Вдали от Родины. Этюды Шопена. Образы камерной музыки «Могучее царство Шопена Могучее царство шопена вдали от родины презентация






Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Он присел: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».


В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально- освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…






Глубокие думы о себе самом и своем несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов.



Фридерик Шопен, композитор-новатор и блестящий пианист, не писал симфоний и опер, не оставил ни одной увертюры и оратории. Своё дарование он сумел ярко отобразить в фортепианной музыке, обогатив её новыми музыкальными образами и жанрами, выразительными возможностями инструмента, заняв тем самым место среди величайших мастеров искусства.

Краткая биография

Фридерик-Францишек появился на свет 1 марта 1810 года в местечке Желязова Воля. Отец мальчика, Николай, был французом, мать Юстина - полькой. Через несколько месяцев после рождения мальчика семья переехала в Варшаву, где глава семьи получил место учителя в лицее.

Фридерик рос, окружённый музыкой: мать пела и играла на фортепиано, отец – на скрипке и флейте. К пяти годам мальчик уверенно исполнял несложные пьесы, обучаясь музыке под руководством сестры Людвики.

В семь лет его педагогом становится Войцех Живный, прививший своему ученику любовь к . Февраль 1817 года был ознаменован первым выступлением юного виртуоза, вызвавшим всеобщий восторг. Вскоре издаются первые произведения молодого дарования.

Одновременно с музыкальными занятиями Шопен изучает общеобразовательные дисциплины: иностранные языки, историю и литературу. К шестнадцати годам Фридерик завершает обучение в лицее. Помимо музыкальных способностей, мальчик проявляет себя как неплохой актер и способный карикатурист.

В 1826 году Шопен поступает в Высшую школу музыки, где под руководством Юзефа Эльснера совершенствуется в композиции. Созданные Фридериком два концерта для фортепиано с оркестром навсегда вошли в репертуар лучших мировых исполнителей. Во время учёбы он встречает свою первую любовь - Констанцию Гладковскую, которой посвящает две песни.

Вдали от родины

В 1829 году Шопен посещает Вену, где даёт несколько концертов, получивших большой успех. Венская публика тепло приняла молодого музыканта. По возвращении на родину Фридерик регулярно выступает с концертами, среди — концерты, мазурки, ноктюрны. 2 ноября 1830 года композитор решает покинуть Польшу.

Надеясь на прошлогодний успех, Шопен снова едет в Вену. Однако в этот раз судьба оказалась неблагосклонна: ему не удалось устроить ни одного выступления, а издатели соглашались издавать его сочинения только бесплатно.

Парижский период

В Польше начинается восстание против российского самодержавия. Узнав о нём, композитор, в юности участвовавший в восстании Тадеуша Костюшко, собирается вернуться на родину, однако родные смогли его отговорить. Осенью 1831 года Шопен отправляется в Париж. Под впечатлением от происходящих событий им было написано несколько прелюдий, баллада, а также знаменитый этюд, которому автор дал название «Революционный».

В Париже Шопен стал известен, прежде всего, как пианист. Издатели, не соглашались издавать его труды за гонорар, потому композитор был вынужден давать уроки музыки по несколько часов в день. Однако же, талант не был забыт, и в салонах польской диаспоры и французской аристократии слава молодого музыканта росла и умножалась.

В 1835 году произошла встреча Шопена с Марией Водзинской. Композитор был уверен, что нашёл женщину, с которой соединит свою жизнь; однако родители Марии воспротивились браку дочери с музыкантом. В ноябре того же года он тяжело заболел, во время болезни им был написан знаменитый похоронный марш.

В 1836 году Шопен знакомится с Жорж Санд, с которой связывает свою жизнь на долгие годы. Несмотря на то, что писательница в своих воспоминаниях описывает своё самопожертвование и заботу о композиторе, друзья и ученики отзываются о её отношении к возлюбленному весьма нелестно.

Зрелый период творчества

Шопен всё реже даёт концерты, посвятив себя творчеству. Парижане преклоняются перед талантом композитора: многие мечтают услышать его игру, брать же у него уроки было честью, доступной немногим.

Однако череда трагических событий потрясла великого мастера: смерть отца, близкого друга Матушинского, разрыв с Жорж Санд. Всё это подорвало здоровье, и он почти перестает писать.

После поездки в Англию, где Шопен последний раз выступил публично, болезнь прогрессирует, ее исход становится ясен как окружающим, так и самому музыканту. До последних дней жизни он не забывал о Жорж Санд, однако та не навестила его и не написала ни строчки.

Шопен умер 17 октября 1849 года на руках у своей сестры Людвики. На похоронах композитора были исполнены некоторые его собственные сочинения, среди которых и похоронный марш, и Реквием Моцарта. Похоронен он в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а сердце композитора, согласно его завещанию, было перевезено в Варшаву, где оно хранится до сих пор в костеле Святого Креста.

Ход урока:

1. Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент из произведения « Ноктюрн - ля бемоль мажор» Ф. Шопена. Приветствие!

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как называется музыкальное произведение, фрагмент которого вы услышали, и кто его написал?

Ученики: Это «Ноктюрн - ля бемоль мажор» композитора Фредерика Шопена.

Учитель: Правильно!Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Ребята, по названию темы можете сказать, какая цель нашего урока? (Ответы) Его цель - осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена, проникновение в музыкальный язык, содержание произведений этого гениального композитора.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. В какие годы жил композитор? (1810 - 1849)

Ребята, что вы знаете о композиторе Шопене? Обратимся к таблице:

Вопрос

Ответ

1. Национальность

Поляк

2 В каком месте Польши родился композитор?

Желязова Воля близ Варшавы

3. Первое сочинение, выступление

В 7 лет, полонез

4.Любимый инструмент Ф. Шопена

Фортепиано

5. Кем стал он?

Великим композитором, пианистом - виртуозом

6.В какую эпоху творил композитор?

Романтизм

Его полное имя: Фредерик Франсуа Шопен. Он жил в трудную, но интересную эпоху. Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре, как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом. Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.

4. Распевание. Исполнение - «Жаворонок» (польская народная песня).

Учитель: Ребята, кто это поет? (слушание пения жаворонка)

Ученики: Птица жаворонок.

Давайте и мы сейчас вспомним польскую народную песню «Жаворонок», ее характер звучания, звуковедения, лад, содержание. Послушайте (исполнение песни учителем) О ком эта песня?

Ученики: Эта песня о родной природе. В ней поется о жаворонке, птичке лугов, полей, о пахаре, ниве.

Учитель: Как исполняется песня?

Ученики: В медленном темпе, протяжно, плавно, лирично, немного грустно.

Учитель: Но сначала распоемся, пропоем только мелодию на гласную «а». (исполнение). Ребята, как называется такое пение без слов?

Ученики: Вокализ.

Учитель: Правильно. А теперь польская народная песня «Жаворонок» со словами (исполнение песни обучающимися).

Учитель: Молодцы! Ребята, вы пропели без сопровождения. Скажите, как называется такое пение?

Ученики: а, капелла.

5. Слушание - «Вальс №10» и «Вальс - минутка» Шопена.

Учитель: Ребята, сейчас послушайте 2 сочинения Шопена. Что общего между ними, и что отличает их друг от друга? Обратимся к видеозаписи. Исполняет русский пианист Евгений Киссин(слушание двух вальсов)

Учитель: Есть что - то общее между этими произведениями?

Ученики: И первое произведение, и второе - это вальсы. Звучали 2 вальса.

Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень - очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, очень лиричный.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену - романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Зная культуру и обычаи народной Польши, композитор Фредерик Шопен глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне - предместье Варшавы.

6. Слушание и участие в исполнении - « Полонез А - dur» Ф. Шопена. Работа по карточкам.

Учитель: Сейчас мы увидим видеозапись с концерта. Ребята, какая прозвучит по характеру музыка: маршевая, песенная, танцевальная? Подумайте, карточку с нотой какого цвета вы выберете. Исполняет известный польский пианист Рафал Блехач. Он начал играть с 5 лет, сейчас ему 30 лет (слушание полонеза).

Ученики: Звучала маршевая музыка и одновременно она была похожа на танец, танцевальная (работа по карточкам). В ней есть легкость, чувствуется поступь.

Учитель: А кто из вас скажет, как называется танец - шествие?

Ученик: Полонез.

Учитель: Молодец! Звучал «Полонез» Фредерика Шопена.

Полоне́з - польский торжественный танец-шествие, возник в Польше около XV века. Исполнялся, как правило, в начале балов. Композитором Ф. Шопеном написано 16 полонезов. Обратимся к видеозаписи, танцующих полонез (слушание и участие в исполнении).

7. Слушание - «Мазурка №5» Ф. Шопена.

Учитель: Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. К мазурке Шопен обращался чаще, чем к любому другому жанру. Мазурка была постоянной спутницей его жизни, «зеркалом души». В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. И сейчас мы послушаем «Мазурку №5» композитора Шопена (слушание).

Учитель: Какая музыка по характеру звучания?

Ученики: Танцевальная, легкая, мечтательная.

Учитель: Мы услышали вальсы, полонез, мазурку. Композитор написал много танцевальной музыки, обращаясь к творчеству польского народа, его народным мелодиям. Скажите, какой музыкальный инструментом был для Фредерика Франсуа любимым?

Ученики: Инструмент фортепиано. Композитором написано много произведений для этого инструмента. Сам он превосходно играл на фортепиано.

Великий современник, романтик Роберт Александр Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

Учитель: Что значит писать по - шопеновски?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки - поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения.

8. Исполнение - музыка Р. Шумана, слова Г. Фаллерслебена, пер. Я. Родионова

Учитель: Урок будет не полным, если мы с вами не споем лирическую песню композитора - романтика Роберта Шумана, на слова Г. Фаллерслебена, перевод Родионова «Вечерняя звезда» (исполнение песни).

9. Слушание - «Этюд №12» («Революционный»).

Учитель: Но есть и другая грань творчества Фредерика Шопена, он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром всемирно изветный советский пианист Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Музыка Шопена - это «пушки, прикрытые цветами». Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 - х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. Слушаем «Этюд №12». Исполняет Святослав Рихтер. Что характерно для музыки этого сочинения? (слушание)

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе. В этом смысле в высшей степени характерен «Этюд №12».

Учитель: Поэтому название этого этюда «Революционный». В нем нашли отражение чувства поляка - аристократа и революционера - романтика. Сам Фредерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно - освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение, вынужден был жить за границей во Франции с 1831 года и умер очень рано в Париже.

10. Закрепление темы урока. Выполнение заданий.

Учитель: Ребята,с целью закрепления учебного материала выполним задания. Обратимся к слайдам (обучающиеся выполняют задания).

11. Слушание и видеопросмотр музыкальных сочинений других авторов, посвященных памяти Ф. Шопена.

Учитель: После смерти композитора написано множество произведений в его память. Ребята, вы можете назвать эти музыкальные произведения? Они известны…

Ученики: Елена Ваенга песня «Шопен», музыкальная обработка «Я ловлю радугу» (на тему Фантазии - экспромта Шопена), Митье Кот «Элегия памяти Шопена».

Учитель: Меня вдохновляет, что вы слушаете, изучаете музыку и знаете эти произведения. Мы можем вспомнить песню автора и исполнительницы Е. Ваенги «Шопен», увидев видеофрагмент записи с концерта (просмотр видеоролика).

Есть известнейшее музыкальное произведение «Шопениа́на». Это балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена, оркестрованные А. К. Глазуновым и М. Келлером, затем С. И. Танеевым, А. К. Лядовым, Н. Н. Черепниным и Гершвиным.

Премьера состоялась 10 февраля 1907 года на благотворительном представлении в Мариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. Сюита «Шопениана», памяти Ф. Шопена состояла из пяти фортепианных пьес Шопена, оркестрованных А. К. Глазуновым.

Романтический лирический балет отличался безукоризненным вкусом Фокина. Одна поза плавным балансе́ переливалась в другую, словно рисуя идеальную картину единого завораживающего действа. Первоначальный свой замысел Михаил Фокин дополнил новыми музыкальными номерами.

Вторая редакция спектакля. В таком варианте спектакль был показан на благотворительном вечере в Мариинском театре 8 марта 1907 года, под названием «Балет под музыку Шопена».

Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеофрагмент из балета «Шопениана». Запись сделана в 2011 году в Париже. Русские сезоны в Париже в 21 веке (просмотр, обмен впечатлениями).

12. Исполнение - автор Андрей Кунец песня «Оглянись вокруг».

Учитель: Ребята, скажите, ради чего люди творят, создают что - то новое, интересное?

Ученики: Чтобы радовать других людей, в этом они видят смысл своей жизни. Я думаю, что они и правят миром, движут нашу жизнь, потому что без таких людей не было бы прогресса, будущего. Они меняют нашу жизнь к лучшему!

Учитель: Молодцы! Как вы умеете рассуждать. Очень важно творить, радоваться жизни. И хочется закончить наш урок песней «Оглянись вокруг». Автор Андрей Кунец (пение с музыкально - ритмическими движениями).

11. Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, произведения какого композитора сегодня звучали на нашем уроке? Что отличает музыку композитора Фредерика Шопена? Какие стилистические особенности характерны для музыки этого композитора? Какие «вечные» проблемы он затрагивал?

Ученики: Черты стиля - танцевальность, легкость, поэтичность, мечтательность. Написаны им произведения стремительноного, революционного характера.Ф. Шопен затрагивалпроблемы жизни и смерти, добра и зла, любви. Композитор хотел, чтобы жизнь людей была лучше и выражал ее красоту музыкальными звуками. В этом заключается сила его музыки, смысл всей его жизни. (Оценка работы класса и отдельных обучающихся)

12. Домашнее задание. Прослушать музыкальные сочинения Ф. Шопена и составить и написать музыкальную характеристику на одно из его произведений.

13. Рефлексия.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу и хочется узнать ваше мнение о нем. Чем запомнился вам урок? Что почерпнули вы для себя? (Ответы)

Учитель: У каждого из вас на столах карточки с нотами трех цветов. Те, кому очень понравился урок, он был интересным, содержательным, поднимите, пожалуйста, карточку с нотой красного цвета. Те, кому урок понравился, поднимите карточку с желтой нотой. Может кому - то из вас урок не показался интересным, тогда вы поднимите карточку с нотой голубого цвета. Пожалуйста! Спасибо всем за урок! До свидания!

Звучит музыкальное произведение Ф. Ф. Шопена.

Открытый урок музыки в 6 классе

Тема: Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.

Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

Дата проведения урока ______________

__________________________________

Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена, знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф. Шопена.

Задачи урока.

Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений.

Развивающие: развивать наглядно - образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо - гармонический слух, певческие навыки.

Воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.

Тип урока: комбинированный, углубления знаний.

Форма проведения: урок- презентация.

Слушание музыки: Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор. Ноктюрн (си мажор).

Скерцо (си бемоль-минор).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, инструмент фортепиано, кроссворд, учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2014г.

Ход урока:

Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок.

Звучит фрагмент «Баллады g - moll». Приветствие!

Актуализация опорных знаний:

Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы и цели урока).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Его цель - проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.

Изучение нового материала.

Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести?

Слушание Вальса и Полонеза.

Догадались?

Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста - виртуозе мы сегодня будем говорить.

Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы

Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

Творчество Ф. Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств - вот что главное!

Сообщение биографических данных.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне - предместье Варшавы.

Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.

Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой - трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац).

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное "движение и жизнь души".

Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.

Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф. Шопен? Что изображает музыка, какие чувства передает?

Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания - это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь - не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!

Давайте Послушаем в Исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера

Этюд № 12 и Прелюдию № 24 , Что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке?

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист.

Владимир Ефремович Шостак

Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен?

Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему?

Действительно ли Ф.Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

Какие жанры миниатюры были близки Ф.Шопену? (Прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки).

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность).

Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?

Какое на родине утро!

Какие луга и леса,

Сверкает роса перламутром.

Родная земля...Эх! Краса!

Здесь пахнет полынью, травою,

Молодою зелёной листвой

Ах, родина, только с тобой

Я связан навек судьбой!

Музыка Шопена - это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 - х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

Слушание - кода «Баллады g - moll».

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка - аристократа и революционера - романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно - освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.

Итог урока.

Кроссворд: "Шопен" - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала ).

Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне "Вечерняя звезда".

Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

Любимый инструмент Шопена.

О каком танце идет речь: "Торжественный бальный танец - шествие"?

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

Вокально - интонационная работа.

Дидактическая задача - развитие навыков вокального интонирования

Дыхание;

Распевка;

Пение главной мелодии Ноктюрна (вокализ).

Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Исполнение песни «Зима» музыка и слова А.Осировского.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?

Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл - поставьте оценку.

Примерные вопросы:

Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф. Шопен.

Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.

Действительно ли Ф. Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

Какие жанры миниатюры были близки Ф. Шопену (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки).

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (Танцевальная)

Что отличает музыку Фредерика Шопена, с чем связана его музыка?

Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины.

Урок проводился в МБОУ "СОШ№3" города Череповца Воогодской области.

Положительные отзывы:

1. Есть наглядность и хорошая презентация.

2.Замечательный контакт с учениками.

3.Выдержаны этапы урока.

4 .Показаны различные формы деятельности.

5 Вообщем урок понравился.

Отрицательные:

1.Вообще не понравилась тема и сочетание художественных и музыкальных образов.(это не я придумала,всё из учебника и программы)

2.Учитель малоэмоционален.

3.Ученики не активны (испугались большого количества учителей.

4.Времени не хватило на рефлексию(хотя я торопилась)

5.Работа вгруппах вообще,по мнению коллег,не должна быть такой,её не было!

6.Не такая была песня(не понравилась коллегам)

Фридерик Шопен


В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры.

Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении) , и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца.

Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный. Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом.

После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: "Изумительные способности. Музыкальный гений". К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран.

Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он признавался: "...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало Adagio моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе". Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен "Желание" ("Если б я солнышком на небе сияла") .

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер. В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

Помня хороший приём, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно.

Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Николай Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж. В дороге Шопена настигло потрясшее его известие: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь.

С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный ещё до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название "революционного". В нём воплотился дух ноябрьского восстания, а также гнев и скорбь.

Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину.

Шопен "завоевал" Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением. В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер. Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным.

О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: "Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства". Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира.

На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан". Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: "Шапки долой, господа, перед вами гений". <

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять - семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками.

Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых. В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей. С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же приходил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его "Конрада Валленрода", родилась Первая баллада. И Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича.

Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было. Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства для жизни трудом. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.

Судя по "музыкальным портретам" Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Но Лист и его подруга Мари д"Агу высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена. Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации.

Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое "самопожертвование" и "материнские заботы" о композиторе. Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти.

Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, "которая отравила все его существование", была виновницей его гибели. "Ядовитым растением" называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних.

С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма.

Такова Вторая соната (с похоронным маршем) , принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: "После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы". Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией.

Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби.

Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины. Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли.

Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание. "Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось", - писал он одному из своих друзей.

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге.

Единственный известный снимок композитора, сделанный в год его смерти в 1849. Фотография находится в частной коллекции

По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.