Вертикальная мобильность примеры. Виды социальной мобильности: вертикальная, горизонтальная, индивидуальная

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

§ Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

§ Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

10)Понятие соц контроля
Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

§ процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний;

§ процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;


11)Основная проблематика социологии рекламы
Главной
проблемой социологии рекламы выступает влияние рекламы на общественную систему в социетальном восприятии и влияние общественной системы на рекламу в конкретно историческом аспекте. Это два аспекта одного и того же процесса. Первый аспект связан с пониманием того, как рекламные образы, создаваемые для продвижения товаров, услуг, идей влияют на само общество, как реклама меняет его культурные, нравственные устои; может ли реклама изменить общественную атмосферу или культурные парадигмы конкретного общества, или она призвана пропагандировать только то, что в обыденной жизни уже есть. Все эти вопросы, в их более широкой постановке – о роли коммуникативных институтов в общественной жизни, активно обсуждаются еще с начала ХХ-го столетия, когда средства массовой информации стали стремительно вторгаться в общественную жизнь. Нельзя сказать, что в настоящий момент эти вопросы нашли свое разрешение.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть и другой аспект проблемы взаимосвязи общества и рекламы, а именно влияния общественных процессов на функционирование рекламы как общественного института. Почему, например, в условиях функционирования советской общественной системы реклама как общественный институт практически отсутствовала, а возникновение зачатков рыночного общественного механизма привело к институционированию рекламы? Что происходит с рекламой в условиях кризиса общественной системы? Каким содержанием наполняется рекламное пространство в период политической нестабильности?

То есть одна из главных проблем социологии рекламы связана с исследованием механизмов, закономерностей функционирования рекламы как общественного института, ее влияния на общество и обратного воздействия общества на рекламу .

Второй блок проблем, который тесно связан с первым, возникает в связи с влиянием рекламы на отдельные институты общества и воздействием этих институтов на различные виды рекламной деятельности. Например, как реклама влияет на семью и как семейный быт влияет на методы, средства распространения информации рекламного характера. Несомненный интерес вызывают проблемы влияния рекламы на воспитательные и образовательные институты общества. И, конечно, рекламистов очень интересует, как изменения в образовательной сфере отразятся на функционировании отдельных видов рекламной практики: реклама на телевидении, в прессе, на радио и т.д.

Особо в этом ряду стоит проблема влияния рекламы на средства массовой информации, поскольку именно средства массовой информации являются основными носителями рекламы. Как, например, повлияет на изменение рекламной практики возникновение интерактивного телевидения? Или функциональное слияние телевизора и компьютера?

Прогноз развития средств массовой информации как носителей рекламы очень важен, поскольку он позволяет прогнозировать развитие рекламного рынка, распределение и перераспределение финансовых потоков между различными субъектами рекламной индустрии.

Таким образом, прогнозирование изменений общественных институтов и влияние этих изменений на формы, способы, средства распространения рекламы выступает одной из главных проблем социологии рекламы.

Третий блок проблем связан с влиянием рекламы на отдельные общественные процессы. Как известно, общество – это постоянно развивающийся социальный организм. Основной вектор развития задается отдельными постоянными общественными процессами. В частности, одним из таких существенных процессов выступает социальная мобильность. Реклама существенным образом меняет восприятие мобильности в общественном сознании, перемещая эту проблему из сферы материального производства в сферу потребления.

Не менее важным выступает процесс лигитимации властных институтов общества. Во многом он связан с политической рекламой, умением специалистов в области политических технологий, используя механизмы и средства политического маркетинга, конституировать демократические институты общества.

Важно также здесь подчеркнуть необходимость анализа влияния рекламы на процесс интеграции и дезинтеграции общественной системы.

Четвертый блок проблем можно описать с помощью понятий «ментальность», «национальный характер», «рекламно-культурные стереотипы», «отечественная реклама», «зарубежная реклама». Другими словами, речь идет о взаимосвязи рекламного воздействия и культуры конкретного общества, о влиянии культуры на рекламу и рекламы на культуру конкретного общества. В практическом смысле это значит: какова эффективность зарубежных рекламных спотов, которых на отечественном телевидении достаточно много? Не отторгаются ли они массовым сознанием, поскольку не учитывают национальную культуру и менталитет отечественных потребителей? Каким должно быть рекламное сообщение, рассчитанное на так называемого «нового русского» или домашнюю хозяйку, не обремененную тугим кошельком? В общем, проблемы менталитет и реклама, культура и реклама, национальные стереотипы и реклама составляют значительный блок вопросов, включенных в предметное поле социологии рекламы.

Если перевести все вышеотмеченные вопросы с достаточно высокого философского уровня на операциональный, связанный с практической деятельностью социолога, то можно сказать, что его при изучении рекламы как общественного института интересует: как реклама влияет на поведение людей, как реклама влияет на общественные настроения, как реклама влияет на интеграцию общественной жизни, как реклама влияет на социальную мобильность, как реклама влияет на лигитимацию власти, на какую систему символов опирается реклама, какие механизмы воздействия использует, с какой эффективностью.


12)Основная проблематика социологии и культуры

13)Основная проблематика социологии образования


Похожая информация.


Понятие «социальная мобильность » в научный оборот ввел П.А. Сорокин. Он определял ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».
Для многих социологов феномен мобильности тесно связан с идеями социальной справедливости. Этот миф активно муссируют в США, доказывая миру, что американское государство — страна равных возможностей, в которой каждый гражданин имеет шанс стать президентом.
Систематическое изучение мобильности развернулось в 1950-е гг. Большинство социологов в качестве эмпирического индикатора анализа восхождения и нисхождения по социальной лестнице избрали профессию. Одной из самых значимых работ в послевоенный период о тенденциях мобильности в США было исследование Элтона Ф. Джексона и Гарри Д. Крокета, опубликованное в 1964 г.
Среди современных социологических концепций мобильности можно выделить теорию М. Липсета и Р. Бендикса, связавших развитие индустриального общества с расширением вертикальной мобильности. По их мнению, все индустриальные общества отличаются высокой степенью восходящей мобильности. Это объясняется тем, что, во-первых, в них существует значительный потенциал для неограниченного социального роста. Возникает эффект «предохранительного клапана», с помощью которого переключается энергия наиболее активных и способных представителей социальных низов. Иными словами, мобильность выполняет стабилизирующую функцию. Во-вторых, индустриальное общество предъявляет высокие интеллектуальные требования к индивидам. Развитие индивидуальных качеств, независимо от социального статуса их носителя, является принципиальным требованием каждого общества.

Классификации мобильности
Горизонтальная и вертикальная мобильность. Горизонтальная мобильность предполагает социальные перемещения без изменения социального статуса. Кассир из магазина «Перекресток» становится кассиром магазина «Квартал», а менеджер управляющей компании «Тройка диалог» переходит на работу в управляющую компанию «Максвелл Капитал» на ту же должность. Вертикальная мобильность, напротив, предполагает изменение статуса. Студента переводят на другой курс или отчисляют, а рабочего назначают бригадиром или увольняют.
Вертикальная социальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. Восходящая мобильность — это движение вверх по социальной лестнице. В армии существует четкая система воинских званий: старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник и т.д., в вузах — должности преподавателей: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Переход от одного воинского звания вверх по социальной лестнице или получение более высокой должности означает восходящую мобильность. И напротив, разжалование в рядовые, перевод на более низкую должность — нисходящую.
Добровольная и принудительная мобильность. Примером добровольной мобильности служит жизнь пророка Мухаммеда. Основатель ислама, не задумываясь, растрачивал на помощь беднякам и выкуп рабов свое имущество и имущество своей первой жены Хадиджы, которая была значительно богаче его. Все это привело к тому, что в скором времени он сам превратился из зажиточного араба в человека, по уровню жизни стоящего ниже многих других членов его общины. Таким образом, в плане уважения своего статуса он поднялся среди своих соплеменников как лидер религиозной общины, но в плане богатства — опустился вниз по социальной лестнице. И эти перемещения он совершал добровольно.
Примером принудительной мобильности служит массовое переселение мусульман на территорию Пакистана и движение в обратном направлении, в Индийскую республику, индуистов и сикхов во время разделения бывшей Британской Индии. Это переселение стало настоящим бедствием для индийских народов. Люди не желали уезжать с насиженных мест, за что расплачивались своими жизнями. Один чудом выживший мальчик-сикх вспоминал, как его отца мусульмане живьем разрезали на 100 кусков. Опасаясь того, что их потомство попадет в руки мусульманских фанатиков, сикхи сжигали живьем собственных детей. По некоторым данным, число жертв во время резни, сопровождавшей этот исход, насчитывало до 1 млн человек.

Рис. В городах бывшей Британской Индии, охваченных погромами, происходила массовая кремация тел погибших в ходе переселения. Зачастую трупы просто сжигали на улицах.
Существует определенная взаимосвязь между разными видами мобильности. Восходящая мобильность, как правило, является добровольной, а нисходящая — принудительной. Большинство стремится к материальному достатку и к успеху в жизни. Однако есть исключения. В 1990-е гг. в России популярна была кинокомедия «Хочу в тюрьму!», главный герой которой разными способами стремился попасть в места лишения свободы. Правда, это была скандинавская тюрьма, а ее условия чем-то напоминают санаторий. Поэтому неслучайно, что некоторые бездомные на Западе умышленно совершают правонарушения перед началом зимних холодов, надеясь провести этот период в тюрьме, где они смогут обрести не только крышу над головой, но и питание. Весной же, когда срок заключения завершается, они благополучно выходят на свободу.
Еще один пример: дауншифтеры — бизнесмены, бросившие выгодное дело и уехавшие в сельскую местность.
Индивидуальная и коллективная мобильность. Индивидуальная мобильность — изменение статуса конкретной личности, а коллективная — целой группы, социального слоя. Классический пример привел П.А. Сорокин: если за бортом оказался один пассажир — индивидуальная мобильность, если ко дну пошел весь корабль со всеми пассажирами — то это мобильность коллективная.
Индивидуальная мобильность может быть внутрипоколенной и межпоколенной.
Внутрипоколенная мобильность — изменение социального статуса индивида в течение своей жизни. В 20 лет человек может иметь один статус, в 30 — другой. Для обозначения этого вида мобильности также используют термин «карьера».
Межпоколенная мобильность — сравнение статуса индивида со статусом своих родителей. Это очень интересный показатель, демонстрирующий нам, могут ли дети развить успехи родителей или, напротив, прервать цепь неудач, преследующих их род.
Социологи говорят о географической мобильности, когда человек переезжает из одной местности в другую. Если переезд сопровождается сменой трудовой деятельности, то употребляют термин «миграция». В качестве примера можно привести русскоязычных репатриантов, которые фактически «спасли» Израиль. По данным социологов, за последние 20 лет в Израиль приехали 1300 тыс. русскоязычных граждан. Эти люди спасли Израиль экономически, научно и демографически.
Важный фактор — религиозная мобильность, т.е. смена конфессиональной принадлежности. В последние годы можно говорить об исламском буме в Европе, когда ислам принимают десятки тысяч коренных европейцев.
В последние годы популярной темой стала половая мобильность. Например, на Филиппинах тысячи молодых людей меняют пол в надежде обрести работу. Совсем иные причины смены пола в России.
Положительное и отрицательное влияние мобильности
Восходящая мобильность позволяет человеку не только получать ранее недоступные для него социальные блага, но и способствует его самореализации, предоставляет ему больше свободного времени. Человек, достигнув степени материальной независимости, может отправиться в кругосветное путешествие, он приобретает опыт, устанавливает социальные связи. Иными словами, он живет новой, интересной жизнью.
Даже нисходящая мобильность может привести к положительным последствиям: человек адекватно начинает рассматривать свои жизненные цели, выбирает более интересную, но менее оплачиваемую работу.
К отрицательным результатам мобильности следует отнести разрыв связей с прежним окружением. При подъеме на несколько ступеней социальной лестницы человек порой порывает со своими старыми знакомыми, сознательно не замечая их. Они для него остаются в «прежней жизни». Человек переезжает в более престижный район, меняет привычки и даже убеждения. И это еще не все: став «чужим» среди «своих», он может и не стать «своим» среди «чужих», если новая социальная группа откажется принять в свои ряды нового члена.
Дистанция и объем мобильности
Дистанция мобильности. Обычно люди двигаются по социальной лестнице, преодолевая ступеньку за ступенькой. Студент 1-го курса становится студентом 2-го, старший лейтенант — капитаном, рабочий — бригадиром и т.д. Однако это не исключает социального лифта, когда люди сразу преодолевают несколько ступеней. В качестве социального лифта могут выступать: заключение брака, получение наследства, подвиг на войне и т.д. Возможности для социального лифта дают революции, государственные перевороты. Иногда имеют место неординарные ситуации, которые сразу же привлекают внимание общественности. Например, в мае 2012 г. Президент России В.В. Путин предложил начальнику цеха «Уралвагонзавода» Игорю Холманских должность полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе. И. Холманских — тот самый уралец, который в дни протестных акций в Москве обещал В.В. Путину приехать в столицу с «мужиками» и разобраться в «рамках закона».
Объем мобильности — это все перемещения индивида по социальной лестнице. В Средние века такой объем был минимальным. Мальчик, отданный в ученики мастеру, мог мечтать только о том, чтобы на закате карьеры самому стать мастером. И не более того.
Тем не менее, подняться с низов вверх по социальной лестнице мечта многих. Один из самых богатых людей России Роман Абрамович свое детство провел в относительной бедности. Поступив в институт, он решил заработать себе на жизнь, устроившись простым механиком. Продюсер Иосиф Пригожий вырос в бедной семье, борщ ел только по праздникам. А когда приехал в Москву в 1985 г., то «стрелял» двухкопеечные монеты на хлеб. Д. Медведев с гордостью признавался, что когда-то он был дворником и ему приходилось подметать улицы за небольшую плату. Президент США Б. Обама в начале 1980-х гг. тоже был профессионалом отнюдь не в области политики, работая официантом в кафе «Баскин Роббинс». В начале 1980-х гг. Брэда Пита, секс-символа 2000-х гг., можно было увидеть в костюме здоровенной курицы, приглашавшей прохожих в мексиканский ресторан El Polio Loco. Звезда кинематографа Шэрон Стоун три года работала за кассой ресторана «Макдоналдс» в маленьком городке в Онтарио. Перед тем как стать известным «рокером», успел поработать дорожным рабочим певец Стинг.
Открытые и закрытые общества
В контексте социальной мобильности все общества можно разделить на открытые и закрытые.
Закрытые общества — это такие, в которых существует жесткая структура, препятствующая увеличению мобильности. Одновременно это содействует стабильности. В нем нет антагонизма между социальными группами, каждый знает своем место. Подобное общество может существовать достаточно продолжительное время, пока не произойдет мощного влияния извне или не созреют внутренние предпосылки для революции. В качестве примера можно привести события в Ливии. М. Каддафи, создав один из самых стабильных режимов на арабском Востоке, в котором миллионы жителей страны находились под мощной опекой государства, тем не менее, пал жертвой политических интриг западных держав.
Открытые общества — это такие, в которых существует подвижная социальная лестница, и отсутствуют мощные барьеры, мешающие продвижению. Правящий класс постоянно пополняется лучшими представителями среднего класса и социальных низов. Большинство стран Запада позиционируют себя именно такими. Однако на практике господствующие слои обычно стремятся сохранять максимальный контроль над социальными благами, выдвигая барьеры в виде законов и обычаев для сокращения возможностей продвижения выходцам из низов. В связи с этим социологи не склонны переоценивать ситуацию с равенством шансов в так называемом открытом обществе. «В течение целого столетия американская классовая структура сохранялась относительно неизменной в аспекте большей открытости или закрытости», — утверждает социолог Л. Дуберман. Негативную оценку возможностей человека в аспекте социальной мобильности также дал социолог Д. Марсо в книге «Классы и статусы во Франции».
Насколько было открытым в аспекте социальной мобильности советское общество? Официальная пропаганда утверждала, что в СССР достигнуто или почти достигнуто полное равенство шансов на продвижение и занятие всеми видами труда для выходцев из разных социальных или национальных групп. Все сводилось к известным словам В.В. Маяковского: «Все работы хороши, выбирай на вкус». При этом демагогически утверждалось, что самая почетная профессия — рабочий. Журналисты брали интервью у труженика в цеху, в котором тот гордо заявлял о принадлежности к «самому революционному классу», подтверждая это словами о том, что и сын мечтает стать рабочим. Однако, приходя вечером домой, тот же труженик внушал любимому сыну: видишь мои черные от работы руки, стань хоть ты человеком, учись пока не поздно!!!».
Анекдот советского периода
Внук спрашивает у дедушки-генерала: Дедушка, а когда я вырасту, то смогу стать майором? — Конечно, можешь. — А полковником? — И полковником можешь. — А генералом? — Если постараешься очень, то и генералом. — А маршалом? — Нет, внучек, не получится. — А почему? — У маршала свой внук есть.
Тем, кто идеализирует советское прошлое, следовало бы знать социальное происхождение студентов МГИМО. Там практически не было выходцев из семей рабочих и крестьян. С другой стороны, в КПСС, в единственную монопольно правящую политическую партию в СССР, рабочих принимали с охотой. Существовал своего рода план приема, в то время как для представителей интеллигенции предполагалась очередь. Между тем все понимали, что только партийный билет дает человеку путевку в жизнь. К этому следует добавить, что в СССР действовали негласные инструкции, кто и какое положение мог занимать. Из всех факторов на первом месте стояло социальное происхождение, и только потом национальность, пол, место рождения и т.п.
Факторы социальной мобильности
Как мы смогли убедиться, существует ряд факторов, влияющих на дистанцию и объем мобильности. Это: социальное происхождение, расовая принадлежность, национальность, пол, место рождения и т.д.
Закон социологии гласит: «капиталистами не рождаются, а становятся». Суть его в следующем: молодые люди, имеющие родителей с высоким статусом, давшие им прекрасные стартовые возможности в конкурентной борьбе — все чаще проигрывают тем, кто всего этого не имеет, но обладает целеустремленностью и силой воли. «Силой воли восхищаются все, ибо ее ни у кого нет», — иронизировал Ф. Ницше и во многом был прав.
Социологические исследования показали: в постиндустриальном обществе постоянно появляющиеся передовые технологии приводят к возникновению новых профессий. Те, в свою очередь, требуют большей квалификации и лучшей подготовки, достойно оплачиваются и являются более престижными. Как следствие, образование и подготовка становятся все более важными факторами на входе в более высокие страты. В итоге усиливается социальная мобильность.
На протяжении всей человеческой истории образование было важным фактором мобильности. Оно играло решающую роль в древнем Китае, где грамотные чиновники обладали высоким статусом. «Можно купить все, кроме знаний», — гласит китайская пословица. Даже самой системе экзаменов, на которых определяется уровень знаний человека, мир обязан китайцам.
Конечно, история знает и неграмотных людей, достигших вершин социальной лестницы. Основатель империи франков Карл Великий, пророк Мухаммед были безграмотны. Однако эти исключения только подтверждают общее правило важности образования для восходящей мобильности. Неслучайно известные люди, уже достигшие определенных высот, тем не менее, стремились к получению образования. Например, легендарный командарм в годы Гражданской войны СМ. Буденный, будучи маршалом, не стеснялся посещать организованные при Военной академии им. Фрунзе специальные курсы для военачальников.
После Второй мировой войны в условиях бурного экономического роста и в западных, и в социалистических странах сформировалось представление о социальной мобильности «с помощью образования».
Еще один анекдот советского времени
Идут отец с сыном по пляжу, а вокруг одни красивые женщины. И отец говорит своему отпрыску: «Сынок, хорошо учись! И все это будет твоим».
Следует заметить, что изменение социального статуса человека находится в прямой зависимости от использования им свободного времени. Например, время, затраченное на учебу или повышение квалификации, способствует социальному продвижению.

Лекция, реферат. 17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Ответ:

Социальная мобильность - это переход человека из одной социальной группы в другую.

Выделяются горизонтальная мобильность, когда человек переходит в группу, находящуюся на том же иерархическом уровне, что и предыдущая, и вертикальная, когда человек перемещается на более высокую (восходящая мобильность) или низкую (нисходящая мобильность) ступень в социальной иерархии.

Примеры горизонтальной мобильности: переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность.

Примеры вертикальной мобильности: смена низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую, превращение неквалифицированного рабочего в квалифицированного, избрание политика президентом страны (эти примеры демонстрируют восходящую вертикальную мобильность), разжалование офицера в рядового, разорение предпринимателя, перевод начальника цеха на должность бригадира (нисходящая вертикальная мобильность).

Общества, где социальная мобильность высока, называют открытыми, а общества с низкой социальной мобильностью - закрытыми. В самых закрытых обществах (скажем, в кастовой системе) восходящая вертикальная мобильность практически невозможна. В менее закрытых (например, в сословном обществе) имеются возможности для перемещения наиболее амбициозных или удачливых людей на более высокие ступени социальной лестницы.

Традиционно институтами, способствовавшими выдвижению людей из "низких" сословий, выступали армия и церковь, где любой рядовой или священник при наличии соответствующих способностей мог достичь самого высокого социального положения - стать генералом или церковным иерархом. Еще одним способом подняться выше в социальной иерархии были выгодные женитьба и замужество.

В открытом обществе основным механизмом повышения социального статуса является институт образования. Даже представитель самых низких социальных слоев может рассчитывать на то, что он добьется высокого положения, но при условии, что он получит хорошее образование в престижном университете, продемонстрировав при этом высокую успеваемость, целеустремленность и высокие интеллектуальные способности.

Индивидуальная и групповая социальная мобильность

При индивидуальной социальной мобильности возможно изменение социального статуса и роли отдельного человека в рамках социальной стратификации. Например, в постсоветской России бывший рядовой инженер становится "олигархом", а президент превращается в богатого пенсионера. При групповой социальной мобильности изменяется социальный статус какой-то социальной общности. Например, в постсоветской России значительная часть учителей, инженеров, ученых стала "челноками". Социальная мобильность предполагает также возможность изменения социального статуса ценностей. Например, при переходе к постсоветским отношениям у нас возвысились ценности либерализма (свобода, предприимчивость, демократия и т. п.) и упали ценности социализма (равенство, исполнительность, централизм и т. п.).

Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность

Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной. При горизонтальной мобильности социальное перемещение индивидов и социальных групп

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако история человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков- инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение- принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких желают того же самого для себя и своих детей. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз.

В этой главе мы рассмотрим сущность, причины, типологию, механизмы, каналы социальной мобильности, а так- же факторы, влияющие на нее.

Классификация мобильности.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы„которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрнпоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно проложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и

групповую мобильность, когда перемещения происходит коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Как вы думаете, индивидуальной мобильности больше соответствует приписываемый или достигаемый статус? (Попробуйте сначала разобраться в этом самостоятельно, а потом прочитайте главу до конца.)

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них, иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50 - 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим. (Подыщите конкретные примеры в доказательство данного тезиса.)

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества - экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограниченна в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а переход из детского возраста в юношеский не относится к мобильности. Добровольное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.

Обратимся теперь к конкретным видам и типам мобильности.

ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход власти от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г.н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов и готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Межгосударственные войны;

Гражданские войны;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

Междоусобная борьба аристократических родов;

Создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3.4. Индивидуальная мобильность:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Социальная мобильность в США и бывшем СССР имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство объясняется тем, что обе страны - индустриально развитые державы, а различия объясняются своеобразием политического режима правления. Так, исследования американских и советских социологов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е годы), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих и в США, и в России происходят из рабочих; и в США, и в России в социальную мобильность вовлечено более двух третей населения.

Подтверждается и другая закономерность: на социальную мобильность в обеих странах наибольшее влияние оказывает не профессия и образование отца, а собственные достижения сына в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

И в США, и в России обнаружен другой любопытный факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности служащих. Хотя второму могут помогать родители.

Своеобразие США заключается в большом потоке иммигрантов. Неквалифицированные работники - иммигранты, прибывающие в страну со всех частей света, занимают нижние ступеньки социальной лестницы, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект оказывает миграция из села, причем не только в США, но и в России.

В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильности по-своему уступали горизонтальной мобильности. Это означает следующее: в двух странах высок уровень мобильности (до 70 - 80% населения), но на 70% это горизонтальная мобильность - перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (страты).

Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик может стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П.Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Так, поднимаются из рабочих в верхний - средний класс 10% американцев, 7% японцев и голландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обеих странах относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитания;

место жительства;

выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Вспомните других литературных персонажей, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой.)

Во всех индустриально развитых странах женщинам продвинуться вверх сложнее, чем мужчинам. Часто они повышают свой социальный статус лишь благодаря вы- годному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, женщины такой ориентации выбирают те профессии, где вероятнее всего найти "подходящего мужчину". Как вы думаете, что это за профессии или места работы? Приведите примеры из жизни или литературы, когда замужество выступало в роли "социального лифта" для женщин незнатного происхождения.

В течение советского периода наше общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. В конце этого периода мобильность замедлилась, но в 90-е годы снова возросла.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира по темпам социальной мобильности.

Структурная мобильность

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация связана не только с межклассовыми, но и с внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале ХХ века преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы в развитых странах 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. таких осталось 20%.

По мере того, как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная

мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Подобные трансформации характерны для современных обществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализации и от фабрики к офису - на поздних. Сегодня в развитых странах свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10 - 15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокращались вакансии рабочих специальностей и расширялись в сфере управления. Но управленческие вакансии заполнялись представителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее, количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Образовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности для рядовых американцев высшего образования.

В развитых капиталистических странах индустриализация завершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказаться на характере социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции - выходцев из рабочих и крестьян - составляет одну треть, а в бывших социалистических странах - три четверти. В странах типа Англии, давно прошедших стадии индустриализации, доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах эта доля очень высока и достигает порой 50%.

Именно благодаря структурной мобильности два противоположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя - слой высших руководителей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных рабочих - слои, заполняющие самую престижную и самую не престижную сферы деятельности. (Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос "почему?")

Научное определение

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества .

Горизонтальная мобильность

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт

Социальный лифт - понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Литература

  • Социальная мобильность - статья из Новейшего философского словаря
  • Sоrоkin Р. Α. Social and cultural mobility. - N. Y. - L. , 1927.
  • Glass D. V. Social mobility in Britain. - L. , 1967.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Плетинк, Жозеф
  • Амстердам (альбом)

Смотреть что такое "Социальная мобильность" в других словарях:

    Социальная мобильность - (social mobility) Перемещения из одного класса (class) или, чаще, из группы с определенным статусом в другой класс, в другую группу. Социальная мобильность как между поколениями, так и в рамках профессиональной деятельности отдельных лиц является … Политология. Словарь.

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - СОЦИАЛЬНАЯ мобильность, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя… … Современная энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).… … Большой Энциклопедический словарь

    Социальная мобильность - СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью… … Новейший философский словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - см. МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, термин, используемый (наряду с понятиями социальные перемещения и социальная подвижность) в социологии, демографии и экон. науках для обозначения переходов индивидов из одних классов, социальных групп и слоев в другие,… … Демографический энциклопедический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - (vertical mobility) См.: перелив рабочей силы (mobility of labour). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

    Социальная мобильность - личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности оперативно осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения непредвиденных проблем и выполнения… … Официальная терминология

Книги

  • Спорт и социальная мобильность. Пересекая границы , Спааий Рамон. Великих спортсменов, олимпийских чемпионов, известных футболистов, хоккеистов или гонщиков знают во всем мире. Несомненно, что знаменитыми и богатыми их сделал ставший их профессией спорт. А…