян, журналист Александр Гурнов. Общаться с такими личностями - замечательный праздник.

- Для футбола нужно обладать хорошей спортивной формой. Как поддерживаете себя?

На поле у нас, как говорится, и пот, и кровь. Мне уже мениск вырезали, были серьезно порваны связки. Раз в неделю тренировки, каждый месяц турниры, много благотворительных матчей. Это для нас лучший отдых.

- Как насчет музыки к фильмам? На каких проектах работали, какие были предложения?

Моя музыка инструментальная, ее часто используют в телевизионных, театральных заставках, в танцах., берут для выступлений фигуристов, цирковых представлений. Я писал музыку к документальным фильмам: лет двадцать назад вышел фильм «Виктор Победитель», еще был цикл фильмов о севере “Polar Bridge ”. Моя музыка звучит в художественном фильме «Короткое дыхание любви» с Андрисом Лиепой. Сейчас я об этом не думаю, просто сосредотачиваюсь на том, чтобы писать музыку.

- Вы зарабатываете только на музыке или есть еще какая-то статья доходов, бизнес?

Только музыка. Ездим на гастроли, я выступаю и в качестве звукорежиссера, имиджмейкера, оформителя дисков, автора концепции. Порой нужно быть и психологом. И налоги вовремя платить.Конечно, со мной работает команда профессионалов. И нам нравится то, чем занимаемся. Мы счастливые.

В отличие от многих музыкантов, я и по образованию музыкант, а не архитектор, экономист, художник, поэтому и занимаюсь только этим. Сочетаю все - любовь к музыке, семье, спорту. И работу, и записи.

Когда все в жизни сбалансировано, есть гармония – тогда все здорово получается.

МАСТЕР-КЛАСС от МЭТРА

- У вас есть видеокурс «Мастер-класс Виктора Зинчука». Дайте совет читателям: как выбрать гитару тем, кто не обладает еще ни музыкальными знаниями, ни финансовыми возможностями приобрести Fender ?

Я сам начинал с гитары, которая у меня была еще в советское время. Лежала за диваном полузапылившаяся, Ленинградского завода, семиструнная…. Мне педагог рассказал, как переделать семиструнную гитару на шестиструнную. Вырезать небольшую пластинку, на ровном расстоянии 6 дырочек - и вот уже можно играть. Не думаю, что сейчас у кого-то есть такие проблемы. Любой может пойти в магазин, где выбор музыкальных инструментов большой. За 5-6 тысяч можно купить гитару, на которой можно начинать играть. При желании каждый может проконсультироваться у продавца. Самое главное - выбирайте ту, которая больше понравится, которую приятней держать в руках. Положительные эмоции, эмоциональный порыв, ожидание праздника – вас что-то должно поманить и удержать. Для начала, для обучения необязательно покупать дорогие американские инструменты.

Беседовала
Надежда СУВОРОВА

Известный гитарист Виктор Зинчук прославился своей необычной подачей классических произведений. Сегодня музыкант днюет и ночует в студии на Таганке, готовясь к юбилейному выступлению.


И железная гитара и золотая

- Пианист Денис Мацуев говорит: играть в Большом зале Консерватории – всегда главный экзамен сезона, нервное напряжение. Сейчас у вас будет юбилейный концерт в Кремле…

Раньше я говорил, что для меня нет разницы, где выступать – в ночном клубе или в концертном зале. Но сейчас понимаю: Крёмлевский дворец – это всё-таки огромная ответственность. Последнее время думаю только об этом юбилейном концерте 13 ноября. Хочу сделать его неповторимым! Из Бельгии ко мне приедет знаменитый гитарист Фрэнсис Гойя. Будет много знаменитых артистов и коллективов. Мне хотят подарить гитару, покрытую золотом – ручная работа, её сделали в Америке. Буду играть классику – лучшее, что создало человечество. Мне радостно: я могу лишний раз привлечь внимание к этой музыке.

- Вы занесены в книгу Рекордов Гиннесса как самый техничный исполнитель мира. «Полёт шмеля» вы играли со скоростью 20 нот в секунду...

То была просто хохма. Сейчас избегаю разговоров об этом. Поверьте, просто скорость – ерунда, не более, чем цирковой номер! Если человек будет играть на гитаре очень быстро, то через 2 минуты он уже наскучит слушателям, через 5 минут все покрутят пальцем у виска, а через 10 никого в зале не будет. Самое сложное – удержать внимание зала, исполняя «К Элизе» Бетховена или «Полонез» Огинского. Нужно играть так, чтобы у людей были мурашки по коже…

Моё достижение к 50 годам – высшее музыкальное образование, которое помогает мне дирижировать симфоническим оркестром. Я закончил с красным дипломом Московский государственный университет культуры и сейчас в качестве доцента меня приглашают преподавать.

- Каждый известный музыкант гордится своей коллекцией инструментов. А какая гитара досталась вам тяжелее всего?

Гитар у меня много. Но это не предмет для хвастовства и не коллекция, а просто необходимость. Порой в одной композиции я записываю до 5 разных инструментов. Есть и гавайская гитара, и очень тяжёлая железная, и ирландская арфа, и мандолина, и старинная лютня и многое, многое другое… Все имеют свой тембр и краску.

По-хорошему завидую современным гитаристам – они могут купить недорогой инструмент, на котором не поранишь пальцы. Когда я начинал, ничего не было, мы выпиливали гитары из школьных парт, наматывали по нескольку часов катушки-звукосниматели…

Сегодня я человек известный – поэтому раз-два в год мне присылают гитары из-за рубежа в качестве подарка. А когда-то приходилось подолгу зарабатывать, чтобы купить инструменты. В течение полутора лет играл в группе Валерия Леонтьева. Были в Афганистане на гастролях – я расписывался на гитарах с переводными картинками наших солдат…

Потом была группа Юрия Антонова – именно там происходило моё становление. Вспоминаю о том периоде с теплотой. У меня кошка от Юрия Михайловича. Все знают: он - любитель животных.

Классик при жизни?

- Виктор, вы играете с 11 лет. Бывало такое, что соседи по батареям стучали, чтобы вы прекратили их истязать своими репетициями?

Гитара – инструмент тихий. Часто вдохновение приходит ночью… То есть соседям я никогда не мешал. Сейчас у меня есть дом под Москвой, куда могу уехать и делать там, что хочу. Но и живя в «панельке», старался не шуметь. У меня такой подход: относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. Когда я переезжал, соседи чуть ли не со слезами говорили:«Виктор, нам будет вас очень не хватать». Я – простой человек, звёздной болезнью не болею.

Каждое лето улетаю в Италию. Арендую там три этажа в доме.

Приезжает много моих итальянских друзей, которые живут у меня. Вот там – да, мы позволяем себе шуметь ночью.

- Своей студией не обзавелись?

Мы записываем диски на студии, которая располагается в театре «Содружество актёров Таганки». Там стены – необыкновенные, они помнят и Высоцкого, и Филатова… А репетируем в Музыкальном музее имени Глинки. Там хранятся скрипки, на которых играли Гварнери, Страдивари, клавесин Моцарта и другие ценнейшие музыкальные инструменты. Мне поступило предложение стать чуть ли не классиком при жизни. В музее приготовили большой стенд, на котором хотят разместить мою гитару. Будут рассказывать детям во время экскурсий: «Есть в России гитарист Виктор Зинчук». -Но не подумайте, что быть им легко. Никому не пожелаю играть инструментальную музыку в нашей стране!

-Вы имеете в виду, что часто слышите формулировку «не формат»?

Конечно. Вы меня видите на музыкальных каналах? Но я не из тех, кто обижается. На обиженных воду возят, Москва слезам не верит! Привык делать два, а то и три шага там, где другие делают один. Я не кручусь в эфире с утра до вечера, как Витас или Басков. Но не переживаю от этого. Я перестану себя уважать, если не смогу играть на должной высоте! А уж количество эфиров не всегда отражает этот показатель. Народ у нас не обманешь. Езжу по стране – и в каждом городе собираются полные залы. Многие люди после концерта уходят с просветлёнными глазами, говорят о моей позитивной энергетике… Михаил Боярский говорит: «Везёт Зинчуку – у него характер лёгкий». Лёгкий, но раздражаюсь, когда вижу несправедливость.

- Один наш известный музыкант признался: около нот всегда стоит бутылка водки…

У меня был трагический период в жизни, о котором сейчас даже вспоминать не хочется. Могу сказать точно: алкоголь никогда никому не помогал. Сегодня крепких напитков не употребляю. Но могу себе позволить после тренировки по футболу выпить холодного пива с друзьями. Похвастаюсь, что разбираюсь в марках хорошего вина – жил в Италии, меня пригласили туда записать диск, говорю по-итальянски. В Москве у меня в холодильнике всегда есть руккола, морепродукты и несколько бытылок хорошего вина. А водку невозможно совмещать с профессией. Многие действительно думают, что алкоголизм - синоним рок-н-ролла! Неправда! Когда выпиваешь, с утра руки трясутся и не можешь играть на гитаре. Сейчас пропагандирую здоровый образ жизни, за что не раз приглашали на программу к Геннадию Малахову. Раньше у меня был лишний вес, повышенное давление. Но понял, что никто не поможет, кроме тебя самого.