Вересаев состязание краткое содержание для читательского дневника. Сказка Вересаева «Состязание


"Состязание" Викентия Вересаева своеобразная сказка-притча, раскрывающая таинственное понятие истиной красоты. В своем произведении Вересаев так же говорит о проблеме восприятия красоты каждым человеком. Здесь сравниваются взгляды отдельных людей на прекрасное. С помощью контраста двух образов читатель четко видит разницу между красотою души и внешним образом. Мы видим, что красота души и искусство очень тесно переплетены между собой.

Дважды-венчаный-всеми признанный мастер, великий художник, должен соревноваться со своим учеником Единорогом, за право называться Трижды-венчаным, что является самой большой наградой для каждого. Перед героями поставлена серьёзная задача- найти девушку, в которой будет заключена истинная красота. Дважды венчаный ищет красоту внешнюю, он ищет прекрасную деву, которая идеальна, стройна, светлоока и т.д. За этим ему приходится отправиться в дальний путь, в то время как его ученик нашел эту самую истинную красоту в своей возлюбленной по имени Зорька. Обычная девушка, с заурядной внешностью, с определенным количеством недостатков, но излучающая ярчайший свет.

Узнав об этом, мастер посмеивается над своим учеником, размышляя о том, как ослепляет людей любовь.

Творение Дважды-венчанного заставляет мужскую половину публики задуматься о том, что их жены намного отличаются от "Фиалковенчаной" девы, они разочарованы, что живут с такими простыми и незаурядными женщинами. Они опечалены, ведь провели свою жизнь с такими обычными женщинами.

Когда Единорог открывает свое творение на обозрение, толпа недовольно гудит, возмущается и смеется над парнем, но спустя некоторое время, люди замечают, насколько прекрасны глаза Зорьки, ее смущенная улыбка, застенчивая поза, весь образ девушки излучает солнечный свет, картина пробуждает в людях давно забытые чувства, и каждое зачерствевшее сердце снова загорается. Образ Зорьки снова дарит людям ту мечтательность, влюбленность, возвращает их в молодость, в те времена, когда они встретили своих любимых: "Прояснилось лицо старого брюзги погонщика, взглянул он на свою старуху, и улыбнулся, и толкнул ее сухим локтем в жирный бок. –" А помнишь, старуха... Гы-гы!.. У водопоя-то? Ты поила коз, а я перепрыгнул через плетень... Молодой месяц стоял над горой, цвели дикие сливы..."И, застенчиво улыбнувшись, взглянули на него с оплывшего, багрового лица знакомые, милые, давно забытые глаза, и осветилось это лицо отблеском того вечного света, который шел от Зорьки. " Естественная красота девушки пронизывает души всех присутствующих на площади, заставляет их вновь поверить в красоту своих любимых женщин. Все в городе знали Зорьку, каждое утро видели, как она ходит на рынок, мотыжит виноградник, и никогда не задумывались о том, что она красива, лишь только Единорог сумел разглядеть в девушке её необычайную красоту и в своем творении сумел раскрыть все достоинства своей любимой девушки.

Подводя итоги, хочется сказать, что Вересаев вложил в свое произведение очень глубокий смысл. Проблема восприятия красоты волновала многих писателей разных эпох, стран. Лев Толстой, Николай Заболоцкий Оскар Уайлд - это лишь некоторые авторы, интересовавшиеся этой проблемой. И не просто так она волнует сердца и умы авторов. Вересаев доказывает читателям, что каждое любящее сердце способно увидеть истинную красоту души человека.Эта сказка учит нас не доверять слепо глазам, учится чувствовать душой, ведь истинная красота каждого человека таится не в его внешности, а в его душе, ведь душа человека, его внутренний мир, таит в себе невообразимое количество прекрасного, невозможно понять красоту человека не узнав его душу.

Обновлено: 2017-10-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В городе было объявлено соревнование, надо было нарисовать женщину неземной красоты, достойной всеобщего поклонения. Победитель состязания будет увенчан тремя лавровыми венками, и получит высочайшее звание – Трижды-Венчанный. Жители города были уверены, что это звание получит прославленный художник, знаменитый по всему миру – Дважды-Венчанный. И только сам он немного сомневался, потому что у него был достойный противник – его же ученик Единорог. На всенародный суд картины должны были быть выставлены ровно через год.

Знаменитый художник сразу же отправился в путь, искать высший идеал красоты, заключённый в женское тело. За городом живописец увидел юношу, рубившего хворост, это оказался его ученик. Поприветствовав учителя, юноша пригласил его в дом, выпить вина и перекусить перед дальней дорогой. Учитель принял приглашение, и попытался узнать у своего ученика, когда же он собирается идти искать неземную красоту. Но молодой художник ответил своему учителю, что свой идеал красоты он уже нашёл, и это его любимая Зорька. Старый художник был поражён слепотой талантливого ученика, Зорька была простой девушкой, ничуть не красавицей. Отправившись дальше, он был убеждён, что теперь победа будет за ним, так как соперник ему теперь был не опасен.

Дни шли за днями, прошло уже много месяцев, а Дважды-Венчанный всё не мог отыскать девушку, которая бы покорила его своей красотой. Но однажды, проснувшись на заре, он вдруг увидел спускавшуюся с холмов прелестную девушку, взглянув на которую, он понял, что поиски его завершились, и он нашёл идеал.

Прошёл год. На площади собралось множество народа, перед ними возвышались два огромных полотна, завешанных тканью. Толпа народа с благоговением смотрела на своего кумира, Дважды-Венчанного, смеясь над молодым Единорогом. Люди предлагали юному художнику уйти сразу, дабы не срамиться перед великим талантом прославленного старца, но молодой человек уверенно и спокойно смотрел на толпу.

И вот ткань с полотна великого художника упала, и жители города замерли перед ослепившей их взоры божественной красотой. Невозможно было отвести глаз от этой неземной красоты, но отвернувшись от картины, люди вдруг увидели все недостатки своих половинок, и им стало страшно от такой несправедливости. Упала ткань с картины Единорога, и вызвала смех среди толпы, ведь на полотне художника была изображена всем известная Зорька. Толпа была готова закидать Единорога камнями, но произошло чудо: в простой неприметной девушке, люди вдруг увидели спокойную и искреннюю красоту женщины, изображённую любящим человеком, и внезапно они вдруг поняли, что есть настоящая красота. Единогласно звание Трижды-Венчанного было присуждено молодому художнику.

Истинная красота находится внутри человека.

Картинка или рисунок Состязание

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Фома Гордеев Горький

    В небольшом городке на Волге жил Игнат Гордеев, работал водоливом на одной из барж купца Заева. Был он сильным и красивым парнем, хотел любыми средствами разбогатеть. Благодаря уму и хваткости

Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом о истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью.

Как и большинство сказок, "Состязание" преподносит существенный нравственный урок не только юным читателям, но и многим взрослым. Размышления о человеческой красоте показаны на примере истории двух художников, которые берут участие в соревновании. Их задача - изобразить высшую красоту, запечатленную в женском образе.

Сюжет "Состязания" и анализ произведения

Два главных героя сказки "Состязание" изображают совершенно разную красоту - и в первую очередь, становится понятно, что во многом красота зависит от восприятия человека. Но недаром Вересаев создает сюжет, в который включено состязание между двумя различными образами женской красоты.

С помощью красноречивого контраста между картинами Дважды -Венчанного и его ученика Единорога, Вересаев показывает истинное восприятие красоты. Для художника Дважды-Венчанного высшая красота заключается во внешнем облике - и женщина, запечатленная на его картине, впечатляет свои прекрасным, безупречным внешним образом.

А художник Единорог пишет картину своей возлюбленной Зорьки, которая не отличается впечатляющим внешним видом - ее лицо слишком широкое, глаза не так посажены, а зубы редко поставлены. И когда Дважды-Венчанный узнает, что его ученик Единорог пишет картину неприметной Зорьки, он решает, что уже выиграл состязание - и размышляет над тем, как ослепляет людей любовь.

Но картины оценивает публика, которая представлена в основном простым народом. И большинство мужчин, рассматривая картину Фиалковенчанной, чувствуют тоску, так как сравнивают ее со своими женами - и не могут поверить в то, что они любят таких простых женщин.

Когда падает покров с картины Единорога, толпа сначала недоуменно и разочарованно гудеть, но спустя короткое время затихает. Люди отмечают искренность простоты Зорьки, завораживающий блеск ее глаз, они видят, что ее облик так и светиться красотой и высшей любовью, несмотря на физические несоответствия.

Естественная красота Зорьки проникает им в души, и тогда становится понятно, что величие истинной красоты могут оценить лишь сердце и душа, а не глаза и ум.

Нравственный урок сказки

Таким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.

Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.


Викентий Викентьевич Вересаев

Состязание

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный - на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе не­который страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными го­лосами возвещали на перекрестках состоявшееся поста­новление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина ока­жется достойною украсить собою лучшую площадь вели­кого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя - Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с ко­томкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золо­том в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие гла­за смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж вино­градников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатлен­ную творцом в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секи­рою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, вы­прямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

Учитель, радуйся! - весело приветствовал он пут­ника.

Радуйся, сын мой! - ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обру­бок и крикнул, ликуя:

Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, све­шивавших над их головами черные свои гроздья. С роб­ким благоговением поглядывая на великого, Зорька по­ставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно по­глядел на него.

Разве ты не слышал, о чем третий день кричат гла­шатаи на площадях и перекрестках города?

И… думаешь выступить на состязании?

Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испу­гался ее.

Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена - в гордую ли царевну, в дикую ли па­стушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь вино­градаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуха, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь по­лучить правдивого ответа:

Где же ты нашел ее?

А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золоти­стые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но, подумай, та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, - восторжен­но сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его опытный его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные гла­за, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюб­ленные!

В груди учителя забился ликующий смех, но лицо оста­лось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:

Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!

Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздох­нул облегченно и успокоенно: единственный опасный со­перник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высох­шего горного ручья.

Викентий Викентьевич Вересаев


Состязание


Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный - на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными голосами возвещали на перекрестках состоявшееся постановление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина окажется достойною украсить собою лучшую площадь великого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя - Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с котомкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золотом в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие глаза смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж виноградников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатленную творцом в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секирою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, выпрямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

Учитель, радуйся! - весело приветствовал он путника.

Радуйся, сын мой! - ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обрубок и крикнул, ликуя:

Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, свешивавших над их головами черные свои гроздья. С робким благоговением поглядывая на великого, Зорька поставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно поглядел на него.

Разве ты не слышал, о чем третий день кричат глашатаи на площадях и перекрестках города?

И… думаешь выступить на состязании?

Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испугался ее.

Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена - в гордую ли царевну, в дикую ли пастушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь виноградаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуха, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь получить правдивого ответа:

Где же ты нашел ее?

А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золотистые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но, подумай, та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, - восторженно сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его опытный его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные глаза, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюбленные!

В груди учителя забился ликующий смех, но лицо осталось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:

Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!

Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздохнул облегченно и успокоенно: единственный опасный соперник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высохшего горного ручья.



Дважды-Венчанный переходил из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. Не зная усталости, искал он деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Он искал в виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах, в виллах знатных господ, в дворцах восточных царей. Славное имя его открывало перед ним все двери, делало его повсюду желанным гостем. Но нигде не находил он той, которую искал.

Однажды, в месяц ветров, за морем, он увидел у городских ворот едущую на мулах восточную царевну и остановился и с минуту жадно смотрел на ее сверкающую красоту.

И подумал в колебании:

«Может быть, она?»

Но сейчас же преодолел себя, отвернулся и решительно зашагал дальше.

- Может быть? Значит, не она… Истинная красота, как светляк, - сказал он себе. - Когда ночью ищешь в лесу светляков, часто бывает: вдруг остановишься - «Стой! Кажется, светляк!» Кажется?.. Не останавливайся, иди дальше. Это белеет в темноте камушек или цветок анемона, это клочок лунного света упал в чаще на увядший листок. Когда ясным своим светом, пронзая темноту, засветится светляк, - тогда не спрашиваешь себя, тогда прямо и уверенно говоришь: это он!