В помощь школьнику. Образ Молчалина в комедии «Горе от ума

Персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в полном соответствии с правилами классицизма, наделены "говорящими" фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: "Еще ли не сломил безмолвие печати?..", "Вот он. На цыпочках и не богат словами"; Софья: "При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // А он безмолвием его обезоружит"). Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей ("Ведь нынче любят бессловесных"). Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается "говорящей" фамилией полностью.

Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. В диалоге с Фамусовым Молчалин предстает тихим, услужливым молодым человеком. Он осознает свою зависимость от Фамусова, поэтому ведет себя очень скромно. Его реплики в этом диалоге поражают вкрадчивостью: "Я слышал голос ваш", "Сейчас с прогулки", "С бумагами-с". Причем стоит обратить внимание на характерную частицу "с", которая появляется в речи Молчалина только тогда, когда он обращается к вышестоящими. В диалогах же с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции ("Веселое созданье ты! живое!", "Какое личико твое! Как я тебя люблю!"). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости.

Если диалоги с Лизой выявляют чувства Молчалина, то диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к "веку минувшему": он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь,

Он разносит сплетни:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв…,

Он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем:

…Так, частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Каждый поступок Молчалина разоблачает в нем "низкопоклонника и дельца". Что бы он ни делал, он преследует одну цель: как можно лучше устроиться в жизни. Он всеми силами старается добиться расположения Фамусова, завоевать уважение Чацкого, услужить Хлестовой. Он всем хочет угодить, каждому сделать приятное, но все это только из корыстных побуждений.

При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь "по должности" разыгрывает роль любовника.

Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их "бог свел". Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью.

В то же время Софья не замечает его недостатков. Она восторгается его душевными качествами, не замечая, что сама разоблачает в нем недалекого человека:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит.

Конечно нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит.

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких

Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий же, напротив, с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения:

Ума в нем только мало…

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Именно поэтому он так не хочет верить тому, что Софья полюбила этого человека. При этом Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте:

Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет,

В нем Загорецкий не умрет!

Муж-мальчик, муж-слуга.

Фамусов, хотя и понимает, что Молчалин близок его обществу, видит сходство их взглядов, все же держит его в доме лишь "затем, что деловой". И эту "деловитость" с величайшим усердием он проявляет только для продвижения по служебной лестнице, он использует Фамусова.

Безусловно, оценка Грибоедовым этого персонажа категорически отрицательна. Автор ярко изображает явление "молчалинщины", а также объясняет сущность и причины этого явления. Очевидно, что по возрасту Молчалин принадлежит к поколению Чацкого. Но сознание в нем осталось от "века минувшего", и он стремится достичь цели наиболее простым способом; поскольку чацких пока единицы, то их способ существования, их желание утвердить себя не представляется легким, а значит, неприемлем для Молчалина.

"Горе от ума" - бессмертная комедия А. С. Грибоедова. В нем он правдиво и беспощадно изобразил "картину нравов" современного ему аристократического общества. По признанию автора, в его произведении "25 глупцов на одного здравомыслящего человека". И одним из них в пьесе является Алексей Степанович Молчалин. Характеристике этого персонажа будет посвящена наша статья.

Место героя в комедии

Молчалин в "Горе от ума" - типичный представитель Роль, которую отводит ему в комедии автор, имеет чрезвычайное значение. Он, наравне с главным героем, является участником как любовного, так и общественно-идеологического противостояния персонажей. Алексей Степанович - не только достойный преемник Фамусова в делах, но и удачливый соперник Чацкого в любви. Именно его по неизвестной причине выбрала София. Личные взаимоотношения героев в "Горе от ума" имеют важное значение, однако более интересным для изучения является отношение Молчалина к службе. Ведь именно в этой деятельности характер Алексея Степановича проявляется ярче всего.

Общая характеристика героя

Алексей Степанович занимает небольшую должность. Он секретарь и Фамусова. Молчалин не может похвастаться благородным происхождением, однако изо всех сил стремится выбиться "в люди". Для этого он выбрал безошибочную тактику: "угождать всем... без изъятья". Алексей Степанович не делает различия между барином и его слугой. Со всеми он безупречно учтив и вежлив. В отношении вышестоящих особ преданность Мочалина не имеет границ. Он заискивает перед Фамусовым, стремится услужить Хлестовой. Алексей Степанович - посредственность, бессовестный лицемер и подхалим. Но никто из фамусовской гвардии этого не замечает. Образ Молчалина - это портрет человека, который с помощью нехитрых приемов и уловок прокладывает себе дорогу в высшее общество.

Молчалин и Чацкий

Если большая часть представителей фамусовской гвардии (Фамусов, Хлестова) - люди старшего поколения, то Молчалин - практически ровесник Чацкого. Однако эти представители одного поколения являются, по сути, абсолютно разными людьми. Их поведение в обществе, нравственные идеалы противоположны. Об этом свидетельствует отношение Молчалина к службе. По собственному признанию героя, у него всего два таланта - "умеренность и аккуратность". Он не скрывает собственную посредственность, даже напротив, гордится ею.

Поведение и мировоззрение Алексея Степановича строго регламентируется занимаемой должностью. Поскольку она еще весьма незначительна, ему приходится быть услужливым и скромным. Молчалин не может обойтись без влиятельных покровителей и всецело от них зависит. Самостоятельность Чацкого кажется Алексею Степановичу очевидной глупостью.

Молчалин и Фамусов

Необремененный особыми способностями, Алексей Степанович очень органично вписывается в консервативное фамусовское общество. Несмотря на громадную разницу в общественном положении и возрасте, у него много общего с известным московским "тузом". Отношение Молчалина к службе абсолютно "фамусовское". Он признается, что мечтает "и награжденья брать, и весело пожить". В его арсенале имеется уже "три награжденья" и каждое из которых - маленькая ступенька на пути к блестящей карьере. Подобно Фамусову, Алексей Степанович свято чтит общественное мнение. Некоторые цитаты Молчалина: "Ах! Злые языки страшнее пистолета" и "В мои лета не должно сметь/Свое суждение иметь" перекликаются с заключительной фамусовской фразой: "Ах! боже мой! что станет говорить"/Княгиня Марья Алексеевна!".

Молчалин в любви

Алексей Степанович умело притворяется влюбленным в главную героиню пьесы. И здесь проявляется его стремление "угождать всем людям без изъятья". Умная и самоотверженная, Софья совершенно не замечает обмана. Она превозносит его застенчивость, почтительность и несмелость. Даже отсутствие в нем "этого ума... который скор, блестящ..." кажется ей положительным качеством. Описывая Чацкому своего возлюбленного, девушка не замечает, как, по словам И. А. Гончарова, "портрет выходит пошл". У Софии свое горе от ума. Молчалин становится для нее героем любовного романа, в котором она играет роль доброй покровительницы.

Однако у Алексея Степановича совершенно другие склонности. Живая и веселая Лиза нравится ему гораздо больше. К тому же он не так глуп и считает, что София "Любила Чацкого когда-то/ Меня разлюбит, как его". А вот Лизе он готов подарить туалет затейливой работы и полагает, что этого достаточно для того, чтобы завоевать любовь. Трезвый цинизм Молчалина кажется особенно отвратительным на фоне искренних чувств, которые испытывает по

Дальнейшая судьба Молчалина

Утрата любви главной героини не означает для Алексея Степановича полного поражения. Несмотря на то что он совершил серьезную оплошность, ему удалось избежать гнева Фамусова. Все свое негодование "благородный" отец семейства выплеснул на униженную и оскорбленную Софию и невиновного Чацкого. Главного героя выставляют за порог, обвиняя в мнимом разврате. Софию грозятся выслать за недостойное поведение в деревню. Только Алексей Степанович удаляется незамеченным. Относительно судьбы этого героя не дает определенного ответа комедия "Горе от ума". Молчалин, вероятно, сумеет прикинуться жертвой сложившихся обстоятельств. Остановить его карьеру невозможно. Совершенно прав был Чацкий, когда предрекал, что Алексей Степанович "дойдет до степеней известных". Финальная сцена комедии лишний раз подтвердила печальную истину, которую пытается донести до своих читателей А. С. Грибоедов: "Молчалины блаженствуют на свете", тогда как искренние и умные Чацкие становятся в обществе изгоями.

Образ известных литераторов

Образ "бессловесного" человека, исподволь пробивающего себе дорогу по карьерной лестнице, никого не оставил равнодушным. Белинский в середине 19 века писал о том, что Молчалин - это человек, который "подличает без выгод" по единому "велению души". Н. В. Гоголь находил, что "лицо" Алексея Степановича "метко схвачено". Это образ личности низкой и безмолвной, тихомолком пробивающейся в люди. Салтыкова-Щедрина отношение Молчалина к службе вдохновило на создание серии очерков под названием "В среде умеренных и аккуратных". И. А. Гончаров в этюде "Мильон терзаний" отмечал, что в его время (1871 г.) молчалинское низкопоклонство становится архаизмом и "прячется... в темноту". Однако сравнения различных персон с бессловесным и услужливым персонажем "Горя от ума" до сих пор активно используется в публицистике.

Заключение

Цитаты Молчалина - отражение его жизненной позиции. Стремление пригодиться и войти в доверие к нужному человеку, который: "Кормит и поит", а может быть "и чином подарит..." актуально во все времена. Алексей Степанович - типичный приспособленец, необремененный творческим и созидательным началом, зато в избытке наделенный практической сметкой и житейским умом. Бороться с ним совершенно невозможно. В любой ситуации этот человек сумеет оказаться на плаву. До каких пор на службе будет цениться молчаливая посредственность, а яркий, живой и независимый ум будет подвергаться несправедливым гонениям? Такой вопрос ставит А.С. Грибоедов в сатирической комедии "Горе от ума". Молчалины занимают ведущие должности, проникают во все сферы жизни, внедряются в любое общество и одним своим существованием препятствуют его развитию. Однако ответ на этот вопрос по сей день не найден. Возможно, со временем подобное положение вещей изменится.

Вот он, на цыпочках

И не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете.

А. С. Грибоедов

Одна из любимых тем великих писателей XIX века - становление молодого человека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский "Евгений Онегин", "Обыкновенная история" и "Обломов" И. А. Гончарова, "Красное и черное" Стендаля, "Человеческая комедия" Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и "Горе от ума" А. С. Грибоедова, не , а "высокая" комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально - политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.

Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее - человеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.

По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. "Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари" московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристойность Молчалина - искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца "угождать всем людям без изъятья", даже собаке дворника.

Цель жизни Молчалина - сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб "и награжденья брать, и весело пожить". На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться - лесть, низкопоклонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.

Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь "по должности". Его жизненные "принципы" просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: "Ведь надобно зависеть от других" или: "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь". Молчалин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.

Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, "умеренность и аккуратность" уже обеспечили ему "три награжденья" по службе, расположение и поддержку влиятельных господ.

Читатель комедии понимает и другое: жизненный "опыт" Молчалина - приговор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, организовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образованного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. "Молчалины блаженствуют на свете", - один из самых горьких выводов Чацкого после дня общения с фамусовским обществом.

Молчалин не беспомощен и не смешон - по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, который, живя в фамусовском обществе, обязательно "дойдет до степеней известных". Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коленях, "деловой" секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он нужен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о "становлении" Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской России), "мучителей толпу", боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, несгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. "Великая способность нравиться" многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.

Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным тактика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности - и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Образ Молчалина и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Он дойдет до степеней известных... А. Грибоедов Один из наиболее ярких и типичных для всех времен персонажей - Молчалин, герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Это тип молодого человека, который обладает, по словам Александра Чацкого, двумя "талантами": умеренностью и аккуратностью. Но с их помощью он добивается немалого: успеха на службе и в любви, признания в обществе. Молчалин сам дает себе характеристику, раскрывая принципы жизни, которые ему завещал отец и которыми он
    С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». О нем с иронией и даже презрением отзывается Чацкий: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина? Она девушка, бесспорно, умная, образованная, полюбила такое ничтожество, как Молчалин? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть
    Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия "Горе от ума" занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, - все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими "вечными" характерами - будь то яростный противник образования Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличитель нравов Чацкий. В комедии "Горе от
    В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. А. С. Грибоедов Что меня возмущает в Молчалине? Я могла бы ответить одним словом: все. Но тогда не получится сочинения. Поэтому я расскажу о том, что у меня вызывает откровенное неприятие, а с чем я могла бы с большим трудом примириться. С Молчалиным мы знакомимся уже в первых сценах. Вот внезапно появившийся Фамусов застает его со своей дочерью Софьей. От страха перед Фамусовым Молчалин теряет
    В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. А. С. Грибоедов Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведением "непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца". И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани. Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза... Все они по-своему интересны. Но самым интригующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя.
    Если Фамусов и Чацкий - люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий - ровесники. Тем резче контраст между ними. Молчалин - счастливый соперник Чацкого в любви. Но если бы Молчалин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли низкого, подлого человека. "Вот он, на цыпочках и не богат словами" - говорит Чацкий о секретаре Фамусова. Молчалин беден и безроден, но он поставил перед
    1. Какие черты классицизма сохранились в комедии "Горе от ума"? А. Говорящие фамилии Б. Общественный конфликт В. Соблюдение принципа трех единств Г. Изображение действительности в формах жизни Д. Историзм изображения действительности Е. Наличие традиционных амплуа: глупый отец, субретка, любовник, жених 2. Охарактеризуйте основной конфликт комедии "Горе от ума": А. Свободолюбивый герой и косное общество Б. Бытовой В. Семейный 3. Кому в комедии "Горе от ума" принадлежат слова: "Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь"? А. Молчалин Б. Фамусов В. Скалозуб Г. Тугоуховская 4. О

Но как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова -- Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.

Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин стал символом рабского молчания. На примере же Молчалина можно проследить стремление фамусовского общества к личной выгоде. Он -- воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Он льстит и угождает при каждом удобном случае всем, кто когда-нибудь может быть ему полезным. Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей партию и гладит ее моську. Только ради выгоды Молчалин прикидывается влюблённым в Софью, ведь она - дочь его начальника, и её расположение может очень пригодиться.

Перед зрителем он появляется в самом начале пьесы, когда Фамусов застает их в гостиной. От страха быть уличенным в любовных отношениях с Софьей он не смеет и рта раскрыть. Одна Софья говорит и выдумывает разные небылицы для отвода внимания отца от Молчалина. А тот как «в рот воды набрал», только лишь и может сказать:

С бумагами-с.

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Но тон и поведение его резко меняется, стоит лишь ему остаться наедине с горничной Лизой. Тут он в момент расцветает, скачет перед ней, пытается обнять, соблазняет подарками, признается в любви и, самое главное, с ней он такой, как есть на самом деле, потому что Лиза ему кажется ровней, своим человеком. С ней он откровенен в своих мыслях и подлостях, перед ней он раскрывает свою «игру», потому что ее он воспринимает за свою. Поэтому на вопрос Лизы, любит ли он барышню, честно отвечает, что «по должности»…

А Чацкий тем временем пытается понять, что же свело Софью с Молчалиным, «какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который «всегда на цыпочках и не богат словами». Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Он не может понять, как можно любить ничтожество, и в надвигающихся перед балом сумерках он расспрашивает Софью и пытается открыть для себя заново Молчалина. Он ощущает пропасть между своими чувствами и понятиями и происходящим на его глазах их сближением. Он чувствует себя на грани катастрофы:

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату...

Мне дайте убедиться в том: потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви...

Желая образумить Чацкого, Софья перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин «безмолвием обезоружит» Фамусова, «от старичков не ступит за порог... с ними целый день засядет, рад не рад, играет...». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого «загадкой».

И вечером, под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте «умеренность и аккуратность», и далее: «ведь надобно ж зависеть от других»:

Татьяна Юрьевна!!!

Известная, - притом

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные;

… частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?

Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

При трех министрах был начальник отделенья.

Переведен сюда...

… слог его здесь ставят в образец!

Не смею моего сужденья произнесть.

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий удивляется: «Зачем же надобно?» На что Молчалин только и может ответить: «В чинах мы небольших». В этом разговоре грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему «пути спасения». Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к «почестям и знатности», свою программу независимости, свободы и искренности: «Зачем же мнения чужие только святы?», «Я глупостей не чтец», «Когда в делах -- я от веселья прячусь, когда дурачиться -- дурачусь». После этого разговора Чацкому становится ясно, кто перед ним стоит, и он с усмешкой восклицает:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

На самом деле он противостоит Молчалину, опираясь на то чувство собственного человеческого достоинства, которое в разночинцах тогда было развито неизмеримо меньше, чем в тех, кто имел за собою шестисотлетнее дворянство. Молчалин же весь нацелен на то, чтобы как можно скорей прикрыть свою безродность карьерой, самому о безродности этой забыть. И не за безродность совсем презирает его Чацкий. Норма человека, как открывалась она просветительскому сознанию, действительно оказывалась осуществленной в гораздо большей степени в Чацком, чем в Молчалине.

В третьем действии, на приеме в гостиной Фамусова Чацкий пытается в последний раз открыть Софье глаза на образ Молчалина. Теперь, после разговора с ним он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний. И Чацкий пытается ей об этом сказать:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

В нем Загорецкий не умрет!

Но никакие слова не способны открыть мечтательнице глаза, потому что она - дитя того общества, где живет. И лишь в четвертом действии Софья понимает, пройдя через позор, как ошибалась в Молчалине. В «сцене на лестнице» Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте» - слышит он от Софьи. «Подлец!» - восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. В то время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся подле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное - всегда находится подле кого-то.

Молчалин после сцены в сенях не может оставаться прежним Молчалиным. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол.

Драматург допускает некоторую гротескность в изображении отдельных персонажей, чтобы оттенить преобладающие черты характера, но это не делает образы упрощенными, прямолинейными, а придает им большую художественность. Все они неразрывно связаны с социальной средой и порождены ею. Поэтому, как ни низок и ничтожен Молчалин, он вызывает не только омерзение, но и сочувствие: герой унаследовал жизненную философию отца и целеустремленно следует ей. Молчалин вращается в среде московского дворянства, слышит разглагольствования Фамусова, призывающие к пресмыкательству перед сильными мира сего. Это укрепляет его веру в правильность унаследованной системы жизненных ценностей.

Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание , анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и общественной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, старается взобраться по ней, следуя принципам и жизненным правилам своего начальника. Распространённые в фамусовском обществе низкопоклонство, угодливость были ему привиты с детства:

«Мне завещал отец,

говорит Молчалин,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собачке дворника, чтоб ласковей была».

Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет завещания отца! Мы видим, как он старается угождать знатной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собачку; и хотя Хлестова относится к нему очень свысока («Молчалин, вот чуланчик твой!»), однако же, она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, зовет «мой дружок», «родной», и наверное не откажет ему в покровительстве, когда это ему понадобится. Молчалин уверен, что идет правильным путем и советует и Чацкому съездить «к Татьяне Юрьевне», так как по его словам «частенько там мы покровительство находим, где не метим».

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Сам Молчалин признает в себе два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомненья, что с такими свойствами «он дойдет до степеней известных», как замечает Чацкий, прибавляя: «ведь нынче любят бессловесных». Молчалин действительно – бессловесный, так как не только не высказывает, но даже и не имеет собственного мнения, – недаром Грибоедов назвал его «Молчалиным»:

«В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь», –

говорит он. Зачем рисковать «иметь свое сужденье», когда настолько проще и безопаснее думать, говорить и поступать так, как это делают старшие, как делает княгиня Марья Алексеевна, как «все»? Да и может ли Молчалин иметь свое мнение? Он несомненно глуп, ограничен, хотя и хитер. Это – мелкая душа. Мы видим низость и подлость его поведения с Софьей . Он притворяется, что любит ее, потому что думает, что это может ему быть выгодным, и в то же время заигрывает с Лизой; он подло ползает на коленях перед Софьей, вымаливая ее прощенья, и сразу после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус. Жалкий тип Молчалина изображен Грибоедовым с беспощадным реализмом.