В. Л. Боровиковский, художник: картины, биография. Боровиковский биография Художник боровиковский биография кратко и картины

Боровиковский, Владимир Лукич (1757-1825) - выдающийся российский портретист. Мастер религиозной живописи. Славу художнику принесли многочисленные портреты высочайших особ и петербургской знати. Многие из них выполненные в духе сентиментализма.

В. Л. Боровиковский родился в семье получившего дворянство казачьего старшины Луки Боровика. Отец художника занимался иконописью, и Владимир Лукич вместе со своими братьями Василием, Иваном и Петром обучался у отца этому искусству. По семейной традиции Боровиковский был определен в Миргородский полк (1774), но военная карьера не прельщала будущего художника, и в 1783 году он вышел в отставку, поселился в родном Миргороде и занялся живописью, в основном иконописью.
По свидетельству биографов, Боровиковским на Украине было создано большое количество икон и иконостасов, но большинство из них не сохранилось. Точно известно, что художник работал в 1784 году в Троицкой церкви в Миргороде, где исполнил весь иконостас. Занятия иконописью и религиозной живописью Боровиковский не оставлял на протяжении всей своей жизни. Художник писал иконы для Казанского собора в Петербурге и некоторых других храмов столицы, для церквей в Могилеве, Торжке, Москве. Его иконы находятся ныне в Государственной Третьяковской галерее, Музее В. А. Тропинина и художников его времени (Москва), в Тверской областной картинной галерее, Государственном Русском музее и других собраниях.
Иконописное творчество Боровиковского опиралось, с одной стороны, на традиции украинской иконописи (в ранний период), с другой - на традиции русской академической религиозной живописи и иконописи, испытывавшей серьезное влияние западноевропейского религиозного искусства XVII-XVIII вв.
В 1786-1787 годах Боровиковский был привлечен к украшению дворца, в котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия на юг России. Екатерина II оценила работы художника и повелела вызвать его в Петербург. В 1788 году Боровиковский покинул Миргород и переехал в северную столицу, где в течение восьми лет жил в доме архитектора, поэта, музыканта и ученого Н. А. Львова, вокруг которого сложился просветительский кружок. Общение с его членами оказало влияние на мировоззрение и эстетические взгляды художника. Среди членов кружка были И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин, Д. Е. Левицкий и другие. К советам последнего Боровиковский прибегал в начале своей творческой карьеры в Петербурге. В 1792 году Боровиковский начал систематические занятия живописью у И. Б. Лампи-старшего, под руководством которого он совершенствовался в течение нескольких лет. В 1780-х годах, еще в миргородский период, Боровиковским был написан первый из известных его портретов - полковника П. Я. Руденко (Днепропетровский художественный музей).
В Петербурге в 1790 году художник исполнил портреты O. K. Филипповой (ГРМ), затем Е. М. Олениной (1791, ГТГ). Это были первые опыты Боровиковского-портретиста, в которых лишь начинал развиваться его талант. В первые годы жизни в Петербурге Боровиковский занимался в основном миниатюрным портретом (на кости, картоне, меди; маслом, гуашью, акварелью). Одним из лучших произведений этого периода является «Портрет В. В. Капниста» (начало 1790-х, ГРМ). В это же время художник продолжал занятия иконописью: в 1791 году он писал в технике гризайли образа для церкви в имении Н. Л. Львова Арпачево Тверской губернии. Им были выполнены образа для собора Борисоглебского монастыря в Торжке (1790-1792) и Иосифского собора в Могилеве (1793-1794), архитектором которых был Н. А. Львов.
В 1794 году Боровиковский представил в Академию художеств портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (ГТГ), за который его признали «назначенным» в академики, а в 1795 году за портрет великого князя Константина Павловича художник был удостоен звания академика. В 1802 году Боровиковский стал советником Академии художеств. Несмотря на полученные звания, мастер никогда не был связан государственной службой, в основном он работал по заказам. Художник вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета, образов «частного» человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». «Мир чувств» и «жизнь сердца» стали основой творческого понимания моделей художника, индивидуальную внутреннюю жизнь каждой из них мастер подчеркивал фоновыми деталями.
Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов, однако образы сближает единая эстетико-мировоззренческая трактовка их как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром. Опыт работы в миниатюре позволял Боровиковскому в малых формах находить новые выразительные средства. Таковы «Портрет Лизынки и Дашеньки» (1795, ГТГ), портреты крепостных Н. Л. Львова, архитектора А. А. Менеласа (начало 1790-х, ГРМ) и другие работы.
В 1790-е годы художник привнес принципы миниатюрного письма в портрет маслом на холсте привычных размеров. Постепенно Боровиковский выработал нечто вроде иконографического канона женских портретов: поясное (редко поколенное) изображение фигуры, опирающейся на тумбу, дерево и тому подобное, непременно с чем-нибудь в руке; фон, как правило, природный. Фигура всегда размещена на грани темного тона (деревья) и светлого (небо). Иногда в портретах повторяется не только композиция, но и отдельные детали. Например, в портретах Е. Н. Арсеньевой (1796, ГРМ) и Скобеевой (втор. пол. 1790-х, ГРМ) одно и тоже платье, яблоко в руке, браслет, однако образы при этом совершенно различны, индивидуальны. К числу лучших работ 1790-х годов относятся «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» (1795, ГТГ), «Портрет М. И. Лопухиной» (1797, ГТГ) - одно из самых одухотворенных произведений художника, «Портрет Н. И. Куракиной» (1795, ГРМ). В те же годы художник создал мужские портреты, которые написаны на основе тех же эстетических принципов, что и женские, но отличаются композиционным решением. Среди них «Портрет Г. Р. Державина» (1795, ГТГ), «Портрет Павла I» (1796, ГРМ), «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина» (1799, ГРМ).
В конце 1790-х - начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины. Это время расцвета творчества художника. В 1797 году ему присудили премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Художник получил множество заказов. Ему позировали цари, государственные деятели, полководцы, отцы церкви. В этих портретах Боровиковский умело сочетал условность композиции и правдивость в характеристике модели, типичность и индивидуальность. Художник использовал различные живописные и композиционные приемы, обогащая «мир вещей» своих произведений, позволявший выявлять характеристику модели. К числу лучших произведений этого ряда принадлежат портреты статс-секретаря Екатерины I Д. П. Трощинского (1799, ГРМ), Е. Г. Темкиной (1798, ГТГ), суворовского генерала Ф. А. Боровского (1799, ГРМ), Павла I (1800, ГРМ), князя А. Б. Куракина на фоне Михайловского замка (1801-1802, ГТГ).
В 1802 году Боровиковский написал портрет сестер А. Г. и В. Т. Гагариных (ГТТ), которым завершается период «сентиментального» Боровиковского и начинается, по мнению ряда исследователей, « ампирный период» творчества художника. В 1800-1810-х годах мастер писал в основном семейные групповые портреты. В искусстве Боровиковского культ семьи получил некоторый философский аспект, характерный для просветительской идеологии. В его произведениях восторженная одухотворенность, эмоциональность сменяются назидательностью, некоторой обобщенностью образов, их внутренней философичностью, подчеркнутой скульптурной пластикой моделей. К числу лучших произведений этого направления относятся «Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» (1803, ГРМ), «Портрет Г. Г. Кушелева с детьми» (1803, Новгородский историко-художественный музей), «Портрет А. Е. Лабзиной с воспитанницей С. А. Мудровой» (1803, ГТГ), «Портрет М. И. Долгорукой» (ок. 1811, ГТГ), «Портрет Г. Р. Державина» (1811, Всероссийский музей А.С. Пушкина), «Портрет А.-Л.-Ж. де Сталь» (1812, ГТГ), «Портрет Д. П. Трощинского» (1819, ГТГ). В 1800-х годах Боровиковского все более охватывают мистические настроения. Художник был близок с Н. И. Новиковым и статс-секретарем Академии художеств Лабзиным, под влиянием которых он в 1802 году стал членом масонской ложи «Умирающий сфинкс» (в нее же входил Д. Г. Левицкий). В 1819-1824 годах художник вошел в «Духовный союз» Е. Ф. Татариновой - мистическую секту, бдения которой проходили в Михайловском замке, но, согласно записям в его дневнике, был ею разочарован.
С 1800-х годов Боровиковский вновь начал уделять много внимания религиозной живописи и иконописи. Он написал иконы для Казанского собора в Петербурге (1804-1811) - десять икон для Главного иконостаса и образа для второго и третьего иконостасов. В 1814-1815 годах Боровиковский выполнил иконостас для Покровской церкви села Романовна Черниговской губернии, в котором заметны духовные искания мастера, отступления от традиционной иконописи.
Боровиковский никогда официально не преподавал, но имел частную школу в Петербурге. У него учились многие русские художники, среди которых наиболее известны И. В. Бугаевский-Благородный и А. Г. Венецианов.
Русская живопись. Энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2003. С. 90-94.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - русский художник, мастер портрета.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720-1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями - Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний - гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

    Род. в г. Миргороде, нынешней Полтавской губернии, 24 июля 1757 г., ум. 6 апреля 1825 г. Отец его, старожил Миргорода, значковый товарищ Лука Боровик (одинаково писавшийся Боровиком и Боровиковским, также как Лукой и Лукьяном, ум. в 1775 г.)… … Большая биографическая энциклопедия

    Владимир Лукич Боровиковский Портрет работы Бугаевского Благодатного Дата рождения: 1757 Дата смерти: 1825 Национальность: укр … Википедия

    - (1757 1825) российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (М. И. Лопухина, 1797). С 1800 х гг. испытал влияние классицизма (А. Б.… … Большой Энциклопедический словарь

    Боровиковский (Владимир Лукич) художник исторической, церковной и портретной живописи, родился в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в… … Биографический словарь

    Русский и украинский художник портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства… … Большая советская энциклопедия

    - (1757 1825), русский и украинский художник. Портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев; с конца 1788 в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И … Художественная энциклопедия

    Боровиковский Владимир Лукич - (1757—1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). Академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1757 1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1757 1825), живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М. И. Лопухина», 1797). Суховато сдержанные работы Боровиковского 1800 х гг.… … Энциклопедический словарь

    Боровиковский, Владимир Лукич - В.А. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797. Третьяковская галерея. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757 1825), российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритма с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Владимир Лукич Боровиковский завершает плеяду крупнейших художников - портретистов 18-го века. Старший сын украинского мелкопоместного дворянина, добывал средства на существование вместе с отцом - иконописью и первые уроки получил у него. Впервые он обратил на себя внимание в Кременчуге, где выполнял в соборе росписи к приезду царицы ЕкатериныII. Это дало ему возможность отправиться учиться в Петербург, где он брал уроки у Левицкого.
Боровиковский был мастером религиозной живописи, однако, славу ему принесли портреты высочайших особ и петербургской знати. У него много камерных, интимных портретов, и даже в парадные портреты он вносит нотки камерности, даже сентиментальности.

Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник написал его вариант. Так возникли два почти одинаковых портрета ЕкатериныII, один из которых - с Румянцевским обелиском на фоне - находится в Русском музее, а другой - с Чесменской колонной - в Третьяковской галерее.
Портрет Екатерины интересен новизною замысла. Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века, и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а "казанской помещицей"(как она любила себя называть), совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе - Царскосельскому парку. Ей 65 лет, из-за ревматизма она опирается на посох. Ее одежда подчеркнуто неофициальна: одета в пальто, украшенном кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец. Лицо написано обобщенно, смягчая возраст императрицы, на нем выражение снисходительной доброжелательности. У ног ее резвится собака. И хотя Екатерина представлена почти в домашней обстановке, поза ее полна достоинства, а жест,которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен. Екатерина не была в восторге от портрета и не выкупила его, однако, Боровиковский внес этим портретом еще один штрих в образ великой русской императрицы.
Следует сказать, что портрет Екатерины нашел своеобразное отражение в русской литературе. Он невольно вспоминается при чтении "Капитанской дочки" Пушкина. Пушкин несомненно воспользовался картиной Боровиковского при описании встречи Марьи Ивановны с императрицей: "Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: "Не бойтесь, она не укусит". И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую."

Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Твердая осанка, исполненная выразительности. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. Рука его демонстративно указывает на бумаги и рукописи, лежащие на столе, они говорят о деятельности Державина в Сенате и о занятии поэзией. Портрет парадный, в нем Боровиковский возвеличивает неповторимую личность Державина, значительность его фигуры.

На портрет изображена Екатерина Николаевна Арсеньева, дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева. Это очень радостный портрет. В уютном уголке сада, на фоне зелени парка, изображена веселая юная девушка с яблоком в руке. Она очаровательна и жизнерадостна, подвижна и целеустремленна. Чувствуется, что девушка полна ощущения счастливой молодости, легкости бытия. Художник показал ее яркий, дерзкий характер, умение свободно, полной грудью вдыхать прелесть природы и саму жизнь.
Весь облик девушки очень русский: круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, узкие, чуть раскосые глаза.
Колорит картины гармонично объединяет образ девушки и окружающую ее природу.

Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая, изображена в возрасте 23 лет. На фоне пейзажа — колосьев, березок и васильков, символизирующих сельскую простоту, легким певучим силуэтом рисуется нежная фигура юной женщины в простом белом платье с локонами, небрежно ниспадающими на плечи. Тихая дремлющая природа навевает ей сладкие грёзы, приятные мечты, а может быть, легкую грусть. Томная полуулыбка скользит по чуть припухлым губам, тяжелые веки слегка приподняты над задумчивыми, чуть грустными глазами, небрежно опустилась нежная рука. Бледный колорит картины еще более усиливает впечатление мягкой задумчивости, придает образу поэтическую одухотворенность.

Красота Лопухиной в свое время пленила императора ПавлаI, была его фавориткой, а когда она вышла замуж, он устроил должным образом судьбу молодой четы.

Известно, что сам Боровиковский не был равнодушен к обаятельной Лопухиной и свои чувства сумел передать в портрете. Известно также, что через год после написания портрета она умерла от чахотки.

Поэт Яков Полонский написал такие строки под впечатлением от портрета:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз, и той улыбки нет, что молча выражали

Страданья, тень любви, и мысли, тень печали, но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела и будет этот взгляд, и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать, уча его любить, прощать, страдать, молчать.

На семейном портрете графиня Анна Ивановна Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. Все трое позируют перед нами, демонстрируя свою любовь друг к другу, а равно их общую любовь к умершему сыну и брату - это его портрет в миниатюре в руках у младшей сестры.
Картина Боровиковского - трогательное и поучительное зрелище семейных добродетелей. Если же пристальнее вглядеться в лица изображенных, чувствуется наблюдательность художника. Графиня Безбородко была не только нежной и заботливой матерью, но и рачительной хозяйкой, властной, несколько грубоватой, в это время уже немолодой женщиной. У ее старшей дочери Любови худощавое, болезненное лицо. У младшей - Клеопатры - лицо некрасивое, своенравное и полное живости. Дальнейшая жизнь этой молодой девушки сложилась не совсем обычно. Одна из богатейших невест в России, имевшая приданое в десять миллионов, она вскоре вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского. Супруги не сошлись характерами и разъехались. Клеопатра Ильинична была настолько расточительна, что под конец жизни не только истратила все свое огромное состояние, но объявила себя несостоятельной в пяти миллионах.
И все-таки при пристальном взгляде на картину, большой любви и нежности между матерью и дочерьми нет, скорее они демонстрируют эту любовь, но все смотрят не друг на друга, а в разные стороны.

В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Павел на картине в торжественном одеянии, в котором он желал себя видеть на парадном портрете. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Далматик из белого бархата - древняя одежда византийских императоров. Это именно парадный портрет, говорящий о положении человека, о чем говорят и все его аксессуары. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка.

Всемогущий князь, Александр Борисович Куракин, любимец Павла I изображен в парадной одежде, в горделивой позе, торжественной обстановке. Фаворит любил пышность. Недаром его прозвали "бриллиантовым князем". Его дом по установленному там штату и церемониалу напоминал императорский двор в миниатюре. Его наряды поражали роскошью. Один из его парадных кафтанов был так густо расшит золотом, что однажды буквально спас жизнь своему владельцу: попав в пожар, Куракин не получил сильных ожогов только благодаря "золотой броне" своего кафтана. Спесив и важен был Куракин до чрезвычайности и не зря недруги за глаза звали его "павлином". Это был опытный царедворец, хитрый и изворотливый, стихией которого были придворные интриги.
Портрет Куракина - один из самых блестящих парадных портретов в русской живописи. Нарядная одежда, украшенная золотым шитьем. разнообразные ленты и сверкающие бриллиантами звезды орденов, брошенная на кресло мантия, колонны и драпировки, Михайловский замок на фоне - все это создает в портрете обстановку чрезвычайной пышности. А надо всем этим великолепием доминирует лицо Куракина - хитрое и властное, с любезной и горделивой улыбкой.

В начале XIXвека Боровиковский создал одно из своих лучших произведений - портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. Они принадлежали к богатому и знатному княжескому роду. Особенно процветали Гагарины при Павле I, когда родной брат княжон Гагариных женился на фаворитке императора Лопухиной.
Художник представил сестер Гагариных музицирующими. Младшая играет на гитаре, одном из любимых инструментов того времени, старшая сестра держит нотный лист.
Позы молодых девушек изящны и немного изнеженны, жесты легки и грациозны. Одежды, по моде того времени несколько напоминающие античные хитоны, падают плавными классическими складками, более мелкими у младшей сестры и более крупными, монументальными у старшей.
Изысканны цветовые сочетания в картине: голубовато-белое и серое платья, коричневая гитара, лилово-розовая шаль, голубое небо и темная зелень деревьев. Лица девушек объединены семейным сходством и общим настроением "нежной мечтательности". В то же время можно заметить, что у младшей княжны лицо менее правильное, но живое и насмешливое, а у старшей - более классическое, но чуть расплывшееся, с большими томными глазами.

Боровиковский отлично владел техникой миниатюрной живописи: особенно это чувствуется в очень тонкой моделировке лица изображенного. Фигура легко и непринужденно вписана в круг, линии сочетаются в мягком ритме.
Близкими к миниатюрам по своему характеру были небольшие портреты, написанные масляными красками на металлических пластинках, картоне или дереве. Боровиковский много работал в этом жанре, в котором он написал камерный портрет молодых девушек - Лизаньки и Дашеньки.
Девушки одеты и причесаны по моде, бытовавшей в дворянском кругу. Лиза и Даша - дворовые девушки князя Львова, превосходные плясуньи.
Перед нами идиллическое, несколько манерное изображение двух юных грациозных девушек, прильнувших друг к другу с чувством "чистой и нежной дружбы", которую часто воспевали поэты той поры. Это настроение подчеркивают и светлые тона, и гармоничный, музыкальный ритм линий, и тонкая моделировка лиц, и мягкая живописная манера.

Перед нами портрет известного чиновника, министра Дмитрия Прокофьевича Трощинского. Судьба этого человека сложилась необычно. Сын войскового писаря, учившийся грамоте у дьячка, он к концу жизни дослужился до поста министра и был назначен членом Государственного совета, достигнув вершины служебной лестницы.
Трощинский был человеком "отличною твердостью и редким в делах государственных искусством одаренным". Написанные им документы и указы по ясности мысли и четкости изложения стоят в ряду лучших произведений делового слога того времени. Характер у него, по-видимому, был нелегкий. По словам одного из современников, Трощинский всегда "казался "старее своего возраста, "имел вид несколько угрюмый. Друзьям был друг, а врагам враг".
Портрет работы Боровиковского может служить своеобразной иллюстрацией к этой словесной характеристике, настолько художник проник в характер Трощинского. На портрете у Трощинского широкое лицо с неприветливым взглядом и твердыми очертаниями рта.В нем угадывается ясный ум и настойчивая воля. Чувствуется и угрюмая настойчивость человека, вышедшего "из низов", который ничего не получил "по праву рождения", а всего добился сам. Есть в Трощинском и важность сановника, гордое сознание собственной значительности и властность крупного чиновника, привыкшего распоряжаться людьми.

Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, о котором Екатерина II так писала в одном из своих писем: "Приблизительно около месяца у нас гостит персидский принц Муртаза-Кули-Хан, лишенный братом своим Ага Магометом владений и спасшийся в Россию. Это человек добродушный и предупредительный. Он попросил осмотреть Эрмитаж и был там сегодня в четвертый раз; он провел там три или четыре раза подряд, рассматривая все, что там находится, и смотрит на все как настоящий знаток, все, что наиболее прекрасно в каком бы то ни было роде, поражает его и ничто не ускользает от его внимания". Возможно, Екатерина смогла увидеть в персидском госте больше, чем Боровиковский, но и положение их было неравное. Императрицу Муртаза-Кули-хан старался расположить в свою пользу, а перед художником позировал чуждый и непонятный ему человек, восточный властелин, привыкший скрывать свои чувства. И все же Боровиковский подметил выражение грусти и пресыщенности на его умном и тонком лице. Но живописца прежде всего увлекла экзотичность облика персидского принца - его бледное лицо и черная борода, выхоленные руки с розовыми ногтями, величавая поза и, наконец, роскошное одеяние с причудливым сочетанием атласа, парчи, сафьяна, меха и драгоценностей.
Красота и изысканность цветовой гаммы, торжественность и монументальность композиции делают портрет Муртазы-Кули-Хана одним из лучших образцов парадного портрета в русском искусстве.

А вот еще один шедевр Боровиковского - портрет Скобеевой. Дочь кронштадского матроса, она еще девочкой попала в дом Д.П.Трощинского, который воспитал ее как дворянку и сделал своей любовницей. Уезжая на ревизию в Сибирь, Трощинский отправил молодую женщину в свое смоленское имение, подальше от соблазнов светской жизни. Вряд ли он мог предположить, что там его возлюбленная познакомится с местным помещиком Скобеевым и выйдет за него замуж, приобретя тем самым права дворянства.
Работая над этим портретом. Боровиковский повторил некоторые приемы, найденные ранее. Поза женщины. ее белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке - все это как бы "скопировано" с портрета Арсеньевой. Однако такая одинаковость остается почти незаметной: столь различны образы. Вместо веселой, легкомысленной Арсеньевой перед нами энергичная женщина с крупными чертами лица, густыми черными бровями, строгим и решительным взглядом. Ощущается ее внутренняя собранность, незаурядный характер, ясная, целенаправленная воля.