Вавилонская башня город. Вавилонская башня: реальная история. Рассеяние по всей земле

32.536389 , 44.420833

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года .

Литература

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:

  • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
  • Клайв Льюис , роман «Мерзейшая мощь»
  • Виктор Пелевин , роман «Generation P»
  • Нил Стивенсон в романе «Лавина » дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.

Музыка

Следует отметить, что многие вышеуказанные песни содержат в названии слово Вавилон, но в них нет упоминания о Вавилонской башне.

Театр

Категории:

  • Древний Вавилон
  • Невоплощённые сверхвысокие строения
  • Сюжеты Ветхого Завета
  • Понятия и термины в Библии
  • Зиккурат
  • Вавилонская башня
  • Книга Бытия
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Совкомфлот
  • Дети индиго

Смотреть что такое "Вавилонская башня" в других словарях:

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - и смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории»… … Энциклопедия мифологии

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего. постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1 9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей,… … Энциклопедия Кольера

    Вавилонская башня - в Библии предание, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), когда строили город и башню до небес (первое большое строительство людей). Если город строили оседлые жители, умевшие обжигать кирпич, то башню кочевники с Востока;… … Исторический словарь

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес … Православная энциклопедия

    Вавилонская башня - Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонская башня в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Вавилонская Башня - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни,… … Православие. Словарь-справочник

Город Вавилон, что означает «Врата Бога», был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Он являлся одним из крупнейших городов Древнего мира и был столицей Вавилонии — просуществовавшего полтора тысячелетия царства на юге Междуречья (территория современного Ирака).

Основу архитектуры Междуречья составляли светские здания — дворцы и религиозные монументальные сооружения — зиккураты. Мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat — святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.


Jan il Vecchio Bruegel

Согласно библейскому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».


Jan Collaert, 1579

Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле Вавилонской.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всего Вавилонского царства. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине.

…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (метров) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (метров). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего, город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 метров), а высотой в 200 (106,56 метров).


Pieter Bruegel the Elder, 1563

Если Вавилонская башня существовала, то как она выглядела и для чего служила? Что это было – мистический путь на небеса в обитель богов? А может быть, храм или астрономическая обсерватория? Научная история поисков Вавилонской башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, найденных на месте Вавилонского царства немецким архитектором и археологом Робертом Кольдевеем. Обломки кирпичного барельефа послужили достаточно веской причиной, чтобы кайзер Вильгельм II и только что основанное Германское восточное общество стали щедро финансировать раскопки древнего города.


26 марта 1899 года Роберт Кольдевей торжественно начал раскопки. Но только в 1913 году, благодаря тому, что уровень грунтовых вод снизился, археологи смогли приступить к исследованию остатков легендарной башни. На дне глубоких раскопов они освободили из-под наслоений сохранившуюся часть фундамента из кирпича и несколько ступеней лестницы.


Marten Van Valckenborch I

С тех самых пор и по сей день продолжается непримиримая борьба между сторонниками различных гипотез, по-разному представляющих форму этой постройки и ее высоту. Больше всего споров вызывает расположение лестниц: одни исследователи уверены, что ступени были снаружи, другие — настаивают на размещении лестниц внутри башни.

Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, каждый ярус которой имел строго определенный цвет. Каждая сторона квадратного основания равнялась 90 метрам.


Marten van Valckenborch, 1595

Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука был высотой в 15 метров. По нынешним меркам сооружение достигало высоты 25-этажного дома.

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения Вавилонской башни было использовано около 85 миллионов сырцовых кирпичей из смеси глины, песка и соломы, так как в Междуречье мало деревьев и камня. Для соединения кирпичей применялся битум (горная смола).


Marten van Valckenborch, 1600

Роберту Кольдевею удалось раскопать в Вавилоне и знаменитые висячие сады Семирамиды, которые были возведены не этой легендарной царицей, а были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены Амитис - индийcкой царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам своей родины. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойном городе были поистине чудом света.


В 1962 году экспедиция под руководством архитектора Ханса-Георга Шмидта продолжила исследования развалин башни. Профессор Шмидт создал новую модель постройки: две боковые лестницы вели к широкой террасе, расположенной на высоте 31 метров от земли, монументальная центральная лестница заканчивалась на втором ярусе на высоте 48 метров. Оттуда вели вверх еще четыре лестничных марша, а на вершине башни стоял храм — святилище бога Мардука, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами — символ плодородия. Внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Профессор Шмидт сопоставил свои вычисления с данными, на маленькой глиняной табличке, обнаруженной археологами. Этот уникальный документ содержит описание многоярусной башни в Вавилонском царстве – знаменитого храма верховного божества Мардука. Башня называлась Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до нашей эры). Сейчас на месте «храма-небоскреба» раскинулось поросшее тростником болото.

Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата — маленькой Вавилонской башни.

За свою трёхтысячелетнюю историю Вавилон трижды был разрушен до основания и каждый раз вновь восставал из пепла, пока полностью не пришёл в упадок под властью персов и македонцев в VI- V веках до нашей эры. Персидский царь Ксеркс оставил от Вавилонской башни только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Он намеревался построить ее снова. «Но, - как пишет Страбон, - этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».


Вавилонская башня, которая в те времена была просто чудом техники, принесла славу своему городу. Этот зиккурат был самым высоким и самым поздним сооружением такого типа, но отнюдь не единственным высотным храмом в Месопотамии. Вдоль двух могучих рек – Тигра и Евфрата длинной чередой стояли колоссальные святыни.

Традиция постройки башен родилась у шумеров на юге Междуречья. Уже семь тысяч лет назад в Эриду построили первый ступенчатый храм с террасой высотой всего один метр. Со временем зодчие научились проектировать более высокие здания и разработали технологию строительных работ, позволяющую добиваться устойчивости и прочности стен.

Вавилонская башня: вымысел или правда?

В христианском мире существует немного легенд, более известных чем история о Вавилонском Столпотворении.

Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:


«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».


Что есть Сеннаар, где гордецы решили построить громадину? Так Библия называет земли в междуречье Тигра и Евфрата в древности. Он же Шумер, географически - современный Ирак.

По Бытию - это время между Потопом и переселением Авраама из Междуречья в Палестину. Библеисты (верующие библеисты) датируют жизнь Авраама началом второго тысячелетия до н.э. Следовательно, Вавилонское Смешение в буквальном библейском варианте происходит где-то в третьем тысячелетии до н.э., на несколько поколений раньше Авраама (реальность персонажа - не тема данной статьи).

Иосиф Флавий поддерживает эту версию: послепотопные люди не хотят зависеть от богов, строят башню до небес, боги разгневаны, смешение языков, прекращение строительства.

Кое-что уже имеем: выстроена в Шумере в III тысячелетии до н.э. Для историков одной Библии недостаточно, поэтому далее послушаем самих жителей Междуречья:


«К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье», - пишет Набополасар.

«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом», - пишет его сын, Навуходоносор.


В 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей, обследуя пустынные холмы в 100 км к югу от Багдада, обнаруживает руины забытого Вавилона. Кольдевей будет раскапывать его следующие 15 лет своей жизни. И подтвердит две легенды: о Садах Семирамиды и о Вавилонской Башне.


Кольдевей обнаружил квадратное основание храма Этеменанки шириной 90 метров. Приведенные выше слова царей обнаружены при этих же раскопках на клинописных глиняных таблицах Вавилона. Каждый большой город Вавилона должен был иметь зиккурат (пирамиду-храм). Храм Этеменанки (Храм краеугольного камня неба и земли) имел 7 ярусов, раскрашенных в разные цвета. Каждый ярус функционировал, как храм какому-либо божеству. Пирамиду венчала золотая статуя Мардука, верховного бога вавилонян. Высота Этеменанки была 91 метр. Если сравнивать с пирамидой Хеопса (142 метра) - довольно внушительное строение. Для древнего человека создавала впечатление лестницы на небо. И строилась эта "лестница" из обожжённых глиняных кирпичей, как и написано в Библии.

Теперь состыкуем данные. Как храм Этеменанки попал в Библию?

Навуходоносор Второй (Nebuchadnezzar II) в начале VI века до н.э. разрушил Иудейское царство, переселив население в Вавилон. Там-то иудеи, которые к тому времени ещё не завершили формирование Ветхого Завета, и увидели поразившие их воображение зиккураты. И полуразрушенный или недостроенный храм Этеменанки. Наиболее вероятно, что как раз пленных Навуходоносор и использовал для восстановления культурного памятника предков и строительства новых. Там и появилась версия рабов: "балал" - "смешение" (древенеевр.). Ведь евреи до этого никогда не сталкивались с подобным многоязычием. Но на родном языке "Вавилон" означал "Божьи Врата". Там и появилась версия, что бог когда-то разрушил эту башню. Древние евреи как-бы пытаются посредством мифа осудить строительные работы с привлечением рабов. Там, где вавилоняне хотели стать ближе к богам, иудеи узрели святотатство.

Геродот описывает Вавилонскую башню, как 8-ярусную, 180 метров у основания. Вполне возможно, что под нашим зиккуратом находится ещё один, недостающий ярус. Кроме того, есть косвенные данные, что Храм Этеменанки стоял уже при Хаммурапи (XVIII век до н.э.). Когда же постройка начиналась, пока достоверно неизвестно.

важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар . Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон». Т. о., рассказ о В. б. (Быт 11. 9) строится на созвучии древнеевр. названия «Вавилон» ( , ) и глагола «смешивать» ( , ). По преданию, строительством В. б. руководил потомок Хама Нимрод (Ios . Flav . Antiq. I 4. 2; Epiph . Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о В. б. дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, к-рое может быть соотнесено и с совр. пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевроп. (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и др. языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В. М. Иллич-Свитыч, И. М. Дьяконов , В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов. Кроме того, рассказ о В. б. является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в др. форме у ап. Павла , стала одной из основ христ. антропологии (Кол 3. 11).

В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии.

Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim . P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J . T . Сol. 1864).

Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot . Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen . P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в.

В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.

Иконография

Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку.

Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

Лит.: Unger E . Der Turm zu Babel // ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T . Der Stand der Babelturmsproblem // Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H . The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F ., Weisbach F . H . Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L .-H . De la tour de Babel au temple // RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A . Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G . F ., Mauville A . The Tower of Babel // Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т . Н . Псковская Палея 1477 г. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J . T . Tour de Babel // Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Сol. 1864; Jacobsen T . Babel // IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A . L . Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А . Л . Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J . Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone // Le dessin d"architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт . Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W . Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon // Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H . Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S . Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur // Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne / Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574.

И имевшее целью бунт против Б-га. Чтобы этот замысел не осуществился, Вс-вышний смешал языки и рассеял по свету строителей Вавилонской башни. Место, где строилась башня, получило название Бавель (русск. Вавилон ) - от слова «балаль» - «перемешал» . Поколение строителей Вавилонской башни стали называть «поколением Раскола» - «дор афлага» . История строительства Вавилонской башни и смешения языков рассказана в главе Ноах , в начале книги Берешит (Бытие) (Берешит 11:1-9) .

Начало строительства Вавилонской башни

Инициатором строительства Вавилонской башни был царь Нимрод, который к тому времени подчинил себе весь мир и, ощутив всю полноту неограниченной власти, начал бунтовать против Б-га. В недельной главе «Ноах» первой книги Пятикнижия (книга Берешит) сообщается о том, что Нимрод «стал богатырем на земле. Он был богатырем в ловле перед Г-сподом» (Берешит, 10:8 ). Раши объясняет эти слова так: Нимрод начал подстрекать весь мир к бунту против Вс-вышнего, призывая строить Вавилонскую башню. Он расставлял сети своими речами и ловил в них людей. «Перед Г-сподом» означает «намеренно гневил Б-га», «признавая Его, делал наперекор».

В 1996 году (1764 г. до н.э.) по призыву Нимрода его подданные поселились в долине Шинар и начали строить башню «вершиной до неба». За неимением другого строительного материала, они стали делать кирпичи из глины и обжигать их в печи (Берешит, 11:2-3 ). Башня росла быстро, в ее строительстве участвовало 600 тысяч человек - почти все тогдашнее население земли. Только Ноах (Ной), его сын Шем , правнук Шема Эвер , сын Шема Ашур, а также праотец Авраам (тогда его еще звали Аврам) не приняли в этом участия.

Для каких целей она строилась?

В то время люди жили в согласии друг с другом. Их объединял общий язык (святой язык иврит) - язык, данный самим Б-гом Первому человеку . У них были общие ценности: все они хотели жить в безопасности - без войн, без каких бы то ни было катаклизмов (например, еще одного Потопа), стремились создать благополучное общество во главе с сильным правителем. При этом их общей целью было утвердить величие человеческого рода, добиться «независимости» от Создателя мира.

Для этого и понадобилась Башня. Одни предполагали, взобравшись на нее, спастись от Потопа. Другие считали, что жизнь всего человечества в одном месте поможет избежать войн. Третьи собирались установить на вершине Башни идолов , поклоняться им и управлять миром без помощи Б-га. Четвертые пошли еще дальше: они хотели вложить в руки идола меч, чтобы таким образом угрожать Б-гу. Среди строителей были и такие, кто вообще не допускал возможности Высшего управления миром. По их мнению, Потоп был всего лишь природным явлением, случающимся раз в 1656 лет (такой срок прошел от Сотворения мира до Потопа). Чтобы этого больше не случилось, они хотели подпереть небесный свод высокой башней.

Неосуществленный замысел

Строители Башни, восставая против Б-га, хотели прославить самих себя, «сделать себе имя» (Берешит, 11:4 ). К, казалось бы, разумным целям (обеспечение безопасности, достижение единства и благополучия в обществе) они шли принципиально неверным путем. Поэтому они не только не достигли того, чего хотели, но и пришли к противоположным результатам.

Чем дальше продвигалось строительство, тем меньше ценилась человеческая жизнь. Все плакали от огорчения, когда вниз падал кирпич, но никто не обращал внимания на разбивавшегося насмерть человека. А после того, как Вс-вышний, наказав их, «смешал» языки, они начали ссориться и убивать друг друга. Не только работать, но и жить вместе стало невозможно, и люди «рассеялись по земле».

Как были наказаны строители?

Строителям Вавилонской башни было послано несколько наказаний:

  1. Смешение языков
  2. Рассеяние по всей земле
  3. Уничтожение их же собственными руками
  4. Превращение в обезьян и слонов

1. Смешение языков

В недельной главе Ноах читаем: «И сошел Г-сподь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г-сподь: Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать… Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого» (Берешит, 11:5-7 ).

До Вавилонской башни существовал один общий язык - святой язык (иврит). Кроме того, у каждой народности был свой собственный язык. В период строительства люди общались только на иврите и были как «один народ». Но это преимущество было использовано не по назначению - не для служения Б-гу, а для противоположной цели. Поэтому Вс-вышний заставил их забыть иврит, и они начали говорить каждый на своем языке.

Место, где строилась Башня, а впоследствии город и вся империя Нимрода получили название Бавель (Вавилон ) - от слова «балаль» , то есть «перемешал» . Это слово также связано с понятием «бильбуль» - путаница. Поколение раскола находилось в состоянии духовного тумана, потеряло ориентиры и ясное осознание Истины.

2. Рассеяние по всей земле

Люди поколения раскола поселились в одном месте. Кроме строительства Башни, в этом был еще один смысл - нарушить повеление Вс-вышнего расселяться по всей земле, данное после Потопа