Веселая подготовка к егэ по химии. ЕГЭ. Химия. Полный курс А, В, С. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Лидин Р.А

Подготовка к ЕГЭ по химии - это, как правило, и есть подготовка к ЕГЭ по химии с нуля.

Учебный план в обыкновенных школах построен так, что часов, отведенных на химию, категорически не хватает для того, чтобы начать что-то понимать.

Ученики запоминают из школьной программы разве что несколько шаблонных схем. Например: “Реакция идет до конца, если получается газ, осадок или вода”. Но какая реакция, какой именно осадок - этого никто из старшеклассников не знает! В школе в эти детали не углубляются. И в итоге даже за видимой успешностью, за школьными пятерками – не стоит никакого понимания.

При подготовке к ЕГЭ по химии с нуля стоит начать с самых обыкновенных школьных учебников за восьмой и за девятый класс. Да, в учебнике нет должного уровня объяснений, который нужен, чтобы понять происходящее. Готовьтесь, что часть информации вам придется просто заучить.

Если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля и читаете школьный учебник - вы учите химию, как иностранный язык. Ведь в иностранном языке в начале изучения тоже какие-то непонятные слова, непонятные буквы. И надо потратить какое-то количество времени и сил на изучение «алфавита» и базового «словаря», иначе дальше просто ничего не получится.

Химия – эмпирическая наука, и в этом ее отличие от математики. Мы имеем дело с фактами, которые пытаемся объяснить. Сначала мы знакомимся с неким фактом, и когда он не вызывает сомнений, мы его объясняем. Фактов в химии много, и в них трудно разобраться, если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля. Поэтому мы начинаем с обыкновенного школьного учебника. Например, учебник, авторы которого Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман, или Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, В. В. Ерёмин.

И после этого надо переходить к серьезным книгам. Потому что, если вы готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля, попытка «прыгнуть» сразу в серьезную книгу может закончиться провалом. При этом одних школьных учебников для подготовки к ЕГЭ по химии не хватит!

Я написала пособие для подготовки к ЕГЭ по химии. Оно называется “Химия. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. Это книга для тех, кто уже прочитал школьные учебники, кому не надо с нуля рассказывать, что такое валентность и каким символом обозначается какой элемент.

Еще один совет тем, кто готовится к ЕГЭ по химии с нуля.
В этой ситуации нет смысла «распыляться» на олимпиады, потому что почти не будет шансов что-то там решить. Если человек вы начали готовиться заранее, и к началу 11 класса он пишете пробные ЕГЭ по химии на 70 баллов, тогда есть смысл участвовать. Стоит изучить отдельные разделы физхимии, которые нужны для олимпиады, и пробовать свои силы.

Но что же делать, если старшеклассник хочет подготовиться к ЕГЭ по химии с нуля и при этом не понимает школьного учебника? Не может понять! Хочет стать медиком, а школьного учебника не понимает. Что тогда? Идти к репетитору?

Можно попробовать взять другой школьный учебник. Все они написаны разным языком, в них несколько разные подходы. Но если старшеклассник решил подготовиться к ЕГЭ по химии с нуля и не может осилить ни один учебник по школьной химии за 8-й класс… Может быть, тогда стоит подумать о специальности, с которой легче справиться? Такой абитуриент потратит очень много сил на поступление, но если пройдет, то, скорее всего, на платное, а потом еще и вылетит! Ведь учиться в медицинском намного тяжелее, чем подготовиться к ЕГЭ для поступления в медицинский. Если подготовка к ЕГЭ по химии вызывает неразрешимые трудности, совсем уж неразрешимые, то учиться в медицинском будет намного тяжелее! Помните об этом, когда готовитесь к ЕГЭ по химии с нуля.

Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) с ознакомительной целью представил документы, регламентирующие структуру КИМ ЕГЭ. Узнать об основных нововведениях можно из спецификации . Как видим, новая версия варианта КИМ содержит 2 части, состоящих из 40 заданий разной сложности. К слову, произошло уменьшение максимального балла за выполнение всей работы - в 2015 году он составляет 64 (в 2014 году – 65).

Как подготовиться к ЕГЭ по химии?

Учим язык химии

Как и любой другой предмет, химию нужно понимать, а не зубрить. Ведь химия – это сплошное переплетение формул, законов, определений, названий реакций и элементов. Здесь важно усвоить химический «язык», а дальше будет проще – вы сможете заметить некоторые закономерности, научитесь понимать и составлять химические формулы, а также оперировать ими. Как известно, «дорогу осилит идущий».

Какие книги помогут успешно подготовиться к ЕГЭ – 2015 по химии? Обратите внимание на сборник заданий «ЕГЭ – 2015. Химия.» (2014 г. изд.) авторов Оржековского П.А., Богдановой Н.Н., Васюковой Е.Ю. Много полезного можно также почерпнуть из учебно-методического пособия «Химия, подготовка к ЕГЭ – 2015» (Книга 1 и 2) автора Доронькина В.Н.

Правильно используем таблицы – половина успеха

Для подготовки к ЕГЭ по химии «с нуля» важно тщательно изучить 3 таблицы:

  • Менделеева
  • растворимости солей, кислот и оснований
  • электрохимический ряд напряжений металлов

На заметку! Эти справочные таблицы прилагаются к каждому варианту экзаменационной работы. Умение правильно их использовать обеспечивает получение более 50% нужной на экзамене информации.

Выписывание формул и таблиц

Знание каких разделов химии будут проверяться на ЕГЭ? На сайте ФИПИ представлен доступ в открытый банк заданий ЕГЭ по химии – вы сможете попробовать свои силы в решении заданий. В кодификаторе содержится перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по химии.

Каждую изученную тему лучше конспектировать в виде кратких записей, схем, формул, таблиц. В таком виде значительно повысится эффективность подготовки к ЕГЭ.

Математика – как основа

Не секрет, что химия как предмет «насыщена» разными задачами на проценты, сплавы, количество растворов. Так что знание математики очень важно для решения химических задач.

Проверяем свой уровень знаний и умений с помощью демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2015 года по химии, подготовленного ФИПИ. Демоверсия дает возможность выпускнику получить представление о структуре КИМ, типах заданий и уровнях их сложности.

Как подготовиться к ЕГЭ по химии «с нуля»? Учите материал осмысленно, задавайте вопросы, пытайтесь понять суть. К вашим услугам также многочисленные Интернет-ресурсы, с помощью которых можно разобрать «непонятные» моменты. Успешно сдать ЕГЭ возможно – поверьте в себя! А наше видео раскроет вам некоторые секреты подготовки к ЕГЭ по химии.

Сегодня мы поговорим о том, как подготовиться к ЕГЭ по химии. Прежде всего, необходимо изучить кодификаторы и спецификации, размещенные на официальном сайте ФИПИ, понять структуру работы, затем систематизировать свои знания. Стоит отметить, что если вы готовитесь к экзамену с нуля, то начинать нужно не менее, чем за год.

ЕГЭ по химии

Итоговая работа содержит 40 заданий, из которых 35 требуют выбора ответа (1 часть), а 5 — развернутого (часть 2). Уровень сложности также разный: 26 относятся к базовому, 9 — к среднему, 5 — к повышенному. Решая наиболее сложные задачи, выпускники обязаны использовать имеющиеся навыки в нестандартной ситуации, систематизировать и обобщать знания. Вопросы, требующие полного ответа, требуют найти причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать ответ, характеризовать свойства веществ и решать химические задачи, производить расчеты.

Задания ЕГЭ по химии охватывают четыре основных содержательных модуля: теоретические основы химии, органическая химия, неорганическая химия, методы познания в химии, химия и жизнь.

На работу отводится 180 минут.

ЕГЭ по химии 2015В новом учебном году появились нововведения в структуре работы:

  • количество заданий сведено к 40
  • осталось лишь 26 вопросов базового уровня (на единичный выбор)
  • для вопросов 1-26 требуется записать лишь одну цифру
  • за прохождение теста можно получить 64 балла
  • задачи по нахождению молекулярной формулы веществ оцениваются теперь в 4 балла.

Как и прежде разрешено иметь периодическую систему Д. И. Менделеева, кроме того выпускникам выдаются таблицы растворимости и напряжений металлов.

Готовимся к ЕГЭ по химии

Чтобы быть готовым к аттестации по химии, важно систематизировать полученные знания. Лучше всего это сделать с помощью следующих пособий:

  • Пособие для подготовки к ЕГЭ по химии. А. А. Дроздов, В. В. Еремин
  • ЕГЭ. Химия. Экспресс подготовка. О. В. Мешкова
  • Электронный ресурс: himege.ru/teoriya-ege-himiya/

Обязательная часть подготовки — решение тестов. Демонстрационные варианты, а также задачи из открытого банка заданий можно найти здесь: www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

Можно воспользоваться сборниками тестов:

  • Химия. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. О. Г. Савинкина
  • ЕГЭ 2015, химия. Типовые тестовые задания. Ю. Н. Медведев
  • Химия. Подготовка к ЕГЭ — 2015. В. Н. Доронькин, А. Г. Бережная

Видео

ЕГЭ по химии в 2015 году не входит в число обязательных государственных экзаменов. Обычно этот экзамен сдают выпускники, которые уже давно определились в какой ВУЗ и на какую специальность будут поступать. Как правило, ЕГЭ по химии требуется при поступлении на специальности, связанные с медициной, химической или пищевой промышленностью. ЕГЭ по химии по своей сложности не уступает ни математике, ни физике. Поэтому для успешной сдачи экзамена, необходимо начать подготовку как можно раньше. А если знания по этому предмету практически равны нулю, то без сторонней помощи и кропотливой самостоятельной работы шансы сдать ЕГЭ по химии мизерны.

Структура ЕГЭ по химии

ЕГЭ по химии состоит из 40 заданий, которые разбиты на три уровня сложности:

  • Первый уровень – задания базового уровня. На этом уровне необходимо из четырех предложенных ответов выбрать один правильный. Каждый правильный ответ будет оценен в один бал
  • Второй уровень сложности, состоит из заданий среднего уровня. На этом уровне следует письменно записать ответ по каждому заданию. В зависимости от полноты и правильности ответа будет произведено оценивание ответов от 1 до 2 балов
  • Третий уровень сложности состоит из достаточно сложных заданий. Ответы на этом уровне должны быть развернутые, с полным описанием всего процесса решения задания. Оценка на этом уровне сложности — от 3 до 4 балов, в зависимости от полноты решения задания.

Как подготовиться к ЕГЭ по химии

Для начала выпускник должен решить для себя, готов ли он к сдаче ЕГЭ по химии. Для этого необходимо пройти пробные демонстрационные тесты к ЕГЭ по химии, которые можно найти . Решение этих тестов покажет реальный уровень знаний.

Если уровень знаний очень низкий, то подготовку к ЕГЭ по химии стоит начать с нуля. Для этого необходимо обязательно записаться на подготовительные курсы по химии. На этих курсах квалифицированные специалисты помогут существенно повысить уровень знаний, как в теоретической части предмета, так и в решении задач различного уровня. Если же нет возможности посещать такие курсы, то стоит найти репетитора, который будет заниматься в индивидуальном порядке, что также окажет положительное влияние на фундаментальные знания по химии. При этом надо самостоятельно тщательно изучать и прорабатывать тему за темой, подкрепляя теоретические знания решением практических задач.

Алгоритм самостоятельной подготовки к ЕГЭ по химии

Для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по химии обязательно потребуются базовые школьные учебники по химии, рабочие тетради, справочные материалы и пособия для подготовки к ЕГЭ.

Школьнику с нулевым уровнем знаний подготовку к экзамену следует осуществлять поэтапно, по следующему плану:

  • Основные понятия химии
  • Номенклатура неорганических и органических веществ
  • Строение атома
  • Химические связи

По каждой теме необходимо вести конспект, в который записывать основные понятия, термины и формулы. После каждой темы надо писать тестовый диктант, который поможет выявить реальный уровень теоретических знаний. Когда теория будет разобрана и изучена, необходимо приступить к решению задач, которые можно взять из тренировочных работ к ЕГЭ по химии 2015 года или прошлых лет. При решении задач особое внимание следует уделить решению заданий на цепочки превращений. Решение именно этих задач поможет быстро изучить большое количество химических реакций и закрепить знания по химии.

Учебное пособие содержит материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по химии.
Представлены 43 темы программы ЕГЭ, задания к которым отвечают базовому (28), повышенному (10) и высокому (5) уровням сложности. Вся теория структурирована в соответствии с темами и вопросами содержания контрольных измерительных материалов.
Каждая тема содержит теоретические положения, вопросы и упражнения, тесты всех видов (с выбором одного ответа, на установление соответствия, с множественным выбором или ответом в виде числа), задания с развернутым ответом.
Адресовано учителям и ученикам старших классов полной средней школы, а также абитуриентам вузов, преподавателям и слушателям химических факультетов (школ) довузовской подготовки.

Примеры.
Даны образцы металлов: свинец - медь - ртуть - натрий - золото - серебро - вольфрам.
Определите эти металлы по физическим характеристикам:
а) очень мягкий (режется ножом);
б) окрашен в желтый цвет;
в) имеет матовую поверхность;
г) обладает наибольшей тугоплавкостью;
д) жидкий при комнатной температуре;
е) окрашен в красный цвет;
ж) отличается металлическим блеском и высокой электрической проводимостью.

Образцы меди получены из исходных веществ: красный Си2O, черный СuО, белый CuSO4, голубой CuSO4 5Н2O, темно-зеленый Си2СO3(OН)2 и желто-бурый СиСl2. Должны ли (да, нет) полученные образцы меди отличаться:
а) по цвету,
б) по температуре плавления,
в) по способности покрываться черно-зеленым налетом в городском воздухе?

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
1. Теоретические разделы химии
1.1. Современные представления о строении атома 8
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 17
1.2.1. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам 17
1.2.2-1.2.3. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп и переходных элементов (медь, цинк, хром, железо) по их положению в Периодической
системе и особенностям строения их атомов 24
1.2.4. Общая характеристика неметаллов главных
подгрупп IV-VII групп по их положению в Периодической системе и особенностям строения их атомов 30
1.3. Химическая связь и строение вещества 44
1.3.1. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Полярность и энергия ковалентной связи. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь 44
1.3.2. Электроотрицательность и степень окисления химических элементов. Валентность атомов 52
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 59
1.4. Химическая реакция 68
1.4.1-1.4.2. Классификация реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения 68
1.4.3. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов 80
1.4.4. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов 88
1.4.5. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 98
1.4.6. Реакции ионного обмена 108
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная 115
1.4.8. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и способы защиты от нее 128
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 144
2. Неорганическая химия
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) 149
2.2. Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа 170
2.3. Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 177
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных 189
2.5-2.6. Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов и кислот 193
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных, комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 199
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 202
3. Органическая химия
3.1-3.2. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Гибридизация атомных орбиталей углерода 205
3.3. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений (тривиальная и международная). Радикал. Функциональная группа 213
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 220
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола 239
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 247
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов, аминокислот 255
3.8. Биологически важные соединения: жиры, белки, углеводы (моно-, ди- и полисахариды) 259
3.9. Взаимосвязь органических соединений 267
4. Методы познания в химии. Химия и жизнь
4.1. Экспериментальные основы химии 272
4.1.1-4.1.2. Правила работы в лаборатории. Методы разделения смесей и очистки веществ 272
4.1.3-4.1.5. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений 272
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений 284
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 286
4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории) 292
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ 298
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов 298
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 300
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка 302
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, каучуки, волокна 303
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций 311
4.3.1-4.3.2. Расчеты объемных отношений газов и теплового эффекта в реакциях 311
4.3.3. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей 315
4.3.4. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 321
4.3.5-4.3.8. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) или в виде раствора с определенной массовой долей вещества; практического выхода продукта, массовой доли (массы) вещества в смеси 324
4.3.9. Расчеты на нахождение молекулярной формулы вещества 328
Ответы к заданиям для самостоятельной работы 333
ПРИЛОЖЕНИЯ 350.