Венера мифология. Венера - богиня любви. Как выглядит богиня Венера

Венера Прародительница. С этой богиней (которую со временем стали считать подобием греческой Афродиты) у римлян были особые отношения. Когда-то она была всего лишь покровительницей весны и пробуждения весенних сил природы. Но здесь были и другие богини, например, Флора, не менее популярные, чем Венера. Но когда римляне стали выводить свой род от троянского героя Энея, положение Венеры стало особенным: ведь Афродита-Венера была его матерью, а значит — родоначальницей римского народа. Так Венера заняла весьма почетное место среди римских богов и стала именоваться Венера Генетрикс («Прародительница»).

Венера богиня любви. Как богиня пробуждающейся природы она стала покровительствовать и любому пробуждению сил, в том числе — и силы любви. Здесь, по мнению римлян, ей помогал ее крылатый сын, вооруженный луком и стрелами — Амур или Купидон (греческий Эрот). Само имя Венеры стало использоваться римлянами как замена слова «любовь». Сила Венеры, верили римляне, наполняет весь мир: без нее не появляется на свет ни одно живое существо, одна она вызывает у всех желание к продолжению рода, без нее нет в мире радости и красоты, она радует людей мирным покоем.

Прозвища Венеры. Но если бы мы посчитали, что Венера — только богиня любви, мы совершили бы большую ошибку. Венера оказывала помощь римлянам и во время войны, поэтому ее чтили как Венеру Победоносную; ее почитали и как Венеру Лысую — столь необычное прозвище было напоминанием о том, как во время одной из войн римские женщины обрезали свои длинные волосы, чтобы из них сплели канаты для военных орудий. Была Венера и богиней удачи, называясь в этом случае Венера Феликс («Счастливая»). Удача эта бывала разная: ее мог получить и политик или полководец в своих общественных делах, а могли и простые люди в своих повседневных делах и развлечениях. Например, у игроков в кости считалось, что Венера Феликс приносит им выигрыш. Поэтому самый лучший бросок, когда на всех костях выпадали шестерки, назывался «Венера» (самый худший, когда выпадали одни единицы, именовался «собакой»).

«Отец» Марс. Марс примерно соответствует греческому Аресу, но между ними, пожалуй, больше различия, чем сходства. У греков Арес считался самым буйным и кровожадным из богов; его боялись, чтили, но не любили. Марс не был столь кровожадным, да к тому же считался отцом Ромула и Рема, основателей Вечного города. Поэтому и потомки Ромула почтительно именовали его «отцом».

Покровитель весны. Когда-то Марс был вполне мирным богом, и земледельцы молились ему о том, чтобы он отвратил от них недород, голод, болезни, ненастье и послал рост злакам, растущим на полях, приплод скоту, здоровье и преуспеяние людям. Под покровительством Марса находилась весна, и первый месяц года в древнейшие времена, когда год еще не начинался с января, был посвящен ему и носил его имя — март. Следы такого начала сохранились и до сих пор. Названия месяцев сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь в переводе на русский язык означают «седьмой», «восьмой», «девятый» и «десятый»; легко убедиться, что такими будут их номера, если отсчитывать их не с января, а с марта.

Военный защитник Рима. Итак, Марс был защитником людей и той земли, на которой они жили, от злых природных сил. Но ведь угроза таилась не только в природных явлениях, но и в людях, в соседях, которые постоянно покушались на земли Рима. Поэтому постепенно Марс стал и военным защитником Рима, а потом принял под свое покровительство и все войны, которые вели его потомки-римляне. Ему римляне молились о ниспослании удачи перед уходом на войну, а вернувшись с очередной победой в благодарность за нее приносили ему в жертву часть своей добычи. Неудивительно поэтому, что основные праздники в честь Марса приходились на март, время начала военных походов, и на октябрь, время, когда военная активность прекращается до следующей весны.

Храм Марса и его оружие. В храме Марса хранилось его копье и двенадцать священных щитов. Рассказывали, что в правление второго римского царя Нумы Помпилия один такой щит упал к нему с неба прямо в руки. Царь объявил, что это оружие явлено во спасение городу от свирепствовавшей тогда чумы и что его нужно беречь, чтобы оно не попало в чужие руки. Искусный мастер Ветурий Мамурий сделал еще одиннадцать таких же щитов, так что ни один вор не мог бы отличить настоящий щит от подделки.

«Плясуны». Хранителями и стражами этих щитов были жрецы-салии (их название в переводе означает «плясуны»). Раз в год, 1 марта, салии, одетые в одежды пурпурного цвета, подпоясанные медным поясом, с медным шлемом на голове, взяв эти щиты, обходят город по его городской черте — померию, исполняя свой танец, который сопровождается ударами мечей по щитам. Танец этот был несложным, на три счета, и символизировал, что римляне готовы к военным действиям, их военные силы проснулись от зимней спячки.

«Марс, пробудись». Но пробуждать нужно было не только воинскую мощь людей, но и самого Марса. Перед отправлением в поход полководец приводил в движение висевшие на стене в храме Марса священные щиты и копье, восклицая при этом: «Марс, пробудись!» Все, что происходило затем на войне, было связано с именем Марса. Сопровождавшие его боги Павор («Ужас») и Паллор («Страх») заставляли дрогнуть дух врага, а Виртус («Доблесть») и Хонос («Честь») вдохновляли римлян на подвиги. Над их войском кружила Глория («Слава»), и после боя отличившиеся в нем воины получали награды как бы от самого Марса.

Марсово поле. Марсу было посвящено находившееся в Риме незастроенное пространство — Марсово поле. Это было единственное место в городе, где человеку не запрещалось находиться вооруженным. Поэтому издавна здесь римские юноши состязались в умении владеть оружием, здесь же происходили военные смотры, отсюда войско отправлялось в поход, здесь раз в пять лет проводился обряд очищения римского народа. А ежегодно, в день праздника Эквирий (28 февраля и 14 марта) собравшиеся на Марсовом поле римляне делались зрителями конских скачек. Большие размеры Марсова поля позволяли одновременное проведение многих состязаний, поэтому там каждый мог найти зрелище на свой вкус, и оно всегда было полно народа.

Диана покровительница латинов. Римская богиня Диана очень похожа на греческую Артемиду, с которой ее и отождествили. Ее тоже изображали в виде юной девы, окруженной зверями и чтили как покровительницу лесов, животных, помощницу женщинам при родах, врачевательницу. Когда-то Диана была покровительницей союза латинских племен, и когда Рим стал главой этого союза в Риме ей построили храм. Сюда часто приходили пленные латины, не покорившиеся Риму и обращенные в рабов. Годовщина основания храма считалась их праздником, праздником рабов. В храме Дианы висели коровьи рога необыкновенной величины, и о них рассказывали такую историю.

Необыкновенная телка. У одного человека из соседнего с Римом племени сабинян как-то родилась телка необыкновенного вида и величины. Прорицатели сказали ему, что править над всеми племенами будет тот город, гражданин которого принесет эту телку в жертву Диане. Обрадованный таким пророчеством, сабинянин погнал телку в римский храм Дианы, поставил перед алтарем и уже готов был совершить жертвоприношение. Тогда римский жрец, который слышал и о чудесном животном, и о предсказании, воскликнул: «Как? Ты собираешься совершить жертвоприношение, не омывшись в проточной воде? Боги не примут твою жертву!» Смущенный сабинянин пошел к Тибру, чтобы совершить омовение, а римлянин быстро совершил жертвоприношение, обеспечив этим господство своему городу. Как память об этой хитрости и в знак этого господства висели в храме рога необыкновенной телки.

Три дороги, три мира. Римляне почитали Диану и на перекрестке трех дорог, называя ее Тривиа («Трехдорожная»). Эти три дороги символизировали ее власть над тремя мирами, небом, землей и подземным миром. Но, пожалуй, самым необычным было почитание Дианы Арицийской, в Ариции неподалеку от Рима. Здесь, на берегу озера, находилась священная роща богини, которая служила убежищем для беглых рабов и преступников. Укрывшийся в роще человек мог стать жрецом Дианы Арицийской, «царем леса», но для этого нужно было сорвать ветку со священного дерева. Сложность была в том, что «царь леса» уже был, и так просто эту ветку он не отдал бы. Ее нужно было сорвать, одолев предшественника, а потом самому мучительно ждать, когда новый более сильный пришелец отберет у тебя и власть в этой роще, и жизнь.

Вулкан хозяин огня. Этот бог первоначально был хозяином огня, как благодетельного для людей, так и разрушительного, как земного, так и небесного. Огонь Вулкана производит пожары, во время которых выгорают целые города, но этот же бог может и защитить от пожара. Поэтому, хотя храмов Вулкана в городской черте Рима не было, ему устроили алтарь на специальной площадке возле форума, которая называлась Вулканаль. Праздник в честь Вулкана (Вулканалии) справлялся 23 августа, и в этот день богу по традиции приносили в жертву живых рыбешек — существа, связанные с водой, стихией, которая противоположна огню и может его укротить.

Бог кузнецов. Со временем, когда в Риме начало развиваться ремесло, Вулкан стал богом кузнецов и уподобился греческому Гефесту. Изображения его стали тоже похожи на изображения Гефеста — бородатый мужчина в одежде ремесленника, с молотом, наковальней и клещами. Кузница Вулкана, как считали римляне, находится под землей, и если из вершины горы вырывается огонь и дым, значит, в ней работает бог. Поэтому все огнедышащие горы стали называть именем этого бога — вулканы, и их извержения тоже приписывали его деятельности.

Бог Меркурий

Бог Меркурий. Имя этого бога происходит от латинского слова «меркс» — товар. Уже по одному этому понятно, что речь идет о божестве, связанном с торговлей. Действительно, римский Меркурий (отождествлявшийся с греческим Гермесом) был в первую очередь богом торговли и торговцев. Меркурий давал торговцам прибыль, он заботился об их безопасности, он мог указывать зарытые в земле клады. Символом этой стороны деятельности Меркурия был кошелек, с которым его часто изображали. В благодарность за все это купцы отдавали в храм Меркурия десятую часть своих доходов, а на эти деньги в августе устраивалось общественное угощение.

Праздники Меркурия. Особенно почитаемым у торговцев был праздник в честь Меркурия, справлявшийся 15 мая. В этот день они зачерпывали воду в источнике Меркурия возле Капенских ворот, а затем, окунув в эту воду пальмовую ветвь, окропляли свои товары, обращаясь к Меркурию с такой молитвой: «Смой мое прежнее вероломство, смой лживые речи, которые я говорил! Если я ложно божился, надеясь, что мою ложь не услышат великие боги, пусть быстрые ветры развеют всю мою ложь! Пусть сегодня широко отворится дверь моим плутням, а боги пусть не заботятся о моих клятвах! Дай же мне хорошую прибыль и помоги хорошенько обмануть покупателя!»

Кроме торговли, Меркурий покровительствовал тайным знаниям и считался основателем и покровителем тайной науки алхимии, при помощи которой пытались превратить в золото разные вещества. Такого Меркурия чтили с эпитетами «знающий», «мудрый». Позаимствовал римский Меркурий часть функций и у греческого Гермеса, подобно которому он стал считаться вестником богов и проводником душ умерших в подземный мир.

Бог Нептун. Обычно считается, что римский Нептун, подобно греческому Посейдону, является богом морей. Это и так, и не так. Так — потому что после отождествления с греческим богом Нептун действительно получил в свои ведения и моря; не так — потому что изначально он не был связан с морем. Это и понятно: у моряков-греков Посейдон был братом самого Зевса, таким же могучим, как Отец богов и людей, и очень чтимым, поскольку от него зависело, будет ли плавание благополучным.

Но римляне-то были сухопутным народом! Морские просторы интересовали их очень мало, зато важным был бог-покровитель всякой влаги и защитник от засухи. Этим богом и был Нептун. Особо он покровительствовал источникам и другой текучей воде, которая питает собою и поля, и животных, и самих людей. Нептуналии, праздник Нептуна, справляли 23 июля, когда летняя жара особенно сильна, потоки пересыхают, поля чахнут без влаги. В этот день бога молили послать спасительную воду, возродить к жизни засыхающие растения.

Как бог морей Нептун грозен и неукротим. В его власти наслать бурю, он может и прекратить ее; бушующие на море ветры немедленно успокаиваются, заслышав его грозный окрик: «Вот я вас!»

Фонс и Фонтаналии. С Нептуном было связано много других богов, так или иначе относящихся к влаге. Так, богинями источников были камены, а всеми вообще источниками заведовал бог Фонс, в честь которого 13 октября, когда после летней жары вновь начинали оживать источники, справляли праздник Фонтаналии. Женой Нептуна считалась богиня Салация, чье имя можно перевести как «Движение моря», всеми портами, как речными, так и морскими, заведовал бог Портун, а каждая река имела своего отдельного бога.

Однако Нептун был не только богом влаги. Как и греческий Посейдон, он считался покровителем коней, откуда происходит его эпитет «конный». Конный Нептун считался покровителем всадников, и в его честь в Риме устраивались скачки. Впервые их ввел Ромул, и именно во время этого праздника произошло знаменитое похищение сабинянок.

"Амур развязывает пояс Венеры".

Любовной власти Венеры подчинены боги и люди. Ей неподвластны только богини-девы: Афина, Артемида и Веста (богиня домашнего очага). Венера покровительствует любящим и преследует тех, кто отвергает любовь.

Во многих мифах Венера воспевалась как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Ей посвящались роза, яблоко, дельфин, голубь.

Существует несколько легенд о рождении Венеры. Наиболее распространенная называет Венеру дочерью Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что богиня происходит от Урана и родилась из морской пены. Из-за того что мифология связывает Венеру с морем, во многих областях Древней Греции, особенно на островах, ее почитали покровительницей мореплавания и называли «морской» или «успокаивающей море». Главными центрами культа богини были острова Кипр и Кифера, возле которых Венера вышла из морской пены. Отсюда часто встречающиеся прозвища Киприда и Киферея.

По оценке замечательного художника и выдающегося искусствоведа А.Н. Бенуа , из трёх произведений Д. Рейнолдса в коллекции Эрмитажа картина "Амур развязывает пояс Венеры" "самая изящная". Действительно, эта работа президента Королевской академии искусств привлекает своей интимностью и лиричностью. Богиня красоты и любви Венера кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов. Амур, шаловливый малыш, тянет за концы голубого шёлкового пояса, внимательно наблюдая за матерью.
Классицизм Рейнолдса здесь выступает во всём своём своеобразии. Художник переосмысливает наследие античной культуры не через непосредственное изучение антиков, а через опыт великих мастеров прошлого, особенно фламандцев и Рембрандта. Рейнолдс решающее значение придавал колориту, считая, что прежде всего цвет, а именно тёплая цветовая гамма, создаёт эмоциональный строй произведения. Холодные же цвета (в данном случае голубые ленты) используются для усиления теплых тонов или контраста с ними. Возможно, что прототипом для образа Венеры послужила известная красавица Эмма Гамильтон.


Афродита в философии

Ужаленный купидон ("Cupid Stung by a Bee" by Benjamin West, 1802)

В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса.

Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу. Афродита создает эйдосы вещей.
Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта, что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.


Венера — римская богиня любви и красоты, эквивалентная греческой Афродите. Она играла значительную роль в древнеримских религиозных фестивалях и мифах.

Венера являлась символом любви и сексуального желания. Так шведский ученый Г. Саломан высказал предположение, что Венера была воплощением сладострастия, богиней, сводившей кого-то с пути истинного. Хотя ее и считают, в первую очередь, богиней любви, красоты, женской нравственности и целомудрия, некоторые авторы указывают, что Венера, как и Афродита в древнем Риме была все же олицетворением "свободной любви", страстной сексуальности. Ведь не зря ее сравнивают именно с греческой Афродитой (даже ставят равенство) - великой распутницей. Бесчисленные любовные связи Афродиты с богами, такими, как Адонис или Арес, вошли в легенду. Даже будучи замужем за Гефестом, Афродита постоянно изменяла хромоногому супругу. А Гомеровский эпос вообще наполнен множеством любовных историй и похождений Афродиты.

А причем тогда пояс? Возможно ответ кроется в описании богини.

Немецкий искусствовед Г. Мюллер так писал о Венере: « Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная. Ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви. И даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают ». В Эрмитаже так же находится знаменитое произведение Д.Рейнолдса - картина "Амур развязывает пояс Венеры". Богиня любви кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов Амура, шаловливо тянущего за концы шелкого пояса.

Первое упоминание о поясе верности встречается в « Одиссее » Гомера. В этой поэме бог - покровитель кузнечного мастерства Гефест выковал пояс верности для Венеры, чтобы спасти ее от распутства. В античном мире пояса верности были сделаны, как правило, из плотной кожи и украшены узорами. Но цель была другая - женщины носили пояса для привлечения внимания мужчин, дело в том, что в Греции пояс верности носили только проститутки. Ключ от пояса находился в руках владельца борделя, не желавшего, чтобы монеты проходили мимо его кошелька. В Риме рабов-проституток, облачали в специальные устройства, чтобы никто не смог завладеть "самым желанным". После оплаты услуг, владелец проституток снимал ремни на оговоренное время.

Богиня римская Любви и Красоты








Анекдот: .

Пояс Венеры

1. Пояс Венеры, в виде одной непрерывной линии - повышенное любопытство и чувствительность. Эмоционально отзывчивый человек.


Пояс Венеры
— это полуокружность между линией сердца и пальцами, соединяющая промежутки между указательным и средним пальцами с одной стороны, и безымянным и мизинцем - с другой.
Она же - дорога Лилит, кольцо Венеры, линия Плутона, линия Миража.

Наличие этой линии часто осложняет жизнь, так как свидетельствует о чувственности и эмоциональности натуры. Все происходящее воспринимается такими людьми более острее, более эмоциональнее, что очень усложняет жизнь. А вот знаменитый хиромант Десбаролль считал, что пояс Венеры, на обеих руках, - признак чрезмерной раздражительности, а порой и крайней истеричности.

В некоторых книгах пишут, что пояс Венеры не говорит о чрезмерной сексуальности или беспорядочности любовных связей. Эти авторы и правы и нет. Все дело в том, что пояса, очень часто, находятся не на руках « половых гигантов » или « похотливых жеребцов », составляющих свой список любовниц, а на руках обходительных, изысканных, иногда и несколько неуверенных в своих силах людей. Таким людям важнее качество, а не количество, поэтому говорить о беспорядочности связей тут не приходится. А вот о сексуальности можно и поспорить, так как такие люди очень страстные и не прочь поэкспериментировать в сексе.

А если, в общем: пояс Венеры, как правило, отражает степень восприимчивости, говорит о богатом воображении и творческих способностях, о любви к роскоши и чувственным излишествам. Такие люди часто живут своими идеалистическими мечтами, воспоминаниями и иллюзиями, а не реальностью. Пояс Венеры часто встречается у людей творчества.

Это часто: актеры, сценаристы, любители эзотерики, художники, исследователи, писатели, музыканты, ученые, изобретатели.

Стихи про пояс Венеры на руке:

Богиня римская Любви и Красоты

Сойдя с небес, вложила мягко в руку-
Возвышенность фантазий и мечты,
Бегущих от Юпитера...по кругу.

Сей пояс - признак тонкости души,
Чувствительность повышенных желаний,
От сильной страсти в линию сплелись
Волшебный мир и яркость его граней…

Cобой являет нам дыхание любви
И непокорно сердце от экстаза бьется,
Ты этот пояс тайно жаждешь обрести,
Отнюдь не каждому сей дар дается…

Анекдот: Изменяла ли Ева Адаму? Трудно ответить, но почему тогда ученые утверждают, что человек произошел от обезьяны .

Венера (у греков Афродита) - "пеннорожденная", в римской и греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Венера, Купидон и куропатка (Тициан, ок. 1550 г)

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

"Рождение Венеры". 1482-1486. Сандро Боттичелли

Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви.
В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов".
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

>> Венера - Богиня любви, весны и плодородия

Венера - Богиня любви, весны и плодородия

Божественная, прекрасная, вечно-юная Венера (на латыни Venus ) в начале становления римского пантеона считалась богиней Весны, животворящего весеннего начала, когда в природе все оживает, начинает расти вновь, богиня пышного цветущего весеннего сада. Уже после ее стали сравнивать с греческой Афродитой. Так, постепенно, Венера приобрела многие качества и атрибуты, присущие Венере, и стала привычной для нас Богиней Любви и Красоты. Также римский народ считает Венеру своей праматерью, корни этой уверенности уходят опять же в отождествление Венеры и Афродиты. Согласно античной мифологии, Эней сын Афродиты, как всем известно - потомки Энея, чудом спасшегося из горящей по воле Агамемнона Трои, основали Рим. Нетрудно провести параллель, это еще один из основополагающих факторов особого почитания римлянами Венеры. Из самых известных архитектурных шедевров римской эпохи в честь Венеры - Сицилийский храм. Ее вечные спутники и символы - заяц и голубь, растительный мир отдал в распоряжение Венеры розу, мак и мирт.

Рождение Венеры

Venus , quod ad omnes veniat , знаменитое римское изречение: “Венера - потому что приходит ко всему”. Использовал данное изречение мыслитель Марк Тулий Цицерон в труде “О природе Богов” для обоснования своего видения происхождения имени Венера. Предположений этимологии имени Венера не одно. Во многих римских фразеологизмах имя Венеры могли употреблять как синоним любых плодов, того, что родила и отдала земля, эта аллегория связана с самым первым определением Венеры как Богини Весны и расцветающих садов. Одним из распространенных дословных переводов имени Венера является “Милость Богов”, разве не верно это? Если углубиться в языкознание и поискать корни в далекой истории, то можно найти источники для слова в санскрите, на котором vanas будет обозначать желание, vanita - возлюбленные. Оба слова идеально подходят для того, что стать этимологическими корнями имени Венеры. Не забываем более позднее римское слово vinia - милость богов, о котором уже говорилось. Все гипотезы достойные, с логическим обоснованием и неизменным тонким вкусом женственности, шарма и романтики, филологи не могут отдать предпочтение одной теории, поэтому вопрос происхождения имени Венера открыт до сих пор, таинственная богиня не спешит открывать все свои загадки любопытным.

Интересна не только история о возможном происхождении имени, но и традиционные для римской, а потом и общеевропейской культуры постоянные эпитеты для Венеры: милостивая, очищающая, лысая. Лишнее в смысловом ряду лысая ? Нет! Этот эпитет говорит о Венере, как о покровительнице женщин Рима, которые ради победы своих мужей над галлами остригли волосы для изготовления тетивы для луков и канатов для катапульт. Классическое же представление о Венере в любом из видов искусства как о богине страсти и любви, отсюда распространенное мнение о том, что среди почитателей страстной богини больше всего было молодых людей: только Венера могла разделить их восторженное восхищение любимыми женщинами и помочь найти путь к сердцам. Также римляне боялись Венеру как безжалостную по отношению к тем, кто отвергает любовь и не желает считаться с великой силой великого чувства.

Настоящими искусниками, чье мастерство не оспорено и по сей день, римляне были в создании статуй. Не секрет, что до наших дней дошло множество образцов великолепных скульптур, на одном их первых мест среди них статуи Венеры. Парижский Лувр обладает бесценнейшим экземпляром - Венерой Милосской. Второе рождение, если можно так сказать, обрела в эпоху Возрождения, во-первых, в Европе того времени повально увлекались и возрождали (отсюда и Возрождение) античное наследие, во-вторых, образ Венеры всегда считался классикой обнаженного женского тела, которому состояние наготы только добавляет естественности и красоты, является в некотором смысле необходимым проявлением чувств. Стоит отметить, что даже пуританская Великобритания не осуждала за наготу только лишь изображение Венеры. Так, еще со времен безграничной власти Рима, имя Венера стало нарицательным для всех изображений красивого обнаженного женского тела.

Загадкой остается миф о рождении богини Венеры . В традиции римского мифологического свода, Венера дочь Юпитера и Дионы, прекрасное чадо любовного союза верховного бога и богини влаги. Греческие мифы представляют Венеру-Афродиту, рождающуюся из морской белоснежной пены. Скорее всего, вы чаще сталкивались со вторым вариантом происхождения Венеры, он чаще встречается на книжных страницах и холстах художников, и уж точно все знаю гениальный шедевр Сандро Боттичелли.

Ритуалы, связанные с поклонением Венере, носили в Древнем Риме необыкновенно чувственный и одновременно праздничный характер. В дни ее почитания прекрасную мраморную статую сажали в колесницу, выполненную в форме морской раковины. Запряжены в эту дивную повозку были белые голуби, любимый птицы богини и символ ее божественной милости. По дороге процессии римляне дарили Венере пышные венки из цветов, не забывая включать в композиции розу, мак и митр, и ювелирные украшения, чаще всего из жемчуга, под стать ее коже. Молодые люди, страстные и темпераментные, всегда шли во главе процессии, их присутствие радовало богиню особенно, поскольку они отдаются любви и страсти с подлинно венерианским безумием. Чаще всего Венеру предстает перед глазами восхищенных зрителей обнаженной или в одежде именуемой “пояс Венеры”, которая только придает шарма и женственности обнаженной фигуре красавицы богини. “Венерин пояс” был распространенным вариантом одежды среди римлянок разных социальных статусов, так как женское начало объединяет и женщин знатного происхождения, и простолюдинок, а Венера дарит им бесконечною любовь и красоту.

Среди множества талантов богини, римляне выделяли способность Венеры повелевать животными, такая хрупкая богиня способна усмирить даже разъяренного льва. Супруг Венеры - Вулкан, бог огня, всепоглощающего бушующего пламени и покровитель мастеров кузнечного дела. Вулкан серьезный, даже хмурый бог, он хром на одну ногу. Венера полная противоположность супругу - кокетлива, игрива, капризна, быстра и легкомысленна. Несмотря на различия, они прекрасно понимают и дополняют друг друга, Вулкан самые великие свои ювелирные творения всегда отдает жене, чтобы украсить и без того самую прекрасную в римском пантеоне богиню. Венера ветреная, поэтому пока супруг Вулкан занят в кузне, она дарит свою любовь другим мужчинам, тем более, что ее “Венерин поясок” наделен магическим свойством - порождать страсть к Венере у каждого мужчины. Венера навсегда покорила воинственного Марса, от союза с которым родился Купидон, вечный маленький небесный лучник, разящий стрелами любви без промаха. В числе побед Венеры также Адонис и Анхис - отец Энея. Однажды своевластная и гордая Юнона попросила у Венеры ее колдовской пояс, чтобы вернуть расположение Юпитера.

Неизменной традицией любого римского праздника, устраиваемого в честь Венеры, было огромное количество живых цветов. Жрецы всегда появлялись в пышных. богатых цветочных венках, которые символизировали вечную весну. Венецианцы считают, что их город назван в честь богини, поэтому каждый год весной они бросают в море кольцо, как бы заключая брак города Венеция и Богини Венеры.

Не только Земля может похвастаться наличием названий в честь Венеры, вторая планета Солнечной системы, таинственная утренняя Звезда также носит ее божественное имя - .

Вероятнее всего, ни одну из античных богинь художники разных времен и эпох не изображали на своих полотнах так часто как римскую Венеру , отождествляемую с греческой богиней любви и плодородия Афродитой.
Но известно ли вам (я сейчас обращаюсь к любителям искусства, а не к профессиональным искусствоведам, которым, как известно, все известно, и не к тем, кому совершенно безразлично, каким именно смыслом наполнена та или иная картина), что именно художник хотел сказать, изображая Венеру с теми или иными атрибутами, в той или иной позе, одетой или обнаженной?
Если нет, то этот пост вам будет, я надеюсь, интересен.

Среди многочисленных атрибутов, с которыми изображается Венера, чаще всего встречаются: пара голубей или лебедей (и те, и другие могут везти ее колесницу), створка раковины, дельфины (и то, и другое напоминает о ее рождении из моря), ее волшебный пояс, горящий факел (оба служат для разжигания любви), пламенеющее сердце, красная роза, окрашенная ее кровью, вечнозеленый, подобно любви, мирт (и роза, и мирт являлись священными растениями Венеры).

Венера - часто просто синоним обнаженной женской натуры в искусстве, не содержащий мифологического или символического значения, за исключением нескольких обусловленных традицией атрибутов, таких как зеркало или голубь. Такие изображения Венеры часто имеют сходство с женой или возлюбленной художника или его покровителя. Обнаженная Венера может принимать большое количество канонизированных поз - стоя или лежа.
Некоторые фигуры стоящей Венеры возникли в античной скульптуре, например, Venus Pudica (Венера Целомудренная), которая стоит примерно так, как изобразил Боттичелли в "Рождении Венеры".

Типичная поза лежащей Венеры возникла в творчестве Джорджоне и вскоре утвердилась в качестве образца для более поздних художников.


Любовь небесная и любовь земная.

Идея двух Венер - сестер, представляющих два рода любви, была выражена флорентийскими гуманистами XV века. Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, тогда как Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения человеческого рода. Для гуманистов обе они были добродетельными - Земная Венера считалась ступенью к Венере Небесной. В искусстве их можно различить по убранству.
Земная Венера богато одета, украшена драгоценностями - символами земной суетности;

Небесная Венера - обнаженная и иногда держит вазу, в которой горит огонь божественной любви.

Для искусства эпохи Ренессанса нагота означала чистоту и невинность. Две рядом стоящие женские фигуры в средневековом искусстве - одна обнаженная, другая нет - олицетворяют контрастные идеи, например, такие как Старая и Новая Ева (Новая - Дева Мария).

"Sine Baccho et Cerere fliget Venus" ("Без Вакха и Цереры в Венере жара нет").

Эта фраза римского комедиографа Теренция означает, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была особенно популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближается Церера, предлагая ей рог изобилия, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.


Триумф Венеры.

Венера торжественно восседает в своей колеснице, которую везут голуби или лебеди. Ее может сопровождать Купидон, летящий рядом. Эта тема чаще всего встречается в итальянской живописи XV - начала XVI века, когда в итальянских городах были популярны процессии, которые устраивались как триумфы языческих божеств.

Мифологические сюжеты


Венера и Адонис.
Венера воспылала неразделенной любовью к кипрскому царевичу Адонису, причиной которой явилась царапина от случайной стрелы Купидона. Но Адонис был убит на охоте вепрем. Венера, услышав стоны своего умирающего возлюбленного, спустилась к нему с небес на своей колеснице, но было поздно. Художники изображают две сцены:

Адонис, с копьем в руке и сворой охотничьих собак уходит, в то время как Венера старается удержать его. Но все ее старания тщетны: Купидон (на заднем плане) дремлет под деревом, иногда держа потухший факел, указывающий на отсутствие любви Адониса.

В лесу скорбящая Венера склоняется над мертвым телом Адониса, проливая нектар, чтобы его кровь оплодотворила землю. Ей помогает Купидон.

Венера и роза.

Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но в тот момент, когда Венера спешила на помощь умирающему Адонису, колючка вписать ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, окрасив их в красный цвет. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, а Купидон ей помогает.


Рождение Венеры.

Согласно древнегреческой мифологии, Венера (Афродита) родилась из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана, выброшенные в море Кроносом. Она плывет к берегу в раскрытой раковине и причаливает на Кипре - одном из главных мест почитания ее культа в античности. Венера, выходящая из воды, изображенная выжимающей воду из волос, - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

Аналогичность сюжетов греческой и римской мифологии при том, что одни и те же герои зовутся по-разному, часто вносит путаницу в сами истории. Поэтому о сегодняшних героях расскажу информацией, взятой с сайта греко-римской мифологии.

Марс (греческий Арес) - нелюбимый сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.
Римская Венера (она же греческая Афродита) - богиня любви и красоты.
Мужем Афродиты является Вулкан (он же Гефест) - самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.

Diego Velázquez The Forge of Vulcan 1630 г. Museo del Prado

Frans Floris Venus at Vulcan"s Forge 1560-64 гг.

Paolo Veronese Vulcan and Venus 1560-61 гг. Fresco Villa Barbaro, Maser.

Jan Brueghel the Elder Venus at the Forge of Vulcan (An Allegory of Fire) 1606-23 гг.

Palma Giovane Venus and Cupid at Vulcan"s Forge 1610 г.

Jan van Kessel I Venus at the Forge of Vulcan 1662 г.

Georg Raphael Donner Venus in Vulcan"s Workshop 1730 г.

Sigismund Christian Hubert Goetze Venus Visits Vulcan 1909 г.

Francesco Albani Summer Venus in Vulcan"s Forge 1616-17 гг.

Giorgio Vasari Vulcan"s Forge 1567-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Bartholomaeus Spranger Venus and Vulcan 1610 г.

Brothers Le Nain Venus at the Forge of Vulcan 1641 г.

Giovanni Battista Tiepolo Venus and Vulcan 1762-66 гг. Fresco Halberdiers" Room, Palacio Real, Madrid

François Boucher The Visit of Venus to Vulcan 1754 Wallace Collection, London

Богиню любви, впрочем, выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса (он же Арес), бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От их связи родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот, всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Sandro Botticelli Venus and Mars circa 1445-1510 гг.

Nicolas Poussin Mars and Venus 1626-28 гг.

Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры - Афродиты, Вулкан решил по-свойски наказать неверную. Раздосадованный и обиженный, он выковал тончайшую, невидимую глазу, но очень прочную сеть и приладил ее к ложу. В нее-то и попались незадачливые любовники.
Во время свидания Венера и Марс оказались в ловушке, - и тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Юпитер (он же Зевс)! - крикнул Вулкан-Гефест. - Вот как я наказываю за неверность.
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных, боги тоже развеселились, хотя многие из них сами не прочь были бы занять место Марса - Ареса.
Освобожденные Вулканом по просьбе Нептуна (он же Посейдон) любовники немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера-Афродита - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Гомер в восьмой песне Одиссеи повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Tintoretto Venus, Mars, and Vulcan 1551 г. Alte Pinakothek, Munich

Maerten van Heemskerck Vulcan Showing the Gods His Net with Mars and Venus. 1536-40 гг.

Diego Velázquez Mars 1639-41 гг. Museo del Prado

Как и другие боги, Венера - Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев. Она пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса, а перед битвой просит у своего мужа Вулкана-Гефеста, чтобы тот выковал меч для Энея.
В Риме греческая Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.